На какие этапы делится история средних веков в чем их особенность
История средних веков
Предлагаем вашему вниманию издание, в котором рассматриваются основные и наиболее важные вопросы, которые могут быть вам пригодится как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи по курсу «Истории средних веков».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История средних веков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Периодизация истории средних веков и значение Средневековья
Итальянские гуманисты — лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком». В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. Начальной вехой Средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306–337 гг.), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Еще более произвольно трактовали конец средних веков: то это было падение Константинополя (1453 г.), то — открытие Америк (1492 г.), то — начало Реформации в Германии. Эта эпоха длилась более тысячи лет, ее можно датировать V–XV вв. Вследствие Великих географических открытий, начало которым положил Колумб, открывший Америку, взгляды людей на мир резко изменились: было положено начало колониальным захватам; мир перестал быть разобщенным. Географические пределы средневекового мира — это Западная и Центральная Европа. Если античная история концентрировалась главным образом в районе Среднеземноморья, то арена средневековой истории была шире — она охватывала большую часть европейского континента. Здесь жили разные народы, с собственными языками и обычаями, но их объединяла одна религия — христианство, и единый язык образованности и богослужения — латынь. В историографии принято делить историю средних веков на три периода: раннее Средневековье (V–X вв.) — время формирования феодального способа производства; Классическое средневековье (XI–XV вв.) — время максимального развития феодализма; позднее Средневековье (XV–XVII вв.) — период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства.
Основой феодального способа производства являлось наличие в руках имущего класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей — зависимых крестьян, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и отдавали феодалам свой прибавочный продукт в виде ренты или налога. Феодальная рента существовала в трех формах: отработочной (барщина), продуктивной (натуральный оброк) и денежной. В Раннее средневековье в западной Европе преобладала отработочная рента, позднее большое распространение получил натуральный оброк, а с развитием товарно-денежных отношений решающее значение приобрела денежная рента. Феодалы начали распределять барское хозяйство, раздавая господскую землю в крестьянские держания, что приводило к ослаблению и даже ликвидации крепостной зависимости и замене ее оброчными обязательствами крестьян-держателей. Это способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства. В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Но по-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным засушливым климатом. Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и практиковалось взимание феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности, в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое средневековье была широко распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой являлись государственные налоги. Этим объясняется тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на Востоке в это время существовала централизованная система управления в форме монархии. В Средние века Западная Европа была тесно связана с Восточной Римской империей и странами, где получила распространение третья после христианства и католицизма мировая религия — ислам, или мусульманство. Поэтому история Восточной империи и мусульманских стран (Аравия и др.) также рассматривается в курсе истории Средних веков. Географически средневековый Восток охватывает территорию Средней Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Тут кое-где до сих пор сохранились приметы Средневековья. Пережитки феодализма существуют и в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в тех, которые недавно освободились от колониальной зависимости. Некоторые средневековые традиции — монархия, сословные привилегии — сохранились даже в Англии и Японии.
Для восточных стран термин «средние века» употребляется для обозначения первых 17-ти веков н. э., вплоть до того момента, когда Восток становится объектом европейской торговли и колониальной экспансии. Страны Востока в Средние века были тесно связаны с Европой, поскольку носительницей греко-римской культуры осталась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Но для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV–XVI вв.
Учитывая «отставание» восточных обществ в своем развитии от Западной Европы и степень зрелости феодальных отношений, в истории Востока выделяют следующие этапы: I–IV вв. — переходный период зарождения феодализма; VII–X вв. — период раннефеодальных отношений со свойственным ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов; XI–XII вв. — домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-кооперативного строя жизни, культурный взлет; XIII в. — время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества; XIV–XVI вв. — послемонгольский период, характеризуемый замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
История феодального общества представляет не только академический, но и глубоко теоретический и научно-практический интерес. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание классов буржуазного общества, формировании наций и национальных культур, борьба угнетенных масс против поработителей, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало созданий колониальных империй.
Средневековье в глазах ученых-гуманистов XVI в. выглядело эпохой невежества, мракобесия и застоя. И в самом деле: тогда к новшествам относились с подозрительностью, а церковь, которая контролировала духовную жизнь, нередко видела в новых идеях ересь, т. е. отход от истинной веры, и сурово карала еретиков. На протяжении нескольких столетий пылали костры инквизиции и шла охота на ведьм.
Но вместе с тем в Средние века возникли замечательные произведения литературы, как, например, «Песнь о Роланде», и «Песнь о нибелунгах», исландские саги и песни о богах и героях, «Божественная комедия» Данте Алигьери. Средневековье — эпоха огромного подъема строительного искусства, когда были созданы великие памятники архитектуры: Собор Парижской Богоматери и Реймский собор во Франции, собор Святого Марка в Венеции (Италия), Линкольнский собор (Англия) — это замечательные достижения строительного дела в эпоху, когда большая часть работ производилась вручную.
Выделяемые периоды
Краткое сообщение о Средних веках следует начать с периодизации эпохи. В исторической науке принято выделять 3 периода:
Каждый из периодов значим, принес свои достижения. Раннее Средневековье подарило огромное количество народных легенд, в классику развивается наука, медицина. Влияние церкви сильно, но это не мешало лучшим умам своего времени высказывать прогрессивные идеи. Наконец, поздние Средние века знаменательны освобождением класса крестьян.
Особенности и черты
Определение «Средние века «в истории появился в 17-м веке в Новое Время, тогда же была сделана первая попытка обозначить основные черты этой эпохи. Прежде всего, это феодализм, разделение общества на сословия. Во главе государства — монарх, ему подчинялись феодалы, одновременно составлявшие основную силу страны. Они владели земельными наделами и могли отдавать их во временное пользование вассалам.
Экономика этого периода носила аграрный характер, велика была роль сельского хозяйства. Вот какие специфические черты эпохи выделяют:
Однако Средние века часто именовали «темными». На смену им пришла эпоха Просвещения, вновь открывшая миру забытое античное наследие.
Ключевые события
Эпоха продлилась более тысячи лет, поэтому событий очень много. Рассматривая тему, следует отметить основные из них. Начинаются Средние века с великого переселения народов. Многочисленные этнические группы в поисках более благоприятных условий проживания начинают заселять территории Римской империи. Возникает большое количество конфликтов, племена варваров влияют друг на друга, происходит обмен достижениями.
Образуется Франкское государство, позднее расширившееся до империи. В 1054 году христианская церковь перестает быть единой и распадается на 2 ветви — православие и христианство.
Огромное значение имеют Крестовые походы, основными причинами которых являются желание церкви расширить свое влияние, а монархов — увеличить площадь владений. В походах принимали участие не только крупные и мелкие феодалы, но и крестьяне, купцы. Крестоносцам удалось захватить Константинополь, который был варварски разграблен. Однако большая часть походов завершилась поражением. Другие важнейшие события:
В Средние века произошли Великие географические открытия, существенно расширившие представления людей о мире. Появляются крупные города, университеты.
Медицина и наука
Рассказ о Средневековье будет неполным без информации о науке того времени. Эпоха очень противоречива. С одной стороны, велико было влияние церкви и вера, что «лучшее лечение — это молитва». С другой — не сдавали позиции и магические верования, позднее на смену языческим культам пришла алхимия и поиски «философского камня». На фоне развития астрологии смелыми выглядят попытки ученых заниматься подлинным изучением небесных тел — астрономией.
Популярным способом «лечения» стали паломничества, поклонения святым мощам. Чудеса «исцелений», о которых рассказывали из уст в уста, заставляли наивных жителей тех времен не обращаться к медикам, а уповать на божью волю. Это и стало основной причиной высокой смертности.
Кроме того, факторами являлись бедное питание простых людей, отсутствие лекарств и гигиены. Даже от банальной простуды можно было умереть. Средняя продолжительность жизни в ту эпоху составляла 25−35 лет.
Распространенными заболеваниями были: чесотка, оспа, туберкулез, малярия. Но самая страшная болезнь, которая уничтожила 80% населения Европы — бубонная чума.
Наука развивается, хотя и сильно зависит от церкви. Появляется книгопечатание, развиваются география, ботаника, оптика. Открываются первые госпитали, приюты для бездомных, медицинские учебные заведения. Пишутся первые трактаты о ядах, лекарственных растениях. Занимаются и хирургией, но пока очень неэффективно. Хотя известно описание случаев успешной ампутации и даже трансплантации.
Одежда и мода
В период расцвета рыцарства появились и новые костюмы, существенно отличавшиеся по сословной принадлежности. Представители знати имели возможность одеваться красиво, в то время как бедняки и крестьяне были вынуждены носить обноски. Одежда, в соответствии с религиозными канонами, была максимально скромной и закрытой, демонстрировать свое тело считалось недопустимым, поэтому вырезы и прилегающие силуэты находились под запретом.
Особенности костюма тех лет:
После военных походов на восток появились шелковые ткани, яркие цвета, необычные варианты отделки.
В моде были светлые волосы, отсутствие ресниц и бровей. А веснушки, напротив, воспринимались как признак греха, от них всеми силами старались избавиться.
Значение в истории человечества
В содержание краткого сообщения про Средние века необходимо включить и значение этого периода для человечества. Несмотря на нелестный эпитет «темная», эпоха очень важна для цивилизации. Прежде всего сформировались многие современные государства Европы и их крупнейшие города. Географические открытия помогли миру познакомиться с Индией, Америкой, островами Тихого океана. Знания людей об окружающем мире расширяются.
Именно в период Средневековья зародились предпосылки демократии, появились суды присяжных, парламенты. На новый уровень выходит наука, несмотря на то что она подчиняется церкви, многие открытия все же были сделаны. Процветает искусство и культура, появляются новые формы, жанры, специфические особенности. Развиваются города, люди постепенно уходят от сельской жизни, осваивают ремесла. Открываются школы, библиотеки, университеты. Конечно, говорить об общедоступном образовании пока рано, но определенные предпосылки для этого уже были созданы.
Таковы основные особенности эпохи Средневековья, очень важного периода для поступательного развития человеческой цивилизации.
Периодизация Средних веков кратко. Периоды истории Средневековья с характеристиками.
Современная периодизация Средних веков разделяет историю Средневековья на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности и отличается от других характеристиками. Именно в эту эпоху произошло зарождение европейских государств, возникших на обломках Римской империи.
Читайте также:
Периодизация всемирной истории
Периодизация древнейшей истории
Периодизация первобытного общества
Периодизация Нового времени
Периодизация Новейшей истории
История Средневековья кратко
В 476 году произошло падение Западной Римской империи, не выдержавшей натиска варваров, и на её обломках возникли первые варварские королевства Европы. Именно с этого года ведётся отсчёт начала Средневековья. Современные исследователи выделяют три периода истории Средних веков:
В эту эпоху зарождалась европейская государственность, произошло Великое переселение народов, возникали и исчезали страны, самой могучей из которых была империя Карла Великого. Периодизация Средних веков заканчивается примерно в конце XV – начале XVI века, когда её сменило Новое время.
Одним из важнейших событий в истории Средневековья была Реконкиста, отвоевание христианскими народами Пиренейского полуострова, занятого маврами-мусульманами. Реконкиста началась в 711 году и продлилась много веков, до 1492 года, когда с полуострова был изгнан последний мавританский правитель. Образование Древнерусского государства также относится к периоду Раннего Средневековья, когда князь Олег Вещий объединил под своей властью Новгород и Киев, два центра культуры Древней Руси.
Реформы Петра I: причины, суть, итоги
Война Алой и Белой розы. Причины, суть, события, итоги, битвы.
Таблица «Периодизация истории Средних веков»
Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!
Средний рейтинг: 5 / 5. Количество оценок: 14
Средневековье условно делится на три основных периода:
Средние века (Средневековье) — исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.
Российская и западная медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века.
Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения.
В последние годы российские историки относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV — началу XVI века.
Средневековье условно делится на три основных периода:
· Раннее Средневековье (конец V — середина XI века).
· Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV века).
· Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV—XVI века).
Развитие науки и технологий
Начиная с XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.
Также, в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.
Для развития культуры в эпоху средневековья огромное значение имеет преобразование образовательной системы. Именно в период расцвета этой эпохи многие образовательные учреждения приобрели ту форму, которая положила начало современной системе образования.
Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения – университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский). Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки – медицину, астрономию, математику, философию и т.д. Наука начинала воспроизводить сама себя, что ускорило ее прогресс.
Постепенно формируется совершенно новый слой общества – студенчество, который и поныне является двигателем образования и науки в современном обществе.
Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком. До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках. Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса.
Появляется необходимость в квалифицированных служащих – юристах, богословах, медиках, поэтому начинает активно развиваться наука и образование.
Итак, в основе появления первых университетов лежало две тенденции: поиск истины (что обусловлено бурным развитием жизни в эту эпоху) и потребность в квалифицированных кадрах для разросшегося аппарата государственной власти.
В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы – университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII – XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее – в XIV – XV веках.
Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.
Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями.
Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.
В средневековых университетах создаются столь эффективные формы обучения, что ими пользуются и по сей день.
Преподаватели университетов создавали объединения по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета.
Средневековые университеты имели обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего философа-богослова – целых 15 лет. Прежде чем поступить на один из трех основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный – артистический факультет, на котором изучались уже упомянутые «семь свободных искусств» («artist» по латыни – «искусство»). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни – «чтение») профессоров и магистров. Помимо лекций проводились диспуты – споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.
В XIV-XV в. появляются так называемые коллегии. Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также начали проводиться лекции и диспуты.
В средневековых университетах существовало четыре факультета: низший – артистический, или «свободных искусств», дававший право учиться далее, и три высших – медицинский, юридический и богословский. Главной задачей факультета был контроль за качеством преподавания. На артистическом факультете обучение длилось от 5 до 7 лет; студент становился сначала бакалавром, а затем – магистром искусств. Эту степень не мог получить человек моложе 21 года. Магистр получал право преподавания, но он мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов. Высшей степенью, присуждаемой факультетами, была степень доктора, или магистра, т.е. профессора (учителя, преподавателя), получавшего эту степень при условии выполнения тех требований, которые предполагает выдача лицензии. Название » магистр » постепенно закрепилось за профессорами артистического факультета, а название «доктор» – за профессорами трех высших факультетов.
Цели обучения на заре университетской жизни изложены в одном документе начала 13 века: «Одни занимались исключительно для того, чтобы знать…другие, чтобы прославиться…иные учились, чтобы приобретать впоследствии выгоду…немногие из них занимались, чтобы получать назидание или назидать других…учителя и доктора множили свои пребенды и домогались мест…».
Учебный курс в университете был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходили более молодые студенты, чем сегодня. Так в 13 веке в Париже студенты сначала шесть лет учились на факультете искусств. В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать на второстепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не исполнится двадцать лет. Курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однако имел тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств и нескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии.
Материально, часть неимущих студентов была обеспечена бенефициями, дарованными рентами, подработками, или содержалась за счет университета. Но это было скудное обеспечение, поэтому образ средневекового студента – это образ нищего босяка с книгой и лютней. Как только студент проходил первую ступень обучения – артистическую – он мог начать подрабатывать – преподаванием и частным образом: в услугах грамотных нуждались многие, в услугах начинающих юристов тем более. В области медицины и богословия правила были строже.
Дипломированную элиту университетов и практикующих специалистов волновали многие интеллектуальные вопросы.
Из университетской среды выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы, специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники.
Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями и знаниями, как университеты и их обитатели – не видала античность ни на западе, ни на востоке.
Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрономия и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.
Астрономия. В эпоху средневековья она была тесно связана с астрологией. За основу мира была взята геоцентрическая концепция Птолемея, хотя многие ученые к тому времени уже были уверены в ее ошибочности. Но первым открыто с критикой выступил Николай Коперник.
Химия. В Средние века она называлась алхимией. Ученые-алхимики занимались поисками философского камня, дарующего мудрость, и способом создавать золото из других металлов. В процессе этих поисков было сделано огромное количество важных изобретений.
Остальные науки также успешно развивались, и в них было сделано немало открытий. Было изобретено водяное колесо, усовершенствованы водяные и ветряные мельницы, созданы механические часы, очки, ткацкий станок.
Роджер Бэкон (1214 – 1292) английский алхимик, выдающийся философ. В 1240 году, первым в Европе описал технологию изготовления пороха. Он проделал немало опытов в поисках способов превращения одних веществ в другие. За отказ открыть секреты получения золота (которых он не знал), Бэкон был осужден собратьями по вере и провел в церковной темнице долгие 15 лет. По велению генерала ордена сочинения монаха-естествоиспытателя в наказание были прикованы цепями к столу в монастырской библиотеке в Оксфорде. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука.
Николай Коперник (1473 – 1543) польский астроном, математик, экономист, каноник. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.
Джордано Бруно (1548 – 1600) итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение.
Уильям Оккам (1285 – 1347) английский философ. Считается одним из отцов современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен. Разрабатывал концепцию «двух истин», согласно которой нужно наконец окончательно разграничить сферу разума и сферу веры. Теологические истины существуют в области веры, и только в ней, с помощью философских рассуждений они принципиально недоказуемы. Научные истины опираются на разум и опыт и не зависят от богословия. Человеческое познание всегда имеет дело с вещами единичными и конечными. Бог бесконечен и действенен, поэтому его существование вне теологии недоказуемо.