На создание всего того что написал дюма ушло бы примерно
Вариант 18
Несомненно, Дюма останется ещё на многие годы любимцем и другом читателей с пылким воображением и с не совсем остывшей кровью. Но, увы, надолго сохранится и убеждение в том, что большинство его произведений написаны в слишком тесном сотрудничестве с другими авторами.
Повторять что-нибудь дурное, сомнительное, позорное о людях славы и искусства было всегда лакомством для критиков и публики.
Героем очерка Куприна является Александр Дюма – один из известнейших писателей девятнадцатого века, автор знаменитых «Трёх мушкетёров». Куприн сожалеет о том, что некоторые люди не верят в заслуженность всемирной славы Дюма: «Да ведь он не написал за всю жизни ни одной строчки. Он только нанимал романистов и подписывался за них…». Удивляешься: бывают же такие люди, которые могут всерьёз считать, что писатель, известный во всём мире, не написал написал, ведь такого просто не может быть.
И Куприн защищает знаменитого писателя от таких горе-судей, он убеждает нас в неутомимом трудолюбии Дюма: «Он мог работать сколько угодно часов в сутки…. Из-под его пера так и падали с лёгким шелестом бумажные листы, исписанные мелким отличнейшим почерком…». Куприн восхищается тем, как много Дюма работал в библиотеках, музеях, архивах, называл такую работу «кропотливой». И мы верим, что всё так и есть: несмотря на работу наёмных помощников, знаменитый писатель трудился не покладая рук. Именно поэтому и ценятся книги, в которых «…сквозь десятки чужих страниц…всё-таки блистает Дюма, пылкий, живой, увлекательный, роскошный». Отсюда напрашивается вывод: как бы ни трудились помощники Дюма, но он сам работал больше и продуктивнее всех.
Куприн свою точку зрения выражает такими словами: «.. если кто и был …настоящим работником, то, конечно, он, сорокасильный, неутомимый, неукротимый, трудолюбивейший Александр Дюма». Только такому писателю и под силу создать огромное количество произведений.
Не бывает великого писателя, не обладающего трудолюбием и усердием. Каждое гениальное произведение – это неутомимая работа, ежесекундный труд ума и души.
Украденные «мемуары» и ни слова бесплатно: как Дюма писал «Трех мушкетеров»
Вряд ли можно назвать отечественный фильм по иностранному произведению, который сравнится по популярности с трехсерийной музыкальной картиной «Д’Артаньян и три мушкетера». Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял фильм в комедийном ключе: королевские мушкетеры тут неизменно бравые и благородные, а гвардейцы кардинала – гротескно глупые и нелепые. Однако в целом история соответствует сюжету романа «Три мушкетера», написанного Александром Дюма-старшим в середине XIX века.
Смотрите художественный фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» в субботу, 26 июня, в 10:10 на телеканале «МИР».
Итак, молодой дворянин Натаниэль Д’Артаньян, вооружившись рекомендательным письмом, покидает отчий дом в Гаскони и отправляется в Париж, чтобы стать королевским мушкетером. Отсутствие светских манер приводит к быстрому приобретению новых знакомств, приятных и не очень. У него появляется троица друзей в лице Атоса, Портоса и Арамиса, любимая женщина – Констанция Бонасье и опасные враги – граф Рошфор и Миледи. Вскоре юному гасконцу предстоит ввязаться в хитросплетения придворных интриг и оказать услугу самой Анне Австрийской.
В XIX веке приключенческие романы часто печатали по частям в толстых журналах – говоря современным языком, это были сериалы. Издатели таким образом увеличивали подписку, авторы же получали щедрое вознаграждение. Произведение, публикуемое таким образом, называлось «роман-фельетон». Так было и с романом «Три мушкетера», который публиковался по главам в газете «Le Siècle» с 14 марта по 11 июля 1844 года. Повествование прерывалось на интригующем месте, и читатели с нетерпение ожидали продолжения.
Название Дюма задумывал другое: «Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян». «Замечательно! Все прекрасно. Но только – невыносимое название. Ощущение, что кто-то собирается вызывать дьявола», – заявил издатель, прочтя первую треть романа, и предложил назвать роман «Три мушкетера». «Мне все равно. Называйте как хотите. «Три мушкетера» так «Три мушкетера». В этом есть некоторая загадка», – ответил писатель. Так же из романа исчезло имя Натаниэль.
Платили Дюма построчно, поэтому он специально ввел в повествование односложно изъяснявшихся героев, например, таков Гримо – слуга Атоса. Недаром в тексте встречаются подобные скупые диалоги:
В конце концов писателю заявили, что не будут оплачивать строки, которые занимают менее половины колонки. По признанию Дюма, тогда он начал подумывать о том, чтобы вообще убрать Гримо из повествования: «Ведь я его придумал только ради коротких строчек. Теперь он мне ни к чему!». Тем не менее роман и его продолжения («Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя») пользовались сумасшедшим успехом, и в конце концов платить Дюма стали за количество слов, а не строк. С этого момента Гримо стал поразговорчивее.
Часто можно встретить фразу о том, что «на Дюма работала целая армия литературных негров». Автор «Трех мушкетеров» и правда работал не один, однако это не было использование готовых фрагментов, написанных другими людьми. Дюма долго сотрудничал с историком, пытавшимся быть писателем, – Огюстом Маке. На основании сохранившейся переписки Дюма и Маке современные исследователи утверждают, что в тандеме один был силен по сюжетной части, а второй обладал литературным чутьем и талантом превращать события в увлекательное повествование – создавать ткань произведения. Вместе они написали множество романов. Маке получал за свою работу хорошие деньги, однако после успеха Дюма захотел славы и пытался отсудить права на 18 романов, в том числе «Трех мушкетеров». Однажды в качестве доказательства он предъявил свой вариант главы о казни Миледи. Вышло не совсем так, как ему хотелось, – его вариант оказался скучным и блеклым по сравнению с главой из романа Дюма. Суд пришел к выводу, что работа Огюста Маке все-таки была подготовительной.
«Примерно год тому назад, занимаясь в Королевской библиотеке разысканиями для моей истории Людовика XIV, я случайно напал на «Воспоминания г-на д’Артаньяна», напечатанные – как большинство сочинений того времени, когда авторы, стремившиеся говорить правду, не хотели отправиться затем на более или менее длительный срок в Бастилию, – в Амстердаме, у Пьера Ружа. Заглавие соблазнило меня; я унес эти мемуары домой, разумеется, с позволения хранителя библиотеки, и жадно на них набросился», – так начинается роман «Три мушкетера».
Несмотря на письменные увещевания со стороны Марсельской муниципальной библиотеки (исследователи утверждают, что книгу Дюма взял именно там), писатель так ее и не вернул. «Мемуары» же оказались произведением Гасьена де Куртиля де Сандра под названием «Воспоминания господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров». Книга, написанная французским писателем-эмигрантом, долгое время жившим в Голландии, вышла в 1700 году. Куртиль де Сандра утверждал, что познакомился с господином д’Артаньяном и записал его рассказы в Бастилии. Реальные прототипы были у большинства героев романа, в том числе у Атоса, Портоса, Арамиса и Миледи. Существует множество версий, с кого именно писался тот или иной персонаж. Судя по всему, зачастую Дюма брал имя одного человека и наделял его характером другого. Есть мнение, что Атос – это старший друг Дюма граф Адольф Левен, который был его наставником. В то же время Куртиль де Сандра писал про мушкетера по имени Арман де Сийег д’Атос д’Отвиль, который был другом д’Артаньяна и погиб, спасая друга от наемных убийц.
Известно, что Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль, действительно был капитан-лейтенантом королевских мушкетеров. Он родился в Беарне и предпочитал набирать в роту своих земляков – беарнских и гасконских дворян. Среди них были его кузены Анри д’Арамиц и Арман д’Атос, Исаак де Порто, а также, по другой версии, прототип Д’Артаньяна – Шарль де Батц де Кастельмор, действительно дослужившийся до капитана королевских мушкетеров при Людовике XIV.
Исследователи склоняются к тому, что у фурии на службе Ришелье – в романе она имеет много имен (Миледи, леди Винтер, графиня де Ла Фер, Шарлотта Баксон и другие) – тоже был реальный прототип. И звали ее Люси Хэй, графиня Карлайл. Некоторое время у нее была связь с Бекингемом, однако герцог бросил ее, и Люси Карлайл из ревности стала агентом кардинала Ришелье. Любопытно, что в романе Дюма Миледи живет по адресу, который на самом деле принадлежал Виктору Гюго.
Несмотря на то что Дюма, вероятно, вдохновленный Вальтером Скоттом, писал исторический роман, воспринимать его как учебник истории нельзя – автор привнес слишком много художественного вымысла. Тем не менее никто никогда не оспаривал талант мастера, с легкостью увлекающего читателей в мир благородных мужчин и прекрасных женщин, политических интриг и страстных романов, дуэлей, балов и веселых пирушек в парижских трактирах. Через два года после публикации в журнале роман был издан в виде книги, а уже в 1846 году переведен на русский язык. Некоторые исследователи полагают, что именно с «Трех мушкетеров» в России начали писать фанфики. Один из них, правда, в ХХ веке, создал Евгений Евтушенко. В 1988 он написал киносценарий «Конец мушкетеров», который был опубликован в журнале «Искусство кино». Причем сам Евтушенко планировал сыграть д’Артаньяна.
Кстати, в романе Дюма ни один из героев ни разу не произносит слово «каналья» («canaille» – фр. негодяй). Появилось оно в классическом переводе Деборы Лившиц – и то пару раз.
Цитаты Дюма
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат французского писателя Александра Дюма (отца) (1802 — 1870).
Дюма всемирно известен Д’Артаньяном с тремя мушкетерами и графом Монте-Кристо. Однако, он был так плодовит, что написал более 500 романов (и хвалился, что у него по миру более 500 детей).
Подобраны также высказывания об Александре Дюма.
О женщинах
Женщина священна; женщина, которую любишь, — священна вдвойне.
Посмотрите, какая простота в обращении, какая грация в движениях! Вот это женщина, а все остальные манекены.
Женщина только тогда по-настоящему сильна, когда любовь и личный интерес действуют в ней с равной силой.
Женщины всегда таковы: им страстно хочется того, чего у них нет, а добившись желаемого, они испытывают чувство разочарования.
Женщина становится полноценной личностью только тогда, когда ее кто-нибудь полюбит.
Женщины никогда не имеют такой силы, как после поражения.
Сердце лучшей из женщин безжалостно к страданиям соперницы.
Женщина никогда не прощает ту, которая отнимает у нее мужчину, пускай и нелюбимого.
Женщины, эти нежные горлинки, обращаются друг с другом, пожалуй, более жестоко, чем тигры или медведи.
Женщины привыкли вести войну обходными путями и оказываются очень неискусными и слабыми, когда приходится принять бой лицом к лицу.
Никогда не спрашивайте у женщины, за что она Вас любит; довольствуйтесь вопросом: «Любите ли Вы меня?»
Женщины редко испытывают неприязнь к мужчинам, которые их любят, и, когда им встречается истинно преданное сердце, они все же в какой-то мере отвечают ему взаимностью.
Только нелюбимые женщины никогда не опаздывают.
Он привлёк Кэтти к себе. Сопротивляться было невозможно — от сопротивления всегда столько шума, — и Кэтти уступила.
Во-первых, самоотверженная любовь женщины быстро надоедает мужчине; во-вторых, полюбив, женщина теряет всякую власть над мужчиной, от которого она не добивается ни могущества, ни богатства, а только любви.
Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства.
Ах, женщины, женщины! В одном их волоске больше хитрости, чем во всей нашей мужской бороде!
Женщина легко прощает преступление, оправданием которого служит любовь.
Тонкий, сверкающий белизной чулок, кружевной воротничок, изящная туфелька, красивая ленточка в волосах не превратят уродливую женщину в хорошенькую, но хорошенькую сделают красивой, не говоря уж о руках, которые от всего этого выигрывают. Руки женщины, чтобы остаться красивыми, должны быть праздными.
Роза принадлежала к числу тех женщин, которые из-за пустяка легко падают духом, но которые полны сил перед лицом большого несчастья и в самом же несчастье черпают энергию, чтобы побороть его.
О человеческих проявлениях
Мужество всегда вызывает уважение, даже если это мужество врага.
Говорить правду — дело хорошее: правда облегчает душу, и, кроме того, она вещь чрезвычайно редкая.
Бездействие — самый лёгкий способ проявить милосердие.
Меланхолия — это пища для заурядного ума, черпающего в ней мнимую оригинальность, но она пагубна для сильных натур.
Неистовство — признак слабости.
Не надо смешивать осторожность с трусостью, сударь. Осторожность — это добродетель.
Портос напустил на себя важность — эту величавую личину невежества.
Замечали ли вы когда-нибудь, какими яркими красками наделяет наш эгоизм всё, что нам принадлежит?
Люди всегда так — по самолюбию ближнего готовы бить топором, а когда их собственное самолюбие уколют иголкой, они вопят.
Жалкое человеческое тщеславие. Каждый считает, что он несчастнее, чем другой несчастный, который плачет и стонет рядом с ним.
О любви
Любовь из всех видов страсти — самая эгоистичная.
Любовь без уважения далеко не идёт и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Любовь — это совершенное, полное, непрерывное самопожертвование, и притом обоюдное.
Любящий никогда не заблуждается, думая о том, кого любит.
Это расцветала любовь, заставляя цвести все кругом: любовь – небесный цветок, еще более сияющий, более ароматный, чем все земные цветы.
Не от того, кто влюблен впервые, можно требовать умения молчать. Первой любви сопутствует такая бурная радость, что ей нужен исход, иначе она задушит влюбленного.
Когда знаешь, что не можешь составить счастье того, кто тебя любит, — лучше отвергнуть его.
В любви, как и на войне, броня стала бесполезным предметом.
Когда художник расстается с любимой женщиной, любовь начинает новую жизнь в его воображении.
О смерти
Кто красиво жил, тот и умирает красиво.
А те, о ком не жалеют, те пали напрасно.
Сложи голову за любовь, но не за политику.
Чем больше видишь умирающих, тем легче умирать.
Смерть, как и жизнь, таит в себе и страдания и наслаждения; надо лишь знать ее тайны.
Мир — это гостиная, из которой надо уметь уйти учтиво и прилично, раскланявшись со всеми и заплатив свои карточные долги.
О мужчинах
Странная вещь сердце мужчины: трудно даже поверить, но оно способно любить сразу нескольких женщин, и при этом по-разному.
Сердиться на женщин — какое унижение, особенно когда эти женщины могут отомстить смехом!
Если бы мужчины знали, чего можно добиться единственной слезой, они были бы больше любимы, а мы бы не так их разоряли.
Мужчины во многом настоящие глупцы, они одинаково называют кокетством и гордость и непостоянство женщин.
О людях
Люди иногда не столь глупы, как кажутся.
К сожалению, на этом свете каждый имеет свою точку зрения, мешающую ему видеть точку зрения другого.
Сердца, воспламененные препятствиями, охладевают в благополучии!
Люди, которые никогда ни о чем не спрашивают, самые лучшие утешители.
Есть люди, для которых работа служит лекарством от всех зол.
Нет ничего более неприятного для разгневанного человека, чем когда на его гнев отвечают полным равнодушием.
О жизненной этике
Нет ничего, что не продавалось бы, когда умеешь предложить нужную цену.
— А я дерусь просто потому, что дерусь, — покраснев, ответил Портос.
Друг мой, для Атоса это слишком много, для графа де Ла Фер, — слишком мало.
Что предлагается от чистого сердца, надо принимать с чистым сердцем.
Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным.
Никогда не бывает проявлением трусости подчинение силе, стоящей над вами.
О счастье
Счастье в одиночестве — не полное счастье.
Счастье похоже на сказочные дворцы, двери которых стерегут драконы, и необходимо бороться, чтобы овладеть ими.
Счастье и самых злых превращает в добрых.
Без наслаждений нет счастья на земле.
Как часто мы проходим мимо нашего счастья, не замечая его, не взглянув на него; а если и взглянем, то не узнаем его.
О дружбе
Один за всех, и все за одного — это отныне наш девиз!
Друзей не может быть слишком много.
Сегодняшние друзья — завтрашние враги.
Ей подумалось, что дружба схожа с цветами, если ее питать своими чувствами, то сердце от этого расцветает, потом какой-нибудь каприз или несчастье срезает эту дружбу на корню, и бедное сердце, жившее этим, сжимается, изнемогающее и увядшее.
О королях
У королей короткая память.
Властители всегда требуют не того, что заслужили, а того, что, по их мнению, им следует по их положению.
Каждый оскорбленный может обратиться к королю, и он рассудит. Но когда оскорбитель сам король, нужно обращаться лишь к Богу — и он отомстит.
Об опасности
Ощущение безопасности делает человека неосторожным.
Не нужно знать опасности, чтобы бояться ее; напротив, именно неведомая опасность внушает наибольший страх.
Тот, кто засыпает на мине с зажженным фитилем, может считать себя в полной безопасности по сравнению с вами.
О горе
Всякое великое горе внушает уважение.
От всякой беды есть два лекарства – время и молчание.
Человек в горе должен бы прежде всего обращаться к богу, но он делает это, только утратив все иные надежды.
О деньгах
Экономия – богатство бедных и мудрость богатых.
Нужда и нищета — синонимы, между которыми целая пропасть.
Скупость сушит душу.
Любезность — те же наличные деньги…
О жене
Если друзья жены почти всегда становятся друзьями мужа, то друзья мужа почти никогда не становятся друзьями жены.
О ненависти
Только ненависть заставляет нас делать столько же глупостей, сколько и любовь.
Кто сам ненавидит, тот не ошибается в чужом чувстве.
Всех я люблю так, как Господь велит нам любить своих ближних, — христианской любовью; но ненавижу я от всей души только некоторых.
О фальши
Улыбка – это покрывало, которым закрывается сердце, чтобы лгать…
Мошенник смеется не так, как честный человек; лицемер плачет не теми слезами, какими плачет человек искренний. Всякая фальшь — это маска, и, как бы хорошо не была она сделана эта маска, всегда можно отличить её от истинного лица, если внимательно присмотреться.
О еде
Он начал с того, что основательно позавтракал. Быть может, это плохое начало, если собираешься работать головой, но очень хорошее, если хочешь работать ногами и руками.
Народ — это голодный лев, который лижет только ту руку, что его кормит, кому бы она ни принадлежала.
О политике
Главное достоинство политика — это его честность.
В политике нет людей, а есть идеи; нет чувств, а есть интересы. В политике не убивают человека, а устраняют препятствие, только и всего.
Об истории
История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину.
Историк — властелин минувших эпох.
Неправильно было бы судить о поступках одной эпохи с точки зрения другой.
О речи
Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости.
Нежность вашего голоса смягчает жестокость ваших слов.
О великом
Кто умеет создавать великое, создаст и малое.
Гений не продаёт, он завоёвывает.
Чем выше парит в небесах могучий орёл, тем дольше он вынужден отдыхать на земле.
О желаниях
Редко случается, чтобы то, чего пламенно желаешь, столь же пламенно не оберегали другие люди.
Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются.
О советах
Совет — больше, чем услуга.
Обычно люди обращаются за советом, только для того, чтобы не следовать ему, а если кто-нибудь и следует совету, то только для того, чтобы было кого упрекнуть впоследствии.
О судьбе
Как можно пройти мимо своей судьбы, не узнав ее?
Резкие повороты судьбы случаются именно в отчаянных положениях.
Желать немедленной удачи — это значит требовать от провидения слишком многого.
О любопытстве
Любопытство — большой недостаток.
Он хорошо знал аксиому любопытства: расспрашивая других, надо и самому подготовиться к вопросам с их стороны…
О ревности
Ревность — признак любви.
Ревность – дурное чувство, которое разрастается, как сорная трава, если ее не вырвать с корнем.
О страсти
Страсть ослепляет самые уравновешенные умы.
У каждого человека есть своя страсть, грызущая ему сердце, как у каждого плода есть свой червь.
О надежде
Надежда есть последнее, что угасает в душе человека.
Надежда — лучший врач из всех, какие мне известны.
Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться!
О вине
У тех, кто боится вина, вероятно, дурные мысли, и они боятся, как бы вино не вывело их наружу.
Никогда будущее не представляется в столь розовом свете, как в те мгновения, когда смотришь на него сквозь бокал шамбертена.
Об ошибках
Как легко ошибиться, если судишь других по себе.
Вы умеете так любезно исправлять свои ошибки, что хочется поблагодарить вас за то, что вы их совершили.
О сне
Сон — очень капризное божество, которое не приходит именно тогда, когда его призывают.
Когда человек достигает своей заветной цели, успех всегда лишает его сна, — по крайней мере, на первую ночь.
О свободе
Независимость заменяет свободу.
Карнавал во всех странах света, сохранивших этот похвальный обычай, есть пора свободы, когда люди самых строгих правил разрешают себе безумства.
О красоте
Каждая женщина скажет, что между красотою любовника и красотою мужа огромная разница.
Насмешка убивает все, даже красоту.
О мести
На свете нет ничего прекраснее, чем справедливое возмездие.
Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.
Об ожидании
Ждать невозможно лишь тогда, когда ничего не делаешь.
Но ведь ожидание — это своего рода безумие. А что такое безумие, если не избыток надежды?
О разлуке
Разлука разделяет не хуже смерти.
Есть какая-то странная связь между теми, с кем расстаешься, и теми, с кем встречаешься.
О радости
Радость производит иногда странное действие, она гнетёт, как печаль.
Для исстрадавшихся сердец радость подобна росе, падающей на иссушенную зноем землю.
О душе
Слабые духом люди всё видят через траурную вуаль; душа сама создаёт свои горизонты.
В злых мыслях самое страшное то, что злые души постепенно сживаются с ними.
О молодости
Молодость — большой недостаток для того, кто уже немолод.
Так уж положено: молодость веселится, старость бранится.
О старости
Стариком становишься, сколько бы лет тебе ни было, в тот день, когда все твои мечты разбиты.
Когда стареешь, чаще думаешь о своей молодости.
Об уважении
Показывай, что уважаешь себя, – и тебя будут уважать.
Честь — это уважение, воздаваемое другим и прежде всего себе самому.
О жизни
Жизнь – это четки, составленные из мелких невзгод, и философ, смеясь, перебирает их.
Грубая действительность любит убивать светлые упования.
О тайне
Последовательность — ключ ко всем загадкам.
Тайну может случайно выдать дворянин, но лакей почти всегда продаст её.
О благодарности
Когда денежный долг возвращен, остается долг благодарности.
Существуют столь великие услуги, что они могут быть оплачены только неблагодарностью.
О гасконцах
Гасконцы — это французские шотландцы.
Я гасконец только когда мне везёт.
О разном
Судейские — народ живучий.
Дипломатии, знаете, нельзя выучиться, – для этого нужно чутье.
Самая большая выдержка нужна матросам не во время бури, а во время затишья перед бурей.
Париж, чёрт возьми, не вымощен батистовыми платочками.
Силы вырастают в борьбе.
Мы можем если не отречься от прошлого, то хотя бы набросить на него покров.
Привидения являются только тем, кто должен их видеть.
Неизвестность хуже всех казней в мире!
У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность.
Вода и время — два могущественных растворителя: один точит камень, другой подтачивает самолюбие.
Ключи открывают не только те двери, для которых созданы.
Насколько правы были древние, установив одного общего бога для торговцев и для воров!
Философии не научаются; философия есть сочетание приобретенных знаний и высокого ума, применяющего их; философия — это сверкающее облако, на которое ступил Христос, возносясь на небо.
Цивилизация сообщила нам искусственные потребности, пороки, желания, которые иногда заглушают в нас доброе начало и приводят ко злу.
Путь всегда кажется гораздо короче, если путешествуешь вдвоем.
Как видим, основное внимание в высказываниях Александра Дюма уделено женщинам, человеческим проявлениям, любви, смерти, мужчинам.
В своих лучших романах Дюма щедро делится жизнелюбием, юмором и авантюризмом, а это отличные жизненные витамины для нас северян.
Цитаты об Александре Дюма
Комментарии также всячески приветствуются!