На основании чего составляется бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс: активы, пассивы, структура и виды

На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть картинку На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Картинка про На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс

Баланс предприятия можно без преувеличения назвать основным бухгалтерским отчетом. Он состоит из активов и пассивов, которые показывают, в каком состоянии находятся финансовые дела организации. Наша статья поможет начинающим бухгалтерам разобраться в структуре, составляющих частях и разделах баланса.

Что такое бухгалтерский баланс

Бух. баланс — это отчет, в котором указаны финансовые показатели компании, а именно остатки на бухгалтерских счетах по состоянию на какую-либо дату.

Чаще всего организации составляют следующие виды баланса:

Баланс наглядно показывает финансовое состояние компании. Если сравнить его с аналогичным отчетом, составленным, например, год назад, можно отследить динамику развития организации.

Структура бухгалтерского баланса

В большинстве случаев бухгалтерский баланс предприятия представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив.

Актив баланса — это сведения об имуществе и обязательствах, которые компания использует в своей хозяйственной деятельности. Они могут принести выгоду в будущем. Активы состоят из двух разделов:

Пассив баланса — это источники средств, составляющих актив. В пассиве три раздела:

ВАЖНО. Итоговая сумма актива всегда равна итоговой сумме пассива. Причина в том, что каждая операция отражается в бухучете методом двойной записи с использованием двух счетов: первого по дебету, второго по кредиту. Отсутствие равенства между активом и пассивом говорит об ошибке.

Форма бухгалтерского баланса (бланк)

Прежде бланк баланса носил официальное название «Форма № 1». Но в 2011 году Минфин внес изменения, и теперь он называется просто «Бухгалтерский баланс». Тем не менее, прежнее наименование до сих пор бытует среди специалистов.

Действующая форма баланса утверждена приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н. Существует вариант, который в общем случае используется всеми компаниями (приведен в приложении № 1 к данному приказу). Каждая строка обозначена специальным кодом. Например, нематериальные активы — 1110, запасы — 1210, краткосрочные заемные обязательства — 1510 и т.д.

Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета и сдавать упрощенную отчетность, разработана отдельная форма баланса. Она приведена в приложении № 5 к приказу № 66н.

Как заполнять бух баланс по форме 1

В каждой строке баланса нужно указывать остаток по соответствующему счету, либо сумму остатков по нескольким счетам. К примеру, по строке «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проставляется сальдо по счету 19 с аналогичным наименованием. По строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» — сумма сальдо по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и некоторым другим.

Есть несколько основных правил, которых надо придерживаться при заполнении баланса:

СПРАВКА. Начиная с отчетности за 2019 год, данные по статьям бухгалтерского баланса заполняются строго в тысячах рублей (ранее можно было как в тысячах, так и в миллионах). Данные поправки в приказ № 66н внесены приказом Минфина от 19.04.19 № 61н.

Сроки сдачи баланса

Юрлица обязаны представлять годовой баланс в налоговую инспекцию. Сделать это необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Так сказано в части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Если говорить об отчетности за 2020 год, то ее надо сдать не позднее 31 марта 2021 года.

ВНИМАНИЕ. Раньше баланс нужно было представлять еще и в органы статистики. Но сейчас эта обязанность упразднена. Баланс и прочую бухгалтерскую отчетность в 2021 году надо сдавать только в ИФНС.

Способы представления

В прежние годы у организаций был выбор, каким способом представлять баланс в ИФНС: в бумажном виде или через интернет.

Но с отчетности за 2019 год такого выбора нет. Отныне у компаний есть только один вариант — сдать баланс по интернету (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).

В 2021 году исключение не сделано даже для субъектов малого предпринимательства. Отчитаться за 2020 год они вправе только одним способом — по интернету (см. «Льгота для малого бизнеса больше не действует: баланс за 2020 год придется сдать на общих основаниях»). Такие изменения внесены в Закон о бухучете Федеральным законом от 28.11.18 № 444-ФЗ.

Получив отчетность, инспекторы анализируют ее. Они изучают активы и пассивы, и сопоставляют их с информацией, отраженной в налоговых декларациях. Структура бух баланса позволяет сотрудникам ИФНС составить общее представление о состоянии дел компании.

Источник

Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)

На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть картинку На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Картинка про На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс — что это такое?

Баланс бухгалтерский — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату. В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета.

ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Также напомним, в 2019 году формы отчетности обновлены.

Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.

Возникли сложности с балансом? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому вопросу. Например, тут можно посмотреть, нужна ли пояснительная записка к бухгалтерской отчетности небольшого предприятия.

Последние изменения в балансе

С 01.06.2019 форма баланса действует в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Ключевые изменения в нем (а также в другой бухгалтерской отчетности) таковы:

Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.

Более существенные изменения произошли в форме 2. Подробнее о них см. здесь.

Классификация бухгалтерских балансов

Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов.

По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:

По отношению к моменту составления различают балансы:

По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:

По назначению бухгалтерский баланс может быть:

В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:

По способу отражения данных:

Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная).

По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.

Таблица бухгалтерского баланса может быть 2 видов:

Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса. Отчетность, представляемая в ИФНС, должна иметь определенную форму с сопоставимыми данными на даты, указанные в балансе.

О том, как составить бухгалтерский баланс малому предприятию, читайте в статье «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)».

Структура бухгалтерского баланса предприятия

Используемая для официальной отчетности в РФ форма бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив баланса. Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны.

Актив баланса — это отражение того имущества и обязательств, которые находятся под контролем предприятия, используются в его финансово-хозяйственной деятельности и могут принести ему выгоду в будущем. Актив делят на 2 раздела:

Пассив баланса характеризует источники тех средств, за счет которых сформирован актив баланса. Он состоит из трех разделов:

О том, какие проводки используют, отражая в бухучете собственный капитал, читайте в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».

Содержание разделов бухгалтерского баланса

Выделение разделов в структуре бухгалтерского баланса обусловлено главным образом временным фактором.

Так, актив баланса разделен на 2 раздела в зависимости от времени использования активов в деятельности организации:

При выделении разделов в пассиве баланса, помимо временного фактора, играет роль принадлежность средств, за счет которых формируется актив баланса (собственный капитал или привлеченные средства). С учетом этих 2 факторов пассив сформирован из 3 разделов:

На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть картинку На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Картинка про На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс

Понятие и значение статей бухгалтерского баланса

Разделы баланса детализируются путем их разбивки на статьи. Рекомендованную для представления в ИФНС детализацию по статьям содержат бланки бухгалтерского баланса, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н в 2 вариантах:

Сокращенная (упрощенная) форма бухгалтерского баланса допускает объединение его статей с целью получения укрупненных показателей и упрощения отчетности. Однако ее применение доступно только лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета (СМП, НКО, участникам проекта «Сколково»).

Разбивка разделов на статьи обусловлена необходимостью выделять основные виды имущества и обязательств, которые формируют соответствующие разделы бухгалтерского баланса.

Рекомендованная Минфином России форма полного бухгалтерского баланса предполагает следующую разбивку разделов по статьям:

О том, по какой строке отражается валовая прибыль в балансе, узнайте здесь.

При составлении баланса организация может использовать рекомендованную Минфином России детализацию по статьям. При этом у нее есть право применять собственную разработку этой разбивки, если она считает, что это приведет к большей достоверности отчетности. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей фирма вправе исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.

На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть картинку На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Картинка про На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс

Посмотрите образец заполнения баланса, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.

Состав статей бухгалтерского баланса

Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании данных об остатках на счетах бухучета по состоянию на отчетную дату. При заполнении отчета для представления в ИФНС нужно руководствоваться рядом правил, установленных для составления такой отчетности (ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 года № 43н):

Подробный построчный алгоритм заполнения бухгалтерского баланса вы можете посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.

А ниже приведена информация о том, на основании остатков по каким счетам заполняются вышеуказанные статьи баланса применительно к действующей редакции плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:

ВНИМАНИЕ! С отчетной кампании за 2020 год начинают действовать изменения в ПБУ 18/02, 16/02, 13/2000, ФСБУ 5/2019 «Запасы». А с отчетности за 2022 год следует применять новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Начать применять новые бухгалтерские стандарты можно и раньше. Такое решение нужно закрепить в учетной политике предприятия.

Об одном из наиболее часто создаваемых краткосрочных резервов читайте в материале «Создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».

К прочим внеоборотным активам организации могут относиться, например:

О правилах учета вложений во внеоборотные активы читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Нередко бухгалтеры, заполняя таблицы, характеризующие финансовое состояние организации, сталкиваются со сложностями, когда требуется указать текущие пассивы, ведь это понятие отсутствует в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению.

О том, когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы), узнайте здесь.

Итоги

Бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую а также представляется другим заинтересованным пользователям. Начиная с 1 июня 2019 года нужно использовать бланк в редакции от 19.04.2019.

Источник

Как устроен бухгалтерский баланс

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает зачем нужен бухгалтерский баланс, что в нём можно увидеть и почему уметь читать баланс важно не только бухгалтеру. В конце статьи пример построения баланса, который будет понятен даже очень далёкому от бухучёта читателю.

На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть картинку На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Картинка про На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Зачем нужен бухгалтерский баланс

Три месяца подряд я рассказывал об отдельных видах активов и пассивов, с которыми имеет дело бухгалтерский учёт. Пришло время собрать их в полезный инструмент для директора, собственника бизнеса, финансиста, экономиста и любого, кто хочет оценить имущественное положение компании. Этот инструмент называется бухгалтерским балансом (Balance Sheet). Он содержит информацию о том какие активы есть у компании и откуда они взялись.

Баланс и отчёт о финансовых результатах — две главные формы финансовой отчётности, которые изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять, стоит ли иметь с вами дело. Форма российского баланса утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, но суть его одинакова в России, США, Зимбабве и любой другой стране.

В основе баланса лежит утверждение, на котором построен весь бухгалтерский учёт уже более пятисот лет. Сумма активов должна быть равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего — невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:

Активы = Капитал Обязательства.

Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив — возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.

Анализ баланса позволяет понять структуру и ликвидность активов компании, обеспеченность собственными и заёмными средствами, платёжеспособность, финансовую устойчивость и другие важные характеристики бизнеса. Как это делать — расскажу в следующих выпусках ликбеза.

Структура бухгалтерского баланса

Баланс разделён на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы, их пять, они нумеруются сквозным образом. Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов. Статьи в активе расположены по степени возрастания ликвидности: чем ниже расположена статья, тем быстрее актив можно продать. В пассиве статьи упорядочены по срочности погашения: чем ниже статья, тем быстрее нужно будет рассчитаться за пассив.

Об основных статьях я рассказывал, ниже можно кликнуть на название и провалиться в соответствующую статью.

АКТИВ

I. Внеоборотные активы

II. Оборотные активы

ПАССИВ

III. Капитал и резервы

IV. Долгосрочные обязательства

V. Краткосрочные обязательства

В реальном балансе статей может быть больше — я привёл только наиболее распространённые. Каждой статье соответствует сумма — это оценка соответствующего актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги равны между собой и называются «валюта баланса».

Пример построения бухгалтерского баланса

ООО «Рога и копыта» на 1 января 2020 года имеет следующие активы и пассивы:

Бухгалтерский баланс ООО «Рога и копыта» выглядит так.

На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Смотреть картинку На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Картинка про На основании чего составляется бухгалтерский баланс. Фото На основании чего составляется бухгалтерский баланс

Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» бухгалтерский баланс формируется автоматически на основании остатков по счетам бухгалтерского учёта. При этом система проверяет контрольные соотношения и соответствие данных за прошлые годы сданной отчётности. Если что-то не сходится — она предупредит об этом бухгалтера. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!

Источник

Как заполнить бухгалтерский баланс

Из нашей статьи вы узнаете:

С 2021 года действуют новые правила заполнения и сдачи бухгалтерского баланса. Расскажем, как заполнить бухотчётность в 2021 году с учётом новых требований.

Общие правила заполнения бухгалтерского баланса в 2021 году

При составлении бухгалтерской отчётности следует учесть следующие изменения.

С отчётности за 2020 год вступили в силу поправки в ПБУ 18/02,ПБУ 16/02, ПБУ 13/2000, ПБУ 22/2010, ПБУ 1/2008. Их нужно учитывать при составлении отчётности за 2020 год. Согласно новой редакции ПБУ 16/02 в бухотчётности нужно раскрывать информацию о долгосрочных активах к продаже. Также утверждён новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». Новый стандарт обязателен с отчётности за 2022 год.

Формат представления бухгалтерской отчётности

Все организации обязаны предоставить бухгалтерскую отчётность за 2020 год и аудиторское заключение только в электронном виде. Порядок представления обязательного экземпляра отчётности утверждён приказом ФНСот 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@, электронные форматы — приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@. Бухотчётность на бумаге налоговая не примет.

Перед сдачей годовой бухотчётности всегда проводится инвентаризация.Но в связи с коронавирусными ограничениями разрешено применять альтернативные способы инвентаризации, например, с применением видео- или фотофиксации.

Перевод активов из ДАП в состав основных средств

Активы, которые организация больше не планирует использовать и собирается продать, переводят в состав долгосрочных активов к продаже. Но в некоторых случаях такой актив придётся перевести обратно в состав основных средств:

В первом случае в учёте необходимо отразить исправление ошибки, во втором случае такой перевод ошибкой не является. Но возникшие обстоятельства нужно подтвердить документами.

Кредиты на сохранение занятости и госпомощь на коронавирусные мероприятия

Некоторые организации и ИП, пострадавшие от коронавируса в 2020 году, получили льготные кредиты на сохранение занятости. Они учитываются в общем порядке по правилам ПБУ 15/2008. Если задолженность по кредиту списали, сумму списанной задолженности следует отразить в составе прочих доходов (ПБУ 9/99). Федеральные и региональные субсидии на финансирование отдельных расходов учитывают в общем порядке как госпомощь по правилам ПБУ 13/2000.

С отчётности за 2020 год действуют поправки в ПБУ 18/02. Теперь организация может выбирать метод определения разниц: балансовым методом или по данным бухучёта. Принятое решение организация отражает в учётной политике. Организация может изменить учётную политику в отношении применяемого способа определения текущего налога на прибыль. Изменения отражаются в разделе 2 «Корректировки в связи с изменением учётной политики и исправлением ошибок» отчёта об изменениях капитала.

Списание налога на прибыль за II квартал

Некоторые организации были освобождены от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за II квартал 2020 года. Сэкономленную организацией сумму относят в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль. В отчёте о финансовых результатах на данную сумму уменьшают величину показателя, отражаемого по строке 2410 отчёта (п. 7 информации Минфина от 15.07.2020 №ПЗ-14/2020).

По какой форме составлять бухгалтерскую отчётность за 2020 год

Годовая бухгалтерская отчётность состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и приложений к ним. В приложения входят отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств и пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной форме.

Данные формы отчётности применяют, если федеральными и отраслевыми стандартами не предусмотрены иные формы — как, например, для страховых компаний и НПФ.

Бухгалтерский баланс за 2020 год составляют по форме из приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н (в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н). В состав упрощённой бухгалтерской отчётности входят:

Организации, которые ведут бухучёт в общем порядке,заполняют баланс по форме, приведённой в приложении 1 к приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н. Организации, которые вправе применять упрощённые способы ведения бухучёта, сдают баланс по упрощённой форме, приведённой в приложении 5 к приказу, или по общей форме (приложение 1 к приказу).

Что изменилось в порядке представления бухгалтерского баланса

В связи с изменениями в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» с 1 января 2020 года введён принцип «одного окна»: бухотчётность в Росстат больше не сдают. Второе важное изменение — налоговые органы принимают бухотчётность только в электронном виде через операторов электронного документооборота. Вся отчётность составляется только в тысячах рублей. На первой странице указывают, подлежит ли отчётность обязательному аудиту, и наименование аудиторской организации, проводившей аудит отчётности.

Как составить бухгалтерский баланс: порядок заполнения

Новые формы бухгалтерской отчётности выглядят как налоговые декларации. В формах есть титульный лист. На каждом листе нужно проставить ИНН, КПП и номер страницы.

Баланс по общей форме имеет шесть граф. Первая отведена под номер пояснения. Если какой-то показатель требуется пояснить, здесь указывают номер, а пояснение — в листе детализации отдельных показателей бухгалтерского баланса. Малые компании в бухгалтерский баланс включают показатели только по группам статей (без детализации по статьям), а в приложениях к балансу и отчёту о финансовых результатах приводят только наиболее важную информацию, при отсутствии которой нельзя оценить финансовое положение компании или финансовые результаты её деятельности.

Во второй графе проставлены названия показателей, в третьей — коды строк. А в остальных графах должны быть приведены показатели:

Баланс состоит из двух частей — актива и пассива, которые должны быть равны между собой. В активе отражаются внеоборотные и оборотные активы, а в пассиве — размер собственного капитала и заёмных средств, а также кредиторской задолженности.

Если баланс первичный, в первой ячейке в поле «Номер корректировки» ставится 0. В уточнённом балансе в поле вписывают номер корректировки, например, «1—», «2—» и т.д.

В поле «Отчётный период» ставится код 34. Это значит, что баланс составлен за год. Далее указывают полное наименование компании, коды ОКВЭД, ОКПО, ОКОПФ и ОКФС и адрес местонахождения.

Если бухгалтерская отчётность подлежит обязательному аудиту, указывают код 1 и далее вписывают наименование аудиторской фирмы. Те, кто не должен прикладывать к отчётности аудиторское заключение, поставят код 0.

Укажите количество страниц в бухотчётности и приложенных к ней документов. Если баланс и отчёт о финансовых результатах сдаёт руководитель организации, в соответствующей ячейке ставят 1, а если представитель — 2. При сдаче отчётности руководителем указывают его ФИО, подпись и дату. Если отчётность сдаёт представитель, указывают его ФИО или наименование и реквизиты доверенности.

Раздел I. Внеоборотные активы

Остаточную стоимость нематериальных активов отражают по строке 1110. Чтобы включить объект в состав нематериальных активов, должны выполняться следующие условия (п. 3 ПБУ 14/2007):

К нематериальным активам относятся исключительные права на произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки и знаки обслуживания.

Нематериальными активами не являются расходы, связанные с образованием юрлица, интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду (п. 4 ПБУ 14/2007).

Результаты исследований и разработок

Расходы на исследования и разработки, учтённые на счёте 04 «Нематериальные активы», отражают по строке 1120.

Нематериальные и материальные поисковые активы

Эти два показателя приводят в строках под номерами 1130 и 1140. Здесь отражают информацию о затратах на освоение природных ресурсов (ПБУ 24/2011 из приказа Минфина от 06.10.2011 № 125н).

По амортизируемым объектам в строку 1150 записывают остаточную стоимость основных средств. Для неамортизируемого имущества в строке указывают его первоначальную стоимость.

Объекты должны находиться в собственности организации либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В составе основных средств лизингополучатель также может указывать имущество,которое учитывает на своём балансе.

Недвижимость и землю, права на которые надо регистрировать, отражают в основных средствах с момента, как получили активы и ввели их в эксплуатацию. Стоимость незавершённых объектов, которые компания строит самостоятельно, также отражают по строке 1150 «Основные средства» (п. 20 ПБУ 4/99 из приказа Минфина от 06.07.1999 №43н) или в листе «Детализация отдельных показателей баланса» называют расшифрованную строку 1151 «Незавершённое строительство» и записывают в ней данные расходы.

Доходные вложения в материальные ценности

Эти данные указывают в строке 1160. Это остаточная стоимость имущества, предназначенного для сдачи в аренду (лизинг) и учитываемого на счёте 03. Если же компания сначала использовала имущество для нужд производства и управления, но в дальнейшем сдала его в аренду, то имущество нужно отражать на отдельном субсчёте счёта 01 в составе основных средств.

Для долгосрочных финансовых вложений, то есть со сроком обращения более года, отведена строка 1170 (для краткосрочных — строка 1240 раздела II «Оборотные активы»). Здесь же показывают инвестиции в дочерние, зависимые и другие общества. Финансовые вложения принимаются к учёту в сумме, затраченной на их приобретение. Стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров для перепродажи или аннулирования, и беспроцентные займы, выданные работникам, не относятся к финансовым вложениям. Выкупленные собственные акции отражают в строке 1320 пассива баланса. А беспроцентные займы работникам — в активе в составе дебиторской задолженности, а именно: долгосрочные займы — по строке 1190, краткосрочные — по строке 1230.

Отложенные налоговые активы

Строку 1180 заполняют плательщики налога на прибыль. Фирмы на УСН в ней проставляют прочерки.

Прочие внеоборотные активы

В строке 1190 показывают внеоборотные активы, которые не отражены по другим строкам раздела I актива баланса.

Раздел II. Оборотные активы

Стоимость материальных запасов отражают по строке 1210. Если необходимо, в листе «Детализация отдельных показателей баланса» можно добавить расшифровочные строки.

Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям

Эту строку с кодом 1220 упрощенцы могут заполнять, если согласно учётной политике отражают суммы входного НДС на счёте 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям». Упрощенцы не являются плательщиками НДС, поэтому могут учитывать входной налог в стоимости товаров, материалов, работ или услуг.

Строка 1230 предназначена для краткосрочной дебиторской задолженности, то есть погашение которой ожидается в течение 12 месяцев после отчётной даты. Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) Для этих активов предусмотрена строка 1240, по которой показывают займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев.

Денежные средства и денежные эквиваленты

В строке 1250 суммируют стоимость денежных эквивалентов (сальдо соответствующих субсчетов счёта 58) и остатки по счетам, на которых учитываются денежные средства (50 «Касса»,51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и 57 «Переводы в пути»). К денежным эквивалентам можно отнести, например, открытые в кредитных организациях депозиты со сроком до востребования (ПБУ 23/2011 из приказа Минфина от 02.02.2011№ 11н).

Прочие оборотные активы

В строке 1260 указывают данные по оборотным активам, которые не были включены в другие строки раздела II актива баланса.

Раздел III. Капитал и резервы

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

По строке 1310 баланса отражают сумму уставного капитала. Она должна совпадать с суммой уставного капитала, которая зафиксирована в учредительных документах.

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Если фирма выкупила собственные акции в уставном капитале не для продажи, то их стоимость вносят в строку 1320. Такие акции положено аннулировать, что автоматически приводит к уменьшению уставного капитала, поэтому показатель строки как величину отрицательную приводят в скобках. Акции, которые фирма выкупила и перепродала, считают активом, и их стоимость вписывают в строку 1260 «Прочие оборотные активы».

Переоценка внеоборотных активов

В строке 1340 показывают дооценку основных средств и нематериальных активов, которую учли на счёте 83 «Добавочный капитал».

Добавочный капитал (без переоценки).

Суммы добавочного капитала отражают по строке 1350. Показатель для этой строки берут без учёта сумм переоценки, которые отражают строкой выше.

Остаток резервного фонда указывают по строке 1360. Здесь отражают как резервы, образованные по требованию законодательства, так и резервы, созданные в соответствии с учредительными документами. Расшифровка требуется, только если показатели являются существенными.

Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)

Накопленную за все годы, включая отчётный, нераспределённую прибыль показывают в строке 1370. По ней же отражают непокрытый убыток, сумму которого заключают в скобки

Составляющие показателя за отчётный год и (или)за предыдущие периоды можно записать в дополнительных строках, то есть сделать расшифровку по полученным финансовым результатам (прибыль/убыток), а также по всем годам деятельности компании.

Раздел III «Целевое финансирование» заполняют некоммерческие компании вместо раздела «Капитал и резервы».Коммерческие фирмы в этом разделе ставят прочерки.

Раздел IV. Долгосрочные обязательства

В строке 1410 указывают задолженность организации по долгосрочным (со сроком погашения более 12 месяцев) займам и кредитам (для краткосрочных займов и кредитов предусмотрена строка 1510).

Отложенные налоговые обязательства

Строку 1420 заполняют плательщики налога на прибыль. Упрощенцы в их число не входят, поэтому ставят прочерк.

Указанную строку 1430 заполняют фирмы, учитывающие оценочные обязательства согласно ПБУ 8/2010 из приказа Минфина от 13.12.2010 № 167н. Малые фирмы могут не применять данное ПБУ.

