На что указывает форма правления
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Формы правления государства
Содержание:
↑ Формы правления
Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.
В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.
В свою очередь монархии подразделяются на два вида: 1) абсолютная (вся полнота власти принадлежит монарху); 2) конституционная (власть монарха ограничивается представительным органом, действующим на основе конституции).
При республиканской форме правления источником власти является народ. Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).
↑ Монархия как форма правления
↑ Признаки монархии
Само слово «монархия» греческого происхождения, означает буквально: единовластие (от лат: monos — один, единый, единственный и archе — начало, главенство, власть). Власть монарха продолжается практически пожизненно, не ограничена каким-либо сроком (исключения составляют чрезвычайные обстоятельства — дворцовый переворот, отречение и т.п.).
Можно выделить следующие признаки монархии:
↑ Виды монархии
Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. Правительство формируется
монархом и несет перед ним ответственность Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)
Абсолютная монархия обычно сочетается с авторитарным режимом, при котором существенно ограничены права личности, народ полностью отстранен от власти или различными способами принуждается к выражению одобрения любых действий правителя, демонстрируя «всеобщее одобрение».
Разновидности конституционной монархии:
Парламентская монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству во главе с премьер-министром, монарх выполняет представительную функцию. Обычно монарх номинально сохраняет определенные полномочия, однако воспользоваться этими полномочиями он может только по инициативе правительства. Обычно этими полномочия монарх пользуется в случае какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания)
Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть разделяется между правительством, которое формирует монарх и которое несет ответственность перед ним, и парламентом, который избирает народ.
Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).
↑ Республика как форма правления
Республика — форма правления, при которой высшие органы власти (в ряде случаев и высшие должностные лица) избираются народом на определенный, ограниченный конституцией срок.
↑ Признаки республики
↑ Виды республики
В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество раз и занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в суперпрезидентскую.
Формы правления
Формы правления — это институциональная модель государственного правления; структура того, как высшие органы устроены (их взаимосвязи и полномочия). Основные формы правления государства — это монархия и республика.
Монархия является единоличной формой правления, т. е. король правит нацией.
Республика — это форма правления, при которой народ избирает своего правителя.
Форма правления РФ
В ст. 1 Конституции РФ говорится, что в России действует республиканская форма правления.
До 2020 года в современной России была президентско-парламентская республика. В ст. 103 Конституции РФ описано множество полномочий Государственной думы, что указывает на политическое равновесие между Гос. думой и Президентом. В начале 2020 года начали обсуждаться поправки к Конституции России, из-за которых форма правления РФ значительно изменится.
Формы правления
Существует две главные формы правления. В зависимости от того, как меняется глава государства, можно определить, какая форма принята в государстве — монархия (наследование должности) или республика (выборы).
Монархия
В этой форме правления глава государства — монарх (король, император и т. д.) и власть переходит по наследству. Монархия может быть Абсолютной или Ограниченной.
Абсолютная монархия
Официально, монарх имеет полный контроль (без каких либо ограничений конституцией или парламентом); например: Объединённые Арабские Эмираты, Катар.
Теократическая монархия — это разновидность абсолютной; монарх является одновременно и светской, и религиозной главой; например: Королевство Саудовская Аравия, Ватикан.
Ограниченная монархия
Может быть Дуалистической или Парламентарной. Пример ограниченной / конституционной монархии — Люксембург.
Дуалистическая — власть между монархом и парламентом поделена поровну; например: Иордания, Марокко, Кувейт.
Парламентарная — власть монарха ограничена парламентом, которому принадлежит законодательная власть; например: Великобритания, Швеция.
Республика
При этой форме правления выборы определяют верховную власть на обусловленный срок. Республика может быть 4-х типов.
Президентская
Самая большая власть у президента; например: США, Уругвай.
Парламентская
Парламент является высшим органом власти (который избирается гражданами), глава правительства — премьер-министр; например: Греция, Италия, Германия.
Смешанная (или полупрезидентская)
Найден баланс между республиками президентского и парламентарного типа, однако характеристики правления в каждой стране зачастую отличаются; например: Франция, Россия.
Социалистическая
Форма правления, которая стала следствием социалистической революции; теоретически предоставляется единовластие народа во главе с классом пролетариата; например: Китайская Народная Республика, Республика Куба.
Формы правления по Платону
Платон разделял формы правления на правильные и неправильные.
Правильная форма правления одна — аристократия, которая описывается как праведное правление мудрых философов.
Неправильные формы правления:
Форма правления по Аристотелю
Аристотель считал, что самая правильная форма правления — это полития. Полития — во всём правит средний класс; эта форма правления получилась путём соединения двух форм, которые считаются неправильными: олигархии и демократии.
Аристотель разделил формы правления по целям и по числу правящих.
Один | Немногие | Большинство | |
---|---|---|---|
Правильные | Монархия | Аристократия | Полития |
Неправильные | Тирания | Олигархия | Демократия |
Если властители преследовали всеобщее благополучие, это были правильные (монархия, аристократия, полития), а если они стремились к личной выгоде, то это неправильные формы правления (тирания, олигархия, демократия).
Также Аристотель поделил формы по количеству лидеров: когда правил один (монархия, тирания), несколько (аристократия, олигархия) и когда правит большинство (полития, демократия).
Формы государственного правления. Какие существуют формы правления?
Формы государственного правления определяют структуру высших органов власти, порядок, в соответствии с которым они образуются, компетенцию и период деятельности. Вместе с этим ими устанавливается метод взаимодействия институтов между собой и с гражданами, а также степень участия в их создании населения. Рассмотрим далее более подробно понятие «формы правления».
Теоретические аспекты
В узком смысле основные формы правления представляют собой собственно организацию высших органов власти. Проще говоря, это те способы, посредством которых осуществляется образование системы. В широком смысле это методы организации и взаимодействия всех институтов власти. Формы правления не следует путать с образом устройства государства и политическим режимом в стране. Эти характеристики относятся к разным аспектам, вместе с этим дополняя друг друга.
Смысл формы государственного правления
Этот элемент показывает, как именно создаются высшие институты власти в стране, какова их структура. Форма правления отражает принципы, которые лежат в основе процесса взаимодействия между госорганами. Она показывает способ построения взаимоотношений между рядовыми гражданами и верховной властью, в какой мере обеспечивается реализация прав и свобод населения.
Развитие системы
Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.
Критерии определения
Для формы правления характерны следующие признаки:
Основные формы правления
Существует несколько видов организации власти:
Республика, в свою очередь, может быть:
Монархия бывает следующих видов:
Смешанные формы правления:
Республика
Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.
Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.
Самодержавие
Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.
В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.
Теократическая республика
В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.