За годы работы в продажах горнолыжного снаряжения, инструктором по горным лыжам, журналистом, блогером и бутфитером мне довелось прочесть и написать не один десяток статей про подбор горнолыжных ботинок. Хотелось бы собрать наиболее распространенные мифы, укоренившиеся в сознании, как обывателей, так и бывалых спортсменов, и разобрать их с точки зрения того, кто эти самые ботинки подгоняет по ногам.
Любой текст о подборе обуви начинается с правильного измерения стоп. Это абсолютно и бесспорно. Ну а мы займёмся более нудным делом: выяснением высоты сводов, типа пронации, баланса нагрузок на правую-левую стопу. Очень важны также пропорции лодыжки-икры. Как видно из иллюстрации, для этого нужно просто правильно посмотреть на клиента в правильной позиции.
Для чего это нужно?
Например, ботинки близкого класса: Rossignol Hero (они же Lange WC) и Head Raptor, имеют близкую ширину колодки:
Однако, манжета в Rossignol Hero имеет явно меньший объём в нижней части, чем у Head.+
Мы упомянули некоторые цифры. Разберём их значение.+
Ширина колодки
Жёсткость ботинок. Flex Index
К сожалению, никакого единого стандарта, определяющего жёсткость ботинок, просто не существует. Более того, его практически невозможно создать. Почему?
На обоих фото Катя Коровина – прорайдер Rossignol, Halti, Deuter, Julbo в России
На жёсткость ботинок влияет и температура. Одно дело – гнуть ботинки в магазине (дома, в мастерской), при комнатной температуре, другое – на морозе. Реакция различных пластиков на воздействие отрицательных температур, скорость «дубения» различна. Ну и, наконец, линейность изменения жёсткости от скорости загрузки…
Жёсткость и комфорт
Допустим, у нас есть лыжник. Ещё лучше – лыжница. Представьте себе ту самую Катю с фото в сарафане, только не гидом, прорайдером, альпинисткой, спортсменкой…, а как некую абстрактную барышню небольшого роста, приятных глазу форм. Любая барышня (утверждаю, как инструктор) с первого показа изобразит, стоя на ровном полу в ботинках, связку «разгрузка вверх-загрузка» – основное движение, сгибающее ботинок. Тяжёлому мужику надо будет объяснить всего раза три…
На практике таких показов-объяснений требуется несколько больше. Рано или поздно любой лыжник начинает циклично сгибать-разгибать свои ноги и, следовательно, ботинки. Ещё разок посмотрели на фото Кати в розовой курточке – там лыжи прогнуты в дуге, корпус и голени поданы вперёд-внутрь поворота… Допустим, ботинки, ради удобства гуляния в них, будут гнуться легче. Что произойдёт?
Таким образом, жёсткость ботинок – функция не массы тела лыжника, а его динамики, желания и умения гнуть ноги и лыжи в поворотах.
Кроме того, избыток жёсткости (как и размер на вырост) может серьёзно навредить. Особенно – детям. Вспомним любую массовую тренировку ДЮСШ и смешных колобочков на склоне в Г-образных позициях. Впрочем, это отдельная непростая тема. Не будет полезна избыточная жёсткость и при катании по буграм-целине. Ботинки для фрирайдинга – ещё одна специфическая область.+
Размер ботинок
«Дайте мне ботинки на 42-й российский» – фраза, от которой в глазах у специалиста-обувщика загорается адский пламень.+
Область максимальной ширины стопы (отмечена серебристой полосой) приходится на узкую область ботинка. Давление распространяется и на область второй снизу клипсы, отвечающей за фиксацию свода-пятки.
Если растянуть ботинок по ширине, фиксация станет значительно хуже, но давление, вероятно, распространится также и на верхнюю поверхность стопы.+
Соотношение длины стопы и размера ботинка
Для простоты выделим две полярные позиции:
Как всегда, обе позиции верны и обе же абсолютно не верны. Рассмотрим их с точки зрения катания исключительно по подготовленной трассе. В идеале – с вешками, под секундомер.
