На что похожа школа
Школы, в которых хочется учиться
Как выглядит типичная школа в России? Неприглядное здание в 3-4 этажа за забором, много однотипных классов и безликие коридоры. На протяжении долгого времени школьное образование в нашей стране практически не меняется. Дети всё так же учатся по сменам в переполненных классах, бродят из одного душного кабинета в другой и сидят за выстроенными в ряды партами. Обычная российская школа выглядит скучно.
Другая крайность — интерьеры в стиле «дорого-богато». Про такую аляповатую цыганщину я рассказывал вам в своем посте про школу в Екатеринбурге.
Но во всём мире и даже у нас есть примеры хороших школ. О них и других интересных школах я рассказываю в новом ролике.
В нём я показываю, как могли бы выглядеть наши школы, если бы Департамент образования взял за основу руководство по оформлению школ от Студии Артемия Лебедева.
Как выглядит внутри школа-бункер времён холодной войны в американском штате Нью-Мексико.
Почему в Эстонии за те же деньги, что у нас тратят на некоторые школы, строят вот такое чудо.
Как школы могут защищать учеников от сумасшедших стрелков.
Почему в Бангладеш дети учатся в плавучих школах.
Как выглядит шотландская школа для детей со зрительными, слуховыми и когнитивными нарушениями.
И о других школах мира, например, о частных британских. Как правило, они располагаются в красивых исторических зданиях, похожих на замки. А классы постоянно соревнуются между собой в разных дисциплинах.
В Москве тоже есть частная школа, где можно получить британский аттестат. Это школа MCS British School.
И она тоже располагается в исторических зданиях. Корпус школы — в усадьбе Мейера. Этот особняк вы могли видеть в фильме «Служебный роман». В нём по сюжету находилась квартира главного героя — Новосельцева.
А детский сад — в усадьбе архитектора Максима Геппенера. В XIX веке он проектировал здания многих учебных заведений.
В MCS British School дети учатся по двум программам и получают два аттестата: российский и британский. Здесь нет домашних заданий. Весь материал — и теория, и практика — отрабатывается на уроке. При отборе учителей школа специально проводит тестовые занятия, чтобы посмотреть, может ли кандидат вовлечь детей в обучение. В прошлый раз на должность учителя рассматривали 200 претендентов.
Многие уроки ведутся полностью на английском. Это Лео Гордон — учитель математики. В ролике он объяснил мне, как устроены школы в Британии.
Один из учеников, который перешёл сюда в 7 класс, рассказал мне, что в первые два месяца было сложно привыкнуть к урокам на английском. Но потом он втянулся и теперь спокойно участвует в обсуждениях. Тем, кто ещё не понимает язык, помогают ассистенты.
Это, кстати, музыкальный класс. Никогда не видел столько гитар в одном месте. В моей школе мы пытались угадать на слух великих композиторов и иногда пели какие-то советские песни. Здесь же ребята могут попробовать разные инструменты. Например, можно сыграть даже на деревянных ложках.
Школьников учат готовить, играть в шахматы, делать презентации, решать конфликты и быть финансово грамотными. Кроме стандартных уроков есть много дополнительных занятий — от йоги в гамаках до китайского языка. Много внимания уделяют экологии: дети сдают на переработку бумагу и батарейки, заботятся о собственном огороде и проводят субботники. Здесь нет разделения на гуманитариев и технарей. Ученики MCS British School должны одинаково хорошо разбираться во всех предметах.
Внимание здесь уделяют и практическим навыкам, учат работать с инструментами. Это вам не обычный кабинет труда, где мальчики делают скалки и пилят доски на грядки трудовику.
Дети работают с разными материалами — гипсом, глиной, пластиком, стеклом, деревом, резиной, воском и разными видами красок.
Мне подарили мой портрет. Я не расставался с ним всю экскурсию.
Один из ключевых принципов обучения в этой школе — мотивация. Это не оценки в дневнике. Например, здесь существует система классных баллов. Их начисляют не конкретному ученику, а всему классу, прямо как во вселенной Гарри Поттера. Награждают баллами за успехи в учёбе, проявление доброты, ответственности, взаимопомощи, творчества. Когда класс набирает 2000 баллов, школа исполняет одно общее желание учеников. Ребята, с которыми я общался, рассказали мне, что за баллы им устроили школьную ночёвку с играми, фильмами, пиццей и мороженым. Можете представить себе такое в обычной школе? Кстати, о еде: так выглядит школьная столовая.
А это уже учебная комната в детском саду. Какая же обалденная изразцовая печь! Вот так надо воспитывать в детях вкус.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
На что будет похожа школа будущего?
