На следующий год в школу с чего начать
Как выбрать школу и учительницу для гиперактивного ребенка
Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей
Через год ваш ребенок станет первоклассником. Как с пользой провести это время, чтобы неусидчивый, подвижный, неугомонный малыш не потерял интереса к учебе и быстрее адаптировался к школе? Какую пользу могут принести детский сад и курсы подготовки к школе? Как выбрать учительницу, которая найдет подход к гиперактивному (гипердинамическому) ребенку? Советы психолога Екатерины Мурашовой.
Детский сад: нужен ли гиперактивному ребенку?
Крайне желательно, чтобы гипердинамический дошкольник посещал какое-нибудь дошкольное заведение. Дом для гипердинамического ребенка тесен, ему нужно общение и другие разнообразные впечатления. Он общителен, легко сходится с детьми и взрослыми, подвижен, необидчив и предприимчив. Он создан для коллектива. Держать его дома после трех лет без крайней необходимости — совершенно неуместно.
— Он у меня такой слабенький, нервный. У него и диатез был, и заикался, и писается он до сих пор иногда. Весь какой-то дерганый. Как поиграет с кем, побесится, так его потом до вечера не успокоишь. Отдашь его в садик — еще хуже будет. Пусть он лучше до школы дома посидит, окрепнет, а потом уж сразу пойдет в первый класс.
Это рассуждение в корне неверно. Дело в том, что поступающий в любое массовое детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов.
Первый — стресс иммунологический. Проще говоря, на него сразу начинают чихать и кашлять столько детей, сколько имеется в группе (классе, школе). Если иммунная система ребенка не слишком сильна (а у детей с ММД чаще всего так и есть), то ей требуется некоторое время, чтобы приспособиться к данной ситуации. Именно поэтому большая часть детей, впервые попавших в садик или школу, начинает регулярно болеть простудными заболеваниями. В норме приблизительно через полгода ситуация выравнивается — иммунная система приспособилась к имеющимся антигенам. Если ребенка после первой-второй болезни забрали из садика, а на следующий год отдали снова — все повторяется сначала.
Второй стресс — это стресс социальный. Ребенок, который в семье привык быть центром внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с его желаниями не очень-то склонны считаться, где все делается по команде, а другие ребятишки имеют точно такие же права, что и он сам. Если в семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это проходит почти безболезненно. Но если ребенок единственный, то он сталкивается с серьезными проблемами.
Кроме того, только «в обществе» можно построить систему социальных ролей. Кто я — лидер или ведомый? Как поступить, если я хочу подружиться с этим мальчиком? Что делать, если эта девочка отобрала мою любимую игрушку? Как привлечь внимание других детей? Как, наоборот, остаться одному, сделать так, чтобы не приставали? Все эти вопросы решаются только в практике ежедневной социальной жизни и никак иначе.
Очень социально интересное место — детсадовский туалет, уменьшенная копия школьного туалета. Здесь решаются очень важные вопросы, назначаются свидания, выясняются отношения. Для мальчика, который не прошел «школу» садиковского туалета, туалет собственно школьный оказывается неожиданным и зачастую весьма неприятным открытием.
Третий стресс — это собственно школьный, учебный стресс, подстерегающий любого первоклассника. Высидеть 45 минут на одном месте, отвечать только по команде (даже если знаешь ответ лучше других), на перемене не бегать, все время следить за учительницей, успевать выполнять задания, да еще все время думать, думать, думать.
Так вот, родители, которые не отдают ребенка в садик, а ждут дома, пока он «окрепнет», обрекают ребенка на весьма непростую ситуацию, когда все три стресса (напомним: иммунологический, социальный и учебный) обрушиваются на него одновременно. И тогда ребенок либо начинает отчаянно болеть, либо однажды утром заявляет: «Я в эту вашу школу больше не пойду!». И что тогда делать родителям?
Так что лучше сразу позаботиться о том, чтобы все эти стрессы были разделены в пространстве и во времени. Если ребенка отдали в садик, и своей долей простудных заболеваний он переболел в пять лет (иммунная система адаптировалась к постоянному «обчихиванию»), социальный статус определился в шесть лет (я — не лидер, но могу успешно развлекать окружающих, не могу отразить прямую атаку, но легко могу переориентировать направленную на меня агрессию — да, да, не удивляйтесь, именно такой сложности социальные задачи решают шестилетние дети), то в семь лет такой ребенок спокойно пойдет в школу и достаточно успешно переживет собственно учебную ситуацию.
Год перед школой: с чего начать?
И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Скоро в школу, а он еще и буквы путает, и на «один плюс один» может сказать «три», и, главное, совершенно не хочет ничем заниматься, а все возит и возит свои машинки или смотрит мультики. И про Карлсона и Нильса не слушает, и даже за нужную и полезную передачу «В мире животных» его не усадить. А соседский мальчик уже сам сказки братьев Гримм читает, а в хорошей английской школе через дорогу на вступительном тестировании надо диктант писать.
Что же делать, чтобы с наименьшими потерями и наибольшим КПД миновать этот суровый для родителей гипердинамического ребенка этап?
В первую очередь надо определить цели и задачи. Здесь важно не только содержание целей, но и порядок их расположения. Обратите на это внимание.
Каким образом все это можно проделать?
Для начала совершенно недопустимо отдавать гипердинамического ребенка в школу, если на момент поступления ему еще не исполнилось 7 лет. Ребенок может быть сколь угодно развитым интеллектуально, но психофизически он еще не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу — но это обязательно проявит себя. И тогда в третьей или четвертой четверти первого класса или в начале второго исправлять что-либо будет уже поздно.
Иногда родители заявляют, что 6-летний ребенок совершенно готов к школе (читает, считает, пишет), и еще год в садике ему будет просто скучно. Успокойтесь! Гипердинамическому ребенку скучно не бывает. Он очень любит играть и просто двигаться. Если вам кажется, что ему не хватает познавательных впечатлений, отдайте его на этот год в один или два кружка «по интересам». Будет много пользы и никакого вреда. А на следующий год, окрепнув физически и психически, ребенок спокойно и с удовольствием пойдет в школу. Разумеется, нет правил без исключений, и «Филиппки» изредка встречаются и среди гипердинамических детей, но каждый такой случай требует индивидуального рассмотрения и подробной консультации со специалистом.
Как выбрать школу и учительницу?
Сделать это можно разными путями. Возьму на себя смелость предложить один из самых нераспространенных, но очень эффективных.
Вы идете в ту школу (школы), куда планируете отдать ребенка, и наблюдаете за четвероклассниками, выходящими в вестибюль после окончания уроков. Среди выбежавших детишек вы замечаете трех-четырех расхристанных, подвижных как ртуть, с раскрытым портфелем и вымазанными чернилами руками. Если они еще при этом и орут, как ненормальные, и говорят, захлебываясь и приплясывая на месте, то можно быть уверенным — вот он, гипердинамический контингент данного класса. Далее вы замечаете, кого из заинтересовавших вас детей встречают. Подходите к маме или бабушке и говорите приблизительно следующее:
— Здравствуйте! Извините, пожалуйста, мой сын в будущем году поступает в первый класс. Возможно, он попадет к вашей учительнице. Чем-то он напоминает вашего мальчика (девочку). Я очень волнуюсь за него. Скажите, как у вас складывались отношения с учительницей эти три года?
Далее возможны варианты. Если вам рассказывают трагическую историю про борьбу за успеваемость, испещренные красным цветом тетради и дневники, про стояние в углах и разносы на родительских собраниях, то, вне зависимости от «официальной» репутации данной учительницы, — вам следует серьезно поразмыслить, прежде чем отдавать своего гипердинамического ребенка к ней в класс.
Если же вам говорят о том, что проблем была масса, но учительница как-то сумела найти к ребенку подход, всегда находила, за что его похвалить, и в результате он и ошибок теперь меньше делает, и внимательнее стал относиться к учебе, и в школу всегда с удовольствием идет — можете не сомневаться: это именно то, что вам надо.
Гиперактивный ребенок и курсы подготовки к школе
В год перед школой (но не раньше!) гипердинамическому ребенку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. В идеале — курсы в той самой школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Сейчас многие школы практикуют очень хороший вариант: подготовительные курсы ведут те учительницы, которые на следующий год набирают первый класс. Это очень славно для обеих сторон: учительница знакомится с детьми, вычисляет их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребенок, в свою очередь, заранее, в щадящей обстановке привыкает к учительнице, к ее требованиям.
Кроме того, посещая школу во время подготовительных занятий, ребенок знакомится с пространственной организацией школы, с ее раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе, работой с тетрадью и т.д. и т.п. Придя в школу на следующий год, он входит в уже знакомое, обжитое им помещение. Для гипердинамического ребенка с его ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика.
Если в школе нет подготовительных курсов, то сгодятся курсы при Доме культуры, клубе и т.д. Занятия в садике, на которые уповают многие родители, как правило, не могут в достаточной степени подготовить гипердинамического ребенка к поступлению в школу. Он слишком подвижен, болтлив и отвлекаем, и воспитательница, отчаявшись призвать его к порядку, часто просто «машет рукой» на такого ребенка, закрывая глаза на то, что во время групповых занятий он попросту не слушает и не слышит ее. Результаты получаются соответствующие.
Многие курсы по подготовке к школе идут проторенным путем и включают в свою программу только обучение чтению, письму и математике. Иногда их программа почти полностью повторяет программу первого класса. Все это вызывает у родителей легкое недоумение.
— Что же они тогда будут на следующий год делать? — спрашивают родители.
Для гипердинамических детей эта проблема не стоит вообще. Пройти заранее программу первого класса для них только полезно, а посещение курсов в основном важно как предварительная адаптация к школьному образу жизни.
Кроме того (увы!), в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребенком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости вашего ребенка. Ему, безусловно, нужен индивидуальный подход (тот самый, о котором так любят рассуждать родители и «продвинутые» педагоги). Вот вы, родители, ему (ребенку) его (подход) и обеспечите.
О том, чем именно заниматься с будущим первоклассником дома и как построить занятия с неусидчивым дошкольником — в следующий раз.
Когда и как записаться в 1 (первый) класс школы 2021-2022 учебный год в России
Как сообщает газета «Аргументы и факты», запись ребенка в 1 класс школы на 2021-2021 учебный год будет проходить по измененным правилам в связи распространением коронавируса в субъектах РФ. Заявления теперь принимаются с 1 апреля по 30 июня 2021 года. Этот срок установлен для тех, кто поступает в учебное заведение по месту жительства. Остальным определены другие даты: с 6 июля по 5 сентября 2021 года. То есть, приемная кампания начнется позже, так как сайт госуслуг может не выдержать шквала заявок. О том, что конкретно изменится в процедуре записи ребенка в начальную школу в Москве и других регионах России, а также как правильно заполнить заявление — читайте ниже.
1. Приемная кампания будет проходить в два этапа:
С 1 апреля по 30 июня. Для детей, проживающих на закрепленной территории, и для льготников. Отказать в зачислении ребенка в школу по прописке смогут в том случае, если заявлений будет подано больше, чем есть мест в школе. В этом случае родителям предложат варианты в других школах, расположенных неподалеку от места проживания.
С 6 июля по 5 сентября. Для детей, не проживающих на территории, за которой закреплена школа, и для льготников. Но только на свободные места.
2. Добавится два новых способа подачи заявления:
Как записать ребенка в первый класс
Для начала определитесь, в какую школу по прописке должен отправиться ваш ребенок. За каждым учебным заведением закреплены адреса. Список публикует администрация Вашего муниципального образования.
Выберите один из шести способов подачи заявления, описанных выше.
Те, кто подал заявление через портал госуслуг, должны будут подтвердить его в МФЦ или в Центре муниципальных услуг.
Комиссия рассмотрит заявление в течение 10 рабочих дней. После этого будет установлен статус: «Одобрено» или «Не одобрено».
Как правильно записаться через «Госуслуги»
Для начала проверьте, подтверждена ли ваша учетная запись на сайте «Госуслуги».
После этого зайдите на сайт госуслуг и выберите Ваше местоположение, например «Москва», если система не определила город самостоятельно.
Выберите услугу «Запись в школу» Департамента образования администрации Вашего населенного пункта. Далее кликните на «Зачисление детей в первые классы образовательных учреждений».
Будьте готовы ввести данные свои и ребенка.
В блоке «Выбор образовательного учреждения» в поле необходимо вручную ввести номер школы.
Если все введено корректно, то отобразится кнопка «Подать заявление». После этого статус заявления можно отслеживать в личном кабинете в разделе уведомлений.
Прошлогодний успешный опыт с разбивкой записи по районам, который позволил снять дополнительную нагрузку на сайт госуслуг, скорее всего, уйдет в историю, обобщает портал 66.ru И ещё одно новшество, которое однозначно сделает подачу заявлений на приём ребёнка в 1 класс удобнее — обязательное размещение на сайте школы необходимых бланков. Раньше школа могла выбирать — размещать бланк на сайте или на информационном стенде в стенах учебного заведения. Теперь бланк всегда можно будет скачать с сайта, спокойно заполнить дома и принести в школу готовый документ. Для школьников более старшего возраста изменений в новых правилах приёма почти нет. Самое заметное новшество — приказ о зачислении теперь должен подписываться в течение 5 рабочих дней после подачи заявления. Прежде это было 7 рабочих дней, напоминает «Яндекс. Дзен».
А как на Портале государственных и муниципальных услуг города Москвы (www.mos.ru) пройти регистрацию электронных заявлений о приеме детей в первые классы для обучения с 1 сентября 2021 года.
Для регистрации заявления в 1 класс в сети «Интернет» по адресу: http://mos.ru заявителю необходимо:
Выбрать образовательную организацию (организации):
При регистрации заявления о зачислении ребенка в первый класс в автоматизированной системе формируется список образовательных организаций, закрепленных за местом регистрации ребенка (основной список), в которые ребенку гарантировано зачисление, а также список образовательных организаций по незакрепленной территории (дополнительный список).
В заявлении заявитель может указать не более трех образовательных организаций на выбор, например:
Следует учесть, что зачисление детей в образовательные организации из дополнительного списка осуществляется при наличии свободных мест. В 1 класс принимаются дети, которым на 01.09.2021 года исполнится не менее 6 лет 6 месяцев и не более 8 лет. Для зачисления ребенка в 1 класс и формирования личного дела необходимы следующие документы:
Документ, подтверждающий факт регистрации ребенка по месту жительства (форма № 8, при временной регистрации — форма № 3), полученный в текущем году с копией:
Доброго здоровьица Вам и
До новых встреч на сайте 9111. ру!
Мой ребёнок через год идёт в школу. Когда подавать документы, чтобы не было поздно
До следующего учебного года, кажется, куча времени. И подумать о выборе школы для своего почти первоклассника можно потом. Увы, но нет. Запись начинается уже зимой, и хорошо бы уже как минимум определиться со школой. И заранее подготовиться к списку документов, которые нужны для поступления.
1. Когда отдавать ребёнка в школу
Детей в школу принимают с 6,5, но не позже 8 лет (так написано в законе «Об образовании»). Администрация школы может пойти навстречу родителям и зачислить первоклассника младше этого возраста. Для этого нужно подать заявление на обучение в индивидуальном порядке плюс разрешение психолога.
2. Когда и как подавать документы
В муниципальных школах принимают заявления с 1 февраля. До 1 июля в списки поступивших попадают дети, которые живут в закреплённом за школой районе. После этого принимаются документы от всех желающих.
Детям, которые закреплены за определённой школой, могут отказать только из-за нехватки свободных мест. Но если вдруг так случилось, родители могут обратиться в департамент образования, чтобы там помогли записать ребёнка в другую школу. Если ваша прописка не даёт права записаться в школу в первую очередь, то лучше выяснить заранее — будут ли места потом и сколько. Например, я на своём опыте убедилась, что без прописки можно и не попасть в желаемую школу — свободных мест было катастрофически мало. В первый же день приём документов был закрыт и администрация школы всем отказала. И нам срочно пришлось искать другую.
Тем, у кого «регистрация по месту проживания», или временная прописка, — беспокоиться не стоит. Это точно не помешает записать ребёнка в школу.
Запись через «Госуслуги»
В электронном виде документы принимают уже с 15 декабря, но в некоторых городах «приёмная кампания» разбита на несколько этапов.
С 15 декабря принимаются заявления на детей сотрудников полиции или военнослужащих. С 20 января записывают детей по прописке, а с 1 июля — всех остальных. Заявление заполняется в личном кабинете, к нему прикрепляются копии документов (список там опубликован). Можно подать заявления максимум в три школы. Школа отправляет приглашение в личный кабинет, а зачисление ребёнка оформляется через семь рабочих дней после очного приёма документов.
3. Какие документы нужны для записи
Первые четыре пункта из этого списка — обязательные при подаче заявления. Остальные нужно предоставить по готовности, но не позднее 30 августа.
Самое сложное из всего этого списка (если, конечно, все документы безвозвратно не потеряны и их не нужно срочно восстанавливать) — оформление медицинской карты. Если ребёнок ходит в муниципальный детский сад — задача упрощается. Обычно в детсадах в апреле–мае проходят выездные медицинские комиссии, которые на месте осматривают детей и заполняют всё необходимое. Вам остаётся только заверить карту у участкового педиатра и главврача поликлиники.
Или придётся оформлять карту самостоятельно. Это можно сделать в детской поликлинике по месту прописки или в любой частной клинике.
Поликлиника по месту прописки
Это бесплатно, но затратно и долго. Нужно получить направления у педиатра ко всем специалистам, записаться на приём. При этом может оказаться, что всё расписано на несколько месяцев вперёд. После этого пройти всех врачей и поставить отметки в карте, а потом ещё раз пройти педиатра. В общем, для этого приключения нужно запастись терпением и начать лучше всего пораньше, чтобы избежать очередей родителей будущих первоклашек.
Чтобы сэкономить время (но не деньги), можно пройти такую комиссию в частной клинике. Здесь сделают всё, чтобы вы прошли эту процедуру в максимально короткие сроки. Но и тут тоже есть минусы. Например, руководство больницы, ссылаясь на различные приказы министерства, может расширить список специалистов и процедур.
Например, чтобы сделать медицинскую карту в школу для своего старшего сына, мне пришлось дополнительно пройти психиатра, а ещё сделать узи сердца, мошонки и желудочно-кишечного тракта. Без этого готовую карту нам выдавать не хотели. В итоге — ещё пара лишних тысяч рублей были потрачены, но зато теперь я полностью уверена, что со здоровьем у моего ребёнка всё в порядке. Везде.
Сертификат прививок ребёнка
Если вы пропустили некоторые плановые прививки, то лучше сделать их во время оформления карты или составить у иммунолога индивидуальный график прививок и отдать его медицинскому работнику в школе. Ну а если вы против прививок — в карту вклеивается отказ.
4. По каким принципам можно выбирать школу
Учитель в начальных классах
Некоторые родители выбирают даже не школу, а скорее учителя, в класс к которому они бы хотели записать своего ребёнка. В начальной школе ребёнок учится у одного преподавателя, и именно от этого человека зависит дальнейший интерес к учёбе. Пообщайтесь с учителем: спросите, какую нагрузку он обычно даёт в первом классе, узнайте о программе, по которой будут заниматься дети, и заранее прикиньте. Например, если учитель очень активный, то медлительному ребёнку будет сложно учиться в его классе. И наоборот: гиперактивный школьник на уроках неторопливого учителя быстро заскучает.
Один из самых больших и главных рейтингов выпускает Московский центр непрерывного математического образования — 500 лучших российских школ. Отдельно выходит рейтинг для Москвы — 292 школы. При составлении рейтингов учитываются формальные критерии. Результаты ОГЭ, количество победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников, участие во Всероссийских проверочных работах. Но если школа из года в год входит в топ-25 — это точно о чём-то говорит. Есть ещё рейтинг школ RAEX.
Отзывы родителей школьников и выпускников
Обязательно нужно «побывать в тылу врага» — собрать как можно больше информации об учебном заведении. Здесь хорош принцип — чем больше источников, тем лучше. Прочитайте отзывы родителей учеников, которые уже учатся (или учились) в этой школе. И желательно не на её официальном сайте (вряд ли там будет что-то плохое). Сарафанное радио тоже пока все ещё работает: найдите знакомых или знакомых знакомых, у которых учатся дети.
Местоположение и школа изнутри
Для работающих родителей, которые не могут отвозить и забирать ребёнка из школы, в приоритете пешая доступность, чтобы он после уроков смог сам спокойно добраться до дома. Обязательно сходите на День открытых дверей. Некоторые школы проводят их осенью, другие — зимой. Тут надо узнавать в каждой школе.
День открытых дверей — отличная возможность осмотреться в школе (и вокруг.) Зайдите в столовую — узнайте, чем кормят детей. В туалете посмотрите, есть ли туалетная бумага и мыло. И закрывается ли дверь. Есть ли рядом со школой проезжая часть и насколько безопасно организовано дорожное движение. Погуляйте вокруг школы после окончания уроков. Постарайтесь оценить со всех сторон то место, где ваш ребёнок будет проводить большую часть своего времени 11 лет.
5. Как готовиться к собеседованию в школе (или тестированию)
С главным вопросом, надеемся, вы определились. Теперь нужно выяснить, будет ли в школе собеседование или тестирование. Стандартное собеседование в школе проводится чаще всего в конце зимы или в начале весны. Это по сути знакомство учителя с будущим учеником, оценка его общего уровня развития. Длится оно 20-30 минут в присутствии одного из родителей. По результатам собеседования оценка не ставится (не важно, сколько правильных ответов даст ребёнок).
Когда набор в классы проходит на конкурсной основе, это немного другая история. Хорошо бы заранее узнать примерные вопросы и задания у администрации или родителей прошлогодних первоклашек, чтобы немного подготовить ребёнка. При школах, к слову, бывают свои курсы подготовки. Занятия обычно проводятся два-три раза в неделю: по русскому языку, математике и общему развитию логики, мышления и памяти. Курсы не обязательные, но в любом случае пригодятся будущему школьнику, особенно если он не ходил в детсад. Так он быстрее привыкнет к обстановке и режиму.
Записать ребёнка в школу не так страшно, как кажется на первый взгляд. Самое главное, делать всё постепенно и постараться не нервничать. Потому что нервы вам ещё понадобятся — впереди 11 лет учёбы.
Полезные ссылки для родителей
Иллюстрация: iStockphoto (Popmarleo)