На что влияет магний в организме детей
Как распознать дефицит магния у ребёнка.
В детском возрасте, особенно в период активного роста, магний помогает правильно формироваться нервной, сердечно-сосудистой и костной системам, нормализует кровяное давление и помогает бороться со стрессом (адаптация к садику, контрольные в школе, переезд, взросление).
В стрессовой ситуации увеличивается выброс норадреналина и адреналина, способствующих выведению магния из клеток. При этом и происходит истощение внутриклеточного пула Mg2+, приводящее к высокой концентрации магния в первичной моче и потерям магния с мочой. Стресс и магниевая недостаточность являются взаимообусловленными процессами, усугубляющими друг друга.
9 ПРИЗНАКОВ ДЕФИЦИТА МАГНИЯ У РЕБЁНКА:
КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТА
Коррекция дефицита магния включает диетическую и фармакологическую составляющие.
Для подбора диеты, обогащенной магнием, следует учитывать не только его количественное содержание в продуктах питания, но и биодоступность.
Так, свежие овощи, фрукты, зелень ( шпинат, брокколи, петрушка, укроп, зеленый лук и т.д.), орехи нового урожая ( миндаль, фундук, кешью, семена подсолнечника) обладают максимальной концентрацией и активностью магния. При заготовке продуктов для хранения (сушка, вяление, консервирование, соление) концентрация магния снижается незначительно, но его биодоступность резко падает. Вот почему «летняя» диета насыщена магнием.
Фармакологическое лечение назначает невролог. Так как избыток магния также вреден, как и его недостаток.
Важно контролировать потребление магния, поскольку его хронический дефицит может вызывать такие серьезные заболевания.
Автор статьи — Кишкина Анна Александровна (Врач-гастроэнтеролог, детский гастроэнтеролог, педиатр, гастроэнтеролог по вопросам питания ).
Наши специалисты
Ни в коем случае не следует носить чужую обувь, давать ее даже близким друзьям, а также своё полотенце, зубную щётку, расчёску, маникюрные принадлежности и другие личные вещи.
На что влияет магний в организме детей
Адаптация к условиям среды, к социальным, производственным, бытовым, климатическим и другим факторам – одно из фундаментальных свойств живого организма и организма человека в особенности. Адаптация предотвращает (в известных пределах) поломку и истощение адаптационных механизмов. Состояние адаптированности (разные его стадии) предшествуют состоянию дезадаптированности, развитию разнообразных заболеваний, поэтому целесообразно все стадии, предшествующие срыву адаптации, объединить под названием «донозологические» состояния. Тогда наряду с состоянием здоровья и болезни выделится еще один класс состояний – донозологических, которые охватывают различные стадии адаптации организма к условиям среды. Донозологические состояния возникают в результате напряжения регуляции функций, в тех случаях, когда организм должен затратить больше усилий, чем обычно, чтобы обеспечить уравновешивание со средой. Если воздействие неблагоприятных факторов на организм продолжается достаточно длительное время или велико по интенсивности, постоянное, продолжительное и чрезмерное напряжение регуляторных систем может привести к истощению резервных возможностей и развитию состояния перенапряжения, а затем к срыву адаптации. При этом могут возникнуть и развиваться неспецифические, доклинические формы заболевания. Для оценки степени адаптации организма к условиям среды, важным является измерение показателей, характеризующих состояние регуляторных механизмов. В качестве индикатора общего состояния организма и деятельности его адаптационных механизмов целесообразно использовать сердечно-сосудистую систему. Регуляция сердечно-сосудистой системы и ее реакции тесно связаны с деятельностью центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, подкорковых центров. Поэтому, изучая процессы регуляции сердца, можно получить важную информацию всего аппарата управления в целом организме. Исследователи большое значение придают изучению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в младшем школьном возрасте как индикатора адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма. Это обусловлено тем, что период, совпадающий с началом обучения в школе, отличается повышенной чувствительностью организма ребенка к факторам внешней среды [6].
Макро- и микроэлементы ответственны за течение многочисленных реакций, протекающих как в живых системах, так и в нашем организме. Они существенным образом способны изменять проницаемость мембраны, изменять интенсивность метаболизма, вызывать мутации генов, изменять функции органов и систем [2, 11]. Адаптация организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды требует широкого диапазона функциональных возможностей и быстрого переключения важнейших физиологических систем на новый режим жизнедеятельности. Исследования концентрации микроэлементов в различных средах организма могут дать ценную информацию о микроэлементном гомеостазе, а также об экологической обстановке среды обитания, что позволит выявить факторы риска развития различных заболеваний [1, 2, 11].
Целью работы явилось изучение содержания магния в волосах девочек младшего школьного возраста, проживающих в РТ и оценка взаимосвязи между содержанием магния, физическим развитием и состоянием сердечно-сосудистой системы детей.
Исследование проводились в общеобразовательных школах г. Казани. Для исследования были сформированы группы девочек 7–8-летнего возраста 1 и 2 групп здоровья (n = 43). Для отбора контингента детей применялся метод анкетирования с использованием анкет, разработанных Институтом возрастной физиологии РАО [3]. Все дети должны были иметь примерно одинаковое социально-экономическое положение, хорошую психологическую атмосферу в семье.
Для изучения физического развития использовали общепринятые методики определения соматических показателей: роста, массы, окружности грудной клетки (ОГК); физиометрических показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы сжатия правой и левой кисти. Рассчитывали индекс Кетле 2 (ИМТ), характеризующий степень гармоничности физического развития и телосложения [7]. Для определения показателей сердечного выброса использовали реографический комплекс «Рео-Спектр», для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) и параметров артериального давления (АД) использовали тонометр Omron M4n.
Для оценки микроэлементного статуса детей в качестве биосубстратов использовали волосы, учитывая, что концентрации химических элементов в волосах наиболее полно отражают их тканевое содержание и хорошо коррелируют с элементным профилем внутренней среды организма [4, 10, 13]. Показано, что химический состав волос – интегральный показатель, он подвержен более выраженным изменениям, чем цельная кровь, что определяет ценность данного биосубстрата, в том числе и на стадии донозологической диагностики [5]. Отбор проб проводили по общепринятой методике. Определение 25 химических элементов в волосах детей проводилось методами ИСП-АЭС и ИСП-МС в АНО «Центр биотической медицины». Количественное содержание микроэлементов в волосах детей оценивалось путем сопоставления с биологически допустимым уровнем (БДУ) по данным ВОЗ [9, 14].
Статистическая обработка полученных результатов исследований и определение достоверности различий осуществлялись по критерию Стьюдента. Для определения взаимосвязи между признаками применялся корреляционный анализ Спирмена [8].
В результате проведенного исследования установлено, что содержание магния в волосах у большинства обследованных детей младшего школьного возраста находится в пределах биологически допустимого уровня (БДУ). Так, среднее содержание магния в волосах у 88 % обследованных детей составило 79,86 ± 7,18 мкг/г, что находится в пределах БДУ (19–163 мкг/г), и лишь у 12 % обследованных детей содержание магния в волосах было на 20 % ниже нижней границы БДУ и составило 15,29 ± 0,36 мкг/г. Магнийдефицитные состояния характерны для людей, находящихся в состоянии хронического стресса, и могут явиться одной из причин развития синдрома хронической усталости [12]. При дефиците Mg снижается способность к концентрации внимания и функции памяти. Он встречается у 70 % детей с синдромом дефицита внимания [9].
Анализ корреляционной зависимости содержания Mg в волосах девочек 7–8 лет с показателями физического развития детей выявил значимую корреляцию с ростом (r = –0,44) (р
Применение препаратов магния при сердечно-сосудистых заболеваниях у детей
Магний, участвующий в обеспечении важнейших биохимических и физиологических процессов в организме, а также влияющий на энергетический, пластический, электролитный обмены, в настоящее время считается одним из важнейших внутриклеточных микроэлементов. Явля
Магний, участвующий в обеспечении важнейших биохимических и физиологических процессов в организме, а также влияющий на энергетический, пластический, электролитный обмены, в настоящее время считается одним из важнейших внутриклеточных микроэлементов. Являясь универсальным регулирующим фактором, магний оказывает нормализующее влияние на функциональное состояние практически всех органов и систем (табл. 1).
В физиологических условиях магний поступает в организм с пищей и водой. Всасывание магния осуществляется на протяжении всего кишечника, но основная его часть абсорбируется в двенадцатиперстной кишке. Известно, что из продуктов питания организм усваивает лишь до 35 % магния. Всасывание магния может увеличиваться в присутствии витамина В6 и некоторых органических кислот (молочной, оротовой и аспарагиновой).
Абсорбция магния в желудочно-кишечном тракте уменьшается при наличии в рационе питания большого количества белка и жира, так как с ними магний образует нерастворимые или труднорастворимые соединения. Всасывание магния уменьшается при избытке кальция и фосфатов.
Общее содержание магния в организме взрослого человека составляет около 25 г. Процентное содержание магния в различных органах и тканях отражено на рисунке. В крови 60–75% магния находится в ионизированной форме.
Магниевый баланс регулируется почками. Они могут реабсорбировать до 99% магния, профильтровавшегося через гломерулярную мембрану. За сутки с мочой выделяется до 100 мг магния. Потери магния с мочой возрастают под влиянием катехоламинов и кортикостероидных гормонов, что объясняет механизм возникновения дефицита данного микроэлемента при стрессах. При пониженном поступлении магния с пищей экскреция его почками снижается, а при избыточном — повышается.
По данным Института питания РАМН, потребность в магнии взрослого человека составляет 300–400 мг в сутки. При этом в молодом возрасте у лиц, занимающихся физическим трудом, спортсменов, беременных и кормящих женщин, потребность в магнии может возрастать дополнительно на 150 мг в сутки. Рекомендуемые среднесуточные нормы потребления магния следующие [3]:
Содержание магния в продуктах питания (мг на 100 г продукта) следующее (4):
Распространенность дефицита магния в популяции составляет от 16 до 42 % [5].
Основные причины дефицита магния в организме:
Дефицит магния не имеет патогномоничных клинических признаков. Однако полисимптомность этого состояния позволяет на основании клинической картины с большой долей вероятности заподозрить дефицит магния у больного.
Клинические проявления дефицита магния в организме
Сердечно-сосудистые: ангиоспазм, артериальная гипертензия, дистрофия миокарда, тахикардия, аритмии, увеличение интервала QT, склонность к тромбозам, развитие атеросклероза, патологическое течение беременности (токсикозы и гестозы).
Рисунок. Распределение магния в организме |
Неврологические: синдром хронической усталости, вегетативная дисфункция, снижение внимания, депрессия, страх, тревога, головокружение, мигрень, нарушения сна, парестезии, тетания.
Висцеральные (кроме сердечно-сосудистых): бронхоспазм, ларингоспазм, гиперкинетические поносы, спастические запоры, пилороспазм, тошнота, рвота, дискинезия желчевыводящих путей и холелитиаз, диффузные абдоминальные боли, образование камней в почках.
Мышечные: судороги скелетных мышц, увеличение сократимости матки (выкидыши, преждевременные роды).
Для оценки содержания магния в организме используют различные методики:
Наиболее распространено определение концентрации магния в плазме крови, однако его клиническое значение ограничено. Поскольку Мg++ — внутриклеточный ион, его концентрация в сыворотке малоинформативна для оценки его общего количества в организме и диагностики дефицита. Только наличие гипомагниемии свидетельствует о дефиците Mg++. При скрытом (внутриклеточном) дефиците этот показатель остается в пределах нормы [5].
Обладая множеством клинических эффектов, магний широко используется в качестве лекарственного средства при различных заболеваниях, и прежде всего при патологии сердечно-сосудистой системы.
В педиатрической практике при заболеваниях сердечно-сосудистой системы признано целесообразным назначение таких препаратов, как магнерот, магне В6, аспаркам (панангин), цитрат магния (натурал калм), а также лечебной минеральной воды, обогащенной магнием (Донат Магния). В последней магний содержится в активной ионизированной форме (более 1000 мг/л).
Нами исследовалась эффективность терапии препаратами магния у 35 детей и подростков с кардиоревматическими заболеваниями.
В качестве источника магния назначалась лечебная минеральная вода Донат Магния из расчета 3 мл/кг массы тела (разовая доза) за 15–20 мин до еды, 3 раза в день. Продолжительность курса — 3 нед.
После курса лечения минеральной водой отмечалось достоверное (р Таблица 2 Рекомендуемые дозы препарата магнерот в зависимости от возраста [6]
Магне В6. Выпускается в таблетках или в растворе для приема внутрь. Одна таблетка содержит 48 мг магния и 5 мг пиридоксина. Одна ампула раствора (10 мл) содержит в целом 100 мг магния и 10 мг пиридоксина. Детям с массой тела более 10 кг (после года) рекомендуется 5–10 мг на кг массы (по магнию) в сутки, в два-три приема; детям старше 12 лет — 3 таблетки в сутки, в три приема.
Аспаркам (панангин). Одна таблетка содержит 36,2 мг иона калия и 11,8 мг иона магния.
Цитрат магния (натурал калм) — это водный раствор карбоната магния и лимонной кислоты. В организме цитрат магния нормализует кислотно-щелочное равновесие в условиях ацидоза при различных патологических состояниях, и прежде всего гипоксии. Сказанное делает оправданным его применение при кардиоваскулярной патологии у детей. Кроме того, цитраты являются идеальными проводниками в клетки различных биологически активных веществ, они способствуют нейтрализации токсинов. Благодаря взаимовлиянию магния и цитрата, их клинические эффекты в организме усиливаются.
В одной чайной ложке раствора препарата содержится 205 мг элементарного магния. Детям до 10 лет рекомендуется по 1/4 чайной ложки 1–2 раза в день; детям старше 10 лет до 1/2–1 чайной ложки (при отсутствии диареи).
Весьма перспективным представляется применение в качестве антиагреганта кардиомагнила — соединения ацетилсалициловой кислоты и гидроксида магния (в таблетке — 75 и 15,2 мг соответственно), где последний выполняет защитную роль, в качестве не всасывающегося быстродействующего антацида, оказывает цитопротекторное действие и предотвращает возможное повреждение слизистой оболочки желудка ацетилсалициловой кислотой [10, 11].
Кардиомагнил может применяться:
Таким образом, обобщение литературных данных и анализ результатов проведенных нами исследований, позволяет рекомендовать терапию препаратами магния у детей и подростков с заболеваниями сердечно-сосудистой системы при следующих состояниях:
Литература
Н. А. Коровина, доктор медицинских наук, профессор
Т. М. Творогова, кандидат медицинских наук, доцент
Л. П. Гаврюшова, кандидат медицинских наук, доцент
РМАПО, Москва
Для чего детям назначают Магне В6?
Нехватка в организме любого микроэлемента или другого полезного вещества всегда сказывается на самочувствии и функционировании определенных органов. Особенно чувствительны к этому дети, нервная система которых не сформирована окончательно. К элементам, необходимым для поддержания вещественного обмена, относятся магний и B6-витамин. Они отвечают за сокращение мускулатуры, передачу нервных импульсов и усвоение кальция.
Почему магний и B6 важны для детей?
Магний и Б6 невероятно важны для всех детей. В норме малыши должны получать микроэлемент в достаточном количестве:
Магний вместе с Б6 у детей способствует нормальной работе всех клеток. Вещества нужны для многочисленных процессов обмена, протекающих на клеточном уровне. Особенно они важны для работы ЦНС и опорно-двигательной системы.
В детстве нервная система только формируется и совершенствуется, поэтому любой врач вам ответит, для чего детям нужен магний и Б6. Без них ребенок будет развиваться не так быстро, как должен.
Признаки нехватки магния и B6 у детей
Многие дети до 10 лет страдают от нехватки магния, который трудно восполнить обычными продуктами питания. Всасывание микроэлемента ухудшается употреблением животных жиров, кальция и газировки. Нехватка магния и B6 у детей после 1 года проявляется следующими признаками:
Малыши до 1,5 года из-за нехватки магния могут ходить на носках, в ногах возникают судороги, а также у них могут происходить приступы паники.
Особенно важен Магний Б6 детям в стрессовых ситуациях, например, при адаптации к детскому саду в 2-3 года или при попадании в первый класс в 7 лет.
Дозировка Магния B6
Какой Магний Б6 лучше давать ребенку, поговорите с педиатром. Годовалым детям может подойти один препарат, а малышам 7-10 лет может потребоваться совершенно другой. Выпускается лекарство в двух формах: таблетки и раствор.
Существуют обычные таблетки и Магний B6 Форте, которые отличаются более высокой концентрацией активного компонента. Определять дозировку должен опытный врач-педиатр, так как она всегда зависит от возраста и типа препарата:
Иногда педиатры прописывают Магний Б6 и аналоги даже малышам в 2-4 месяца, но в этом случае препарат должна употреблять кормящая грудью мама. Через грудное молоко полезные компоненты попадут в организм грудничка.
Побочные влияния с противопоказаниями
Зачем детям назначают Магний Б6 и в каких дозировках теперь понятно, но еще осталось разобраться с противопоказаниями. Иногда у малышей до 4-5 лет проявляются аллергические реакции, тошнота и рвота, а также возможны запоры и вздутия. Особенно неприятно это в случае с грудничками до 9-10 месяцев.
Проявляться эти неприятные симптомы могут в случае почечной недостаточности и при других нарушениях, поэтому доверять назначения Магния Б6 детям до 7-10 лет лучше хорошим педиатрам.
Снизить всасывание препарата у детей могут комплексы с содержанием фосфатов и кальция. В связи с этим их нужно назначать с определенным интервалом, иначе Магний и Б6 не успеют усвоиться. Оболочка таблеток содержит сахарозу, поэтому они не подходят детям с диабетом. В этом случае лучше подойдет раствор (особенно это касается детей младше 2 лет).
Мнение эксперта
Врач-педиатр высшей категории
Невропатологи любят назначать детям магний сначала в жидком виде, а потом переходят на таблетированные формы. Если говорить про нехватку магния и дозировку, лучше это делать индивидуально, с учетом всех жалоб и показаний.
Магний принимает участие в энергетическом обмене клеток, правильном регулировании обменных процессов, для снятия возбудимости нервной системы у детей. Магний работает вместе с кальцием, это основа опорно-двигательной системы, и эти элементы должны быть в балансе. Тогда ребенок будет активен и правильно развиваться. Все витамины группы Б нужны для полноценной работы мозга и нервной системы, помогают организму получать энергию из углеводов, белков и жиров, которые мы едим. Также элементы группы Б необходимы для иммунной и пищеварительной систем, для здоровых волос и кожи.
И очень ценно, что сейчас современные комплексы микроэлементов позволяют беременным и кормящим женщинам восстановить правильный баланс микроэлементам и улучшить и свое состояние, и ребенка.
Кальций, магний, кремний, медь, железо, цинк, йод, калий, фосфор и другие элементы очень важны и играют большую роль в построении клеток. Поэтому важно, чтобы ребенок питался правильно и разносторонне.
Магний для детей: для чего нужен?
Детство должно быть счастливым и беззаботным — и каждые мама и папа прикладывают усилия, чтобы оградить ребенка
от любых переживаний
и дискомфорта. Но будем откровенны: жизни
без стрессов не бывает
ни у взрослых, ни у малышей.
Со стрессом время от времени сталкиваются даже здоровые дети
из совершенно благополучных семей. Грустное лицо или резкие перемены
в настроении у ребенка — конечно,
не повод для паники и срочного визита к врачу. Но месяцами игнорировать такие симптомы тоже не следует.
Вряд ли ребенок сумеет осознать и уж тем более сообщить родителям, что с ним происходит что-то неладное. Но внимательная мама поймет это и без слов.
Что тревожит малыша
Переживания у ребенка могут спровоцировать многие события — новая воспитательница в детском саду, потерянная игрушка, ссора
с лучшим другом, двойка
за контрольную в школе, выступление перед полным залом или первый
в жизни авиаперелет.
Перестройки, происходящие
с растущим организмом, также играют роль в развитии стрессов.
Дефицит биологически значимых элементов, например магния, может усиливать восприимчивость детей к тревогам
и волнениям. 3
Дефицит биологически значимых элементов, например магния, может усиливать восприимчивость детей к тревогам и волнениям. 3
Учащенное сердцебиение, боли в области сердца
Повышенная температура тела, озноб
Тошнота, рвота, отрыжка, вздутие и боли в животе
Частые мочеиспускания — в том числе по ночам
Ощущение наступающего обморока
Учащенное сердцебиение, боли в области сердца
Повышенная температура тела, озноб
Тошнота, рвота, отрыжка, вздутие и боли в животе
Частые мочеиспускания — в том числе
по ночам
Детский стресс — недетские последствия
Длительные тревога и волнение могут быть связаны с нехваткой
в организме ребенка различных биологически значимых элементов,
в том числе магния. Восполнить недостаток этого элемента
и поддержать ребенка в период стресса могут магнийсодержащие препараты.
В таких случаях нужно обратиться к педиатру — он определит причину такого состояния и поможет с ним справиться.
Зачем детскому организму магний
Магний наряду с кальцием, натрием
и калием относится к жизненно необходимым элементам. Магний присутствует в каждой клетке —
он участвует в синтезе энергии. 4
Более трехсот ферментов, контролирующих различные химические реакции
в организме, действуют только в присутствии магния. Поэтому, ежедневные потребности в этом элементе высоки [3].
Но, увы, в детском рационе не всегда содержится достаточное количество магния.
Суточная потребность
в магнии
у детей разного возраста 3