Традиционные уроки, когда учитель, сидя за столом, передает свои знания ученикам, определенно изменятся. На что будет похожа школа через десять лет? Ален Сотто и Вариниа Оберто позволяют немного приоткрыть завесу будущего. Отрывки из книги «Как привить желание учиться» (Donner l’envie d’apprendre).
Школа в ее нынешнем виде должна пройти через серьезные изменения, что в первую очередь связано с разрывом между тем, какой, по нашему мнению, должна была быть школа (общедоступность, равенство возможностей), и тем, чем она стала. Эта школа несправедлива к самым слабым ученикам, чей уровень неуклонно падает, а также хорошим ученикам, которым она не может дать больше пищи для ума и возможностей для самосовершенствования. Традиционные уроки, когда учитель, сидя за столом, передает знания ученикам, должны исчезнуть или же кардинальным образом измениться. Нацеленное на среднего ученика образование больше не соответствует духу времени: среди учеников наблюдается все больше культурных и социальных особенностей, их уровень и ожидания все сильнее разнятся. Такой чрезмерно однородной системе не удается привести учеников к знаниям, дать толчок их внутреннему развитию.
В результате борьбы различных педагогических систем, а также распространения компьютерных технологий и интернета традиционная школа оказалась в тупике или же просто переживает поворотный момент, готовится к грядущим переменам. Существующие инновации и попытки придать новую значимость процессу обучения уже сейчас обрисовывают очертания школы будущего. Эта школа будет сопереживать ученику. В ней он будет чувствовать себя комфортно. Там преподаватели будут ценить его и стремиться развить его таланты. Различия станут синонимом богатства, а ученик естественным образом обретет свое место в разнородных группах, где будут учиться люди всех возрастов. В основу таких групп ляжет сотрудничество, опека, готовность выслушать других, ответственность.
В такой школе будут признавать особенности ребенка, его личные качества и поставленные им самим задачи, которые будут не менее важны, чем планы учителей и родителей. Его научат правильно оценивать себя, мыслить, искать путь к успеху в жизни.
Учителю нужно будет нащупать равновесие между передачей информации ученикам и ролью провожатого на пути поиска знаний.
Развитие ученика будет опираться на концепцию успеха, которая учитывает не только оценки. В новой школе никто не будет стремиться к немедленным результатам. Успех станет синонимом личных задач, владения собой, умения преодолеть себя.
Раз информационные технологии играют ключевую роль, учитель будет стремиться направить ученика так, чтобы его опыт, общение в сети и поиск в интернете стали не самоцелью, а трамплином для независимого мышления.
Наконец, эта школа не будет поддаваться стремлению дать ученикам знания соответственно потребностям рынка. Если она позволит им приобрести необходимый комплекс знаний и умений, то тем самым освободит их мысль. Она будет бороться с сиюминутными утилитарными знаниями и стремиться к настоящим познаниям, которые формируются постепенно, шаг за шагом. Новая школа задумается о культуре и интеллектуальном богатстве ученика и взрослого человека, которым он станет.
Золотые правила
— Развивать независимость и стремление работать
— Четко установить то, что подлежит и не подлежит обсуждению
— Развивать любознательность и интерес к учебе
— Развивать культуру
— Поощрять вопросы
— Поощрять личные особенности
— Развивать критическое восприятие
— Создать условия для совместной и личной работы
— Внимательно наблюдать за жизнью и учебой ребенка
— Предложить ребенку возможные сценарии будущего
Ален Сотто (Alain Sotto), педагог, специалист по стратегиям обучения детей и взрослых.
Вариниа Оберто (Varinia Oberto), педагог и писатель, специалист по методологии обучения детей, которые испытывают трудности в школе.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
«Система образования опустошила наши умы». Почему школа больше похожа на тюрьму?
Ученые объяснили, кому выгодно, чтобы наши дети были одинаковыми, безликими и не умеющими самостоятельно думать.
На заседании Комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по образованию, культуре, спорту и молодежной политике обсудили вопрос о повышении качества образования в сельских школах Башкирии. Председатель комитета Эльвира Аиткулова отметила, что сегодня главной задачей является уравнение образовательного процесса на всей территории Башкирии. Однако этот принцип все еще не реализован. С ее мнением согласился ректор БГПУ им. М. Акмуллы Раиль Асадуллин.
Асадуллин отметил, что в Башкирии слабая учебная база, и сейчас необходимо как можно быстрее менять политику в школах. В первую очередь, нужно вводить электронное обучение, подкасты, блоги, онлайн-курсы. Кроме того, сейчас есть запрос на педагогов другого формата – таких, кто будет учить детей принимать решения, а не только заучивать предметы. Учитель должен уметь вести уроки в игровой форме, применять современные цифровые технологии.
