На какой вопрос отвечает врач кто или что
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?
Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.
Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.
3. Орфографическая минутка.
– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.
Снегирь, завод, холод, город, лошадь.
(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?
– Разделите эти слова на две группы:
Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.
1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)
2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?
(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)
– На какие группы разделили?
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?
2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?
1 ряд | 2 ряд |
щука | ёлка |
медведь | лёд |
пчела | дорога |
– Что обозначают имена существительные?
Имена существительные обозначают:
Учитель: | Ученики: |
1. Конкретные предметы | доска, тетрадь |
2. Живые существа | кошка, белка, мальчик |
3. Явления природы | дождь, снег |
4. Процесс, название действий | рост, стрельба |
5. Абстрактные понятия | верность, дружба, любовь |
“Не ошибись, пожалуйста”
3. Работа по учебнику: упражнение 394.
(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)
Домашние животные: кто? корова, коза,…….
Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………
4. Индивидуальная работа. Тест.
1. Имя существительное – это часть речи, которая…
А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.
2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?
А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.
3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?
А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.
4. Какое слово “лишнее”?
А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок
(На доске прикреплены “рыбки” – слова)
— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?
Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.
6. Картинный диктант.
Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.
IV. Итог урока.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.
На какой вопрос отвечает врач кто или что
Тема: Имя существительное
Ход урока
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов.
На какие группы можно разделить эти слова?
Слова- названия признаков предметов:
Слова— названия действий предметов.
На какой вопрос отвечают слова каждой группы?
Запишите слова-названия предметов первого столбика.
Выделите в словах изученные орфограммы.
В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи.
Каждая часть речи что-либо обозначает: или предмет, или признак предмета, или действие предмета.
Каждая часть речи имеет своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и другие.
Рассмотрите схему «Части речи».
Расскажите по схеме о каждой части речи.
Можно сделать вывод: все слова обозначают предметы и являются именами существительными.
Запишите слова так:
Сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что?
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называют именами существительными.
Я слово удивительное,-
Обозначаю я предмет,-
Всему опора спору нет:
Ведь солнце, воздух и вода,
Земля, леса и города.
Заводы, люди и планеты-
Всё это разные предметы.
Значит, я всех важней,
Значит, я всех, всех нужней!
Пропишите букву о и буквосочетания
При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.
На следующей строчке запишите словарное слово отец и слово отчество.
Можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца?
3. Актуализация знаний.
Имена существительные получили такое название потому,
что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.
Лексические значения имён существительных разнообразны.
Имена существительные обозначают:
Предметы и вещи.
Явления природы: гроза, метель.
Людей, животных и так далее: мальчик, белка, слон.
События: праздник, олимпиада.
Чувства и качества людей:
Например, радость, скромность.
На какие вопросы отвечают слова?
(Кто?) Спортсмен, врач, заяц.
(Что?) Утюг, шары, розы, радуга.
Наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает. А растения стоят на месте, не передвигаются. Поэтому мы все предметы растительного мира называем неодушевлёнными именами существительными и ставим к ним вопрос (что?) розы.
Запишите слова по образцу.
Приведите свои примеры.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают людей, животных, называются одушевлёнными.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы, называются неодушевлёнными.
Распределите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.
Одушевлённые:
Неодушевлённые:
Запишите 3 одушевлённых существительных и 3 неодушевлённых.
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек – это собственные имена существительные.
Например, Саша, Дмитрий, Иванов, Алексей Петрович, Новгород, Тверь, Волга.
Например, город, петух, иней, доброта.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Например, Россия, Ростовская, Неклиновский, Покровское.
Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Например, страна, область, район, село.
Подберите к нарицательным существительным собственные имена. Запишите их.
Никогда не забывайте-
Имя буквой выделяйте. Например, мальчик Петя
Все клички до одной
Пишут с буквы прописной. Например, хомяк Хомка
Страны, города и реки –
Посмотри и не спеши,
С большой буквы их пиши. Например, река Енисей
Обратите внимание!
Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.
Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:
Музыку к балету «Щелкунчик» написал Пётр Ильич Чайковский.
Картину «Богатыри» написал Виктор Михайлович Васнецов.
Запишите одно предложение на выбор.
Физкультминутка
Хомячок Хомка приглашает нас отдохнуть.
Хомка, Хомка, хомячок,
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, лапки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать!
Объяснение материала (2)
Сколько предметов может обозначать имя существительное?
Имена существительные изменяются по числам.
Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе.
Например, щенок, картина.
Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе.
Например, щенки, картины.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Раздели слова на группы:
Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.
Запишите слова в два столбика. По какому признаку их распределяли по столбикам?
В единственном числе употреблены существительные:
Имена существительные травы, корзины, города, сороки, деревни – употреблены во множественном числе.
Измени число каждого имени существительного:
Туфля – туфли
Простыни – простыня
При изменении числа имени существительного меняется его форма.
Запишите пары слов.
Над каждым словом укажите его число.
В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе:
Например, только в единственном числе употребляются имена существительные:
Только во множественном числе употребляются имена существительные:
Брюки, качели, шахматы, ножницы, санки.
Некоторые имена существительные надо правильно употреблять во множественном числе. Говорите правильно!
Нет чулок, сапог, ботинок.
Много мест, яблок, дел, сапог. Но:
Много мандаринов, апельсинов, килограммов, помидоров.
Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы.
Например, (чего?) зимы, весны;
(кого?) зайца, лётчика
(чему?) зиме, весне;
(о чём?) о зиме, о весне;
(о ком?) о зайце, о лётчике.
Посмотрите на экран.
В стихотворении не хватает слов.
Вставьте подходящие по смыслу слова, изменяя их форму.
Подсказка находится справа.
Запишите стихотворение. Подчеркните имена существительные.
У _________ высокий рост,
У _________ пушистый хвост,
У _________ крепки рожки,
У _________ тонки ножки.
У _________ толсты губы,
А у _______ остры зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
Проверьте себя!
У слона высокий рост,
У лисы пушистый хвост,
У козлёнка крепки рожки,
У цыплёнка тонки ножки.
У мартышки толсты губы,
А у волка остры зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
В каком ряду слова отвечают на вопрос «что?»
В каком ряду все слова отвечают на вопрос «кто?»
ИТОГ УРОКА
Игра «Договори словечко»
Слова, отвечающие на вопрос кто? или что? …
Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются…
Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются…
Какие ещё бывают имена существительные?…
Имена существительные изменяются…
Могут ли знания, которые мы получили на уроке, пригодится нам в жизни?
Почему?
Когда?
Зачем?
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Урок 26. Русский язык 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
– Здравствуй, Василиса. Я вновь пришёл к тебе за помощью.
– О, Мик, здравствуй. Я очень рада тебя видеть. Чем я могу тебе помочь?
– В прошлый раз ты познакомила меня со словами, которые называются «имена существительные». Я теперь знаю, что имена существительные – это части речи, которые обозначают предметы, явления природы, события, чувства и живые существа – людей и животных. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?.
– Ну и память у тебя, Мик! Всё понял и запомнил с первого раза! А что же тебе непонятно?
– Видишь ли, Василиса, я так и не понял, в каких случаях к именам существительным надо задавать вопрос кто?, а в каких случаях подставляем вопрос что?
– Не переживай, Мик, это мы сейчас очень быстро разберём. Я покажу тебе два листа бумаги. На каждом из них несколько рисунков. Подумай, что общего у всех рисунков на первом листе и чем они отличаются от рисунков на втором листе?
– Так… на первом листе нарисованы стол, тарелка, камень, сосулька, солнце, дождь, самолёт, кубики, дом. На втором листе – девочка, дерево, дедушка, цветок, гриб, собака, бабочка, рыбка, птица и даже моё изображение. Надо подумать. Я понял! На первой листе все предметы неживые, а на втором – живые.
– Отлично! Ты всё правильно понял. Действительно, на первом листе нарисованы неживые предметы – то, что сделано руками человека – стол, тарелка, самолёт, кубики, дом; и то, что создано природой – камень, сосулька, солнце, дождь. Все эти слова отвечают на вопрос что?. Что? – стол, что? – тарелка, что? – камень, что? – самолёт, что? – кубики, что? – дом. Слова, которые обозначают неживые предметы или явления относят к группе неодушевлённых имён существительных.
А вот на втором листе нарисовано то, что мы называем живыми – люди, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения.
– Ага, я понял. Все эти слова отвечают на вопрос кто?
– Нет-нет, Мик, не спеши. Здесь несколько сложнее. Несмотря на то, что всё, изображённое на этом листе – живое, но и здесь нет единства. Слова, называющие людей и животных, птиц, рыб, насекомых считаются одушевлёнными. Именно они отвечают на вопрос кто? А вот слова, называющие растения – считаются неодушевлёнными и, как и неживые предметы, тоже отвечают на вопрос что?
– Как-то это несправедливо. Ведь растения, как и животные, питаются, растут, могут поворачиваться к солнцу и даже, как утверждают некоторые учёные, могут чувствовать боль и страх. Значит, они вполне одушевлённые.
– Да, всё это так. Но в русском языке так принято, что на вопрос кто? отвечают только те живые существа, кто умеет ходить или прыгать, плавать или летать.
– Ну что же, теперь, кажется, понятно. Василиса, а ты можешь проверить, всё ли я правильно понял?
– Ну конечно, Мик. Сейчас я тебе ещё буду показывать картинки, а ты называй то, что на них нарисовано и говори, одушевлённым или неодушевлённым является это имя существительное и на какой вопрос оно отвечает.
Дорога, по дороге едет машина, рядом стоит дерево, светит солнце. Дорога, машина, солнце – все это – неживые предметы, значит неодушевлённые и отвечают на вопрос что? Дерево хоть и живое, но не ходит, не ползает и не летает. Оно тоже неодушевлённое и тоже отвечает на вопрос что?
– А вот ещё одна картинка.
– О, опять чудесная картинка природы. Озеро, на озере лодка, уточки плавают, стрекоза летит. А вдали лес виднеется. Озеро, лодка, лес – это неодушевлённые предметы. Все эти слова отвечают на вопрос что?. А вот уточки и стрекоза – одушевлённые. Эти слова отвечают на вопрос кто?.
– Молодец, Мик. Ты очень способный и, главное, внимательный ученик.
– Да-да, я запомнил. Имена существительные, которые называют людей и животных – разных животных – и зверей, и птиц, и рыб, и насекомых – называются одушевлёнными. Они отвечают на вопрос кто?. А остальные имена существительные называются неодушевлёнными. Они отвечают на вопрос что?.
– Отлично, Мик. И теперь мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Кто? или что?».
Я называю имя существительное, а ты помещаешь слово в таблицу.
– Берёза – дерево, т.е. растение, неодушевлённое. Вопрос что?
– Ветер – не человек и не животное, а явление природы. Неодушевлённое. Вопрос что?
– медведь – животное, одушевлённое, отвечает на вопрос кто?
– Лопата – неодушевлённый предмет, вопрос что?
– Бабочка… вот это вопрос… ведь слово бабочка может обозначать и красивое насекомое, порхающее с цветка на цветок, и галстук, который надевают в торжественных случаях. А что делать?
– Да все очень просто, если имя существительное БАБОЧКА обозначает красивое насекомое, как, например, в предложении «Пёстрая бабочка села на цветок», то слово БАБОЧКА будет отвечать на вопрос кто?, а если оно обозначает галстук, то, конечно, оно будет отвечать на вопрос что?
– Понятно, действительно просто.
– Давай дальше. Лисичка.
– Ну, теперь меня не проведёшь. Лисичка–гриб будет отвечать на вопрос что?, а лисичка–зверь – на вопрос кто? Гриб неодушевлённый, а зверь – одушевлённый.
– Просто замечательно. Следующее слово – ласка.
– Знаю-знаю. Ласка – животное, одушевлённое, вопрос кто? Ласка, как проявление нежности и любви, когда тебя погладят по головке, обнимут – неодушевлённое имя существительное, которое отвечает на вопрос что?
– Ну и последнее слово – товарищ.
– Ну что же, имя существительное ТОВАРИЩ обозначает человека, значит, оно одушевлённое и отвечает на вопрос кто?
– Итак, Мик, давай ещё раз проверим, как ты усвоил всё то, о чём мы сегодня говорили.
– Я готов, слушай, Василиса.
* Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
* Одушевлённые имена существительные обозначают названия людей и животных. Они отвечают на вопрос КТО?
* Все остальные имена существительные – неодушевлённые. Они отвечают на вопрос что?
– Ну что, Мик, больше не будешь путаться, когда задаём вопрос кто?, а когда вопрос что?
– Нет, Василиса. Я думаю, что не только я, но и ребята, которые наблюдали за нами, всё поняли. Спасибо тебе огромное. А теперь я улетаю на свою планету. Но очень надеюсь, что когда-нибудь вернусь на вашу замечательную планету Земля. Кстати, слово Земля тоже неодушевлённое и отвечает на вопрос что? До свидания, Василиса.
–До свидания, Мик. Надеюсь на скорую встречу.
Ну вот, Мик улетел. Пора и нам с вами прощаться, ребята. До новых встреч.
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Класс: 1
Ключевые слова: русский язык
Предмет: Русский язык.
Класс: 1.
Тип урока: урок открытие нового знания.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой.
Задачи: Формировать предметное умение ставить вопросы кто?, что? к словам, обозначающим предметы.
Формировать УДД:
Оборудование:
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (7 минут)
Учитель задаёт вопрос, а ученики отвечают.
Ученики пишут, слова делят на 3 группы
— Напишите слова в три столбика: кошка, игрушка, белый, ландыш. играет, берёза, синий, девочка, плавает, мальчик.
Ученики доказывают, почему так слова разделили на столбики.
II. Создание проблемной ситуации. (10 минут)
— Попробуйте, слова 1 группы разделить на 2 группы
— Как вы думаете, на какие 2 группы можно их делить?
Учащиеся высказывают свои мнения.
(Слова, которые отвечают на вопрос кто? и слова, которые отвечают на вопрос что?)
(Можно делить слова, обозначающие живые и неживые предметы)
— А в какие слова вызывают затруднение?( берёза, ландыш)
— В чём причина затруднения?
Учащиеся доказывают свои предположение.
(Растения живые, поэтому в 1 группу.)
(Нет, растения не относятся в 1 группу. Они не могут ходить, бегать сами, их надо отнести во 2 группу)
Слайд 2 (тема урока)
Какие слова-названия предметов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Ученики читают и называют тему урока.
III. Открытие нового знания. (12 минут)
Учащиеся называют слова и ставят вопросы к словам.
— Давайте сделаем вывод, на какие слова отвечают на вопрос кто? а какие слова на вопрос что?
(Слова-названия животных и людей отвечают на вопрос кто?, а остальные слова-названия отвечают на вопрос что?)
Ученики пишут свои примеры, потом зачитывают, доказывают свои ответы.
III. Применение нового знания. (13 минут)
(Надо слова распределить в группы по вопросам.)
Ученики работают в паре, диктуют по 6 слов друг другу, потом проверяют слова.