На что способны дети

Способные дети: от рождения или в процессе развития?.

Способные дети от рождения или в процессе развития?.

Подготовила: педагог-психолог Тимофеева Ю. А.

Образование развивает способности, но не создает их. (Вольтер)

Что же такое способности? Мы часто пользуемся этим словом, и оно кажется нам настолько понятным и обыденным, что вопрос о его значении может вы звать удивление. «Что же здесь объяснять? Это то,что обеспечивает успех в деле. И люди в этом не равны. Есть талантливые, даже гениальные». (Н. К. Крупская). Действительно, способности имеют отношение к успешному выпо лнению какой-либо деятельности. Только способности не сводятся к тем на выкам или умениям, которые уже имеются у данного человека. Способности облегчают овладеванию знаниями и умениями, ускоряют этот процесс.

Способными называют детей, которые внешне легче других справляются с заданиями,могут достигать выдающихся результатов в учебе, спорте, музы ке, и других областях. Ранее считалось, что это дар, основанный на генетиче ской предрасположенности (если уродился талантливым, значит, раскроется но уж если нет, то ни о каком выявлении способностей ребенка не может бы ть и речи). Исследователи считают, что исходные природные различия меж ду людьми заключаются не в готовых способностях, а в задатках. Задатки оч ень многозначительны и могут развиваться в различных направлениях. Они лишь предпосылка развития способностей, между задатками и способностя ми очень длинная дистанция – весь путь развития личности. Большое значе ние придается деятельности, благодаря которой природные задатки могут превратиться в способности. Ребенок с богатыми интеллектуальными зада тками может родиться в любой семье, в которой родители обладают полно ценным здоровьем, и не зависимо от их культурного уровня. А вот то в какой мере задатки будут реализованы, какого уровня способности будут сформи рованы на их базе, это уже зависит от культурно-педагогических факторов.Среди факторов культурно-воспитательной среды особо подчеркивается ро ль родителей: «Родители – важнейший элемент в системе воспитания одаре нности у детей. Однако сила у родителей не столько в том, что они дают ребе нку еще до рождения (гены, сколько в том, что они способны ему дать после рождения». Родители с восторгом встречают каждое проявление «творчес тва» ребенка. Младенец затихает при звуках песен, различает мелодии, по разному реагирует на них.И у любящих пап и мам сразу же возникает предположение: «У него, наверное, музыкальные способности». Ребенок начинает увлекаться строительством,родители ломают голову: «Может мы ошиблись в его музыкальных наклонностях, у него способности к архитекту ре?». Но и это увлечение проходит. Ребенок «переключается» на рисование, лепку; такая быстрая смена интересов,присущая большинству детей, приво дит малоопытных родителей в недоумение. А потом им вообще надоедает следить за проявлением способностей своих детей.

Почему же так трудно определить способности ребенка? Способности не да ются в готовом виде от рождения, а развиваются в единстве со знаниями, в процессе развития ребенка, становления личности. В дошкольные годы раз витие ребенка еще не закончено, его жизненный опыт невелик. Только в шко ле он получит систематические знания об окружающем мире и в полной ме ре приобщится к культуре. По мере приобретения знаний его интересы и ск лонности становятся более устойчивыми. Именно в школьные годы у ребен ка чаще всего обнаруживаются те или иные способности.

Развитие и воспитание способностей ребенка-очень ответственное и слож ное дело,осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы, увлечения. Есть распростране нное убеждение, что способные дети – большая редкость, заполучить их меч тает каждая школа, вуз. Однако исследования показывают, что не все способ ности раскрываются у малышей вовремя, и если целенаправленной работы по их развитию не проводится, то они так и остаются нераскрытыми. Исклю чительно важное значение для развития способностей имеют работоспосо бность и трудолюбие. Эти качества – непременное условие выработки любой способности. А. М. Горький утверждал, что своим успехом он обязан прежде всего умению работать.

Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, поощрять его твор чество. Поддерживать всякое полезное начинание, особенно, если в нем про явилась смекалка. Только при общем гармоническом развитии ребенка мож но выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что дети способные не от рождения, а в процессе развития.