Классический пример сложной задачи с нетривиальным решением: длинные ноги с узкими лодыжками и низким подъёмом. Остальные проблемы – пока за скобками.
Пример сугубо противоположный: у парня развитое поперечное плоскостопие, при этом – высокий продольный свод.
В случае с ещё более широкими стопами (и/или высокими продольными сводами) соотношение размера ботинок и длины стоп могло бы быть и «в плюс».+
Итак, при подборе размера ботинок для катания по подготовленной трассе, прежде всего, важна оптимальная фиксация ног в ботинках. Поэтому в расчет принимаются:
Безусловно, свободные перемещения ног внутри ботинок должны быть минимальны. Поэтому (вспомним самое начало статьи) при спортивном катании на одни и те же ноги будут сажаться ботинки с более узкой колодкой и меньшим припуском по длине. И наоборот, пожилым, отдыхающим, томным девам… предлагаются более широкие колодки, свобода облегания, меньшая жёсткость. Чёткую формулу? С цифрами? Никогда!+
Задача сильно усложняется при подборе и подгонке ботинок для катания вне трасс.+
На фото – ещё одна прославленная лыжница, прорайдер Red Fox, фрирайдер, гид… Вероника Сорокина. У неё на ногах ботинки Scott Celeste II.+
Итак, при подборе размера ботинок для катания вне трасс мы принимаем в расчет соотношения спуска и подъёма (фрирайд – штука многогранная), прыжков…
Посадка. Подгонка. Бутфитинг
История приобретения ботинок бывает различной. Кроме вполне очевидных плоскостопия и вальгусных деформаций, есть и дистанционные покупки, и спонсорское снаряжение, и ошибки продавцов и покупателей… Безусловно, в ряде случаев стоит крепко подумать, стоит ли вообще связываться с подгонкой, не проще ли поменять ботинки.+
Варианты и стадии подгонки
Вернёмся к первой фразе статьи про осмотр и диагностику. Безусловно, бутфитер и специалист-ортопед, подиатр – разные люди. Тем не менее, большинству клиентов бутфитинга требуется именно медицинская помощь.
Раздел про внутренние «валенки» встал здесь совсем не напрасно, как и фото именно запекаемого внутренника. Бутфитинг борется с двумя проблемами:+
Стандартные внутренники, особенно – в спортивных моделях, физически не могут помочь от давления на выступающие «косточки». Безусловно, качественное выравнивание стельками снижает его, но и это не панацея. Кроме того, есть масса вариантов нестандартно узких стоп, низких подъёмов.+
Говоря о ботинках для фрирайда-скитура, мы не можем забыть целую армию клонов – потомков древних Raichle Flexon. С помощью объёмных запекаемых внутренников создаётся достаточно плотная посадка. С другой стороны, в случае жёсткого приземления, упругий материал внутренника даёт некоторую амортизацию, снижая риск травм.
Максимально точная и плотная посадка достигается при применении заливных внутренников (Foam Liners). Наибольшее распространение они получили в спорте. Применение пены позволяет самым радикальным образом исправить как классическую ошибку подбора – избыточный объём (размер) ботинок, так и помочь в случае нестандартно-низкого подъёма, особо узких стоп.
Формовка пластика
Один из самых ярко выглядящих и радикальных способов улучшения посадки ботинок – формовка пластика. Скорлупу ботинок нагревают целиком, точечно, применяют прессы, пуансоны, накладки на стопы… Строго говоря, отформовать можно практически любые ботинки из полиуретана и полиэфира.
Наиболее радикально методически отличается технология Fischer Vacuum. Кроме выдавливания, увеличения объёма, она позволяет и несколько уменьшить его, обжать ботинок по особо узким, проблемным стопам. У этого метода есть и ограничения, и очевидные минусы (низкий ресурс пластика, недостаточная теплоизоляция…), однако он позволяет творить чудеса прямо в торговом зале, силами минимально обученного персонала.
Выбор горнолыжных ботинок. Личная практика и ценный опыт
Если проанализировать статистику вопросов по катанию на горных лыжах, то наибольший интерес проявляется в выборе лыж. Причем этот вопрос разбирается в таких интимных деталях и подробностях, что я, катающийся с древних пор, никогда не обращал на них внимание.
На самом деле нет лыж, которые вас повезут, так как вам хочется. И дело не в «прокладке», как любят выражаться гуру альпайна. Все дело в ботинках. Да-да, именно в них, в «ботах», «тапочках», — какими только терминами не награждают горнолыжные ботинки.
Среди рейсеров (не беру профи, там все чересчур извращенно) больше всего терок про ботинки, поскольку с лыжами — там все решено ФИС и выбирать можно только среди брендов. И выбор рейсинговых ботинок не велик. Там большую роль играет точечная настройка, бутфитинг.
Среди хврирайдеров тоже есть понятие, что ботинок нужен не любой. Но во фрирайде все очень индивидуально — кто-то гоняет в рейсовых ботах заоблачной жесткости, кто-то в скитуровских, мягких, где жесткость даже не указывается. Причем и в тех, и в других кататься можно достойно и делать удовольствие и для себя, и для смотрящих на тебя.
А что же делать обычному лыжнику, коих большинство? Кто еще не прибился ни к одному из противоположных берегов рейсеров/фрирайдеров? Какие же ботинки подарят ему безграничную радость и будут им правильно рулить по склону? Какие позволят стремительно прогрессировать и стать звездой на склоне?
Ответ очевиден и известен каждому — это могут только хорошие ботинки. Лыжи обычно расходный материал, в течение сезона можно, кроме своих (а у некоторых и по две, и по три пары) еще покатать на тестовых, поменяться с друзьями, брать в прокате. И это нормально — ведь места, где мы катаемся, — разные, разное состояние снега и даже апре-ски требует грамотного подбора «коктейльных» лыж…
Оставим в покое рейсеров, фрирайдеров и экспертов. Уж слишком тонкими материями они руководствуются при выборе. Ну, и немножко магией). Буду говорить о ботинках для «народа».
Первое. Какие ботинки не надо покупать?
Бывшие в употреблении ботинки я бы не принял даже в дар. Кроме того, что они разношены под индивидуальные особенности ноги предыдущего райдера (допустим, у него толчковая левая нога, — она, значит, на 5-10% объемней правой, а у вас наоборот), которые и переформовкой не всегда исправишь, так как они могут иметь скрытые дефекты, разную жесткость/разношенность ботинок и тому подобное. Исключение — если только ботинки продаются по причине «не подошел размер, один раз проехал». И то,только если это соответствует истине.
Вычеркиваем также верхнюю рейсеровскую линейку — это «испанский сапожок». В них находится на склоне больше часа-полутора нереально, только на соревнованиях. Да и слишком специфичны они и требуют пристрастного бурфитинга.
А что же нам остается?
Внешний антураж. Клипс (застежек) должно быть четыре, как минимум. Наличие микрорегулировок. Наличие лямки для одевания и спереди и сзади. Хотя бы на языке. Наличие скользящей поверхности облегчающей вход. Отсутствие переключателя «ходьба/катание» — скорее преимущество, чем недостаток.
Высота ботинка лучше средняя или высокая, чем низкая.
Оптимальная жесткость для мужчин лежит в пределах значений индекса жесткости («flex index») 90-110. Это очень сложное и запутанное понятие, в котором фигурируют углы, ньютоны и немного высшей математики. Сложности добавляет желание брендов ввести в него еще больше путаницы. Несмотря на то, что ботинки жесткостью ниже 90 считаются универсальными (а значит, «никакими») не рекомендую их к применению.
Среди брендов есть еще различие в «узкой ступне», средней. И в подъеме. Лучше узнать свои индивидуальные особенности и заранее уменьшить круг выбора, исключив не подходящие вам бренды.
Не советую также ботинки другого пола. У женщин и ступня шире, и подъем круче.
Для женщин я бы рекомендовал жесткость не ниже 80. Я сам в таких ботах ездил — вполне, до того момента, пока не начал доводить технику катания до приличного уровня.
Формование внутреннего сапожка. Нужно ли? Вопрос до конца так и не ясен. Есть ботинки, которые формуются от тепла ноги, от специального фена и есть те, которые запекаются в печи. Мало того, сейчас появились технологии формования не только внутренников, но и всего ботинка вместе со «скорлупой» (жесткой части ботинка).
Дело в том, что нога в процессе катания деформируется. И в жестко отформованном ботинке может возникнуть локальный дискомфорт. Так, может, если у вас нога среднестатистическая, то пусть лучше она переформовывает сапожок по мере катания?
Что же касается новых технологий — «VAСUUM» фирмы FISCHER и других им подобных, то тут мнения еще не устоялись, поскольку эти технологии недавно вышли на рынок и еще не так опробованы как традиционные.
Бутфитинг.
Тема довольно объемная, о ней можно говорить бесконечно. Но я буду краток.
Удовольствие не из дешевых. Но если у вас нестандартная нога, то это единственный путь избежать «мук адовых» при ходьбе и катании. Для нестандартных ног он и был, собственно, придуман.
При стандартной ноге достаточно отформовать специальную ортопедическую стельку. Обычно это популярный у нас «SIDAS». Это стоит денег, но я настоятельно рекомендую. И сам уже лет пять катаюсь с ней, переставляя в новые ботинки.
Размер ботинка и примерка. Именно эта операция откроет вам путь в долгое и счастливое катание! Размер ботинка должен соответствовать вашему размеру ноги. Но! И в горнолыжных ботах есть несовпадение размеров. Так, модели разных фирм на мою ногу колеблются от 26,5 до 24,5. Формула покупки правильного ботинка «Мерить! Мерить! Мерить!» остается вечной. Правда, сейчас появились модели, которые формуются индивидуально под вашу ногу, но, поскольку у меня таких нет, ничего сказать не могу. Примерку нужно делать на тонкий горнолыжный носок. Я вообще езжу в тонких, так лучше чувствуются лыжи. И есть процесс уминания внутренника — это надо учитывать.
При примерке не стоит бояться болезненных ощущений (при условии, что ботинок не явно вам мал). Это скорей реакция вашей ноги на непривычную обувь и ощущения. Возможно, этот шок пройдет через 5-10 минут, а в хорошем ботинке через полчаса вы перестанете ощущать дискомфорт. Вот в это время и нужно искать все возможные люфты ноги и точность выбора размера.
Если жжение и боль в плюсне не проходят в течении получаса — вам нужен ботинок для более широкой ступни. Обычно каждый бренд указывает справочную ширину для ботинка. Но это не панацея для выбора — зачастую максимальная ширина у разных производителей находится в разных местах. К тому же она указывается для определенного размера и не факт, что он совпадает с вашим. Только мерить! Пульсирование в ступне указывает на то, что вы пережали ногу.
Ноги ломают новички в основном из-за неправильно выбранного ботинка — как правило, большего размера. При примерке средний палец должен касаться передней стенки. Но основное внимание обратите на то, чтобы нога плотно держалась в ботинке и пятка не открывалась от подошвы. Если отрывание все-таки присутствует, а в остальном ботинок идеально сидит — нужно манипулировать со стельками, увеличив их толщину в пятке. Или заказать индивидуальные стельки.
Застегивать клипсы нужно начинать со второй снизу, попеременно передвигая крючок на всех клипсах, увеличивая силу затяжки. Неплохой эффект дает примерка одновременно двух ботинок. Допустим, один с размером, подобранным по обычному вашему размеру, а второй на полразмера меньше.
Обратите внимание на то, как прилегает язык ботинка к ноге. Я советовал бы и попрыгать. Походить по лестнице, если таковая есть в магазине. Редко, но бывает, что язык жестковат или каким-то образом не комфортен и натирает ногу или неплотно охватывает ногу и, если эти нюансы не ликвидируются при помощи клипс, то нужно переходить к следующей модели.
И, примеряя ботинок, терпите и помните это: «Мерить! Мерить! Мерить!». И не торопитесь. У меня поиск «правильного» ботинка занимал годы. И настройтесь провести в магазине 3-4 часа при каждом визите. Скорей всего это надо будет сделать раза три. И это время не будет потеряно — перед покупкой вы будете мерить ботинки как тапочки, ваши ноги привыкнут к необычным условиям и ваша психика пройдет первый тренинг-адаптацию к катанию. Не говоря о том, что вы узнаете много нового не только про ботинки.
Кантинг. Посмотрите на подошвы своей самой любимой и долго носимой обуви. У большинства людей на разных ногах подошва изнашивается не равномерно. Это нормально. Но, если вы видите, что износ приходится на внутреннею или внешнюю сторону, — необходимо провести кантинг, компенсировать особенности вашей стопы, чтобы лыжи под вами были строго горизонтальны без приложений дополнительных усилий.
Обратите внимание — после кантинга необходимо надежно зафиксировать наклон, иначе в дальнейшем фиксатор разболтается и, соответственно, потеряется жесткость ботинка. Лучше настройку сделать при покупке в магазине. Если это специализированный магазин — вам сделают кантинг качественно и надежно.
Иногда при катании возникает ощущение, что лыжи поворачивают в разные стороны по-разному. Это тоже следствие разных углов закантовки и лечится тоже кантингом.
Если ботинки требуют замены. Неважно, по каким причинам, но вы решили заменить свои ботинки. Это значит, что вы достигли определенного уровня катания. Когда можно уже можно определить ваши пристрастия и манеру катания. Что нужно учитывать?
Манеру катания. Чем агрессивней вы катаетесь, тем жестче вам требуются ботинки. Это касается не только подготовленных трасс, но и внетрассового катания. В условиях расколбаса, ледяного склона и прочих внетрассовых неудобий важно правильно выбрать траекторию спуска и точно ее придерживаться. В мягких ботах вам этого не удастся.
Определитесь: под какие лыжи выбираются ботинки? Чем длинней и шире лыжи, тем жестче ботинки должны быть. Это улучшит контроль над ведением и увеличит точность траектории. Необходимо учитывать и физические параметры катальщика. Чем вы габаритней и тяжелей, тем больше вам нужно смотреть в сторону большей жесткости ботинок.
Итог.
Если пользоваться этими рекомендациями, то вас ожидает неожиданность — стоимость ботинка с дополнительными девайсами и возможной формовкой (ее нормальные фирмы делают при покупке бесплатно) возросла на 50-100%. Печалька. Но счастье от катания в хороших ботинках — бесценно!
Эту статью меня вынудили написать мои новые ботинки. Предыдущие ботинки я подбирал 2 (!) года и они верой и правдой прослужили мне пять лет и сейчас еще я их пользую на рейсинг. Но увлечение бэккантри и ски-туром заставили искать альтернативу. Процесс занял еще год. Но ощущения при первой же примерке первой и второй пары были одинаковыми — в мозге щелкает: «Это моё!». Может, эти соображения помогут и вам услышать этот щелчок.
Знакомство с горными лыжами начинается с горнолыжных ботинок. По праву это первое, что вам придется надеть, прежде чем встать на лыжи. Поэтому и в магазине к выбору лыж лучше подойти, будучи обутым. Сам процесс подбора ботинок весьма интересен и в какой-то степени утомителен, но это необходимая часть квеста. Надо понимать, что горные лыжи — достаточно экстремальная дисциплина, тем более для начинающих, и на первых порах придется помучиться. Но уже на склоне вы будете вознаграждены за свое терпение. В общем, обо всем по порядку.
Что такое горнолыжный ботинок?
Горнолыжный ботинок — это пластиковая конструкция, являющаяся связующим звеном между ногой лыжника и креплением лыжи, защищающая от внешних негативных факторов и отвечающая за передачу усилия на лыжу. В известной степени тяжелая и жесткая конструкция, по-простому состоящая из внешнего пластикового ботинка и внутреннего мягкого сапожка. Металлопластиковые клипсы с пряжками, находящиеся на внешнем ботинке, служат для фиксации всей конструкции на ноге. По своей природе это достаточно специфичное снаряжение и очень персонифицированное, которое впоследствии станет в полном смысле только вашим, привыкнет к вашей анатомии, физической подготовке и, в какой-то степени, технике катания. Если для вас склоны гор и горнолыжные трассы с каждым разом приобретают все больший практический аспект, то со временем вам легче будет «встегнуться» в другие лыжи, нежели чем «встать» в другие ботинки. Отсюда вывод: мы не рекомендуем долго кататься в прокатной, либо чьей-то чужой обуви.
Какие они бывают?
Зайдя в магазин и впервые увидев весь ассортимент ботинок, вы наверняка скажете, что они бывают «разными». И будете правы. Но все это множество можно привести к одному знаменателю и условно разделить на группы, коих уже не так много. Горнолыжные ботинки, как и любая обувь, бывают:
Какой ваш вес и уровень катания? Вопрос очень популярный при выборе в принципе любого горнолыжного снаряжения, в том числе и ботинок. Люди разного уровня катания и веса будут по-разному «загружать» лыжу, то есть разное усилие будет приходиться, скажем так, на конструкцию ботинка. Появляется термин «жесткость», а жесткость надо чем-то измерять. Так вот, условно выделим три категории ботинок:
Не бывает двух одинаковых ног. Производители любой обуви стремятся охватить все воображаемые размеры и формы ног. В случае с горнолыжной обувью можно отметить, что к стандартным размерам добавляется еще и ширина стопы (ширина колодки). Как правило, когда речь идет о взрослом человеке, то используют диапазон 95-110 мм. За ширину берется расстояние между плюснами стопы в ее передней части. Поэтому утверждают, что горнолыжный ботинок размера 44 и жесткости 120 имеет ширину колодки 102 мм. Все три параметра одинаково важны. От этого зависит не только комфорт и посадка ноги, но и скорость передачи усилия на лыжу. Нечасто возникают проблемы (мозоли, натертости, передавливания, переохлаждения), если ваши ботинки соответствуют вашим ногам. Люди, обладающие некоторой исключительностью в плане своих ног: плоскостопие, выдающиеся косточки, высокий подъем, широкие пятки, должны подойти к выбору ботинок еще более внимательно, на этом этапе им потребуется помощь специалистов-бутфитеров.
Конструкция ботинок
У горнолыжных ботинок достаточно простая конструкция, хотя, на первый взгляд, громоздкая и неповоротливая. Прежде всего — это два в одном. Ботинок состоит из прочного «внешнего» и мягкого «внутреннего»; к первому добавляются клипсы, стрэп, подошва, ко второму — стелька.
Внешний ботинок
Является несущим элементом всей конструкции. Он выполнен из ударопрочного пластика, неподверженного заметным изменениям при низких температурах. На внешний ботинок приходится вся сила нагрузки лыжника, передача его усилия через лыжное крепление на саму лыжу. Состоит он, в свою очередь, из двух частей, соединенных посредством шарнира друг с другом. Нижняя часть, жесткая и неподвижная у лыжников называется калошей, мыльницей или скорлупой. Это литая из пластика чашка, которая является основанием всего ботинка. К ней же крепится подошва снизу. Сверху крепится вторая часть — это «манжета». В зависимости от жесткости всего ботинка она способна под некоторым давлением двигаться вперед-назад. Только при расстегнутой манжете вы сможете надеть ботинок на ногу. Свойства пластика современного внешнего ботинка таковы, что при желании их хозяин в специальном сервисе может отформовать под геометрию своей стопы, то есть произвести более точную подгонку.
Внутренний ботинок
Он же валенок, сапожок, liner (лайнер) или просто внутренник, отвечает за комфорт и посадку ноги. Будучи заполненным пористым материалом, он поглощает толчки и удары, поступающие от жесткого внешнего ботинка. На данный момент на рынке существует как минимум три вида внутренников: неформующиеся, формующиеся, заливные. Отличие последних двух от первого достаточно разительны. Основное свойство таких внутренников — запоминать рельеф ноги посредством заполнения между ней и ботинком лишнего объема. Только если одни это делают при помощи нагревания пористого материала, то другие имеют внутри пространство, заполняемое специальным составом, в дальнейшем твердеющим. Нагревать можно в специальной печи — этим занимаются бутфитеры, либо своим собственным теплом уже в процессе катания. Неформующиеся внутренники имеют свойство со временем разнашиваться, по ощущениям в таких внутренниках и ботинках нога болтается как карандаш в стакане. К тому же отмечается, что в них сравнительно холодно.
Стелька
Для людей, знающих такие слова как пронация и супинация, выбор стельки может стать сравнительно более долгим процессом. Нога в застегнутом и отрегулированном ботинке должна при всей своей геометрии находится в нейтральном положении, то есть не быть заваленной внутрь или наружу. Иначе это влияет на технику катания, а в долгосрочной перспективе может привести к получению травм опорно-двигательного аппарата. Если вы знаете, что с ногами все в порядке, то имеющихся в комплекте с ботинками стелек вам будет достаточно. Если же наоборот, то советуем обратиться уже к специалисту в магазине, который занимается подгонкой горнолыжных ботинок — бутфитингом. Он поможет вам выбрать и отформовать стельки под вашу ногу. Не забывайте, что существуют греющие стельки, для тех, кто страдает от холода. Посредством аккумулятора, прикрепляемого к задней поверхности ботинка, и элементов внутри самой стельки, они дают мягкое тепло, которого достаточно для правильной циркуляции крови в неподвижной стопе.
Подошва
С помощью подошвы ботинок встегивается в крепление лыжи. Подошва может быть сменной, а может быть продолжением самого внешнего ботинка. Сменная представляется сравнительно лучшим вариантом, поскольку подошве в любом случае приходится контактировать с твердыми поверхностями, что изнашивает ее. Заменив подошву, вы продлеваете жизнь всему ботинку.
Клипсы, застежки, бакли
Суть одна — механизм, стягивающий внешний ботинок. В зависимости от типа ботинка устанавливается от 2 до 4 застежек. В большинстве случаев для прочности застежки должны быть металлическими. На многих моделях ботинок застежки имеют микрорегулировку натяжения, что позволяет делать посадку ботинка адекватной требованиям и условиям катания.
Стрэп
Широкая лента в верхней части ботинка, с помощью которой он фиксируется в средней части голени/икры. У ленты есть липучка по типу Velcro.
Механизм переключения «катание/ходьба»
Находится на задней поверхности ботинка. Путем поднятия или опускания флажка позволяет манжете внешнего ботинка сгибаться в достаточной для ходьбы степени или фиксирует ее неподвижно для катания. Имеется, как правило, на всех ботинках категории all-mountain, иногда присутствует на трассовых моделях.
Кантинг
Механизм бокового наклона верхней части внешнего ботинка. Находится на одной оси с шарниром. Способствует привидению ботинка к нейтральной позиции относительно плоскости склона, или, по-простому, исправляет косолапость или внутренний прогиб ног.
Датчики Recco
Устройства пассивного типа, отражающие сигнал радару спасателей в процессе проведения спасательных работ при попадании в лавину. Имеют небольшой размер, поэтому монтируются в разные элементы горнолыжного снаряжения, в том числе ботинки.
Выбор и примерка
Mondo
EURO
UK
US mеn’s
US wmn’s
20
33
1,5
—
—
20,5
34
2
—
—
21
34,5
2,5
—
—
21,5
35
3
—
5
22
35,5
3,5
—
5,5
22,5
36
4
4,5
6
23
37
4,5
5
6,5
23,5
37,5
5
5,5
7
24
38
5,5
6
7,5
24,5
39
6
6,5
8
25
40
6,5
7
8,5
25,5
40,5
7
7,5
9
26
41
7,5
8
9,5
26,5
42
8
8,5
10
27
43
8,5
9
10,5
27,5
43,5
9
9,5
11
28
44
9,5
10
11,5
28,5
44,5
10
10,5
12
29
45
10,5
11
13
29,5
45,5
11
11,5
13,5
30
46
11,5
12
—
30,5
47
12
13
31
48
13
14
31,5
50
14
15
Если это ваша первая пара ботинок, то лучше всего проводить подбор модели в тесной связи с продавцом-консультантом или вместе со специалистом-бутфитером, который впоследствии сможет подогнать новые ботинки максимально точно под вашу ногу. Необходимо определить для себя цель катания и — что лучше — общие физические способности. Грамотный специалист перед тем как выяснить истинные размер и форму ноги, вес и уровень катания, обязательно вас спросит об этом.
Размер (size): длина и ширина
Перед началом всей процедуры примерки вам потребуется надеть именно те носки, в которых вы будете кататься. Это специальные носки, имеющие свойства поддержки и быстрого отвода влаги, что способствует поддержанию комфорта. Они не скатываются, не собираются в гармошку, достаточно прочные, в зависимости от условий имеют разную толщину, высоту, а также контактные зоны. В них и начнется выяснение размера.
Производители горнолыжных ботинок используют Mondo Size — это размер, равный длине вашей стопы в сантиметрах. Помните, что все замеры в магазине проводятся с помощью специальной линейки. Mondo size практически всегда указан на самом ботинке. У каждого размера Mondo есть аналоги в привычной таблице размеров.
Очень важным параметром является ширина (last width) стопы. Измеряется в миллиметрах и, как правило, находится в диапазоне 95-110 мм. Его не всегда указывают на ботинках. Руководствуясь им модели делят на узкие и широкие. Горнолыжные ботинки всегда производятся под разные колодки, т.е. под разную ширину стопы, в исключительных случаях имеются такие, где с помощью распорного механизма можно увеличить ее на 1-2 мм. Важно также знать, что внешний ботинок всегда имеет целый размер: 27.0, 28.0, а вот за «половину» отвечает толщина внутренника и стельки. Также на самом ботинке можно увидеть еще одно размерное значение, например 320 мм, — это длина подошвы. При примерке этот параметр не нужен, пригодится он при настройке креплений лыж.
Жесткость ботинка (Flex)
Уровень
Новичок
Продвинутый
Эксперт
Стиль катания
Осторожный
Уверенный
Агрессивный
Скорость катания
Маленькая
Средняя/Высокая
Очень высокая
Жесткость (жен.)
40-70
70-90
90-110
Жесткость (муж.)
50-90
90-100
100-130
Примерка
Универсальное правило — примерка начинается вечером. В это время стопа, немного увеличиваясь за день, приобретает тот размер, который ей будет свойственен через несколько минут катания на склоне. Итак:
Вытаскиваем внутренник и опускаем ногу во внешний ботинок, касаясь пальцами передней стенки. В оставшееся пространство между пяткой и задней стенкой ботинка должно входить два пальца руки. Если больше, то эта модель вам велика, меньше — наоборот. Вытаскиваем ногу и одеваем ее во внутренний ботинок. Садимся и надеваем внешний. Постучав пяткой ботинка по полу, дабы нога села в него, застегиваем все клипсы и стрэп. Клипсы, будучи застегнутыми, не должны болтаться. Встаем и пытаемся понять ощущения. Помните: ногам в целом должно быть комфортно. Ваши пальцы должны касаться внутренника и, при этом, шевелиться, но не слишком сильно. Пятка плотно сидит, неспособна оторваться от стельки и лишь имеет боковой микролюфт. Общее ощущение крепкого рукопожатия — давление равномерно распределяется на весь объем ноги. Если необходимо, отрегулируйте клипсы для более точной посадки ноги. Перезатяните стрэп. Дайте ноге некоторое время, чтобы привыкнуть: ходите, приседайте. После того как будут выявлены проблемы в посадке ноги (сильное давление, пережимание), попробуйте примерить как минимум еще одну модель. Но не стоит увлекаться с примеркой, а лучше сразу обратиться к специалисту-бутфитеру, для анализа проблемы и проведения работ по подгонке наиболее оптимальной модели ботинок.
После покупки
Катайтесь как можно больше! Если ботинки подобраны правильно, то со временем они сядут по ноге, и вы перестанете ощущать их вес и давление. Но надо быть готовым к тому, что возможно появление определенных недочетов, которые легко устраняются специалистом в сервисе. Следите за ними: сушите, проверяйте исправность клипс, меняйте, если необходимо, износившиеся элементы.