На что выделяют деньги школам
За что родители должны платить в школе, а что считается поборами?
Рассказываем, какие платежи в образовательных учреждениях являются добровольными.
– В прошлом году несколько раз сдавали деньги в школу на ремонт и шторы. А в этом ещё первое сентября не наступило, а нам уже «намекают» на новые расходы. Что делать? Могут ли родители отказаться от этих трат? Мы и так каждый год тратим кучу денег на канцтовары и одежду.
Школьное образование в государственных или муниципальных учреждениях, согласно ст. 43 Конституции РФ, должно быть бесплатным. Поэтому от родителей и учеников за образование не должны требовать никаких денег. Однако периодически с родителей собирают средства на краску для стен, шторы, новый линолеум или подарок учителю. Такие сборы могут выставлять как обязательные, что само по себе незаконно.
Что должно быть в школе бесплатным?
Согласно пунктам 3 и 6 ст. 8 закона «Об образовании», органы государственной власти в сфере образования (министерства и департаменты) обязаны обеспечивать государственные гарантии на бесплатное образование.
Так, пункт 5 ст. 9 закона говорит о том, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, а также территорий, прилегающих к ним. То есть на ремонт, новые окна, полы, благоустройство спортивной площадки должны выделяться средства из местного бюджета.
Закупать учебники родители также не должны: пункт 1 ст. 18 закона устанавливает, что школьная библиотека должна быть укомплектована печатными и электронными учебными пособиями, а также методичками и другими необходимыми материалами, которые входят в основные образовательные программы. При этом доступ в библиотеку для всех учеников, а также педагогов и научных сотрудников должен быть свободным. Об этом же говорится и в ст. 35 закона. Средства на учебники должны выделяться из бюджетов различного уровня, но не из родительского кармана.
Кроме того, в образовательной организации должна быть организована бесплатная доставка детей до места обучения и обратно до дома (ст. 40 закона). Это касается случаев, когда в населённом пункте или между ними не организовано транспортное сообщение.
Что может быть платным?
Директор школы №47 Владимир Кодачигов пояснил порталу Свойкировский, что образовательные организации также могут оказывать дополнительные платные услуги, например, проведение секций. Для этого школа должна утвердить в департаменте образования тарифы на занятия. Цены на посещение секций необходимо разместить в свободном доступе – на сайте школы или информационном стенде. При этом оплата таких занятий родителями должна происходить официально – с чеками и договорами.
Кроме того, в школах могут действовать фонды поддержки. Внесение средств в них – дело добровольное. При этом на уровне администрации образовательного учреждения устанавливаются цели, на которые планируется потратить средства. В частности, деньги направляют на программы и проекты, связанные с развитием школы, талантов и способностей учеников.
– Классный руководитель может внести в образовательную программу посещение музея или проведение экскурсии, – отметил Владимир Кодачигов. – Конечно, такие мероприятия не бесплатны, средства на них должны собирать родители. Однако для начала родительский комитет должен одобрить план классного руководителя.
Для этого необходимо узаконить процедуру сбора средств: в комитете нужно выбрать председателя и казначея, а также составить протокол. Последний должен подтверждать, что родители согласны с поездкой или экскурсией и добровольно сдают деньги на это мероприятие. Кодачигов подчеркнул, что классный руководитель «ни в коем случае не должен касаться денег руками», он только может подавать идеи и организовывать детей и родителей.
Что делать, если деньги всё-таки требуют сдать?
По словам директора школы, все проблемы для начала нужно решать на уровне администрации образовательного учреждения. Его руководитель может и не знать о конфликте, возникшем в конкретном классе.
Если факт противоправных действий всё же подтвердится, стоит обращаться в департамент образования. Помочь в решении проблемы могут в прокуратуре, которая проверит законность сборов, и в полиции.
1. Конституция РФ гарантирует бесплатное школьное образование в муниципальных и государственных школах. Это значит, что ребёнок из любой семьи может получить знания, которые входят в основные образовательные программы.
2. Закон «Об образовании» закрепляет, что родители не обязаны платить за ремонт школы, содержание территории, охрану здания и обучающихся, а также учебники и транспорт.
3. Школа может обязать детей носить форму. Родители могут купить её как самостоятельно, так и при поддержке регионального бюджета. Правда, закон не обязывает государство (или регион) оплачивать школьную форму.
4. Вместе с тем образовательные организации имеют право оказывать дополнительные платные услуги. Тарифы на них должны быть утверждены в муниципальной администрации и находиться в открытом доступе.
5. Школы могут организовать фонд помощи. Взносы в него должны быть добровольными, а средства идут на развитие школьных программ и помощь для развития талантов учеников.
6. Классные руководители имеют право внести в образовательную программу посещение музеев, экскурсий, театров и т.д. Мероприятия должен согласовать родительский комитет, он же занимается сбором средств с родителей. Но взносы в этом случае также полностью добровольные.
7. При возникновении конфликтной ситуации для начала стоит обратиться к руководству школы. Если проблема не решается, то о ней следует рассказать в департаменте образования. Также помочь в разрешении конфликта могут в прокуратуре и полиции.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Школьные поборы — какая статья и куда жаловаться
Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.
Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.
За что платят родители в школе
Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.
Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.
Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.
Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:
В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.
Какие сборы незаконны
Запрет на какие-либо сборы в школах и детсадах закреплен в Конституции России и в ФЗ №273 «Об образовании в РФ». По закону в школьных учреждениях недопустимо собирать деньги с родителей и запрашивать материальную поддержку.
В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:
Цель сбора | Характеристика |
Дополнительные учебники и тетради | Все материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно. |
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техника | Ремонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат. |
Хозяйственные принадлежности | Моющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи. |
Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.
Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.
Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:
Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.
По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.
Куда жаловаться за незаконные поборы
Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.
В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:
Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.
Какое наказание за незаконные поборы
Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.
После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.
Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:
Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.
Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов
В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:
Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.
Школа требует деньги на ремонт, а садик — на нужды группы. Это законно?
У меня двое детей. Один ходит в школу, другой в садик. Каждый год летом нас просят сдавать на что-нибудь деньги. То беседку покрасить, то песочницу купить, то линолеум заменить. Сейчас мы должны сдать на жалюзи в школе и на новые кровати в детском саду.
С сентября начнутся новые поборы. Каждый месяц — подарки учителям, нужды группы, влажные салфетки, канцтовары, прописи и олимпиады. Еще сдаем на какие-то общие нужды в школе. Я вообще не знаю, куда идут эти деньги.
Законно ли требовать с родителей деньги? Могу ли я отказаться и ничего не сдавать? Я нарушу при этом какой-то закон? И куда жаловаться, если я не хочу платить, но с меня требуют?
Обычно в сборах нет нарушения закона, но чаще всего деньги можно не сдавать. Вы ничего при этом не нарушите, а к вашим детям формально не могут применить никаких санкций.
Как по закону
Дошкольное и школьное образование должно быть бесплатным и общедоступным. Все, что касается обучения в школах и детских садах, оплачивает бюджет. Учебники, пособия и игрушки должны быть бесплатными для каждого ребенка.
Нет никаких обязательных платежей, которые были бы связаны именно с обучением. Есть родительская плата за детский сад, но она идет на другие цели и зачисляется в бюджет. Никаких платежей на нужды группы, детского сада, жалюзи и подарки учителям законом не предусмотрено, никто не имеет права их требовать.
Министерство образования периодически выпускает письма и памятки на эту тему.
Что на практике
Школы и детские сады все равно собирают с родителей деньги. Зачастую это инициатива учителей, воспитателей или родительских комитетов. Воспитатели могут предложить родителям заменить матрасы после другой группы и купить новые игрушки, потому что куклы с машинками поломаны. Но именно предложить, а не потребовать.
Кто решает, сколько сдавать
Обычно бюджет группы и класса обсуждают на родительском собрании. В одном классе детям решат подарить раскраски, а в другом — дорогие конструкторы. Еще есть день учителя, 8 Марта, конкурсы, походы в кино и цирк. Все это — по желанию и за счет родителей. Но родители не могут решить это за всех — только каждый за себя. Требования очень активных мам в школьных чатиках: «Мы решили вот так, собираем вот столько и сдайте эту сумму до такого-то числа» — это незаконно.
Никаких указаний сдавать деньги в обязательном порядке быть не должно. Дискриминации ребенка из-за того, что его родители не сдают деньги, тоже формально быть не может. А за любые попытки можно привлечь к ответственности.
Чаще всего родители все-таки сдают деньги, потому что весь класс не может оплачивать походы отдельных детей на экскурсии или подарки на дни рождения. Но если нет возможности или не хочется, никто вас не заставит.
Сборы на общие нужды школы или детского сада
Кроме нужд класса или группы, есть отдельная статья сборов — общие нужды учебного заведения. Эти деньги могут пойти на костюмы к Новому году, шторы в актовый зал, спортивное снаряжение или ремонт детской площадки.
Деньги могут тратить на неотложные нужды — например, ремонт крыши. Или на что-то важное для детей — например, питьевую воду из кулера. Но это тоже добровольные взносы, который каждый вносит по своему желанию.
Когда школа или детский сад собирает деньги на общие нужды, это не значит, что нарушен закон. В договоре или допсоглашении с родителями может быть пункт о добровольных пожертвованиях: родители подтверждают, что вносят пожертвования по своему желанию.
Школа не может тратить пожертвования как угодно, а только на свои нужды, но в целом это законно.
Учебные заведения отчитываются о расходах. Можно в любой момент потребовать такой отчет или найти его в открытом доступе на сайте (у всех школ и садиков обязательно есть сайт с финансовыми отчетами). Обычно в школе сборами и отчетами занимается попечительский совет.
Если вам кажется, что деньги тратятся не туда, это легко проверить.
Олимпиады и конкурсы
В школах несколько раз в год проходят олимпиады, в которых участвуют не только отличники, но и вообще все дети. Все эти «русские медвежата» или конкурсы в честь года экологии обычно платные: нужно сдать 50 или 100 Р на бланки. Эти деньги можно не сдавать и в олимпиадах не участвовать. То есть сбор нельзя назвать незаконным, но он тоже добровольный.
Никакого закона, который обязал бы всех детей участвовать в олимпиаде и платить за нее, не существует. Если учитель так говорит или грозится двойкой, это повод пожаловаться или как минимум разобраться на уровне руководства школы.
Если по итогам олимпиады присуждаются премии и гранты, она не может быть платной.
Платные услуги: английский, плавание, гимнастика и подготовка к школе
В школах и детских садах родителям могут предложить платные услуги. Например, в подготовительной группе с детьми будет заниматься преподаватель английского языка. Или работает спортивная секция, студия танцев, тренер по плаванию. Это не входит в учебную программу и не оплачивается из бюджета.
Все платные услуги и их стоимость утверждает местная администрация. Не воспитатель, не учитель и не директор. Список платных услуг и цены должны быть опубликованы на сайте школы или детского сада. Это обязательный раздел.
Такая же ситуация с подготовкой к школе. Родителям кажется, что в детском саду обязательно должны тщательно готовить детей, учить их читать и писать. А тут сад просит за это деньги.
Чтобы проверить, чему должны учить ребенка бесплатно, нужно найти на сайте образовательную программу и учебный план. Такой документ тоже обязательно размещается в открытом доступе. Там видно, какие занятия входят в программу, сколько их в неделю. Например, развитие речи предусмотрено по стандарту, а математика и письмо — нет. Тогда это платно, но тоже на добровольной основе.
Если в детском саду дают кислородные коктейли и витамины, это тоже за отдельную плату, но с вашего согласия.
Что делать, если от родителей требуют деньги
Любое требование, принуждение и навязывание услуг — незаконное. Если не хотите сдавать, никто не может вас заставить.
На самом деле школам и садикам правда нужна помощь. Это важно не для самого учебного заведения, а для комфорта детей. Если не хотите или не можете сдавать деньги, предложите поучаствовать трудом: покрасить забор, помыть окна, помочь с доставкой игрушек, провести видеосъемку праздника. Можно наполнять сайт, делать поделки, шить костюмы или ремонтировать парты. А можно ничего не делать — ребенок все равно будет учиться бесплатно.
