На что влияет политика государства
Политика есть искусство возможного.
Отто фон Бисмарк
Функции политики
Реализация общественных интересов, значимых с точки зрения власти.
Постановка целей развития общества, определение задач и способов их достижения, мобилизация сил на их реализацию.
Регулирование и упорядочение общественных отношений, условий труда и производства.
Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.
Смягчение противоречий в обществе, разрешение конфликтов.
Поддержание политической коммуникации между социальными группами, посредничество в контактах власти и гражданского общества.
Гарантия политических прав и свобод граждан, соблюдение принципов социального равенства и справедливости.
Виды политики
В узком смысле политикой называют конкретное направление политической деятельности: экономическая политика, социальная политика, культурная политика, политика в области здравоохранения, военная политика и т.п.
По субъектам политика может делиться на политику мирового сообщества, политику государства, партии, организации etc.
По содержанию и характеру политику субъективно делят на прогрессивную (направленную на развитие, движение вперед) и реакционную (направленную на сдерживание перемен, возвращение к прошлому).
Внутренняя и внешняя политика
По направленности политику принято делить на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя политика касается отношений с другими государствами, международными организациями, мировым сообществом.
§ 2. Государственно-правовое воздействие на политику
§ 2. Государственно-правовое воздействие на политику
Политика – широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый, и, следовательно, каждый имеет то или иное представление о том, что это за феномен.
Реальная политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе, городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной и региональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической, народной и антинародной и т. д. В плане государственно-правового воздействия нас интересует в первую очередь политика в масштабе страны, общегосударственная политика. Ее можно кратко определить как стратегический курс развития страны. Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики:
• выработка стратегического курса (политики);
• выбор стратегического курса;
• реализация избранного стратегического курса.
В развитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаются партии. Затем избиратели, голосуя за ту или иную партию, осуществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственной власти.
Изложенное позволяет определить оптимальный вариант воздействия государства на политику. Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в развитом гражданском обществе, где существует экономическая, политическая и духовная свобода. Если же посмотреть на соотношение политики и государства в историческом плане, а также в современных недемократических государствах, которых в мире пока еще большинство, то выяснится, что до сих пор взаимодействие политики и государства далеко не оптимально. В странах с неразвитым гражданским обществом главное отклонение от оптимального варианта разделения функций в политике между партиями, народом и государством состоит в том, что государство доминирует, господствует в сфере политики, т. е. не только реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, тем самым ущемляя политические права и свободы человека.
В истории общества государство было первым инструментом, орудием политики, т. е. политика появилась с возникновением государства. И только постепенно формируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского общества в сфере политической жизни.
В свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической власти, а институты гражданского общества – основными средствами ее осуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
Итак, воздействие государства на политику может быть различным в зависимости от степени развитости гражданского общества, его институтов. Чем больше политических функций берет на себя государство, тем меньше их остается гражданскому обществу, и наоборот. Исторически гражданское общество постепенно формируется, укрепляется, и государство по мере этого уступает ему такие политические функции, как разработка политических программ, выбор политического курса. Данный процесс проходит в борьбе и противоречиях. Государство не просто аппарат власти, это также сословие чиновников с собственными интересами, не совпадающими с интересами общества в целом. Разумеется, слой управляющих обычно не испытывает желания передавать какие-либо свои властные функции гражданскому обществу, народу.
Содержание политики, т. е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий, многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т. д. Очевидно, что политика – дело всего общества, а не только верховной власти. Государство как носитель суверенной власти ответственно за реализацию политического курса по всем направлениям и действует, управляя и принуждая. Успех указанных действий зависит от того, насколько реализуемая политика отвечает интересам общества, насколько общество солидарно с властью.
Право воздействует на политику по нескольким направлениям.
Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т. д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику, все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.
Далее, право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений.
Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.
И, наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 21. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы
Глава 21. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы 21.1. Политико-воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы в 1917—2001 гг.Рассматриваемое средство воспитательного и идеологического воздействия на осужденных включало развитие
Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения
Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения 1. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской
Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Тайна Майера Амшеля Ротшильда, или как всей семьей, дружно и организованно, достичь огромного влияния на мировую экономику и политику
Тайна Майера Амшеля Ротшильда, или как всей семьей, дружно и организованно, достичь огромного влияния на мировую экономику и политику Мир поражался тому, как они добивались успеха, конкуренты их ненавидели, но все нуждались в их деньгах и покровительстве.История одного
30. Государственно-правовое учение Б.Н. Чичерина
30. Государственно-правовое учение Б.Н. Чичерина Б. Н. Чичерин – либерал, активный сторонник введения Конституции в России и расширения гражданской самостоятельности.Право в его концепции – понятие собирательное. Включающее субъективное и объективное право.
§ 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
§ 1. Государственно-правовое воздействие на экономику Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII–III вв. до н. э. в жизни человечества произошел переход от
§ 3. Государственно-правовое воздействие на культуру
§ 3. Государственно-правовое воздействие на культуру Государство и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин «культура» многозначен. Наиболее важны следующие его значения:• это исторически определенный уровень развития общества,
СТАТЬЯ 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
СТАТЬЯ 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.2. К видам негативного воздействия на окружающую
§ 1. Либеральствующие российские чиновники поддерживают порочную политику по Крыму и Севастополю
§ 1. Либеральствующие российские чиновники поддерживают порочную политику по Крыму и Севастополю Подписание Договора о Дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 31 мая 1997 года в Киеве двумя президентами — Л. Кучмой и Б. Ельциным не
Эволюция государственно-политического строя в XIX в.
Эволюция государственно-политического строя в XIX в. Государственно-политическое определение новых американских государств прошло под значительным влиянием конституционного опыта европейских стран, прежде всего Франции начала XIX в., и США. Это влияние было во многом
§ 77. Развитие государственно-политической системы США
§ 77. Развитие государственно-политической системы США В Новейшее время США выдвинулись в несомненные лидеры западного, а затем и всего мирового сообщества по своей экономической мощи и политическому влиянию. Несмотря на вовлеченность в обе мировые войны и военные
Государственно-политическая эволюция республики
Государственно-политическая эволюция республики Реальная государственно-политическая жизнь Германии 1920 — начала 1930-х гг. оказалась, однако, далекой от принципов парламентской демократии Ваймарской конституции. Этому способствовали как многочисленные внешние
5.3 Государственно-правовой режим
5.3 Государственно-правовой режим Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
Понятие власти
Структура власти
Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.
Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.
Харизматическое господство опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.
Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. 4
Власть можно разделить на типы:
Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:
Политическая власть обычно разделяется на:
Таким образом, понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».
Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:
Роль политики в жизни общества
Что представляет собой политика? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.
Мысленно представим себе первобытно-общинный строй. Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм, обычаев, традиций или просто родственных связей.
Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества, расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.
Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.
Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической».
Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.
В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.
По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:
По уровням проявления выделяются следующие виды политики:
По объему политика подразделяется на:
По функциям государственная политика подразделяется на:
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям. 6
Взаимодействие государства и права с политикой
2.1. Общая характеристика политики. Термин «политика» (греч. politika – государственные или общественные дела от polis – государство) имеет разные смысловые значения. Но обычно под политикой понимают ту сферу общественной жизни, которая характеризуется: взаимоотношениями между государствами; между классами, нациями, другими социальными группами по поводу завоевания, организации и осуществления государственной власти; участием в делах государства; определением форм, задач, содержания деятельности государства и т. д. В самом общем виде политику можно определить как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями[171]. Но иногда политику определяют достаточно просто: как стратегический курс развития страны[172].
Политика зарождается в условиях разложения первобытнообщинного строя в связи с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими собственными интересами. Поэтому политика имеет место там, «где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами»[173]. В то же время окончательное становление политики как особого социального явления связано с возникновением государства, поскольку политика – это сфера борьбы за государственную власть. Борьба за государственную власть, за государство – в политике самое главное.
Политика относится к числу сложных и весьма многогранных явлений. Существует довольно много ее разновидностей. Есть, например, внутренняя и внешняя политика, есть экономическая, социальная, национальная, культурная, военная, финансовая и многие другие виды политики.
С точки зрения своей структуры политика охватывает:
а) организованную деятельность социальных групп и представляющих их учреждений по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;
б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;
в) политическое сознание и культуру, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений;
г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть[174].
Суть политики во многом характеризуют методы ее осуществления. Помимо обычных, традиционных, методов в ней издавна использовались и различные нечистоплотные приемы, такие как хитрость, лесть, обман, ложь, интриги, устранение соперников и т. п.
2.2. Взаимосвязь государства и права с политикой. Взаимодействие государства и права с политикой обусловлено, прежде всего, их взаимосвязью, которая выражается в их тесном и неразрывном единстве. Политика практически не обходится без государства и права. Ведь политика всегда сопряжена с борьбой за государственную власть. Подчинив себе государственную власть, определенные политические силы претворяют свою политику в жизнь через государство и позитивное право. Вследствие этого происходит политизация и государства и позитивного права. Государство, как известно, всегда рассматривается в качестве определенной политической организации, что свидетельствует о его тесной связи с политикой. С политикой связано и позитивное право, поскольку государство претворяет ту или иную политику в жизнь, прежде всего, через позитивное право. Как отмечал Ф. Энгельс, «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»[175]. А по В. И. Ленину, «закон есть мера политическая, есть политика»[176]. Правда, в настоящее время отдельные авторы пытаются опровергать эти тезисы, заявляя, что право выше политики и не должно ей подчиняться. Однако не видеть того, что политика всегда присутствует в позитивном праве и через него претворяется в жизнь – значит грешить против истины.
2.3. Взаимовлияние государства, права и политики. В данном вопросе речь пойдет о взаимном влиянии государства и права, с одной стороны, и политики – с другой. Вначале рассмотрим влияние политики на государство и право. Политика самым непосредственным образом влияет в первую очередь на государство, поскольку государство и государственная власть являются непосредственным объектом политической борьбы. Политические силы, пришедшие к власти в результате этой борьбы (или иным путем, например, в результате государственного переворота), используют государство как инструмент претворения в жизнь своей политической линии, как инструмент воздействия на общество в соответствующем направлении. Вследствие этого политика оказывает прямое влияние на форму государства и ее элементы, задачи и функции государства в тех или иных сферах общественной жизни, систему органов государственной власти, их компетенцию и т. д.
Подвержено влиянию политики и позитивное право. Коль скоро политика влияет на государство, она влияет и на позитивное право, потому что позитивное право – результат правотворческой деятельности государства. Те задачи, которые политика ставит перед государством, те функции, которые им осуществляются, та система государственных органов, которые формируются в соответствии с поставленными перед государством задачами, так или иначе, получают свое закрепление в позитивном праве. Поэтому, влияя на государство, политика влияет и на позитивное право, используя его как инструмент регулирующего воздействия на общественные отношения.
Следует обратить внимание на то, что влияние политики на государство и право может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние политики выражается в том, что государство и право могут и, в принципе, должны использоваться политикой в общественных интересах. Разумеется, при этом и сама политика должна носить социальный характер и осуществляться в интересах общества. Отрицательное же влияние политики на государство и право имеет место тогда, когда государство и право используются в узкокорыстных интересах тех или иных политических сил вопреки интересам общества. Так, применительно к праву И. Кант отмечал: «Право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека»[177].
Говоря о влиянии политики на государство и право, необходимо вместе с тем иметь в виду, что на государство и право влияют и другие социальные явления. При освещении предыдущего вопроса отмечалось влияние на них экономики. Влияют на государство и право также идеология, культура, религия, мораль, обычаи и многие другие явления общественной жизни. Кроме того, государство и право могут выступать и как самостоятельные социальные и культурные ценности. Поэтому говорить о государстве и праве как о сугубо политических явлениях, орудиях, инструментах политики и приносить их в жертву политике едва ли правильно, хотя на практике подобное нередко случается.
Государство и право, испытывая на себе влияние политики, сами в свою очередь оказывают влияние на политику. Это влияние, как представляется, выражается в следующем.
Во-первых, государство является основным субъектом политики, и оно нередко само формирует политику. Особенно это характерно для государств с антидемократическими режимами, а также для государств с неразвитой демократией. В демократически развитых государствах политика как стратегический курс развития страны разрабатывается (формируется) политическими партиями, а выбор этого курса осуществляется населением, избирателями[178]. В антидемократических государствах и государствах с неразвитой демократией и разработка, и выбор стратегического курса развития страны осуществляются в основном государством, что свидетельствует о господстве государства в сфере политики. Не случайно в связи с этим политику иногда отождествляют с государством и рассматривают ее в качестве деятельности органов государственной власти.
Во-вторых, государство и право выступают в качестве основных средств реализации политики, претворения ее в жизнь. Независимо от того, кто разрабатывает и выбирает стратегический курс развития страны, его реализацией, претворением в жизнь занимается, прежде всего, государство, широко используя для этого нормы позитивного права. Государство и право – это самые мощные инструменты претворения в жизнь политики.
В-третьих, государство с помощью позитивного права легитимирует политику, придает ей законный характер. Те направления политики, которые получают закрепление в праве, приобретают официальный и законный характер. При этом сама политика приобретает характер правовой политики.
В-четвертых, с помощью позитивного права осуществляется регулирование политической деятельности в стране. Как государство, так и другие субъекты политических отношений должны действовать в рамках права, закона, соблюдать и исполнять предписания правовых норм.
И, в-пятых, позитивное право закрепляет и обеспечивает помимо других политические права и свободы человека и гражданина.
Политика, воплощаясь в деятельности государства, приобретает официальный характер и становится государственной политикой. Государственная политика – это линия поведения государства, его деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Поскольку государство – главный инструмент управления обществом, государственная политика имеет множество направлений, охватывая и общество в целом, и отдельные его сферы. Можно сказать, государственная политика – это главная разновидность политики и основа всей политической жизни общества.
Составной частью государственной политики является правовая политика. Правовая политика – это деятельность государства, основанная на праве, а также в области самого права и правового регулирования. Деятельность государства, основанная на праве, – это деятельность, связанная правом и протекающая в рамках права и закона, деятельность, которая осуществляется правовыми средствами и методами. Что же касается другого аспекта правовой политики, а именно деятельности государства в области права и правового регулирования, то он, как представляется, выражен в двух основных направлениях: правотворчестве и правореализации. В правотворчестве правовая политика проявляется в виде идей, целей, задач, принципов, программ, установок, которые закладываются в право и правовое регулирование. В правореализации правовая политика проявляется главным образом в принятии компетентными органами юридически значимых решений по конкретным жизненным вопросам.
В качестве еще одного направления правовой политики в области права и правового регулирования выделяют также деятельность государства по правовой пропаганде и правовому воспитанию, т. е. деятельность, направленную на повышение правовой культуры населения. Особенно актуальным это направление правовой политики является для нашего государства, поскольку с правовой культурой населения дела у нас обстоят более чем неблагополучно.
Таким образом, государство и право находятся в тесном единстве с политикой и взаимно влияют друг на друга.