На что реагирует человек живой организм

Урок по окружающему миру «Человек – живое существо (организм)»

Класс: 4

Ребята, хотела вам предложить отгадать тему нашего урока.

Слайд 1. Разгадывают кроссворд.

На экране тема Слайд 2.

Скелет и мышцы составляют двигательную систему, обеспечивая человеку опору и движение. От состояния мышц зависит физическая сила человека.

Сердце, как насос, качает кровь, которая по кровеносным сосудам поступает ко всем органам, доставляя питательные вещества и кислород. Это работает кровеносная система.

Органы дыхательной системы осуществляют дыхание: в организм поступает кислород и выводится углекислый газ.

Через пищеварительную систему в организм поступают необходимые питательные вещества, а выделительная система способствует выведению вредных и ненужных веществ.

Давайте проверим свои знания с помощью теста.

— Молодцы. Давайте немного подвигаемся.

Какие органы чувств вы знаете? Слайд 3

Теперь предлагаю получить практические знания об органах чувств.

Давайте повторим правила работы в группах. Слайд 4

Слух

1) Как устроено наше ухо?

Покричите в рупор, и вы увидите, как вибрирует (дрожит) пленка. Оказывается, звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая передается в наш мозг. Именно таким образом мы и воспринимаем звуки окружающего нас мира.

2) Зачем зайцу длинные уши?

Разрежьте круг пополам и из каждой половины сверните по рупору (один край узкий, другой широкий). Края рупора закрепите скотчем, чтобы он не развернулся.

А теперь послушайте доносящиеся звуки. Назовите их.

После этого приставьте оба рупора к ушам, внимательно прислушайтесь и опять назовите звуки, которые вы слышите теперь. Что изменилось? Появились ли новые звуки, которых без рупора вы не слышали?

Теперь понятно зачем зайцу длинные уши?

Уши животных, в отличие от ушей человека, могут двигаться.

Зрение

1) Для чего нам нужны два глаза?

Проделай этот же опыт с двумя открытыми глазами. Видишь разницу?

Оказывается, глаза посылают в мозг два разных, несколько отличающихся дин от другого образа. В мозгу они анализируются так, что мы можем точно определить, где находится тот или иной предмет. Когда же мы смотрим одним глазом, то предмет мы видим хорошо. Но только лишь одну картинку, а значит, мозгу гораздо труднее определить верное расстояние до предмета.

Самым лучшим зрением обладают орлы. Они могут увидеть зайца с высоты три километра.

2) Обман зрения

Бывает, что глаза могут нас обманывать, и тогда мы видим то, чего в действительности нет. Это называется обманом зрения.

Сравните эти линии по длине. Различаются ли они?

3) Что важнее: глаза, уши или руки?

Для удержания равновесия нужны уши. Именно уши. Ухо человека, как и животных, является не только органом слуха, но и органом равновесия. Для этого в ухе находится жидкость, которая помогает нам его (равновесие) удерживать.

Положите на землю линейку. Пройдите по ней взад-вперед. А теперь завяжите глаза. Ну что, идти стало гораздо труднее?

Кроме того, в движении по рейке очень помогают руки. Они выполняют роль балансира. Сохраняя равновесие, мы расставляем руки в стороны.

Обоняние

Понюхайте что-нибудь приятное, например, приятную пищу. Для этого глубоко вдохнем через нос. А теперь зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. В каком случае чувствуете запах? Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена?

2) Нос ощущает вкус

Но знаете ли вы, что нос помогает нам определять вкус?
Возьмите натертое яблоко, сырую морковь и картофель. Закройте глаза и зажмите ном прищепкой и попробуйте еду из каждой мисочки. Можно ли с уверенностью сказать, что пробуешь?

Оказывается, когда ешь, запах пищи проникает в нос, поэтому ощущаешь вкус и запах одновременно. Ос намного чувствительнее, чем язык, и позволяет более точно распознавать вкус продукта.

Язык может только определить четыре основных вкуса, но сказать точнее, с чем имеешь дело, без участия носа нельзя. Вспомни, когда у тебя насморк, еда кажется безвкусной.

Осязание

1) Дотронемся до стакана с горячей водой, с холодной водой, погладим мех. Что ощущаем?

2) определи предмет на ощупь.

Опусти руку в мешок, не глядя выбирайте предмет и на ощупь определи, что это и из чего сделано.

3) Сначала собери зернышки в стаканчик, затем подержи руку в холодной воде, считая до 30. Вытри руку и попробуй собрать рис Сколько времени тебе понадобилось теперь?

Вкус

1) Положим на язык конфету. Подождем.

Вытрем чистой салфеткой свой язык и быстро проведем другой конфетой. В каком случае почувствовали вкус?

2) Зачем нужна слюна?

Дайте двум ребятам по пачке крекера, но одному поставьте стакан с водой (запивать еду). Кто съел быстрее?

3) Как мы различаем разные вкусы?

Обмакните палочку в соленый раствор и дотроньтесь до разных зон языка: на кончике, в середине, по бокам, сзади. Определите, где находятся сосочки, отвечающие за восприятие соленого.

То же самое проделайте с остальными растворами и определите, какие зоны отвечают за тот или иной вкус.

Для наглядности на макете языка цветными фломастерами обозначьте все вкусовые зоны.

Память, внимание

1) Внимание (задание на листочке)

2) Игра на развитие внимания.

Выбрать водящего, он должен внимательно посмотреть на ребят за партой. Затем, когда он отвернется, дети меняют что-нибудь в своей одежде (приколоть значок, заколку, поменять кофту, пересесть, что-то расстегнуть). Водящий должен заметить, что изменилось.

3) Запомни ряд слов.

Бритва, чай, крючок, борода, рыбалка, иголка, нитка, печенье. Кто больше.

Источник

Урок № 16. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ. Тема V. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА. Раздел I . ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Урок с видеоматериалами разработан по учебнику «Человек и окружающая среда» Анастасова Л.П. и др, для пред профильного обучения с учётом изменившихся требований в условиях реализации нового образовательного стандарта, необходимостью формирования и развития физически и нравственно здорового человеческого общества.

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Изучение нового материала

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Человек является частью природы, поэтому он испытывает на себе действие ее законов. Он реагирует на воздействие природных факторов, как и любой другой живой организм. Отличается же он от всех других живых существ, населяющих Землю, осознанным и активным отношением к окружающей его природной среде.

Человек живет и трудится в различных природных условиях благодаря замечательной приспособляемости к новым условиям жизни, а главное потому, что научился поддерживать и создавать вокруг себя необходимую для него среду, используя различные средства защиты. Человек не только сам приспосабливается к окружающей его внешней: среде, но и приспосабливает ее к себе, активно преобразуя. Измененная человеком природа в свою очередь оказывает как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие на. условия жизни людей. Поэтому необходимо знать, что в окружающей среде полезно для организма, а что вредно, ка кие изменения ; среды : благоприятны для организма,. а какие неблагоприятны е нередко, изменяя естественные природные условия, используя для производства ее богатства: леса, недра, воды и т. п., человек заботится, главным образом, о получении максимального экономического эффекта.- При этом довольно часто не учитывается возможное, и реальное влияние этих изменений на физическое и психическое здоровье человека, а иногда на состояние здоровья будущих поколений, его генофонд.

На что реагирует человек живой организм. Смотреть фото На что реагирует человек живой организм. Смотреть картинку На что реагирует человек живой организм. Картинка про На что реагирует человек живой организм. Фото На что реагирует человек живой организм

На что реагирует человек живой организм. Смотреть фото На что реагирует человек живой организм. Смотреть картинку На что реагирует человек живой организм. Картинка про На что реагирует человек живой организм. Фото На что реагирует человек живой организм

— Организм постоянно подвергается воздействию болезнетворных факторов окружающей среды. Однако случаи заболеваний встречаются не так часто, как можно было бы ожидать, если учесть, что нас окружают потенциальные факторы, отрицательно влияют на организм.

На что реагирует человек живой организм. Смотреть фото На что реагирует человек живой организм. Смотреть картинку На что реагирует человек живой организм. Картинка про На что реагирует человек живой организм. Фото На что реагирует человек живой организм

Люди крепкие, тренированные, постоянно занимающиеся спортом даже во время эпидемии гриппа заболевают редко, так как их физическая подготовка помогает организму противостоять вредным воздействиям окружающей среды.

Объясните значение терминов: неблагоприятные факторы окружающей среды, ослабленный организм.

Вопросы для самоконтроля. 1 . Какие свойства организма проявляются при взаимодействии организма с внешней средой? 2. Как связана внутренняя среда организма с внешней средой? 3. Какие функции выполняют компоненты внутренней среды организма кровь, лимфа, тканевая жидкость? 4. Какие факторы внешней среды являются благоприятными, а какие — неблагоприятными? 5. Почему на ослабленный организм неблагоприятные факторы, окружающей среды оказывают, более сильное отрицательное воздействие вызывают заболевания, в то время, как сильный организм справ ляется с ними и не заболевает?

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Источник

Психологические причины болезней: как иммунитет зависит от стресса

1 ноября 2021 года

На что реагирует человек живой организм. Смотреть фото На что реагирует человек живой организм. Смотреть картинку На что реагирует человек живой организм. Картинка про На что реагирует человек живой организм. Фото На что реагирует человек живой организм

Человеческий организм — сложная саморегулирующаяся система. Для ее сбалансированного функционирования психическое состояние не менее важно, чем физическое. Как психологические аспекты влияют на наше здоровье и иммунитет, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Екатерина Писаренко.

Организм и его системы

Нашим организмом управляют три регуляторные системы: нервная, эндокринная и иммунная. Они находятся в тесной взаимосвязи.

В итоге возникает целостная система регуляции организма. И если работа мозга, эндокринной системы изучена достаточно хорошо, то с деятельностью иммунной системы все не так очевидно.

Как устроен иммунитет

Иммунитет — это устойчивость к инфекциям: вирусам, бактериям, чужеродному материалу. Иммунитет можно разделить на врожденный (естественный, заимствованный от матери) и приобретенный (формируется в процессе жизни человека, после перенесенных заболеваний).

Иммунная система человека включает множество элементов: костный мозг, вилочковую железу, селезенку, лимфатические узлы, лимфоидную ткань. Эти органы вырабатывают несколько видов клеток, которые и обеспечивают защиту организма, а также осуществляют надзор за постоянством клеточного состава. Среди основных — фагоциты, лимфоциты (вырабатывают антитела), Т-киллеры и др. Все клетки иммунной системы работают, как слаженная команда: одни поглощают, другие помечают, третьи связывают, четвертые воздействуют химически на чужеродные вещества и молекулы (вирусы, бактерии, клетки опухоли).

Известно, что длительный стресс или затянувшаяся депрессия негативно влияют на работу иммунных клеток: подавляют их активность, повышают подверженность инфекционным заболеваниям.

Сценарий стресса

Понятие стресса ввел канадский врач и биолог Ганс Селье в 1936 году. Он установил, что на радость и боль организм человека реагирует биохимически одинаково. Правда, некоторое отличие все же есть: негативную эмоцию человек может испытывать длительное время (тогда стресс становится хроническим), а вот большая радость проходит быстро, потому ее действие скоротечно. Именно длительное воздействие сильных эмоций отрицательно влияет на организм.

Стресс — это универсальная реакция организма на опасную или значимую ситуацию с целью поддержать его выживание. Субъективно стресс переживается как напряженность. Объективно при стрессе происходит мобилизация нервной, иммунной, эндокринной, сердечно-сосудистой, мышечной и других систем.

На гормональном уровне организм не способен отличить эмоции, вызванные возможным нападением зверя в дикой природе, от эмоций, которые мы испытываем при разговоре с начальником. Соответственно, чем больше ситуаций человек воспринимает для себя как опасные или значимые, тем больше он подвержен стрессам. Эта восприимчивость зависит от многих факторов: наследственности, физиологических и личностных особенностей, культуры, воспитания, окружения. Например, люди с чувствительной психикой будут реагировать на многие события всплеском эмоций.

«Я больше не могу!»

Эмоции материальны. У всех наших чувств есть физические последствия, обусловленные влиянием нервной, эндокринной, иммунной систем. Когда мы боимся, радуемся, злимся, восторгаемся или расстраиваемся, клетки нашего тела выделяют вещества, которые оказывают направленное влияние на весь организм. Например, при испуге надпочечники выбрасывают в кровь гормон страха — адреналин, на него организм мгновенно реагирует увеличением частоты сердечных сокращений, повышением кровяного давления и уровня сахара в крови. Кровь сгущается и приливает к мышцам, кровеносные сосуды сужаются. Все эти изменения повышают шанс на выживание, позволяют живому организму быстрее убежать и тем самым спастись от опасности.

В нашей действительности не так много ситуаций, которые напрямую угрожают жизни, однако обстоятельств, при которых человек может пребывать в постоянном напряжении, достаточно: страх перед гневом начальника или увольнением, проблемы в личных отношениях. В этих случаях мозг дает сигнал организму: «Беги, спасайся!». Эндокринная система реагирует выбросом гормонов стресса: выделяются кортизол, адреналин, норадреналин. Гормоны в свою очередь запускают резервы организма — все процессы переводятся на более высокий уровень функционирования. При этом человек никуда не убегает (как в далекие времена от тигра, например), но остается в напряженном состоянии днями, месяцами и даже годами.

В итоге наступает момент, когда неизбежен худший результат: организм истощен, все резервы исчерпаны и мобилизация сил больше невозможна. В таком состоянии человек уязвим и подвержен многим заболеваниям: простудным, обострению хронических болезней, депрессиям. Иммунная система не в состоянии справиться с болезнью, если организм истощен и у него нет ресурсов.

Можно ли заболеть «от нервов»?

Душа и тело — элементы одной системы. Любой дисбаланс в психике отражается на работе всего организма. Невыраженные или непроработанные негативные эмоции, такие как страх, вина, гнев, обида, зависть и другие, — основная причина психосоматических недугов.

По мнению всемирно известного автора бестселлеров по психосоматике Лиз Бурбо, длительно подавляемые обида или ненависть могут привести, в том числе, к возникновению онкологических заболеваний.

Известно, что раковые клетки образуются в организме человека каждый день. Т-киллеры, базирующиеся в иммунной системе, уничтожают эти клетки, не давая им развиться в опухоль. Однако случается так, что иммунная система не реагирует на появляющиеся раковые клетки, и опухоль начинает расти. Многочисленные исследования и опросы людей, заболевших раком, выявили закономерность: чаще всего заболевание возникает после перенесенных психологических потрясений, стрессов, травм (утраты близкого человека, развода), внутренних обид и разочарований, которые человек не пережил.

Также исследования подтверждают, что у людей, у которых диагностировано тяжелое соматическое заболевание (рак или диабет), значительно возрастают шансы на положительный прогноз, если они не сдаются, не опускают руки, не впадают в депрессию, а, наоборот, обращаются за помощью, активно лечат болезнь, продолжают жить полной жизнью, общаются с друзьями и близкими.

Профилактика стресса и укрепление иммунитета

К счастью, есть механизмы, которые помогают укреплять иммунитет и снижать негативное влияние стресса на собственное здоровье. Эти механизмы просты, действенны и доступны каждому человеку

Помощь рядом

Если у вас есть психосоматические заболевания, возникли сложности в отношениях или вы испытываете постоянный стресс из-за напряженной работы, можно обратиться за бесплатной помощью к психологу в одно из подразделений Московской службы психологической помощи населению. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 (с городского телефона), +7 (495) 051 (с мобильного). В круглосуточном режиме работает и чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.

На что реагирует человек живой организм. Смотреть фото На что реагирует человек живой организм. Смотреть картинку На что реагирует человек живой организм. Картинка про На что реагирует человек живой организм. Фото На что реагирует человек живой организм

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *