На что распространяется стандарт организации
На что распространяется стандарт организации
Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
1. Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения соответствующих целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.
3. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).
4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.
6. Стандарты организаций и технические условия могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе организации, утвердившей данные стандарты организаций и технические условия.
(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
Стандарт организации (СТО)
Что это за документ?
Стандарт организации (СТО) – документ по стандартизации, утвержденный и применяемый организацией для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. СТО может разрабатываться на применяемые в организации процессы, продукцию и оказываемые услуги; на продукцию, создаваемую и поставляемую организацией на внутренний и внешний рынок; на работы и услуги, выполняемые данной организацией на стороне, в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
СТО разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».
Кто выдает?
Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно. СТО на продукцию могут быть зарегистрированы в добровольном порядке в региональных центрах стандартизации и метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) по месту нахождения организации.
На территории Москвы и Московской области регистрацией СТО занимаются Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), и Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве» (ФБУ «Ростест-Москва»).
В каких случаях оформляется?
Стандарты организации необходимо разрабатывать для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.
Стандарт организации — что это такое и зачем нужен в Москве
Стандарт организации (СТО) — нормативный документ, разрабатываемый исключительно для внутреннего пользования в конкретной организации.
Стандарт в переводе с английского — «образец». Такой документ создается для совершенствования всех процессов производства, а также на производимую продукцию и оказываемые услуги. Мы скажем больше: СТО — своеобразный корпоративный кодекс для любой уважающей себя компании. Наличие такого единого комплекса требований и правил необходимо для успешной слаженной работы организации. Это основа, «правила игры» на современном рынке товаров и услуг.
Цель данного документа — стандартизация единых условий для эффективного ведения бизнеса, совершенствования технологических процессов, стабильного обеспечения качества и конкурентоспособности продукции или оказания услуг.
Обязателен ли он? Не все руководители знают, что разработка стандартов организации необходима в рамках реализации Федерального Закона №184 «О техническом регулировании».
Что дает бизнесу разработка и внедрение СТО?
Перечислим только несколько преимуществ:
Нередки случаи, когда две фирмы тесно сотрудничают друг с другом в выпуске продукции или в оказании взаимосвязанных услуг. Тогда целесообразно разработать единый стандарт для двух организаций.
Разработкой и созданием СТО для любой фирмы занимается центр сертификации «Гарант»
Наши специалисты проходят все этапы подготовки и разработки нормативного документа индивидуально для каждой компании в сжатые сроки. Учитываются все особые условия и пожелания заказчика. Деятельность по оформлению и изложению информации в документе СТО строго регламентируется ГОСТ Р 1.5.
И, в заключение, хочется отметить, что правильно составленные внутрикорпоративные стандарты способствуют отличному имиджу компании, повышению ее конкурентности на рынке выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Наличие СТО — это гарантия клиенту компании в получении обслуживания высокого качества.
Не тратьте свое время — доверьтесь опытным профессионалам «Гаранта»! Наш центр может похвастаться 3000 довольными клиентами, 27000 успешно выполненными работами в более чем 200-х городах России.
На что распространяется стандарт организации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
Standardization in the Russian Federation. Basic provisions
Дата введения 2013-07-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1968-ст c 01.07.2014
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2014 год
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, цели и принципы стандартизации, требования к документам в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.0 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.2 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ Р 1.2 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.4 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.6 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.9 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения
ГОСТ Р 1.10 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
ГОСТ Р 1.14 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
3 Цели и задачи стандартизации в Российской Федерации
3.1 В Российской Федерации стандартизация осуществляется в целях:
— содействия интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
— снижения неоправданных технических барьеров в торговле;
— улучшения качества жизни населения страны;
— установления технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;
— обеспечения обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;
— повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);
— обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды;
— содействия развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
— предупреждения действий, вводящих потребителя в заблуждение;
— создания национальной системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;
— содействия трансферту наилучших лабораторных практик;
— участия в работе международных и региональных организаций по стандартизации;
— расширения применения информационных технологий в сфере стандартизации.
3.2 При проведении в Российской Федерации стандартизации решают следующие задачи:
— устанавливают (с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий) требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, которые позволяют ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость элементов сложной продукции;
— создают условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных источников энергии, а также для рационального использования ресурсов;
— осуществляют модернизацию и технологическое переоснащение промышленного производства;
— содействуют взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
— повышают роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной продукции;
— осуществляют добровольное подтверждение соответствия для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций и сводам правил;
— осуществляют применение методов и средств стандартизации в федеральных целевых и иных государственных программах, направленных на модернизацию экономики страны;
— осуществляют координацию разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.
— сохранение хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений;
— реализацию скоординированной политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов;
— установление единых требований к продукции на экспортных рынках;
— разработку единых классификаторов и каталогизацию продукции.
4 Принципы стандартизации
Национальную стандартизацию в Российской Федерации осуществляют в соответствии с принципами:
— добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательности соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;
— применения в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;
— максимального учета мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;
— обеспечения преемственности работ по стандартизации;
— обеспечения условий для единообразного применения документов в области стандартизации;
— обоснованности разработки документов в области стандартизации;
— открытости (прозрачности) процедур разработки документов в области стандартизации;
— обеспечения доступности документов в области стандартизации и информации о них для заинтересованных лиц;
— однозначности понимания требований, включаемых в документы в области стандартизации;
— соответствия документов в области стандартизации нормативным правовым актам Российской Федерации;
— прогрессивности и оптимальности требований документов в области стандартизации;
— комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном уровне, путем согласованности требований к этим объектам (аспектам) и увязки сроков разработки и введения стандартов в действие;
— недопустимости разработки национальных стандартов Российской Федерации на объекты и аспекты стандартизации, стандартизованные на межгосударственном уровне;
— недопустимости разработки и применения национальных стандартов Российской Федерации, которые создают излишние препятствия международной торговле;
— унификации процессов разработки, хранения стандартов, а также процессов внесения в них изменений и обеспечения доступа к документам в области стандартизации;
— обеспечения системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с использованием информационных технологий;
— обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов в области стандартизации.
5 Организация работ по стандартизации
5.1 Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст)
Standardization in the Russian Federation. Standards of organizations. General
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.
1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статьи 17 Федерального закона «О техническом регулировании» [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ОК (МК(ИСО/ИНФКО МКС)001-96) 001-2000 Общероссийский классификатор стандартов
ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции
ОК 007-93 Общероссийский классификатор предприятий и организаций
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 техническая документация (на продукцию) : Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.
3.2 менеджмент : По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6).
3.3 организация : Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.
Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
1 Распределение объектов обычно бывает упорядоченным.
2 Организация может быть государственной или частной.
4 Разработка и применение стандартов организации. Общие положения
4.2 Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть:
— составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;
— процессы организации и управления производством;
— технологическая оснастка и инструмент;
— технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;
— методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;
— услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;
— номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;
— процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.
4.3 Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.
4.4 Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.
4.5 Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.
4.6 В стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.
4.7 Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.
4.8 Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.
4.9 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона «О техническом регулировании».
Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.
4.10 При установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть:
4.11 Стандарты организации целесообразно разрабатывать на основе программ (планов) стандартизации организации и предложений ее структурных подразделений. Техническое задание на разработку стандарта утверждается руководством организации.
4.12 Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5.
4.13 Стандарты организации утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке. В случае утверждения стандарта организации приказом дату введения стандарта в действие устанавливают в приказе. При утверждении стандарта организации личной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации дату введения стандарта в действие приводят на его первой странице.
При утверждении стандарта, при необходимости, утверждают также организационно-технические мероприятия по подготовке к применению стандарта.
Согласование проекта стандарта организации с заинтересованными лицами [структурными подразделениями организации и (или) заказчиками поставляемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг] перед его утверждением осуществляют в порядке, установленном организацией, утверждающей стандарт.
4.14 Стандарты организации утверждают, как правило, без ограничения срока действия.
По решению организации, утверждающей стандарт, срок действия стандарта организации может быть ограничен.
4.15 Перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги проводят их экспертизу (в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).
Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и/или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз:
метрологической (по ГОСТ Р 1.11);
на соответствие национальным стандартам.
Организация, разработавшая проект стандарта организации, может представлять его для экспертизы в соответствующий технический комитет по стандартизации (ТК).
ТК организует проведение экспертизы проекта стандарта организации и на основании ее результатов направляет заключение по проекту стандарта организации, представившей его.
4.17 Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.
Требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).
4.18 Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.
4.19 Организация, разработавшая и утвердившая стандарт организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, может при необходимости готовить предложения о разработке национального стандарта на основе этого стандарта.
Порядок представления и оформление предложений осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ
Федеральный закон «Об общественных организациях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов (Москва, 2005 г.)
Дата введения 1 июля 2005 г.
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)
2 Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст
4 В настоящем стандарте реализованы положения статей 11-13, 17 Федерального закона «О техническом регулировании»