На что влияет герцовка монитора в играх
Нужны ли геймеру мониторы на 100+ герц и FPS > 30?
Игровые мониторы уже давно преодолели планку в 100 Гц. И все же это маркетинг или прорывная технология? Пытаемся разобраться.
Современные процессоры покоряют новые вершины тактовой частоты и разрастаются в количестве ядер и потоков. Жесткие диски с каждым годом уверенно прибавляют в объемах. Проводные интерфейсы улучшают показатели пропускной способности.
А что на счет мониторов? Разработчики создают новые технологии, призванные улучшить качество картинки. Однако это не единственное направление эволюции экранов. Новые премиальные модели имеют очень высокую частоту опроса и этот показатель регулярно улучшается. Но что это такое? Как это связано с производительностью видеокарты? Что такое кадры в секунду? И стоит ли обращать внимание на высокогерцовые мониторы? Обо всём этом сегодня и поговорим.
Герцы в мониторах: что это такое?
Герцовка монитора — это значение, показывающее, как часто обновляется изображение. Измеряется оно в герцах. Подавляющее большинство современных мониторов имеет частоту обновления 60 Гц. Однако этот показатель напрямую зависит от производительности видеокарты. Скорость обработки видеокартой измеряется в кадрах в секунду (FPS, framerate). Для того чтобы лучше понимать, как все это работает, давайте разберем на примере.
Предположим ваша видеокарта в какой-то игре выдает 80 кадров в секунду. Это значит, что при текущей нагрузке, изображение в игре будет меняться со скоростью в 80 FPS. Но это просто выработка железа. Отображением картинки занимается монитор. Предположим, что частота опроса вашей матрицы составляет 60 Гц. В таком случае, он не сможет отобразить большее количество кадров, чем его герцовка. Получается, что бесполезно иметь мощное железо и бюджетный монитор?
С одной стороны, это действительно так. Пусть у вас будет хоть 1000 FPS, на 60-герцовом мониторе вы увидеть лишь 60 кадров из этой тысячи. Но все мы прекрасно понимаем, что нагрузка в играх не является статичной и во время особо динамичных сцен, фреймрейт может ощутимо просесть. Получается, что всё же необходимо иметь небольшой запас избыточных кадров.
Высокочастотные матрицы
А что на счет мониторов с высокой частотой опроса (от 100 Гц), нужны ли они? В основном такие пригодятся геймерам, потому что игровой процесс становится намного более плавным, и чем больше фреймов способен отобразить монитор, тем «мягче» будет меняться игровое окружение. Однако стоит понимать, что под такие мониторы требуется мощная видеокарта, выработка которой будет 144+ FPS. Если она будет вырабатывать лишь 100 кадров, то даже на 144-герцовом мониторе вы увидите лишь эти 100 кадров, ни больше, ни меньше.
Но ведь, у всего есть свой предел, верно? Сколько кадров сможет «распознать» человеческий глаз? Какой показатель герцовки является оптимальным для среднестатистического пользователя? Ответить на этот вопрос довольно трудно, поскольку всё зависит от индивидуальных особенной каждого человека. Всё мы разные. Чья-то скорость реакции составляет 0,2 секунды, чья-то — более секунды. Кто-то хорошо видит в темноте, кто-то плохо. Кто-то слышит высокочастотные звуки, а кто-то нет.
Нельзя определенно точно сказать, что именно вы заметите разницу между 60 и 144 герцами. Но, как показывают исследования, человеческий глаз способен распознавать не одну сотню кадров в секунду, если вообще можно так выразиться. Мы думаем, что стоит в любом случае попробовать. Лично мы уже никогда не вернемся на 60-герцовые экраны.
Как выбрать игровой монитор
Содержание
Содержание
Чем игровой монитор отличается от офисного?
У обоих типов мониторов главная цель одна — вывод изображения, создаваемого графическим чипом. Разница же кроется в скорости вывода кадров, а также в их качестве и количестве. Офисные мониторы имеют частоту обновления кадра от 60 до 75 Гц. Это означает, что геймер будет видеть лишь до 75 кадров в секунду, что для динамических игр слишком мало — изображение будет недостаточно плавным для качественного и комфортного гейминга.
Также немаловажную роль играет и время отклика. Офисные мониторы имеют задержку от 5 до 14 мс — столько времени нужно пикселю для смены цвета. Для динамичных игр это слишком медленно, а потому игрок может испытывать трудности в управлении.
Для решения всех этих проблем были созданы игровые мониторы. Они имеют частоту обновления кадра от 60 до 240 Гц, а время отклика — до 1 миллисекунды.
Диагональ, разрешение и соотношение сторон
Большие и маленькие, почти квадратные или вытянутые, изогнутые и прямые — какой монитор лучше?
Начинать стоит с 24 дюймов. Можно меньше, но тогда все детали распрекрасной картинки в игре будут уже мелкими и не такими эпичными. Монитор на 24 дюйма в меру компактен, места занимает немного, но, самое главное — вы полностью охватите экран прямым взглядом. Вам не придется поворачивать голову, чтобы посмотреть в определенный угол экрана. Это пригодится в особо динамичных играх, где кадр меняется мгновенно, и от вашей реакции напрямую зависит исход. Разрешение экрана при такой диагонали должно быть не ниже 1920х1080р (Full HD) — это минимальное значение, при котором вам не будут бросаться пиксели в глаза.
Если хотите максимального погружения в игру, обратите внимание на модели побольше. В настоящее время игровые мониторы доступны с диагональю вплоть до 49 дюймов — зависит от того, сколько свободного места у вас есть и сколько денег вы готовы потратить на крутой экран. Выбрав большой монитор, вы можете получить целый домашний кинотеатр, где движения головой для обзора будут лишь добавлять реалистичности. Такое решение отлично подойдет для одиночных или казуальных сетевых игр. А вот если сидеть перед таким монитором на расстоянии стола и играть в шутер, может и голова закружиться. Для большой диагонали потребуется и разрешение получше — от 2К или выше. Учтите, что с ростом разрешения повышаются и требования к железу компьютера.
Что по пропорциям? Тут все просто. Самое распространенное соотношение сторон — 16:9. Этот формат наиболее часто используется в играх и фильмах. С таким соотношением сторон не будет никак проблем с оптимизацией картинки.
А вот Ultrawide мониторы с соотношением сторон от 21:9 — это, конечно, смотрится эпично, но подойдет не всем. С одной стороны, на ультрашироком мониторе в играх значительно шире угол обзора. Еще он может быть весьма удобен для работы в режиме нескольких окон, в аудио- и видео- редакторах. Но, в то же время не все игры и фильмы оптимизированы под ультраширокое разрешение.
Изогнутый экран — это супер погружение в виртуальную реальность. Но это фишка в основном только для одного пользователя. Чтобы воспринимать всю картинку без искажений, нужно сидеть строго по центру экрана. Соответственно, фанатам мультиплееров или просмотра киношек в компании будет довольно неудобно.
Частота обновления кадров и количество кадров в секунду
Количество кадров в секунду (далее FPS) отображает общую производительность компьютера в играх. Ни для кого не секрет, что для геймеров этот показатель должен быть стабильным и высоким, но почему? Как вы уже знаете, некоторые игровые механики привязаны к показателю FPS, и, если для комфортной игры в одиночные или мультиплеерные проекты достаточно 60 кадров в секунду, то в динамичных соревновательных дисциплинах достаточного количества кадров не существует — чем больше, тем лучше. А чтобы изображение было максимально плавным и без каких-ибо артефактов, профессиональные игроки используют мониторы с повышенной частотой обновления кадров. Этот показатель отображает количество изображений, которое матрица способна вывести за одну секунду. Современные игровые мониторы способны работать на частотах до 240 Гц, благодаря чему вы имеете преимущество в скорости и плавности.
Если вы мечтаете порвать всех в киберспорте, то лучше монитор с частотой обновления от 120 Гц и выше. Стоит учитывать, что преимущества игрового монитора раскрываются только в том случае, если ваш компьютер способен выдавать стабильно высокое количество кадров. А чтобы изображение не влекло за собой разрывов кадров или задержек в управлении, рекомендуется использовать G-Sync от Nvidia или FreeSync от AMD. Данные технологии призваны избавить вас от вышеупомянутых проблем, принудительно синхронизируя частоты выводимых видеокартой кадров с частотой обновления монитора без каких-либо задержек.
Время отклика
Время отклика — время, необходимое пикселю для смены цвета, и этот параметр также очень важен в выборе монитора. Большинству обычных мониторов требуется от 5 до 14 миллисекунд для перехода к новому цвету. Данный показатель является приемлемым в работе, но в играх вы можете заметить размытость изображения.
Для одиночных игр может быть и 5–7 мс вполне достаточно, а вот 1 мс сводит к минимуму любые задержки в прорисовке динамических объектов. Но стремясь к молниеносной скорости, придется пойти на компромисс — время отклика напрямую зависит от используемого типа матрицы.
Как выбрать тип матрицы и покрытия
В мониторах используются три типа матриц: TN, MVA/VA или IPS.
Если вы большой фанат соревновательных проектов, и монитор требуется только для эффективного гейминга — предпочтительна TN-матрица. Только она гарантирует фактическое время отклика до 1 мс. При этом мониторы с частотой обновления кадров 240 Гц и TN-матрицей являются доступнее по цене, чем на IPS. Но есть и нюансы: посредственная цветопередача и несколько уступающие другим матрицам углы обзора
MVA или VA — промежуточное решением между TN и IPS. В сравнение с TN, у VA отличные углы обзора, контрастность, равномерность подсветки и качественная цветопередача. Но вот время отклика повышается — от 4 мс. К тому же очень мало моделей на VA-матрице с частотой обновления свыше 144 Гц.
IPS-матрицы обладают идеальными углами обзора и цветопередачей, за ней комфортно работать, просматривать и обрабатывать фотографии, смотреть фильмы. Но жертвовать придется повышенным временем отклика и низкой частотой обновления в сравнении с другими типами матриц — в основном до 144 Гц.
Матовое и глянцевое покрытие экрана? Матовый экран отлично поглощает попадающий свет, не бликует на солнце или под лампой. Но незначительно проигрывает глянцу в яркости и контрастности. Глянец выглядит сочно, в яркости не теряет, но бликует на свету.
Кадры в секунду и частота монитора: как они связаны?
Кирилл «gr1nder» Русаков
Разговоры о реальной необходимости больших значений FPS в играх и мониторах с повышенной частотой обновления ведутся уже давно. Многие считают, что гонка за герцами и кадрами в секунду не имеет смысла, особенно когда частота монитора не превышает 60 Гц. Cybersport.ru объяснит, почему больше — это в любом случае лучше и кому это поможет.
На что способен человек
С самого начала развития кинематографа и анимации появился миф о том, что 24 кадра в секунду — максимум, что может распознать человек. Якобы делать больше нет абсолютно никакого смысла, и визуально плавность анимации никак не изменится.
Для человека слайдшоу превращается в анимацию уже на частоте примерно 15 кадров в секунду. Но чем выше частота кадров, тем лучше воспринимается картинка. А 24 кадра никак не связаны с физиологией. В основе такого формата больше лежит экономические и технические моменты — киноплёнка тех времён и оборудование для воспроизведения были наилучшими по соотношению цена-качество.
С развитием технологий люди создали новые носители, аналоговые передачи сменились цифровыми: мы смогли перейти на 30 кадров в секунду и больше. Например, система IMAX воспроизводит 48 кадров в секунду, а трансляции игр на Twitch — до 60 FPS. И только скажите, что не замечаете, как картинка на 60 кадров в секунду становится плавнее, чем на 30!
После 60 FPS разницу на большей частоте при просмотре видео уловить сложнее. Тут больше зависит от индивидуального восприятия каждого человека. Например, в американских ВВС проходил тест среди пилотов истребителей. И те умудрялись не просто заметить самолёт, который отображался за один кадр в видеоряде с частотой 220 кадров в секунду, но и назвать его модель. Так что точного ответа на вопрос, сколько кадров распознаёт человек, не существует.
На что способен монитор
Сейчас у большей части мониторов частота обновления равна 60 Гц. Но технологии ушли вперёд, и мы уже можем делать матрицы, которые будут выдавать и 120 Гц, и 144, и даже 240. Но зачем? Мониторы с большой частотой стоят значительно дороже, а пользу ощущают далеко не все. У современного видео частота не превышает 60 кадров в секунду, а значит, и спрос на мониторы с большей частотой обновления невелик.
Но если мы говорим об играх, то они выдают гораздо большие значения FPS, чем видеоконтент. В Counter-Strike: Global Offensive, например, частота и вовсе не ограничена. А самые искушённые игроки ощущают лаги меньше чем при 300 FPS. Чтобы эти кадры в секунду использовались с максимальной эффективностью, нужен монитор с большей частотой обновления.
Приведём простой пример. В первом случае вы сидите и смотрите со стороны, как кто-то играет в CS:GO на мониторе с частотой обновления 144 Гц и с 300 FPS, а рядом сидит человек с монитором на 60 Гц и 60 FPS в игре. Очевидной разницы в изображении для вас не будет никакой. Но если вы сядете на места игроков, то вы сразу почувствуете, что всё происходит чётче, плавнее и точнее.
Это можно доказать и на цифрах. При частоте 60 Гц кадр меняется каждые 16 мс, а при 144 Гц — каждые 6 мс. Несмотря на то что почти трёхкратная разница вообще не будет заметна глазу, мелкая моторика человека после нескольких лет оттачивания мастерства игры использует эти 10 мс для более точного наведения прицела на голову. Это невозможно объяснить словами, только прочувствовать. Все киберспортсмены, кстати, требуют от организаторов использовать мониторы со 144 Гц.
Во-первых, разница между любым профессиональным игроком и его оппонентом настолько мизерна, что даже такие мелочи могут решить исход сражения. Во-вторых, они играют на такой частоте везде — дома, на буткемпе и на других турнирах. За долгое время они привыкли к 144 Гц. На меньшей частоте они не просто не смогут реализовать свой потенциал и будут чувствовать сильный дискомфорт. Им будет казаться, что всё тормозит и лагает.
Кадры лишними не бывают
Может ли монитор с 60 Гц отобразить больше 60 кадров в секунду? Нет, не может. Другой вопрос, что именно он отобразит. Вывод изображения на экран и рендер кадров на компьютере не происходят одновременно. Существует небольшая задержка, которая называется Input Lag. Когда вы двигаете мышкой или нажимаете клавишу, на экране это применится только в следующем кадре.
Если вы играете на 60 FPS, то минимальная разница между движением и отображением составит примерно 16 мс. Если же частота в два раза больше, то перед показом следующего кадра система успевает зарендерить два, а на экран будет выведен более актуальный. Итого, задержка сокращается вдвое. Исходя из этого напрашивается вывод: больше FPS — это всегда хорошо, вне зависимости от того, какая у монитора частота обновления.
Техника не чит, а инструмент
Что будет, если дать обычному человеку самую крутую кисть, краски, холст и попросить его написать шедевр прямо здесь и сейчас? Очевидно, ничего у него не выйдет. Для того чтобы достичь результата, нужна практика, тренировка и сноровка. Если за тысячу часов в CS:GO на мониторе 60 Гц и с 60 FPS вы так и остались сильвером, то никакие мониторы и показатели FPS не сделают из вас чемпиона мейджора. На результат слишком сильно влияет человеческий фактор — форма, настроение, состояние, реакция и масса других особенностей. Ни в коем случае нельзя сводить всё к техническим аспектам.
Всё зависит от потребностей и возможностей. Некоторых устраивает даже 30 FPS и они не видят смысла тратить несколько тысяч долларов на мощный компьютер с самым новым железом и тем более на монитор с частотой 120 Гц и больше. Другие же чувствуют плохую отзывчивость управления даже на 60 Гц, хотя ни разу не пробовали большую частоту. А на топовом уровне всё должно быть самое лучшее — скилл игроков и условия, в которых они выступают. Для того чтобы они могли реализовать свой потенциал на максимум, им нужны инструменты с максимально возможными характеристиками. Профессионалы в курсе, как реализовывать эти собранные по крупицам миллисекунды, а у равных по скиллу соперников именно они решают исход сражения.
Что такое частота обновления экрана монитора и как она влияет на восприятие
Содержание
Содержание
Частота обновления экрана — один из самых неоднозначных параметров монитора. Одни утверждают, что чем она выше, тем лучше, а малая частота снижает качество изображения и вредит зрению. Другие уверены, что высокая частота — это для тех, кому деньги девать некуда, и что глаз все равно не различает частоту выше 25 Гц. Истина, как всегда, где-то посредине.
Что такое частота обновления экрана?
Вне зависимости от того, что мы видим на экране — статичную картинку или динамичный видеоролик — монитор постоянно выводит на экран серию изображений. Просто в первом случае все кадры будут более-менее одинаковы, а во втором расположение деталей на экране будет меняться от кадра к кадру, создавая иллюзию движения. Частота же смены кадров и есть «частота обновления экрана».
Совсем как в кино, поэтому многие вспоминают про стандартные для кинофильмов 24 кадра в секунду, т.е. 24 Гц. Если в кинотеатре никто не жалуется на «низкую частоту обновления», так зачем на мониторе нужно больше?
Существует устойчивый миф, что 24 Гц — это максимальная частота, воспринимаемая человеческим глазом. И что именно поэтому выбран такой стандарт для кино, а более высокая частота кадров просто не имеет смысла.
Развеять этот миф очень просто — достаточно запустить на компьютере какую-нибудь игру, позволяющую задавать скорость вывода кадров на экран (FPS). Игру лучше выбрать попроще, чтобы видеосистема уверенно обеспечивала высокий FPS. Попробуйте выставить в ней сначала FPS 24 и понаблюдать, а потом выше — например, 50. В динамичных сценах разница будет очевидна.
В кино это не так заметно из-за того, что каждый кадр фильма снимается с некоторой выдержкой, поэтому движущиеся объекты будут смазаны. Это смягчает переход от кадра к кадру и дополнительно «убеждает» наш мозг в том, что объект движется.
Кстати, многие игры также научились «смазывать» объекты, обеспечивая более плавное движение при невысоком FPS. Этот эффект называется motion blur. А частота кадров в кино была выбрана скорее из экономических показателей: меньше частота кадров — короче пленка и проще механика киноаппарата и проектора. Нужна была частота, которая обеспечивает более-менее плавное движение на экране, но при этом не требует больших затрат. Почему именно 24? Потому что при такой частоте минутный расход пленки составлял ровно 30 ярдов, что упрощало расчет количества пленки и, соответственно, бюджета съемок.
60 Гц — мало или достаточно?
Еще один миф, связанный с частотой обновления экрана, — это вред для глаз. Дескать, мониторы с низкой частотой обновления мерцают, что ведет к усталости глаз и, в перспективе, даже к заболеваниям. Следует признать, что это не совсем миф — мерцающее изображение действительно вредно для зрения. И мониторы действительно могут мерцать. Вот только это никак не связано с частотой обновления экрана.
Раньше, когда все мониторы делались на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), причиной мерцания экрана действительно была частота обновления. В ЭЛТ люминофор на экране светится только в момент «пробегания» по нему электронного луча. Поэтому чем меньше была «частота монитора», тем заметнее мерцал экран. 60 Гц для такого монитора было совершенно недостаточно.
Однако изображение на экране ЖК-монитора не гаснет в промежутке между обновлениями кадров. Да, на некоторых мониторах заметно мерцание, но не из-за обновления экрана, а из-за режима работы ламп подсветки. Фактически, на статичном изображении нет никакой разницы между мониторами с частотой обновления в 60 Гц и 200 Гц. Если вы используете монитор для работы, в высокой частоте нет необходимости. 60 Гц вполне достаточно.
Не требуется высокая частота и в том случае, если вы любите смотреть видео на экране монитора. Несмотря на то, что кинопленка уже стала историей, стандарт в 24 кадра в секунду остается основным для видеоконтента. Качественное видео иногда снимают с частотой в 60 кадров/сек, а вот большая частота кадров встречается редко. Причины примерно те же, что и сто лет назад: чем больше частота кадров, тем больше объем файла и выше требования к камере и к производительности процессора плеера. Поэтому нет никакого смысла в мониторе с частотой обновления больше 60 Гц, если он нужен вам для просмотров фильмов. По крайней мере, пока.
Кому же нужна высокая частота?
В абзаце, где шла речь о 24 кадрах, не зря упоминалась компьютерная игра. Именно в динамичных играх наиболее заметно влияние частоты обновления. Но если вы любите после работы «погонять в танчики», не спешите бежать в магазин за 240-герцовым монитором. Сначала определитесь, действительно ли вам нужна высокая частота обновления.
А вот киберспортсменам высокая частота обновления действительно важна. Игрок с монитором на 100 Гц получает реальное преимущество перед теми, кто «сидит» на 60 герцах. Именно по этой причине появляются мониторы с частотой 240, 280 и даже 360 Гц.
Впрочем, не все способны воспользоваться эффектом от увеличения частоты обновления. Исследования показали, что мозгу достаточно 13 мс на то, чтобы распознать изображение, но вот на то, чтобы правильно отреагировать на полученный кадр, может потребоваться в десятки раз больше времени. Не стоит рассчитывать, что, сменив монитор, вы сразу и многократно улучшите свои игровые показатели.
Частота обновления и вертикальная синхронизация
Еще один аргумент в пользу высокой частоты обновления — с ее помощью можно устранить влияние рассинхронизации частоты обновления и FPS игры. Поскольку эти числа часто не совпадают, может случиться так, что перерисовка кадра игры попадет на момент обновления экрана. В итоге на одну половину экрана будет выведен предыдущий кадр, а на другую половину — последующий.
Если кадры сильно отличаются (например, когда игрок быстро движется или крутится на месте), на экране будут заметны неприятные рывки изображения. Переход на большую частоту не избавит от этого явления, но оно станет куда менее заметным за счет того, что «резаный» кадр будет демонстрироваться намного меньше.
Некоторые мониторы предлагают решить эту проблему без увеличения частоты обновления — при помощи технологий (G-Sync, V-Sync и Freesync), подгоняющих перерисовку кадра к обновлению экрана.
Но и в этом решении есть минусы. Во-первых, технология должна поддерживаться как монитором, так и игрой. Во-вторых, при работе V-sync могут теряться некоторые кадры, что не нравится киберспортсменам.
Частота обновления и время отклика
Время отклика — это период, который требуется пикселям экрана для изменения цвета после получения соответствующей команды. Очевидно, что этот параметр связан с частотой обновления экрана: за время между сменами кадров экран должен не только успеть перерисоваться, но и некоторое время экспонироваться. К примеру, на частоте 100 Гц время демонстрации каждого кадра составляет 10 мс (1000 мс /100 Гц). Если время отклика монитора больше, то нет никакой пользы от высокой частоты обновления, даже наоборот — будет некоторый вред. Когда время отклика сравнимо со временем экспозиции кадра, в динамичных сценах пиксели не успевают «набрать» цвет и правильных цветов на экране вы просто не увидите. Зато заметите «след» старого изображения, отображающегося одновременно с новым.
Поэтому, выбирая монитор с высокой частотой обновления, смотрите, чтобы время отклика у него было минимальным и хотя бы не превышало интервал, необходимый на перерисовку кадра (1000 / частота в Гц).
Выводы
Высокая частота обновления монитора — это не то, что требуется каждому. Если вы не проводите часы за 3D-шутерами или симуляторами, вряд вы вообще ощутите эффект от увеличения частоты обновления. А вот киберспортсменам высокая частота обновления монитора даст реальное преимущество. Да и просто любители динамичных игр почти наверняка (если позволит производительность системы) заметят улучшение игрового процесса, которое последует за увеличением частоты.