Но бывает, что от родителей требуют деньги, каждый месяц выставляют непосильные счета и непонятно, на что их тратят. Тогда нужно сделать так:
Скорее всего, претензии к вам закончатся еще на первом этапе. Но если нет, жалуйтесь. Все эти меры прямо предусмотрены законом, а у соответствующих органов достаточно полномочий, чтобы разобраться с незаконными требованиями.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Сколько зарабатывают школы
Разбираемся, как школы устроены с точки зрения бизнеса: какие у них доходы и расходы, кто клиенты и почему инвестор-государство вкладывает в них столько денег.
В Дагестане 1446 школ, а в Магадане — 58
В 2018 году в России было 40 498 общеобразовательных школ — это свежие данные Минпросвещения. В этих школах учились 16 013 569 человек, а работали 2 130 446 учителей, то есть на одного учителя приходилось 7 учеников.
В среднем на регион приходится по 476 школ, но если смотреть количество школ не в среднем, а по регионам, меньше всего школ:
В этих пяти регионах количество школ меньше ста. Но есть семь регионов, в которых школ больше тысячи:
При этом нет прямой корреляции между количеством школ и числом учеников. Например, в Дагестане 1146 школ, в каждой из которых в среднем учится по 278 человек, а в Магаданской области 58 школ, в каждой из которых по 287 учеников, — наполняемость почти одинаковая. А в школах Свердловской, Московской областей, Краснодарского края и Севастополя учеников больше — от 485 до 725 человек.
Норма наполняемости классов — в типовом положении об общеобразовательных учреждениях
В законе нет нормы о том, сколько мест должно быть в школе. Раньше действовала норма о наполняемости — не больше 25 человек на класс, но постановление, в котором она прописана, утратило силу. Еще до 2010 года в санпине для школ прописывали количество учеников и наполняемость классов в точных цифрах, а в новом санпине указывают условия.
Старый санпин для школ
Новый санпин
Количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения по проекту.
Вместимость строящихся городских школ должна быть не больше 1000 человек, сельских — 500 человек.
Наполняемость классов — не больше 25 человек.
Вместимость строящихся школ должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.
Количество учеников в классе определяется из расчета площади и расстановки мебели: не меньше 2,5 м² на ученика при обычных уроках и не меньше 3,5 м² для групповых и индивидуальных занятий.
Получается, если построить большую школу с кабинетами по 125 квадратных метров, можно будет формировать классы по 40-50 человек — ведь нормы по количеству учеников на класс или учителя нет.
Чем больше детей, тем больше денег получает школа
В России работает система нормативного подушевого финансирования — это значит, что школы получают деньги по количеству учеников. Чем больше человек учится в школе, тем больше ее финансирование.
Нормы в регионах отличаются. Например, в Москве в 2020 году нормы такие:
А, к примеру, в Краснодарском крае на одного ученика городской школы выделяют 26 604 рубля в год. Эти деньги распределяются так:
При этом учитывается, что в сельской местности школы могут не набирать столько учеников, чтобы хватило на нормальную работу. Такие школы называют малокомплектными и финансируют дополнительно: например, в Краснодарском крае такие школы получают по 96 144 рубля в год на ученика. Это в 3,6 раза больше нормы для городской школы.
Сколько стоит построить школу
В среднем строительство школы обходится в 950 млн-1,9 млрд рублей, при этом нет прямой связи между количеством мест в школе и стоимостью строительства.
Объект и госзакупка
Стоимость
Особенности
Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию
Сложно сказать, 1,9 млрд рублей на строительство школы на 860 мест — это дорого или нет, но, к примеру, на организацию питания в четырнадцати школах Москвы в этом учебном году потратят столько же.
Частные школы тоже получают деньги от государства
Мы попросили директора частной гимназии рассказать, как устроена ее школа, сколько получает денег от государства, как обучает и на что обращают внимание родители при выборе школы.
Рассказывает Лариса Агранович, директор частной гимназии «Эрудит»
Деньги. Аккредитованные частные школы, как и муниципальные, работают по федеральному государственному образовательному стандарту. Учебные планы одинаковые, но частная школа может оказывать дополнительные услуги сверх стандарта.
Об аккредитации школ — статья 92 закона «Об образовании»
Реализация программ в рамках госстандарта частным школам тоже финансируется из бюджета, но только тем, которые аккредитованы государством. Сумма зависит от города: например, наша гимназия находится в Краснодаре и получает по 26 604 рубля на ученика в год. В сумме получается около 10 млн рублей.
Наша гимназия находится в Краснодаре и получает от государства по 26 604 рубля на ученика в год
Всё остальное — кружки, секции, медобслуживание, занятия с логопедом, питание, автобус для учеников, который привозит их в школу и развозит по домам, — оплачивают родители. За одного ученика в месяц родители платят 32 000 рублей.
Программа. В нашей школе все ученики с 1 по 11 класс находятся в школе до 16:00. У начальной школы после уроков идут секции, занятия с логопедом, у средней — секции, кружки, у старшей — подготовка к ЕГЭ.
Родители оплачивают учебу, поэтому частная школа может создавать более комфортные условия: разнообразное питание, классы до двадцати человек в средней школе и до шестнадцати в начальной школе, дополнительные программы.
В муниципальных школах всё то же самое, но предметы изучают целым классом, а мы делим на подгруппы по уровням знаний и по темпу усвоения — так каждый ребенок получает знания в том виде, в котором способен их освоить. При этом группы подвижные: например, есть сильная группа по математике, и, если ребенок чувствует, что не справляется, может перейти в группу обычного уровня, а если наоборот, ученику скучно в обычной, переходит в сильную.
Подготовка к ЕГЭ. В 10-11 классах начинается узкая специализация. Например, ученик хочет поступать на инженера, тогда у него будет больше часов математики, физики и информатики. В государственных школах есть четкий план, условно три часа русского, три часа математики, три часа физики, а мы можем давать больше часов математики и физики, если ученику это нужно для подготовки к ЕГЭ.
Специализация в старших классах позволяет родителям не тратиться на репетиторов. Я так и ставлю задачу учителям: ученики не должны уходить к репетиторам. За счет такой системы наши ученики показывают высокие результаты по ЕГЭ. Например, по русскому языку в 2019 году средний балл по краю — 73,5, а у наших учеников — 88, по профильной математике средний по краю — 58,6, у нас — 64,1.
Родители. Пятнадцать — двадцать лет назад родители приходили на экскурсии по школам, смотрели обстановку, питание, комфортные ли условия, сейчас смотрят на рейтинги по результатам ЕГЭ, педагогов, учебный процесс и выбирают те школы, что дают глубокие, серьезные знания. Мы так и говорим: «Не надейтесь, что здесь учителя будут на извольте-с ставить четверки и пятерки. Будет строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам будет высоким».
Не надейтесь, что здесь учителя на извольте-с ставят четверки и пятерки. У нас строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам высокий
Учителя. Каждый год мы приглашаем молодых преподавателей, чтобы обучать их. Даем минимальную нагрузку, тьюторство, научные проекты, обеспечиваем работой, но они всегда должны присутствовать на уроках того учителя, у которого учатся. Только после внутреннего обучения запускаем в классы как преподавателей.
Костяк у нас из опытных учителей, текучки нет: те, кто начинал работать двадцать лет назад, до сих пор работают. Поэтому и приглашаем новых преподавателей — чтобы омолодить коллектив.
В государственных школах зарплаты у учителей обычно ниже: например, базовая ставка в Краснодаре — 25 581 рубль, в реальности может выходить больше из-за категории педагога, количества часов, классного руководства, но в частных школах всё равно получают больше — 60 000 — 70 000 рублей. При этом многих учителей в государственных школах всё устраивает. Когда я переманивала сильных учителей, делала это в основном за счет высокой зарплаты, но требования у нас соответствующие.
Реклама. Мы не даем рекламу, потому что у нас нет свободных мест сейчас и потому что лучше всего работают рекомендации: родители рассказывают своим друзьям, знакомым о нас, и те потом приходят.
Директор. У нас нет человека, который отдельно занимался бы бизнес-процессами. Все обязанности выполняет директор: ремонт, учебный план, деньги, сотрудники. Директор и учителя, которые открывали школу двадцать лет назад, они же и учредители.
Прибыль. Мы некоммерческая организация, и в нашем уставе прописано, что прибыль мы не извлекаем. У нас расходы равны доходам, и всё, что мы зарабатываем, можем потратить только на уставные цели:
И все частные школы прибыли не извлекают: работают, получают деньги и тратят их на аренду, зарплаты, питание и оборудование.
В 2020 году государство потратит на образование 887 млрд рублей
Государство выделяет деньги на образование — например, в ближайшие три года бюджет такой:
Если посчитать, что в России всего 16 013 569 учеников, на каждого из которых, допустим, выделяют 25 000 рублей в год, получится 400 млрд рублей — это чуть меньше половины годового бюджета на образование. Оставшихся денег хватит на строительство примерно 325 новых школ.
Для сравнения на оборону в 2020 году запланировано потратить 1,894 трлн рублей — это в 2,1 раза больше, чем на образование.
Мы попросили экономиста рассказать, зачем государству тратиться на школы, как от них зависит уровень благосостояния страны и правда ли, что правительству выгодно некачественное образование.
Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук
Состояние экономики любой страны — сколько производят, какого качества, за какие деньги — определяется факторами производства. Основных фактора два:
Чтобы всё это работало, нужен высокий уровень образования трудовых ресурсов. Если страна хочет использовать высокие технологии, например искусственный интеллект, ей нужны трудовые ресурсы, которые знают, что это такое, и умеют использовать в работе.
Например, в 1930-е годы СССР покупал за золото заводы и фабрики у Запада под ключ — по ставками, технологиями и оборудованием. Но практически на всех этих заводах производительность была ниже, чем на таких же американских и немецких, хотя станки и технологии были одинаковыми. Уровень образования трудовых ресурсов был ниже, из-за этого падала и производительность.
Если государство хочет, чтобы в стране люди богатели и был экономический рост, ему важно вкладывать деньги в образование трудовых ресурсов. Человека с общим школьным образованием можно принять на государственную службу, взять в армию, он может прочитать законы и выполнять их.
Теоретически государство могло бы подождать, пока люди начнут сами вкладывать деньги в образование, но тут появляется проблема с тем, что денег у людей нет. Поэтому на практике почти во всех странах мира школьный уровень образования оплачивает государство. Да, есть частные школы, но большая часть школ — государственные.
Есть стереотип о том, что проще управлять глупыми людьми, поэтому государство сознательно снижает качество образования — это миф, никакого конспирологического заговора против образования нет. За последние 20-30 лет образование в России не стало хуже, оно просто стало другим.
Еще говорят, что ЕГЭ — это диверсия, но это сказки. Чтобы создать единую систему тестирования для всех школ, нужно ориентироваться на основную массу учеников. Тогда получится дать всем ученикам равные возможности. В СССР, о качестве образования которого ходят легенды, большинство школ давали низкий уровень образования, например в поселках, небольших городах, и дети из этих школ не поступали в столичные вузы. Без репетиторов, дополнительной подготовки и курсов при вузах поступить было нереально.
Система ЕГЭ как раз нужна, чтобы убрать из цепочки репетиторов, курсы при вузах и коррупцию при поступлении. Система рассчитана на некий средний уровень образования, и она хорошо работает на примере средних учеников. ЕГЭ может сбоить на очень умных учениках с нестандартным мышлением, но в среднем работает без сбоев.
Когда ЕГЭ ввели, оно и показало, что уровень образования в стране средний, не плохой и не хороший. В реальности так и есть, это подтверждается международным исследованием PISA — это исследование оценивает уровень подготовки школьников в разных странах.
По этому исследованию в 2015 году Россия среди 72 стран заняла:
А в 2018 году уже среди 78 стран позиции были такими:
В целом российские школьники где-то в середине рейтинга. Есть исследование, которое показывает, что качество образования зависит от одного критерия — финансирования. Чем выше в стране уровень ВВП, тем лучше финансируется образование и выше результаты PISA.
Ситуация такова, что наше государство готово выделять на образование меньше денег, чем другие страны, но больше на силовиков, чиновников — и это не сознательная война против школ, а просто другие интересы.