На что распался халифат
Арабский халифат и его распад.
Вскоре после смерти Мухаммеда мусульмане подчинили себе всю Аравию. Образовалось Арабское государство. Им управляли халифы (или «заместители» Мухаммеда).
При первых халифах многочисленные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница.
В начале VIII века арабы покорили Северную Африку.
В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Только жители её северной горной части не покорились и продолжали борьбу. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою франки отбросили арабов на юг.
На востоке арабы встретились с упорным сопротивлением народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию и дошли до границ Китая. В ожесточённом сражении китайские войска остановили их дальнейшее продвижение.
2. Феодальный строй в халифате.
Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.
В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.
В халифате применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.
К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.
3. Народные восстания.
Покорённые народы томились под властью арабов-завоевателей. Все немусульмане облагались восстания.
непосильными налогами и должны были снабжать войска продуктами. Чтобы крестьяне не могли уклониться от уплаты налога, на шею им вешали свинцовые таблички с указанием, где они живут.
Но огромный Арабский халифат был непрочным.
4. Распад халифата.
Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания ослабляли халифат.
В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана турками-сельджуками.
Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость привели Арабский халифат к распаду.
Распад арабского халифата
Арабский халифат – это исламское государство или как в старорусских источниках можно встретить его другое название – царство Агаранское или Измаильтянское. Существовало в 7-9 веках, а если быть точным с 632 года по 1258 год, во главе которого стояли халифы. Халифат стал объединением для крупного полуострова запада Азии – Аравии. Если сравнивать Аравийскую территорию, то по современным меркам она превосходит в пятикратном объеме современную Германию. На то время, территория Аравии была разделена на три части – Песчаную, Каменистую и Счастливую. Арабы же делились на кочевых и оседлых. Одни были хаддези, другие были бедуинами.
Истоки объединения – в исламе
Во всем мире, ислам – мировая религия. Одна из трех самых основных, не уступающая христианству и буддизму. Ее истоки лежат в 7 веке, когда в племенах почитались различные боги, а Аллах выступал верховным богом.
По преданиям, ислам возник в 610 году. Основателем был Мухаммед, проповедник того времени. В его основе лежит создание единого государства, поклонение единственному богу. После длительных прерий и гонений, которым подвергались последователи основоположника исламской религии, а также он сам, было заключено соглашение, в ходе его определялась религиозная власть и политическое влияние Мухаммеда, а также признание ислама. Мекка стала центром ислама, Кааба – святилищем. Благодаря исламу Аравия стала объединяться, но полностью ее обращение и объединение произошло после смерти основателя религии, во время правления первых халифов, приемников Мухаммеда.
У новой религии свои правила – шариат. Она выполняют роль комплекса сводов и постановок. Каждый последователь ислама обязан последовать им в своей жизни, ведь они уготованы самим Аллахом. Близкие к пророку, стали основоположниками Корана. А все что записано в Коране, не что иное, как внушение ангелом Гавриилом пророку учение об Аллахе.
Мусульмане должны соблюдать единое требование – нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед пророк его. Есть пять основ, соблюдая которые можно считать себя мусульманином. Это:
— верование в Аллаха как единого бога
— пятиразовая каждодневная молитва
— соблюдение обязательного ежегодного поста
— трата пятой части своей прибыли на милостыню для освобождения от грехов
— совершение паломничества в Мекку или Медину хотя бы один раз за свою жизнь.
Воссоздание халифата приемниками
Смерть создателя ислама стала точкой основы для распрей между мединской знатью и прежними сторонниками. Ведь во главе вопроса лежало главенство государства, а также религиозное лидерство. Было принято решение отдать бразды правления халифам.
На пути первых халифов, которые правили в 632-661 годах, лежали восстания, решение которых, в большинстве разрешалось вооружено. Да и вообще исламский мир активно перешел в атаку, завоевывая новые земли. Противниками Арабского халифата выступали две могущие страны – Иран и Византия, но арабы путем разгрома сумели подчинить Иран, захватили Египет, Сирию и Палестину, а Иерусалим был сдан добровольно.
Преимущество арабов было в их военной тактики. Они создали конницу, которая превосходила множество других своей легкостью. Стремительные атаки арабов доводила противников до отчаянного ужаса, успешно покоряя как пехоту, так и тяжелую конницу врагов. В основе конницы арабов лежали, изобретенные китайцами, стремяны. Опираясь на стремяна, всадники конницы разрубали своих противников наполовину с помощью сабли.
Успех арабской компании способствовал вдохновению на новые походы. На покоренных местах устанавливались свои порядки. У покоренных было захвачено имущество богатых и знати, порабощенные считали арабов освободителями. На захваченной территории была религиозная свобода, но переход в мусульманскую веру поощрялся различными льготами.
Завоевания положили начало огромному государству под названием Арабский халифат.
«Кончина» халифата
За время существования халифата, у него было четыре правителя из круга друзей Мухаммеда, но после заговорщицкой смерти двух последних халифов, власть досталась династии Омеядов. С этого момента власть передавалась из поколение в поколение. Приход клана к власти сделал из халифата теократическое государство, где монархическая власть утверждается за счет террора и насилия, а его власть не имеет границ ни среди закона, ни среди суда, он не несет ответственности за свои поступки ни перед кем.
Правительство предусмотрело постоянное пополнение казны за счет налогов, в первую очередь для поддержания армии. Законы того времени предусматривали что халифату доставались земли вельможи. Только повиновение и желание халифата решало, может ли прямой наследник вельможи наедятся на малую часть его наследства.
Чиновники строго следили и за уплатой налогов. На то время существовало три основных налога:
Для немусульман налогообложение было более чем высокое.
8-9 век принес восстания против власти арабов, подтачивающие халифат. Захваченные земли и народ, живший на них не подавлял надежды вернуть себе свое. Но власти все время подавляли восстания.
Для подавления бунта, халифы набрали войска, впоследствии ставшие гвардией, из пленников – тюрок. Но военачальники гвардии вскоре, получили более могущественную власть, нежели сами халифы. Они имели право свергнуть халифов.
Наместники областей, в то время, крупные феодалы усилились на своих местах, они имели в своем подчинении военную силу, несметное количество рабов и крепостных. Наместники противились подчиняться халифу, становясь, таким образом, независимыми правителями. Свои должности они передавали по наследству, вместе с ними передавались и провинции, бывшие в их управлении.
Распад халифата начался с приходом к власти династии Аббасидов, которые уступали предыдущим в прочности и стабильности. После их прихода не было новых завоеваний, а, напротив – по частям начали отходить разные участки, где стали править эмиры.
Постоянные волнения сектантов отнимали и без того пошатнувшуюся власть правителей. В то время как наместники только укреплялись на местах. В халифате появилось множество самостоятельных государств.
В 9 веке были отделены и провинции Ирана, Афганистана, Северной Африки, а также Египет. Огромную часть владений Ближнего Востока завоевали турецкие сельджуки в 11 веке. Именно в 1055 году был захвачен Багдад, покорившийся туркам-сельджукам. Сам халиф воздвиг на трон султана правителя турок, короновав его и присвоив ему этот титул.
Таким образом, ввиду усиления феодалов – наместников, силовое объединение народов, имевших разнообразную культуру и быт, историю и вероисповедание, а также постоянная борьба за свою свободу покоренных народов за свою территорию и независимость привело к тому, что Арабский халифат распался. Погрязшие в роскоши халифы, передававшие свою власть потомкам, только расшатывали и ослабляли власть и могущество.
Причины распада халифата
Всего получено оценок: 169.
Всего получено оценок: 169.
Самым крупным государством на планете на рубеже VII-VIII веков был Халифат Омейядов. Он охватывал огромную территорию, от реки Инд на востоке до Иберийского полуострова на западе. Он распался в 750 года. Этот процесс постиг все крупные государства древности и Средних Веков.
Предыстория
Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.
Рис. 1. Арабский халифат.
Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.
В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.
Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.
Причины распада
Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина – религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины – раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.
После распада халифата остатки династии Омейядов стали править в Кордовском эмирате, который охватывал большую часть территории современных Испании и Португалии. Появившийся в 750 году халифат Аббасидов (Багдадский) унаследовал большую часть территории государства Омейядов, от реки Инд до Туниса.
Что мы узнали?
Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.
Причины распада арабского халифата Аббасидов кратко об истории средних веков (6 класс)
Самым крупным государством на планете на рубеже VII-VIII веков был Халифат Омейядов. Он охватывал огромную территорию, от реки Инд на востоке до Иберийского полуострова на западе. Он распался в 750 года. Этот процесс постиг все крупные государства древности и Средних Веков.
Предыстория
Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.
Рис. 1. Арабский халифат.
Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.
В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.
Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.
Рис. 2. Арабский халифат распад.
Причины распада
Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина – религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины – раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.
После распада халифата остатки династии Омейядов стали править в Кордовском эмирате, который охватывал большую часть территории современных Испании и Португалии. Появившийся в 750 году халифат Аббасидов (Багдадский) унаследовал большую часть территории государства Омейядов, от реки Инд до Туниса.
Рис. 3. Аббасидский халифат.
Что мы узнали?
Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.
Арабский халифат и его распад
Всего получено оценок: 16.
Всего получено оценок: 16.
Появление в VII веке новой монотеистической религии, ислама, привело к созданию государства, которое вошло в историю под названием Арабский халифат. Около сотни лет, с 650 по 750 год н. э., это было самое крупное государство на планете. Арабский халифат и его распад кратко изучают в школьном курсе истории 6 класса. На эту тему ученикам могут задать доклад.
Особенности халифата
Свою историю он вел от Праведного халифата, занимавшего в 632 году территорию современного Аравийского полуострова. Столицей был город Медина.
Рис. 1. Арабский халифат.
В 656 году ее перенесли в Эль-Куфу на реке Евфрат южнее Багдада. В 661 году халиф Муавия I сделал столицей Дамаск, где она и находилась до 750 года н. э.. Этот же халиф основал династию Омейядов. В первые годы своего существования она вела экспансию на восток, в сторону Памира и реки Инд, а также на запад, по побережью Северной Африки. И еще на северо-запад, на полуостров Малая Азия, где арабы дошли до Константинополя.
В Азии они смогли захватить сасанидский Иран, государственной религией которого был зороастризм. Арабы не смогли справиться с Византией, но взяли под своей контроль почти весь Иберийский полуостров к 712 году. Их экспансия в Западной Европе была остановлена франками в 732 году в битве при Пуатье.
От названия правившей династии халифат получил название Омейядского, а от столицы — Дамасского. Государство делилось на провинции, которыми правили эмиры и султаны. Многое в управлении было заимствовано у персов. Иноверцы платили два налога — поземельный и поголовный (харадж и джизья).
Распад государства
В 743 году в халифате началась междоусобица. В 747 году против Омейядов произошло восстание в персидских провинциях под предводительством Аббасидов. Спустя три года они смогли свергнуть 14-го халифа Марвана II. Эти события вошли в историю как Аббасидская революция. Остатки правившей династии Омейядов бежали на Иберийский полуостров, где создали Кордовский эмират, который просуществовал с 765 по 929 год.
Большая часть территории бывшего Арабского халифата досталась династии Аббасидов. Они взяли под контроль земли от Туниса на западе и до Памира на востоке. Северной границей государства стал южный берег Аральского моря, а также Дербент на западном берегу Каспия. Общая площадь халифата Аббасидов составляла 6,8 млн кв. м. По форме правления государство также было теократической монархией. В качестве валюты использовались динар и дирхем. Арабы контролировали торговые пути на Ближнем Востоке и в Индийском океане, а также часть Великого шелкового пути. Халифат Аббасидов распался в 945 году.
Столица государства в 750–762 годах находилась в Эль-Куфе, а в 762 году ее перенесли в Багдад, который стал крупным центром арабской культуры и науки. В 836 году столицу перенесли на 56 лет в Самару, а потом снова вернули в Багдад.
Что мы узнали?
Арабский халифат существовал с середины VII века по 945 год и на протяжении 100 лет был самым крупным государством на планете. Он возник вследствие появления ислама. Другими названиями халифата были Омейядский и Дамасский.