На касках блистают рога что значит
Прогулки по воде, или Евангелие наизнанку
Приблизительное время чтения: 8 мин.
В христианстве парадоксальным образом часто работает метод доказательства «от противного». Помню, с какой жадностью в советские времена я листал роскошно изданные атеистические книжки, иллюстрированные чуть ли не гравюрами Гюстава Доре.
Сама критика религии была мне тогда малоинтересна. Но в этих книжках были фрагменты текста Библии. Сам слог, которым они написаны, манил и завораживал. Это были какие-то послания из другого мира, о котором в ту пору мне ничего не было известно. Атеистическое содержание тех книг забылось тут же после прочтения. А вот язык Пророков и Апостолов в сочетании с величественными картинами на их страницах запомнился надолго.
Поэтому, я не удивляюсь, когда люди говорят, что пришли к вере в Бога через «евангелие от сатаны», прочитанное в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сила и притягательность евангельского образа Иисуса такова, что может привлечь к себе людей даже через карикатурное Его изображение в виде бродячего философа Иешуа Га Ноцри.
Но есть один из подобных примеров, о котором мне давно уже хотелось поговорить. Это песня группы Nautilus Pompilius «Прогулки по воде». Написанная более четверти века назад, песня сразу же стала популярной, причем не только у светской, но и у церковной публики. Я много раз видел, как ее пели под гитару верующие молодые люди на приходских концертах, в походах возле костра, просто – в теплой компании близких людей.
И каждый раз у меня возникало недоумение – они что, вообще не понимают, о чем эта песня? Ведь это даже не пародия на Евангелие, это – натуральное выворачивание его наизнанку.
Но, прекрасная музыка, ее эмоциональный настрой, а также имена Спасителя и Его ученика, видимо, в очередной раз оказались сильнее всяких смыслов, заложенных в стихи. Четверть века верующие люди слушают и поют эту песню, не особенно задумываясь о ее содержании.
Я не буду здесь заниматься ее критикой. Вместо этого просто дам на каждую реплику песни с упоминанием Спасителя и апостола Андрея соответствующие цитаты из Евангелия, чтобы новозаветный контекст песни можно было прочесть не только «наизнанку», но и в прямом смысле.
С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.
На самом деле первая встреча будущего апостола Андрея со Спасителем происходила совсем при иных обстоятельствах. Спаситель шел вдоль берега, а Андрей как раз стоял в воде: …Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. ( Мф 4:18, 19).
И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.
Под секретом здесь, очевидно имеется в виду способность ходить по воде. Единственный случай, когда Спаситель ее продемонстрировал, был во время ночного шторма на Галилейском озере, когда Иисус шел по воде, догоняя лодку с учениками, отплывшими ранее:
…В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Матф 14: 25-27)
Но в тот единственный раз, когда Спаситель шел по воде на глазах у учеников, пройти к Нему по воде захотел вовсе не Андрей, а его старший брат апостол Петр. И просьба эта была продиктована не тягой к чудесному экстриму, а желанием убедиться в том, что перед учениками не призрак, а настоящий Спаситель: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф 14:28).
И Спаситель ответил:
«Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»
На самом деле, ответ Спасителя был гораздо короче и совершенно непохож на эту многословную безжалостную тираду. Собственно, ответ состоял всего из одного слова:
…Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Мф 14:29-33)
Происходило все это еще до Распятия Иисуса, Его Крестной Смерти и последующего Воскресения. Почему и зачем Андрей должен был испытать крестные страдания раньше Самого Спасителя – загадка, понятная, наверное, лишь самим авторам этих строк.
С этого момента текст песни полностью уходит от событий, описанных в Евангелии. Однако некоторые смысловые параллели в тексте еще можно найти:
Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.
Здесь апостол Андрей просит Иисуса наделить его даром хождения по воде, но – минуя крестную казнь. На самом деле, Евангелие действительно упоминает об одной апостольской просьбе, в ответ на которую Иисус сказал нечто подобное. Правда, просьба была вовсе не о хождении по воде, а о куда более масштабных возможностях. Да и сам диалог Спасителя с апостолами звучал совсем иначе, нежели в песне:
…И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф 20:17-23)
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой.
Здесь наступает уже полная потеря не только евангельского сюжета, но и смыслового наполнения образов, диалогов, характера героев – всего вообще, какой-либо связи с Евангелием в принципе. Да, Иисус однажды гневно ответил одному из учеников. Но дело в том, что гнев этот был вызван попыткой апостола уберечь от крестной смерти вовсе не себя, а любимого Учителя:
. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:21-23).
«Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.
Относительно подобных оскорблений Спаситель высказался весьма определенно:
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. ( Мф 5:21,22)
Упомянутое здесь слово «рака» как раз и есть синоним нашего слова «дурак». Странно было бы в устах безгрешного Спасителя услышать слово, которое Он Сам же и определил как – грех.
Но печальней всего выглядит в этой песне финал – Андрей, заплаканный, уходит домой с пойманными рыбками, так и не став – апостолом, ловцом человеков.
. были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего ( Ин 21:2,3).
Но сразу же после этого воскресший Спаситель приходит к ним, утешает их, обещает послать им Утешителя Духа Святого, получив Которого, апостолы отправятся проповедовать Евангелие по всем странам и народам, исцелять безнадежно больных, воскрешать мертвых силой имени Спасителя. Каждый из них примет за эту проповедь мучения. Все, кроме Иоанна Богослова, будут убиты.
Апостол же Андрей отдаст себя мучителям на распятие и будет, умирая, висеть на кресте в форме буквы Х, поскольку считал себя недостойным висеть на таком же кресте, как у Спасителя. Правитель Эгеат распорядился не прибивать апостола Андрея к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить его мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста.
Впоследствии этот крест станет основой главного символа российского флота – знаменитого Андреевского флага.
…а распятье оставь на потом…
…ты и вправду – дурак…
…гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде…
Все это люди слушали, слушают и будут слушать еще не одно десятилетие. Но, слава Богу, Евангелие способно привлекать к себе человеческие сердца даже там, где оно зачем-то было вывернуто наизнанку.
История песни «Прогулки по воде» – Nautilus Pompilius
Использование христианских мотивов в рок-музыке – это скользкий путь, чреватый обвинениями в оскорблении чувств верующих и всевозможными кривотолками. Даже смутные намеки на библейские сюжеты могут вызывать отторжение у набожных слушателей, а прямое упоминание святых в сомнительном контексте кажется им просто неприемлемым.
Композиция «Прогулки по воде» рок-группы «Наутилус Помпилиус» громких скандалов не вызывала, но авторам все же приходилось разъяснять ее основную идею и убеждать критиков в отсутствии религиозного подтекста в песне.
История создания песни «Прогулки по воде» («Апостол Андрей»)
Вячеслав Бутусов сочинил «Прогулки по воде» на стихи Ильи Кормильцева.
Лидер Nautilus Pompilius рассказывал, как была написана песня:
Он [Илья Кормильцев] раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его все-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция.
Смысл песни «Прогулки по воде»
Стихотворение Ильи Кормильцева можно рассматривать как фантазию на тему евангельской истории о знакомстве Андрея – тогда еще простого рыбака, а в будущем святого апостола – с Иисусом Христом.
Желающих поразмышлять на тему «Что хотел сказать автор?» приглашаем в комментарии. Ниже приведены цитаты из разных интервью Вячеслава Бутусова, в которых он делится мнением об основной идее песни «Прогулки по воде».
Легенда о религиозности ошибочна. Песня «Прогулки по воде», которую вы имеете в виду, вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера.
Московский комсомолец, 1993
Следующая цитата хорошо объясняет, о чём песня «Прогулки по воде».
«Прогулки» — это притча такая. […] Потом нас обвинили в заигрывании с библейскими настроениями в народе. Опять же, через некоторое время стало модным петь про Иисуса Христа. А у нас в песне не было религии. Это просто притча, украденный сюжет, пересказанный Ильей Валерьевичем достаточно цинично.
Далее о библейском сюжете в песне.
..это было написано совершенно бессознательно… Я не воспринимал эту историю как библейскую притчу… Интересно получилось, апостол Андрей Первозванный — единственный из учеников Христа, который погиб так же, как Учитель. Когда я писал песню, то этого не знал. А вообще такие вещи — я имею в виду тематику, конечно, — нужно делать на осознанном уровне, иначе получается попса и кощунство. Я понял это значительно позже.
Оскорбляет ли песня чувства верующих?
Если говорить по-честному, то в творчестве «Наутилуса» были и крамольные вещи. Но «Прогулки по воде» я воспринимаю без какой-либо критики. Это действительно некая «псевдопритча». Там взят за основу известный библейский мотив, но он изложен по-другому. Это как сказки, которые переходили из уст в уста, и трансформировались до определенной степени, и продолжают трансформироваться. Это просто переложение.
Запись и релиз
«Прогулки по воде» впервые была записана в 1990 году для рабочей версии альбома «Наугад», но вошла песня лишь в альбом «Чужая земля», изданный в 1993 году.
Видеоклип к песне «Прогулки по воде» для Наутилус Помпилиус снял Олег Ракович. Ролик создан с использованием техники выскабливания. (Смотрите – он запускается))).
Более известен широкой публике и фанатам группы Nautilus Pompilius видеоклип «Прогулки по воде» режиссера Анатолия Берсенева
Кавер-версии
«Прогулки по воде» исполняли многие отечественные коллективы. Великолепную версию представила группа «Калинов мост».
Юрий Шевчук и рок-группа «ДДТ» также играли «Прогулки по воде».
«Прогулки по воде» поет на концертах даже Елена Ваенга, но не будем травмировать истинных любителей русского рока ее версией. Лучше послушаем кавер от группы «Выход».
Если вас интересует, как играть «Прогулки по воде» группы «Наутилус Помпилиус» на гитаре, вам поможет это видео от проекта Gitarin. Аккорды и табы песни прилагаются.
Интересные факты
Текст песни «Прогулки по воде» – Наутилус Помпилиус
Илья Кормильцев, Вячеслав Бутусов
С пpичала pыбачил апостол Андpей,
А Спаситель ходил по воде,
И Андpей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель погибших людей.
И Андpей закpичал: «Я покину пpичал,
Если ты мне откpоешь секpет!»
И Спаситель ответил: «Спокойно, Андpей,
Никакого секpета здесь нет».
Припев:
Видишь, там, на гоpе, возвышается кpест,
Под ним десяток солдат, повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвpащайся назад,
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной.
Hо учитель на касках блистают pога,
Чеpный воpон кpужит над кpестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дуpака,
А pаспятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сеpдцах
По водной глади ногой:
«Ты и веpно дуpак!», – и Андpей в слезах
Побpел с пескаpями домой.
Цитаты о песне
Я хотел, чтобы на “Чужой земле” было ровное музыкально-песенное полотно, без хитов. Но вот “Прогулки по воде” да еще одна (“На Берегу Безымянной Реки”) вырвались.
Вячеслав Бутусов, FUZZ, 1999
Мы были нигилистами, в нас зрел вызов обществу. Взяли библейский сюжет и сделали из него псевдопритчу. Поначалу на концертах во время исполнения «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде» я менял слово «дурак» на «чудак», но группа и публика выразили недовольство! С тех пор больше никогда не меняю слова в наших песнях!
Вячеслав Бутусов, «Антенна», 2010
Это притча на библейские темы. Но мы не собирались напрямую цитировать Библию. Тем более, что не считаем себя достаточно компетентными в вопросах взаимоотношения космоса и человека.
Смысл песни Прогулки по воде — Наутилус Помпилиус
Песня «Прогулки на воде» принадлежит коллективу «Наутилус Помпилиус». Музыку к ней написал сам фронтмен группы — Вячеслав Бутусов, а вот стихи были написаны Ильей Кормильцевым. В своих интервью Бутусов признается, что Илья очень плодотворный автор, он почти каждый день приносил целые груды текстов. Среди всего множества Вячеслав выбрал именно этот текст, который лег в основу песни «Прогулки по воде».
Изначально песня планировалась к релизу в 1990 году в альбоме «Наугад», но вышла в свет лишь в 1993 году в альбоме «Чужая земля». Именно по этой причине можно заметить некоторые несостыковки, состоящие в том, что Бутусов в интервью говорит о концепции альбома «Наугад», и о том, что песня «Прогулки по воде» идеально в нее вписывалась, однако поклонники знают, что песня относится к другому альбому.
Смысл песни Прогулки по воде
Спустя четверть века поклонники творчества группы и вообще любители русского рока слушают эту песню, однако некоторые не понимают смысл песни Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», другие трактуют его неверно, а кто-то и вовсе никогда не задавался этим вопросом. Попробуем разобрать сегодня это произведение построчно, чтобы выделить основную идею.
Перед дальнейшим прочтением, мы рекомендуем прослушать данную композицию ёще раз, чтобы освежить свою память и лучше понять, о чем же песня Прогулки по воде Nautilus Pompilius.
Одна из самых распостраненных мыслей заключается в том, что песня — это вольная интерпретация евангельского писания, хотя исполнитель говорит о том, что это лишь притча о людях и их моральных качествах в целом. Однако отрицать тот факт, что притча переписана именно с сюжета встречи Иисуса с апостолом Андреем, невозможно.
С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.
Известно, что апостол Андрей и его брат Петр были рыбаками до того, как встретили Иисуса и стали путешествовать с ним и учиться мудрости. Спаситель рода человеческого собирался сделать из Андрея ловца человеков, об этой отсылке в следующих строках.
И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.
Но стоит также отметить, что согласно первоисточнику Андрей встретил Иисуса, и правда, во время рыбалки, однако будущий Учитель апостолов не ходил по воде в первую их встречу, напротив, в воде стоял сам Андрей. Вообще, такие действия Спаситель совершал лишь единожды при своих учениках — по просьбе Петра, требовавшего доказать божественную принадлежность Учителя, а именно пройти по воде. Иисус предложил смельчаку пойти самому по вдной глади. Петр, к собственному удивлению и удивлению окружающих, совершил это чудо, однако шел не долго, он испугался и стал тонуть, и вот тогда Учитель пошел к Петру, чтобы спасти его.
И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.
Вероятно, речь как раз о возможности ходить по воде. Об этой способности знали все, и вот будущий апостол дерзнул попросить Иисуса и его обучить такому навыку. Конечно, на самом деле, апостол такого не просил, ему бы и в голову подобное не пришло.
И Спаситель ответил:
«Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»
В этих строках Учитель называет «цену» своих способностей — надо подобно самому Иисусу отстрадать за человеческий род. Все мы помним, какое наказание на земле ожидало Спасителя за его желание спасти людей — его приколотили к кресту, где он умирал в течение целого дня. Интересно отметить, что среди всех апостолов именно Андрей, единственный из всех, умер как его Учитель — его также повесили на крест, откуда он еще двое суток проповедовал. Люди молили, чтобы праведника сняли и позволили спокойно умереть, но апостол твердо решил умереть как Учитель, а потому снять его не получилось. Правда, крест имел несколько иной вид, чем в истории Иисуса, так захотел сам апостол, он почитал, что не может умереть точь-в-точь как Учитель.
Вячеслав Бутусов признался, что о судьбе апостола узнал лишь спустя несколько лет, по его словам, это просто совпадение, что в строках песни про Андрея оказалось такое удивительное попадание.
Но учитель, на касках блистают рога,
черный ворон кружит над крестом…
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
а распятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой.
«Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой.
В этих четверостишиях и вовсе отражены такие диалоги и поступки, которые никак не могли существовать в Евангелии. Иисус учил своих учеников, что ругать ближнего обзывать его — это грех, в строках песни же Спаситель обзывает Андрея дураком. Конечно, такого позволить себе он не мог, совершить грех из-за непонимания дерзкого человека — звучит нетипично для такой личности.
Подведем итоги, про что же песня Прогулки по воде
В общем, мы можем сделать вывод, что источником для вдохновения, и правда, стало Евангелие, но это лишь вольный пересказ, который по задумке самих создателей произведения стал притчей, раскрывшей человеческую натуру.
Говоря в общем, о чем песня Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», то ответ таков — о человеке, который иногда не может различить материальное и духовное. Андрей, настоящий апостол, просто пошел за Учителем, он стал его настоящим последователем и учил потом людей полученным истинам; Андрей из песни не смог увидеть чудесного в простом и сам, своим поведением, отказался от возможности познать истинное.
Напишите в комментариях своё мнение, о чем песня Прогулки по воде. Мы с нетерпением будем ждать!
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 15
butusov_art
Творчество Вячеслава Бутусова
Очередная статья из серии «Русская рок-поэзия: текст и контекст» Сборник научных трудов (Выпуск 4, Тверь 2000).
Библейсике интерпретации «Прогулок по воде»
А.В. СНИГИРЕВ
«ПРОГУЛКИ ПО ВОДЕ» И. КОРМИЛЬЦЕВА
И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ:
ХАРАКТЕР И СПЕЦИФИКА ДИАЛОГА
Ни у какого другого произведения мировой литературы так не высок индекс цитирования, как у Библии. Со времен древнерусской литературы и по сей день писатели и поэты с напряженной постоянностью используют в своих произведениях библейские цитаты, сюжеты, образы, мотивы. Представители рок-поэзии также постоянно обращаются в своем творчестве к этой книге. Заимствования из Библии можно найти не только у глубоко религиозных и верующих поэтов таких, как Ю. Шевчук и А. Башлачев, но и у тех, чья поэтика имеет под собой принципиально другие основания (А. Григорян, Егор Летов).
Стихотворение И. Кормильцева «Прогулки по воде» уже самим своим названием, обращенным к Библии, выделяется из ряда социальных («Скованные одной цепью»), любовных («Я хочу быть с тобой») и даже экзистенциальных текстов поэта.
При сопоставлении стихотворения с текстами Евангелия раскрывается высокая степень насыщенности заимствованиями произведения И. Кормильцева.
Текст так «плотно» построен на работе с Библией, что можно даже найти прямое соответствие стихотворных строк евангельским:
текст И. Кормильцева
с причала рыбачил Апостол Андрей
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Матф. 4, 18-20
а Спаситель ходил по воде
Они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Иоанн 6, 19-20.
и Андрей доставал из воды пескарей
а Спаситель погибших людей
и говорит им: идите за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков. Матф.4, 20.
и Андрей воскричал – я покину причал
если ты мне откроешь секрет
Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Иоанн. 20, 25.
а Спаситель ответил – спокойно,
Никого секрета здесь нет
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Иоанн. 20, 27.
(налицо явный аналог желания лично проверить чудо и приобщиться к нему, а так же уверения Иисуса в простоте этого чуда).
— видишь, там на горе
возвышается крест
и сидит десяток солдат
повиси-ка на нем
Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним два других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
Иоанн.19, 17-18.
а когда надоест
возвращайся назад
гулять по воде гулять по воде
гулять по воде со мной.
Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
Иоанн.20, 19.
Следующая строфа не дает точных совпадений с Евангелиями:
– Но, Учитель, на касках блистают рога
черный ворон кружит над крестом
объясни мне сейчас пожалей дурака,
а распятье оставь на потом
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой
– ты и вправду дурак! – и Андрей в слезах
побрел с пескарями назад.
В этой строфе происходит значительное смещение. При том, что в тексте присутствуют канонические Библейские образы, проходящие через все стихотворении – Спаситель, Учитель, Андрей, бесы («на касках блистают рога») – поведение Иисуса Христа описывается уже с других позиций. Гневливый, ругающийся Спаситель невозможен в Евангелии, но вполне допустим в апокрифических текстах (Ср. апокриф о детстве Иисуса, где он издевается над взрослыми и мучает своих сверстников, пользуясь данной свыше силой). Последняя строфа является повторением второй и выполняет функцию припева.
Как показывает сопоставительный анализ, стихотворение «Прогулки по воде» полностью, начиная с заглавия и заканчивая постоянно повторяющейся и максимально конкретизированной финальной фразой «гулять со мной» буквально сплетено из библейских заимствований.
И. Кормильцев выстраивает текст, в котором повторяются самые важные сюжетные положения Евангелия – призвание апостолов, сотворение чуда, распятие и воскрешение. В этом случае фразы Спасителя, обращенные к апостолу Андрею, становятся своеобразным аналогом проповеди. Но работа автора с предтекстом не является простым, автоматическим его повторением, поэт выступает в напряженный диалог с Евангелием. Знаком того, что перед нами свое, особое прочтение Библии, выступает уже само название стихотворения. Из всего разнообразия лексики, обозначающей какое-либо перемещение, И. Кормильцев выбирает слово «прогулка». В связи с этим у читателя могут возникнуть ассоциации с «Прогулками с Пушкиным» Абрама Терца, а сам автор настраивает реципиента на восприятие ситуации как легкой, беззаботной. В дальнейшем автор неоднократно использует для усиления полный тождественный повтор глагола гулять: «гулять по воде гулять по воде / гулять по воде со мной». И. Кормильцев не только по-особому интерпретирует библейский текст, но и идет «на снижение» трагической ситуации. В дальнейшем такое снижение усиливается. Например, ситуация казни Иисуса решается в несколько карнавальном аспекте, почти как ненастоящая:
повиси-ка на нем
а когда надоест
возвращайся назад.
Автор, реинтерпритируя библейский текст, допускает анахронизмы и алогизмы. Так, Андрей не только назван апостолом уже тогда, когда он был еще простым рыбаком, но и Иисус приходит к нему уже после своей казни. Строчка «на касках блистают рога» одновременно создает ассоциацию к рогатым головам чертей и отсылает нас в ХХ век, к Первой мировой войне, т.к. только в то время в германской армии использовались каски с небольшими рожками цилиндрической формы. Пескари, которых ловит апостол Андрей, являются исключительно речной рыбой, в то же время, хотя прямых указаний нет, предполагается, что Спасительно ходил по морю. Кроме того, пескарь считается наиболее мелкой и бросовой рыбкой, редко употребляемой в пищу.
Используя данные анахронизмы и алогизмы, автор продолжает снижать трагический пафос библейского сюжета. При этом он перемещает события не только во времени (ХХ век), но и в пространстве. Узнав, какую рыбу ловит Андрей, реципиент может соотнести Евангельскую ситуацию с обыденной, т.к. пескарь является одной из самых распространенных рыб, в частности на Урале, откуда родом сам автор.
И. Кормильцев продолжает «играть на понижение» и вводя речь Спасителя к Андрею. Слова Христа о том, как достичь способности ходить по воде (читай – творить чудеса, читай – быть равным богочеловеку), становятся травестийным парафразом проповедей о достижения Царствия Небесного. И если в Евангелии заложена четкая схема действий человека (следование заповедям, особое восприятие мира земного и т.д.), то в словах Учителя у И. Кормильцева все выглядит довольно просто:
– видишь, там на горе
возвышается крест
и сидит десяток солдат
повиси-ка на нем.
Анализ текста показывает, что доминирующим принципом отношения И. Кормильцева к предтексту становится диалог в ироническом, пародийном ключе. Все – и отбор лексики, и снижение образов, и использование анахронизмов и алогизмов – играет на такое понимание характера заимствования.
Но И. Кормильцев полностью «снимает» именно такое прочтение стихотворения одной деталью. В ответ на предложение Христа повисеть на кресте, Андрей, напуганный, отказывается: «но, Учитель, на касках блистают рога / черный ворон кружит над крестом», и получает резкую отповедь Спасителя: «и Андрей в слезах / побрел с пескарями назад». Тем самым автор показывает всю слабость человека, его нерешительность и глупость, неспособность совершить что-то по-настоящему значительное. В соединении с возможной проекцией данной ситуации на современность это доказывает, что человек не изменился, несмотря на двухтысячелетнюю жизнь в рамках христианства. Кажется, И. Кормильцев повторяет слова, сказанные в Евангелии, с текстом которого он так напряженно работал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» Матф. 7, 13-14.