На что повлияло телевидение
История телевидения. Изобретатели, первый опыт телевещания
Происхождение слова и рождение телевидения
Слово «телевидение» произошло от греческого «теле» (далеко) и латинского «визио» (видение). В нашей стране телевидение прошло огромный путь развития – от механического до электронного и цифрового. Можно утверждать, что ни одно другое средство массовой информации не имеет столь насыщенной и стремительно развивающейся истории.
Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым, и начинается рождение телевидения.
Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)
Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения
История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.
Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.
Порфирий Иванович Бахметьев (1860—1913)
Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.
В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.
Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)
В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг, которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».
Борис Львович Розинг (1869-1933)
Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883—1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.
Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электричес кий телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.
Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова, доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.
Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)
Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».
Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось “словить”, – танцующая пара. Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Л.: Лениздат, 1965).
Первое опытное телевизионное вещание
Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.
Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии » (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, « немые».
После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная п ередача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.
Первая отечественная телепередача
Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.
Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.
Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым. Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.
Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)
Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.
Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, идею «видения на расстоянии» удалось распространить гораздо быстрее и шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное.
Так как п ередачи механического телеви дения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю террито рию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.
Развитие советского телевидения в 1950-е гг.
Чтобы покрыть огромную территорию страны телевизионным вещанием, нужно было либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью кабельных или радиорелейных линий. Развитие советского телевидения в 1950-е гг. пошло по первому пути.
В большинстве развитых стран опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону, начались в период с 1936 по 1940 г.
Передачи механического телевидения из Москвы прекратились в декабре 1938 г. с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах.
Автор: Костоусов Владимир Порфирьевич, «Телевидение в лицах, цифрах и событиях».
Влияние телевидения на человека. Чем опасна телемания? Сколько можно смотреть телевизор
Современное телевидение стало неотъемлемым элементом жизни человека. Оно с нами везде. Причем в любое время не только дня, но и ночи. Телевидение всегда с готовностью предоставляет нам свой голубой экран, и жизнь без него стала просто немыслимой.
Конечно, все люди разные. Однако многих объединяет одно – утро, которое начинается с включения телевизора. Без этого мы порой не можем заснуть и просто почитать какую-нибудь книгу.
Век информационных технологий
В настоящее время мы наблюдаем постепенный переход человеческого общества к новому виду цивилизации. Многие ученые называют ее информационной. Это объясняется увеличением масштабов, усложнением структур и содержания потоков, несущих в себе те или иные сообщения и новости. При этом исследователями отмечается усиление влияния информационных технологий на психику человека.
И этот факт подтверждает наша повседневная жизнь. Действительно, в течение последних десятилетий на нас обрушился просто немыслимый поток информации. Современные СМИ всех видов превратились в единую глобальную систему, находящуюся на фантастическом энергетическом уровне. Это может означать только одно. Человеческое сознание попало в созданную им же искусственную ловушку, и на сегодняшний день является своеобразной «белкой в колесе».
Кроме того, развивающиеся информационные психотехнологии приобретают все более изощренные методы воздействия, к которым наш мозг природа не подготовила. Именно поэтому мы, как правило, становимся совершенно беззащитными перед лицом этой ловушки.
Влияние телевидения на человека в целом также оказывается неблагоприятным. Оно проявляется не только в негативном воздействии на его здоровье. Этот вопрос во многом имеет отношение к психологической сфере.
Телевидение в нашей жизни
Порой случается так, что живые существа, стремящиеся к удовлетворению своих насущных потребностей, оказываются в смертельной опасности. Это и является парадоксом борьбы за выживание. Например, рыба, заглатывающая наживку, тут же попадает на крючок. Мышь, которую привлек запах сыра, оказывается в мышеловке. Однако все действия представителей фауны обусловлены физиологической необходимостью.
Если рассматривать поведение человека, то здесь разумных объяснений нет. Отнюдь не для того, чтобы выжить, люди предаются разрушительным порокам и соблазнам. Их порой не останавливает даже прямая угроза не только здоровью, но и жизни. Искушение в таких случаях главенствует над разумом.
То же самое можно сказать и при рассмотрении такой проблемы, как негативное влияние телевидения на человека. Ведь сидение у голубого экрана стало самым популярным развлечением наших современников. Большинством людей их отношение к ТВ определяется как «любовь-ненависть». Сам же телевизор воспринимается ими как «ящик для болванов». Однако, несмотря на осознание того, что порой оказывается негативным влияние телевидения на человека, основная часть населения нашей планеты с удовольствием устраивается на диванах и в креслах, не выпуская при этом из рук пульт дистанционного управления. Конечно, родители порой ворчат на детей из-за того, что их сложно оторвать от экрана. Однако сами они стараются умалчивать о собственных пристрастиях подобного рода.
Диагноз – телемания
В течение нескольких десятилетий ученые занимаются исследованиями, стремясь изучить влияние телевидения на человека. Особенно их интересует вопрос о связи между сценами жестокости, которые мы наблюдаем на голубых экранах, с теми реалиями, которые существуют в повседневной жизни. При этом исследователи пытаются понять причину того, что рядовые потребители между газетами, журналами и телевидением выбирают все же последнее.
Кто такой телеман? Психологами и психиатрами патологическая зависимость от чего-либо определяется как отклонение от нормы, которому соответствуют признаки реакции неадекватного характера на конкретный раздражитель. Это и большое количество времени, которое уделяется объекту зависимости, и использование его чаще принятого, и отказ от исполнения профессиональных, социальных и семейных обязанностей ради подобного времяпровождения, и уход в себя, а также замкнутость. Эти критерии прекрасно подходят к тем, кто подолгу сидит у ТВ-экрана.
Разумеется, нельзя говорить о том, что влияние телевидения на человека лишь плохое. Ведь оно расширяет кругозор и обучает, расслабляет и развлекает, позволяет на время забыть о гнетущей действительности и насладиться прекрасным. С помощью телевидения мы даже можем совершать покупки в ТВ-магазине. Однако даже тот, кто понимает, что необходимо сократить время, проводимое перед голубым экраном, порой не в состоянии отказать себе в удовольствии просмотреть телевизионные программы или интересные фильмы.
Как же увеличить свои шансы на победу? Для этого необходимо внимательно изучить, каким образом осуществляется влияние телевидения на человека.
Ложная релаксация
То количество времени, которое современный человек проводит у экрана телевизора, не может не ужаснуть. В среднем население крупных промышленных городов тратит на это ежедневно по три часа. Это и есть приблизительно половина свободного времени человека, без учета выполнения домашних дел и сна. Значит, из 75 лет жизни люди тратят 9 лет на то, чтобы просмотреть телевизионные программы и просто посидеть перед голубым экраном. Кто-то может объяснить это большой любовью к ТВ. Почему же тогда возникает обеспокоенность по поводу подобной страсти?
Учеными был проведен ряд исследований, направленных на изучение реакций организма на воздействие ТВ. При этом были зафиксированы перемены, которые происходят в электрической сопротивляемости кожи и в частоте сердцебиения. Все эти параметры были сняты при помощи специального прибора до и после, а также во время просмотра телепередач. Подобные опыты были поставлены не только в специализированных лабораториях. Показания снимали и в естественных, привычных для человека условиях. При этом телеман не просто находился на любимом диване перед домашним голубым экраном. Он пил и ел, спал и работал. При нем постоянно находилось устройство, принимающее звуковые сигналы. При их получении телеман должен был фиксировать все то, что он делает в данный момент и как себя чувствует.
При поступлении сигнала во время просмотра ТВ человек характеризовал свое состояние как пассивное и расслабленое. Этого никогда не фиксировали при чтении. При выключении телевизора чувство релаксации тут же пропадало, а вот пассивность оставалась. Зрители подтверждали тот факт, что ТВ вроде бы поглощает их энергию, приводя к опустошенности.
Подобное действие имеют и наркотики. Транквилизаторы, которые выводятся из организма очень быстро, приводят к большей зависимости, чем то, что «уходит» медленно. Так же и зритель. Когда он смотрит телепередачу, то понимает, что после выключения телевизора чувство расслабленности исчезнет. И ему хочется смотреть все больше и больше.
Привлечение внимания зрителя
Почему же люди порой не могут оторваться от голубого экрана? Частично это объясняется присутствием у нас биологически ориентировочной реакции. Впервые данное понятие описал известный физиолог Иван Петрович Павлов в 1927 г. Под ориентировочной понимается наша визуальная, слуховая или инстинктивная реакция на неизвестный ранее или внезапный раздражитель. Это является врожденной восприимчивостью человека к потенциальной угрозе. Типичными примерами подобной реакции являются повороты глаз в сторону появившегося источника раздражения, замедление сердечной деятельности и т.д. Происходит блокировка альфа-волн, которые уже через несколько секунд возвращаются к своему нормальному ритму.
В 1986 г. рядом исследователей было изучено влияние различных телевизионных приемов на возникновение ориентировочной реакции. В результате были сделаны однозначные выводы о том, что при быстрой смене кадров, оригинальном монтаже и внезапных шумах, которые, как правило, использует телевизионная реклама, происходит значительное повышение зрительского интереса. При этом указывалось на то, что уникальным является не содержание, а та форма, с которой подается материал.
Перегруженность ТВ рекламными и музыкальными роликами оказывает сильнейшее влияние на появление ориентировочной реакции. Причем номинальная частота подобных приемов – одна единица в секунду.
ТВ и память
Могут ли рассказать люди о том, что они смотрели? Эта проблема также была исследована учеными. После проведенных экспериментов стало ясно, что положительное влияние на память человека оказывалось при просмотре съемок, производимых из разных точек и несколькими камерами одновременно. Схожий эффект был заметен и при частой смене кадров. Именно такие способы использует телевизионная реклама. Эффект узнавания резко ослабевал при снижении показателей частоты.
Это можно сказать и при изучении детских образовательных программ. Применяемые телевизионные приемы оказывают неоценимую помощь в обучении, но при резкой смене кадров мозг ребенка перегружается. И это негативно влияет на восприятие материала.
Что касается телевизионной рекламы, то ее основной целью при резкой смене ничем не связанных между собой сцен является удержание зрительского внимания. Люди чаще всего запоминают название продукции, но все имеющиеся в клипе детали проходят мимо. Ориентировочная реакция зрителя при этом ослабевает. Он по-прежнему прикован к экрану, но уже чувствует усталость и не получает взамен никаких положительных эмоций.
ТВ и психика
Специалисты, которыми изучалась проблема влияния телевидения на человека, вовсе не утверждают о том, что сидеть перед голубым экраном нельзя. Однако при этом они предостерегают тех, кто уделяет этому слишком много времени, от возникновения различных проблем.
Чем опасна телемания? Ученые провели достаточно много экспериментов, позволяющих ответить на вопросы об отношении к жизни тех, кто не может оторвать свой взор от голубого экрана. Результаты оказались просто поразительны. Было подтверждено влияние телевидения на психику этих не совсем обычных зрителей. Вне зависимости от прожитых лет они ощущали тревогу и беспокойство, при этом чувствуя себя несчастными людьми, что нельзя сказать об обычных зрителях. Подобные ощущения приходили к ним в тот момент, когда они просто ничего не делали или оставались наедине с самими собой.
По данным проведенных исследований, телеманы чаще впадают в тоску, бывают раздраженны и рассеянны. Им сложнее переключить и сконцентрировать внимание. Свое пристрастие к ТВ такие люди объясняют тем, что желают отвлечься от неприятностей и от одолевающих их грустных мыслей, а также хоть как-то заполнить имеющееся у них свободное время. Кроме того, согласно исследованиям, телеманы реже принимают участие в спортивных мероприятиях и часто страдают от ожирения.
Увлечение телепередачами способствует снижению самоконтроля и повышает нетерпимость к естественным житейским неурядицам, негативно отражается на творческом подходе к решению проблем и не поддерживает желание в достижении намеченной цели.
Детская телемания
По данным статистики, практически сорок пять процентов детей, возраст которых находится в пределах от 5 до 12 лет, все свободное время проводит за экраном телевизора. Влияние телевидения на детей огромно и способно превратить их в настоящих телеманов. Чем же их манит ТВ?
Согласно исследованиям, проведенным немецкими учеными, содержание всех телепередач зрители со временем просто забывают. Однако в душе обязательно остаются те эмоции, которые были пережиты при этом. Вот это и является ключевым моментом, привязывающим маленького зрителя к голубому экрану. Ведь у детей происходит трансформация полученных эмоций в эмоциональные привязанности. Другими словами, малыши тянутся к телевизору неосознанно. Они стремятся вновь пережить уже имевшее место чувство, причем не обязательно позитивное. Конечно, многие родители обращали внимание на то, что их ребенок любит смотреть страшилки. Это и есть эмоциональная привязанность к переживаниям страха. Уже через час после начала просмотра, а порой и через пятнадцать минут, ребенка переполняют чужие эмоции, приходящие к нему с экрана.
Почему малышам нельзя смотреть телевизор? Специалистами, изучающими физиологию органов чувств, подтвержден тот факт, что детки-телеманы начинают страдать полной потерей способности к воображению. Им нет необходимости додумывать и представлять. Это за них делает телевизор.
Вред для здоровья
Каковы негативные последствия телемании? Этот недуг приводит к таким проблемам:
— к ухудшению зрения, что является общеизвестным фактом, не требующим дополнительных доказательств;
— к гиподинамии и одному из ее последствий – искривлению позвоночника;
— к избыточной массе тела вследствие малоподвижного образа жизни;
— к нарушениям сна, повышенной пугливости, возбудимости и прочим неврологическим проблемам.
После включения телевизора ребенок оказывается под его гипнозом. Язык ТВ является языком образов. Они воспринимаются правым полушарием мозга и напрямую связаны с подсознанием. Туда же попадают и все эмоции, которые были пережиты ребенком во время просмотра телепередач. Из-за большего развития правого полушария дети становятся легко возбудимыми.
Малыши, не достигшие шестилетнего возраста, воспринимают поданную им с экрана информацию не критично. Им вряд ли удается отличить правду от вымысла. Все то, что происходит на экране, принимается ими за чистую монету, переходя при этом в жизнь и отражаясь на поведении.
Время на ТВ
Сколько можно смотреть телевизор детям? До семилетнего возраста делать это без взрослых нежелательно вообще. Родители могут только включить малышу определенный развивающий мультфильм, который идет непродолжительное время.
Хорошо если взрослые во время просмотра детских программ находятся рядом со своим ребенком и комментируют увиденный им сюжет. Желательно также и совместное обсуждение того, что было подано маленьким зрителям.
В течении какого времени специалисты разрешают детям быть у голубого экрана? Оно находится в зависимости от их возраста:
1. До двух лет этого не рекомендуется делать вовсе.
2. От 2-х до 3-х лет только полчаса в день
3. От 3-х до 7-ми лет – не более полутора часов в день.
4. От 7-ми до 13-ти лет – только два часа в день.
Кроме того, не рекомендуется устанавливать телевизор в детской комнате. В противном случае ребенок весь свой досуг будет проводить только перед голубым экраном. Он предпочтет его подвижным играм, развивающим и полезным занятиям. В этом случае установить нужный контроль над малышом будет очень сложно. Включенный телевизор может стать привычным фоном, что может привести к тому, что сосредоточиться на размышлениях или на чтении малыш просто не сможет. Ребенку будет сложно даже уснуть без телевизора, что непременно негативно скажется на его психике.