На что похожа ночлежка в пьесе на дне

Образы ночлежников в драме Горького На дне

Сочинение по литературе.

«Здесь. человек заметен, слышен его голос, озлобленный, раздражённый, мстительный. Здесь у человека есть лицо – голодное, возбуждённое, тоскующиее. Видно, что люди чувствуют, заметно, что они думают.»
А.М. Горький.

Пьеса Горького «На дне», написанная в тысяча девятьсот втором году, принадлежит к новому для того времени типу социальной драмы. Её герои – обитатели ночлежки, люди, выброшенные на дно жизни.

«Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», – поют ночлежники. Ночлежка действительно напоминает тюрьму. В подвале, «похожем на пещеру», оказались представители различных слоёв общества, но участь у всех одна. Никто из них не может выбраться отсюда. И даже здесь, на дне, продолжается власть «хозяев жизни», представленных зловещими фигурами содержателей ночлежки – старика Костылёва и его жены Василисы.

Герои пьесы мало говорят о том, как жили раньше. Но даже в немногих словах раскрываются их судьбы. «Не помню, когда я сыта была. Всю жизнь в отрепьях ходила», говорит Анна. «Скорняк был. своё заведение имел», – рассказывает о себе Бубнов. «Я – сызмальства вор», – признаётся Пепел. «Образованным человеком» считался бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин. Осталась в прошлом обеспеченная жизнь Барона, творческая работа Актёра.

Автор бегло знакомит читателя с предшествующей жизнью персонажей, но прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток. Это ярко проявляется в их поведении и манере речи.

Горький – знаток языка многих сословий, отлично владеет искусством описания диалога. У каждого ночлежника речь имеет характерные особенности. Сатин любит иностранные и замысловатые слова, его язык меток и выразителен. Барон, помнящий о своём благородном происхождении, высокомерно разговаривает с Лукой. Речь Костылёва насыщена нарочито-ласковыми словами: «полтинничек», «маслице», «лампадка».

Чётко выраженный сюжет в пьесе отсутствует, и движущей силой становится противостояние общественных и философских воззрений персонажей. Между героями пьесы нередко возникают горячие споры.

Обитатели ночлежки отвергают многие общепринятые истины. «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть», – отвечает на укор Клеща Пепел. «На что совесть? Я – не богатый», – подтверждает Бубнов. Когда Клещ отмечает, что «ворам деньги легко достаются. они не работают», Сатин парирует: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

Ночлежники много говорят о лжи и правде. «Вали всю правду, как она есть!» – считает Бубнов. Его слова приводят в бешенство Клеща: «За что мне – правду? Будь она проклята!» Настя уходит от жестокой реальности в иллюзорный мир выдуманной любви, выдавая фантазии за действительность.

На самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах возникает спор о человеке. Здесь на первый план выходят Лука и Сатин. Лука – беспаспортный бродяга, умный и обладающий громадным опытом. Он пытается успокоить и ободрить человека, утешая его ложью. Гуманизм Луки – сострадательный, Лука призывает жалеть человека, но не борется за изменение его судьбы. Сатин, напротив, уверен, что следует не примирять человека с тяжёлой действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку. Утешительную ложь Луки он называет «религией рабов и хозяев». «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!» – говорит о Человеке Сатин.

Неприглядные картины, подобные тем, что изображены в пьесе Горького, можно встретить и более чем столетие спустя, в наши дни. Ничуть не устарели и образы героев пьесы, взятые драматургом век назад из современной ему действительности. Полные жизненной правды, эти образы ещё долго будут привлекать к произведению внимание читателей.

Источник

Сочинение на тему обитатели ночлежки в пьесе горького на дне

Ночлежка и ее жители по пьесе М. Горького «На дне»

В драме «На дне» М. Горький показал нам некую модель общества, где находятся люди, попавшие на самое «дно» жизни. Каждый из них по-разному переживает свое положение и свое будущее. Писатель стремился найти выход из тупиковой ситуации, пытался провозгласить идею свободного выбора человеком своего будущего. Проблемы, поднятые автором пьесы «На дне», носят общечеловеческий характер. Самое главное — это верить в себя, в свои силы. Активное, жизнеутверждающее начало заключено в самом человеке. И только движение по пути может привести к счастливой жизни. Пьеса «На дне» показала сложный этап в судьбе самого писателя. Герои пьесы демонстрируют противоречивость мятежной натуры и самого М. Горького. Главные проблемы, которые решал драматург на страницах этого произведения — проблемы духовной отчужденности людей, реального и иллюзорного преодоления кошмарного положения вещей, утопических мыслей и пробуждения души. Но самая главная мысль этой пьесы — вера писателя в Человека.

«Мрачный быт ночлежки в пьесе Горького «На дне»»

Пьеса А.М.Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя люмпена, босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме. Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти 20-летних наблюдений над миром “бывших людей”. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и “сирых”: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет от зрителя и, сверху вниз, из квадратного окна с правой стороны”. Под сводами костылевского подземелья оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни, Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них человеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации о том, что “человек… звучит гордо”. Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж Лука. Вместе с ним появляется новый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.

Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Эта фраза Горького была вынесена в заголовок сочинения. За этой фразой автора стоит глубокая философская мысль. Точнее вопрос: что лучше истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попытаемся найти ответ на поставленный вопрос.

Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя.

Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает. Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вместо того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. А как думаем мы?

Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает философию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.

Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. “Ложь религия рабов и хозяев. Правда бог свободного человека!” говорит он. Из этого вовсе не следует, что Сатин положительный герой. Главное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.

Фактического ответа на вопрос автора: “Что лучше: истина или сострадание?” в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необходима. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Он утешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обитателям “дна”. Все же остальные клянут жизнь… и грешат, грешат, грешат. А человек живет надеждой.

Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ, как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука человек хитрый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Но артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно и убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сатина.

Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства в раскрытии этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на “стариков с детства” и “юных, которые любят”. Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра герой первой легенды. Недаром его отец орел житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в основном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех: он, “рабочий человек”, вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.

Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер “грезит” о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Источник

Аллюзии инфернального в создании образа ночлежки в драме М. Горького «На дне»

Обзор интерпретаций образа ночлежки в драме Горького «На дне». Анализ использования аллюзий инфернального при изображении обстановки действий в произведении. Мифологическое представление бытия и художественная ассоциация ночлежки с образом преисподней.

РубрикаЛитература
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления27.06.2013
Размер файла21,1 K

На что похожа ночлежка в пьесе на дне. Смотреть фото На что похожа ночлежка в пьесе на дне. Смотреть картинку На что похожа ночлежка в пьесе на дне. Картинка про На что похожа ночлежка в пьесе на дне. Фото На что похожа ночлежка в пьесе на дне

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АЛЛЮЗИИ ИНФЕРНАЛЬНОГО В СОЗДАНИИ ОБРАЗА НОЧЛЕЖКИ В ДРАМЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Думается, что более точной является интерпретация П. Долженкова, хотя вряд ли следует так прямолинейно уподоблять Сатина сатане, а Луку лукавому, бесу. К аллюзиям инфернального Горький обращается уже в самом начале описания ночлежки. Перед нами «подвал, похожий на пещеру. Свет от зрителя и, сверху вниз, из квадратного окна с правой стороны». Описание подвала-ночлежки вызывает впечатление тесноты, мрака, беспросветности. По сути дела, здесь имеется лишь один источник света окно, так как во время спектакля зрительный зал освещён слабо. Причём свет из окна падает сбоку и сверху вниз, не распространяясь по всему подвалу. И хотя события первого акта происходят в начале весны, утром, но это серое, сумрачное утро. Затем от действия к действию мрак в ночлежке усиливается. Так, второе действие свершается вечером. Мрачная ночлежка освещена лишь двумя лампами. События четвертого акта вообще происходят ночью, и подвал освещён единственной лампой.

Даже потолок тяжёлые, каменные своды в подвале-ночлежке закопчённые, т. е. чёрные.

Итак, костылёвская ночлежка это, прежде всего, символ ненормальной жизни, символ бездомности, бесприютности. Дома как такового у «бывших людей» нет.

Они живут в подвале, а не в доме, поскольку это лишь строение, а не социально-бытовое или этическое понятие. В народной культуре «дом» средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода.

С нашей точки зрения, не случайным является и то, что действие пьесы, погруженное в полумрак, начинается с рычания Сатина. Причём о рычании Сатина Горький говорит трижды, тем самым подчёркивая его особый смысл: «Сатин лежит на нарах и рычит»; «Сатин рычит»; «Сатин громко рычит». В полумраке ночлежки рычание Сатина создаёт эффект присутствия Сатаны. Перед нами прямая аллюзия апокалипсического «зверя из бездны», да и само имя героя Сатин образовано от имени Сатана, Сатанаил.

Заметим, что о рычании, вызывающем ассоциации с образом дьявола, речь идёт и в рассказе Горького «Челкаш». В нём портовый босяк Гришка приводит Гаврилу в кабак. Сам кабак обиталище беса находится в подвале, т. е. под землёй. Здесь, в кабаке, «пьяный человек с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле урчал песню, всю из каких-то изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Сзади его поместились две молдаванки; они тоже скрипели песню пьяными голосами». Горький замечает, что шум в трактире напоминал «рычание какого-то огромного животного», которое «слепо рвётся вон из каменной ямы».

АпокалипсическоезначениедрамыГорького «На дне», её инфернальную символику попытались выразить некоторые современные театральные режиссёры. Например, в постановке московского театра на Юго-Западе (режиссёр В. Белякович) ночлежка теряет бытовые приметы и превращается в тёмное пространство с рядами двухэтажных нар, а все действующие лица надевают нательные крестики и белые одежды, словно в ожидании Судного дня. Ход спектакля перебивается явно «экзистенциальными» сценами, когда ночлежка заполняется мёртвенно-синим, «загробным» светом и клубами дыма, а её обитатели вдруг замолкают, начинают корчиться, перекатываться по нарам, будто их души терзает неведомая злая сила. И всегда подвал погружён в полумрак.

Однако тёмные тона доминируют у Горького не только в изображении подвала-пещеры, но и в описании пустыря, на котором развёртываются события третьего акта.

Пустырь в драме «На дне» является своеобразным продолжением ночлежки. Не случайно её единственное окно, расположенное у самой земли, выходит на пустырь, что подчёркивает связь этих образов. И ночлежка, и пустырь в художественном изображении Горького становятся символами «дна» жизни, символами жалкого, униженного существования.

Описывая обстановку третьего акта, Горький слово «пустырь» ставит в кавычки. Тем самым он подчёркивает его особую значимость и на протяжении действия трижды повторяет данное слово. Пустырь это запущенное, незастроенное место между жилья. По народным представлениям, пустыри являлись местами никчёмными, неудобными для какойлибо деятельности. В. И. Даль по этому поводу приводит пословицу: «Село под пустырём

По народным обычаям, на пустырях хоронили заложных покойников. К ним относили самоубийц, а также тех, кто умер насильственной смертью. «По мнению русских крестьян,

Действие третье, перенесённое Горьким на пустырь, происходит в лучах заходящего солнца. Однако, указав на вечерний закат, автор всё же отмечает, что высокий кирпичный брандмауэр на заднем плане сцены закрывает небо, «направо стена какой-то надворной постройки, а налево стена того дома, в котором помещается ночлежка». Снова возникает ощущение замкнутого пространства, подвала, ямы. Подчёркивает Горький и то, что на сцене стоит «вечерний сумрак». Естественно, по ходу развития событий этот сумрак сгущается. Вместе с тем усиливается и трагичность происходящего: изувечена Наташа, убит Костылёв.

Изображая обстановку действия на пустыре, Горький называет конкретные цвета. Следует отметить, что цветовая гамма пьесы «На дне» вообще скупа: используются в основном три цвета красный, чёрный и серый, что определяется хронотопом изображаемых событий. Причём явно преобладают красный и серый, о которых на протяжении действия пьесы упоминается шесть раз. Так, описывая обстановку третьего акта, Горький говорит о высокой красной стене брандмауэра, которая закрывает небо. Подмечает он и то, что заходящее солнце освещает брандмауэр красноватым светом. Здесь же автор обращает внимание на серую стену дома, в котором помещается ночлежка. Усиливая впечатление, он подчёркивает, что в этой серой стене два окна. Тут же говорится и о чёрных сучьях бузины, и о тёмной стене какой-то надворной постройки. Заметим, что слово «темно» употребляется и в той песне, которую неоднократно поют ночлежники: «Солнце всходит и заходит. / А в тюрьме моей темно». Слово «тёмный» означает отсутствие света, его недостаток. По своему значению оно близко к слову «чёрный». Обычно у Горького красный и чёрный цвета противостоят друг другу. В частности, в аллегорической поэме «О Сером», говоря о постоянной борьбе Красного и Чёрного, он пишет: «На земле спорят Красный и Чёрный. Чёрный

жестокий, жадный, злой, он распростёр над миром свои тяжёлые крылья и окутал всю землю холодными тенями страха перед ним Сила Красного его горячее желание видеть жизнь свободной, разумной, красивой Между Чёрным и Красным суетливо и робко мечется однообразный маленький Серый».

Подобная символика красного и чёрного цветов вполне объяснима. Издавна красный цвет символизирует жизнь, доброту, красоту. Красный цвет связан с образами «красного солнышка», «белого дня», «белого света». Свет же есть воплощение миропорядка, правдивости. В духовных стихах эпитет «светлый» сближается с эпитетом «святой»: святоносность рассматривается как проявление истинности и святости 14 . Именно о «правде святой» ведут спор в драме Горького ночлежники. Чёрный цвет (как уже было отмечено) означает мрак, тьму. Исследователь В. В. Иванов указывает, что противостояние красного и чёрного означает противостояние жизни и смерти. С его точки зрения, уже само появление охры можно считать одним из надёжных свидетельств «очеловечивания» 15 .

Итак, изображая обстановку действия в драме «На дне», Горький активно обращается к аллюзиям инфернального. И ночлежка, и пустырь, ассоциируясь в художественном сознании автора с преисподней, усиливают впечатление о тяжёлой, беспросветной судьбе босяков, которые как бы поставлены на край пропасти, оказались в «пограничной ситуации». Опираясь на мифологические представления о тёмных началах бытия, Горький сумел создать выразительный образ «дна» жизни, ставший символом бездомности, сиротства и вместе с тем страстного желания познать «святую правду».

аллюзия художественная ассоциация ночлежка преисподняя

1 Долженков, П. Н. Существует только человек : о пьесе М. Горького «На дне» // Лит. в шк. 1990. № 5. С. 42.

2 Турбин, В. Дни на дне // Лит. газ. 1990. 1 авг.

3 Раденкович, Л. Символика цвета в славянских заговорах // Вопр. славян. языкознания. Вып. VI. М., 1962. С. 128.

4 Памятники литературы Древней Руси : XII век. М. : Худож. лит., 1980. С. 169.

5 Тихонравов, Н. С. Соч. М., 1898. С. 209.

7 Топоров, В. Н. Конные состязания на похоронах // Исследования в области балтославянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990. С. 124.

8 Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : в 3 т. Т. 2. М., 1868. С. 462.

9 Повесть временных лет. М. ; Л. : АН СССР, 1950. С. 261.

10 Топорков, А. Л. Дом // Славянская мифология : энцикл. слов. М. : Эллис Лак, 1955. С. 168.

11 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 3. М. : Рус. яз., 1980.

12 Виноградова, Л. Н. Заложные покойники // Славянская мифология : энцикл. слов. С. 187.

13 Потебня, А. А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий. М., 1965. С. 32.

14 Топорков, А. Л. Свет // Славянская мифология. С. 349.

15 Иванов, В. В. Чёт и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. С. 84.

16 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 2 / В. И. Даль. М. : Рус. яз., 1979. С. 188.

17 Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : в 3 т. Т. 1. М., 1865. С. 526. Тихонравов, Н. С. Соч. С. 209.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассуждения относительно ложной и истинной доброты одного из персонажей пьесы Горького «На дне», Луки. Губительность для обитателей ночлежки его притворного сострадания и лжи «во благо». Ценность истинного милосердия, преодолевающего несправедливость.

сочинение [13,9 K], добавлен 20.10.2013

Анализ мировоззрения Луки, дарящего сострадание и утешение обитателям ночлежки. Разделение жителей подвала на два лагеря: «мечтателей» и «скептиков». Значение имени «Лука». Отношение критиков к образу пожилого странника, изображенного в пьесе М. Горького.

презентация [123,9 K], добавлен 11.10.2013

Анализ идейных, нравственных исканий писателя, оценка сложности его пути. Философский сюжет в драме «На дне». Герои романа «Мать». Тема человеческой свободы или несвободы в творчестве Горького. «Маленький человек» Горького в рассказах «о босяках».

реферат [27,4 K], добавлен 21.06.2010

Изучение творческого пути Горького, включающее выяснение причин становления его как писателя, как революционера и как народного любимца. Взаимоотношения Горького с Львом Толстым. Отношение Горького к книге как к великому чуду, созданному человечеством.

презентация [367,1 K], добавлен 16.11.2010

Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике».

курсовая работа [105,6 K], добавлен 16.12.2012

Обзор персонажей знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Воланда, его свиты и Азазелло в произведении. Отражение образа Азазель в мифологии (на примере книги Еноха) и его взаимосвязь с булгаковским Азазелло.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 08.08.2017

Краткий очерк жизненного и творческого пути известного российского писателя Максима Горького, анализ его самых ярких произведений. Анализ духа романтизма в рассказах Горького. Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров.

курсовая работа [49,0 K], добавлен 21.03.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *