SSD против HDD в играх. Тесты накопителей на скорость загрузки
Содержание
Содержание
При бюджетной сборке игрового компьютера у пользователя возникает резонный вопрос: возможно ли использовать HDD в качестве единственного накопителя? Современные игры занимают от 60 до 100 ГБ. A SSD-накопители все еще уступают жестким дискам в соотношении цена/объем почти в 2,5–3 раза. Проведем сравнение времени запуска игр на HDD и SSD, дабы ответить на поставленный вопрос.
Тестовый стенд, накопители и методика тестирования
Для проведения тестирования использовался персональный компьютер следующей конфигурации:
В качестве накопителей для установки и запуска тестовых игр выбраны HDD WD20EFRX и три SSD: TS128GSSD360S (с интерфейсом подключения SATA III), SA2000M8/250G и WDS500G2X0C (с интерфейсом подключения PCI-E 3.0 x4 и поддержкой спецификации NVMe).
Замер скорости загрузки и оценка производительности при работе осуществлялись в играх:
Тестовые игры запускались из-под операционной системы Windows 10 Professional сборки 1709.
Мониторинг Frame rate и Frame time выполнялся при помощи утилиты MSI Afterburner версии 4.6.2.15745 и приложения Riva Tuner Statistics Server версии 7.2.3.20686.
Запись видео игрового процесса осуществлялась при помощи NVIDIA ShadowPlay.
Тестирование
Время запуска
После установки всех (в случае с SSD TS128GSSD360S устанавливалось столько игр, сколько позволял объем накопителя) тестовых игр на накопитель выполнялся замер скорости его работы при помощи утилиты CrystalDiskMark 7.0.0. Тест выполнялся для объема данных 1 ГБ с 5 тестовыми прогонами (за результат берется среднее значение).
WD20EFRX
TS128GSSD360S
SA2000M8/250G
WDS500G2X0C
В получившихся результатах нас интересует только скорость чтения данных с накопителя.
Из результатов тестов видно, что HDD значительно уступает SSD в скорости последовательного чтения в 3.5 раза для SATA SSD и в 12–15 раз для PCI-E 3.0 x4 SSD c поддержкой спецификации NVMe. Со случайным чтением разница — 48 раз для SATA SSD и в 97–129 раз для PCI-E 3.0 x4 SSD c поддержкой спецификации NVMe.
Разница в скоростях чтения между HDD и SSD весьма ощутимая, но будет ли она такой же в случае со временем запуска игр?
После замера времени запуска игр на различных накопителях получены следующие результаты:
Из диаграммы видно, что разница во времени запуска игр между HDD и SSD есть, но не настолько большая, как в случае с «синтетическими» тестами.
Frostpunk загрузился на 10,99 с (на 33 %) быстрее, Metro Exodus на 55,37 с (на 166 %), Watch Dogs 2 на 26,5 с (на 170 %), Battlefield V на 11,71 с (на 32 %), DOOM Eternal на 23,22 с (на 205 %).
Время кадра
Еще один параметр в игре, на который влияет накопитель — это время кадра (Frame time). Этот параметр характеризует плавность игрового процесса.
На этом моменте многие возразят: но ведь плавность в игре отражает fps (Frame rate)? Чем выше fps, тем более плавной будет картинка в игре.
Но это не совсем так. Рассмотрим две ситуации, когда fps в игре равен 50. Разделив 1 секунду на 50 кадров, получаем среднее время кадра равное 20 мс (но это в теории). А на практике может получиться так, что из 50 кадров 45 будут отрисованы за 13 мс, а оставшиеся 5 за 83 мс. В обеих ситуациях fps будет равен 50, но в первом случае получится плавная картинка, а во втором — картинка с микрофризами.
Вторая ситуация часто встречается в играх с открытым миром, когда игрок перемещается в новую часть локации с большой скоростью.
В тестовом видеоролике в игре Metro Exodus, запущенной с HDD, микрофризы зрительно не ощущались, но на графике Frame time они были отчетливо видны. При прохождении этого же места в игре, запущенной с SSD, график времени кадра был плавным.
В игре Watch Dogs 2, запущенной на HDD, микрофриз был хорошо заметен не только на графике времени кадра, но и зрительно. Графики Frame time в случаях с SSD были плавными, без больших скачков.
Итоги
Устанавливать игры на HDD в 2020 году — это неразумно.
Несомненно, игра запустится с HDD, и в нее можно будет играть, но загрузку уровня придется ждать значительно дольше. Если это игра с открытым миром, то будьте готовы к постоянным фризам при переходе в новую часть локации или внезапно прорисовавшейся в нескольких метрах от вас траве, кустарнике и других объектах. И все это будет происходить вне зависимости от того, какой процессор, видеокарта и оперативная память установлены в компьютере (ноутбуке).
Но ведь HDD гораздо дешевле SSD. Да, SSD-накопитель на 480 ГБ обойдется вам в 5000 рублей. За эти деньги можно приобрести HDD на 1 ТБ и дополнительную планку оперативной памяти объемом 4 ГБ. Но если в первом случае мы получим значительный прирост в скорости загрузки ОС, программ и игр, то во втором — просто нерационально израсходуем часть денег из бюджета сборки ПК.
Также обратите внимание на еще один момент — разница во времени загрузки игр между SSD с поддержкой NVMe и без нее составляет не более 10 %. А их цена отличается на 15–25 %. В игровую сборку при ограниченном бюджете лучше поставить SSD без поддержки NVMe, а на сэкономленные деньги купить еще одну планку оперативной памяти.
Какой SSD выбрать для игр и есть ли разница между дешевыми и дорогими накопителями
реклама
При обычном домашнем (не профессиональном) использовании компьютера разница между самым дешевым SSD и самым дорогим на глаз практически не заметна и при «слепом» тесте выявить её подавляющему большинству пользователей не под силу. При загрузке Windows разница между SSD разных категорий исчисляется парой секунд или её нет вовсе. Браузер и программы и на тех и на других открываются мгновенно. Общий отклик системы также одинаково высок. Существенные отличия становятся видимыми при тестировании накопителей в бенчмарках или при редко используемых большинством сценариев, таких как перекидывание файлов больших объёмов с одного SSD на другой, одновременное чтение и запись внутри накопителя (например, установка скачанной игры) и некоторых других. Единственным же реальным показателем надёжности SSD является его гарантийный срок и благонадежность магазина, в котором вы его купили. Выйти из строя в самый неподходящий момент или оказаться бракованным может хоть супербрендовый SSD, хоть ноунейм. Хотя и хочется верить, что в брендовых накопителях используются более качественные компоненты. Тем не менее, под установку операционной системы рекомендуется ставить более качественные «диски».
В прошлой моей статье «Выбираем SSD в 2021 году: стоит ли вообще менять HDD на SSD, и какую модель SSD выбрать» был рассмотрен вопрос, какой SSD выбрать в свой компьютер. Сегодня я хочу проверить, какие SSD лучше всего подходят для установки на них игр, и есть ли разница между дешевыми и дорогими SSD. Конечно, на Youtube полно тестов поведения SSD в играх, но почти все они выстроены по теме «SATA vs NVME». Я же буду учитывать разницу в контроллерах и в цене.
Так как я вновь был вынужден собрать системный блок ещё одному хорошему человеку, то в моём распоряжении оказался компьютер сразу с тремя разными SSD на борту. Это произошло потому, что кроме нового SSD, владелец попросил поставить в новую сборку ещё пару с его старой системы. С его разрешения я добавил в систему ещё парочку своих накопителей для проведения тестов. Таким образом, для тестов у меня оказались четыре твёрдотельных накопителя (пятый системный в тестах не участвует) с абсолютно разными контроллерами и из разных ценовых категорий. Их я опишу ниже.
реклама
Прежде всего, я хочу определить варианты установки SSD, на которые обычно планируется заливать игры.
Вариант первый.
реклама
Пользователь покупает один ёмкий накопитель под «всё». Это, как правило, «диски» от 500 Гб и до 2 Тб. Он ставится диском «С:» и потому на нём находится Windows, программы, игры и всё остальное. В этом случае производительность SSD в играх немного ограничивается операционной системой, поскольку она всегда что-то непрерывно читает с него или записывает на него. Но это влияние не существенное и такой вариант широко используется. Но я не стал использовать в тестах системный диск.
Вариант второй.
Пользователь покупает один SSD под систему, программы и прочее (например, SSD NVME 500 ГБ). Обычно это быстрый и менее ёмкий диск. А вторым диском под игры он покупает более вместительный накопитель (например, 1 ТБ SATA SSD). Такой вариант, скорее всего, даже наиболее оптимален. Он позволяет меньше «протирать» системный диск записью игр, которые с каждым годом всё объёмней и в случае выхода из строя одного накопителя пользователь не остаётся совсем без дисков. Ведь магазин может затянуть гарантийное обслуживание на месяц и более. Кроме того, на диске «С:» при этом варианте можно оставить больше свободного пространства, что полезно для всех SSD в принципе.
реклама
Итак, у меня четыре SSD для тестов:
1. Toshiba TR200 480 ГБ. Недорогой и неплохой накопитель на контроллере Phison PS3111-S11 с памятью 3 бит TLC. Это одноядерный двухканальный безбуферный контроллер. Он является одним из самых массовых среди бюджетных и используется в самых недорогих SSD. Работает этот диск через SATA интерфейс.
2. Plextor m8vc 512 ГБ. Это уже качественный SATA SSD на зарекомендовавшем себя четырехканальном контроллере Silicon Motion (SMI) SM2258 с DRAM-буфером и памятью 3 бит TLC. Такой же контроллер установлен в популярной у пользователей модели Crucial MX500. SSD с таким контроллером можно отнести к категории «качественный SATA SSD».
3. PNY CS3030 500 ГБ. Это уже M.2 NVME диск на широко распространённом на сегодня восьмиканальном контроллере Phison PS5012-E12 с памятью 3 бит TLC. Будет работать на стандартном драйвере Microsoft.
4. Samsung 970 EVO 500 ГБ. Популярный NVME диск на контроллере Samsung Phoenix с памятью 3 бит TLC. В представлении не нуждается. Назову его флагманом сегодняшнего теста. Будет работать на фирменном драйвере Samsung.
Все диски не новые, заполнены примерно на 70% всякими файлами, а потому их производительность максимально приближена к реальности. Показатели так называемого «здоровья» у всех участников 100%. «Затёртость» также, плюс-минус, одинаковая и составляет примерно 3-5 ТБ.
Система очень похожа на ту, что была в моей предыдущей статье, но всё отличается (другая «мать», «память» и остальное): Ryzen 3700Х, AMD B550, ОЗУ 32 ГБ, Windows 10 64 bit. Все диски подключались к чипсетным разъёмам, так как на линиях процессора стоял системный диск.
Я использую две игры:
— Shadow of the Tomb Raider;
— Battlefield V.
Затирать чужие диски на больший объём мне не позволяет совесть, а для демонстрации общей картины этого будет достаточно.
Итак, повторю мою цель – узнать есть ли разница в играх между дешевыми и дорогими SSD, с учётом разницы в контроллёрах. Конечно, разницу в производительности различных накопителей определяет не только контроллер, но и прошивка, тип флеш-памяти, тип подключения, софт и другие параметры.
И теперь возникает резонный вопрос – как проверить кто лучше? После записи игры на накопитель, непосредственно в самой игре, чаще всего используется режим чтения. Запись также идет, но её объём незначителен и не создаёт значимую нагрузку на SSD. Поэтому предлагаю оценить скорость загрузки самих игр и скорость загрузки её уровней. Я думаю, что такой значимый для многих показатель как «подгрузка уровней» примерно равен показателю «загрузка уровня». Приступим.
Shadow of the Tomb Raider
Эта игра «отъедает» в первом уровне примерно 6,2 ГБ оперативной памяти (вместе с ОС) и 5 ГБ видеопамяти. Все настройки в игре выкручены «вправо». Я делал по три «прогона» для каждого значения и брал средний результат. Итоги тестов таковы:
Shadow of the Tomb Raider
Это какой-то баг, давай вторую игру!
Даю! Battlefield V отличается более долгой загрузкой, как самой игры, так и уровней. Может это позволит ощутить разницу между дисками более наглядно.
Все настройки в игре также выкручены «вправо», а масштабирование разрешения выставлено на 200% при системном разрешении 1440p. Игра «отъедает» в первом уровне примерно 11,5 ГБ оперативной памяти (вместе с ОС) и 7,6 ГБ видеопамяти. Результаты:
Battlefield V
А вот и обещанный сюрприз! Мой фаворит и любимец Samsung 970 EVO оказался лишь вторым при загрузке игры, проиграв две секунды SATA-диску, и последним при загрузке уровня! И не просто последним, а проиграл от трех до двенадцати секунд всем другим дискам, включая Toshiba на откровенно «дохлом» контроллере! Отойдя от удивления, я решил подать Trim на все диски и дать им остыть и «отдохнуть» некоторое время, а потом повторил тесты. Ничего не изменилось! Следующие три прогона принесли примерно те же средние результаты.
Я стал искать причины такого поведения моего «чемпиона». Я переустановил игру на самсунге (благо он мой). Я исключил троттлинг на обоих NVME-дисках, так как в тестах они работали с установленным на них довольно массивным радиатором и их температурный режим был более, чем благоприятный. Да и игры в режиме чтения не создают существенной нагрузки. Я установил на него стандартный драйвер. Ничего не помогло! Результаты изменились в пределах погрешности, но общая картина осталась та же. Возможно всё дело в подключении к чипсетным линиям на материнской плате AMD (установлен последний драйвер чипсета). Но как тогда объяснить, что подключенный к ним же PNY CS3030 стал абсолютным лидером гонки в загрузке уровня? А может это просто такой большой разброс погрешности? Нет же, я ведь сделал много прогонов. Захотелось провести эти же тесты на платформе Intel, но её в наличии не оказалось, поскольку мой компьютер разобран под апгрейд. Полностью очищать диски через удаление я не стал, ведь мне нужны были тесты реального использования. Возможно, дело в том, как именно на текущий момент заполнено пространство диска. Уверен, что точное объяснение есть, просто я его сейчас не вижу или что-то упускаю.
У других пользователей результаты могут будут иными. Но лично мне, общий посыл ясен. И, ознакомившись с такими вот результатами тестов, в следующий раз я хорошо подумаю, стоит ли брать под так называемую «файлопомойку» (для игр и прочего) более дорогой диск или же ограничиться выбором «цена/объём» и взять самый дешевый и ёмкий SSD.
Что даёт диск SSD в компьютерных играх – польза от перехода на SSD
Многие люди выбирают SSD в качестве системного диска, но всё чаще можно встретить компьютер, который оснащен только SSD. Стоит ли платить за SSD и устанавливать на нём игры? Какой диск будет лучше для игрока?
Что даст SSD в компьютерных играх
SSD-накопители имеют хорошую репутацию и по праву считаются быстрее жестких дисков (HDD), они также тише, и всё это из-за конструкции без вращающихся и механических движущихся частей. Однако, каким образом повлияет на игру установка диска SSD?
SSD повышает производительность системы, которая на нём установлена. Система запускается намного быстрее, вы также можете быстрее копировать данные и запускать программы. Поэтому многие люди задумываются над тем, что SSD даёт в играх, и, в частности, над следующими вопросами:
Итак, если SSD не ускоряет игры в значительной степени и не влияет существенно на количество FPS в играх, стоит ли его вообще использовать?
Что дает переход с HDD на SSD
Некоторые задумываются только над тем, что SSD ускоряет игры и увеличивает количество FPS в играх, а между тем различия между жестким диском HDD и SSD, в этом отношении небольшие. В таком случае, вообще стоит рассматривать его покупку под игры?
Давайте посмотрим, каковы основные преимущества SSD в играх, по сравнению с HDD.
Применение SSD в играх – стоит ли?
Неудивительно, что у многих есть сомнения относительно того, стоит ли покупать SSD под игры, – ведь это заметно дороже, чем HDD.
В спорах между теми, кто считаетSSDсупер-дорогим излишеством и принципиальными ненавистниками жёстких дисков истина где-то посередине. Сегодня мы разберёмся, есть ли прок геймеру от твердотельных накопителей на самом деле.
Нельзя сказать, что SSD в 2017 году непопулярны – в любом новом компактном ноутбуке они входят в «заводскую» комплектацию и идеально вписываются в мир, где файл проще найти онлайн, чем на внутреннем накопителе.
Жёсткие диски – не очень быстрые, но привычные и ёмкие накопители
У геймеров реалии выглядят иначе – самые зрелищные и технически совершенные игры приходится запускать только с локальных дисков, а для апгрейда нужна серьёзная мотивация. «Уникальный пользовательский опыт», который нам обещают рекламные материалы, будем откровенны, дарят романтические свидания, а не установка нового «железа». Поэтому мы решили собрать воедино все плюсы SSD в реальной жизни, чтобы решить, в каком случае на такие накопители целесообразно тратить деньги. Причин, в действительности, предостаточно:
Быстрая загрузка уровней
Это первый и самый важный фактор, который отличает SSD от HDD. Игры не просто так весят 50 Гбайт – из этого массива данных они постоянно «забрасывают» необходимую информацию с накопителя в оперативную память. И с SSD загрузка уровней происходит быстрее. Причём, чем хуже оптимизирована игра – тем больше разница между жёстким диском и твердотельным накопителем.
BF 4 Load Time Chart
И не забывайте про моды, которые часто бывают «прикручены» к движку через сторонние библиотеки и скрипты. То есть, подгружаются в память сторонним, нештатным образом. Жёсткие диски очень не любят такую «спонтанную деятельность», а для твердотельных накопителей разницы нет.
Стабильный FPS даже на пределе возможностей компьютера
SSD очень полезен в играх с большим открытым миром – сколько бы ни было в ПК оперативной и видеопамяти, open-world время от времени отправляет в память новые участки карты и всего её наполнения. И твердотельный накопитель с минимальными задержками в этом деле гораздо более расторопен, чем механический жёсткий диск, в котором считывающая головка должна переместиться к необходимому «блину» и считать с него информацию. Это если HDD не будет «отвлекать» на себя бурная деятельность Windows 10 в фоне.
Вдобавок, SSD компенсирует недостачу оперативной памяти, если игра оказалась слишком прожорливый. Windows очень любит использовать файл подкачки по делу и без, причём многие игры даже отказываются работать без активации swap. А этот самый swap, напомню, отбирает себе гигабайты из накопителя, чтобы использовать эту память в качестве ОЗУ. По скорости доступа к информации жёсткие диски проигрывают SSD на порядки, поэтому, если с твердотельным накопителем компьютер сможет тянуть игру «через не могу», то с жёстким диском вас ждёт слайдшоу.
Операционная система без «лагов» медлительной механики
Когда объём SSD был на уровне флэшек, а цена – космической, энтузиасты использовали их сначала как кэш для ОС, а чуть позже – как отдельный носитель для системы (в случае с ПК-геймерами, Windows). И правильно делали.
Потому что с SSD Windows перестаёт «икать», если вы не закрыли перед игрой браузер и соцсети что-то там обновляют. ПК гораздо быстрее включится после того, как в синглплеере игры вы отправили компьютер (и себя) в режим сна. Не начнёт подёргиваться, пока у вас запущена игра в Steam, если Origin или UPlay начнут качать обновления и «патчить» установленные игры. Да и пресловутое
Bootrace boot times
Система на базе SSD не только быстрее стартует, но и стабильнее работает в играх
«Работа с обновлениями: Завершено 10%. Не выключайте компьютер»
заканчивается намного быстрее, чем на компьютере с жёстким диском. Да, это мелочи, но они действуют на нервы, а нервные клетки не восстанавливаются.
Тишина и надёжность
В SSD нет подвижных частей, поэтому компьютер с такими накопителями не потрескивает, не «хрустит» под нагрузкой и всегда ведёт себя тихо. С новыми техпроцессами видеокарт и процессоров появилась возможность собрать бесшумный игровой ПК, и в полной мере это возможно только с SSD.
Без подвижных частей SSD оказывается надёжнее, чем жёсткий диск
А ещё нужно учесть, что старые SSD сохранят информацию там, где HDD её потеряет. Ведь в старых жёстких дисках «умирают» секторы памяти, а в полностью изношенном SSD память остаётся «жить», просто переходит в режим «только для чтения». Это означает, что вы сможете перенести из накопителя на новый SSD игровой прогресс всех игр, которые не умеют складывать сохранения в «облако».
Какой SSD купить для игрового компьютера?
Производителей SSD сегодня огромное количество и, что забавно, среди них есть и производители жёстких дисков! Например, WesternDigital, они же WD, выпустили SSD различной степени «крутизны» как раз под нужды тех, кто решился на апгрейд после долгих лет использования компьютеров исключительно с жёсткими дисками.
Чудны дела твои, Господи! WD теперь выпускает SSD
Причём иерархия осталась такой же, как и в случае с механическими накопителями – «зелёные», «синие» и «чёрные» SSD под разные задачи.
Например, WDGreen – это недорогой вариант для «мне бы попробовать, нужен ли SSD после жёсткого диска вообще?». Прежде, чем отдавать в пользу SSD сотни гигабайт, есть смысл взять накопитель с 120 Гбайт памяти (WDS120G1G0A), получить с такой конфигурации быструю и «безглючную» Windows и отправить на оставшееся место игру, в которой очень хочется ускорить загрузку уровней.
Если вы всегда использовали жёсткий диск и не знаете, какой SSD взять – начните с базового варианта WDGreen
Для тех, кто уже наизусть знает, каков прок от SSD в игровом компьютере, и хочет заполучить «золотую середину» между производительностью и ценой (доплатить за красный корпус «игрового» SSD вы всегда успеете), есть смысл приобретать WDBlue с 250 Гбайт памяти. (WDS250G1B0A). Это ещё не тот объём, при котором можно без раздумий отправлять все купленные игры из Steam на SSD, но Windows с программами редко занимает свыше 30 Гбайт, поэтому самые требовательные к скорости накопителя игры с большим количеством «лагов» из-за дозагрузок WDBlue сможет заставить работать плавно.
wd blue 1tb ssd full2 800×533 c
WDBlueSSD – быстрый SSD без переплаты за «игровой шильдик»
Покупка SSD – это не «шик», а способ обойти «бутылочное горлышко» в виде механических жёстких дисков там, где вам действительно важна скорость загрузки и стабильные fpsв любых условиях работы.