Консультация для родителей «Дети и музыка: слушать или нет?» Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка! Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны детиФотоотчет «И мы присоединились проекту «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Каждый раз, когда я просматривала радостные публикации маамовцев о дружбе и переписке с детьми и воспитателями из разных мест нашей страны,.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны детиФотоотчет об участии в проекте «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всегда, когда я читала публикации о посткроссинге, я радовалась за коллег, деток и тоже хотела поучаствовать,.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны детиФотоотчёт о дружбе детей «Посткроссинг, или Дружат дети на МAAM» Почтовый мост дружбы: «Саратовская область-Якутия» Уважаемые коллеги! После прочтения публикаций коллег о посткроссинге мне тоже захотелось.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны детиИ снова о детских стихах, или О чем мечтают дети Продолжаю знакомить вас с нашим стихотворчеством. Наступило долгожданное лето и на детей сошло летнее вдохновение. Воробей сидел на ветке.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны детиИстория о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут.

Консультация для родителей «Зачем дети играют или что таит в себе детская игра» Консультация для родителей: Подготовила Педагог-психолог Егорова Н. В. Игра свойственна всем – и людям и животным. Уже начиная.

Проект «Дружат дети всей страны!» или Снова о посткроссинге Уважаемые гости! Если вы являетесь участником Посткроссинга или еще только наблюдаете за его развитием, этот материал для Вас! При составлении.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны детиСценарий выпускного бала «Дети — цветы жизни, или Путешествие в цветочный город» Сценарий выпускного бала «Дети-цветы жизни» или путешествие в цветочный город звучит музыка № 1 Сценарий выпускного бала «Дети-цветы.

Источник

На что способны дети

На что способны дети

Выборочные данные по раннему развитию и рабочим навыкам детей, приведенные в книге The Anthropology of Children.

• Дети народа аче к восьмилетнему возрасту могут найти дорогу в, казалось бы, непроходимых (для чужих) джунглях Парагвая. Свой первый лук и стрелы они получают в двухлетнем возрасте, но всерьез начинают охотиться примерно в десять лет.

• Дети мексиканского народа запотеки, живущего в Оахаке, знают названия многих растений из сотен видов местной флоры и могут соперничать в знаниях с некоторыми известными этноботаниками.

• В Либерии и Гане пятилетних детей народа кпелле отправляют с поручениями в другие дома.

• На островах Микронезии мальчики начинают ловить рыбу в семилетнем возрасте.

• В Танзании девочки с семилетнего возраста собирают больше плодов дикорастущих растений и яиц птиц, чем могут съесть сами.

• На пастбищах Тибета шестилетние дети пасут стада дзо (гибрид яка и коровы), яков, овец и других животных.

• На островах Торресова пролива с шестисемилетнего возраста мальчики с помощью гарпуна детского размера ловят сардины и собирают на рифах моллюсков; к десяти-четырнадцати годам многие из них действуют не хуже взрослых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Введение Мы способны на большее

Введение Мы способны на большее Когда педиатр сказал Мариссе, что у ее чудесного сына Шона аутизм, у нее сжалось сердце. Мариссе и ее мужу Джону потребовалось несколько дней, чтобы совладать с кошмаром этого диагноза и осознать, какие драматические последствия заложены в

Понятие «дети индиго». Существуют ли дети индиго: обзор научных взглядов. Детская гиперактивность – что это?

Понятие «дети индиго». Существуют ли дети индиго: обзор научных взглядов. Детская гиперактивность – что это? Шел Саша в школу. Во дворе маленькие девчонки пишут мелом на асфальте: «Таня – жадина! Дима – дибил»…Саша усмехнулся и поправил:– А в слове «дебил» вторая буква

Все ли способны на любовь?

Все ли способны на любовь? Гельвеций, французский философ XVIII века, говорил: «Подобно лучу света, который состоит из целого пучка лучей, всякое чувство состоит из множества отдельных чувств»[20].Из каких же чувств состоит радуга любви? Условно, приблизительно в них можно,

5. КОМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ-ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ

5. КОМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ-ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ К компульсивным действиям и поступкам относятся действия и поступки, к совершению которых человек как бы невольно подталкивается. Даже если эти действия по существу рациональны, разумны, они могут повторяться до неразумных

Опросник «Способны ли вы к привязанности?»

Опросник «Способны ли вы к привязанности?» Источник: Он и она. Ростов-на-Дону, 2000.Некоторые вопросы мной отредактированы. — Е. И.Инструкция. Ответьте на предлагаемые вопросы «да», «нет», «не знаю» согласно с первой мыслью, которая придет вам в голову.Текст

Вы способны

Вы способны Одно из самых ограничивающих убеждений, существующих ныне, – понятие, что по тем или иным причинам мы не способны реализовать свои цели. Несмотря на общедоступные лучшие образовательные программы, на накопленные за десятилетия обширные знания о том, как

Вы способны на любовь и достойны ее

Вы способны на любовь и достойны ее Точно так же многие не верят, что способны справиться с любыми испытаниями, которые предложит жизнь, или что они достойны любви – два столпа высокой самооценки и чувства собственного достоинства. Вера в свою способность справиться в

Тест № 5 Вы способны пойти на риск?

Тест № 5 Вы способны пойти на риск? Это неправда, что тот, кто не рискует, тот не пьет… ну, вы сами знаете, что. На самом же деле нередко бывает так, что тот, кто не рискует, тот не ест (по крайней мере, качественно и сытно). Ибо риск практически в любом деле – это своеобразный

Когда вы не способны сопротивляться

Когда вы не способны сопротивляться Чтобы достичь любой серьезной цели, обычно приходится сопротивляться искушениям. Чтобы получить хорошую оценку на экзамене, нужно корпеть над учебниками, преодолевая искушение посмотреть телевизор или повеселиться с друзьями. Для

Тест №15. Способны ли вы радоваться жизни?

Тест №15. Способны ли вы радоваться жизни?

Тест № 3 Вы способны к длительной привязанности?

Тест № 3 Вы способны к длительной привязанности? А может, именно вы и есть причина разрыва? Может, вы не очень-то и способны к настоящей, длительной привязанности?Попробуем разобраться с помощью теста. Условие прежнее: никакого лукавства в ответах.1. Самое интересное в

Вы способны за себя постоять

Вы способны за себя постоять Что еще важно знать о страхе, чтобы справляться с ним? У страха есть одна особенность: чем меньше ваша уверенность и сила, тем он больше. Помните, что страх — это сигнал об опасности, который означает одно: «Угроза! Защищайся! Беги!» Представьте

Родители тоже способны меняться

Родители тоже способны меняться Одна из проблем многих родителей упирается в жесткий контроль. Они понимают, что надо «отпустить» ребенка, дать ему бо?льшую самостоятельность, но ничего не могут с собой поделать. Они продолжают запрещать, указывать, воспитывать.Возможно

Вы способны изменить ваш разум

Вы способны изменить ваш разум Рассмотрим поподробнее причины успеха ТЭС в лечении фобий, тревожных расстройств, посттравматических стрессовых расстройств и других проблем. Для этого вернемся к лимбической системе.Таппинг не только смягчает реакцию организма на

Источник

«Не надо их мучить. Это никому не поможет» Почему «вундеркинд» — опасный ярлык и как надо учить детей? Отвечает профессор

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны дети

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

На факультете психологии МГУ вручили студенческий билет девятилетней москвичке Алисе Тепляковой. В 2021 году она стала самой юной школьной выпускницей в России, сдав ЕГЭ в восемь лет. В семье Тепляковых подрастают еще шестеро детей. Родители надеются, что и их ждет похожее будущее. О том, кто такие вундеркинды, готова ли российская система образования к талантливым детям, надо ли государству стимулировать их появление и почему судьбы удивительных детей часто складываются трагично, «Лента.ру» спросила у профессора Высшей школы экономики, заведующего Лабораторией социологии образования и науки ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниила Александрова.

«Великие люди в детстве нечасто выглядят вундеркиндами»

«Лента.ру»: Вундеркинд, талантливый ребенок и просто способный — это разные понятия или скорее синонимы?

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны дети

Даниил Александров: Мне кажется, это ярлыки, которые приклеивают взрослые. И приклеивают часто незаслуженно. Все образованные семьи уверены, что их дети и внуки необычайно способные. Это, конечно, искажение под влиянием любви. Те, кого мы любим, — они для нас и самые красивые, и самые талантливые.

Выглядит оценка способностей часто так. Реальный пример из жизни. Прекрасная семья. Папа учит дочку математике. При этом сердится за ошибки, ругает. А французскому и английскому ее учат бабушка с дедушкой, которые ее все время хвалят. Догадываетесь, какой результат? Математикой девочка не хочет заниматься, ненавидит ее, а языки — любит. И папа ребенка мне всерьез говорит, что дочь не способна к математике, но способна к языкам. На самом деле к способностям, тем более к таланту, это не имеет никакого отношения.

Школа сильно страдает от склонности родителей к переоценке своего чада. Наши гимназии заполнены детьми без особых способностей, у которых просто много ресурсов дома, ими занимаются, отдают в кружки до школы и т.д. и т.п. Люди с выдающимися способностями теряются в этих школах еще больше, чем в самых обычных — что называется, районных

Великие люди — писатели, ученые — в детстве нечасто выглядели как вундеркинды. Вундеркинд — это ярлык для раннего проявления способностей. Но многие способности проявляются не рано. Были великие математики, которые поздно начинали говорить. Много великих математиков, которые в детстве никак не выделялись, но в 15 лет было видно, что у них есть выдающиеся способности. Нужно время и освоение школьного курса математики, чтобы стал виден талант, а не просто способность складывать цифры. То есть слово «вундеркинд» — редкое и часто ошибочное использование ярлыка.

Если вундеркинды теряются в обычных школах — значит, для таких детей необходимо создавать какую-то особую методику обучения, особые школы?

Нет, не нужно. Практически во всех странах мира нет отдельных специальных школ для математиков или спортсменов. Зато есть большие школы, внутри которых дети могут подбирать для себя предметы по своим интересам, талантам: кто-то больше занимается литературой, а кто-то математикой. И в мире складывается мнение, что такая система лучше, чем отдельные спецшколы. Но поскольку они у нас в России есть, я не предлагаю от них избавляться. Все же ломать — не строить, новые реформы нашим школам не нужны.

Но необходимо дополнительное образование. Кружки нужны доступные. И более того — нужна система кружков, где можно переходить с уровня на уровень, из кружка для начинающих — в более сильный. Как в спорте или музыке. Во многих странах нет спортивных школ, а рекордсменов много — кружки и секции решают дело. Вот и с прочими талантами так же.

По настоящему талантливые люди проявляются сами по себе, без всяких специальных школ. Поскольку мой папа был великий математик, я вырос среди математиков и физиков, знаю множество историй. Например, про то, как подростка в 14-15 лет привели к университетскому профессору со словами: «Он нашел дома вузовские книжки по математике, читает их, поговорите с ним». Из этого ребенка потом вырос выдающийся математик. Много случаев, когда это все достаточно рано видно, но все же не в восемь лет.

Важно еще подчеркнуть, что великие математики, которых я лично знал когда-то в старших поколениях, никогда не заканчивали никаких спецзаведений — таких тогда и не было. А великие математики были.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны дети

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Несколько лет назад активно обсуждалась идея создать реестр талантливых детей, чтобы у государства все будущие гении были на учете. Это осуществимо?

Невозможно по многим причинам. Нельзя все сводить к интеллекту, противопоставляя одаренных детей тем, у кого ограниченные умственные способности. Если мы посмотрим, как почти все в мире думают и пишут об особо одаренных детях, то это все про умственные способности. Мерить IQ слишком просто и отчасти именно поэтому ошибочно. Поясню.

Специальные способности очень разные. Скажем, музыкальный слух — это одна способность. А координация, тонкая моторика рук и строение рук, позволяющее легко играть, — это другие способности. Если они сошлись вместе, может быть, будет выдающийся пианист. Не сошлись — не будет.

То же самое с математикой — даже внутри математики нужны разные способности. Одни умеют решать сложные задачи быстро, но у них нет каких-то качеств ума для того, чтобы ставить новые задачи. У них у всех будет высокий IQ, но способности очень разные, и только сочетание их даст нам выдающегося математика.

И психологи не знают, что это за такие качества ума, что позволяют открывать новые математические направления. Так же как никто не знает, какие характеристики мозга делают человека способным писать выдающиеся стихи.

Наконец, есть черты характера, без которых никакие специальные способности не будут реализованы. Это жизненный оптимизм, это умение долго концентрироваться и тому подобные качества. Необычайно важно то, что называется энергией и душевными силами.

Если вы не умеете концентрироваться или все время падаете духом от малейших неудач, никакие специальные способности не удастся реализовать. Потому что специальные способности требуют усилий и в развитии, и в долгосрочной реализации

Надо иметь драйв не только в школе, но и в вузе, и потом еще на десятки лет самостоятельной жизни. То, что для жизненных успехов качества характера важнее, чем IQ, очень хорошо показано в работах нобелевского лауреата, экономиста Джеймса Хекмана.

Ну, а государству выгодно иметь много талантливых граждан? Или с аномалиями, к коим относится и гениальность, лучше не связываться?

Во-первых, это ложное представление, что существует некое государство, которому что-то выгодно или нет. Государство ведь во внутренней политике, тем более социальной, не единый монолит: одним группам надо одно, другим — противоположное.

Во-вторых, государство озабочено развитием талантов по разным соображениям. Например, вкладываются большие деньги в математическое образование. Это решение принимается на высшем уровне, так как нужны программисты, нужны инженеры — специалисты, обеспечивающие безопасность. Это важно государству. Важны и талантливые спортсмены. Если первое для технологического развития, то спорт — это понты. Спортсменами у нас гордятся и меряются друг с другом и с другими странами, а математиков просто используют.

А в-третьих, есть еще понятный личный фактор. Поскольку наши чиновники и есть в каком-то смысле государство, они все хотят, чтобы их дети были одаренными, и, соответственно, борются за школы для одаренных, за гимназии и лицеи. В стране открываются кадетские корпуса и специальные школы разных ведомств и государственных компаний. Увы, эта система нацелена не на поиск талантливых детей, которым скучно учиться в обычных школах, а на устройство привилегированных детей в привилегированные учебные заведения

От такого подхода стране в целом очень плохо. Потому что гораздо лучше, когда государство думает не об образовании привилегированных и не об образовании высоких достижений, а о том, чтобы не было отстающих.

«Отличников никто специально не мучает»

Может ли качественное образование повлиять на количество одаренных?

Нет, не может. Система кружков может помочь найти таланты, но само по себе образование не формирует гениев. Никак — от слова вообще.

Я сам заканчивал физматшколу, очень хорошую, много интересовался этим вопросом. Наша школа была прекрасна, и питерские физматшколы выпустили много талантливых людей. Но я абсолютно убежден, что число математиков мирового уровня у нас в стране не изменилось бы, если бы вместо специализированных школ были бы просто хорошие, рядом с которыми есть сильные кружки. Хочу еще раз подчеркнуть, что особо одаренные дети и гении — это редкое сочетание врожденных способностей, это совершенно особая порода. Их тоже нужно поддерживать и помогать им, но они не создаются образованием.

Часто мы путаем просто способных людей, которым нужно дать реализоваться, с теми, о ком мы можем сказать: это выдающиеся люди.

Допустим, живет где-то уникальный ребенок с задатками гениальности. Вы считаете, что он сможет прорасти сквозь асфальт в любой школе, никакой особой атмосферы ему не нужно?

Если школы заняты травлей одаренных подростков, тогда и правда каюк. Но я могу сказать, что такого практически нет. Мы делали исследование в Санкт-Петербурге. Смотрели, много ли школ, в которых отличников подвергают остракизму по типу «ты что тут, самый умный?». Выяснилось, что нет таких школ. В отдельных классах, где на 25 хулиганов один отличник, бывает, что его гнобят. Но чтобы такое случалось во всех классах школы — мы ни одного случая в Петербурге не нашли. Классов с не очень хорошей атмосферой обнаружилось примерно шесть-восемь процентов. В начале исследования я ждал, что таких школ будет 10-20 процентов. Но их нет вообще. Отличников никто специально не мучает. Это прекрасно, и нам надо этому радоваться.

Проблема только в том, что в стране огромное пространственное неравенство. В больших городах много кружков, хорошие олимпиады, больше возможностей. А если вы живете где-то в лесах, где ничего нет, а еще там плохой учитель математики, — то печально. Такая ситуация загубит многие таланты задолго до того, как они поймут, что им нужно двигаться куда-то дальше. Это реально тяжелая история, но она простыми способами не лечится.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны дети

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

То есть у таланта из глухомани вообще никаких шансов?

У меня есть любимая история на эту тему. Изучаем мы сельские школы и вдруг обнаруживаем, что из одной идет постоянный ручеек победителей областных олимпиад по английскому языку. Мы сразу пикируем в эту школу. Спрашиваем детей и родителей: «Как у вас учитель английского — нравится?» Те сразу начинают стенать: «Очень плохо, очень!» Мы недоумеваем — откуда тогда такие результаты? Выясняется, что педагог то ли по физике, то ли по географии (помню только, что по естественным наукам) любит английский язык. И стала преподавать его дочке. А чтобы ей не было скучно, взяла за компанию ее подруг. Так и появился этот кружок. А деревня реально глухая — два с половиной часа от Петербурга по тяжелым дорогам. То есть в удаленных школах все построено на случайности. Найдется энтузиаст — что-то прорастет.

Государство может как-то стимулировать появление таких случайностей?

Конечно, да. Можно учить педагогов даже в глухих местах узнавать таланты — музыкальные, математические, языковые — и как-то им помогать. В этом смысле лучше работают системы, когда начальные школы в поселках, а старшеклассников собирают в большие школы. Пусть им и приходится добираться долго на школьном автобусе до места учебы, зато они попадают не в свою деревенскую школу, где мало школьников, а туда, где много классов в параллели. А значит, есть возможность создавать специализации, вводить дополнительное образование и кружки.

Это во всем мире так, не только у нас. Билл Гейтс через свой благотворительный фонд долгое время финансировал маленькие сельские школы штатов Орегон и Вашингтон, там, где он родился, жил и содержит Microsoft. Но потом эксперты ему объяснили, что поддерживать маленькие школы — не очень эффективно. Потому что никакая помощь, даже такого миллиардера, как Гейтс, не сможет обеспечить их тем набором учителей, который позволял бы иметь нужное разнообразие уровней математики, гуманитарных и естественных наук.

Самое лучшее — это вкладывать деньги в школьные автобусы. И выстраивать систему поиска талантов, их моральной поддержки. Нужно давать возможность детям пробовать разное, поэтому система кружков мне видится наиболее правильной

Есть старый анекдот: человека спрашивают, умеет ли он играть на скрипке. «Не знаю, — отвечает, — не пробовал». Если ребенок никогда не играл ни на каком инструменте, не решал сложные задачи, мы не знаем, есть у него к этому способности или нет. Только по мере того, как человек втягивается, достигает какого-то уровня владения предметом, можно заметить талант.

Какие опасности поджидают одаренных детей, вундеркиндов?

У них могут быть особенности развития. Более того, у них чаще встречаются разные формы аутистического спектра, например, синдром Аспергера, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности. Или еще что-то. Но главное — на них падает груз ожидания родителей и нагрузка непрерывных занятий. У них может сформироваться перфекционизм, который мешает им реализоваться. У них возникает усталость от занятий и от родительских ожиданий.

Но это же не их выбор. Это вина родителей, если их перегружают, а не качества детей со способностями. Не надо мучить детей. Это никому не поможет, в том числе гениям. Как в спорте, как в музыке, так и в других сферах можно перетрудиться и надорваться.

«Мотивация ослабевает, наступает перелом, депрессия»

Почему далеко не каждый вундеркинд во взрослой жизни становится выдающейся личностью?

Как сказано выше, успех в карьере в целом много больше зависит от таких качеств, как упорство, усидчивость, оптимизм, открытость людям, честность, сознательность и совестливость, нежели чем от IQ. Это многократно показано на разных данных.

И, наконец, есть психологическая динамика в ходе развития и реализации способностей. Если что-то тренировать, то оно развивается лучше. На примере математики: если не давать юным талантам что-то нетривиальное и сложное, а тренировать только на быстрое решение стандартных задач, они к этому привыкают. Если всячески помогать ребенку развивать детскую манеру рисунка, расхваливая его как вундеркинда, ему потом будет трудно.

И, наконец, самое частое: талантливый человек может так легко справляться с задачами, что мотивация ослабевает, и с каждым годом он/она занимается все меньше и меньше, отставая от сверстников. А потом наступает перелом, депрессия, и далее что угодно, включая наркотики… Это известная проблема раннего успеха.

Кроме того, это, может, родителям и учителям казалось, что ребенок — вундеркинд. Да и в детстве легко быть вундеркиндом, когда все тебя поддерживают и тобой восхищаются, а в самостоятельной жизни все иначе. Тут важны те качества личности, о которых я уже говорил. Здоровье важно, энергия, оптимизм. И умение долго-долго трудиться над чем-то сложным.

На что способны дети. Смотреть фото На что способны дети. Смотреть картинку На что способны дети. Картинка про На что способны дети. Фото На что способны дети

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

По поводу девятилетней девочки, поступившей в МГУ, разгорелась бурная дискуссия. Практически все педагоги считают, что дело не в таланте, просто папа натренировал ребенка. Можно ли отсортировать такие случаи «натаскивания»?

Отсортировать и исправить не получится, потому что всегда будут родители со своими сверхидеями по развитию детей. Но надо понимать, что натаскать к восьми-девяти годам любого ребенка на что-то невозможно. Кто не верит, пусть посмотрит на детей, у которых трудности в развитии. У меня есть коллега — организатор образования педагогов. Она начинающих учителей специально отправляет вести урок у детей с трудностями в развитии, чтобы молодой учитель остро ощутил, что не все дети его понимают. Проблема молодого учителя часто в том, что он приходит в класс и ожидает, что всем все ясно, а выясняется, что понимают его 5 из 25. Педагог огорчается и концентрируются на этих пяти, а это неправильно. Задача, чтобы и оставшиеся 20 чему-то научились.

Люди, которые учились в хорошей школе, учились в университете, потом пошли преподавать в хорошую школу — они реально думают, что все вокруг такие же, как они, с такой же скоростью мыслительных процессов. Нет, не все. Много людей, у которых замедленные интеллектуальные реакции, их нельзя натренировать.

Так что девочка, безусловно, способная, о чем тут разговор. Но так же очевидно, что у нее, скорее всего, нет никаких специальных способностей, иначе она бы поступала не на психфак, а на мехмат или еще куда-то. А психология — это такое общее образование. Просто девочка хорошо соображает.

Надо сказать, что вообще массовая ранняя диагностика специальных способностей — занятие распространенное, но абсурдное и вредное. Всерьез заниматься психодиагностикой развития в раннем возрасте сложно, это требует специальных нейропсихологических тестов и высокой квалификации психолога. У ребенка не очень рано формируется такой уровень развития, что можно просто проводить те или иные экзамены на уровне школы — это примерно время перехода от начальной школы к средней. А в шесть-семь лет неспециалисту сделать это практически невозможно. Так что проверка способностей на собеседовании перед приемом в первый класс — это профанация, обман народа. Экзамен в пятый класс гимназии — уже получше.

Когда 15-летний подросток заканчивает школу и поступает в вуз, с моей точки зрения, это рановато. Но есть и исключения. Например, академик Лев Ландау в 12 лет начал осваивать высшую математику, а в 14 лет стал студентом сразу двух факультетов Бакинского университета — физмата и химического.

Однако в девять лет отправлять ребенка в высшую школу — это, конечно, только его мучить. Я согласен, что дело тут скорее в стремлении родителей кому-то что-то доказать. С моей точки зрения, такие ситуации — это абьюз детей.

Что посоветуете родителям одаренных детей?

Первое — не думать о своем ребенке как особенно одаренном. Это вредно, это слишком высокие требования. Если надежды не оправдаются, то это горе для вас и, что еще важнее, травма для ребенка: все верили, что он гениальный, и ему внушили такое представление о себе, а по жизни не получилось. Я об этом уже говорил как о проблеме раннего успеха.

Второе — кружки, кружки и еще раз кружки, то есть дополнительное образование. Помогите ребенку попробовать разные занятия, найти себя и дело по способностям.

Третье — не перегружать детей и не использовать их для реализации своих личных амбиций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *