На упадок нравственности сейчас жалуются очень сильно в чем он выражается
«Разговор о нравственных ценностях»
Классный час разработан для студентов второго курса и предназначен для формирования знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности и нравственным идеалам на положительных примерах.
Содержимое разработки
Министерство образования и науки республики Бурятия
Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
Тема: «Разговор о нравственных ценностях»
Григорьева Нина Петровна
формировать у студентов систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
формировать способности воспитывающего влияния на других людей.
Организационная подготовка: группа разбивается на микроколлективы, столы по кругу.
Оформление: “Дерево счастья ”; музыкальные композиции.
На доске :- афоризм и пословицы
«Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.» Аристотель
С добрым жить хорошо.
Преподаватель: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А. П. Чехов- так сказал когда-то великий классик. Но неужели молодой франт, зажатый в суровые тиски придворного этикета, одетый в роскошное платье, и днями и ночами мечтающий об очередной успешной охоте и победе над свирепым зверем есть тот, чей образ прекрасного человека пытался донести до нас Чехов? Так ли он его себе представлял? Казалось бы, прекрасное лицо, роскошная одежда, храброе сердце и смелые мысли – вот именно то, что и описывается в мудром изречении. Отнюдь нет. Чувствуется, что писатель хотел донести до нас нечто иное. Да, приятная внешность и достойный вид значат очень много. Да, мудрые мысли, и свежие идеи украшают человека, показывают его с выгодной стороны. Да, всё это очень важно. Но какие могут быть мудрые решения и чистые помыслы, если человек не счастлив. Если он испытывает на себе принуждение и давление со стороны других людей, он пытается освободиться от этого давления, во что бы то ни стало, порой идя на нарушения всех правил, обман и даже преступления. Какие уж тут благородные помыслы! С уверенностью могу сказать, что такой жизни никому не хочется. Никому не нравится быть униженным, задавленным и ненужным. Никто не захочет всегда всем подчиняться и повиноваться. Никому не понравится оскорбление своей личности и умаление собственного мнения. Любой человек хочет быть значимым, уважаемым, любимым, нужным кому-то, наконец. У большинства людей такое желание возникает НЕ из-за денег и почёта, которые даёт высокий статус. Они просто хотят почувствовать свою необходимость
Преподаватель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).
Преподаватель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.
Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.
Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Преподаватель: Как называется наука о нравственности?
Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Преподаватель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?
Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:
наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
лениться и бездельничать;
быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
давать пустые обещания, нарушать слово;
заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
наушничать, доносить на товарища;
малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;
пустословить, произносить всуе святые имена;
смеяться над увечными;
не любить и обижать животных;
не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.
Преподаватель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?
Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)
В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.
Преподаватель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:
в озлоблении людей;
в разобщении по политическим и идейным мотивам;
в эгоизме (каждый сам по себе);
в росте преступности;
в исчезновении элементарной культуры поведения;
в утрате идеологической и ценностной ориентации;
в том, что порвалась связь поколений и мн. др.
Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).
Преподаватель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?
Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).
Преподаватель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
украсть что-то у соседа по парте;
съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;
написать анонимное письмо.
Преподаватель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.
Индивидуальные задания микроколлективам.
1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.
бросить товарища в беде
2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.
1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.
2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.
3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.
4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.
5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.
6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.
7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.
3. Ребята, давайте создадим “Дерево счастья”, на листочках которого вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. На стволе дерева поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).
“Дерево счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.
По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.
А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.
На упадок нравственности сейчас жалуются очень сильно в чем он выражается
Известный исследователь Л.В.Кудрявцев отмечает, что «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения».
Перейдя к нашим отечественным реалиям, мы можем констатировать, что в российском обществе происходит падение нравственности. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизнь все», а значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок.
Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.
Женщина стала «двигателем торговли». Редкая реклама обходится без изображения полуобнаженной женщины. Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу — непристойные сцены и фотографии. Фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь вся семья смотрит совершенно спокойно. И сегодня это часто нацелено именно на детей.
Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.
Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, просходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.
В статье Андрея Юревича, Дмитрия Ушакова«Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика:
• ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
• каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;
• ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;
• 12% подростков употребляют наркотики;
• около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
• детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн. человек;
• темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;
• в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.
В этих условиях первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи довели, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.
Уровень воровства в России превышает все мыслимые пределы. В каждом государстве есть люди, которые воруют, и таких людей по статистике не более 2-3% населения (включая больных клептоманией), а в России воруют все кто может, не взирая на то, что большинство россиян называют себя верующими людьми. А может ли верующий человек (православный, мусульманин, буддист) быть действительно верующим, если нарушает одну из важных заповедей этих религий: «Не укради»? Риторический вопрос.
Как пишет издание Корреспондент, власти Российской Федерации покрывают воровство в государственных корпорациях, в результате из госбюджета в карманы коррупционеров уходят десятки миллиардов долларов. Эксперты считают, что России разворовывается как минимум пятая часть казенных денег
Россия заняла 154-е место из 178 возможных в индексе уровня коррупции стран мира, подготовленном Transparency International. В 2010 году России было выставлено 2,1 балла из возможных десяти. Годом ранее Россия занимала в рейтинге Transparency International 146-е место.
Рынок российской коррупции оценивается в 300 миллиардов долларов. При этом исследования Transparency International, посвященные коррупции в России, фиксируют стабильный рост количества нарушений в этой области. Согласно опубликованным в конце 2009 года данным, за последние два года рынок коррупции в России резко увеличился: средняя бытовая взятка выросла с 8 тысяч до 27 тысяч рублей.
До тех пор пока в России будет процветать воровство на всех уровнях, когда бюджетные средства раскрадываются чиновниками в колоссальных масштабах, никаких существенных изменений в стране не произойдет. Только строгие и даже жесткие меры могут его пресечь или значительно уменьшить.
Британские ученые доказали, что уровень развития воровства вовсе не зависит от материального благосостояния человека. Проведя практический эксперимент, ученые подтвердили то, что к посягательству на чужое склонны как богатые, так и бедные люди. При этом богатые люди воруют даже чаще бедных, так как ощущают свою безнаказанность.
Изучив свыше 100 стран с разными экономическими, социальными, и религиозными уровнями развития, ученые пришли к выводу, что воровство напрямую зависит от меры наказания, предусмотренной в стране. Чем более строгое наказание, тем меньше желающих умыкнуть чужое.
Моральная деградация российского общества
При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация современного российского общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали». Закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.
Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие 1000 жителей Москвы.
По словам президента Группы компаний Imageland Вероники Моисеевой, «идея проведения данного опроса силами PR-агентства родилась как способ привлечь внимание к проблеме духовно-нравственного состояния общества, так как за решением социально-экономических вопросов эта проблема обычно ускользает из поля внимания государства».
Как показывают результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% — что моральное состояние общества хорошее.
При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% — «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.
Пессимистичными выглядят и оценки последствий текущей нравственной ситуации в обществе. 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Показательно, что доля людей, которые полностью согласны с этим тезисом, составила 44%. «Скорее, согласны» 22% респондентов.
Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, респонденты чаще всего называли: семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%).
В то же время многие из общественных институтов, на которые возлагается функция духовно-нравственного воспитания, с нею, по мнению москвичей, не справляются. 68% респондентов в целом согласились с утверждением, что российские власти ничего не делают для поддержания нормального морального и нравственного климата в стране (36% — «полностью согласны», 32% — «скорее, согласны»). Им готовы возразить 23% участников опроса, и 9% затруднились ответить.
По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь, воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.
Что касается традиционных институтов формирования моральных норм – религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.
Данные, полученные в ходе опроса, были обсуждены в рамках экспертного клуба, действующего при агентстве Imageland PR. При этом большинство экспертов сошлись во мнении, что цифры были бы еще более удручающими, если бы исследование проводилось не в Москве, а по всей России. Как утверждает исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, «нравственный кризис – это отсутствие у людей нравственного стержня, то есть размывание понятий “добро” и “зло”… Бывают общества, в которых представления о добре и зле полностью размыты, и дети воспитываются в такой “системе ценностей”, где ценностей попросту нет. Сейчас, к сожалению, мы близки к этому состоянию».
По мнению директора по исследованиям и специальным проектам агентства Imageland PR Евгения Кузнецова, хотя данные опроса оказались вполне предсказуемыми, они примечательны, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, они красноречиво свидетельствуют об очевидном общественном запросе на более активную роль государства в регулировании ситуации в сфере морали. Во-вторых, исследование дает весьма неутешительное понимание того, что население воспринимает СМИ как существующий сам по себе, автономный от общества объект, который несет определенное разрушительное воздействие, и дожидаться от него какой-то моральной воспитательной работы бесполезно. Поэтому общество в целом не имеет ничего против ни цензуры, ни контроля государства над «четвертой властью», в той или иной форме.
Андрей Юревич и Дмитрий Ушаков отмечают, чтокрайне тревожное нравственное состояние нашего общества проступает также в его социологических и психологических исследованиях. Часто констатируется и антагонистическое противостояние двух видов морали: морали богатого меньшинства и морали бедного большинства, хотя, конечно, видов морали и их «антагонистических противостояний» в нашем социуме можно обнаружить намного больше.
И.В.Щербакова и В.А.Ядов сравнивали такую форму проявления вежливости, как придерживание двери в метро следом идущему пассажиру, у жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Будапешта. Наихудшие показатели продемонстрировали москвичи, а наилучшие – жители Будапешта, причем в Будапештском метро это чаще всего делала молодежь, а у нас – люди среднего и пожилого возраста. Некоторые российские респонденты сравнивали поездку в метро в час пик с борьбой за выживание, в которой другие пассажиры воспринимаются как конкуренты за место в вагоне. Канадские социологи в 2006 г. провели исследование, продемонстрировавшие, что по частоте случаев helping behavior, выражающегося в готовности помочь ближнему, Москва замыкает список из 48 городов мира. Другие сравнительные исследования бытовой культуры также демонстрируют, что по уровню хамства, агрессивности и ненависти к себе подобным мы явно лидируем, причем наблюдается тенденция к «брутализации», т.е. к еще большему ужесточению нашей общественной жизни (закономерно, что термин «брутализация» занимает видное место в терминологическом аппарате отечественной социологии). «Брутализируется» все – от отношений между супругами, нанимающими киллеров для решения внутрисемейных вопросов, до способов совершения самоубийств. А около 50% наших сограждан признаются, что хамят окружающим регулярно, считая такое поведение социальной нормой, причем наиболее часто это делают молодые и хорошо обеспеченные люди.
Получены данные о том, что в нашей стране намного больше, в сравнении, например, с США, респондентов, утвердительно отвечающих на вопрос о том, «Может ли человек нарушать закон и при этом быть правым?». А число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т.е. подлинно законопослушных, по крайней мере, на словах, в течение последних 15 лет практически не меняется и составляет 10-15%. В отличие от западных стран, где моральная и правовая социализация происходит в основном через подражание принятым в обществе нормам и законам, в нашей стране этот процесс либо «застревает» на начальной стадии, где послушание обеспечивается с помощью страха наказания, либо, минуя средний уровень, сразу «проскакивает» к высшему, характеризующемуся опорой на высшие этические принципы и совесть. Аналогичные результаты дает изучение моральных суждений младших школьников, которые считают основными причинами совершения поступков страх наказания и сочувствие, причем за последние 70 лет эта схема объяснения мало изменилась.
Социологи констатируют, что «Сегодня, в условиях интенсивной экспансии уголовно-криминальной субкультуры в обыденную жизнь россиян, у социума остается немного каких-либо социальных ограничителей, позволяющих противостоять этой экспансии. Нормативная система преступного мира, активно ретранслируемая через СМИ и продукцию массовой культуры, находит благодатную почву в обществе, испытывающем дефицит социальных ценностей (ценностную аномию), а традиционное для российской культуры непочтительное отношение к формально-юридическому закону только облегчает такое «вторжение»: сегодня в представлении многих граждан именно воровской закон олицетворяет собой справедливость».
Главная мотивация ЗМИ и особенно телевидения – это привлечение большинства зрителей и получение максимальных прибылей от рекламы, то есть на первом месте стоят деньги, а отрицательное влияние сцен насилия, разврата, вседозволенности на нравственность населения учитывается в последнюю очередь.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают очень большой уровень отрицательного влияния низкопробного информационного продукта на психику и мораль населения и особенно молодежи. По данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевизору 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем, — не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен — закон для тебя не писан. Так дети привыкают к криминальным сценам, усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем — насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О.Дроздова (Институт психологии им. Г.Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря пример с телегероев.
Авторы социологического исследования, проведенного в 80-х годах в США среди осужденных преступников, обнародовали следующие факты: 63% осужденных преступников заявили, что они совершили преступление, копируя телевизионных героев, а 22% — переняли из телефильмов «технологию» преступления.
Все это приведет к тому, что остается достаточно высоким уровень криминализованости общества. Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств среди стран, на территории которых не ведется широкомасштабных военных действий.
Печальные результаты дают и психологические обследования современного российского бизнеса, свидетельствующие о том, что он не готов к политике социальной ответственности, она воспринимается нашими предпринимателями как противоречащая их коммерческим интересам, а понятие социальной ответственности совершенно по-разному трактуется бизнесменами и основной частью нашего общества. Это создает социально-психологические условия не только неизбежности регулярного возникновения финансовых «пирамид» и прочих проявлений недобросовестности предпринимателей, но и «холодной гражданской войны» между ними и госслужащими.
К сожалению, некоторые современные правители также погрязли в роскоши и разврате при нищете народа, что и начало приводить к народным бунтам. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких дальнейших последствий можно ожидать и видя пример гибели Рима, должно сделать соответствующие выводы, пока еще можно что-то исправить.
Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как толерантность, коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Естественно, основная нагрузка при выполнении данной фундаментальной задачи в контексте профилактики аморальности лежит на системе образования. Речь идёт о воспитании гражданской активности молодого поколения, о формировании стойкой убеждённости в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей.
Можно выделить еще многие аспекты даной проблемы, но нам главное выработать пути решения и выхода из сложившейся ситуации
1) Наладить эффективный диалог между властью и народом. Население должно четко осознавать всю трагичность сложившейся ситуации и требовать от власти принятия неотложных решений. В рамках этого диалога должна происходить активизация деятельности Общественных советов при всех органах власти, которые действуют часто формально. Общественный совет создается с целью организации взаимодействия между государственным органом и общественными объединениями, общественностью и он должен обеспечивать реальную оценку тех или иных инициатив или решений власти с точки зрения общественной пользы. Нужно усовершенствовать механизмы создания таких советов и четко выписать их полномочия.
Нужно также возрождать институты морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют. При всех недостатках в Советском союзе были эффективные механизмы морального контроля при партийных и комсомольских организациях. И сегодня школы и вузы, и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля. Например, поступление в вузы и пребывание в них резонно поставить в зависимость от поведения учащихся в учебных заведениях и за их пределами. А общественным организациям, в том числе политическим партиям, следовало бы придавать значение нравственным качествам своих членов.
2) Принятие строгого законодательства, направленного на защиту нравственности. Четкое исполнение принципов правового государства, особенно принципа равенства всех перед законом, невзирая на должности и положение в обществе. Нужно срочно принять эффективные и жесткие меры по преодоление коррупционных явлений и воровства в России, вплоть до присуждения длительных сроков заключения и конфискации имущества провинившегося чиновника.
Широкое привлечение ученых – социологов, психологов и др. – к разработке законов. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками
Определенные шаги в плане морального возрождения общества уже делаются. 15 апреля 2009 года Госдума приняла Закон, направленный на духовное и нравственное развитие детей. Законопроект устанавливает дополнительные меры содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей.
Соответствующие изменения, предложенные Президентом России Дмитрием Медведевым, вносятся в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Согласно документу, субъекты РФ могут устанавливать меры, запрещающие детям, не достигшим 18 лет, находиться в пивных, ресторанах и барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера. Согласно законопроекту, органы госвласти субъектов РФ и местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу. Кроме того, законопроект предоставляет субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.
3) Внедрение принципов социальной справедливости, которые предполагают:
а) уважение властью своего собственного народа и отсутствие всякого рода произвола, злоупотреблений и грубой эксплуатации;
б) народ реально (не так как теперь) выбирает людей на высшие государственные посты и на выборные должности. Если это лицо не оправдывает надежд людей (например, если определенное процент граждан будет недоволен им) то люди должны иметь возможность отозвать этого человека с должности;
в) лицо, обличенное наивысшей властью, реально считается с народом при принятии важнейших стратегических решений.
5) Налаживание эффективной системы воспитания подрастающего поколения.
Нужно на законодательном уровне принять Стратегию развития института семьи и неукоснительно следить за ее выполнением с постоянным контролем со стороны общественности и СМИ, особенно за распределением денежных средств. Стратегия должна быть направлена на популяризацию семейных ценностей, что предполагает увеличение денежных пособий при рождении ребенка, постоянная социальная поддержка семей, предоставление беспроцентных кредитов на постройку жилья, предоставлении значительных льгот на медицинское обслуживание семей, обучении детей. Конечно, для реализации этой Стратегии нужны будут значительные средства, но при налаживании эффективной системы борьбы с коррупцией и воровством их можно было бы найти.
6) Активное возрождение нравственности через религиозные институты.
Вера – это основа религии, а религия – это основа нравственности. Л. Н. Толстой в своем труде «Религия и нравственность» прямо говорит, что «без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения».
Церковь и другие религиозные конфессии и общественные организации могут стать катализаторами возрождения России, если объединят усилия в воспитании нравственности и организации добрых дел. Именно церковь может во много раз ускорить возрождение России, став одним из координаторов такого возрождения. Политические партии на это неспособны именно по причине желания захватить власть. Нужны координаторы, которые не стремятся к власти, а просто служат возрождению России. Потому что: «Тот кто хочет возвыситься, тот унижен будет. А тот, кто унижен, тот возвыситься». Партии постоянно играют в свои игры, борясь за власть и руководствуясь принципом «Разделяй и Властвуй», что приводит только к разделению и обнищанию страны. Поэтому церковь, служа народу России, получит тот самый авторитет, которого не добьется никакой рекламой и близостью к власти. Потому что Иисус сказал «По делам судите. Не приносит худое дерево хорошие плодов, а худой человек не делает добрых дел» Люди судят о жизни церкви по ее делам, а не по рекламе и красивым словам. При этом церковь не должна быть зависима от власти и ее подачок и смело критиковать все ее грехи. Вспомним как Иоанн Креститель обличал аморальность Ирода, пожертвовав даже своей жизнью. Вспомним как митрополит Филипп обличал Ивана Грозного, часто спасая невинных страдальцов.
Церковь должна популяризовать моральные и религиозные ценности и распространять веру. Так как именно истинно верующий человек будет четко следовать религиозным заповедям, главными из которых в большинстве религий есть любовь к единому Богу и любовь к ближнему. А если мы действительно любим ближнего, а ближний – это любой человек, который может встретиться на нашем жизненном пути, то можем ли мы у него украсть или сделать ему другое зло. Если мы любим наших детей, то мы все делаем, чтобы им было хорошо и отдаем им наше внимание, теплоту и любовь и они отвечают нам тем же. Поэтому только любовь как забота и отдача другому человеку или обществу в целом, в противовес потребительскому эгоизму и вседозволенности, может спасти нашу страну и мир.
Сейчас Церкви, государству, общественности нужно объединиться для духовного возрождения России. И при возрождении России нам не нужно отрицать другие религии и направления мысли, если их сторонники своими делами помогают возрождению России. В одной из проповедей Иисус сказал «Кто не против меня, тот со мной». Поэтому деятели других конфессий и религий, и общественных движений должны тоже играть роль координаторов в возрождении России. Потому что сейчас страна нищая. Если страна будет богатой и процветающей как в древности, то все религии в России будут жить хорошо. Поэтому необходимо сотрудничество всех служителей церкви с другими религиями и общественными движениями, и тогда эти движения своими делами будут способствовать возрождению России и ее процветанию.
——————————————
Деградировало не только общество, но и церковь и говорить о нравственности уже просто не прилично.
Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.