Родители жалуются, что детей слишком перегружают уроками, не оставляя возможности для творчества. Из-за ЕГЭ им часто дают только то, что обязательно будет в КИМах (Контрольно-измерительный материал – прим.ред.). Школьников учат думать по шаблонам и жить по шаблонам, не имея собственного мнения. Но почему происходит так, что школа становится дисциплинарным пространством вроде армии или тюрьмы?
Преподаватель и руководитель направления «Soft Skills» Московского политехнического университета Олеся Змазнева объясняет это на примере доклада «Как школы убивают креативность» («Do schools kills creativity?») от ведущего специалиста в области развития человеческого капитала, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях сэра Кена Робинсона из Великобритании.
Представьте себе, как могла бы сложиться жизнь этой девочки, если бы ее мама безоговорочно поверила в поставленный школьными педагогами диагноз? На самом деле, такая ситуация может случиться с каждым школьником. Когда выпускники поступают в вузы, то это скорее не благодаря, а вопреки. Вопреки недоверию к системе государственного образования, сводящегося к зазубриванию и муштре.
Традиционные школы похожи на фабрики: задание — ответ — отметка
Главная > Советуем прочитать > Традиционные школы похожи на фабрики: задание — ответ — отметка
Глава департамента образования Хельсинки — о том, зачем финским школам нужна ещё одна реформа
Финская система образования не нуждается в особом представлении: все и так знают, что она одна из лучших в мире. Там сумели провести реформы, в результате которых финская школа стала примером для многих стран. Но власти Финляндии не собираются останавливаться на достигнутом.
О том, почему традиционная школа похожа на завод и зачем понадобилась новая реформа, Александру Сазонову рассказала глава департамента города Хельсинки и спикер форума #EdCrunch Марьо Киллонен.
Как изменилась система образования Финляндии за 40 лет
Первые попытки изменить систему образования были предприняты в 70-х годах. Тогда наша система образования предусматривала два пути для детей: до 10 лет все учились вместе, а потом учеников делили на две части. Счастливчики, чьи родители могли оплачивать дальнейшее обучение в школе и университете; и те, чьи родители не могли себе позволить платить за учёбу или просто не видели смысла в высшем образовании. Конечно, тогда же учитывались и результаты тестов. В итоге одни шли в гимназию с возможностью поступить в вуз, а другие получали 10 классов образования.
Эта система разделяла общество. Мне очень стыдно вспоминать, но я тогда думала, что ребята, которые не пошли в гимназию — неудачники. Были и родители, которые говорили своим детям: «У нас в семье никто не учился в вузе, почему ты должен туда идти?» Несмотря на то, что у этих детей был потенциал.
В 1972 году было принято решение сделать образование доступным и общим для всех. Эта идея встретила довольно серьёзное сопротивление, которым двигал страх, что дети не будут получать необходимые знания и перемены в системе приведут к краху образования. Но получилось наоборот. По сути, наше общество было вынуждено реформировать систему образования, потому что определить будущее ребёнка за 10 лет практически невозможно. Плюс ко всему оно было очень селективным, у нас было очень много разных типов школ — обычные, частные, специальные гимназии. И каждый из типов делился ещё и по сложности экзаменов или по приёмному баллу.
Первые эксперименты начались в 1972 году и только в 1977-м были приняты новые методики
Я сама тогда училась в школе и помню, что у моей младшей сестры уже были учебники, непохожие на мои. Её по-другому мотивировали учиться в школе. Она как раз принадлежит к первому поколению финских детей, которые попробовали зачатки новой системы образования. Примерно тогда же стали разрабатывать методики индивидуального подхода к ученикам с учётом их сильных и слабых сторон. Я очень горжусь нашей системой образования и тем, что нам удалось сгладить разницу между самыми сильными и слабыми школами в уровне образования, подняв качество обучения на другой уровень.
Традиционная школа полностью отвечает принципам индустриализации. Школы чем-то похожи на фабрики: парты стоят в ряд, всем задают одинаковое задание, учитель всегда знает ответ, нажал на кнопку и процесс запущен. Задание — ответ — отметка. Нельзя общаться с соседом, рассчитывай только на себя, учи наизусть. Времена, когда это было уместно, уже давно в прошлом.
Цифровые технологии повлияли не только на способы связи, но и практически на всю нашу жизнь. Только подумайте о том, как одни только Uber и Airbnb изменили наше общество! А ведь таких примеров сотни. Технологии меняют не только процессы производства, но и способ мышления, саму концепцию «знания».
В прошлом учитель был проводником знаний, а сегодня ученикам доступны сотни источников информации
Более того, сегодня можно не только потреблять информацию, но и создавать ее. Конечно, не нужно забывать о трансформации рынка труда и о том, какие компетенции будут играть ключевую роль в будущем: подчинение правилам и механические операции или коллаборация, креативность и изобретательность?
Что изменится в финских школах после реформы
Мы решили посвятить как минимум два полных семестра методикам обучения, основанным на явлениях и процессах. Вполне очевидно, что жизнь не разделена на предметы и дети более вовлечены в процесс обучения, когда понимают связь знаний с реальной жизнью. Эти методы позволят поддерживать интерес к изучаемой теме на более высоком уровне, нежели это делают традиционные. К тому же проблемы, стоящие перед современным обществом, требуют междисциплинарных знаний. Это также одна из причин, по которым мы внедряем новые методики.
Я бы не говорила, что фундаментальные принципы образования устарели, но всегда нужно помнить одну вещь: мы учим детей не ради оценок, а ради того, чтобы им было проще адаптироваться к окружающему миру. Именно поэтому мы стараемся находить отражение глобальных процессов современного общества в наших образовательных методиках.
Свой учебный план финские школьники будут составлять при помощи учителей. Схема такая: существует федеральный учебный план, который направляется в школы разных городов, где его могут немного адаптировать под свои запросы. Учителя тоже имеют полномочия корректировать план для каждого класса и ученика отдельно. После введения этой системы обучение будет больше похоже на совместную работу учителя и ученика. Учитель расскажет о концепциях и целях на семестр, а затем каждый ученик выберет свой способ достижения поставленных целей.
Один из огромных плюсов нашей системы — мы стараемся не перегружать детей и их голову, потому что не верим в дополнительное образование после школы
Суть в том, что мы развиваем в учениках не только мозги, но и «руки и сердце». У школьников должно оставаться время на игры, спорт, секции, занятия музыкой, чтение и всё остальное.
Чем старше ребята, тем больше у них уроков. У малышей получается около 20 учебных часов в неделю. После уроков у учеников младшей школы есть возможность посещать секции, которые организовала школа или мэрия, всё это проходит совместно с учителями. Обычно секции бесплатные, платить деньги придётся только за ужин, по желанию. У средней школы нагрузка чуть выше, около 26–27 часов в неделю. У старших классов получается около 30–34 часов, но по неделе они распределены так, как удобно самим ребятам.
Роль учителя в новой финской школе
В некоторые школы мы уже внедрили этот метод. Все довольны — именно поэтому мы собираемся распространить новую систему по всей стране. Сейчас мы организуем встречи более опытных учителей с теми, кто только начинает применять новую систему в своей школе. Мы стараемся организовать обмен опытом между учителями через семинары и встречи на уровне городов и районов. Когда учителя обучают друг друга — это намного эффективнее, чем приказ «сверху»: «Теперь будем делать вот так всегда, приучайтесь». Если я так скажу, мне ответят что-то наподобие «откуда эта леди-бюрократ знает, что нам нужно?!». Мы стараемся дать нашим учителям свободу и возможность экспериментировать. Удачный опыт довольно быстро расходится среди коллег и применяется на практике.
Про гаджеты и мотивацию
Для современных школьников гаджеты и цифровые технологии настолько же естественны и привычны, как стул, стол, тетрадь и ручка были для нашего поколения. И если сейчас есть новые коммуникационные возможности и доступ к информации, мы должны их использовать — это полноценный инструмент обучения, который нам помогает. Одновременно мы стараемся воспитать в детях критическое мышление и быть более разборчивыми при работе с информацией на просторах интернета, ведь сейчас это очень важный навык. Мы недавно проводили исследование по использованию гаджетов и результаты показали, что гаджеты в процессе обучения увеличивают мотивацию школьников. Так что мы стараемся задействовать гаджеты везде, где это возможно.
ТОП-10 уникальных современных школ мира
Marecollege. Лейден, Нидерланды
А вторы: 24H Architecture.
Школа в Паредиш. Португалия |
Авторы: студия Nuno Lacerda Lopes.
Школьное здание обшито вертикальными деревянными панелями и имеет вытянутую форму с хаотичным расположением окон. Торцевые фасады максимально открыты солнечному свету благодаря сплошному остеклению. Скатная динамичная крыша школы в сочетании с ритмичной композицией окон создают игривое настроение, стимулирующее детей на занятия творчеством и развивая их воображение.
Авторы: BORD Architectural Studio Здание вмещает до 500 учеников и имеет различные по размеру классы для трех возрастных групп с довольно непохожими потребностями. Для самых маленьких детей архитекторы создали совершенно самостоятельный мир внутри здания с индивидуальным входом. Выделена большая территория для непосредственного использования детьми детского сада и учащимися начальных классов. Общественные зоны, административные офисы, актовый зал и столовая расположены на первом этаже, второй этаж отведен полностью под обучение. Просторные аудитории расположены так, что между ними образуются продольные, динамически пульсирующие пространства. Эта структура продолжается и за пределами здания, в направлении леса, следуя по круговой линии и создавая садовые участки как переход между искусственной и естественной средами обитания.
|