На что уходит бюджет россии
На что государство тратит больше всего денег. Разбираем бюджет страны
Главное, что российский бюджет этого года впервые за последние 3 года будет дефицитный. Это значит, что расходы государства будут превышать его доходы. Это возможно и даже у многих стран мира это происходит постоянно: этот разрыв финансируется за счет скопленных резервов (как у нас ФНБ) и заимствованиями на внутреннем или внешнем рынке (когда государство берет в кредит).
Доходы в 2021 году будут 18,8 трлн руб, а расходы 21,52 трлн руб. По сравнению с предыдущими годами этот разрыв произошел из-за коронакризиса и падением цен на нефть. Государство потратило огромные резервы на преодоления кризиса, но одновременно произошло падение экономики, а следовательно, и собираемых налогов. Плюс серьезное падение цен на нефть, сильный рост котировок которой не планируется в следующем году.
Поэтому расходы сократятся в 2021 году примерно на 2 трлн рублей по сравнению с 2020 годом.
Также в бюджете фиксируется, уровень инфляции и цены доллара:
Инфляция не выше 3.7%;
В бюджете 2021 года на социальную политику будет потрачено почти 5,6 трлн рублей, из них только на обеспечение развития пенсионной системы — 3,5 трлн рублей, остальное это социальные гарантии, выплаты.
Это почти треть всего бюджета страны!
Это почти та же сумма, которую планирует выделить на национальную оборону в 2021 году 3,1 трлн рублей.
В два раза меньше, чем на оборону собираются потратить на полицию.
«Амбициозный бюджет». На что российские власти собираются тратить деньги в ближайшие годы?
Автор фото, Stanislav Krasilnikov/TASS
Власти рассчитывают, что уже к III кварталу следующего года экономика России восстановится до докризисного уровня. Это позволит властям начать «нормализировать» расходы бюджета, которые пришлось повысить в этом году, чтобы поддержать бизнес и население.
Это первый бюджет правительства Михаила Мишустина. Бюджет на 2020 год составляло еще правительство Дмитрия Медведева. Он предусматривал лишь небольшое увеличение расходов.
Но в течение года правительству пришлось радикально пересматривать бюджет на фоне пандемии коронавируса и карантинных мер, которые были введены весной. В частности, правительству пришлось больше тратить на поддержку населения и бизнеса, пострадавших от кризиса, а также на различные выплаты. Теперь власти начинают экономить, но расходы будут сокращаться постепенно.
При этом правительство исходит из достаточно оптимистичного прогноза того, как ситуация будет развиваться дальше. Бюджет сверстан на основе базового прогноза, который предполагает несколько предпосылок:
Власти также ожидают, что в следующем году темпы роста экономики ускорятся по мере того, как распространение коронавируса будет замедляться.
Именно ускорение экономики даст правительству возможность начать со следующего года сокращать расходы. Если бы не «нормализация» бюджетной политики, темпы роста экономики могли бы оказаться выше.
Как власти будут экономить?
Бюджет на 2020 год предусматривал расходы на уровне 19,6 трлн рублей. Но фактические расходы были выше: правительство оценило их в 22,6 трлн рублей.
Власти собираются потратить в следующем году почти 21,5 трлн рублей. Правительство планирует понемногу урезать большинство статей расходов:
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
В 2021 году правительство решило сэкономить на национальной обороне. Многие экономисты много лет призывали снизить расходы на оборону, среди них был глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Как отмечал ранее РБК, финансирование экономики оказалось больше финансирования обороны впервые за семь лет. Правда, в 2022-2023 годах оборона снова выходит на второе место.
Автор фото, Alexander Shcherbak/TASS
Ситуация в экономике в ближайший год будет зависет от развития эпидемии коронавируса
Действительно, основным источником финансирования дефицита будут заимствования. В результате объем госдолга вырастет с 15,8% в 2019 году до 21,4% в 2023 году. Однако залезть в резервы власти все же собираются: в 2021 году из Фонда национального благосостояния будет потрачено 95 млрд рублей, хотя изначально планировалось потратить 4,3 млрд.
Экономия на национальных проектах Путина
Сокращение финансирования затронет большинство нацпроектов:
При этом власти собираются повысить расходы на государственные СМИ. В предыдущей версии бюджета власти планировали, наоборот, в 2021 году сокращать эти расходы.
В 2021 году «Первый канал» получит дополнительно 6 млрд рублей, RT получит дополнительно 9 млрд и 7,8 млрд рублей в 2021-м и 2022 годах. ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» получит дополнительно по 6,2 млрд рублей в 2021-м и 2022 годах.
В целом бюджетные расходы по разделу «Средства массовой информации» составят 102,8 млрд рублей в 2021 году. В последующие два года сумма изменится незначительно.
Слишком много оптимизма
В 2020 году доходы бюджета должны были составить почти 20,6 трлн рублей. По итогам года они должны оказаться ниже на фоне кризиса и пандемии коронавируса.
Госрасходы России в 2020 году стали рекордными за постсоветскую историю
Расходы консолидированного бюджета России, включая внебюджетные социальные фонды, в 2020 году оказались рекордными (в постоянных ценах) за всю историю Российской Федерации, следует из оценки ведущего научного сотрудника Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского. Речь идет о расширенном понимании госрасходов: федеральный бюджет, регионы с муниципалитетами плюс три внебюджетных фонда.
Федеральные расходы в прошлом году увеличились на 25% по сравнению с 2019 годом на фоне дополнительных антикризисных трат правительства не менее чем на 2,9 трлн руб. (оценка Счетной палаты). Консолидированные бюджеты регионов выросли на 15%, главным образом за счет увеличения расходов на здравоохранение, следует из данных Федерального казначейства. В результате расширенные госрасходы России в 2020 году достигли 42,15 трлн руб., из которых 54% пришлось на расходы федерального бюджета (в 2019 году — 49%).
В процентном отношении к ВВП — другой способ привести к общему знаменателю расходы разных лет (в противном случае искажаемые инфляцией) — расширенные госрасходы в 2020 году составили 39,5% ВВП — почти на 5 п.п. больше, чем в среднем за 2011–2019 годы. В постсоветской истории России относительные расходы всей бюджетной системы были выше только один раз — в кризисном 2009 году (41,4% ВВП), но тогда российский ВВП упал на 7,8%. Антикризисная поддержка экономики «увеличила расходы государства почти до 40% ВВП — рекордный уровень», утверждает Институт переходных экономик Банка Финляндии (BOFIT).
Будущее сдерживание расходов
Уже с 2021 года госрасходы должны постепенно нормализоваться на фоне ожидаемого восстановления экономической активности: хотя Минфин все еще потратит больше, чем в нормальные времена предусматривало бы бюджетное правило, расходы бюджетной системы в 2021 году должны сократиться примерно до 37% ВВП и до 35% — в 2022–2023 годах, следовало из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина.
В сравнении со странами Западной Европы госрасходы России в процентном отношении к ВВП не очень велики, поскольку там очень мощная система социальной защиты, пенсионная система, плюс налогообложение намного тяжелее, чем в России, пояснил РБК Чернявский. Россию, как страну развивающуюся, логичнее сравнивать по величине бюджетных расходов с такими странами, как Польша, Турция, Мексика и другие латиноамериканские страны, советует эксперт.
Для современной России вообще характерна довольно жесткая фискальная политика, что и обуславливает не очень высокие бюджетные расходы, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По его словам, сдерживание расходной части бюджета — «вопрос не последних 5–10 лет, а вопрос двадцатилетней давности». В то время пост министра финансов занимал Алексей Кудрин, ныне председатель Счетной палаты. Представитель Кудрина и пресс-служба Счетной палаты не ответили на просьбу РБК передать ему вопросы для этой статьи. Как глава Счетной палаты, Кудрин в целом поддерживает бюджетную политику Минфина, но он говорил, что в кризисном 2020 году можно было потратить больше средств на поддержку населения и бизнеса, в том числе из Фонда национального благосостояния.
Тихомиров объясняет, что в 1990-е и 2000-е годы в результате бюджетных реформ были отменены многие виды поддержки населения, принятые в СССР. Это привело к существенному сокращению расходной части бюджета. «С тех пор бюджетная конструкция остается достаточно жесткой. Более того, она стала еще более жесткой с введением бюджетного правила, по которому часть нефтегазовых доходов бюджета, которые превышают заранее установленную планку, идут на накопление в резервы, а не на траты», — говорит Тихомиров.
С 2014 года, на фоне западных санкций, Россия накопила значительные фискальные резервы за счет стратегии «Крепость Россия» (Fortress Russia), считает заместитель главного экономиста Института международных финансов (IIF) Элина Рыбакова. Но цена, которую платит Россия за эту стратегию, — низкий экономический рост, падающие реальные доходы населения и ограничение бюджетных расходов, написали аналитики IIF в февральской записке (есть у РБК). «Когда произошел шок, связанный с COVID-19, Россия несколько лет проходила через бюджетную консолидацию [в реальном выражении], которая включала существенное сокращение расходов на образование, здравоохранение и социальную поддержку — не только на федеральном, но и на региональном уровне», — утверждает IIF.
Ограничение бюджетных расходов влияет непосредственно на реальные располагаемые доходы населения, так как значительную их часть составляют зарплаты, пенсии и пособия. «У нас достаточно большая часть рабочей силы относится либо к бюджетникам, либо к госслужащим, 40–50% рабочей силы прямо или косвенно связано с государством», — рассуждает Тихомиров. Расходы на социальную политику (пенсии, социальные пособия и т.д.) составляют 35% консолидированных расходов государства, следует из данных Казначейства.
«В последние годы проводилась взвешенная бюджетная политика, которая позволила создать запас прочности и справиться с вызовами 2020 года», — возражает Минфин России. В 2020 году Россия вошла в число лидеров среди стран G20 по эффективности антикризисного пакета, утверждает пресс-служба ведомства. «В ближайшие годы — по мере восстановления экономики — предусмотрена нормализация бюджетной политики с одновременным восстановлением деловой активности в ненефтегазовом секторе. Особый акцент будет сделан на достижении национальных целей развития и выполнении послания президента Федеральному собранию», — указали в Минфине.
Что касается межбюджетных отношений федерального центра и регионов (последние жаловались, что Минфин навязывает им финансовые ограничения), «действующая сейчас бюджетная политика, в частности распределение расходных полномочий между федеральным центром и регионами, гарантирует исполнение всех обязательств государства перед гражданами, сохранение макроэкономической и финансовой стабильности в стрессовых условиях», считает Минфин.
Федеральный Минфин не может определять функциональную структуру расходов всей бюджетной системы, добавили в ведомстве.
Ограничитель для расходов
По уровню госдолга расширенного правительства (федеральный центр плюс регионы) Россия занимает одно из самых низких мест в мире — около 20% ВВП, даже несмотря на увеличение госдолга в 2020 году на 5,4 трлн руб. «Наращивать государственный долг такими же темпами, как в предстоящие годы, не планируется, поскольку его безопасный уровень предполагает не только общий объем, но и разумную стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированную структуру без пиков платежей», — заявили в Минфине. В 2021 году расходы на обслуживание федерального долга вырастут с 0,8 до 1,2% ВВП.
Россия, «наученная горьким опытом дефолта» 1998 года, пошла по пути низкого уровня долга и ненаращивания расходов, говорит руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее словам, это более безопасная стратегия в случае возможных кризисов, которая «позволяет в трудный период временно увеличить расходы без ущерба экономике в целом».
Сравнивая Россию с развитыми странами, у которых высокие расходы бюджета, не стоит забывать, что там другой уровень фискальной дисциплины, коррупции, прозрачности, подчеркивает Суслина. «Если такое государство решает потратить больше на строительство дорог, то оно может быть уверено, что на 90% эти дороги будут построены. А у нас, к сожалению, жизнь устроена так, что половина дойдет непосредственно до строительства, остальное где-нибудь осядет», — рассуждает она. А при низкой эффективности госрасходов их простое наращивание не приведет к результату — сначала надо повысить эффективность расходов (сократить коррупцию, улучшить систему госзакупок, сделать процессы более прозрачными) и только потом можно будет «достаточно безболезненно» увеличивать расходы, утверждает Суслина.
У России большой запас прочности в госфинансах, и она в принципе могла бы себе позволить расходовать больше, чем сейчас, сказал РБК ведущий аналитик рейтингового агентства S&P Global по суверенным рейтингам стран СНГ Карен Вартапетов. «Другое дело, на какой срок и какой ценой. Одной из проблем бюджетной политики до введения текущего бюджетного правила была процикличность расходов (они росли, когда росла цена на нефть, и наоборот), что усиливало зависимость внутренних экономических параметров от колебаний цены на нефть. Планирование расходов исходя из консервативной базовой цены на нефть сильно ослабило этот эффект, сделало внутренние условия более стабильными и предсказуемыми», — указал аналитик. Поэтому сильное ослабление бюджетного правила, которое могло бы позволить увеличить расходы, может усилить волатильность макроусловий со всеми вытекающими рисками, рассуждает Вартапетов. «Скорее, вопрос в структуре и эффективности расходов, а здесь и само правительство говорит о необходимости повышения доли расходов на человеческий капитал и резервах по повышению эффективности расходов», — резюмировал эксперт.
Почему на оборону потратят больше, чем на социалку, образование и здравоохранение вместе взятые? Разбираем бюджет на 2022 год
Для составления бюджета авторы использовали базовый прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие три года. Согласно прогнозам аналитиков, мировая экономика вот-вот начнет свой путь к восстановлению, а наше государство все-таки начнет массовую вакцинацию и благодаря этому не будет испытывать столь явного влияния пандемии коронавируса. Из-за этого рост российской экономики должен составить около трех процентов ежегодно.
Важно отметить, что здесь идет речь об очень оптимистичном прогнозе. Такого мнения, например, придерживается глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он отметил, что для реализации такого прогноза России придется очень постараться.
Расскажем в новом материале Bankiros.ru об основных положениях главного экономического проекта государства, а также о том, чего ждать от него обычным россиянам.
Начнем с экономических основ. Что такое федеральный бюджет?
Федеральные бюджет – закон о планируемых доходах и расходах государства на обязательства перед своими гражданами. Бюджет содержит в себе информацию о том, сколько средств потребуется на различные сферы, например, здравоохранение или оборону. Одновременно бюджет содержит прогноз о том, какую сумму государство сможет собрать в виде налогов, а сколько получится заработать на продаже нефтесырья, например, а также прогнозы о темпах инфляции.
Часто в СМИ можно увидеть информацию о консолидированном и региональном бюджетах. Первый из них представляет собой различные бюджеты системы в конкретном регионе или во всей России.
Региональный бюджет представляет собой закон о планируемых доходах и расходах для конкретного субъекта РФ.
Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2022 год?
Еще при подготовке бюджета на этот год правительство было уверено, что бюджет страны будет дефицитным минимум до 2024 года. Однако уже сейчас эксперты считают, что бюджет в следующем и 2023 годах точно окажется профицитным.
В 2022 году планируемые доходы казны составят 25 трлн рублей, а расходы – почти 23,7 трлн рублей. Так профицит составит примерно 1,3 трлн рублей. В процентном отношении к объему ВВП в 2022 году затраты сократятся до 133,3 трлн рублей или 17,8%, в то время как сейчас они составляют 19,3%. Однако цифры могут измениться – власти указывают бюджет с учетом его фактического исполнения.
Что такое профицит бюджета? Это хорошо?
Дефицит представляет собой превышение доли расходов над долей доходов. Профицит – противоположная ситуация, когда доходов больше, чем расходов. Для одной семьи или одинокого гражданина личный профицитный бюджет – позитивная ситуация. Для бюджета целого государства не все так просто. Экономисты уверены, что к профициту бюджета приводит жесткая экономическая политика и постоянные ограничения, что сдерживает экономическое развитие страны. В идеальной картине мира государство должно иметь сбалансированный бюджет: расходы должны быть равны доходам.
Однако обычным россиянам заметить разницу сложно: преобладает в стране дефицитный, профицитный или сбалансированный бюджет. Дефицитный бюджет – весьма распространенное явление. Такой бюджет совершенно не означает, что теперь население будет голодать. До этого момента последний раз в России профицитный бюджет был только в 2010 году.
Также и профицит совершенно не означает, что теперь красную икру в магазинах будут выдавать бесплатно. Например, в 2008 году из-за высоких цен на нефть профицит российского бюджета составил 1,6 трлн рублей. Однако все россияне помнят тот масштабный кризис. Интересный факт: очень часто профицит бюджета характерен именно для государств, которые экспортируют нефтесырье.
И в случае дефицитного, и в случае профицитного бюджета важно его отношение к ВВП. В прошлом году дефицит составил почти четыре процента ВВП, а в этом году – всего 0,2%, в 2022 году правительство и вовсе запланировало профицит в один процент ВВП.
Как бюджет соотносится с государственным долгом?
В 2019 году до грустной пандемийной истории российский чистый госдолг был отрицательным. То есть Россия легко бы могла закрыть все свои долги в один момент. Однако уже в 2020 году госдолг России снова стал положительным и превысил все возможные запасы государства. В конце 2020 года госдолг вырос на 40% до 19 трлн рублей.
В этом году госдолг уверенно растет и скорее всего составит 22,1 трлн рублей, считают экономисты. В 2022 году он дойдет почти до 26 трлн рублей, а в 2024 составит 32 трлн рублей.
Но сам размер госдолга вряд ли что-то поможет понять рядовым россиянам. Важно соотношение госдолга к объему ВВП. В этом году такое соотношение составляет около 18%, а в следующем году по планам около 20%. По мнению министра финансов Антона Силуанова, это более чем безопасное соотношение и одно из самых низких в мире.
Чего ждать от инфляции в 2022 году?
Власти уверены, что цены в следующем году подрастут в среднем на четыре процента. Подробно о том, как определяется уровень инфляции, мы рассказывали здесь. Четыре процента – цель, к которой стремится Банк России, проводя свою денежно-кредитную политику и регулярно поднимая ключевую ставку в последнее время.
Центробанк регулярно изменяет прогноз инфляции, подстраиваясь под новые реалии. По прогнозам регулятора, в этом октябре уровень инфляции достиг 7,9%, а в 2022 году показатель должен снизиться до четырех процентов и остаться на этом уровне.
Что будет с курсом рубля?
Согласно основному прогнозу властей, следующие три года стоимость доллара будет составлять 72-74 рубля. В 2022 году доллар должен стоить 72 рубля, в 2023 году – 72,7 рубля, а в 2024 – 73,6 рубля.
В этом случае курс рубля будет стабильным, что позволит отечественной нефти быть конкурентоспособной, а цены в России удастся стабилизировать.
Какие доходы в российский бюджет самые заметные? Что будет со стоимостью нефти?
В следующем году доходы от экспорта нефти составят девять с половиной трлн рублей, а нефтегазовые доходы приблизятся к сумме в 15,5 трлн рублей. От общего объема доходов такие поступления составят долю в 38%.
По отношению к ВВП доходы не от нефти и газа в ближайшие несколько лет будут стабильными и составят 11,5%, а доходы именно от нефти и газа снизятся до 5,7% к 2024 году с 6,8% в этом.
Это связано с ожидаемым снижением стоимости нефти, а также введением льготных режимов налогообложения в этой и других отраслях. Поступления от нефти и газа ближайшие годы будут сокращаться и достигнут 33% в 2024 году.
Согласно законопроекту, средняя стоимость нефти марки Urals, которую продает Россия, составит 62,2 доллара за баррель в следующем году, а в 2024 году – 55,7 доллара. При этом, согласно законопроекту, нефть данной марки должна стоить 44,2 доллара, а все доходы сверх этой суммы направят в Фонд национального благосостояния.
Российские власти также не исключают ситуации, что спрос на нефть, сопоставимый с цифрами 2019 года на уровне 63,6 доллара за баррель, не восстановятся. Это связано в том числе с тенденцией энергоперехода экономических систем мира. Однако этот год показал нам, что этот переход в Европе не так идеален, а Евросоюз все также нуждается в российских ресурсах.
Госбюджет предполагает, что в следующем году стоимость газа останется на уровне этого года – 208 долларов за тысячу кубических метров, несмотря на общемировые темпы инфляции. В 2023 и 2024 года стоимость газа еще и снизится.
Налог на добавленную стоимость (НДС) пополнит бюджет на 5,2 трлн рублей, а такой импортный налог принесет в казну более 3,6 трлн рублей. Налог на прибыль принесет более 1,4 трлн рублей, внутренние акцизы – один трлн рублей, внешние – 140 млрд рублей. НДФЛ принесет дополнительно 187 млрд рублей, а пошлины – 829 млрд.
Что будет с Фондом национального благосостояния? Куда он потратит свои деньги?
По проекту около трех млрд рублей уйдут на софинансирование добровольных пенсионных накоплений сограждан. Именно это одна из главных целей деятельности ФНБ. Средства фонда смогут минимизировать дефицит бюджета. Однако ближайшие три года такие затраты фонда под запретом.
Отметим, что объем средств фонда превышает семь процентов ВВП, все средства выше этого значения Минфин может направить на инвестирование, которое сможет обеспечить рост российской экономики. До 2024 года фонд потратит на инвестирование более двух с половиной трлн рублей. Эти средства помогут улучшить автомобильную и железнодорожную инфраструктуру и обновление воздушных судов.
К первому декабря бюджет ФНБ составил почти 14 трлн рублей – это 12% ВВП. К концу 2024 года денежный объем фонда вырастет до 23,2 трлн рублей.
На что государство потратит бюджетные деньги?
Бюджет на период 2022-2024 годы предполагает резкое увеличение расходов на социальные обязательства государства, отметил премьер-министр Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в сентябре.
Самые большие расходы государство понесет на выполнение обязательств перед своими гражданами, то есть на социальную политику. Такие затраты составят около 5,8 трлн рублей или 24% от общего числа бюджетных расходов. Отметим, что социальная политика предполагает затраты на пенсионное обеспечение, соцобеспечение, помощь семьям с детьми и другим категориям граждан. Финансирование национальных программ выросло до 2,7 трлн рублей. Второе место займут расходы на национальную оборону – такие траты составят 3,5 трлн рублей в следующем году. На экономику уйдет около 3,6 трлн бюджетных средств, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности – почти 2,8 трлн рублей, а на решение общегосударственных вопросов поступит около 1,8 трлн рублей. Последнее подразумевает обеспечение работы аппарата президента, законодательной, судебной и исполнительной власти, проведение выборной кампании и другое.
На сферу образования и здравоохранения в бюджете заложено в сумме более двух трлн рублей.
Что думают о распределении бюджета аналитики?
Эксклюзивное интервью о распределении российского бюджета на ближайшие годы, а значит и перспективах населения, Bankiros.ru дала Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
– Как вы оцениваете распределение бюджета?
– Я оцениваю распределение бюджета скорее социально-направленным, но с уклоном на, оборону и безопасность, а также на органы внутренних дел.
– Насколько новый бюджет социален?
– Бюджет можно назвать социально ориентированным. Самая большая статья расходов – почти четверть от общего объема – уходит на социальную политику. В сумме это почти 18,5 трлн рублей за три года.
– Как бы вы охарактеризовали бюджет?
– Стоит отметить его профицитность, как минимум на 2022 и на 2023 год, а также по моему мнению, составители бюджета недооценили уровень инфляции, ведь если она продолжит расти также как в этом году, то тогда уже в скором времени придется корректировать бюджет, под новые обстоятельства.
– Какие направления в бюджете прослеживаются особенно четко?
– Как повлияет увеличение прожиточного минимума и МРОТ на бюджет?
– Можно ли говорить о том, что новый бюджет предполагает введение новых ежемесячных и единовременных выплат для разных категорий населения?
– Как распределение бюджета отразится на обычных россиянах? Ждет ли их снижение покупательской способности, потребуются ли им новые кредиты на повседневные нужды?
– Закредитованость населения и так повышается ежегодно, поэтому ожидается дальнейшее повышение кредитов, как минимум для выплат предыдущих. Снижение покупательской способности замечается и сейчас, в связи с высоким уровнем инфляции, в последующем, при возможном снижении инфляции, возможно восстановится на допандемийный уровень. Данные расходы чуть улучшат положение незащищенных слоев населения, если инфляция не нивелирует данные выплаты.
– Как вы оцениваете темпы роста или, наоборот, снижения инфляции? Как ее динамика скажется на бюджете?
– Рост инфляции можно считать крайне угрожающим фактором для развития уровня жизни населения. Запасы крайне будут нужны для поддержки малоимущих слоев населения.
– Какие важные источники пополнения бюджета вы можете выделить, кроме налогов и продажи энергетической продукции и нефтяного сырья?
– Сборы со штрафов, доходы, связанные с внутренним производством, с импортом, таможенные пошлины, доходы от собственности государства, поступление денег из фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов, займы, эмиссия денег.
– Как, по вашему мнению, можно было еще рационально распределить бюджет?
– Снизить расходы на «силовой блок», и за счет них еще больше увеличить расходы на социальную сферу.
– Придется ли вносить серьезные поправки в проект бюджета на 2023 и 2024 годы?
– В случае, если инфляция продолжит повышаться, то корректировка будет необходима.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.