На уроке учительница спросила что означает
3 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 18, 19, 20, 21
Ответы к страницам 18, 19, 20 и 21
О чем расскажет план
1. С помощью учебника допиши определение.
План местности – это точный чертеж местности, выполненный с помощью условных знаков.
2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.
город | фруктовый сад | луг и тропа | грунтовая дорога |
3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.
Озеро. Болото | Кустарник. Овраг | Смешанный лес. Просека | 1. Пашня. 2. Огород |
Село. Школа | Шоссе. Телеграфная линия | Родник. Ручей | Река. Деревянный мост |
4. Нарисуй условные знаки плана.
Болото | Смешанный лес | Луг | Ручей |
Кустарник | Овраг | Тропа | Река |
5. На уроке учительница спросила: «Что означает мае штаб плана, изображённого в учебнике?» Дети ответили так:
Сережа: «Одному сантиметру на плане соответствует один метр на местности»
Надя: «Одному сантиметру на плане соответствуют 50 метров на местности»
Витя: «Одному сантиметру на местности соответствуют 100 метров на плане»
V Ира: «Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на местности»
Кто ответил верно? Отметь галочкой.
6. Практическая работа «Туристические планы».
Цель работы: научиться читать туристические планы.
1. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:
а) тигры — в Северной части
б) львы — в Южной части
в) снегири и другие птицы — в Западной части
г) верблюды — в Восточной части
2. Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы. Запишите, какие достопримечательности города изображены на нём.
МГУ, Воробьевы горы, Университет, стадион “Лужники”, Ботанический сад, Олимпийская деревня.
3. Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга.
Определите, как от Аничкова моста можно дойти до памятника Петру Первому. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.
Нужно идти по Невскому проспекту до Большой Невы, а затем повернуть налево. По пути мы увидим Казанский собор, Александровскую колонну, Зимний дворец, Исаакиевский собор.
Проложите на плане любой другой маршрут. Устно опишите его.
Если вы принесли на урок другие туристические планы, рассмотрите их. Придумайте друг для друга вопросы и задания, чтобы узнать, научились ли вы читать туристические планы.
На уроке учительница спросила: «Что означает масштаб плана, изображённого в учебнике?» Дети ответили так: Серёжа: «Одному
Витя: «Одному сантиметру на местности соответствуют 100 метров на плане». — Неверно.
Ира: «Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на местности». — Верно.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Мне кажется, что, вне зависимости от развития технологий, люди будут продолжать самостоятельно создавать планы местности. На примере тех же военных, которые постоянно в учебных и боевых целях изображают необходимую им территорию на бумаге, делая это с помощью обычных приспособлений для черчения. Но не один план не обойдется без указания масштаба, о котором я хочу рассказать.
Что такое масштаб
Если говорить об общем понимании этого термина, то подразумевается отношение двух размеров. Например, размер изображения на карте к размеру всего объекта, который расположен на ней. Используется это понятие во многих направлениях:
Говоря простым языком, человек не может никак разместить на бумаге, к примеру, дерево в полную величину. В связи с этим возникает необходимость уменьшить дерево в определенное количество раз. Именно это количество и будет масштабом. Но такой алгоритм работает не только с уменьшением объектов при изображении. Если, к примеру, человеку нужно изобразить какую-то бактерию, то нарисовать её на бумаге в натуральную величину нету никакой возможности (будет просто еле видная точка), поэтому иллюстрируется она в больших размерах, также благодаря масштабу.
Виды масштабов и соответствие их размеров площади местности
Еще используется именование. Например, можно увидеть надпись рядом с масштабом: «В 1 сантиметре 1000 километров». Графические масштабы могут быть двух видов: поперечные и линейные. Первый основывается на отношении отрезков параллельных прямых, а второй показывается в виде линейки.
На уроке в 1 классе учительница предложила ученику определить смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнешь». Школьник
Ответил: «Что посеешь, то и возьмешь. Например, посеешь рожь — рожь и уродится». Учительница сделала вывод, что мышление
Ученика соответствует его возрасту.
Объясните, какие возрастные особенности мышления младших школьников проявились в ответе ученика?
Младший школьный возраст называют вершиной детства.
В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена распорядка дня.
6. Укрепляется новая внутренняя позиция.
7. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.[
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Мышление детей этого возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате, обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением.
Использование кейс-технологии при решении педагогических задач (стр. 4 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Ситуация 7. Мама рассказывает, что ее дочь Юля (14 лет) очень впечатлительная девочка: обидит кто-нибудь – она несколько дней из дома не выходит. Потом успокаивается. Но на этот раз она перестала ходить в школу. Я уже и подружку спрашивала, та сказала: «Юля сама виновата, проговорилась учительнице, что мы в поход идти собрались, ну ребята ей все и высказали».
С чем связана такая реакция?
Решение. Когда провинится ребенок, он охотно говорит: «Я больше не буду». Подросток же с возросшим самолюбием практически не говорит: «Простите, я был не прав». Извинение для подростка становится унизительным. В данном случае Юля отвечает аффективной реакцией – «уходом из реальной ситуации». Взрослый должен объяснить, что извинение ничего общего не имеет с унижением. Юля должна сделать первый шаг, иначе из конфликта достойного выхода не будет. Но Юля может и отстаивать свое мнение, если она права!
Ситуация 8. В 5 классе Нина отказалась ходить в школу. Учителя говорят, что Нина стала тревожной. В ее поведении с ребятами произошли перемены: всегда спокойная, она стала драться с ребятами, грубить.
Нина пользовалась авторитетом в классе, но, общаясь со сверстниками, занимала позицию «свысока», могла сделать замечание, списывать не давала, а в помощи не отказывала.
В классе появился новый ученик Миша, которого ребята приняли с радостью. Миша хорошо учился, увлекался математикой. Он был добрый, готов всем помочь: давал списывать, подсказывал. Вокруг Миши образовалась сплоченная компания мальчиков. Учительница поддерживала эту компанию.
Мальчики стали смеяться над Ниной, ее авторитет в классе поколебался. Поначалу Нина пыталась вернуть утраченную позицию за счет успеваемости (путь «погони за отметкой»). Это привело к повышенной тревожности, неадекватным реакциям.
Спустя некоторое время Нина стала самоутверждаться в классе, применяя физическую силу и резкость в общении со сверстниками. Но это ухудшило ее положение. От Нины отошли и бывшие подруги.
Что необходимо предпринять в данной ситуации?
Решение. Прежде всего, уровень притязаний Нины должен быть адекватным в сфере общения со сверстниками. Затем надо найти новые способы самоутверждения Нины. И, наконец, изменить противоречивую оценку Нины своего переживания: не сгущать краски, считая, что все отвернулись, не считать себя «звездой».
Ситуация 9. Алена (12 лет) пишет: «Я в жизни очень одинока. Со мной никто не дружит, почти никто не разговаривает. Меня все бьют, особенно мальчики, все просто надо мной издеваются! А называют меня – «гадкий утенок». Мама говорит, что я хорошенькая. И еще она говорит, что гадкие утята всегда становятся прекрасными лебедями. Так ли это?»
Права ли мама в своей реакции на ситуацию?
Решение. Да, права, рисуя радостную перспективу перед своей дочерью. Но чтобы «гадкий утенок» стал прекрасным лебедем, необходима практическая работа дочери над собой (самовоспитание) под руководством мамы.
Ситуация 10. Мама обратила внимание на то, что ее сын Миша стал каким-то безразличным ко всему. Мама говорит: «Ты плохо выполнил домашнее задание». Он отвечает: «Ну и пусть плохо!» После грубого разговора сына по телефону со сверстником мама сказала, что так ведут себя плохие мальчики. Он опять: «И пусть я плохой».
О чем может говорить такое поведение Миши?
Что должна мама предпринять, чтобы нормализовать поведение Миши?
Решение. Такое поведение обычно говорит о том, что подросток накопил горький опыт неудач и критики в свой адрес, и он теряет уверенность в себе, считая, что нечего стараться, все равно ничего не получится.
Мама должна узнать, как сложились отношения Миши с одноклассниками и как он справляется с учебой в школе. По всей вероятности, неуспехи в учебе и неумение общаться со сверстниками привели к вызывающему поведению дома. В основе механизма смещения поведения в школе на домашнее поведение лежит низкая самооценка Миши. Ему необходим успех в деятельности. Это придаст подростку уверенности в своих силах и будет способствовать повышению самооценки.
Ситуация 11. К подросткам обратились за помощью в уборке урожая. «Поддержим! Поддержим!» – загудели они.
Группа подростков едет на уборку урожая. Вечером отец одного из учеников просит по телефону: «Нельзя ли освободить сына, у нас семейная путевка в профилакторий». «Ваш сын, – отвечает учитель, решил остаться с ребятами».
Дайте психологический анализ действий родителя и учителя.
Решение. Учитель принял решение: подросток не может бросить друзей (быть вне группы) и общее дело, он должен утвердиться в группе сверстников как человек долга и чести. А отец должен понять: не оторваться от коллектива для сына сейчас важнее поездки на курорт.
С чем связана такая непривычная для всегда исполнительного Димы реакция?
Решение. Все подростки бурно реагируют на нетактичные замечания, которые дают им учителя в присутствии товарищей. Только тактичное обращение с подростком, только поддержка его в глазах товарищей создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка в целях его воспитания.
Ситуация 13. Учительница вошла в класс. Начала урок. Четко сформулировала цель урока. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счел нужным отвечать. Небрежно сказал:
– А я сегодня отвечать не буду.
– Не готов, да и настроение не располагает.
Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Учительница вызывает другого, но и он в тон первому произносит: «Я к уроку не готов – не захотелось заниматься вашей физикой». Называются фамилии еще пятерых учеников, и все они отказываются отвечать. Учительница испытала большую обиду и душевную боль от этих выходок учеников. Потребовалось очень большое самообладание, чтоб не сорваться, довести урок до конца.
Какие психологические особенности возраста и взаимоотношений в коллективе не учла учительница?
Решение. Поведение первого ученика было связано с его желанием самоутвердиться в глазах коллектива. И это ему удалось, так как класс реагировал дружным хохотом. Все же последующие ученики в силу своей солидарности с первым последовали его примеру. Поэтому не стоило вызывать больше 2–3 учеников, если они не готовы к уроку. Нужно было лишить их поддержки класса.
Каким должно быть дальнейшее поведение учительницы?
Решение. Это типичный пример мнительности! Из разговора не следует, что подростки обсуждали учительницу и хохотали по ее поводу. Если даже это была компания задиристых подростков, то тем более не следует обращать внимание и портить себе настроение. Подростки могут таким образом самоутверждаться, это их проблемы. Учитель всегда должен быть на высоте.
Ситуация 15. Ученики 9 класса сдавали экзамены. Петя сдал плохо и стал ссылаться на придирчивость учителя. Василий же свои неудовлетворительные результаты объяснял непомерным объемом учебного материала.
Каким образом успех учащихся зависит от их самооценки?
Решение. Учащиеся с высокой самооценкой, как правило, уверены в себе и в своих успехах. Они приписывают успехи и заслуги себе, а неудачи – учителю, неблагоприятным обстоятельствам. Ученики с низкой самооценкой меньше уверены в себе, их успехи зачастую носят случайный характер («Я ведь, говорил, что у меня не получится!»).
Учитель, развивая интеллект учеников, должен учитывать их самооценки. Успех должен быть прочным, а неудача случайной.
Ситуация 16. Часто подростки пишут: «Со мной никто не хочет дружить»; «Мне не с кем поговорить, в школе все от меня отворачиваются»; «Мне не с кем гулять, сижу дома» и т. п.
Почему возникает одиночество?
Решение. Чувство одиночества типично для подростков. В переходный период подросток «отделяется» от семьи, отрицает допотопные, по его мнению, устои родителей, нравоучения которых ему кажутся наивными, лицемерными.
Из семьи подросток «уходит», но близких людей, с которыми легко общаться, с которыми комфортно, находит не всегда. Тем не менее, однако, он должен сам найти себе группу, чтобы утвердиться в ней. Подростку вообще очень трудно войти в группу сверстников. Идеально, когда желание личности быть в данной группе и желание группы иметь эту (данную) личность в своих рядах совпадают. В этом случае все ценности группы будут «присваиваться» (усваиваться) личностью, которая под влиянием этих ценностей станет развиваться.
Если группа не принимает подростка или даже принимает, но он чувствует себя в ней неуверенно и неуютно, значит, группа подростку не подходит. Это вовсе не означает, что подросток плохой. Посредственные члены группы чаще всего не принимают людей неординарных и талантливых — тех, кого ценят люди талантливые. Их-то и надо искать. А пока возникает чувство одиночества.
Взрослые должны помочь ему в этом и внушить, что эта ситуация временная, пройдет переходный возраст, и подросток будет относиться к этому совсем иначе.
Надо иметь в виду и то, что трудные ситуации, конфликты — это точки роста. От того, как поступит подросток при решении той или иной проблемы, зависит, каким он будет человеком, по каким нормам будет жить.
Задачи с несколькими вариантами решения
Ситуация 1. Ирина: «Живу здесь, в этом месте уже пять лет. а никого не знаю. в школе у меня тоже нет близких подруг или друзей. мне кажется, что я вообще никогда ни с кем не смогу подружиться. Я пытаюсь быть с ними милой и приветливой. но в глубине души мне плохо. я говорю себе, что не надо обращать на это внимание. на людей не стоит полагаться. их совсем не интересуют другие. каждый сам по себе. не нужны мне никакие друзья. я порой начинаю даже в это верить, думаю, что пусть будет так как есть. »
Использование кейс-технологии при решении педагогических задач (стр. 4 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Ситуация 7. Мама рассказывает, что ее дочь Юля (14 лет) очень впечатлительная девочка: обидит кто-нибудь – она несколько дней из дома не выходит. Потом успокаивается. Но на этот раз она перестала ходить в школу. Я уже и подружку спрашивала, та сказала: «Юля сама виновата, проговорилась учительнице, что мы в поход идти собрались, ну ребята ей все и высказали».
С чем связана такая реакция?
Решение. Когда провинится ребенок, он охотно говорит: «Я больше не буду». Подросток же с возросшим самолюбием практически не говорит: «Простите, я был не прав». Извинение для подростка становится унизительным. В данном случае Юля отвечает аффективной реакцией – «уходом из реальной ситуации». Взрослый должен объяснить, что извинение ничего общего не имеет с унижением. Юля должна сделать первый шаг, иначе из конфликта достойного выхода не будет. Но Юля может и отстаивать свое мнение, если она права!
Ситуация 8. В 5 классе Нина отказалась ходить в школу. Учителя говорят, что Нина стала тревожной. В ее поведении с ребятами произошли перемены: всегда спокойная, она стала драться с ребятами, грубить.
Нина пользовалась авторитетом в классе, но, общаясь со сверстниками, занимала позицию «свысока», могла сделать замечание, списывать не давала, а в помощи не отказывала.
В классе появился новый ученик Миша, которого ребята приняли с радостью. Миша хорошо учился, увлекался математикой. Он был добрый, готов всем помочь: давал списывать, подсказывал. Вокруг Миши образовалась сплоченная компания мальчиков. Учительница поддерживала эту компанию.
Мальчики стали смеяться над Ниной, ее авторитет в классе поколебался. Поначалу Нина пыталась вернуть утраченную позицию за счет успеваемости (путь «погони за отметкой»). Это привело к повышенной тревожности, неадекватным реакциям.
Спустя некоторое время Нина стала самоутверждаться в классе, применяя физическую силу и резкость в общении со сверстниками. Но это ухудшило ее положение. От Нины отошли и бывшие подруги.
Что необходимо предпринять в данной ситуации?
Решение. Прежде всего, уровень притязаний Нины должен быть адекватным в сфере общения со сверстниками. Затем надо найти новые способы самоутверждения Нины. И, наконец, изменить противоречивую оценку Нины своего переживания: не сгущать краски, считая, что все отвернулись, не считать себя «звездой».
Ситуация 9. Алена (12 лет) пишет: «Я в жизни очень одинока. Со мной никто не дружит, почти никто не разговаривает. Меня все бьют, особенно мальчики, все просто надо мной издеваются! А называют меня – «гадкий утенок». Мама говорит, что я хорошенькая. И еще она говорит, что гадкие утята всегда становятся прекрасными лебедями. Так ли это?»
Права ли мама в своей реакции на ситуацию?
Решение. Да, права, рисуя радостную перспективу перед своей дочерью. Но чтобы «гадкий утенок» стал прекрасным лебедем, необходима практическая работа дочери над собой (самовоспитание) под руководством мамы.
Ситуация 10. Мама обратила внимание на то, что ее сын Миша стал каким-то безразличным ко всему. Мама говорит: «Ты плохо выполнил домашнее задание». Он отвечает: «Ну и пусть плохо!» После грубого разговора сына по телефону со сверстником мама сказала, что так ведут себя плохие мальчики. Он опять: «И пусть я плохой».
О чем может говорить такое поведение Миши?
Что должна мама предпринять, чтобы нормализовать поведение Миши?
Решение. Такое поведение обычно говорит о том, что подросток накопил горький опыт неудач и критики в свой адрес, и он теряет уверенность в себе, считая, что нечего стараться, все равно ничего не получится.
Мама должна узнать, как сложились отношения Миши с одноклассниками и как он справляется с учебой в школе. По всей вероятности, неуспехи в учебе и неумение общаться со сверстниками привели к вызывающему поведению дома. В основе механизма смещения поведения в школе на домашнее поведение лежит низкая самооценка Миши. Ему необходим успех в деятельности. Это придаст подростку уверенности в своих силах и будет способствовать повышению самооценки.
Ситуация 11. К подросткам обратились за помощью в уборке урожая. «Поддержим! Поддержим!» – загудели они.
Группа подростков едет на уборку урожая. Вечером отец одного из учеников просит по телефону: «Нельзя ли освободить сына, у нас семейная путевка в профилакторий». «Ваш сын, – отвечает учитель, решил остаться с ребятами».
Дайте психологический анализ действий родителя и учителя.
Решение. Учитель принял решение: подросток не может бросить друзей (быть вне группы) и общее дело, он должен утвердиться в группе сверстников как человек долга и чести. А отец должен понять: не оторваться от коллектива для сына сейчас важнее поездки на курорт.
С чем связана такая непривычная для всегда исполнительного Димы реакция?
Решение. Все подростки бурно реагируют на нетактичные замечания, которые дают им учителя в присутствии товарищей. Только тактичное обращение с подростком, только поддержка его в глазах товарищей создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка в целях его воспитания.
Ситуация 13. Учительница вошла в класс. Начала урок. Четко сформулировала цель урока. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счел нужным отвечать. Небрежно сказал:
– А я сегодня отвечать не буду.
– Не готов, да и настроение не располагает.
Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Учительница вызывает другого, но и он в тон первому произносит: «Я к уроку не готов – не захотелось заниматься вашей физикой». Называются фамилии еще пятерых учеников, и все они отказываются отвечать. Учительница испытала большую обиду и душевную боль от этих выходок учеников. Потребовалось очень большое самообладание, чтоб не сорваться, довести урок до конца.
Какие психологические особенности возраста и взаимоотношений в коллективе не учла учительница?
Решение. Поведение первого ученика было связано с его желанием самоутвердиться в глазах коллектива. И это ему удалось, так как класс реагировал дружным хохотом. Все же последующие ученики в силу своей солидарности с первым последовали его примеру. Поэтому не стоило вызывать больше 2–3 учеников, если они не готовы к уроку. Нужно было лишить их поддержки класса.
Каким должно быть дальнейшее поведение учительницы?
Решение. Это типичный пример мнительности! Из разговора не следует, что подростки обсуждали учительницу и хохотали по ее поводу. Если даже это была компания задиристых подростков, то тем более не следует обращать внимание и портить себе настроение. Подростки могут таким образом самоутверждаться, это их проблемы. Учитель всегда должен быть на высоте.
Ситуация 15. Ученики 9 класса сдавали экзамены. Петя сдал плохо и стал ссылаться на придирчивость учителя. Василий же свои неудовлетворительные результаты объяснял непомерным объемом учебного материала.
Каким образом успех учащихся зависит от их самооценки?
Решение. Учащиеся с высокой самооценкой, как правило, уверены в себе и в своих успехах. Они приписывают успехи и заслуги себе, а неудачи – учителю, неблагоприятным обстоятельствам. Ученики с низкой самооценкой меньше уверены в себе, их успехи зачастую носят случайный характер («Я ведь, говорил, что у меня не получится!»).
Учитель, развивая интеллект учеников, должен учитывать их самооценки. Успех должен быть прочным, а неудача случайной.
Ситуация 16. Часто подростки пишут: «Со мной никто не хочет дружить»; «Мне не с кем поговорить, в школе все от меня отворачиваются»; «Мне не с кем гулять, сижу дома» и т. п.
Почему возникает одиночество?
Решение. Чувство одиночества типично для подростков. В переходный период подросток «отделяется» от семьи, отрицает допотопные, по его мнению, устои родителей, нравоучения которых ему кажутся наивными, лицемерными.
Из семьи подросток «уходит», но близких людей, с которыми легко общаться, с которыми комфортно, находит не всегда. Тем не менее, однако, он должен сам найти себе группу, чтобы утвердиться в ней. Подростку вообще очень трудно войти в группу сверстников. Идеально, когда желание личности быть в данной группе и желание группы иметь эту (данную) личность в своих рядах совпадают. В этом случае все ценности группы будут «присваиваться» (усваиваться) личностью, которая под влиянием этих ценностей станет развиваться.
Если группа не принимает подростка или даже принимает, но он чувствует себя в ней неуверенно и неуютно, значит, группа подростку не подходит. Это вовсе не означает, что подросток плохой. Посредственные члены группы чаще всего не принимают людей неординарных и талантливых — тех, кого ценят люди талантливые. Их-то и надо искать. А пока возникает чувство одиночества.
Взрослые должны помочь ему в этом и внушить, что эта ситуация временная, пройдет переходный возраст, и подросток будет относиться к этому совсем иначе.
Надо иметь в виду и то, что трудные ситуации, конфликты — это точки роста. От того, как поступит подросток при решении той или иной проблемы, зависит, каким он будет человеком, по каким нормам будет жить.
Задачи с несколькими вариантами решения
Ситуация 1. Ирина: «Живу здесь, в этом месте уже пять лет. а никого не знаю. в школе у меня тоже нет близких подруг или друзей. мне кажется, что я вообще никогда ни с кем не смогу подружиться. Я пытаюсь быть с ними милой и приветливой. но в глубине души мне плохо. я говорю себе, что не надо обращать на это внимание. на людей не стоит полагаться. их совсем не интересуют другие. каждый сам по себе. не нужны мне никакие друзья. я порой начинаю даже в это верить, думаю, что пусть будет так как есть. »