В строке 1450 указывают прочие долгосрочные обязательства, которые не отразили по другим строкам раздела IV баланса.

Раздел V. Краткосрочные обязательства

В строке 1510 указывают задолженность по краткосрочным кредитам и займам, взятым на срок не более 12 месяцев. При этом сумму следует отражать с учётом процентов, причитающихся к уплате на конец отчётного периода.

Общую сумму кредиторской задолженности фиксируют в строке 1520. Сюда относятся задолженности перед работниками по зарплате, перед бюджетом по налогам и т. п.

Доходы будущих периодов

Строку 1530 заполняют, когда положениями по бухучёту предусмотрено признание этого объекта учёта. Например, если фирма получает бюджетные средства или суммы целевого финансирования. Такие средства учитывают в составе доходов будущих периодов на счетах 98 «Доходы будущих периодов» и 86 «Целевое финансирование» (п. 9 и 20 ПБУ 13/2000 из приказа Минфина от 16.10.2000 № 92н).

Строку 1540 заполняют, если фирма признаёт в бухучёте оценочные обязательства. Только в строке 1430 отражают долгосрочные обязательства, а в строке 1540 — краткосрочные.

По строке 1550 показывают прочие краткосрочные обязательства, которые не отразили по другим строкам раздела V баланса.

После заполнения баланса рекомендуется проверить показатели по следующим формулам (дебетовое и кредитовое сальдо по счетам бухучёта обозначены соответственно Дт и Кт):

Строка 1110 «Нематериальные активы» = Дт 04 (без расходов на НИОКР) – Кт 05.

Строка 1120 «Результаты исследований и разработок» = Дт 04(аналитический счёт учёта расходов на НИОКР).

Строка 1130 «Нематериальные поисковые активы» = Дт 08(аналитический счёт учёта расходов на нематериальные поисковые затраты).

Строка 1140 «Материальные поисковые активы» = Дт 08(аналитический счёт учёта расходов на материальные поисковые затраты).

Строка 1150 «Основные средства» = Дт 01 – Кт 02 (аналитический счёт учёта амортизации основных средств) + Дт 08(аналитический счёт учёта расходов на незавершённое строительство).

Строка 1160 «Доходные вложения в материальные ценности» =Дт 03 – Кт 02 (аналитический счёт учёта амортизации доходных вложений).

Строка 1170 «Финансовые вложения» = Дт 58 + Дт 55 субсчёт«Депозитные счета» + Дт 73 субсчёт «Расчёты по предоставленным займам» (аналитические счета учёта долгосрочных финансовых вложений) – Кт 59 (аналитический счёт учёта резерва по долгосрочным финансовым вложениям).

Строка 1180 «Отложенный налоговый актив» = Дт 09.

Строка 1190 «Прочие внеоборотные активы» = стоимость внеоборотных активов, не учтённых в других показателях раздела I бухгалтерского баланса.

Строка 1100 «Итого по разделу I» = сумма показателей строк 1110—1190.

Строка 1210 «Запасы» = сумма дебетовых сальдо счетов 10, 11, 43,45, 20, 21, 23, 28, 29, 44 + Дт 41 – Кт 42 + Дт 15 + Дт 16 – Кт 16 –Кт 14 + ДТ 97 (аналитический счёт учёта расходов со сроком списания меньше 12 месяцев).

Строка 1220 «НДС по приобретённым ценностям» = Дт 19.

Строка 1230 «Дебиторская задолженность» = Дт 62 + Дт 60 + Дт 68+ Дт 69 + Дт 70 + Дт 71 + Дт 73 (кроме процентных займов) + Дт 75+ Дт 76 – Кт 63.

Строка 1240 «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» = Дт 58 + Дт 55 субсчёт «Депозитные счета» +Дт 73 субсчёт «Расчёты по предоставленным займам» (аналитические счета учёта краткосрочных финансовых вложений) – Кт 59 (аналитический счёт учёта резерва по краткосрочным финансовым вложениям).

Строка 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» =Дт 50 + Дт 51 + Дт 52 + Дт 55 + Дт 57 – Дт 55 субсчёт «Депозитные счета» (аналитические счета учёта финансовых вложений).

Строка 1260 «Прочие оборотные активы» = стоимость оборотных активов, не включённая в другие показатели раздела II бухгалтерского баланса.

Строка 1200 «Итого по разделу II» = сумма показателей строк 1210—1260.

Строка 1600 «Баланс» = показатель строки 1100 + показатель строки 1200. Показатель из этой строки должен совпадать с показателем строки 1700 баланса.

Строка 1310 «Уставный капитал» = Кт 80.

Строка 1320 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» =Дт 81.

Строка 1340 «Переоценка внеоборотных активов» = Кт 83 (аналитический счёт учёта сумм дооценки основных средств и нематериальных активов).

Строка 1350 «Добавочный капитал (без переоценки)» = Кт 83 (кроме сумм дооценки основных средств и нематериальных активов).

Строка 1360 «Резервный капитал» = Кт 82.

Строка 1370 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» = Кт 84 (Дт 84). При дебетовом сальдо — показатель отрицательный. Он обозначает убыток, который получила компания.

Строка 1300 «Итого по разделу III» = сумма показателей строк 1310-1370. Если результат отрицательный (при наличии отрицательных показателей по строкам 1320 и 1370), его показывают в круглых скобках.

Строка 1410 «Заёмные средства» = Кт 67. При этом начисленные проценты, срок погашения которых на отчётную дату составляет менее 12 месяцев, следует исключить и отразить по строке 1510 (желательно с расшифровкой).

Строка 1420 «Отложенные налоговые обязательства» = Кт 77.

Строка 1430 «Оценочные обязательства» = Кт 96 (только оценочные обязательства со сроком исполнения более 12 месяцев после отчётной даты).

Строка 1450 «Прочие обязательства» = долгосрочная задолженность, которая не вошла в другие показатели раздела IV бухгалтерского баланса.

Строка 1400 «Итого по разделу IV» = сумма показателей строк 1410—1450.

Строка 1510 «Заёмные средства» = Кт 66 + Кт 67 (в части начисленных процентов, срок погашения которых на отчётную дату не более 12 месяцев).

Строка 1520 «Кредиторская задолженность» = Кт 60 + Кт 62 +Кт 76 + Кт 68 + Кт 69 + Кт 70 + Кт 71 + Кт 73 + Кт 75. При этом учитывают только краткосрочную задолженность.

Строка 1530 «Доходы будущих периодов» = Кт 98 + Кт 86 в части целевого бюджетного финансирования, грантов, технической помощи и т. д.

Строка 1540 «Оценочные обязательства» = Кт 96 (только оценочные обязательства со сроком исполнения не более 12 месяцев после отчётной даты).

Строка 1550 «Прочие обязательства» = суммы задолженности по краткосрочным обязательствам, не учтённые при определении других показателей раздела V баланса.

Строка 1500 «Итого по разделу V» = сумма показателей строк 1510—1550.

Строка 1700 «Баланс» = сумма показателей строк 1300 + 1400 +1500.

Если все операции отражены верно и правильно перенесены в баланс, показатели строк 1600 и 1700 совпадут. Если они не совпали, значит, где-то допущена ошибка. Данные нужно проверить и пересчитать.

Как заполнить бухгалтерский баланс по упрощённой форме

Сначала заполняется титульный лист. Он такой же, как и в обычной отчётности, но на нём нет полей для сведений об обязательном аудите.

В упрощённом бухгалтерском балансе будет шесть граф. Первая отведена под номер пояснения. Во второй графе указаны названия показателей, в третьей — код строки. В остальных графах приводятся укрупнённые показатели:

Упрощённый баланс также состоит из актива и пассива. Итоговые показатели разделов рассчитывают в строках с кодами 1600 и 1700. Эти строки должны быть равны. Коды по остальным строкам указывают по показателю, который имеет наибольший удельный вес в составе укрупнённого показателя. Например,строка «Материальные внеоборотные активы» включают основные средства, а также незавершённые капитальные вложения в основные средства.

В активе упрощённого баланса отражают величину внеоборотных и оборотных активов, а в пассиве — размер собственного капитала и заёмных средств, а также кредиторской задолженности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *