На что потратил деньги чартков в произведении портрет
Н.В. Гоголь. «Портрет». Пересказ содержания с цитатами из текста.
Общие сведения.
Повесть «Портрет» написана в 1833-1834 гг. Она вошла в цикл «Петербургские повести». Напечатана повесть впервые в 1835 году в сборнике «Арабески».
Краткое содержание. Цитаты. |
Часть 1.Картинная лавочка на Щукином дворе. Здесь много самых различных картин: пейзажи, портреты, на которых изображены мало похожие на людей персонажи. Зрителей тоже много, в основном – простой народ. Рассматривают картины и с восторгом, и со смехом, а кто-то просто пришёл сюда от нечего делать, посмотреть на народ. Около лавки остановился художник Чартков. «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде.» Сначала он смеялся над этими уродливыми картинами, а потом просто недоумевал: народу простому они были понятны и доступны, но кто покупал их, «… где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний?» Авторов этих картинок он считал тупоумными, бездарными, которые «самоуправно» встали в ряды искусства, хотя им «место было среди низких ремёсел». Хозяин лавки стал предлагать Чарткову картины, тому неудобно было отказать, и он решил поискать что-нибудь. Вдруг он увидел портрет. Хотя краски уже потускнели, но была видна рука мастера, он увидел «следы работы высокого художника». «Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…». Чартков купил портрет, отдав за него последние деньги, подумав : «Зачем я его купил? на что он мне?» Он начал рассматривать 1000 золотых червонцев, радостный, подумал, что теперь он может спокойно работать три года. Но сначала надо «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице». Буквально на другой день пришла дама заказывать портрет своей дочери. Художник уже предчувствовал, как он создаст портрет. Однако дама стала навязывать условия: в чём её дочь должна быть изображена, в какой обстановке. На другой день он продолжил работу, дама снова почти указывал ему, что не нужно изображать на картине. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с ними исчезло отчасти и сходство.» В конце концов он создал портрет, какой хотела дама. «Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград». Посыпались заказы. Художник исполнял все желания клиентов. «Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько». Чартков сделался модным живописцем, его приглашали в самые богатые дома. «О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства». « Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество». Со временем ему уже надоело писать, он делал лишь наброски головы, а остальное дописывали его ученики. Работа стала для него скучной. «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Со временем даже обыкновенных достоинств не было видно на его полотнах. Кто знал его прежде, удивлялся, куда исчез его талант. Чартков начал толстеть, в газетах его называли «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович». «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью». Но однажды Чарткова пригласили на выставку Академии Художеств оценить работу одного русского художника, который усовершенствовал своё мастерство в Италии, всё отдав искусству. Чартков увидел: «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника». Слёзы навернулись на глаза, рыдание вырвалось в ответ на вопрос об оценке произведения. Чартков выбежал из зала. Прибежав в мастерскую. Он с отчаянием понял, что растратил свой талант. « Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости!» Он попытался создать что-то, но уже не мог. «…как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти!» Чартков стал рассматривать свои произведения, написанные в молодости, и понял, что у него был талант. Он начал скупать все талантливые картины, развязывал свои мешки с деньгами, тратил деньги на покупку картин. В конце концов герой сошёл с ума и умер. |
2 часть.В данной части дана история портрета. На аукционе в Петербурге многих привлёк портрет азиата, особенно его глаза, изображённые как живые. «Обступившая толпа хлопотала из-за портрета, который не мог не остановить всех, имевших сколько-нибудь понятия в живописи. Высокая кисть художника выказывалась в нем очевидно». На портрет стал претендовать художник Б, говоря, что это работа его отца. Художник рассказал, что отец жил когда-то в Коломне — части Петербурга. Здесь же жил и ростовщик, которого потом изобразил художник. «Пред домом его показывались часто самые блестящие экипажи, из окон которых иногда глядела голова роскошной светской дамы». Все, кто получал у него деньги, заканчивали жизнь несчастным образом. Художник Б. рассказал о своём отце, талантливом художнике. « У него не было честолюбия или раздражительности, так неотлучной от характера многих художников». «Он работал за небольшую плату, то есть за плату, которая была нужна ему только для поддержанья семейства и для доставленья возможности трудиться. Кроме того, он ни в каком случае не отказывался помочь другому и протянуть руку помощи бедному художнику.» Ему доверили расписывать церковь. Художнику нужно было изобразить духа тьмы, и он подумал, что ростовщик похож на такого духа. И в этот момент сам ростовщик пришёл к художнику заказать свой портрет, попросив изобразить его «как живого». Художник согласился, но дописать потрет не смог, настолько он испытывал ужас, когда смотрел в глаза изображённому на портрете старику. «…эти глаза вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую». Художник отказался заканчивать портрет. Старик взмолился, говорил, что после смерти он будет жить в этом портрете. Отдав портрет, художник почувствовал свою вину перед учеником, пошёл и попросил прощения. Снова потекли заказы. Но вдруг пришёл приятель, взявший потрет, и сказал, что портер приносит всем несчастье — ему, племяннику, которому он отдал порет, и так далее- все стараются скорее избавиться то портрета. Тогда художник старшего сына отдал в Академию художеств, а сам ушёл в монастырь, изнуряя своё тело. Через некоторое время, почувствовав, что снова готов писать, он создал картину, поразившую всех святостью и талантом, изобразив Рождество Иисуса. «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем». Куда вложить деньги, которые свалились с неба? по произведению Н.В. Гоголя «Портрет»Номинация «Литературное творчество» Скорее всего, все дружно ответят: это не проблема. Но, перечисляя, на что потратили бы деньги, остановятся на трех-четырех пунктах. Сиюминутные желания: модный гаджет, красивая одежда, дорогое украшение, посещения развлекательного центра вместе с семьей или компанией друзей, желанное путешествие в экзотическую страну. Самые сознательные вспомнят о потребностях родителей и близких людей — и осчастливят их подарком. Юные бизнесмены назовут эти деньги начальным капиталом и будут строить планы, как открыть свое дело. И лишь единицы поступят как девочка из сказки про цветик-семицветик: помогут нуждающемуся в помощи. Чувствуете, как полезно бывает обратиться к классикам, чтобы сделать правильный выбор? А что говорит русская литература о ситуациях, когда у героя появляются абсолютно нежданные деньги? Но все по порядку, вслед за классиком русской литературы Николаем Васильевичем Гоголем. В одной из своих «Петербургских повестей», которая называется «Портрет», автор рисует нам бедного, но талантливого художника Чарткова. Именно его возможность стать богатым мы будем анализировать. Гоголь «дарит» своему герою большие деньги: художник обнаруживает в рамке случайно купленного портрета «желобок, задвинутый дощечкой». Там лежит сверток из синей бумаги, в которой находятся 1000 червонцев. Вряд ли сам автор предполагал, что мы будем анализировать его произведения с точки зрения финансовой грамотности героя, но у каждого времени свои потребности. Конечно, тема назначения искусства актуальна всегда, но современную молодежь не меньше волнует вопрос, как добиться личного жизненного успеха, как стать счастливым и богатым. А классическое произведение – эталон, его автор – провидец. Может, ответ на интересующий вопрос находится именно в его шедевре? Попробуем поискать. Итак, всю свою пока еще короткую жизнь Чартков прожил в нищете на съемной квартире, пытаясь совершенствовать свой талант. Частенько ему было нечем платить за аренду. Вот, кстати, один из способов заработать деньги в Петербурге XIX века. Как пишет Гоголь, владелец дома был человек отставной, но в «молодости своей он был капитан и крикун…, мастер был хорошо высечь, был расторопен…», что и позволило ему скопить денег, купить домик и «по истечении каждого месяца наведываться к своим жильцам за деньгами». Способ обеспечить себя в старости достаточно приемлемый, но скучный. Всю жизнь копить, изворачиваться, беречь каждую копейку, чтобы потом выпрашивать свои же деньги у недобросовестных плательщиков. Не очень перспективно и уж точно не интересно. Человеку с мечтательным характером, как у Чарткова, такое вложение денег не принесет удовлетворения. Вернемся к гоголевскому сюжету. Главный герой покупает картину в лавке на Щукином дворе, причем делает он это из любви к искусству: портрет великолепен, художник, нарисовавший его, бесспорно талантлив. Выбрав эту картину среди «художественного хлама», Чартков торгуется. Но не потому, что хочет извлечь выгоду. Просто у него в кармане остался только двугривенный, 10 копеек, если переводить на современные деньги. Вдумайтесь: молодой человек готов отдать последний грош за произведение искусства! Он абсолютно лишен практицизма, он мечтатель, не приспособленный к жизни в столичном городе, где деньги очень значимы. Это немаловажный факт для понимания образа этого героя. Такой человек не станет собирать и копить, он творец! Вот лавочник, который торгуется с Чартковым, – настоящий делец: он не отступает до последнего, желая сбыть с рук ненужную картину и при этом «навариться». Оцените его фразы: «…три четвертачка давайте!», «…да за двугривенный одной рамки не купишь», «Господин, господин, воротитесь! гривенничек хоть прикиньте. Возьмите, возьмите, давайте двугривенный. Право, для почину только, вот только что первый покупатель». Каков мастер! И торгуется, и сам себя уговаривает, и получает от этого удовольствие! Однако так, с огоньком, работать в торговле сможет не каждый. Творческие личности вроде Чарткова не способны открыть магазин и навязчиво предлагать посетителям произведения искусства или нечто, похожее на них. Картина, купленная молодым художником Правда, происходит это не без помощи полицейского, которого привел хозяин дома с целью устрашения – постоялец задолжал за квартиру. Ситуация очень похожа на современную: представители коллекторских агентств тоже воздействуют на должников своим авторитетом и силой. Тоже, кстати, способ заработать. Но точно не для Чарткова: юноша он тонкий, никого устрашить не сможет. Да и род службы – силовое ведомство – для себя не выберет. А пока Чартков счастлив: он «принялся с сильным сердечным трепетаньем разворачивать сверток», «почти обезумев», «перебирал червонцы, пересматривал, и всё ещё не мог прийти в себя». Деньги вскружили ему голову, однако молодой человек достойно сопротивлялся искушению. Он говорит себе: «Теперь я обеспечен по крайней мере на три года, могу запереться в комнату, работать». Однако «другой голос слышнее и звонче». Он тоже дает советы: «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться в театр, в кондитерскую, в…» К сожалению, именно эти сиюминутные желания и побеждают в душе героя. Скажите, положа руку на сердце, а вы бы поступили по-другому? Но не думайте совсем плохо о герое. Да, молодость и желание красиво пожить на время затмили рассудок Чарткова. Но оцените прагматичность героя, которая неведомым образом появилась у художника: он решил заказать статью о себе! Причем проявил чудеса практической сметки: нашел «издателя ходячей газеты», тот свел его с журналистом, из-под пера которого и вышла статья «О необыкновенных талантах Чарткова». Цена такого «заказного» опуса – десять червонцев. Это, кстати, способ заработать для творческих людей – писать по просьбе «платежеспособного» клиента. Для такого дела нужны способности – это не просто деньги за квартиру собирать или в лавке торговать! Однако Н. В. Гоголь четко знает, что такой путь легкого заработка ведет к потере таланта. Чартков, не без помощи газеты и лестных отзывов первых клиентов, приобретает репутацию талантливого художника. Успех быстро кружит голову неопытному юноше. Он становится модным живописцем, рисует портреты по заказу богатых людей, которым не важны искусство и правда изображения, им нужны лишь их приукрашенные лица, благородные позы и «бренд» знаменитого художника. Несчастный Чартков растрачивает свой талант, зато обретает новый смысл жизни: «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Его благосостояние росло, и вот тут, когда он насытился свободой и большими деньгами, настает время совершать благородные поступки, открыть свое дело, заниматься благотворительностью… Но Чартков «начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем». Автор дает нам понять, что легкие деньги и раздутая популярность портит характер, убивает талант. В своих размышлениях Гоголь идет дальше. В душе героя рождается черная зависть. Растерявший свой талант Чартков начинает «скупать всё лучшее, что только производило художество», и уничтожать произведения искусства. На это тратятся все накопленные деньги: после гибели героя «ничего не могли найти от огромных его богатств; но, увидевши изрезанные куски тех высоких произведений искусства, которых цена превышала миллионы, поняли ужасное их употребление». Герой оказался не способен изменить свою жизнь к лучшему, получив от судьбы денежный подарок. Кто виноват в таком финале жизни главного героя У юноши был начальный капитал, явные художественные способности, но ни экономической инициативы, ни самостоятельности, ни цели. Печальный итог его жизни – нравственное падение, до которого героя довели даром полученные деньги. Вывод из этой истории можно сделать такой: если тебе чудом достался клад, начни свое дело и зарабатывай на жизнь, реализуя и свою потребность в творчестве, и свое желание безбедно жить. Если же финансы не включены в оборот, то их обладатель попросту проживает деньги, не пополняя капитал. И рано или поздно его ждет финансовый крах. Если бы Чартков продолжил писать картины, организовал мастерскую, свои картины продавал с аукциона, а деньги частью тратил на самообразование, частью – жертвовал на благотворительность, он смог бы почувствовать себя достойным членом общества, и деньги лишь способствовали бы его самосовершенствованию. Они могли быть помощниками, а стали хозяевами жизни Чарткова. Но каждый сам выбирает, как распорядиться своим капиталом. То, что произошло с героем повести Н. В. Гоголя «Портрет», хорошо описывает русская пословица: «Что досталось махом, пойдет прахом». Финансовой грамоте надо учиться в том числе и на ошибках литературных героев. Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет», описание в цитатах
Повесть «Портрет» принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах. Смотрите: Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя, описание в цитатах
Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:
Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах. Портрет Н. В. Гоголя талант, искусство и деньги«Портрет» Н.В.Гоголя: талант, искусство и деньги Удивительно, что белгородский молодёжный театр Logos ставит сегодня Н.В. Гоголя, причём одно из не самых его известных, но весьма сложных произведений. Да ещё в стенах Пушкинской библиотеки-музея: такая вот неожиданная «встреча» наших литературных классиков. По отзывам, зрители остались довольны и очень искренней игрой актёров, и раскрытым перед ним «Портретом» Гоголя. Но искушение деньгами, по Гоголю, дьявольским даром, который «проскальзывает мимо законов природы», и мимо требований искусства, поражает молодого художника своей дьявольской волшебной силой: «живыми глазами» портрета ростовщика. Его пронзает холод, его талант становится холоден, в то время как раньше в нём теплилась искра божия. А «непостижимый ростовщик» подкидывает ему деньги для развёртывания бизнеса на картинах. После этого художник Чартков меняет своё отношение к искусству: теперь для него художник — это тот, кто за два дня может нарисовать и продать картину. А Рафаэль безнадёжно устарел. Однако, Николай Васильевич сумел «мимо законов природы» заглянуть в наш век и увидеть «современное искусство», которое научилось именно за считанные дни создавать свои «произведения» и продавать их силой пиара. Чартков «нарисовал» себе много денег, но губит свой талант и погибает сам: на вершине успеха за ним приходит «непостижимый ростовщик». Гоголь не прощает Чарткова. Не случайно в его фамилии слышится что-то от «чёрта». Наверное, особенно интересно смотреть «Портрет» людям творческим: продать свой талант «духу тьмы» за деньги легко, и успех придёт, но и расплата, по Гоголю, тоже придёт. В «Портрете» Гоголя
|