На урале говорят что старее курганных берез ничего нет контрольная
Войдите в ОК
ЛЕГЕНДА О ЧУДИ
На Урале говорят, что старее курганных берез ничего нет. А история их будто бы такова.
. Жили испокон веков на Урале старые люди — их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. Раньше слышали про таких людей, живущих там, где солнце садится. А березы на черный лес все наступают и наступают. «Уходить надо», — говорили молодые чуди.
«Умрем, где умирали наши отцы и деды», — возражали старые и пожилые.
И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.
В горах Урала живут гномы-чудь?
Московский юннат в горах Таганая увидел «маленького беленького пушистого человечка». После увиденного психика 19-летнего юноши сильно пострадала.
Легенды об уральских гномах широко распространены среди населения. Помимо этого, зафиксировано множество свидетельств о том, что в Таганайских горах обитают невысокие человекообразные существа.
Эти истории имеют под собой довольно убедительную основу: в древнеславянской и финно-угорской мифологии существует множество легенд о неком народе «чудь».
Согласно этим легендам, чудь, или чудины, живущие в пещерах, добывают самоцветы, умеют колдовать и предсказывать будущее. В сказках и легендах Урала есть поверье, что люди, которые охотятся за сокровищами чуди, теряют рассудок.
Последние 15 лет Таганай причисляют к одной из самых активных аномальных зон в России. Будучи человеком далеким от парапсихологических убеждений, но в то же время испытывая естественную для всех людей тягу ко всему таинственному, я заинтересовался случаем, произошедшем в 2004 году на Таганае.
Доверие к истории, которая будет изложена ниже, подкреплялось тем фактом, что поведал ее человек, не увлеченный «паранормальными штуками», — старший научный сотрудник заповедника «Таганай» Марина Середа.
С 6 по 26 июля 2004 года группа волонтеров из Московской станции юных натуралистов проводили научные исследования в заповеднике «Таганай». Несколько дней группа базировалась рядом с горой Круглица в приюте «Таганай».
Было принято решение сделать радиальный выход на вершину Круглицы. Когда группа начала подъем, 19-летний участник экспедиции решил идти не вместе со всей группой, а параллельно. Дело в том, что основной контингент команды московских юннатов — школьники в возрасте 13-15 лет, поэтому, логично предположить, что 19-летний парень неуютно чувствовал себя в группе молодых ребят и предпочитал с ними не общаться.
Никто особо не удивился его исчезновению. Группа поднялась на Круглицу — там его не было. Только после того, как ребята спустились вниз, молодой человек вернулся в лагерь. Никто даже не придал значения этой отлучке.
На следующий день группа закончила свои научные работы и решила перебазироваться на Киалимский кордон, который находится за 8 километров от базового лагеря. Когда новый лагерь был установлен, девочки заметили, что парень поставил свою палатку в отдалении, собрал рюкзак и куда-то ушел.
Через 3 часа 19-летнего молодого человека хватились. Как раз в это время с Дальнего Таганая спускалась Марина Середа. Она должна была продолжить научную работу вместе с москвичами.
— Они меня спросили, не видела ли я парня, который куда-то подевался из лагеря. Я ответила, что не встречала никого по пути, — вспоминает Марина Середа.
Сразу же начались внутренние поиски. Чтобы найти потерявшегося человека, группа отошла от палаток на 3 километра. В это время девочки-юннаты вспомнили, что пропавший как-то обмолвился, что ему здесь не нравится, и он собирается уезжать домой в Москву.
— Мы решили, что он отправился в сторону Златоуста. Было решено перехватить его на приюте «Таганай». Но когда мы пришли на приют, нам сказали, что он там не появлялся, — рассказывает Марина.
Через пару часов 19-летнего парня заметили в 6-ти километрах от Киалимского кордона, в совершенно противоположной стороне от Златоуста. Нашли его в совершенно невменяемом состоянии: он сидел на обочине дороги, его трясло, у него была температура, а рюкзак вообще валялся где-то в кустах. Буквально на руках его принесли в лагерь. В составе группы было четыре опытных врача, которые прошли несколько экстремальных маршрутов, были на Алтае, на Кавказе, но с такой патологией, по их словам, не встречались ни разу.
После того, как больному ввели дозу успокаивающего лекарства, ему стало немного лучше. Когда его перестало трясти, он рассказал, что с ним произошло: «Когда мы поднимались на Круглицу, я отделился от группы. Не дойдя до вершины, оказался на открытом месте, на камнях. Вдруг ко мне подошел маленький беленький пушистый человечек, и я впал в какую-то прострацию: не мог ни двигаться, ни разговаривать, мне оставалось лишь наблюдать за его действиями. Получилось так, что он поднял меня на воздух. Что было потом, я не помню. Когда он меня опустил, я опомнился, меня охватил ужас, и я стремглав сбежал с этой проклятой Круглицы».
На вопрос, а почему же он сразу не рассказал о случившемся, он ответил: «Боялся, что вы мне не поверите и будете смеяться надо мной».
Когда действие лекарства прошло, 19-летний участник группы снова начал бредить. Так продолжалось всю ночь. Утром руководитель московской группы отправил парня в златоустовский психнаркодиспансер на обследование. После того, как молодой человек рассказал о случившемся главврачу психушки Юрию Анохину, тот выдал ему какой-то особый тест. По словам Марины Середы, главврач назвал этот случай «типичным». За время практики Анохина это 40-ой человек с подобными симптомами, результаты тестирования врач так же назвал «типичными».
На этом история закончилась. После случившегося москвичи свернули лагерь, хотя экспедиция должна была продолжаться еще 4 дня. По словам Марины Середы, руководитель экспедиции был напуган этой историей и даже предполагал, что имеет дело с какой-то непонятной эпидемией. Группу переместили в Таганайское лесничество, где она оставалась четыре дня. Потом вместе с 19-летним пострадавшим все уехали в Москву. Что произошло дальше, Марина не знает.
Что имел в виду главврач психбольницы под словами «типичный случай» и «типичные результаты тестирования», осталось неясным. Возможно, в горах Таганая туристы уже не первый раз встречают «маленьких беленьких пушистых человечков» и попадают в «дурку». Возможно и то, что за годы своей практики Анохин наслушался многого, и его не удивишь подобными историями.
Мои попытки поговорить с Юрием Анохиным закончились неудачей. Врач наотрез отказался комментировать историю 4-хлетней давности. Заявил, что через него ежегодно проходит более трех тысяч людей, а напоследок добавил, что разглашать сведения о пациентах психушки он может только органам следствия и прокуратуры, да и то по официальному запросу.
Кого именно увидел 19-летний москвич на Круглице, так и осталось неизвестным. Описание гномов или представителей мифического народа чудь не совпадает с описанием увиденного юннатом существа. Возможно, «белой и пушистой» была его борода.
Возможно, что психические расстройства молодого человека были вызваны влиянием геопатогенной зоны. Возможно, это неединичный случай на Таганае. Предположений можно делать сколько угодно, какое из них является правдой, знают лишь уральские горы.
Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В14. (1) Давным-давно в горном ауле жила девушка по имени Егоза.
(1) Давным-давно в горном ауле жила девушка по имени Егоза.
(2) Красивая она была. (3) Чёрные брови вразлёт, глубокий взгляд больших карих глаз, на губах чуть заметная улыбка. (4) Женихи наперебой сватались к ней. (5) Шли пешком, приезжали верхом…(6) Но Егоза помучает парня, да и отправит ни с чем. (7) Аксакалы злились: «Не сносить тебе головы, девка».
(8) И действительно, случилась с красавицей оказия. (9) Явился к ней как-то батыр, добрый молодец, сильный и видный собой. (10) Звали его Сугомак. (11) Давно он поглядывал на девушку, а прийти всё не решался.
(12) Полюбил он Егозу. (13) Да и Егоза не была к нему равнодушна, понравился он ей, только скрывала это, даже виду не подавала. (14) На предложение стать его женой она вдруг сказала:
— Согласна, но только после того, как на моём платье изумруды и рубины засияют, перед которыми звёзды померкнут.
(15) Понимала она, что невыполнимо это её желание, и в душе тут же пожалела о том, что так сказала.
(16) Но где же драгоценные камни достать? ( 17)Слышал Сугомак, что находят люди удивительной красоты самоцветы.
(18) Много дней бродил он по горам, вырыл не одну яму, много приподнял тяжёлых глыб, измучился, а клада всё нет. (19) Тогда не выдержал молодой батыр, упал на колени, взмолился:
— Матушка-земля, помоги в моей любви. Невесте нужен дорогой подарок, да не могу его найти. Без него же не будет она моей…
(20) Тут неожиданно появилась перед ним чудо-девица, вся в камнях драгоценных, в руке удивительный цветок огнём горит.
(21) — Уж не дочка ли это земли-матушки, что сокровища охраняет? — подумал Сугомак.
(22) А чудо-девица между тем промолвила:
— Если любишь ты свою красавицу, то обещай, что никогда дурного слова ей не скажешь…
(23) — Не видишь ли, как люблю? Жизнь без неё мне не мила, готов ради любимой идти на муки любые. Как же я могу ей слово плохое или неласковое сказать?
(24) — Смотри, не забудь обещания, — строго сказала девица, бросила в сторону цветок и исчезла, словно растворилась в тумане.
(25) Осмотрелся вокруг Сугомак и удивился. (26) Там, где цветок упал, на земле искорки-огоньки побежали. ( 27) « Неспроста это»,— подумал он, принялся в том месте землю копать. ( 28) И открылся перед ним настоящий клад из камней-самоцветов, а среди них — алмазы, изумруды, о которых он мечтал.
(29) Прибежал юноша в аул, к Егозе, рассказывает о своей находке, а она улыбается, не верит.
(30) Был вечер, но повёл её Сугомак в горы, поднял камни, которыми клад прикрыл. (31) Глянула туда Егоза, и тут показалось ей, что звёзды на небе померкли: такое сияние шло от самоцветов этих…
(32) — Вот тебе на свадебное платье, — сказал Сугомак. — Изумруды, алмазы, бриллианты…Всё тебе одной отдаю».
(33) Не понравилось это Егозе: вроде бы жених перед ней возносится, хвастается, а потому воскликнула она печально: « Не быть нашей свадьбе!» — и побежала прочь.
(34) Рассердился Сугомак. (35) Как же так? (36) Почему же не быть свадьбе?
(37) Не заметил он, как что-то резко и громко крикнул Егозе вслед, — и тотчас закаменел. (38) Тут и Егоза приостановилась, словно задумалась.
(39) Это на её месте чудо-камень вырос. (40) Она ведь тоже слово, данное жениху, не сдержала.
(41) С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза. (42) Там, где они живыми спорили, во время сильного ветра до сих пор стоит гул. (43) Это гудят горы. (44) В народе говорят: «Сугомак сердится».
(45) Сердится или нет — никому не ведомо, но верно то, что надёжно закрывает он от ветров свою возлюбленную — Егозу, да и в Кыштымскую долину ветры не пускает. (46) Недаром Кыштым в одном из переводов с башкирского означает «затишье».
А 1 Какое из названий, приведённых ниже, точнее всего отражает главную мысль текста?
1) Сияние самоцветов.
2) Подарок чудо-девицы.
3) Строптивые влюблённые.
А 2 Какое из высказываний, приведённых ниже, не нашло своего отражения в тексте?
1) За деньги всё купить можно.
2) Не говори дурного слова о любимой.
3) Сугомак и сегодня защищает любимую.
4) Готовность ради любимых на любые муки.
А 3 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение 14)
1) То, что предложено, предлагается.
2) Поступление товаров на рынок.
3) Просьба стать женой.
4) Сочетание слов или слово, выражающее законченную мысль.
А 4 В каком предложении есть антоним к слову ОСТАНОВИТЬСЯ?
А 5. Укажите среди перечисленных слов однозначное.
А 6 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 41: «С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза».
А.7 Укажите значение слова АУЛ в предложении « Прибежал юноша в аул, к Егозе, рассказывает о своей находке, а она улыбается, не верит».
1) Крупный населённый пункт, промышленный центр.
2) Крестьянское селение в центральной России.
3) Место пребывания правительства
4) Селение на Кавказе, в Средней Азии.
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В 1 Замените слово ОКАЗИЯ (предложение 8) синонимом.
В 2 Из предложений 33-38 выпишите слово с чередованием гласной в корне.
В 3 Из предложений 25-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия»
В 4 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта сложноподчинённого предложения с придаточным определительным:
В 5 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта сложносочинённого предложения:
В 6 Выпишите из предложений 24-27 словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
В 7 В приведённых ниже вариантах укажите номер варианта бессоюзного сложного предложения:
В 8 Сколько грамматических основ в предложении 18?
В 9 Из предложения 14 выпишите частицу
В 10 Укажите предложение с вводным словом из предложенных вариантов:6, 8, 24, 26.
В 11 Укажите вариант постановки двоеточия в предложении
« (31) Глянула туда Егоза, и тут показалось ей, что звёзды на небе померкли: такое сияние шло от самоцветов этих…»
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Прямая речь стоит после слов автора.
3) Последнее предложение дополняет смысл предыдущего предложения.
4) Последнее предложение указывает причину того, о чём говорится в предыдущем.
В 12 Объясните постановку тире в предложении
«И открылся перед ним настоящий клад из камней-самоцветов, а среди них — алмазы, изумруды, о которых он мечтал».
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) Тире ставится в ССП и СПП, если предложения рисуют быструю смену событий.
3) В неполном предложении пропуск членов предложения на письме обозначен тире.
4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
В 13 Из предложения 41 выпишите местоимения. « С тех далёких времён эти горы, что стоят вблизи Кыштыма, называют именами строптивых влюблённых: Сугомак и Егоза».
В 14 Из предложенных предложений выпишите наречия: «(4) Женихи наперебой сватались к ней. (5) Шли пешком, приезжали верхом».
Вариант 3
Внимательно прочитайте текст и выполните задание А1-А7; В1-В14.
(1) Но ещё не взошло солнце, и не кончилось состязание жениха и невесты. (2) Бросили парень с девушкой упавших коней и уже на собственных ногах побежали навстречу солнцу. (3) И тут случилось то, что должно было случиться. (4) Упал юноша Сугомак и сломал себе ногу. (5) Уже солнце высоко поднялось на небе, а джигит ползал по таёжному урочищу, но не мог отыскать дорогу к людям. (6) На том месте образовалось глубокое красивое озеро. (7) Оно, как и гора, зовётся Сугомак.
(8) А своенравная, рослая, быстрая Есказа при восходе солнца в речку превратилась. (9) Но так была велика её любовь к Сугомаку, что, будучи водой, повернула своё русло в противоположную сторону от солнечного восхода.
(10) Стих громовой цокот конских копыт. (11) Стихли шаги ног состязавшихся в беге жениха и невесты. (12) Встретились и перемешались их воды в безымянной в ту пору речке, которую назвали позже Кыштым, что обначало « мир спорщиков,затишье».
(13) Так в равнинном краю, шагами не меряном, верстами не считанном, появились две высокие горы-Сугмак и Есказа. (14) И гора Сугомак ровно на колечко башкирской камчи ниже ростом горы Есказы.(15) Через весь город льёт воды речка Кыштым- в переводе с башкирского «Затишье», а образуют её струи ещё две горные речки- Сугомак с Есказой.
(16) Нашлось в хвойных лесах место белому дереву-берёзе. (17) Пришли на земли древних башкирских племён русские люди, и зазвенела русская речь вперемежку с башкирской.(18) Но местную речь не теснила, а для себя отдельные слова брала и за их счёт обогащалась.(18) И ещё роднее уральская земля русскому человеку делалась.
(19) Вот и имя речке с горой русские люди переиначили. (20) Ласковым словом зовут: Егоза, Егозинка, Егозиночка.
А1 Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста.
1) Сугомак и Есказа доскакали одновременно до условленного места.
2) Упал юноша Сугомак и сломал себе ногу.
3) Великая любовь Есказы повернула русло реки в противоположную сторону.
4) Поселилась в хвойных лесах берёза.
А2Слова какого ряда осуществляют тематическую связь между третьим и четвёртым абцазами?
1) Речка, Кыштым, струи.
2) Речка, струи, люди.
3) Берёза, земля, речка.
4) Ласковым словом, уральская земля, русские люди.
А3 В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль текста?
1) Так в равнинном краю, шагами шагами не меряном, верстами не считанном, появились две высокие горы-Сугмак и Есказа.
2) И ещё роднее уральская земля русскому человеку делалась
3) А своенравная, рослая, быстрая Есказа при восходе солнца в речку превратилась
4) На том месте образовалось глубокое красивое озеро.
А4Какие предложения связаны друг с другом при помощи личного местоимения.
А5 Какое значение имеет слово бросили во втором предложении.
1) Выпустили из рук.
2) Быстро переместить, направить, послать.
3) Оставить, покинуть.
4) Охватить, пронизать.
А6 В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 16-20?
1) Сравнительный оборот.
4) Синтаксический параллелизм.
А7 Подобрать синоним к слову образовалосьиз предложения 6.
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1Замените слово побежали из второго предложения антонимом. Запишите этот антоним.
В2Из предложений 8-10 выпишите слово с приставкой, заканчивающейся на –С.
В3 Из 1-2 предложения выпишите производный предлог.
В4 Из предложений 1-5 выписать глаголы в неопределённой форме.
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Уже солнце высоко поднялось на небе,(1) а джигит ползал по таёжному урочищу,(2) но не мог отыскать дорогу к людям. А своенравная,(3) рослая,(4) быстрая Есказа при восходе солнца в речку превратилась.
В6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Но ещё не взошло солнце,(1) и не кончилось состязание жениха и невесты. Но местную речь не теснила,(2) а для себя отдельные слова брала и за счёт их обогащалась.
В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
И тут случилось то,(1) что должно было случиться. Но так была велика её любовь к Сугомаку,(2) что,(3) будучи водой,(4) повернула своё русло в противоположную сторону от солнечного восхода. Встретились и перемешались их воды в безымянной в ту пору речке, (5)которую назвали позже Кыштым,(6) что обначало « мир спорщиков,затишье».
В8 Замените словосочетание ОТ СОЛНЕЧНОГО ВОСХОДА (предложение 9), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9 Из 18 предложения выпишите грамматическую основу.
В10 В первом абзаце (предложения 1-7) найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
В11 В третьем абзаце (предложения 10-12) найдите предложения, не умеющее однородных членов. Напишите номер этого предложения.
В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
В13 В предложениях 10-13 указать номер предложения с необособленным определением.
В14Из третьего абзаца (предложения 10-12) выписать придаточное определительное.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения напишите номер задания: С2.1или С2.2.
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Роль сложноподчинённых предложений в устной и письменной речи».
Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст Ю.Гребенькова и найдите необходимые примеры использования сложноподчинённых предложений, аргументирующие ваши мысли.
С2.2 Напишите сочинение – рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «И ещё роднее уральская земля русскому человеку делалась».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Вариант 4
Внимательно прочитайте текст выполните задание А1 – А7; В1- В14.
(1) На Урале говорят, что старее курганных берёз ничего нет. (2) А история их будто бы такова.
(10) А берёзы на чёрный лес всё наступают и наступают…
(12) «Умрём, где умирали наши отцы и деды»,- возражали старые и пожилые.
(13) И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, порубили и заживо захоронили себя. (14) Не стало их на Урале. (15) А на месте жилищ курганы образовались. (16) И растут на них старые – старые берёзы.
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А1 Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?
1) Чуди ушли с Урала.
2) Чуди боялись белого дерева.
3) Молодые чуди решили покинуть Урал.
4) На месте их жилищ образовались курганы.
А2Укажите слово (слова), при помощи которых осуществляется связь между первым и вторым абзацем.
А3Какое качество или черта характера чуди упоминается в тексте?
2) Весёлый характер.
3) Неизмеримая одарённость.
4) Великая любовь к родному краю.
А4 В каком предложении 8-11 есть антоним к слову белый. Укажите номер предложения.
А5 В каком значении употреблено слово слух в предложении 8?
1) Молва, известие о чём-либо.
2) Одно из пяти внешних чувств.
3) Способность воспринимать музыкальные звуки.
А6 Какое средство речевой выразительности используется в предложении «Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек».
А7 Каким членом предложения является слово наши в предложении «Умрём, где умирали наши отцы и деды».
Ответы на задания В1- В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1 Замените слово жилище(предложение 15) синонимом.
В2 Из предложений 11- 16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
В3 Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка –НИ».
В4 Из предложения 1-3 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательных пишется НН, если они образованы от существительных основой на Н».
В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах.
И вот стали замечать чуди,(1) что белое дерево на их земли пришло,(2) никогда такого ни их деды,(3) ни прадеды не видели.
В6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями, связанные бессоюзной связью.
И вот запрятались чуди в свои жилища,(1) норы подземные;(2) сваи,(3) державшие земляные потолки,(4) порубили и заживо захоронили себя.
В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями предложения, связанными подчинительной связью.
Раньше слышали про таких людей, (1) живущих там,(2) где солнце садится.
В8 Из 7 предложения выпишите словосочетание (-я), построенные на основе подчинительной связи примыкание.
В9 Из второго предложения выпишите грамматическую основу.
В10 Среди предложений 7-11 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В11 Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
В12 Среди предложений 12-16 найдите предложение односоставное безличное. Укажите его номер.
В13 Среди предложений 3-7 найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным и напишите номер этого предложения.
В14 В предложениях13-16 найдите сложное слово и выпишите его.
Часть 3
С2.1 Напишите сочинение – рассуждения на тему «Роль глаголов в художественной и публицистической речи». Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст Лазарева и найдите необходимые примеры использования глаголов, аргументирующие ваши мысли.
В сочинении- рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих глаголы.
С2.2 Напишите сочинение – рассуждения. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Умрём, где умирали наши отцы и деды». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.