На основании чего работают самозанятые

Как компаниям работать с самозанятыми

На основании чего работают самозанятые. Смотреть фото На основании чего работают самозанятые. Смотреть картинку На основании чего работают самозанятые. Картинка про На основании чего работают самозанятые. Фото На основании чего работают самозанятые

С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.

В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.

В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?

Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.

Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.

Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.

Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?

Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.

Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:

Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.

Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:

Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?

В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.

При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.

Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.

Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:

ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.

Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы

Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.

Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».

Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.

Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?

Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.

Требуется ли распечатка чеков?

Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.

Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.

Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.

Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.

Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.

Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.

Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?

ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.

ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?

Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.

Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.

Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.

Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?

Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».

Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).

В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Самозанятые работники: законодательные тонкости

Многие предприниматели хотя бы раз задумывались о том, чтобы перевести сотрудников в самозанятые. Понять их можно: сотрудничая с плательщиками налога на профессиональный доход, не нужно сдавать никаких отчетов, готовить кадровые документы, кроме того, работодателю такие исполнители обходятся намного дешевле.

С выплат сотруднику, работающему по трудовому договору, работодателю нужно удержать 13 % НДФЛ и заплатить 30 % взносов. А за самозанятого он либо не должен ничего платить, либо доплачивает к его вознаграждению 6 %, которые самозанятый уже сам переводит через приложение в налоговую. Выгода очевидна.

Работа с самозанятым похожа на работу с предпринимателем-одиночкой: вы заключаете с ним как с обычным контрагентом договор, только вместо акта берете от него чек и можете учитывать в расходах на УСН стоимость его услуг.

При этом самозанятый — это самостоятельная единица, он не связан с заказчиком трудовыми отношениями. Но если предприниматель вдруг решит относиться к нему как к обычному сотруднику, то это может иметь для него негативные последствия по двум причинам.

Причина № 1: Самозанятый не может оказывать услуги своему бывшему работодателю первые два года после увольнения

Даже если сотрудник сам уволится и зарегистрируется как самозанятый, сам предложит вам «экономить», вы не сможете воспользоваться этим предложением, так как это прямо запрещено Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Но если физлицо оказывает вам услуги по договору ГПХ, то никаких ограничений нет.

Получается, сменить договор подряда с физлицом на договор подряда с самозанятым можно довольно быстро, а вот сменить трудовой договор на договор с самозанятым можно только через два года, и то есть риск, что у налоговой возникнут к вам вопросы.

Но предприимчивых предпринимателей это не останавливает. Иногда они придумывают невероятные схемы оптимизации зарплатных налогов. При этом налоговая неоднократно предупреждала о том, что быстро выявляет махинации с договорами.

Причина № 2: Налоговая и Роструд легко просчитывают незаконные схемы

Налоговая и Роструд объединились в деле мониторинга ситуаций, когда трудовые отношения подмениваются самозанятостью.

В Информации ФНС от 23.03.2021 сообщается, что для профилактики использования налогового режима для самозанятых в различных схемах по налоговой оптимизации ФНС разработала специальную скоринговую систему. Она в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми. Налоговая анализирует ряд параметров.

Подмена договоров вычисляется по нескольким признакам:

Постоянство — главное отличие наемного работника от самозанятого. Единственное законное требование к самозанятому — качественное выполнение своей работы. Как он будет это делать, заказчику не должно быть интересно.

Ему можно установить сроки и требовать от него определенного уровня качества, но нельзя контролировать процесс. Контролировать можно только результат.

Если при проверке окажется, что сотрудника заставили оформиться как самозанятого под угрозой увольнения, то заказчику грозит штраф в размере от 10 000 до 100 000 руб. по ст. 5.27 КоАП РФ. Помимо этого придется заплатить все зарплатные налоги, штраф 40 % от суммы вовремя не оплаченных налогов, а также сдать огромное количество отчетов, которые не сдавались.

Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.

В махинациях с договорами есть и неприятный моральный аспект: подменяя трудовой договор договором ГПХ, работодатель в прямом смысле обманывает сотрудника. Устраиваясь на работу по трудовому договору, человек получает ряд гарантий и прав: право на 28 дней отдыха и отпускные, право на больничные, повышенную плату за переработки, пенсионный стаж. В случае самозанятости он всего этого лишается.

Когда с самозанятыми нельзя работать, даже если всё законно

Из текста Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ может показаться, что самозанятый не может работать курьером. Но при детальном изучении положений становится очевидно, что может, но только в том случае, когда магазин дает ему свою кассу, на которой он должен пробивать оплаты.

