На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

Тест «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»

Тест «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»

Знаки препинания не расставлены

А) В гражданскую войну он был ранен когда вел в атаку полк.

Б) Солнце растопило смолу на стволах сосен ею сильно пахло в лесном воздухе.

В) Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней но все небо было обложено ими.

Г) Капитан остановил пароход и все стали проситься погулять.

А) Я снова жил с бабушкой и она каждый вечер рассказывала мне сказки.

Б) Ямщик свистнул и лошади поскакали.

В) На Пересыпи не то что-то горело не то восходила луна.

Г) Много труда предстоит ему но зато зимой он отдохнет.

А) Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет ель.

Б) Лес не школа да всех учит.

В) Лось ушел зато рядом раздавался звук издаваемый слабым существом.

Г) Он однако совсем не собирался уезжать.

А) Нам такое не встречалось и во сне чтобы солнце загоралось на сосне.

Б) Откуда ветер оттуда и счастье.

В) Егорушка в надежде что туча уходит мимо выглянул из рогожи.

Г) Если начнутся дожди то палатки придется переносить выше на холм.

А) Деревья кругом куда ни взглянешь были все золотые или красные.

Б) А если б посмотрел что там растет и зреет!

В) Мы знали что Петька принес всего двух карасей.

Г) Алексей пополз туда куда ушел самолет.

6) Указать сложносочиненное предложение.

А) Врач посмотрел на Алексея и спросил как он себя чувствует.

Б) Странный старичок говорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.

В) Без нас она обойдется но нам без нее не жить.

Г) Приходилось стоять закрыв глаза и отдыхать чувствуя биение пульса в венах.

7) Указать сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) Местность была незнакомая виднелись или прибрежные заросли или болото.

Б) Веселые голоса раздавались или в лесу или за речкой.

В) Не то разговор не то пение разбудили меня.

Г) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колеса тачек.

8) Указать сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А) Процентная ставка по кредитам довольно-таки высока однако кредиторы не спешат ее снижать.

Б) Охота с ружьем да собакой прекрасна сама по себе.

В) Мал золотник да дорог.

Г) В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин а в непогодь напоминал помрачневшую водную гладь.

9) Указать сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А) Он должен уехать или я погибла!

Б) Оглянитесь вокруг и вы обязательно это заметите.

В) Корень учения горек зато плоды его сладки.

Г) Не напрасно дули ветры не напрасно шла гроза.

10) Указать сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А) И жизнь хороша и удивительна!

В) Нигде не было ни воды ни деревьев.

Г) Для счастья нужен мир и не нужна война.

11) Указать сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) Землю подсушил мороз и запорошило первым снегом.

Б) Это был Виктор Степанович или попросту Степаныч как называли его рабочие.

В) Либо гречка цветет либо речка течет.

Г) Или ты ничего не понимаешь?

12) Указать сложносочиненное предложение с противительным союзом.

Б) Все проходит да не все забывается.

В) Да сколько же можно об этом говорить?

Г) Лес част да глух.

13) Указать сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) Здесь мой голос на ветру загрубел да и сердце мое огрубело.

Б) Мир разноязычен но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.

В) Можешь шагу прибавить или силенок не хватает?

Г) Шелестят зеленые сережки и горят серебряные росы.

14) Указать сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А) Я устал и мне захотелось отдохнуть.

Б) Муравьи бегали то туда то сюда.

В) Кругом никого да ничего.

Г) Машины остановились однако люди не тронулись с места.

15) Указать сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

Источник

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:

— явления, происходящие одновременно.

Например: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);

— явления, происходящие последовательно.

Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и).

В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:

временные отношения.

Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани ( сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);

Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин) — описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят одновременно.

Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым.

— действие и его результат.

Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

— причинно-следственные отношения.

Например: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина
— второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук — союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

Например: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато).

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой — второе явление противопоставляется первому.

Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы — второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).

Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.

Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то).

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.

Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз тото указывает на чередование явлений.

На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна — союз не т оне то указывает на взаимоисключение явлений.

Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель — союз или указывает на взаимоисключение явлений.

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то лито ли указывает на взаимоисключение явлений.

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно :

Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть картинку На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Картинка про На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.

На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть картинку На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Картинка про На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть картинку На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Картинка про На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.

На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть картинку На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Картинка про На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.

На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть картинку На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Картинка про На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.

На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть картинку На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Картинка про На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.

На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Смотреть картинку На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Картинка про На пересыпи не то что то горело не то восходила луна. Фото На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.

Источник

На пересыпи не то что то горело не то восходила луна

Сейчас зал был пуст, темен. Под потолком болезненно светилась единственная синяя лампочка – ее не гасили даже днем. И только два старых, как Одесса, седых официанта в помятых белых куртках бродили по залу, подавая пустой чай и черную скользкую вермишель. Олеша сидел за одиноким столиком с молчаливым негром – актером Одесской киностудии.

– Только что был налет, – сказал мне Олеша. – Вы его проспали. Ну, что вы скажете „за Одессу“?

Я сказал, что город изменился с начала войны, замер и одесситы потеряли традиционную живость.

– Че-пу-ха! – сказал Олеша раздельно и внятно. – Сивый бред. Одесситы не сдаются и не умирают. Их остроумие, их пресловутые „хохмы“ замешены на бесстрашии. Храбрость чахнет и умирает без острых слов. У вас предвзятое представление об одесситах. Так же, как, скажем, о Диогене.

Я прекрасно понимал, что я здесь ни при чем, что свое мнение о Диогене я никогда при Олеше не высказывал, хотя бы просто потому, что у меня его не было, Диоген был только поводом для какой-то острой выдумки.

– Вот, – сказал Олеша, – все, в том числе и вы, считают Диогена главой циников. А какой он циник! Он робкий, бестолковый старик. Жил, между прочим, в бочке. От бестолковости. А бочка все-таки какая-никакая, а жилплощадь. За нее надо платить. У Диогена, конечно, никогда не было ни копейки, ни драхмы. Хозяин бочки постоянно собирался выбросить старика из бочки за долги. Тогда Диоген шел к друзьям и знакомым и начинал, краснея, просить: „Дайте, если будет ваша милость, денег на бочку“. Боже мой, какой подымался вой и визг! „Деньги на бочку!“ Нахал! Рвач! Циник!»

Молчаливый негр неожиданно захохотал. Олеша метнул на него быстрый взгляд и сказал:

– Одесситы так же мужественны и смешливы сейчас, во время войны, как и всегда. За это время я видел здесь героизм – очень простой, необыкновенно тихий для одесситов с их шумным характером, иногда веселый, иногда торжественный. Его трудно увидать. Часто не замечаешь, что ты – его свидетель. Пойдемте походим по городу, и я могу поручиться, что где-нибудь мы увидим старую, ни перед чем не сдающуюся Одессу.

Мы вышли. Прозрачный, будто много раз процеженный, воздух розовел от заката. Бульвар шумел.

Над морем шли в сторону Очакова фашистские эскадрильи. Их веско и гулко обстреливали морские зенитки.

Мы пошли на Греческий базар. Там, по словам Олеши, еще доживала последние часы чайная, где давали настоящую молдавскую брынзу. Но мы не дошли до Греческого базара. Нас настигла воздушная тревога. Милиционеры открыли ожесточенную пистолетную пальбу в воздух (очевидно, для тех, кто не слышал тревоги по радио). Кроме того, они загоняли всех прохожих во дворы.

– Подчинимся, – сказал Олеша. – Поверим, что бомбы падают только с фасадов.

Мы вошли в первый же двор. Те, кто не был в Одессе, могут представить эти греческие дворы с чужих слов, но никогда не поймут, в чем их прелесть. Надо увидеть такой двор или пожить в нем хоть несколько дней, чтобы это понять.

Сухое описание вряд ли что-нибудь даст читателю. Но все же я попробую описать эти дворы.

Прежде всего – это прямоугольные внутренние дворы, окруженные со всех сторон старым двухэтажным домом. Единственный выход из этих дворов – подворотня на улицу. Все комнаты и квартиры из обоих этажей выходят на старые деревянные террасы и такие же деревянные лестницы.

Террасы тянутся вдоль стен дома, шатаются и скрипят. Они служат прямым и самым оживленным продолжением комнат и квартир.

На террасах жарят на керосинках скумбрию, готовят икру из «синеньких», купают детей, ссорятся всем домом, стирают белье в пышной пене, гладят, а ночью даже спят «в холодке».

Мы вошли в такой двор. Он был пуст.

Немецкие бомбардировщики пикировали с гнусным воем. Где-то вблизи грохотали взрывы. По камням двора щелкали осколки зенитных снарядов.

Мы с Олешей стали под навесом верхней террасы, чтобы укрыться от осколков. Рядом с нами сидел на ящике и спал старый дворник с рваным противогазом на ремне. Он так и не проснулся, несмотря на грохот, вой, свист, щелканье железа о камни двора и пыль. Ее вдувало в подворотню целыми залпами.

Против нас мы увидели крыльцо с дверью в отдельную квартиру. К двери была привинчена медная дощечка с выгравированной надписью: «Зубной врачъ И. С. Вайнтраубъ».

Твердый знак после фамилии свидетельствовал, что Вайнтрауб живет здесь с незапамятных времен, еще до революции.

– Еще до революции, – заметил Олеша. – Это сейчас звучит для нас как «еще до рождества Христова» или «еще до всемирного потопа».

Рядом с крыльцом было венецианское окно с задернутыми занавесками. За ними висели черные листья фикуса.

Завыл самолет. Загремели, напластываясь железными обвалами, взрывы и залпы зениток.

Тогда мы увидели простое, ничем не примечательное зрелище, и я, между прочим, до сих пор не понимаю, почему мы с Олешей долго хохотали, вспоминая о нем.

Кто-то гневно раздернул занавески на окне, ударил ладонью в раму, и она с треском распахнулась. Створки окна отлетели к стене.

В окно высунулся старый небритый еврей в спущенных подтяжках и с газетой в руке. Он, должно быть, спал и прикрывал газетой лицо от мух. Взрывы и вой самолетов его разбудили.

Он высунулся в окно, уперся ладонями в подоконник, красными от раздражения, склеротическими глазами посмотрел на промахнувший низко над двором самолет, крикнул с негодованием: «Что?! Опьять!! Босяки!», яростно плюнул вслед самолету: «Тьфу!!», с треском захлопнул окно и рывком задернул занавески.

Тогда дворник, не просыпавшийся от взрывов, сразу проснулся и, покачав головой, сказал:

– Самый отчаянный мужчина на весь этот двор! Наполеон!

Налет окончился. Мы вышли на улицу. Уже темнело.

– Вот видите, – сказал Олеша, – я был прав. Вот она, старая, ни перед чем не сдающаяся Одесса!

Мы пошли в «Лондонскую гостиницу». Около Оперного театра лежала вырванная с корнями акация. Корни ее застряли на втором этаже, зацепившись за решетку балкона. Около подъезда стояла карета скорой помощи. С подоконника на втором этаже медленно капала на тротуар очень чистая кровь.

Над морем тянулся полосами дым. На Пересыпи не то что-то горело, не то всходила луна.

Фонари из «Трех толстяков» уцелели, и я обрадовался этому не меньше Олеши.

Я мог бы еще многое рассказать об Олеше, но мне трудно. Он умер недавно, и никак нельзя забыть его посмертное прекрасное лицо – лицо человека, спокойно задумавшегося перед нами, нельзя забыть маленькую красную розу в петлице его старенького пиджака, который я видел на нем много лет.

В тридцатых годах наши писатели вновь открыли давно открытую Среднюю Азию. Открыли ее вновь потому, что приход советской власти в кишлаки, оазисы и пустыни представлял собой удивительное и увлекательное явление.

Спекшийся от столетий быт стран Средней Азии дал глубокие трещины.

На руинах мечетей расцветают по весне робкие розовые цветы. Они маленькие, но цепкие и живучие. Новая жизнь так же цепко, как эти цветы, расцветала в выжженных тысячелетних странах и приобретала невиданные и передовые формы.

Писать об этом было трудно, но необходимо и заманчиво. Самые легкие на подъем и закаленные писатели двинулись в сыпучие пески Кара-Кумов, на Памир, к пышным оазисам Ферганы и синим от изразцов твердыням Самарканда. Среди этих писателей были Николай Тихонов, Владимир Луговской, Василий Казин, Николай Никитин, Михаил Лоскутов и многие другие.

В это время я и познакомился с Лоскутовым.

В тридцатых годах мы особенно много ездили по стране, зимой же, возвратившись в Москву, жили очень веселым содружеством. Чуть не каждый день мы собирались у писателя Фраермана. Как я жалею сейчас, что не записывал тогда, хотя бы коротко, множество великолепных рассказов, услышанных на этих собраниях, множество интересных споров и смелых литературных планов. Каждый из нас считал святой обязанностью читать всем остальным свои новые вещи.

Источник

Примеры сложноcочиненных предложений с разделительными союзами

В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми выра­жа­ют­ся отно­ше­ния вза­и­мо­ис­клю­че­ния, несов­ме­сти­мо­сти, выбо­ра или пред­по­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «либо», «или» про­стые пред­ло­же­ния пере­да­ют сооб­ще­ние о явле­ни­ях, кото­рые вза­им­но исклю­ча­ют друг дру­га, несов­ме­сти­мы в одно и то же вре­мя или после­до­ва­тель­но чере­ду­ют­ся.

Для раз­но­об­ра­зия мельк­нет в бурьяне белый булыж­ник, или вырас­тет на мгно­ве­ние серая камен­ная баба, или пере­бе­жит доро­гу сус­лик, и опять бегут мимо бурьян, хол­мы, гра­чи (А. Чехов).

Изредка хлоп­нет обес­си­лен­ный парус или под кор­мой плес­нёт вол­на (К. Паустовский).

Поинтересуемся, в каких слу­ча­ях ста­вит­ся запя­тая перед раз­де­ли­тель­ным сою­зом «либо».

То солн­це туск­лое бле­стит, то туча чер­ная повис­нет (Н. Некрасов).

То ветер поду­ет и тро­нет вер­хуш­ки, то лягуш­ки заше­ле­стят в про­шло­год­ней тра­ве, то за сте­ной часы про­бьют чет­верть (А. Чехов).

То холод­но, то очень жар­ко, то солн­це спря­чет­ся, то све­тит слиш­ком ярко (И. Крылов).

То ли вра­чи ошиб­лись, то ли рана сама зарос­ла (Ю. Трифонов).

То дождь над ним раз­ве­сит гля­нец, то полос­нет его гро­за, то солн­це весе­ло загля­нет в его бес­смерт­ные гла­за.

То гор­дый конь его копы­том креп­ким бьёт, то зубом волк рва­нёт, то ост­рым рогом вол бод­нёт (И. Крылов).

Не то шел дождь, не то моро­си­ло (Н. Гарин-Михайловский).

Не то он зави­до­вал Наталье, не то он сожа­лел о ней (С. Тургенев).

В сколь­зя­щей ледя­ной зыби пла­ва­ла не то утка, не то гра­чо­нок еле дер­жал­ся на рас­пла­стан­ных кры­льях (Алексей Толстой).

На Пересыпи не то что-то горе­ло, не то всхо­ди­ла луна (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии с раз­ны­ми вида­ми свя­зи (сочи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной) писа­тель В. Драгунский исполь­зу­ет­ся раз­де­ли­тель­ный союз «то…то» в зна­че­нии выбо­ра:

То я хотел быть аст­ро­но­мом, что­бы не спать по ночам и наблю­дать в теле­скоп далё­кие звез­ды, то я меч­тал стать капи­та­ном даль­не­го пла­ва­ния, что­бы сто­ять, рас­ста­вив ноги, на капи­тан­ском мости­ке, и посе­тить дале­кий Сингапур, и купить там забав­ную обе­зьян­ку.

Читаем опи­са­ние при­ро­ды рус­ским писа­те­лем К. Паустовским:

На реке слыш­но мно­го помех: то за сосед­ним кустом нач­нет кри­чать коро­стель, то с пушеч­ным гулом уда­рит пудо­вая рыба, то оглу­ши­тель­но выстре­лит в кост­ре иво­вый прут и раз­брыз­жет искры, то под зарос­ля­ми нач­нет раз­го­рать­ся баг­ро­вое заре­во и мрач­ная луна взой­дет над про­сто­ра­ми вечер­ней зари.

Источник

Примеры сложноcочиненных предложений с разделительными союзами

В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «или», «либо», «то…то», «не то…не то», «то ли…то ли» выра­жа­ют­ся отно­ше­ния вза­и­мо­ис­клю­че­ния, несов­ме­сти­мо­сти, выбо­ра или пред­по­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «либо», «или» про­стые пред­ло­же­ния пере­да­ют сооб­ще­ние о явле­ни­ях, кото­рые вза­им­но исклю­ча­ют друг дру­га, несов­ме­сти­мы в одно и то же вре­мя или после­до­ва­тель­но чередуются.

Для раз­но­об­ра­зия мельк­нет в бурьяне белый булыж­ник, или вырас­тет на мгно­ве­ние серая камен­ная баба, или пере­бе­жит доро­гу сус­лик, и опять бегут мимо бурьян, хол­мы, гра­чи (А. Чехов).

Изредка хлоп­нет обес­си­лен­ный парус или под кор­мой плес­нёт вол­на (К. Паустовский).

То солн­це туск­лое бле­стит, то туча чер­ная повис­нет (Н. Некрасов).

То ветер поду­ет и тро­нет вер­хуш­ки, то лягуш­ки заше­ле­стят в про­шло­год­ней тра­ве, то за сте­ной часы про­бьют чет­верть (А. Чехов).

То холод­но, то очень жар­ко, то солн­це спря­чет­ся, то све­тит слиш­ком ярко (И. Крылов).

То ли вра­чи ошиб­лись, то ли рана сама зарос­ла (Ю. Трифонов).

То дождь над ним раз­ве­сит гля­нец, то полос­нет его гро­за, то солн­це весе­ло загля­нет в его бес­смерт­ные глаза.

То гор­дый конь его копы­том креп­ким бьёт, то зубом волк рва­нёт, то ост­рым рогом вол бод­нёт (И. Крылов).

Не то шел дождь, не то моро­си­ло (Н. Гарин-Михайловский).

Не то он зави­до­вал Наталье, не то он сожа­лел о ней (С. Тургенев).

В сколь­зя­щей ледя­ной зыби пла­ва­ла не то утка, не то гра­чо­нок еле дер­жал­ся на рас­пла­стан­ных кры­льях (Алексей Толстой).

На Пересыпи не то что-то горе­ло, не то всхо­ди­ла луна (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии с раз­ны­ми вида­ми свя­зи (сочи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной) писа­тель В. Драгунский исполь­зу­ет­ся раз­де­ли­тель­ный союз «то…то» в зна­че­нии выбора:

То я хотел быть аст­ро­но­мом, что­бы не спать по ночам и наблю­дать в теле­скоп далё­кие звез­ды, то я меч­тал стать капи­та­ном даль­не­го пла­ва­ния, что­бы сто­ять, рас­ста­вив ноги, на капи­тан­ском мости­ке, и посе­тить дале­кий Сингапур, и купить там забав­ную обезьянку.

Читаем опи­са­ние при­ро­ды рус­ским писа­те­лем К. Паустовским:

На реке слыш­но мно­го помех: то за сосед­ним кустом нач­нет кри­чать коро­стель, то с пушеч­ным гулом уда­рит пудо­вая рыба, то оглу­ши­тель­но выстре­лит в кост­ре иво­вый прут и раз­брыз­жет искры, то под зарос­ля­ми нач­нет раз­го­рать­ся баг­ро­вое заре­во и мрач­ная луна взой­дет над про­сто­ра­ми вечер­ней зари.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сложносочиненные предложенияПростые предложения с однородными членами предложения