На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал

§ 68. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим

1. Если подлежащее выражено сочетанием существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже с предлогом с, то сказуемое ставится во множественном числе: Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром. (Шол.)

Примечание. Сказуемое при таких подлежащих относится одновременно к обоим существительным. В предложении Отец с сыном шёл в город единственное число сказуемого показывает, что подлежащим является только слово отец, а сочетание с сыном является дополнением.

2. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит или в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде), или во множественном: 1) Шестеро гребцов сели в вёсла. (Акс.); 2) Вокруг каждой чашки садилось десять человек. (М. Г.); 3) Два человека приблизились к нему. (П.); 4) На столе лежит семь книг. Сказуемое ставится в единственном числе, когда внимание обращается на общее количество считаемых предметов, на их совокупность, и во множественном числе, когда обращается внимание на каждый из считаемых предметов как на производителя действия.

3. Если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде), но нередко, особенно при названиях лиц, употребляется и множественное число: 1) Несколько пуль провизжало над моей головой. (Л.); 2) На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чём-то толковали. (П.)

4. Если подлежащим является собирательное имя существительное, обозначающее количество: множество, большинство, большая часть, масса и т. д., то сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: 1) У князя в сакле собралось уже множество народа. (Л.); 2) Толпа дворовых пе высыпала на крыльцо встречать господ. (Т.)

5. Если подлежащим является собирательное имя существительное, не обозначающее количества: учительство, студенчество, молодёжь и т. п., то сказуемое всегда ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь.

6. Если подлежащим является несклоняемое сложносокращённое слово, то сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование, т. е. так, как оно согласовалось бы при полном названии: МГУ праздновал свой юбилей (Московский государственный университет). Если сложносокращённое слово склоняется, то согласование происходит по общим правилам: Вуз начал приёмные экзамены. Неприятельский дот был разрушен (слова вуз и дот относятся к существительным 2-го склонения мужского рода).

393. Прочитайте, укажите, чем выражено подлежащее и как с ним согласуется сказуемое. Спишите, подчеркнув подлежащее одной чертой, сказуемое двумя.

1) Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски. (Леск.) 2) Вошла Фенечка с Митей на руках. (Т.) 3) Два бойца сидят в дозоре над холодною водой. (Твард.) 4) За столом сидело восемь человек. (А. Н. Т.) 5) Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море. (Купр.) 6) Несколько матросов под командой помощника капитана вышли как-то в море на этом катере. (Купр.) 7) На Красной площади уже было выстроено квадратами несколько полков пехоты. (К. С.) 8) Вдруг под ногами вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу. (Фед.) 9) С баржи несли раненых. Некоторые стонали, но большинство молчало. (К. С.) 10) Большинство пассажиров дремали. (Пауст.) 11) Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке. (Л.) 12) Человечество идёт вперёд и всё производит, творит. (Гонч.)

394. Спишите, согласуя сказуемое с подлежащим.

1) В ауле множество собак встретил., нас громким лаем. (Л.) 2) Базаров с Аркадием уехал., на другой день. (Т.) 3) В беседке сидел.. Фенечка с Дуняшей и Митей на руках. (Т.) 4) Несколько лодок валял..сь на берегу. (Арс.) 5) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал., в трудных путешествиях. 6) Толпа напоминал., тёмный вал океана. (М. Г.) 7) Большинство людей хотел., что-нибудь делать. (М. Г.) 8) Целый ряд обстоятельств помешал.. осуществлению проекта. (Т. С.) 9) Оттуда поднялась десятка два человек. (А. Н. Т.) 10) Народу сбегал..сь бездна. (П.) 11) И много других подобных дум проходил., в уме моём. (Л.) 12) За оградой стоял., несколько саней. (П.) 13) Спортсмены из многих стран прибыл.. на Олимпиаду.

395. Спишите, употребляя глаголы в форме прошедшего времени.

1) Перила неожиданно (сломаться). 2) Наступили сильные холода, и прорубь на реке (замёрзнуть). 3) Рельс (погнуться). 4) Повидло (засахариться). 5) Студень (испортиться). 6) Чернил., (засохнуть).

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 17

Такой действующий, имеющий признак или находящийся в определённом месте «предмет» в предложении чаще всего играет синтаксическую (грамматическую) роль главного члена подлежащего. Определение подлежащего идёт из классических грамматик исключительно по морфологическому признаку: подлежащее в предложении всегда выражается существительным именительного падежа или любой другой частью речи в значении существительного именительного падежа.

В приведённых примерах грамматическое подлежащее совпадает с логическим предметом: субъектом (Саша) и объектом (стекло, магазин).