Получается, самозанятый не может стать курьером только в том случае, когда сам принимает оплату от покупателя и потом относит ее в магазин.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей. Подходит ИП и ООО на УСН и патенте.

Но есть еще одно противоречие. Работа курьеров похожа на наемный труд, потому что компания диктует курьерам, как одеваться, что делать. Это не сходится с представлением о независимости самозанятых. При этом курьерская профессия сегодня очень технологична и во многом похожа на сферу такси. Ты можешь выбирать, сколько и когда тебе работать. И это близко к правилам самозанятости.

Самозанятый не может работать агентом, то есть от лица чужого бизнеса по договору поручения. Например, он не может работать страховым агентом или продавать подержанные автомобили от лица комиссионного салона. И в данном случае наличие кассы у самозанятого не имеет никакого значения.

Почему важно проверять статус самозанятого

Самозанятый может легко потерять статус. Например, сняться с учета или нарушить лимит доходов. После этого он станет обычным физлицом. Для бизнеса это значит, что с его вознаграждения придется платить зарплатные налоги. Ведь на договоре подряда с обычным физлицом нужно платить НДФЛ и почти все взносы, кроме взносов в ФСС. Это большая налоговая нагрузка. Поэтому нужно всегда проверять самозанятого по ИНН на сайте налоговой.

А еще лучше прописать в договоре, что самозанятый обязан уведомлять вас о смене своего статуса и выдавать чеки, поскольку именно они являются подтверждением того, что исполнитель продолжает быть самозанятым.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Закон о самозанятых: что нужно знать в 2021 году

27 ноября 2018 года президент подписал пакет законов, определяющих принципы налогообложения для самозанятых граждан. Кто такой самозанятый, какие есть ограничения и кто им не может стать? Какие налоги платит самозанятый? В каких случаях самозанятому понадобится статус ИП, и как при этом сохранить налоговый спецрежим самозанятого. Обо все этом расскажем в этой статье.

Кто такие самозанятые?

Самозанятыми называют тех, кто работает «сам на себя». Закон о самозанятых прежде всего был принят для того, чтобы вывести из тени эту категорию граждан и дать им выгодные условия для легального бизнеса. Кроме очевидной необходимости не нарушать закон, самозанятый гражданин теперь может официально подтверждать свои доходы от ведения бизнеса, например, для того чтобы получить кредит.

На момент принятия закона о самозанятых, граждан, работающих “на себя”, в России насчитывалось около 16 миллионов человек.

Закон о самозанятых предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Например, ниже налоговая ставка, и в отличие от индивидуальных предпринимателей самозанятым не надо представлять налоговую отчетность в ФНС. Учет прибыли, документация и отправка данных в ФНС осуществляется в специальном официальном приложении «Мой налог».

Стать самозанятым гражданином может не каждый. Об ограничениях и условиях речь пойдет дальше.

Кто, согласно закону, может зарегистрироваться как самозанятый

Зарегистрироваться как самозанятый и воспользоваться специальным режимом налогообложения вы можете, если вам исполнилось 16 лет и для вашей деятельности выполняются следующие 4 условия:

Вы работаете или оказываете услуги самостоятельно, то есть вы продаете товары собственного изготовления или самостоятельно оказывает трудовые услуги.

Вы ведете деятельность один, у вас нет наемных работников, и вы никого не привлекаете в помощники по трудовому договору.

Ваш вид деятельности не относится к запрещенным к этому статусу. Перечень отражен в Законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ Статья 4, и далее мы подробно рассмотрим его.

Ваш доход составляет не более 2,4 млн рублей в год. Причем соблюдать равномерное распределение этой суммы по месяцам закон не обязывает.

Кому подойдет такой вариант работы? Работающим без договоров репетиторам и няням, мастерам по вызову, парикмахерам и мастерам маникюра, изготовителям и реализаторам собственной продукции (например, кондитер на дому) и так далее. Список профессий для самозанятых гораздо обширнее представленных здесь кратких примеров.

Гражданину, который зарабатывает тем, что помогает своим соседям ухаживать за огородом, собирать урожай, придется оформлять статус самозанятого. А вот если помощь безвозмездная или не носит системный характер для заработка, это делать не придется.

Если вы работаете или оказываете услуги посредством сети интернет, удаленно, и охватываете несколько регионов, вы можете выбрать только один регион присутствия, и указать его при регистрации.

При этом, вы вправе перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) находясь как в статусе физического лица, так и в статусе ИП (индивидуального предпринимателя). И при некоторых видах деятельности самозанятому придется оформлять ИП по требованию закона.

Обратите внимание, что льготы, ставки налогов для ИП на НПД такие же, как для физлиц в статусе самозанятых. Далее подробно про это расскажем.

Кто не может быть самозанятым

Зарегистрироваться в качестве самозанятого лица и использовать налоговый спецрежим у вас не получится, если ваша деятельность входит в список видов деятельности, отраженных в статье 4 закона N 422-ФЗ от 27.11.2018 г..

Воспользоваться специальным режимом налогообложения не получится, если ваша деятельность относится к:

Реализации подакцизных и маркируемых товаров;

Перепродаже товаров и прав на них, за исключением тех, которые использовались в личных целях;

Добыче и реализация газа, нефти, угля, торфа и прочих полезных ископаемых;

Услугам доставки, когда прием платежа происходит в пользу иных лиц (кроме случаев, когда продавец выдает ККТ-чек);

Продаже транспортных средств, недвижимости;

Сдаче в аренду нежилых помещений;

Предоставлению услуг нотариуса, арбитра и прочей лицензируемой и регулируемой иными законами деятельности.

В этих случаях предпринимателю будет необходима регистрация ИП и использование налоговых режимов и налоговых ставок для индивидуальных предпринимателей.

Важно отметить, что если профессиональная деятельность не отнесена к запрещенной для самозанятых, можно считать ее разрешенной и подать документы на регистрацию в качестве самозанятого в ФНС.

Налоги для самозанятых

Налог, который предусмотрен для самозанятых, называется «Налог на профессиональный доход» или НПД.

Давайте разбираться, как рассчитываются налоги для самозанятых, нужно ли платить обязательные взносы в страховые фонды, где получать социальную помощь, и как, собственно, заплатить налоги для самозанятых.

Ставка налогообложения самозанятых зависит от их заказчиков. Например, при работе с юрлицами это 6% от суммы заработка, а вот если самозанятый оказывает услуги физлицам, то всего 4%.

Другие налоги с этого дохода не платятся, за исключением НДС при ввозе товара на территорию России. Самозанятые освобождаются от уплаты НДФЛ, а ИП, перешедшие на НПД – от НДС.

Страховой пенсионный взнос в данный налог не входит: самозанятые могут вообще ничего не отчислять в пенсионный фонд. В этом случае самозанятые могут рассчитывать только на социальную пенсию по достижению старости и на то количество пенсионных взносов, которые они внесли в фонд добровольно.

Отдельных взносов в фонд обязательного медицинского страхования не требуется – он уже включен в налог, и медицинскую помощь самозанятый будет получать в полном объеме.

Лицо, зарегистрированное как самозанятый гражданин, может параллельно работать по трудовому договору, однако во избежание массовых увольнений текущих сотрудников запрещено оказывать любые услуги бывшим работодателям или заказчикам по ГПХ в течение двух лет после увольнения.

Самозанятые не освобождаются от взносов за имеющиеся у них соответствующие объекты налогообложения и продолжают платить:

имущественные налоги (на недвижимость, землю, транспорт);

налоги за пользование водными объектами;

Самозанятые и ИП на НПД освобождены от подачи налоговых деклараций в ФНС.

При отсутствии дохода в течение налогового периода у самозанятого нет никаких обязательных, фиксированных или минимальных платежей. А сумма налога менее 100 рублей переходит в следующий расчетный налоговый период.

Налог считается с доходов, при этом уменьшать доходы на расходы нельзя. Например, человек заработал 50 000 рублей в месяц. Из дохода он потратил на ведение бизнеса 10 000 рублей. Налог все равно рассчитывается с 50 000 рублей:

Услуги оказывались юрлицу. Налоговая ставка 6%. Расчет налога: 50 000 x 6% = 3000 руб.

Услуги оказывались физлицу. Налоговая ставка 4%. Расчет налога: 50 000 x 4% = 2000 руб.

Услуги оказывались юрлицу и физлицу. Налоговая ставка 6% и 4% соответственно. Расчет налога: 30 000 x 6% = 1800 руб. и 20 000 х 4% = 800 руб. Итоговый налог: 1800 руб. + 800 руб. = 2600 руб.

Налог рассчитывается автоматически в приложении «Мой Налог» от ФНС России. Уплата налога осуществляется там же. Есть вариант подключить ежемесячный автоплатеж.

Налоговый вычет для самозанятых

Зарегистрированным самозанятым полагается единовременный налоговый вычет: сумма вычета составляет 10 000 рублей. Естественно, получить эти средства на руки самозанятый не сможет. Этими средствами будут гаситься ежемесячно начисленные налоги. Какой процент налога будет погашен, приложение рассчитает автоматически. Получить такой налоговый вычет можно один раз в жизни.

Из-за сложной ситуации с вирусной инфекцией, в 2020 году всем самозанятым был предоставлен дополнительный «налоговый капитал» в размере одного МРОТ (12 130 рублей). Этот дополнительный налоговый бонус прибавлялся к основному налоговому вычету в течение 2020 года, и автоматически применялся для полной уплаты налога на профессиональный доход, а также для уплаты задолженности и пени. С 2021 года бонус не действует, и новых бонусов не предусмотрено.

Исключение — молодые люди от 16 до 18 лет, которые регистрируются в качестве самозанятых с 1 января 2021 года. Они получают дополнительный налоговый вычет в размере 12 130 рублей. Суммарный вычет для них составит 22 130 рублей.

О том, как стать самозанятым и платить НПД читайте в нашей статье.

Самозанятый гражданин или самозанятый ИП?

На НПД могут работать и ИП, если ИП соответствуют тем же условиям, которые мы описали выше, то есть не имеют наемных работников, работают и оказывают услуги самостоятельно, их годовой оборот не больше 2,4 миллионов и т.д.

Все условия по уплате налогов для ИП на НПД такие же, как и для самозанятого физлица. Им также не нужна онлайн-касса, и все свои продажи они также проводят через приложение «Мой Налог». Есть дополнительно ограничение — налог на профессиональный доход не может быть совмещен с другими системами налогообложения.

В каких случаях самозанятому понадобится статус ИП?

В ряде случаев недостаточно быть просто самозанятым плательщиком НПД. Необходимо иметь еще и статус ИП. Связано это прежде всего с видом деятельности.

Есть виды деятельности, требующие специальных разрешений, которые априори выдаются только предпринимателям.

Например, это относится к такси, потому что разрешение на деятельность по перевозке пассажиров физлицам не выдается.

Есть и другие виды лицензируемые виды деятельности, вести которые самозанятые могут только будучи ИП (полный перечень лицензируемых видов деятельности можно посмотреть в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Примеры: монтаж пожарной сигнализации, медицинские услуги (например, лечебный массаж). А вот получать лицензию на обучение, если этими услугами занят лично ИП, не нужно. К примеру, можно вести обучение детей рисованию или проводить коучинг для взрослых.

Основные отличия ИП и физлица в статусах самозанятого

ИП может подключить эквайринг и принимать оплату банковскими картами. То есть поставить терминал, и клиент привычным способом будем прислонять карточку к этому терминалу. А вот у самозанятого не получится заключить договор с банком на открытие эквайринга — банк не открывает расчетные счета на эквайринг физлицам. Поэтому принимать платежи самозанятый может только наличными или обычным переводом с карты покупателя на свою карту через приложение банка.

В ряде случаев самозанятый-физлицо может получить отказ в предоставлении услуг. К примеру, захочет арендовать кабинет в офисном здании у организации, которая работает только с юрлицами и ИП по безналичному расчету. Если ООО заключит с самозанятым-физлицом договор аренды и будет получать от него оплату (не важно банковским переводом, наличными или как-то еще), то компании придется приобрести онлайн-кассу. Делать это ради одного клиента она вряд ли станет.

Если есть вероятность превысить лимит по обороту, ИП сможет быстро изменить налоговый режим на более подходящий. А вот самозанятому придется сначала пройти процедуру регистрации ИП, которая займет время.

У ИП есть возможность покупать на выгодных условиях товары в магазинах, которые работают только с ИП и юрлицами.

Как самозанятому работать с заказчиком, который является юридическим лицом

Юридическим лицам выгодно работать с официально зарегистрированными самозанятыми, т. к. платить налоги за свои доходы обязан сам самозанятый. В то время как при работе с физлицом по трудовому договору или договору ГПХ, компания платит за работника 13% НДФЛ и страховые взносы.

Для урегулирования гражданско-правовых отношений сделки, самозанятому рекомендуется оформить договор с юрлицом. Это доказательство факта сотрудничества и страховка на разные случаи, например, исполнитель откажется вам выплачивать положенную сумму денег.

Специальной формы для этого 422-ФЗ не предусматривает, поэтому ФНС советует руководствоваться нормами гражданского законодательства. За основу можно взять любой договор ГПХ. Чтобы налоговая не определила данный договор как трудовой, обязательно надо указать, что исполнитель — самозанятое лицо и заказчик освобождается от уплаты за него налогов и взносов.

Договор между юрлицом и самозанятым может быть устным (согласно ст. 159 п. 2 ГК РФ), если услуга оказывается немедленно. Подтверждение договора в этом случае — оплата услуги.

Акт выполненных работ оформлять не требуется, чек приравнивается к акту выполненных работ и свидетельствует о том, что вы выполнили работу.

Где встать на учет и зарегистрироваться в статусе плательщика налогов самозанятого?

Чтобы перейти на НПД, самозанятому необходимо зарегистрироваться в качестве плательщика НПД в приложении «Мой налог» и в течение месяца уведомить ФНС о переходе на другой спецрежим лично, по почте или в кабинете налогоплательщика.

Подробно об этом мы написали в статье «Как стать самозанятым».

Господдержка самозанятых в 2021 году

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.09.2020 № 1563 самозанятые получили меры поддержки, предназначенные ранее только для субъектов МСП.

Что стало доступно самозанятым:

Получение микрозайма для бизнеса по льготной ставке, не более 1,5 размера ключевой ставки Банка России, в размере до 1 млн рублей сроком на 3 года.

Регистрация (бесплатная или на льготных условиях) на электронных торговых площадках. Доступ к льготной аренде государственного и муниципального имущества.

Аренда оборудованных рабочих мест в бизнес-инкубаторах и коворкингах.

Получение компенсации по арендным платежам за использование частных площадей.

Возможность пользоваться информационно-консультационными и образовательными услугами.

Получение микрозайма от 50 тыс. до 500 тыс. рублей под 6% годовых сроком на 2 года.

Нужна ли онлайн-касса для самозанятых в 2021 году

Онлайн-касса не нужна и для физлиц и для ИП на НПД. Все операции по созданию и предоставлению чеков осуществляются через приложение «Мой налог», в котором регистрируются самозанятые.

Этот вопрос мы подробно рассмотрели в статье «Закон о самозанятых: кому нужны онлай-кассы».

Уточнить, нужна и вам онлайн-касса вы можете у нашего специалиста. Оставьте заявку, мы с вами свяжемся в ближайшее рабочее время. Консультация бесплатная.

За что могут штрафовать самозанятых?

Закон о самозанятых очень лоялен к самозанятым, и дает очень широкие возможности избежать штрафов, связанных с осуществлением деятельности. Но всё-таки случаются ситуации, в которых штрафовать самозанятых придется.

Для того чтобы не платить штрафы, нужно четко помнить: чек должен быть оформлен и передан заказчику в момент расчета, неважно, платит ли клиент наличными деньгами или использует для расчетов банковскую карту. При расчетах в безналичной форме (например, перевод денег со счета заказчика на карту самозанятого) чек должен быть сформирован и отправлен заказчику в электронном виде не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. Такой чек формируется в приложении «Мой Налог».

Что делать, если вы забыли внести сумму и выдать чек? В мобильном приложении «Мой Налог» можно в любое время указать фактическую дату осуществления расчета, даже если такая дата уже прошла. Этот расчет будет автоматически включен в сумму налога в следующем налоговом периоде.

Нарушение налогоплательщиком установленных Федеральным законом самозанятых порядка или сроков передачи в ФНС данных о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров, работ или услуг наказывается штрафом в размере 20 % от суммы такого расчета. Если такое нарушение повторяется в течение шести месяцев, будут взысканы суммы штрафов в размере полной суммы такого расчета.

Нужно отметить, что из-за возможных сбоев в приложении «Мой Налог» никаких санкций не последует. Эта ситуация описана и закреплена в тексте закона. Если в мобильном приложении «Мой Налог» вдруг произойдет массовый сбой, и из-за этого не получится передать чек или заплатить налог, то все можно сделать после того, как сбой устранят, например, на следующий день.

МТС Касса предлагает начинающему предпринимателю целый пакет услуг

Если по ряду причин вы не можете оформить налог на профессиональный доход вам понадобится онлайн-касса.

МТС Касса — удобное решение для малого бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *