На основании чего устанавливаются факты нарушения технологии организации вагонопотоков в поезда
Приложение N 39. Порядок организации вагонопотоков (план формирования грузовых поездов на 2019/2020 г. (часть 1))
ГАРАНТ:
Приложение 39 введено в действие с 8 декабря 2019 г.
План
формирования грузовых поездов на 2019/2020 год (Часть 1)
Порядок
организации вагонопотоков
Организация и порядок направления вагонопотоков являются важнейшей технологической задачей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. Организация вагонопотоков в поезда должна обеспечивать устойчивое положение железных дорог на рынке транспортных услуг, минимальные расходы на перевозки, соблюдение нормативных сроков доставки грузов, а также запросы грузоотправителей и грузополучателей.
1. Классификация грузовых поездов
1.1. Грузовые поезда классифицируют по:
— условиям проследования до станций назначения;
— состоянию включаемых в них вагонов;
— числу групп в составе;
— роду перевозок и скорости движения.
1.2. По условиям формирования грузовые поезда делят на:
— поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя;
— маршруты установленного веса и (или) длины, организованные с мест погрузки (выгрузки), а также на технической, сортировочной или участковой станциях, сформированные из груженых/порожних вагонов одного или нескольких грузоотправителей, назначением на одну станцию выгрузки (погрузки) или станцию распыления (расформирования) с обязательным освобождением в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
1.3. Поезда, формируемые без участия грузоотправителя на сортировочных, участковых, а также на грузовых станциях, подразделяются на:
Разновидностями сборных поездов являются:
1.4. Классификация маршрутов устанавливается железнодорожной администрацией в соответствии с действующим транспортным законодательством и нормативно-технологическими документами
1.5. По числу групп в составе грузовые поезда подразделяются на:
В необходимых случаях устанавливается формирование групповых поездов из вагонов назначением на одну станцию с подборкой по маневровым районам, сортировочным системам, по роду и состоянию подвижного состава и другим признакам.
Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается планом формирования поездов.
1.6. По состоянию включаемых вагонов поезда формируются:
— из груженых вагонов;
2. Вес и длина грузовых поездов
2.1. Поезда формируются из вагонов определенных назначений и установленными графиком движения нормой веса и длины. В зависимости от рода и назначения поездов нормы веса и длины подразделяются на:
Унифицированные и параллельные нормы веса и длины грузовых поездов устанавливаются в пределах железнодорожной администрации.
В международном сообщении вес и длина грузовых поездов устанавливаются Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества по согласованию с причастными железнодорожными администрациями. Допускается в исключительных случаях отклонение от установленных норм в сторону уменьшения веса и длины поезда не более чем на 90 тонн либо на один физический вагон.
Вывозные, передаточные, сборные поезда отправляются с начальных станций независимо от числа накопившихся вагонов по установленным ниткам графика.
При отцепке 1-3 вагонов с коммерческими и техническими неисправностями пополнение маршрутов не производится.
2.3. Поезда, для которых установлены параллельные нормы веса и длины, пропускаются через пункты их перелома без изменения состава.
2.4. Обработка транзитных поездов, связанная с изменением веса или длины, устанавливается порядком, предусмотренным железнодорожной администрацией, с учетом особенностей работы станции и вносится в технологический процесс, при этом запрещается изменение первоначального индекса поезда.
2.5. Порядок формирования и пропуска транзитных поездов повышенного веса и длины, следующих по двум и более дорогам, устанавливается в графике движения или предусматривается при сменно-суточном планировании работы по согласованию с причастными железнодорожными администрациями.
2.6. Отцепленные от сквозных поездов и маршрутов вагоны с коммерческими и техническими неисправностями, после их устранения, а также вагоны, отцепленные по уменьшению веса и длины, отправляются в поездах по плану формирования станции, отцепившей вагоны.
2.7. При отцепке по технической или коммерческой неисправностям одного или двух вагонов разрешается передача поездов по межгосударственному стыковому пункту без пополнения до установленной графиком нормы веса или длины.
3. Организация порожних вагонопотоков
3.1. Поезда из порожних вагонов формируют:
а) на железнодорожных путях необщего пользования;
б) на крупных выгрузочных станциях и участках из вагонов, освобождающихся после выгрузки;
в) на станциях подготовки вагонов (ремонта, промывки, подготовки под погрузку);
г) на сортировочных и участковых станциях из вагонов, поступающих с других станций.
3.2. Порожние вагоны инвентарного парка железнодорожных администраций организуют в поезда:
б) сквозные, формируемые на технических станциях и на станциях массовой выгрузки из порожних вагонов, принадлежащих другим железнодорожным администрациям.
На станциях, где не предусмотрено формирование отдельных поездов из порожних вагонов инвентарного парка, вагоны включаются в грузовые поезда по плану формирования согласно регулировочному заданию, установленному техническим планом и суточным планом поездной и грузовой работы.
Если в плане формирования для данной станции не указаны назначения формируемых поездов, в которые следует включать порожние вагоны данного рода и государства-собственника, то такие вагоны направляют в соответствии с «Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств».
Освободившиеся после выгрузки порожние вагоны по уведомлению Дирекции Совета могут направляться в качестве «вагонной» помощи при согласии железнодорожной администрации-собственницы.
3.3. Порожние собственные или арендованные вагоны, организуют в поезда:
а) сквозные из порожних вагонов без подборки по владельцам вагонов, операторам подвижного состава в адрес определенных станций назначения;
б) маршруты из порожних вагонов определенных операторов подвижного состава или их объединений, сформированные на железнодорожных путях общего пользования;
На станциях, где не предусмотрено формирование отдельных поездов из порожних собственных и арендованных вагонов, вагоны направляются на станцию назначения, указанную отправителями порожних вагонов в перевозочных документах, в соответствии с планом формирования грузовых поездов.
4. Специализированные поезда
4.1. По роду перевозок формируются ускоренные поезда с повышенной маршрутной скоростью, к которым относятся поезда для перевозки: контейнеров, контрейлеров, скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контейнерах, живности, овощей и фруктов в крытых вагонах, а также вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки.
4.2. Специализированные грузовые поезда формируются и пропускаются на всем пути следования установленной нормой веса и (или) длины для каждого назначения.
Организация движения контрейлерного поезда может осуществляться по следующим видам маршрутов:
4.5. Маршрут следования международных контейнерных, контрейлерных поездов и условная длина поезда согласовываются причастными железнодорожными администрациями.
4.6. Отправление и пропуск специализированных грузовых, контейнерных, контрейлерных поездов производится по расписаниям, установленным для этих поездов.
Отдельные рефрижераторные секции, сцепы из рефрижераторных контейнеров, вагоны-термосы, цистерны-термосы, ИВ-термосы, крытые со скоропортящимся грузом в груженом и порожнем состоянии должны следовать по установленному порядку направления вагонопотоков и плану формирования грузовых поездов.
4.8. Массовая перевозка живности производится, как правило, в специально оборудованных вагонах. Маршрут следования вагонов с живностью согласовывается перевозчиком с учетом возможности поения животных водой.
4.9. Отцепленные от специализированных поездов вагоны с коммерческими и техническими неисправностями, после их устранения, отправляются в поездах по плану формирования станции, отцепившей вагоны, через межгосударственный пункт перехода, указанный в перевозочных документах.
4.10. При отцепке от специализированных поездов по технической или коммерческой неисправностям одного физического вагона разрешается передача поездов по межгосударственному стыковому пункту без пополнения до установленной графиком нормы веса или длины.
4.11. Сдача специализированных поездов соседней железнодорожной администрации по МГСП сдачи составом, принятым по МГСП приема.
5. Включение в грузовые поезда вагонов с негабаритными и опасными грузами
5.1. При постановке в грузовые поезда вагонов с негабаритными грузами следует учитывать, что маршруты следования грузов нижней и боковой негабаритности 4-6-ой степеней (по отдельным участкам и верхней 3-й степени), сверхнегабаритными во многих случаях не совпадают с установленным планом формирования поездов. Вагоны с такими негабаритными грузами дальних назначений допускается включать в поезда ближних назначений. Во всех случаях станция расформирования поезда должна быть заблаговременно извещена о предстоящей работе с поездом, имеющем в составе негабаритный груз.
5.2. В случаях, когда маршруты следования вагонов с опасными грузами отличаются от установленных действующим планом формирования, порядок их включения в поезда устанавливается соответствующим распоряжением железнодорожной администрации.
6. Разработка, утверждение и корректировка плана формирования грузовых поездов
6.1. План формирования грузовых поездов, порядок направления вагонопотоков и план организации маршрутов разрабатываются:
6.2. План формирования грузовых поездов в международном сообщении предусматривает:
Право определения станции формирования нового назначения в международном сообщении предоставляется железнодорожной администрации формирования поезда.
6.3. Изменения и корректировка плана формирования грузовых поездов, порядка направления вагонопотоков и плана организации маршрутов производятся:
6.4. По просьбам железнодорожных администраций (на основании обращений грузоотправителей и по согласованию со всеми железнодорожными администрациями, участвующими в данной перевозке, может быть изменен установленный порядок направления вагонопотоков в международном сообщении.
Изменение порядка направления вагонопотоков оформляется Дирекцией Совета и допускается на срок не более трех месяцев.
При составлении заявки на изменение плана формирования указывать:
— срок действия изменения;
— род подвижного состава;
При отсутствии ответа железнодорожной администрации на запрос Дирекции Совета или запрашивающей железнодорожной администрации о возможности пропуска вагонопотока измененным маршрутом следования в течение 15 календарных дней, изменение порядка направления вагонопотоков в международном сообщении считается согласованным.
Дирекция Совета информирует о принятом решении по пропуску вагонопотока по действующему или измененному маршруту причастные железнодорожные администрации, которые, в свою очередь, обязаны уведомить об изменении порядка направления вагонов свои железнодорожные станции.
При следовании груженого вагонопотока по измененным направлениям, возврат порожних вагонов осуществляется по межгосударственным стыковым пунктам, по которым вагоны следовали в груженом состоянии.
Изменение маршрута следования при объемах перевозок до трех вагонов включительно по одному запросу осуществляется по уведомлениям Дирекции Совета без согласования с причастными железнодорожными администрациями.
6.5. Оперативное изменение международного плана формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами, межгосударственных пунктов перехода в связи со сложной эксплуатационной обстановкой на участках, избыточным образованием вагонопотока производится по согласованию с причастными железнодорожными администрациями.
Оперативная корректировка оформляется уведомлениями Дирекции Совета, которые передаются не позднее, чем за двое суток до начала действия изменений.
6.6. При возникновении чрезвычайных ситуаций оперативная корректировка международного плана формирования грузовых поездов осуществляется с момента передачи распоряжения Дирекции Совета с уведомлением причастных железнодорожных администраций.
7. Обеспечение выполнения плана формирования грузовых поездов
7.1. К нарушениям плана формирования относятся:
7.1.1. Нарушения порядка формирования поездов:
— включение вагонов, для которых путь следования поезда является кружным, если это не предусмотрено планом формирования;
— включение вагонов более ближнего назначения (обратного назначения), если это не предусмотрено планом формирования;
— включение в поезд ближнего назначения вагонов дальнего назначения, которые по действующему плану формирования должны следовать через станцию назначения данного поезда в транзитных поездах;
— включение в маршруты вагонов назначением на другие станции;
— включение в поезд вагонов с опасными грузами, станция назначения которых не соответствует назначению поезда;
— включение в поезд вагонов, межгосударственный пункт перехода которых не соответствует назначению поезда;
— включение в поезд вагонов, признаки которых (код груза, код грузополучателя, примечание строки натурного листа) не соответствует назначению поезда (если по плану формирования вагоны с разными признаками должны следовать на одну станцию назначения в разных поездах);
— несоответствие подбора групп вагонов, следующих в групповых поездах, установленному порядку их формирования и расположения в составе поезда;
— формирование поездов станциями, не включенными в план формирования поездов и прицепка вагонов к ним с отступлениями от установленного для впередилежащей технической станции плана формирования поездов;
— постановка в поезда груженых вагонов, не имеющих перевозочных документов;
7.1.2. Нарушения порядка пропуска поездов:
— преждевременное расформирование поездов и маршрутов;
— пропуск станцией поезда, подлежащего расформированию;
— пропуск станцией группового поезда без отцепки предназначенной для нее поездной группы;
— несоблюдение установленного порядка пополнения в пути следования поездов, следующих по плану формирования;
— пополнение или отцепка вагонов от маршрутов (за исключением станций перелома веса/длины, предусмотренных планом формирования грузовых поездов, и вагонов по техническим и коммерческим неисправностям).
В случае поступления транзитного поезда на дорогу неразрешенной кружностью он должен быть направлен в соответствии с установленным порядком следования вагонопотоков для данной дороги.
7.3. Маршруты, которые не поименованы в книге «План формирования грузовых поездов», должны формироваться весом и длиной, установленными графиком движения поездов и следовать по пунктам перехода, установленным для груженого вагонопотока.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАГОНОПОТОКОВ
А.Ф.БОРОДИН, Г.М. БИЛЕНКО, В.В.ПАНИН,
И.В.СИМАЧКОВА, С.Г.ВОЛКОВА, Е.С.КУЛИЕВА
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЧАСТКОВ И НАПРАВЛЕНИЙ
Под редакцией А.Ф.Бородина и Г.М.Биленко
в качестве учебного пособия
Москва 2010
В учебном пособии изложены современные методы организации вагонопотоков в поезда на железнодорожном транспорте. Также освещены вопросы разработки и построения графиков движения поездов, расчета их показателей, методы и последовательность определения пропускной и провозной способности железнодорожных линий, а также мероприятия по их усилению, задачи управления местной работой на участках и направлениях.
Пособие предназначено для студентов специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» при изучении соответствующей дисциплины, а также для дипломного проектирования.
У ч е б н о е п о с о б и е н а п и с а л и:
д-р техн. наук, проф. А.Ф.Бородин – пп. 1,2,3,9,10,12;
канд. техн. наук, доц. Г.М. Биленко – пп. 16,18,21;
канд. техн. наук. В.В.Панин – пп. 4-8,11,13-15;
канд. техн. наук, доц. И.В. Симачкова – п.20;
ст. преп. Е.С. Кулиева – п.17.
Рецензенты: докт. техн. наук, проф. В.А. Шаров (ОАО «НИИАС»),
канд. техн. наук, доц. А.Н. Кузнецова (РОАТ МИИТ)
ISBN © Российская открытая академия транспорта
Московского государственного университета
путей сообщения, 2010
П Р Е Д И С Л О В И Е
Основным содержанием данной дисциплины являются базовые вопросы технологического нормирования эксплуатационной работы – разработка плана формирования и графика движения поездов.
Организация вагонопотоков направлена на установление наиболее рациональной системы формирования грузовых поездов и порядка их следования по направлениям железнодорожной сети. Правильная организация вагонопотоков является важнейшей технологической задачей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта.
Анализ эксплуатационных расходов железных дорог показывает, что технология организации вагонопотоков оказывает влияние на 78,6% от всех расходов железных дорог по грузовым перевозкам. Если за счет улучшения этой технологии экономить ежегодно только 1% указанных расходов, то это составит более 1,5 млрд. руб.
График движения поездов на железнодорожном транспорте отражает план всей эксплуатационной работы и является основой организации перевозок. Координируя работу всех подразделений железнодорожного транспорта, график движения позволяет осуществлять своевременную перевозку грузов и пассажиров при одновременном выполнении требований безопасности движения, наивыгоднейшего использования подвижного состава, обеспечения ритмичности работы станций, участков при наилучшем использовании их пропускной и провозной способности. На основе графика определяются показатели использования подвижного состава, согласовывается деятельность дорог с предприятиями-грузоотправителями и грузополучателями, а также с другими видами транспорта.
Высокопроизводительное использование подвижного состава достигается установлением прогрессивных технических нормативов, учитывающих совершенствование технических средств и методов эксплуатации; согласованием графиков движения поездов и оборота локомотивов на смежных участках и на стыках между дорогами. Установленная продолжительность работы локомотивных бригад соблюдается назначением в графике пунктов смены бригад с учетом принятой системы обслуживания поездов локомотивами (со сменой или без смены бригад в пути), протяженности участка обслуживания и участковой скорости.
Цель данного пособия – показать наиболее важные вопросы учебного курса с учетом современного состояния теории и практики отечественных железных дорог. Пособие предназначено для использования при изучении студентами соответствующих разделов дисциплины «Технология управления работой железнодорожных участков и направлений», в дипломном и курсовом проектировании, а также может быть полезно инженерно-техническим работникам железных дорог.
раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАГОНОПОТОКОВ
1. Задачи и критерии организации вагонопотоков
На отечественных железных дорогах организация вагонопотоков в поезда производится по плану их формирования. План формирования устанавливает род и назначение (т.е. станции расформирования, выгрузки или подачи под погрузку) поездов и групп вагонов, формируемых железнодорожными станциями, и включает в себя:
· план формирования поездов на технических и грузовых (без участия грузоотправителя) станциях;
· план организации (формирования) отправительских и ступенчатых маршрутов.
Современная организация вагонопотоков подразумевает минимальные расходы на перевозки при соблюдении нормативных сроков доставки грузов. С этой целью план формирования грузовых поездов должен обеспечивать:
· продвижение вагонопотоков на основе экономических критериев и логистических принципов, с учетом допустимого времени доставки вагонов в пункты назначения, учета принадлежности вагонного парка, высокой динамичности спроса на железнодорожные перевозки;
· наиболее экономичный путь следования вагонопотоков по направлениям с учетом принятой специализации железнодорожных линий;
· правильное распределение сортировочной работы между станциями и эффективную концентрацию переработки вагонопотоков в соответствии с техническим развитием станций и особенностями их эксплуатации;
· ритмичную эксплуатационнную работу железных дорог на основе увязки плана формирования поездов с графиком их движения и технологией работы железнодорожных путей необщего пользования;
· создание условий для реализации современных требований к качеству транспортного обслуживания и управления грузопотоками.
Таким образом, в плане формирования поездов должны правильно сочетаться интересы грузоотправителей, грузополучателей, владельца железнодорожной инфраструктуры и железнодорожных перевозчиков.
2. Классификация грузовых поездов
Грузовые поезда классифицируют по условиям формирования; условиям проследования до станций назначения; роду перевозок и скорости движения; состоянию включаемых в них вагонов; числу групп в составе; условиям тягового обслуживания.
По условиям формирования грузовые поезда делят на:
· поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя;
· маршруты, организованные с мест погрузки, с обязательным освобождением не менее одной станции от переработки вагонов, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
По условиям проследования до станций назначения поезда, формируемые на сортировочных, участковых, а также на грузовых (без участия грузоотправителя) станциях, подразделяют на:
сквозные, следующие без переработки через одну или несколько участковых или сортировочных станций;
участковые, следующие без переформирования по одному участку;
технические маршруты, формируемые из вагонов, следующих на одну станцию назначения, по отдельным грузам, грузополучателям, принадлежности вагонов или другим заданным признакам;
сборные для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям.
Сборные поезда формируют с подборкой вагонов по станциям участка. Разновидностями сборных поездов являются:
зонные– с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка;
удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков;
сборно-участковые – следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки.
вывозные – следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных (грузовых) станций примыкающего участка или обратно с отдельных промежуточных (грузовых) станций до ближайшей сортировочной или участковой станции;
Маршруты, организованные с мест погрузки, классифицируют следующим образом.
По способу их организации:
а) отправительские маршруты, сформированные из вагонов, погруженных одним грузоотправителем на одной станции, а также сформированные на одном железнодорожном пути необщего пользования;
б) станционные ступенчатые маршруты, сформированные из вагонов, погруженных разными отправителями на одной станции;
в) участковые ступенчатые маршруты, сформированные из вагонов, погруженных одним или несколькими грузоотправителями на нескольких станциях участка или железнодорожного узла.
По назначению включенных вагонов:
а) прямые, сформированные из вагонов назначением на одну станцию выгрузки в адрес одного или нескольких грузополучателей;
б) маршруты на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов по станциям назначения;
в) маршруты в расформирование – поезд из вагонов на разные станции назначения, с его расформированием на попутной технической станции и дальнейшим следованием вагонов по плану формирования поездов;
г) маршруты в распыление – при перевозке назначением на объявленные станции распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание в перевозочных документах станции назначения и грузополучателя) вагонов до станции выгрузки.
По условиям обращения:
а) некольцевые,вагоны которых подлежат отправлению со станции назначения маршрута в разных поездах, в том числе на разные станции;
б) кольцевые с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение железной дороги под повторную погрузку;
Приведенная ниже классификация по роду перевозок и скорости движения, состоянию включаемых вагонов, числу групп в составе и условиям тягового обслуживания относится и к маршрутам с мест погрузки, и к поездам из немаршрутизированных вагонов.
По роду перевозок и скорости движения формируют:
а) ускоренные поездас параллельной (уменьшенной) весовой нормой и повышенной маршрутной скоростью, к которым относятся поезда для перевозки: скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах, животных, овощей и фруктов в крытых вагонах, молока и молочной продукции, контейнеров, контрейлеров, а в отдельных случаях – вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки. Их отправление и пропуск производится по расписаниям, установленным для этих поездов.
б) остальные грузовые поезда.
По состоянию включаемых вагонов грузовые поезда формируют:
из груженых вагонов;
комбинированные – из груженых и порожних вагонов.
По числу групп в составе поезда формируют:
групповые – из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения.
По условиям тягового обслуживания грузовые поезда подразделяют на:
обслуживаемыелокомотивной тягой ОАО «РЖД»;
обслуживаемые собственными или арендованными поездными локомотивами независимых перевозчиков и операторских компаний (поездные формирования).
Схема специализации грузовых поездов представлена на рис. 2.1. Здесь на примере железнодорожного направления и узла показано, к каким категориям относятся грузовые поезда, связывающие те или иные станции.
Допустимые варианты перехода вагонопотоков из поезда в поезд на станциях выполнения грузовых и технических операций показаны на схемах организации в поезда:
груженых вагнонопотоков (рис. 2.2);
порожних потоков собственных и арендованных вагонов (рис. 2.3);
порожних вагонопотоков общего парка железных дорог России, государств СНГ и Балтии (рис. 2.4).
Рис. 2.1. Схема специализации грузовых поездов на сети железных дорог ОАО «РЖД»
Рис. 2.2. Схема организации груженыхвагонопотоков в поезда
Рис. 2.3. Схема организации порожних потоков собственных и арендованных вагонов в поезда
Рис. 2.4. Схема организации порожних вагонопотоков общего парка железных дорог России, государств СНГ и Балтии в поезда
3. Структура и содержание плана формирования поездов
3.1. Сетевой план формирования поездов
План формирования поездов вводится в действие ежегодно вместе с графиком движения поездов в сроки, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Общесетевой план формирования поездов, единый для всех железных дорог государств – участников Содружества, издается отдельной книгой в трех частях.
общие указания к плану формирования поездов;
план формирования поездов по важнейшим станциям, включающий в себя перечень всех формируемых на данной станции поездов, пунктов их назначения и включаемых в них вагонов, порядок подборки групп и род поездов;
план формирования поездов в кодах единой сетевой разметки станций (ЕСР);
алфавитный перечень важнейших сортировочных станций;
перечень важнейших сортировочных станций по единой сетевой разметке.
перечни назначений поездов, передаваемых на соседние дороги по каждому межгосударственному и междудорожному стыковому пункту, с указанием наименований станций формирования и назначения поездов, назначений групп вагонов и родов поездов;
перечни станций формирования маршрутов из порожних крытых, платформ, полувагонов, цистерн, рефрижераторных вагонов;
перечни поездов для перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах; животных; овощей и фруктов в крытых вагонах; молока и молочной продукции; контейнеров; контрейлеров;
перечни кольцевых маршрутов для перевозки железорудного сырья, каменного угля в полувагонах с глухим кузовом, глинозема, минеральных удобрений, наливных грузов, а также поездов операторских компаний;
порядок направления груженых вагонопотоков по железным дорогам России (кружности).
общие положения порядка направления вагонопотоков и плана формирования грузовых поездов в межгосударственном сообщении;
таблицы пунктов перехода вагонопотоков в межгосударственном сообщении («таблиц привязки») по железным дорогам.
3.2. Дорожный план формирования поездов
Утвержденный руководством железной дороги дорожный план формирования поездов издается отдельной книгой «План формирования грузовых поездов … железной дороги на … гг.», которая содержит следующие разделы:
общие указания к плану формирования поездов;
план формирования поездов по станциям дороги с описанием вагонопотоков, включаемых в каждое назначение;
план формирования поездов по станциям дороги в кодах единой сетевой разметки станций (ЕСР);
междудорожный план формирования по приему и сдаче поездов;
план формирования отправительских и ступенчатых маршрутов;
рекомендуемые назначения для оперативной организации групповых поездов и формирования поездов сверх плана;
таблица пунктов перехода в межгосударственном сообщении вагонопотоков, отправляемых со станций данной дороги.
В дорожную книгу плана формирования поездов могут включаться дополнительные справочные материалы для работников, связанных с формированием поездов и контролем выполнения плана.
3.3. Области включения вагонопотоков для назначений
плана формирования поездов
Работники железнодорожных станций, принимающие решение о включении вагонов в грузовые поезда, должны видеть в плане формирования поездов указание о том, в поезд какого рода и назначения следует включить вагон с любой станцией назначения, существующей на железнодорожной сети. План формирования поездов устанавливает однозначное соответствие между станциями назначения вагонов, указанными в перевозочных документах, и станциями назначения поездов или поездных групп, в которые включают эти вагоны по каждой станции, формирующей грузовые поезда и поездные группы, а также прицепляющей вагоны к транзитным поездам.
Областью включения вагонопотоков для назначения поезда или поездной группы называется совокупность станций назначения вагонов, включаемых в данный поезд или группу на станции формирования или перецепки групп. Каждая станция назначения вагонов на сети железных дорог государств – участников Содружества должна обязательно входить в одну и только одну область включения по данной станции формирования или перецепки.
Область включения определяют на основе следующих данных:
· схема сети железных дорог государств – участников Содружества с указанием станций, открытых для грузовых операций; тарифных расстояний между ними; границ железных дорог, отделений железных дорог и железнодорожных узлов;
· перечень межгосударственных пунктов перехода вагонопотоков, открытых для грузового движения;
· перечень участков железных дорог России, закрытых для пропуска транзитных вагонопотоков согласно действующему сборнику правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
Прежде чем задать области включения для всех назначений поездов и поездных групп по данной станции формирования, необходимо построить от нее маршруты следования по кратчайшим направлениям до всех станций железных дорог России и выходных межгосударственных пунктов перехода (рис. 3.1).
Кратчайший маршрут следования от станции А до станции С, расположенной на участке Ж – Ч (см. рис. 3.1), проходит через узловые станции В и Ж и имеет длину 136 км. Кратчайший маршрут следования от станции А до станции Т, расположенной на том же участке и соседней со станцией С, проходит через узловые станции В и Ч и имеет длину 133 км. В таких случаях говорят, что по перегону С – Т проходит грузораздел, а сами станции С и Т называют станциями грузораздела. Перегоны, по которым проходят грузоразделы, соединяют на схеме линией грузораздела.
Для текстового описания области включения вагонопотоков используют стандартные элементы и служебные слова (табл. 3.1).
Стандартные элементы и служебные слова описания областей включения вагонопотоков
Стандартные элементы | Служебные слова |
полигон неограниченный; полигон ограниченный; принадлежность; участок; станция; исключение из назначений. | «и далее»; «до»; «исключительно (искл.)»; «включительно (вкл.)»; «кроме». |
Рис. 3.1. Кратчайшие маршруты следования от станции А
Назначение поезда | Род поезда | Наименование групп вагонов |
Смычка | Сквозной | Смычка и далее |
Станция – вершина может быть исключена из полигона (служебное слово «искл.»), например:
Назначение поезда | Род поезда | Наименование групп вагонов |
Свердловск-сорт | Сквозной | Кузино искл. и далее |
Неограниченный полигон заканчивается на тупиковых станциях и на станциях грузораздела, так как перегоны между станциями грузораздела не лежат на кратчайших направлениях следования. Например (см. рис. 3.1), для станции формирования «А» неограниченный полигон «Ж и далее» включает в себя вершину полигона «Ж», станции З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Ю и все станции, расположенные далее станций М и О.
Для другой станции формирования поездов должны быть построены свои кратчайшие направления следования до всех станций железных дорог России и выходных межгосударственных пунктов перехода. Поэтому для нее неограниченный перегон «Ж и далее» будет включать другие станции.
Если в качестве вершины полигона указывается узел, то вершиной полигона фактически является станция входа в узел на «дереве» кратчайших направлений от станции формирования поезда, например:
Назначение поезда | Род поезда | Наименование групп вагонов |
Санкт-Петербург-сорт-Мск | Сквозной | С-Пб узел и далее, включая вагоны Стекольный и далее. |
Из данного примера видно также, что в одно назначение поезда могут включаться вагоны на станции двух и более полигонов.
Назначение поезда | Род поезда | Наименование групп вагонов |
Чусовская | Участковый | Чусовская и далее до ст. Смычка искл. |
Если в качестве ограничения указан узел, то станцией ограничения фактически является станция входа в узел на «дереве» кратчайших направлений от станции формирования поезда, например:
Назначение поезда | Род поезда | Наименование групп вагонов |
Косяковка | Сборно-участковый | Косяковка и далее до ст. Илецк1-экс. (Рос), Илецк2-экс (Рос), до ст. Орского узла искл. |
Например (см. рис. 3.1), для станции формирования «А» ограниченный полигон «Ж и далее до ст. Л искл.» включает в себя вершину полигона «Ж», станции З, И, К, П, Р, С.
Принадлежность –совокупность станций, принадлежащих заданному узлу, отделению или дороге. Обозначается названием узла, отделения или дороги:
Назначение поезда | Род поезда | Наименование групп вагонов |
Перово | Передаточный | Перово и далее, включая вагоны на ст. Южной ж.д., Донецкой ж.д., на ст. Алма-Атинской ж.д., кроме вагонов на ст. Семипалатинского отд., Защитинского отд. |
Участок –совокупность последовательно расположенных станций, обозначаемая граничными станциями, которые могут сами из данного назначения исключаться (служебное слово «искл»). Например:
Назначение поезда | Род поезда | Наименование групп вагонов |
Льгов-Киевск. | Сборный | На участок Курск искл. – Льгов- Киевск. искл. с подборкой вагонов по станциям |
Участок может включать в себя тупиковые ответвления, примыкающие к раздельным пунктам между граничными станциями.
Станция –с помощью этого элемента можно описать назначение вагона на одну или несколько отдельных станций, например:
Исключение из назначений –любой из перечисленных элементов может быть исключен из назначения вагонов данного поезда. Исключение вагонов из назначения можно проводить двумя способами:
· исключается станция-вершина и (или) станция ограничения полигона, станция границ участка, станции узла. В этом случае следом за названием станции ставится служебное слово «искл.»;
· из назначения исключается целая совокупность станций, определяемая одним из перечисленных выше способов записи, например:
Назначение поезда | Род поезда | Наименование групп вагонов |
Нижнеднепровск-Узел | Сквозной | Новомосковск-Днепр. и далее, кроме вагонов на ст. Белорусской ж.д., кроме вагонов на ст. Лосиновка |
В этом случае для исключения вагонов из назначения используется служебное слово «кроме».
Графические изображения и текстовые описания назначений поездов и областей включения вагонопотоков удобно использовать в процессе составления плана формирования. Для разметки натурных листов по назначениям плана формирования на станциях при расчете поездообразования, составлении сортировочного листка и решении других оперативных задач нужна форма представления плана формирования, упрощающая такие расчеты. Такой формой является план формирования поездов в кодах станций.
Описания областей включения преобразуют в перечни тарифных кодов станций, охватываемых границами этих областей. Затем объединяют эти коды в диапазоны следующих подряд номеров. Потом эти диапазоны и сответствующие им станции назначения располагают в таблицах в порядке возрастания численных значений кодов. В таких таблицах для каждой станции формирования охватывается вся сеть железных дорог, и ни одна станция назначения вагонов не встречается дважды.
Зная коды станций отправления и назначения вагона, можно последовательно просматривать таблицы плана формирования в кодах станций, определяя очередную станцию переработки и выстраивая маршрут следования вагона в назначениях поездов (рис. 3.2). На рис. 3.2 построены маршруты следования вагонопотоков по плану формирования с со станций Батайск (Северо-Кавказская ж.д.), Шушары (Октябрьская ж.д.) и Канаш (Горьковская ж.д.) до станции Забайкальск (грузы в Китай) (Забайкальская ж.д.). Вагонопоток со ст. Канаш поступает на ст. Свердловск-Сорт. (Свердловской ж.д.) и далее следует в одних и тех же назначениях с вагонопотоком со ст. Шушары. Вагонопоток со ст. Батайск поступает на ст. Иркутск-Сорт. (Восточно-Сибирская ж.д.) и далее следует с вагонопотоками со ст. Шушары и ст. Канаш в одном назначении до ст. Забайкальск (Китай).
Рис. 3.2. Маршруты следования вагонов со станциями переработки
по плану формирования
Рис. 3.2 наглядно иллюстрирует следующее правило.
Вагоны, которые прибыли на одну станцию переработки и имеют общую станцию назначения, должны следовать далее в поездах одних и тех же назначений независимо от того, с какой станции они поступили. Это правило называется условием древовидности плана формирования поездов.
3.4. Разработка, утверждение и корректировка плана
формирования поездов
План формирования поездов и порядок направления вагонопотоков разрабатывается:
внутригосударственных междорожных назначений и по сетевым сортировочным станциям – Дирекцией управления движением ОАО «РЖД» и утверждается первым вице-президентом ОАО «РЖД»;
внутридорожных назначений, кроме сетевых сортировочных станций – службой перевозок железной дороги и утверждается начальником железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Установленный порядок направления вагонопотоков корректируют при значительных отклонениях фактических размеров движения от плановых, а также в связи с затруднениями в пропуске вагонопотоков по отдельным направлениям или станциям.
План формирования поездов корректируют при:
уменьшении или увеличении вагонопотоков в случае изменения транспортно-экономических связей в отдельных районах сети;
изменении порядка направления вагонопотоков, вызывающем необходимость перераспределения сортировочной работы;
реконструкции отдельных линий или станций на период производства работ.
Общая схема организации вагонопотоков представлена на рис.3.3.
4. Расчетные вагонопотоки
На рис. 4.1 представлена классификация транспортных потоков, позволяющая устанавливать загрузку элементов сети железных дорог по вариантам их организации.
Рис. 4.1. Транспортные потоки, составляющие загрузку элементов железнодорожной сети
Расчетные вагонопотоки разрабатывают на основе:
Ø информации о фактически выполненных вагонопотоках из оперативных баз данных и информационных хранилищ отправочных, поездных и вагонных моделей;
Ø информации о плановых вагонопотоках, получаемых по специальной методике на основе прогнозов изменения объемов перевозок, формируемых маркетинговыми подразделениями системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО).
Разработка расчетных вагонопотоков включает:
· централизованный анализ выполненных потоков вагонов и поездов с выделением разделов по стыковым пунктам железных дорог и техническим станциям, станциям производства грузовых операций в объеме отчетов ДО-15 «Отчет о приеме, погрузке и наличии груженых вагонов по направлениям», ДО-16 «Отчет о груженых вагонопотоках по назначениям»,
ДО-17 «Отчет о выполненных вагонопотоках по назначениям плана формирования поездов», ДО-21 «Отчет о вагонопотоках по назначениям поездов, передаваемых через междорожные и межгосударственные стыковые пункты».
· расчет межстанционных корреспонденций груженых вагонов по видам отправок, родам грузов и подвижного состава;
· разработку расчетных груженых и порожних транспортных потоков с их наложением на транспортную сеть.
Вагонопотоки на расчетный период представляют в виде шахматок корреспонденций груженых и порожних вагонов между:
а) сортировочными, участковыми и выделенными грузовыми станциями – для расчета плана формирования одногруппных поездов на полигоне сети;
в) станциями, выделенными для расчета плана формирования поездов из порожних вагонов.
Общая схема разработки вагонопотоков для расчета сетевого плана формирования поездов представлена на рис. 4.2.
Для перехода от межстанционных корреспонденций к шахматке для расчета сетевого плана формирования поездов с ними должны быть выполнены следующие операции.
1. Привязка вагонопотоков к назначениям поездов и определение (путем деления на расчетные составы поездов) размеров движения по сети участков работы локомотивных бригад (УРЛБ) и технических станций.
Рис. 4.2. Общая схема разработки вагонопотоков для расчета сетевого плана формирования поездов
2. «Снятие» корреспонденций, следующих в груженых маршрутах и порожних регулировочных маршрутах.
3. Привязка немаршрутных корреспонденций к станциям, входящим в расчет сетевого плана формирования поездов.
При этом межстанционные немаршрутизированные вагонопотоки агрегируют (укрупняют) – сначала до станций, включенных в план формирования всех железных дорог ОАО «РЖД», затем – до станций, включенных в расчет сетевого плана формирования поездов (рис. 4.3,а).
4. Определение обязательных (нераспределяемых) размеров переработки по станциям, входящим в расчет сетевого плана формирования поездов (внутристанционные, местные для района тяготения (рис. 4.3,б) – «на себя» Nнс, собственное прибытие Nсп и собственное отправление Nсо, порожние, из распыляемых маршрутов);
5. Определение обязательных (нераспределяемых) потоков поездов для технических станций и УРЛБ (груженые и порожние маршруты, поезда местных назначений).
Для расчетов плана формирования на ограниченных полигонах железных дорог составляют схемы, таблицы и ступенчатые графики вагонопотоков так, как показано на рис. 4.4.
Внизу под ступенчатым графиком приводятся итоговые цифры вагонопотоков, отправленных с каждой станции, и густота вагонопотоков на каждом участке. Густота вагонопотоков нужна для контроля правильности определения величин вагонопотоков в полученных после расчета назначениях плана формирования поездов.
Рис. 4.4. Расчетное направление И – Р:
5. РАСЧЕТНЫЕ Нормативы по станциям переработки вагонопотоков и формирования поездов
5.1. Основные положения
При решении задач оптимизации направления вагонопотоков и плана формирования поездов необходимо учитывать техническую вооруженность и технологию работы станций и участков. Для оценки вариантов организации вагонопотоков разрабатываются специальные исходные данные, называемые расчетными нормативами. Расчетные нормативы организации вагонопотоков должны не только учитывать фактические условия работы станций и участков, но и исходить из рациональной технологии их работы и взаимодействия между собой.
Технологический процесс продвижения вагонопотока складывается из после