Задание. Прочитайте предложения с выделенными подлежащими. Какими частями речи они выражены?

(О подлежащем, выраженном несвободным словосочетанием несколько ребят, шесть самолётов и т. д., аббревиатурой МГУ, ДК и т. д., и связи таких подлежащих со сказуемым см. ниже.)

В простом глагольном сказуемом действие или состояние предмета-подлежащего выражены в одном глаголе в любом наклонении, грамматически и логически связанном с подлежащим (в отличие от других видов сказуемых, где грамматически и логически с подлежащим связаны разные слова).

Задание. Рассмотрите примеры предложений в начале урока с простым глагольным сказуемым. Определите наклонение глаголов. Свяжите вопросом подлежащие и сказуемые.

Простое глагольное сказуемое в предложениях, отражающих разговорную речь, может быть осложнено двумя глаголами:

а) в одинаковой грамматической форме, например:

б) однокоренными глаголами в личной форме или инфинитивом с личной формой, например:

в) повторением глагола для обозначения длительного действия, например:

Простое глагольное сказуемое может выражаться устойчивыми словосочетаниями, включающими глагол: без ножа зарезал; вышел из терпения; приказал долго жить и т. д.:

Поскольку между подлежащим и глагольным сказуемым существует нерушимая грамматическая связь, никакие знаки препинания между этими членами предложения не нужны. Исключение может составлять авторское интонационное тире, которое автор ставит в стилистических целях, например:

Здесь авторское тире на месте интонационной паузы помогает читателю увидеть внутреннюю форму слова.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Предложения, где в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными (в отличие от односоставных, где грамматическая основа представлена только одним главным членом).

2. Подлежащее может быть выражено собирательным существительным (множество, часть и т. д.), числительным (пятьдесят три, двое и т. д), аббревиатурой (МГУ, БАМ и т. д.) или несвободным словосочетанием (два человека, «Евгений Онегин», железная дорога), в которых в отличие от синтаксически свободных (о них речь пойдёт в теме, посвящённой второстепенным членам) лексическая самостоятельность компонентов ослаблена. Рассмотрим некоторые случаи координации таких подлежащих с простым глагольным сказуемым в роде и числе (при прочтении примеров обязательно связывайте вопросами подлежащее и сказуемое).

2. Если подлежащее выражено количественным числительным (три, одиннадцать, двадцать семь и т.п.), то глагол-сказуемое ставится в единственном числе, например:

Если же такое числительное входит в подлежащее в составе количественно-именного сочетания (двое мальчиков) и при нём есть усилительные частицы только, лишь, всего лишь, то сказуемое в форме прошедшего времени будет среднего рода единственного числа, например:

6. При подлежащем, выраженным несвободным количественно-именным словосочетанием с зависимым именем существительным множественного числа родительного падежа (несколько человек, мало самолётов, восемь матросов), координация со сказуемым может быть двоякой.

Часто глагол-сказуемое в форме единственного числа ставится, если зависимый компонент в подлежащем-словосочетании неодушевлённое существительное (первый пример). И напротив, если зависимый компонент подлежащего-словосочетания одушевлённое существительное, то сказуемое, как правило, ставится во множественном числе (второй пример).

А как дальше продолжить контекст: «Станционный смотритель» (рассказала по отсутствующему родовому слову повесть или рассказал по главному существительному в словосочетании?) нам о «маленьком человеке»? Выхода два:

Задание. Прочитайте предложения и по форме глагола-сказуемого определите, является ли подлежащее одним существительным или сочетанием существительных.

Источник

Опорная схема на тему «Согласование подлежащего со сказуемым»

СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО СО СКАЗУЕМЫМ.

Большинство учеников отлично справились с заданием. Ряд домов стоял в конце деревни. Десять бойцов бросились в атаку. Несколько женщин ходили по площадке.

ЧНа крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал. Смотреть фото На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал. Смотреть картинку На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал. Картинка про На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал. Фото На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковалерез пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром. (Шол.)

2. *При числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ сказуемые стоят во

Три книги лежали на полке.

* При слове ВСЕ глагол стоит во мн. ч.

Все три всадника ехали молча . На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал. Смотреть фото На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал. Смотреть картинку На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал. Картинка про На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал. Фото На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем то толковал

* При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед. ч. и согласуется в роде.

* При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится

* При словах много, мало, немного, немало, сколько,

несколько сказуемое обычно ставится в ед.ч. Но! На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чём-то толковали.

4. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в им.п., сказуемое согласуется с этим словом или словами. Например, «Герой нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым; «Отцы и дети» написаны И.С.Тургеневым сказать нельзя, так как необходимо добавить родовое наименование; следует сказать так: Роман «Отцы и дети» написан И.С.Тургеневым.

5. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами; кафе-столовая отремонтирована.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «1. Подлежащее.rar»

Выбранный для просмотра документ Некие заметки по поводу представленного материала.docx

Некие заметки по поводу представленного материала.

Обязательными являются пять этапов урока: опрос, осознание темы, закрепление и отработка умений, итог, домашнее задание. Данная структура позволяет выработать у ребят четкое распределение сил во временном пространстве, через определенное время они сами подсказывают, что делать, некоторые работают самостоятельно, требуя большего количества заданий.

Задача учителя – менять виды деятельности

(каждый урок – открытие, событие)

Опрос. Данный этап – разминка или подготовка к восприятию нового. Состоит из 2 фрагментов: индивидуальная карточка (выдается ребятам для получения оценки), через немногое время дети уже карточки выпрашивают, зная, что это хорошая возможность или исправить положение, или поработать на перспективу; ПТЗ (проверка теоретических знаний) – это работа с классом, которая предполагает несколько ответов на вопросы домашней темы и практическую часть (распечатанное задание или проецирование на экран).

К некоторым урокам прилагаются карточки №1, №2 и т.д., это задания для работы над ошибками (ребенок понимает, что тема им не усвоена, он может подойти вне урока, рассказать теорию, выполнить такую карточку и получить оценку).

Закрепление темы – отработка навыка графического объяснения нового знания, ребенок должен учиться читать схемы, знаки, символы не только на уроках математики или физики, умение мыслить конструктивно, укладывать мысли в четкую формулу – это один из способов речевого общения (в частности между учителем и учеником).

Итог – наблюдение ребят за своей деятельностью, деятельностью учителя и ее оценка (лучшая – «я сегодня молодец»)

Домашнее задание всегда, даже после контрольной работы.

Выбранный для просмотра документ Подлежащее.docx

I . Расставьте знаки препинания, докажите.

1. Роняет лес багря…ный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле

Проглянет день как(буд)(то) (по)неволе

И скроется за край окружных гор.

2. По дорог… зимней скучной

Тройка борзая бежит

3. Дни поз…ней осени бранят обыкнове…но

Но мне она мила читатель дорогой.

4. Я памятник себе воздвиг (не)рукотворный

К нему (не)зар…стет народная тропа.

II . Подчеркните инверсию.

I . Расставьте знаки препинания, докажите.

1. Роняет лес багря…ный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле

Проглянет день как(буд)(то) (по)неволе

И скроется за край окружных гор.

2. По дорог… зимней скучной

Тройка борзая бежит

3. Дни поз…ней осени бранят обыкнове…но

Но мне она мила читатель дорогой.

4. Я памятник себе воздвиг (не)рукотворный

К нему (не)зар…стет народная тропа.

II . Подчеркните инверсию.

I . Расставьте знаки препинания, докажите.

1. Роняет лес багря…ный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле

Проглянет день как(буд)(то) (по)неволе

И скроется за край окружных гор.

2. По дорог… зимней скучной

Тройка борзая бежит

3. Дни поз…ней осени бранят обыкнове…но

Но мне она мила читатель дорогой.

4. Я памятник себе воздвиг (не)рукотворный

К нему (не)зар…стет народная тропа.

II . Подчеркните инверсию.

I . Расставьте знаки препинания, докажите.

1. Роняет лес багря…ный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле

Проглянет день как(буд)(то) (по)неволе

И скроется за край окружных гор.

2. По дорог… зимней скучной

Тройка борзая бежит

3. Дни поз…ней осени бранят обыкнове…но

Но мне она мила читатель дорогой.

4. Я памятник себе воздвиг (не)рукотворный

К нему (не)зар…стет народная тропа.

II . Подчеркните инверсию.

I . Расставьте знаки препинания, докажите.

1. Роняет лес багря…ный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле

Проглянет день как(буд)(то) (по)неволе

И скроется за край окружных гор.

2. По дорог… зимней скучной

Тройка борзая бежит

3. Дни поз…ней осени бранят обыкнове…но

Но мне она мила читатель дорогой.

4. Я памятник себе воздвиг (не)рукотворный

К нему (не)зар…стет народная тропа.

II . Подчеркните инверсию.

I . Расставьте знаки препинания, докажите.

1. Роняет лес багря…ный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле

Проглянет день как(буд)(то) (по)неволе

И скроется за край окружных гор.

2. По дорог… зимней скучной

Тройка борзая бежит

3. Дни поз…ней осени бранят обыкнове…но

Но мне она мила читатель дорогой.

4. Я памятник себе воздвиг (не)рукотворный

К нему (не)зар…стет народная тропа.

II . Подчеркните инверсию.

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ.

1. Если подлежащее, выражено собирательным существительным (ряд, множество, большинство, меньшинство, часть и т.п.) и управляемым существительным в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий ), то сказуемое, как правило, употребляется в единственном числе: Большинство поддержал о докладчика ; Большинство команды поддержал о тренера. Большинство сотрудников поддержал о директора. Сказуемое может иметь форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы: Большинство студентов сдал и зачет. Множественное число в таких конструкциях указывает на активность действующих лиц.

2. Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. Большинство людей, смотревш их фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе: Большинство рабоч их, инженер ов и служащ их завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые: Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями: Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

4. Если при счетном обороте имеются слова все, эти , то сказуемое ставит ся только во множественном числе: Все три всадника ехал и молча (Г.). Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходил о тoлькo трое.

5. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели (П.); Пробило десять часов .

6. При словах тысяча, миллион, миллиард и п ри составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получен а тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущ ен миллион рублей на благоустройство поселка . Школу окончи л сорок один ученик

б) Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные ( двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа: Ей помогал и трое не чёсанных от колыбели лакеев.

11. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет: к афе- стoловая отремонтирован а , водевиль- обозрение показал о , песня -романс стал а весьма популярной и т.п.

12. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д.: Никто , даже лучшие специалисты, не мо г вначале поставить правильный диагноз

13. Если сложносокращенное слово склоняется, то способы согласования сказуемого обычные: вуз объяви л набор студентов. Если не склоняется, то сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГ У объяви л конкурс (Московский государственный университет ).

в) Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту каж ет ся и смешным, и странным, и непонятным ; Не ты , но судьба виноват а .

15. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится во множественном числе, если оба названия предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждал и возвращения матери и сильно волновал и сь; Мать с ребенком пошл а в поликлинику. При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уеха л в деревню; Бригадир совместно с членом бригады взя л ся отремонтировать станок.

I . Вставьте буквы, докажите:

4. Несколько матросов под командой помощника капитана вышл.. как-то в море на этом катере. (А. Куприн.)

5. В ауле множество собак встретил.. нас громким лаем. (М. Лерм.)

II . Найдите и исправьте ошибки:

1. Более восьмидесяти подростков и молодежи нашей школы учится на курсах при вузах и техникумах свыше ста подростков посещают занятия в различных кружках.

2. Пол-арбуза как дети догадались были отложены для них.

3. Выставка-просмотр декоративных тканей открыт ежедневно кроме понедельника.

4. Я и мои друзья которые вам помогали окажут вам помощь снова.

I . Вставьте буквы, докажите:

4. Несколько матросов под командой помощника капитана вышл.. как-то в море на этом катере. (А. Куприн.)

5. В ауле множество собак встретил.. нас громким лаем. (М. Лерм.)

II . Найдите и исправьте ошибки:

1. Более восьмидесяти подростков и молодежи нашей школы учится на курсах при вузах и техникумах свыше ста подростков посещают занятия в различных кружках.

2. Пол-арбуза как дети догадались были отложены для них.

3. Выставка-просмотр декоративных тканей открыт ежедневно кроме понедельника.

4. Я и мои друзья которые вам помогали окажут вам помощь снова.

I . Вставьте буквы, докажите:

4. Несколько матросов под командой помощника капитана вышл.. как-то в море на этом катере. (А. Куприн.)

5. В ауле множество собак встретил.. нас громким лаем. (М. Лерм.)

II . Найдите и исправьте ошибки:

1. Более восьмидесяти подростков и молодежи нашей школы учится на курсах при вузах и техникумах свыше ста подростков посещают занятия в различных кружках.

2. Пол-арбуза как дети догадались были отложены для них.

3. Выставка-просмотр декоративных тканей открыт ежедневно кроме понедельника.

4. Я и мои друзья которые вам помогали окажут вам помощь снова.

I . Вставьте буквы, докажите:

4. Несколько матросов под командой помощника капитана вышл.. как-то в море на этом катере. (А. Куприн.)

5. В ауле множество собак встретил.. нас громким лаем. (М. Лерм.)

II . Найдите и исправьте ошибки:

1. Более восьмидесяти подростков и молодежи нашей школы учится на курсах при вузах и техникумах свыше ста подростков посещают занятия в различных кружках.

2. Пол-арбуза как дети догадались были отложены для них.

3. Выставка-просмотр декоративных тканей открыт ежедневно кроме понедельника.

4. Я и мои друзья которые вам помогали окажут вам помощь снова.

Выбранный для просмотра документ Подлежащее.pptx

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *