На основании чего действует адвокатский кабинет

Статья 21. Адвокатский кабинет

Статья 21. Адвокатский кабинет

Информация об изменениях:

1. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее трех лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет.

2. Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом.

3. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

4. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

5. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.

6. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних.

7. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Источник

Правовое положение адвокатского кабинета в гражданском обороте России

Боголюбова В.В., старший преподаватель МГУПИ (г. Москва).

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ввел такую важную новацию, как адвокатский кабинет. Подобной организационной формы гражданское право Российской Федерации еще не знало, но эта форма быстро завоевала популярность среди адвокатов. Адвокатский кабинет стал новым участником гражданского оборота России с присущими ему особенностями в правовом положении.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» адвокатский кабинет не является юридическим лицом. В то же время адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учредив адвокатский кабинет, не является и физическим лицом, так как согласно ст. 20 вышеуказанного Федерального закона адвокатский кабинет рассматривается в качестве особой формы организации адвокатских образований. Физическое лицо для участия в гражданском обороте не подлежит обязательной регистрации в органах юстиции с целью присвоения статуса адвоката, учредившего адвокатский кабинет. Поэтому в «чистом виде» адвокатский кабинет не следует относить к таким участникам гражданского оборота, как юридическое или физическое лицо. Адвокатский кабинет относится к особой категории субъектов гражданского оборота, родственной физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. Доказательством этому служат следующие факты.

Заметим, что адвокатские услуги гражданам оказываются адвокатским кабинетом как за денежное вознаграждение, так и бесплатно, в случаях, предусмотренных законом, например малоимущим гражданам России при определенных условиях (ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). При этом считается, что адвокатский кабинет не извлекает прибыли из своей деятельности, так как оказывает юридическую помощь населению России, гарантированную ст. 48 Конституции Российской Федерации [1]. В ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указано о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. Таким образом, адвокатский кабинет имеет особое правовое положение, отличное от статуса индивидуального предпринимателя в гражданском праве, обусловленное новой формой организации адвокатских образований.

При анализе предпосылок возникновения многообразия форм организационной деятельности адвокатуры в РФ определенный интерес представляет совместное письмо Минюста России от 13 августа 1999 г. N 6495-СЮ и Генеральной прокуратуры РФ от 18 августа 1999 г. N 22-5/100-96 «О статусе коллегий адвокатов», согласно которому: «. органы прокуратуры в своей практике сталкиваются с различной трактовкой статуса объединений, члены которых правомочны осуществлять адвокатскую деятельность, это создает угрозу проникновения в уголовное судопроизводство лиц, не отвечающих профессиональным требованиям и не являющихся адвокатами с точки зрения действующего законодательства».

Следует отметить, что практика использования индивидуальной формы адвокатского образования существовала еще в дореволюционной России. Впервые адвокатский кабинет, размещенный в жилом помещении, был открыт в Петербурге в 1868 году. Образование адвокатских кабинетов было предусмотрено Судебными уставами 1864 года. С принятием Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на современном этапе развития гражданского общества организация адвокатуры коренным образом преобразована. По мнению ученых-цивилистов, тенденции развития форм адвокатских образований в России полностью соответствуют, прежде всего, современному состоянию ее экономики. Либеральные рыночные преобразования вызвали рост партнерских адвокатских образований, уменьшили необходимость создания юридических консультаций. В этом случае российская адвокатура перешла в качественно новое состояние, сопоставимое с современным развитием адвокатуры в США и Западной Европе.

Итак, в соответствии со ст. 20 Закона об адвокатуре, формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет (ст. 21 Закона). Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утвержденного учредителями (ст. 22 Закона). Адвокатское бюро учреждается двумя и более адвокатами, действующими на основе партнерского договора (ст. 23 Закона). Юридическая консультация создается только в форме учреждения в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях составляет менее двух на одного федерального судью (ст. 24 Закона).

Отметим, что в отличие от коллегии адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций адвокатский кабинет позволяет реализовать адвокатскую деятельность не только в коллективных, но и в единоличных формах. Иными словами, если адвокат желает осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, а не в коллективе адвокатов, то он по собственной инициативе учреждает адвокатский кабинет.

В отличие от других форм адвокатских образований, адвокатский кабинет не приобретает статуса юридического лица. В отношении порядка ведения учета хозяйственных операций адвокат, создавший адвокатский кабинет, приравнивается к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 23 февраля 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Поскольку положение адвокатского кабинета в гражданском праве схоже с институтом предпринимателя без образования юридического лица, то вполне логично отсутствие адвокатского кабинета в перечне организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренном частью первой Гражданского кодекса РФ [3].

Учитывая вышеизложенное, адвокатский кабинет на сегодняшний день является единственной формой адвокатского образования, посредством которой осуществляется индивидуальная деятельность адвоката [4]. Кроме этого, для законодательства РФ об адвокатуре эта организационная форма является новеллой, поскольку ранее о существовании индивидуальной адвокатской деятельности известно было лишь дореволюционной стране. Новая форма адвокатского образования позволила индивидуальному адвокату, учредившему адвокатский кабинет, выступить в качестве самостоятельного участника гражданского оборота и субъекта гражданского права с присущими ему особенностями в правовом положении.

Источник

Куда податься адвокату

«Сфера»: О выборе между частной практикой и работе в коллективе бюро

Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) юрист, получивший статус адвоката, вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов или адвокатское бюро) и место своей деятельности, руководствуясь собственными целями. О своем выборе адвокат обязан уведомить Совет адвокатской палаты. С помощью вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Михаила Толчеева редакция онлайн-журнала «Сфера» составила краткий обзор адвокатских образований с особенностями их организации.

«Закон предусматривает три организационно-правовых формы, в которых адвокатом может осуществляться профессиональная деятельность, – пояснил Михаил Толчеев. – Две коллективные и одна индивидуальная – адвокатский кабинет. Первыми двумя являются коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Адвокат обязан избрать одну из названных форм, при этом адвокатская деятельность может осуществляться только в одном адвокатском образовании».

Адвокатский кабинет – прием на дому

Кто может учредить: Адвокат, чей стаж в качестве защитника составляет не менее трех лет. Согласно ст. 21 Закона об адвокатуре эта организационно-правовая форма подходит для тех, кто решил осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально.

Налогообложение: Статус адвокатского кабинета представляет собой форму, близкую по организации и налогообложению к индивидуальному предпринимателю. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» защитники обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а налоговая ставка в отношении доходов от профессиональной адвокатской деятельности составляет 13%. Адвокат, открывший свой кабинет, вправе не вести бухгалтерский учет и не сдавать отчетность. Деятельность защитников (аналогично для коллегий адвокатов и адвокатских бюро) не облагается НДС. Кроме того, защитники имеют право на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Адвокаты на данный момент не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако в ФПА РФ сейчас разрабатывают поправки в действующее законодательство, которые направлены на устранение дискриминации адвокатов в сфере налогообложения.

Процедуры: Адвокат ставит в известность Совет адвокатской палаты, который ведет реестр образований, заказным письмом. Отправленный документ должен содержать сведения о самом защитнике, адрес кабинета, контакты (телефон, почта). Учредитель кабинета открывает счета в банках в соответствии с законодательством, приобретает печать, штампы и официальные бланки. Последние должны содержать адрес, наименование и регион, где учредили кабинет. Вольности в названиях пресекаются Советами палат субъектов РФ. Например, недопустимо включать в наименование кабинета словосочетание «юридическая компания». Дело в том, что это подразумевает некую группу людей, объединенную одной целью, что противоречит прямому указанию в законе об индивидуальном характере деятельности адвоката (адвокатский кабинет).

Место: У индивидуально работающего адвоката есть право вести практику, не арендуя офис для своей работы. Зарегистрировать кабинет можно по закону в жилом помещении, принадлежащем самому адвокату или членам его семьи на правах собственности (с согласия последних). Подойдет для этих целей и жилье, которое защитник арендует по договору найма (с согласия наймодателя и всех совершеннолетних, проживающих на жилой площади).

Отношения с клиентом: Адвокатский кабинет в силу своей правовой природы устанавливает с клиентом наиболее простые отношения по сравнению с иными организационно-правовыми формами. Соглашение об оказании юридической помощи заключается здесь между адвокатом и доверителем, что регистрируется в документации кабинета. Несмотря на то что защитник работает индивидуально, у него могут быть помощники и стажеры. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката учредитель обязан предупредить этих сотрудников о необходимости сохранять адвокатскую тайну и взять с них подписку о неразглашении.

Коллегия адвокатов – классика

Кто может учредить: Два или более защитника вправе основать коллегию адвокатов. Среди учредителей должно быть не менее двух специалистов со стажем более трех лет. Сведения об учредителях этого образования должны быть внесены в один региональный реестр. Руководители обязаны проследить, чтобы члены коллегии выполняли свои обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи и участию в делах по назначению. Зона ответственности учредителей также распространяется на контроль отчислений на общие нужды адвокатской палаты и выполнение решений органов ФПА.

Налогообложение: Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ адвокатские образования – это налоговые агенты, которые представляют адвокатов-участников. Коллегия ведет бухгалтерский учет, переводит страховые взносы, а также уплачивает налог на прибыль организации (аналогично для адвокатских бюро и юридических консультаций). Возможны иные налоги: например, если коллегия владеет имуществом – налог на имущество организации. Налоговая ставка для коллегий адвокатов (как и для адвокатских бюро) составляет 24%. Отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов или адвокатского бюро не входят в налоговую базу на прибыль.

Процедуры: Адвокаты-учредители заключают договор. Он должен определять порядок совместной деятельности по учреждению коллегии и условия передачи основателями их имущества в пользу образования. Определяющим документом является устав коллегии адвокатов, который описывает место нахождения организации, предмет и цели деятельности, управление, условия приема новых членов и выхода учредителей и т.д. Полный перечень содержится в ст. 22 Закона об адвокатуре. Однако устав может содержать также положения, которые не перечислены в законе, но не противоречат ему или иным федеральным законам. Коллегия адвокатов и ее учредители должны следовать требованиям этого устава.

Отношения с клиентом: Коллегия (как и адвокатское бюро) представляет собой способ коллективной организации адвокатской деятельности. Каждый адвокат в коллегии при этом работает самостоятельно, но аренда помещений, бухгалтерский учет деятельности и т.д. – это общие организационные механизмы. Защитник не может переуступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Члены коллегии не отвечают по обязательствам данного адвокатского образования и наоборот.

Соглашения об оказании юридической помощи, как в случае с адвокатским кабинетом, в коллегии заключаются между защитником и доверителем. Средства, которые адвокату выплатили, например, в качестве вознаграждения, вносятся в общую кассу или на расчетный счет. Отношения между адвокатом и клиентом регулируются соглашением с доверителем, где, в том числе, прописан размер и характер ответственности адвоката по принятому к исполнению поручению.

Адвокатское бюро – во главе угла партнерский договор

Кто может учредить: Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Возникшие отношения в связи с учреждением и деятельностью бюро регулируются так же, как и в отношении коллегии адвокатов, Законом об адвокатуре. Однако бюро предполагает гораздо более значительную интеграцию процессов оказания юридической помощи. Основой документ, определяющий взаимодействие между адвокатами внутри образования, – партнерский договор.

Налогообложение: Адвокатское бюро – некоммерческая организация, которая выступает налоговым агентом для партнеров. Таким образом, налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. Вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, вносятся в кассу или на расчетный счет бюро. Адвокатское образование должно для этого оформить кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам. Бюро является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, налоговая ставка, как и для коллегий адвокатов, составляет 24%.

Процедуры: Адвокаты еще до учреждения бюро по закону должны заключить между собой партнерский договор. Все защитники, которые заключили такой договор и присоединились к нему впоследствии, признаются партнерами бюро. В процессе государственной регистрации этот документ не представляется. Однако партнерский договор определяет такие важные моменты, как порядок и условия оказания юридической помощи от имени всех партнеров: каким образом принимаются решения, компетенцию общего собрания, порядок избрания управляющего партнера (и его полномочия), прием в состав новых партнеров и исключение из числа членов бюро.

Закон предусматривает возможность для партнеров прописывать в договоре разные условия работы. Например, определить равное или различное количество голосов для партнеров при принятии решений общим собранием. Дифференцированный подход возможен и к распределению вознаграждения. Размер выплат может быть установлен как в фиксированной форме, так и в «плавающей» в зависимости от предусмотренных партнерским договором условий.

Отношения с клиентом: Ведет общие дела адвокатского бюро управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается также им или иным партнером, но обязательно от имени всех партнеров. Оформить такие документы позволяют выданные доверенности адвокатов, где прописаны ограничения компетенции партнера в отношении соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Клиентов в обязательном порядке необходимо уведомить об этих ограничениях.

Участники несут с момента прекращения партнерского договора солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам. Если один из партнеров вышел из договора, то он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката партнеры, осуществляющие профессиональную деятельность совместно, должны придерживаться правила о распространении тайны на всех членов бюро при оказании юридической помощи.

Источник

На основании чего действует адвокатский кабинет

Статья 21. Адвокатский кабинет

1. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее трех лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет.

(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 160-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом.

3. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

4. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

5. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.

6. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних.

7. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Источник

Адвокатским кабинетам

В этом подразделе размещена информация для адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в адвокатских кабинетах, или желающих учредить адвокатский кабинет: порядок учреждения адвокатского кабинета, делопроизводство, вопросы налогообложения и иные вопросы.

Иногда опубликованные здесь сведения перестают быть актуальными в силу изменения законодательства, и если Вы столкнетесь с подобной ситуацией, желательно сообщить об этом по указанному ниже номеру телефона.

По вопросам, связанным с деятельностью адвокатских кабинетов, а также с наполнением данного раздела следует обращаться к члену Совета АП ЛО Айдамирову Руслану Набигулаевичу по номеру +7 905 252-46-47.

Для внесения сведений об адвокатском кабинете в Реестр адвокатских образований Ленинградской области, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, представляет следующие документы:

1. Уведомление о создании адвокатского образования.

2. Персональные данные адвоката, учредившего адвокатский кабинет.

4. Сведения о помещениях, используемых для адвокатской деятельности в качестве служебных, с представлением копий правоустанавливающих документов:
4.1. Если кабинет расположен по месту жительства, необходимо предоставить:
а) форму № 9;
б) письменное согласие совместно проживающих совершеннолетних членов семьи;
в) копии документов подтверждающих Ваше право собственности, либо право собственности членов Вашей семьи, на жилое помещение;
г) в случае, если Вы занимаете жилое помещение по договору найма, необходимо согласие наймодателя.
4.2. Если кабинет расположен не по месту жительства необходимо предоставить копии документов, на основании которых Вы занимаете помещение (договор аренды, субаренды и др.).

5. Сведения о главном бухгалтере адвокатского кабинета (если имеется): приказ о назначении, образец его подписи.

6. Оттиск печати адвокатского кабинета.

7. Сведения о помощниках и стажерах адвоката (если таковые имеются).

8. В случае учреждения кабинета адвокатом, ранее состоявшем в другом адвокатском образовании (коллегии, бюро), адвокат предоставляет выписку из решения о своем отчислении из состава адвокатского образования.

Указанные сведения представляются управляющему делами АП ЛО, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, и удостоверяются его подписью.
Об изменении персональных данных и других сведений из данного перечня, следует уведомить управляющего делами АП ЛО в течение 5 рабочих дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *