На что живут батюшки в церкви
Роскошная жизнь и зарплата священников РПЦ
Обучение
В России есть не один десяток учебных заведений, где можно получить образование священнослужителя. Наиболее престижными считаются:
В общей сложности в Российской Федерации функционирует восемь православных вузов, 50 духовных семинарий, 32 духовных училища и 1 общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия.
Обучение в семинарии длится пять лет. На протяжении этого времени ученики изучают базовые богословские основы, включая введение в богословие, Библейскую историю, катехизис, догматику, сравнительное богословие, пасторскую педагогику и сектоведение. Обязательно прохождение курса психологии. Все эти знания требуются для дальнейшей службы в приходском храме, соблюдения всех церковных традиций, умения общаться с прихожанами.
Требования к священнику
Конечно, к священному последователю выдвигаются некоторые требования, как и к любому кандидату на должность. Давайте рассмотрим их подробней:
Помимо прочего, человек, готовящийся стать священником, должен регулярно молиться, выучить церковнославянский язык, знать Священное Писание, деяния Вселенских Соборов и т. д., следить за своим внешним видом.
Священник ежедневно общается с прихожанами, поэтому большое значение имеют и его человеческие качества, такие как: отзывчивость, сердечность, порядочность, честность, умение правильно выстроить отношения с верующими и не верующими людьми.
Доход священника во времена Руси
Во времена Руси доход священника состоял из некой части от суммы пожертвований, на которую жила вся его семья, оставшееся тратилось на обустройство храма. Позже из-за небольших сумм добровольных пожертвований церковь установила фиксированную плату на ряд услуг, оказываемых священниками. Благодаря такому решению появилась возможность планировать приходской бюджет.
В начале прошлого столетия доход священника складывался из земельного надела, а также платы за проводимые им церковные обряды, при этом 2/3 забирали псаломщики. Плату принимали не только в денежном эквиваленте, но и натуральными продуктами. Усугубляли положение налоговые отчисления в размере 25 % на содержание духовных учебных заведений.
Заработная плата сегодня
В наше время дело обстоит совершенно иначе. Работник Православной церкви поведал нам. Что на сегодняшний день священнослужители, как и обычные граждане, имеют трудовую книжку с указанием должности, номер в ПФ, полис ОМС. Всеми экономическими делами в российской церкви с 2009 года заведует Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии.
Зарплата священника определяется настоятелем в виде фиксированной суммы, она ориентирована на среднюю заработную плату в каждом конкретном регионе. Ее размер во многом зависит и от финансового положения прихода. Иногда это более чем достойная для жизни сумма, а порой и минимальная. Часть служителей церкви и вовсе работает безвозмездно, зарабатывая в другом месте в свое свободное от служения время.
Священнослужитель привел нам некоторые цифры, чтобы было понятно, о чем идет речь:
средний доход – 25 тыс. руб.;
От чего зависит зарплата
Эта сумма для каждого храма разная, поскольку зависит от множества факторов: места его расположения, количества прихожан, наличия попечителей и меценатов.
Высокий доход, как правило, имеют настоятели больших и богатых храмов в крупных городах. Иногда он сопоставим с заработком бизнесмена среднего звена. То есть на хороший ремонт в квартире, иномарку и ежегодные поездки за границу вполне хватит. Рядовые священники, в том числе служащие в этих роскошных храмах, настоятели церквей в деревнях и маленьких городках имеют средний заработок, если не сказать низкий. Поэтому размеры месячной заработной платы могут варьироваться от 10 до 100 тысяч рублей.
Дополнительный заработок и пенсия
Во многих церквях наблюдается тенденция четкого определения размера платы за определенный вид этих служб. Однако так быть не должно, это не христианский подход. За них разрешается благодарить деньгами, но на свое усмотрение. Тарифов на церковные услуги быть не должно.
Государственная пенсия для священников не предусмотрена. Однако по достижении 65-летнего возраста священник получает начисления от епархии. В случае серьезных проблем со здоровьем возможны и более ранние выплаты, все эти вопросы решаются в индивидуальном порядке.
Торговля в церкви
76 правило Шестого Вселенского Собора запрещает торговлю в церкви и на ее территории, однако на деле все совсем иначе. Типичным оправданием является нежелание большинства прихожан вносить пожертвования даже за свечи. Возможно, в этом есть смысл, но все же раз на раз не приходится, один человек может внести сумму, покрывающую расход всех свечей за день. Церковь посещают не только неимущие, но и щедрые прихожане.
К примеру, в Греческой православной церкви свечи можно взять бесплатно, но она находится под покровительством государства. Понятно, что для деревенского прихода это насущные проблемы, но поверить в финансовые проблемы храма Христа Спасителя крайне сложно.
Где живут священники?
Часто мы видим священников в дорогих одеяниях и приезжающих на работу в люксовых машинах. Мы думаем, что они живут в особняках, часть жилплощади которых выделило государство.
Но священник, с которым нам довелось пообщаться, рассказал, что они не получают жилплощади. Для многих, кто хотел бы оставить недвижимость в наследство семье или детям, это большая проблема. Поскольку после окончания духовного училища священника могут отправить в любой уголок страны, где жить он будет в специальных так называемых «церковных домах». Если назначается перевод в другой приход, дом освобождается и его занимает новоприбывший священник.
При желании приобрести собственное жилище, его можно только заработать. Здесь уже все зависит от личностных характеристик священника и жизненных обстоятельств, насколько чист на руку, каков менталитет прихода и размер заработной платы.
«Владыке нужны „Мерседес“, облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни»: узнали, на что живут священники
Мы продолжаем отвечать на самые любопытные вопросы. Сегодня в рубрике «Интересное» решили узнать, на что живут священники, иными словами, кто платит им зарплаты.
Зарплата священников
Каждый священник РПЦ получает зарплату, имеет право на пенсию и медицинскую страховку. Несмотря на это, клирики и настоятели до сих пор фактически являются самой незащищенной группой трудящихся по найму — их благополучие полностью зависит от начальства. Добросовестные прихожане платят «десятину», чтобы содержать священника и саму церковь. Но такой обязанности нет, поэтому порой священник оказывается в печальном положении.
В России принято считать, что РПЦ — достаточно богатая организация. Однако на практике это не так: в церкви очень большое социальное расслоение, зарплата священников зависит от множества факторов, а нуждающиеся не только не получают помощи, но вынуждены сами платить взносы в епархию.
У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность — «настоятель» или «клирик», есть номер в Пенсионном фонде и медицинская страховка.
— Заработные платы определяются, исходя из возможностей прихода, имея в виду среднюю ежемесячную сумму пожертвований, которая более или менее известна и не сильно меняется из год в год, — отметил архимандрит Савва Тутунов.
По частичным данным, зарплата священников сравнима с соцработниками. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере, получают в месяц около 17 тыс. рублей, в Томской области — чуть больше 10 тыс. рублей, в Новгородской области — порядка 14 тыс. рублей, а в Москве и Подмосковье — в среднем 48-50 тыс. рублей. Но на самом деле финансовое положение сильно зависит от прихода.
Зарплата монахов
Существует несколько категорий духовенства: монашествующие, клирики в многоштатных приходах, т. е. священники, не являющиеся настоятелями, настоятели, викарии (заместители епископов) и епископы. Финансовая ситуация у монашествующих непонятная — им не положены деньги в принципе, но монастырь, как правило, обеспечивает их несколькими тысячами рублей в месяц — на носки и белье, на поездку к родителями или в командировку, на книги. Также монастырь на свое усмотрение может выдать монаху или монахине деньги по запросу.
От чего зависит зарплата
Ежемесячная сумма денег, которая оказывается в распоряжении настоятеля, сильно зависит от того, где территориально расположен приход, насколько обеспечены прихожане, есть ли у прихода спонсоры или попечители. «Расход средств уже зависит от цели и мотивации самой личности. Настоятель может забрать себе деньги, оставшиеся после необходимых выплат. Вопрос, на что он их потратит: на нужды своей семьи или ремонт храма, или покупку книг и утвари, или еще на что-то», — рассказал отец Дмитрий Свердлов.
Во многих храмах сотрудники церкви «ничтоже сумняшеся» называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т. д. Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: «Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч».
В церкви существует неформальная система взносов, или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее, храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.
— Архиерей может просто озвучить сумму исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, — рассказал отец Дмитрий. — В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии, и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования. Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужны «Мерседес», облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю. Например, в Москве — на день рождения викария, на день ангела патриарха.
Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы, но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала.
Как в других странах?
В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.
В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного, и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.
В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.
В церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.
Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви. В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии — летом и зимой.
«Мне достаточно того, что имею»: сколько зарабатывает священник РПЦ
В Подмосковье
Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.
Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст
Под этим материалом герой открыто и подробно отвечает на вопросы читателей, и некоторые из его ответов нам кажутся важными дополнениями к его рассказу, поэтому мы добавили их в текст — вы увидите их на таких же вставках, как эта.
Образование
Я вырос в хорошей, но не религиозной семье. У нас не принято было регулярно ходить в храм или молиться дома. А меня уже в юношестве привлекали «помогающие» профессии: хотелось стать либо врачом, либо священником. В 14 лет я решил, что после школы пойду в семинарию. В старших классах алтарничал — помогал при богослужениях в алтаре в одном из подмосковных храмов. Алтарничать перед семинарией обязательно: без рекомендации настоятеля храма и благочинного округа поступить на учебу невозможно. Я познакомился с замечательными священниками Москвы и области, которые всей своей жизнью показывали пример жертвенного служения. Думаю, общение с ними и стало определяющим фактором при выборе профессии. В то же время это было и мое личное, осознанное решение.
В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.
Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.
В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.
Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.
была стипендия в семинарии
Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.
Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.
В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.
Наша священническая «карьера» вполне предсказуема. Если во время обучения ты не успел жениться и рукоположиться, то есть стать священником, то на пятом курсе администрация семинарии распределяет тебя в храм чтецом — это первая степень церковнослужителя. Ты остаешься на этой должности до тех пор, пока не женишься и не рукоположишься либо не станешь монахом. Женитьба — обязательное условие для священника. У меня есть несколько знакомых, которые уже лет пять служат чтецами, так как до сих пор не женаты, но и в монастырь не хотят.
После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.
получал в чине чтеца в подмосковном храме
После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.
Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.
Суть профессии
Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.
На мой взгляд, нормальный священник не будет заниматься бытовыми вопросами прихожан: подсказывать, какой марки купить машину, в какой цвет покрасить волосы, где в доме забить гвоздь, куда поехать отдохнуть. К сожалению, некоторые и сюда свой нос суют и заставляют своих духовных чад спрашивать у них на все разрешение. А по моему мнению, священник должен «воспитать» прихожанина свободным, чтобы он не прибегал со всякими мелочными вопросами, умел сам организовать свою религиозную жизнь и нести за это ответственность.
У священника есть и прямые обязательства: совершать службы, причащать, венчать, крестить, исповедовать и так далее. Самое радостное для меня — венчать и крестить тех, кто знает, зачем им это нужно, а не просто «чтобы не развестись» и «чтобы Бог защищал».
Сложнее всего отпевать, особенно в моргах, где бывает по пять-шесть отпеваний подряд и на каждое дают минут 15—20. А если стоит жара, то при всем старании работников морга запах тления все равно просачивается повсюду. Все на потоке, никто ничего не понимает, всем бы только закончить побыстрее. Это самое тяжелое: видишь, что никому ничего не нужно, просто «отмахал кадилом» и все.
Как и врачи с учителями, мы подвержены выгоранию.
Это происходит из-за большого потока людей, которые приходят со своими бедами, слезами, горем, и ты так или иначе погружаешься в их трудности. Конечно, со временем приобретаешь профессиональную привычку «стряхивать» с себя эти проблемы при выходе из храма. Но когда с этим сталкиваешься изо дня в день, из года в год — это тяжело. Растет раздражение, появляется апатия, сложно восстановить силы. Об этом нужно не забывать и заранее принимать меры.
Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.
Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.
Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.
Место работы
Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.
В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.
Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.
В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.
Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.
Если священника запретят в служении, то он потеряет возможность служить, а значит, и зарплату.
Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:
Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.
Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.
Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.
В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.
У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.
Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.
Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.
Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.
Рабочий день
Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.
Я совершаю Литургию — это главная служба в Церкви — три-четыре раза в неделю, бывает и чаще. Перед этим нужно прочитать положенное молитвенное правило. Но самая важная подготовка к службе — это сама жизнь священнослужителя, то, как и чем он живет. Об этом очень хорошо пишет апостол Павел: священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился…» Лучше и не скажешь! Кроме того, накануне службы нельзя иметь близость с женой.
По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.
Любой человек, который заходит в храм в течение дня, может поговорить со мной о своих проблемах.
В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.
Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.
Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.
Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.
Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.