Нация и народ в чем разница простыми словами

Разница между народом и нацией

Между понятиями «народ» и «нация» нередко ставят знак равенства. Многие словари считают их синонимами. Но народ и нация – совсем не одно и то же: это явления, относящиеся к различным социальным сферам. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться в этом запутанном вопросе.

Определение

Народ – совокупность людей с общим происхождением, едиными традициями, языком, культурой.

Нация – связанная политическими, экономическими интересами общность людей, которая уже входит в государство или же стремится к его созданию.

Сравнение

Народ возникает при переходе от первобытного общества к классовому. Нация формируется с приходом капитализма в Западной Европе.

Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть фото Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть картинку Нация и народ в чем разница простыми словами. Картинка про Нация и народ в чем разница простыми словами. Фото Нация и народ в чем разница простыми словами

Понятие «народ» появилось в России намного раньше понятия «нация» и употреблялось в основном применительно к жителям нашей страны. Слово «нация» было заимствовано предположительно из Польши в петровскую эпоху и служило для обсуждения отношений с зарубежными державами. Явный оттенок чужеродности, «иностранности» был присущ ему вплоть до конца XIX столетия. Нация в то время обозначала дворянское сословие, затем – суверенное государство, державу, империю.

Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических). Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться.

Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам. Общий язык, общая культура – достояние народа, а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация. Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.

Получается, что народ создает государство, а затем государство, укрепившись и расширившись, искусственным образом формирует нацию (аналог народа). В основе нации – принцип гражданства. Народ – органическое целое, нация – выстроенный искусственно рационалистический механизм. Нация сводит на нет все изначальное, этническое, традиционное. Народ, строящий государство и являющийся ядром нации, утрачивает свою этничность, потому что живые процессы языковой эволюции, традиций, обычаев в государстве приобретают одну фиксированную форму. В составе нации могут находиться далеко не все представители того самого народа, который послужил основой для создания национального государства. Частая плата за образование нации – раскол и противостояние внутри народа.

Источник

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения

Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть фото Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть картинку Нация и народ в чем разница простыми словами. Картинка про Нация и народ в чем разница простыми словами. Фото Нация и народ в чем разница простыми словами

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.

Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.

Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.

В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.

Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.

Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.

Источник

Почему некоторые народы так и не стали нациями?

Очень часто можно встретить, как свободно некоторые люди употребляют и смешивают понятия «народ» и «нация», не понимая, что это разные категории. Многие люди также не могут понять, почему некоторые народы не стали нациями и с этим действительно стоит разобраться.

Что такое «народ» и чем отличается от понятия «нация»

«Народ» понятие более широкое, чем «нация», ведь это общность людей, любая по количеству, которая имеет единый язык, традиции, культуру и даже происхождение. Обязательно таких людей объединяет общая история (иногда этого может не быть). Это и можно назвать народом и на Земле их тысячи.

Нация это также общность людей, которых объединяет политическая сфера, экономические интересы. Эта общность людей, может не иметь общей истории, а также языка и культуры, но эти представители человечества двигаются к созданию своего государства или уже в него входят. Хотя чаще всего у них общая культура и история.

Есть мнение, что переход от народа к нации происходит, когда приходит капитализм (товарно-денежные отношения и частная собственность), как, например, в Западной Европе. А вот народ появляется, когда появляются классы, но это лишь материалистическая теория.

Что касается России и ее истории, то слово «народ» здесь применяется уже очень давно, издревле. Часто обращения властей начинались со слов «Народ русский» и подобных. А вот слово «нация» стало робко применяться в петровские времена и было взято у поляков. До 19 века его применяли редко и часто обсуждая зарубежные страны. В конце 19 в и начале 20 ст это слово больше применялось к дворянам, а позже для понятий «государство», «империя» и т.д.

Что такое нация и как отличить от понятия народ

То есть неразрывно с нацией всегда присутствует понятие «государство» и «грежданство», и часто «политика» (но это «побочный эффект» государственности). Можно даже применить словосочетание «общая политическая воля», которая выражается в стремлении людей жить в своем государстве по законам, которые бы отражали нормы и потребности той или иной нации.

Народ может включать себя всех, кто имеет общий язык, культуру и т.д., и он может даже состоять из нескольких, или одной нации. У народа может не существовать стремления к созданию своей страны, более того, часто один и тот же народ может создать несколько государств или стремиться к этому, а бывает, что народ так и остается просто народом.

Нужно сказать, что есть версия, что народ создает государство, а в нем уже формируется нация, которая объединена понятием «гражданство». По другой версии из народа выделяется некое объединение людей, которые имеют общую политическую волю и стремятся к созданию своего национального государства.

Почему нация не формируется в народе

Более привычна вторая версия. Можно даже привести пример и это Украина и украинский народ. Изначально это был народ Киевской Руси, но после того, как это государство перестало существовать, произошло формирование нации, когда народ хотел своего государства. Несколько веков украинцы к этому шли, пока при Богдане Хмельницком не появилось украинское государство, основу которого составляла нация.

Таких примеров можно привести несколько. Например, германский народ (очень упрощая) превратился в австрийскую и немецкую нацию создавшие свои государства. Конечно, стоит оговориться, что нации чаще всего имеют не только политическую волю, но и культурное единство, хотя так бывает не всегда.

Однако, некоторые народы так никогда и не создают национальных держав и даже не стремятся к этому. Чаще всего это отсутствие национального самосознания или отсутствие общей истории. То есть может существовать народ с общим языком, традициями и даже внешне имеющий общие черты, но нацией так и не стать. Возможно некоторые не готовы платить цену, а если смотреть на украинцев, то она может быть очень большой. Последние сто лет прослеживается тенденция появления все большего количества наций стремящихся к созданию национальной державы.

Источник

Разница между народом и нацией

Максим Шевченко: «Мы путаемся в слухах и мифах, которые порождают недоверие, радикализм, ненависть»

Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть фото Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть картинку Нация и народ в чем разница простыми словами. Картинка про Нация и народ в чем разница простыми словами. Фото Нация и народ в чем разница простыми словами

Журналист, общественный деятель, член президиума совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Максим Шевченко рассказал о том, что порождает ксенофобию в России, как стереотипы влияют на формирование российской нации и почему слово «народ» имеет двусмысленный окрас. Встреча с экспертом прошла в рамках семинара «Национальный вопрос», организованного Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в рамках программы «Толерантность».

– Как человек, непосредственно принимавший участие в создании Стратегии национальной политики РФ, какие аспекты вы считаете основными в этом документе?

– В основу Cтратегии национальной политики заложен внятный тезис, который был сформулирован президентом, а точнее – тогда еще кандидатом в президенты, Владимиром Путиным в одной из своих предвыборных статей, посвященных национальной политике. Суть этого тезиса заключается в том, что мы строим гражданско-политическую нацию при сохранении и развитии этнокультурного многообразия народов России.

Формула произносится легко, но если ее разбирать с точки зрения семантического анализа, то мы видим четыре важные составляющие: гражданско-политическая нация, этнокультурное многообразие, сохранение этнокультурного многообразия и развитие этнокультурного многообразия. Эта формула является, с одной стороны, рамкой для работы госорганов, с другой – в целом политической парадигмой развития страны.

Что же такое гражданско-политическая нация? Это устоявшаяся в мире формула, обозначающая совокупность людей, объединенных правами, которые гарантируются основным законом страны. Мы полагаем, что гражданско-политическая нация – это сообщество граждан России, которые обладают равными правами независимо от их этнического, религиозного и регионального происхождения. Граждане, которые обладают равными обязанностями или ответственностью перед законом, перед гражданскими повинностями.

Остановимся подробнее и на словосочетании «этнокультурное многообразие». Наша страна является уникальной, на ее территории зарегистрировано 193 национальности, и практически все они – коренные. При этом Россия – это государство, которое сохранило в себе признаки империи, обладавшей военно-политическим центром. То есть на всей территории империи управление осуществлялось в соответствии с принципом технологической целесообразности, не было единства и универсализма. Российская империя строилась как некое собирание территорий со сформировавшимися на них особенностями жизни и социально-экономического устройства под эгидой одного государя. Эта диспропорция и обеспечила разное социально-культурное развитие народов.

– Как вы считаете, корректно ли использовать словосочетание «российский народ» для обозначения всех граждан России?

– Я просто говорю о российской нации, не употребляя слова «народ». На мой взгляд, термин «народ» несколько двусмыслен в политическом плане. Я бы вообще в Конституции заменил фразу «мы – многонациональный народ» на «мы – российская нация». Это ввело бы конкретику и сняло двусмысленность. День народного единства я бы назвал Днем российской нации, что тоже задало бы ему ясный политический смысл.

Что вообще означает словосочетание «народное единство»? Приведу пример. Минин и Пожарский в Смутное время объявили бояр предателями, бежавшими в тушинский лагерь. Они собрали народное ополчение (так называемое народное единство) против бояр за спасение патриарха Гермогена. Таким образом, народное единство – это единство на основе лозунга «Долой царя!» или, наоборот, единство с царем? Как всякая красивая поэтическая формула, она несет в себе много содержательных ловушек. Российская нация – гораздо более понятный политический термин.

Русский народ – это не российский народ. Это историческая, политическая и этническая общность. Российская нация включает в себя русский, татарский, аварский и другие народы, которые согласны принять принципы Конституции, федерализма.

На мой взгляд, психопатическое буйство радикализма в последние пару лет – это в том числе ответ на появление Стратегии национальной политики. Благодаря этому документу националисты, которые раньше были растворены во всем этом пространстве, оказались вдруг на обочине исторического процесса.

И по большому счету, мы наблюдаем реакцию тех, кто почувствовал, что начинает проигрывать.

– Как этнические стереотипы могут влиять на формирование российской нации?

– Стереотипы любого вида – это обязательные составляющие человеческого сознания. Человека без стереотипов просто не существует. Есть стереотипы разного рода: гендерные, культурные, политические. Стереотипы – это оболочка нашей личности. Я считаю, надо бороться не со стереотипами, а с их политическими или информационными проекциями.

Опасной может быть борьба со стереотипами с помощью запретительных мер. К примеру, бывший декан философского факультета СПбГУ ученый Юрий Солонин много переводил и комментировал работы немецкого националиста Эрнста Юнгера, у которого были тяжелые и сложные отношения с гитлеризмом. Он и многие выдающиеся умы немецкого народа впоследствии резко разорвали с нацизмом, потому что не приняли антисемитизм. Эрнст Юнгер боролся со стереотипами, и он же был их источником. Был у немцев стереотип, что евреи грабят их нацию, препятствуя развитию немецкого народа.

На мой взгляд, сегодня мы мало занимаемся объяснением каких-то вещей. Например, говорят, есть проблема выходцев с Северного Кавказа, дагестанцев, которые якобы все заполонили. Население Дагестана – 3 млн человек, из них 640 тыс. – аварцы. Но в миграционные процессы вовлечено не более 30% населения. Значит, в России находится около 200 тыс. аварцев, которые дисперсно распределены по всей огромной стране. Но кажется, что они везде. Это происходит потому, что нет анализа, какие социальные слои представляют приезжие, что лежит в основе межэтнического конфликта, если таковой случился, и т.д.

– Почему вы считаете, что именно новая политика в сфере национальных отношений сможет решить ряд проблем, назревших в современном российском обществе?

– Эта стратегия мне добавила внутренней бодрости. В новой Стратегии национальной политики заложено решение земельного вопроса, вопросов представительства этнических групп и личного самоопределения в больших мегаполисах, в современном информационном обществе, сосуществования разных народов и миграции. На мой взгляд, это универсальная схема.

– Считаете ли вы объективным освещение журналистами национального вопроса? На ваш взгляд, насколько полно СМИ раскрывают эту тему?

– Мне кажется, что эта тема должна находить какое-то развитие. Сегодня происходит топтание на месте. СМИ мало внимания уделяют концептуальной разработке таких тем. В основном берут их «по поверхности», «жареными». Я не осуждаю коллег – я их критикую. Могу привести пример: освещение лезгинской свадьбы в Москве. Вокруг этого события мы создали нечто, наполненное разными мифами. А начинаешь разбираться – оказывается, все не так просто. Так и неясно, стреляли эти ребята или нет, – никто этого не видел. Они получили 15 суток не за стрельбу, а за то, что один из них якобы толкнул сотрудника ГАИ и сбил его с ног, за что получил семь суток. За стрельбу из травматического пистолета никто из них наказания не получил.

Я считаю, что надо адекватно разбираться в этих вещах. Хотелось бы более глубокого проникновения в какие-то темы. Задача современной журналистики, в отличие от сетевого пространства, – это, в частности, анализ мифа, который мгновенно возникает в интернете. К сожалению, с этой задачей далеко не все журналисты справляются.

Санкт-Петербург

Материал опубликован в рамках государственного контракта по программе «Толерантность»

Справка

Максим Шевченко родился 22 февраля 1966 года в Москве. Российский журналист и общественный деятель, ведущий Первого канала. Окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе по специальности «конструирование микроэлектронной аппаратуры».

В 2008-м и 2010 году – член Общественной палаты Российской Федерации. Работал во многих российских средствах массовой информации. Последние несколько лет активно занимался этнокультурной и религиозной тематикой. Автор проектов «НГ-Религии», политико-философского еженедельника «Смысл», пресс-клуба «Восточная политика».

Источник

Чем отличается народ от нации

Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть фото Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть картинку Нация и народ в чем разница простыми словами. Картинка про Нация и народ в чем разница простыми словами. Фото Нация и народ в чем разница простыми словами Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть фото Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть картинку Нация и народ в чем разница простыми словами. Картинка про Нация и народ в чем разница простыми словами. Фото Нация и народ в чем разница простыми словамиНация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть фото Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть картинку Нация и народ в чем разница простыми словами. Картинка про Нация и народ в чем разница простыми словами. Фото Нация и народ в чем разница простыми словами Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть фото Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть картинку Нация и народ в чем разница простыми словами. Картинка про Нация и народ в чем разница простыми словами. Фото Нация и народ в чем разница простыми словами Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть фото Нация и народ в чем разница простыми словами. Смотреть картинку Нация и народ в чем разница простыми словами. Картинка про Нация и народ в чем разница простыми словами. Фото Нация и народ в чем разница простыми словами

Между понятиями «народ» и «нация» нередко ставят знак равенства. Многие словари считают их синонимами. Но народ и нация – совсем не одно и то же: это явления, относящиеся к различным социальным сферам. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться в этом запутанном вопросе.

Что такое народ и нация

Народ – совокупность людей с общим происхождением, едиными традициями, языком, культурой.
Нация – связанная политическими, экономическими интересами общность людей, которая уже входит в государство или же стремится к его созданию.

Сравнение народа и нации

В чем же разница между народом и нацией?
Народ возникает при переходе от первобытного общества к классовому. Нация формируется с приходом капитализма в Западной Европе.
Понятие «народ» появилось в России намного раньше понятия «нация» и употреблялось в основном применительно к жителям нашей страны. Слово «нация» было заимствовано предположительно из Польши в петровскую эпоху и служило для обсуждения отношений с зарубежными державами. Явный оттенок чужеродности, «иностранности» был присущ ему вплоть до конца XIX столетия. Нация в то время обозначала дворянское сословие, затем – суверенное государство, державу, империю.
Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических). Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться.
Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам. Общий язык, общая культура – достояние народа, а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация. Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.
Получается, что народ создает государство, а затем государство, укрепившись и расширившись, искусственным образом формирует нацию (аналог народа). В основе нации – принцип гражданства. Народ – органическое целое, нация – выстроенный искусственно рационалистический механизм. Нация сводит на нет все изначальное, этническое, традиционное. Народ, строящий государство и являющийся ядром нации, утрачивает свою этничность, потому что живые процессы языковой эволюции, традиций, обычаев в государстве приобретают одну фиксированную форму. В составе нации могут находиться далеко не все представители того самого народа, который послужил основой для создания национального государства. Частая плата за образование нации – раскол и противостояние внутри народа.

TheDifference.ru определил, что отличие народа от нации заключается в следующем:

Понятие народ возникло намного раньше понятия нация. Слово «нация» в России употреблялось сначала применительно только к иностранцам.
Народ – первичное, природное, естественное, реальное образование. Нация – вторичное, рациональное, искусственное, абстрактное.
Слово «нация» тесно связано с государственным механизмом, с общественными (в основном политическими) движениями, имеющими некую программу и идущими к своим целям. Народ – понятие более стихийное, неконтролируемое. Нация – явление политическое, народ – социокультурное.
Нация – аналог народа, который искусственно сформирован государством.
Нация нуждается в школах, университетах, литературном языке и, наконец, собственном государстве. Народ может существовать и без всего этого.
Народ – это люди, нация – принцип, главенствующий над людьми, правящая идея.
Создание нации часто связано с расколом, противостоянием внутри общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *