На волге некрасов о чем
Анализ стихотворения «На Волге» Николая Некрасова
Характерная черта творчества Н. А. Некрасова — ярко выраженная гражданская позиция. Даже в чисто лирических стихотворениях он никогда не забывал о главной цели своей жизни — освещению страданий простого народа. В 1860 г. Некрасов написал поэму «На Волге», в которой детские воспоминания тесно переплетаются с болью за каторжную участь бурлаков.
Поэма начинается вполне нейтрально: автор с грустью вспоминает о своем детстве, проведенном на берегу Волги. Он сожалеет о том, что покинул эти милые сердцу родные места. Некрасов признает, что главной причиной было стремление к борьбе, неприятие тихой и спокойной жизни. Излишне самокритично звучит строка «жизнь напрасно я убил». Поэт многим открыл глаза на истинное положение простого народа.
Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.
Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной. Вероятно, Некрасов преувеличивает, утверждая, что именно тогда назвал Волгу «рекою рабства и тоски». Но несомненно, что вид невыносимого бурлацкого труда произвел на него огромное впечатление.
В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет. Тяжелая работа дает единственные средства к выживанию. Однообразие чисто механических действий накладывает на людей отпечаток вечной покорности своей судьбе. Стоны перемежаются лишь такими же однообразными бурлацкими песнями «с болезненным припевом «ой!»». Поэт с горечью отмечает, что молодые здоровые люди быстро растрачивают свои силы и в конце концов погибают на берегу великой реки.
Полный анализ стихотворения «На Волге» (Н. А. Некрасов)
Полный анализ стихотворения «На Волге», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, помогает узнать историю создания произведения, композицию и основную мысль. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, чтобы облегчить подготовку к уроку.
История создания
Детские годы Николая Некрасова прошли в родовом имении, которое находилось на берегу Волги. Будучи ребенком, он никогда не задумывался о том, что вся пароходная индустрия держится на тяжелом и изнуряющем труде бурлаков. Однажды, ему довелось увидеть картину, когда больные и изнуренные тяжелым трудом люди тащили баржу. Увиденное наложило сильный отпечаток на автора, что он, спустя много лет, не забыл это событие, а передал его в стихотворении.
Поэма «На Волге» была написана в 1860 году. Частично данное произведение посвящается детским воспоминаниям мальчика, поскольку наполнено яркими воспоминаниями того времени.
Жанр, размер
По жанру анализируемое произведение – это поэма. Написано произведение четырехстопным ямбом, рифма мужская. Что же касается рифмовки, то автор прибегает к нескольким видам. В первых четырех – используется кольцевая рифмовка, далее используется как парная, так и перекрестная рифмовки.
В лирическом герое мы видим самого автора, который открыто выражает свои собственные мысли в стихотворной форме. Здесь нет завуалированных речей, он прямо призывает к бунту угнетенный народ. Своим стихотворением он призывает к борьбе, поскольку и дальше подобное продолжаться не может.
Композиция
Композиция произведения «На Волге» достаточно сложная, поскольку автор умело переплел воспоминания из детства с рассуждениями взрослого человека. Вспоминая свое детство, он на контрасте показывает свою беззаботность и тяжелую жизнь простых рабочих людей. Даже тяжелый и изнурительный труд не в силах приблизить их к лучшей жизни. Эти люди обречены всю жизнь изнурять себя работой за копейки. Именно поэтому автор и призывает их к бунту и борьбе.
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
Автор вспоминает свое детство и юность. Они были сытыми и беззаботными. Ему не было нужды трудиться с малых лет, чтобы заработать себе на кусок хлеба. Поэтому когда перед его глазами предстала удручающая картина бурлаков, он узнал другую сторону жизни. Не такую, как знал до этого. Непривычную ему. Эта картина ему настолько не понравилась, то в тот же момент настолько сильно тронула его, что он пронес данное воспоминание через всю жизнь.
Некрасов всегда очень сопереживал простому рабочему народу, ему было нестерпимо жаль тех людей, которые вынуждены отдавать свое здоровье, а порой и жизни, для того, чтобы обеспечить свою семью. Тем более, что подобный труд оплачивался ужасно мало, и тех денег, что удавалось заработать людям, едва хватало, чтобы свести концы с концами.
От одного из бурлаков он узнает, что его жизнь ничем не отличается от смерти.
На примере бурлаков автор передает тяжесть труда всего народа. Именно в их образе он видит страдания и изнеможение. Людей довели до крайности, поэтому автор предлагает бороться за свои права.
Когда б ты менее терпел?
Автор пытается донести до людей то, что выступая за свои права они ничего не потеряют, а, возможно, сделают свою жизнь лучше.
Темы, проблемы
Основной темой, проходящей практически через все творчество великого поэта, является тяжелая участь простого народа. Автор показывает читателю, что простые люди вынуждены трудиться и день и ночь, изнуряя себя непосильным трудом, чтобы иметь возможность прокормить себя и свою семью.
К ним относятся очень плохо, оплата труда мизерная, а работа безумно тяжелая. Поэт очень сильно переживает их судьбу и участь. Поэтому для него такое неравенство и несправедливость в обществе действительно является проблемой, которую он и старается донести в своем творчестве.
Автор старается как можно лучше описать внешний вид бурлаков, которые так сильно задели его за живое. Именно этим он и подчеркивает весь трагизм ситуации, который складывается в одну большую и общую проблему.
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой…
Он подчеркивает и то, что у людей никакой надежды на светлое будущее. Они обречены из поколения в поколение, поэтому молча и покорно, продолжают тащить свою лямку.
Основная мысль произведения
Основная мысль, которую вложил автор в произведение «На Волге», является ужасное положение простого народа. В то время, как другие люди живут полной жизнью и не думают о завтрашнем дне, рядом с ними выживают простые работяги, век которых очень печален и недолог. Они живут очень короткую жизнь, полную лишений, голода и труда. Условия, в которых они вынуждены существовать, оставляют желать лучшего. Круглосуточный труд, из-за которого они теряют свои силы и здоровье, постоянный голод и усталость. Именно так живут люди, которые передают свою горькую участь из поколения в поколение. Они даже не пытаются бороться за свои права, а молча выполняют тяжелую работу, не получая взамен практически ничего, кроме упреков и обмана.
Средства выразительности
Использование большого количества эпитетов помогает автору как можно лучше описать весь трагизм ситуации, подчеркнув все её «прелести», а так же контрастно показать разницу социальных классов.
Метафоры придают тексту поэтичности. Сравнения так же показывают, насколько обделен и несчетен русский народ и его существование в целом.
Большое количество различных троп помогают читателю как можно лучше представить картину, которая происходила во времена, описанные Николаем Алексеевичем Некрасовым.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «На Волге»
Читать стих «На Волге» Некрасова Николая Алексеевича тяжело с моральной точки зрения, ведь в нем показана жизнь простого крестьянина такой, какая она есть. Поэт не стремился ее как-то приукрасить. В его поэме виден неимоверно тяжелый быт и жизнь людей, вынужденных зарабатывать на кусок хлеба физическим трудом. Ниже вы можете ознакомиться с кратким анализом по плану стихотворения «На Волге».
Отрывок стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге»
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой — богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник-плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, всё село
Прошел — нигде не повезло!
Краткий анализ стиха «На Волге» Н. А. Некрасов
Вариант 1
Произведение посвящено центральной теме творчества Некрасова – тяжелой участи простого народа, как и в стихотворении “Мужичок с ноготок”, “Железная дорога” и др..
Автор неторопливо разворачивает перед читателями картину Волги, где герой, от лица которого ведется повествование, предается воспоминаниям о своей юности и размышлениям о прожитых годах. Однако нейтральные зарисовки сменяет эпизод, ради которого написано стихотворение – рассказчик вспоминает о том, как он в детстве увидел бурлаков.
Некрасов показывает всю тяжесть труда людей, занимавшихся тяжелым физическим трудом. Условия их жизни автор изображает ужасными и невыносимыми. Один из бурлаков говорит, что такая жизнь ничем не лучше смерти.
Вероятно, что представители именно этой профессии были выбраны в качестве олицетворения участи простого народа из-за их монотонного труда и того факта, что его тяжелый характер сразу бросается в глаза. Они, по мнению Некрасова, представляли собой образец доведенных до крайней степени страданий простого народа.
В отличие от многих других стихотворений автора, посвященных социальной тематике, в данном произведении поэт донести свою мысль прямо. Он открытым текстом призывает к бунту. Слова бурлака о том, что лучше было бы умереть служат для перехода к вопросу о том, что можно сделать, чтобы облегчить участь угнетенных.
Он призывает представителей трудового народа подняться на борьбу. По мнению поэта-демократа, такой исход все же предпочтительней, чем жизнь, наполненная лишениями и тяжелым изматывающим трудом, значительно ее укорачивающим.
В данном произведении Некрасов скорее не столько пытается вызвать сочувствие читателей низшим слоям общества. Это скорее выражение его собственных чувств, изложенное в стихотворной форме.
Сочувствие к обездоленным перемешано с досадой и, посетившими его в тот момент, сомнениями в достаточности его собственных усилий по изменению существующих порядков. В стихотворении не звучит уверенность в победе, он с горечью говорит о напрасно прожитых годах. Скорее всего, эти строки, наполненные пессимизмом, выражают подлинные мысли поэта в один из периодов его жизни.
Произведение написано очень эмоционально и представляет собой не просто призыв к обеспеченным и образованным людям задуматься об условиях, в которых живут людей из низших классов. Это, скорее яростный протест против социальной несправедливости, смешанный с реальными детскими воспоминаниями.
Вариант 2
В стихотворении перемежаются временные пласты – лирический герой вспоминает свое счастливое детство на любимой и прекрасной Волге, но эти радужные краски прекрасного времени любования всеми и всем затемняются страшной для юного сердца встречей с бурлаками.
Поэт словно остановился на бегу, словно замерла его песня об удали, он словно споткнулся на лету, встретившись взглядом с изможденным тяжким изнурительным трудом человека, мечтающего о смерти.
Ужас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью — по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши, поразил поэта в самое сердце. Никогда не мог забыть он этой встречи и стихотворение «На Волге» стало визитной карточкой Некрасова, который всегда помнил о тяжкой участи простого человека.
Композиция сложна, детские переживания поэта наслаиваются на размышления человека зрелого, понимающего всю горькую правду действительности. Соединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда — в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом.
Видя взгляд бурлака «с болезненным лицом», угрюмого, больного человека, мечтающего о смерти, как о единственно возможном спасении, поэт понимает, что видит перед собой доведенного до полного изнеможения бедняка, потерявшего всякую надежду на перемены к лучшему.
Укор во взгляде несчастного бурлака остался в памяти Некрасова навсегда: прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски» и единственно возможным для поэта стал путь «народного заступника».
Стихотворение «На Волге» – анализ по плану
Вариант 1
Характерная черта творчества Н. А. Некрасова — ярко выраженная гражданская позиция. Даже в чисто лирических стихотворениях он никогда не забывал о главной цели своей жизни — освещению страданий простого народа. В 1860 г. Некрасов написал поэму «На Волге», в которой детские воспоминания тесно переплетаются с болью за каторжную участь бурлаков. Великий русский художник Репин на картине “Бурлаки на Волге” отразил тяжелый быт народа.
Поэма начинается вполне нейтрально: автор с грустью вспоминает о своем детстве, проведенном на берегу Волги. Он сожалеет о том, что покинул эти милые сердцу родные места. Некрасов признает, что главной причиной было стремление к борьбе, неприятие тихой и спокойной жизни. Излишне самокритично звучит строка «жизнь напрасно я убил». Поэт многим открыл глаза на истинное положение простого народа.
Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.
Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика.
Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной. Вероятно, Некрасов преувеличивает, утверждая, что именно тогда назвал Волгу «рекою рабства и тоски». Но несомненно, что вид невыносимого бурлацкого труда произвел на него огромное впечатление.
В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет.
Тяжелая работа дает единственные средства к выживанию. Однообразие чисто механических действий накладывает на людей отпечаток вечной покорности своей судьбе. Стоны перемежаются лишь такими же однообразными бурлацкими песнями «с болезненным припевом «ой!». Поэт с горечью отмечает, что молодые здоровые люди быстро растрачивают свои силы и в конце концов погибают на берегу великой реки.
Вариант 2
Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.
Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему природы, я возьму в качестве примера лишь несколько наиболее ярких, на мой взгляд, произведений.
В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:
О Волга! … колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.
Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.
В стихотворении “Железная дорога” автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе:
Славная осень! Морозные ночи,
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей…
Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.
Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.
Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов немного, но они так точны, что означают все”, — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.
Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.
Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «На Волге»
Вариант 1
Стихотворения, посвященные тяжелой жизни простого рабочего народа, занимают в творчестве Н. Некрасова почетное место. Этот пласт имеет автобиографическую основу. Поэт, детство которого прошло в родовом имении, видел, как жестоко его отец обходился с крестьянами. Эти картины не могли промелькнуть бесследно.
Крестьянская тема начала развиваться в ранней поэзии Николая Алексеевича. Особый отпечаток детские воспоминания оставили в его зрелом творчестве: был написан сборник “Крестьянские дети”. Не один раз поэт пытался найти в обществе отклик на свои взгляды. Со временем он понял, что попытки тщетны. Тем не менее, продолжал писать стихотворения, реализуя в них свои взгляды и идеи.
Стихотворение «На Волге» было создано в 1860 году. Кстати, не зря в центре авторского внимания находится именно Волга: на берегу этой реки находилось имение отца Некрасова. Стих написан в зрелом возрасте, когда поэт мог не только оглянуться на свою юность, но и обдумать, проанализировать свои взгляды и поступки, что и отобразилось в стихе. Жанр анализированного стиха – поэма.
Н. Некрасов раскрывает темы своего детства и юношества, судьбы бурлак. В поэме есть несколько идей. Автор показывает ошибку многих людей – попытку раннего «побега» из отчего дома. Он утверждает, что порывы молодой души могут привести к поступкам, о которых человек жалеет, когда переступает порог своей зрелости. Также поэт показывает несправедливый уклад в обществе, когда одни живут богато, а другие умирают в условиях тяжелого труда.
Поэма «На Волге» делится на четыре части, которые объединяются образом лирического героя, прототипом которого является автор. Первые две части посвящены детству героя, две последние написаны от имени зрелого мужчины, который в мыслях возвращается к своей юности.
Начинается стихотворение описанием возвращения лирического героя в родные края.
Дома его встречает только верный пес. Мужчина сравнивает себя с нищим, который отправляется просить милостыню. Этот образ-сравнение автор развивает в достаточно объемное описание. Бедняк идет од дома к дому, среди которых и бедные, и «пышные», но никто не хочет пожалеть бедняка. Получив корку, он отгораживается от людей. В этом эпизоде Некрасов намекает на то, как он искал в обществе понимания своих идей. Постепенно раздумья подводят героя к воспоминаниям о детстве.
Во второй части мужчина рассказывает о том, как рос на Волге, воспринимая реку как нечто большое, светлое и чистое. Лирический герой дает характеристику самому себе, делая акцент на бесстрашности. Он признается, что всегда шел наперекор взрослым. Например, когда няня пугала чертями, он шел на них посмотреть.
В памяти героя всплывают бурлаки – изнеможенные болезнями и тяжелым трудом люди. Они впечатлили ребенка, который до этого видел только красивую сторону жизни. Мальчик проигнорировал приказ няни не ходить к бурлакам. Его что-то тянуло к этим людям, хоть их разговоры о том, что лучше умереть, чем так жить, очень удивляли ребенка.
Удивление перешло в высокий порыв, когда мальчик подрос. Но нетрудно догадаться, что юноша не нашел в обществе поддержки, поэтому взрослому мужчине, вернувшемуся на берег Волги теперь стыдно говорить о своих идеях. Он боится, что и теперь их не поймут.
В четвертой части лирический герой рассказывает, что через десятки лет увидел ту же картину, что и в детстве: «унылый, сумрачный бурлак!». Только теперь он воспринимает этих людей сквозь призму своего опыта. Описанием бурлак заканчивается поэма. В конце Н. Некрасов ставит троеточие, что заставляет читателя задуматься над прочитанным.
Вариант 2
Писал Некрасов о любви и природе, но в своем стихотворении «На Волге» он предстает не просто поэтом, но поэтом-гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает как собственную.
В стихотворении перемежаются временные пласты – он вспоминает свое счастливое детство на любимой и прекрасной Волге, но эти радужные краски прекрасного времени любования всеми и всем затемняются страшной для юного сердца встречей с бурлаками.
Поэт словно остановился на бегу, словно замерла его песня об удали, он словно споткнулся на лету, встретившись взглядом с изможденным тяжким изнурительным трудом человека, мечтающего о смерти.
Ужас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью — по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши, поразил поэта в самое сердце. Никогда не мог забыть он этой встречи и стихотворение «На Волге» стало визитной карточкой Некрасова, который всегда помнил о тяжкой участи простого человека.
Композиция сложна, детские переживания поэта наслаиваются на размышления человека зрелого, понимающего всю горькую правду действительности. Соединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда — в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом.
Видя взгляд бурлака «с болезненным лицом», угрюмого, больного человека, мечтающего о смерти, как о единственно возможном спасении, поэт понимает, что видит перед собой доведенного до полного изнеможения бедняка, потерявшего всякую надежду на перемены к лучшему.
Укор во взгляде несчастного бурлака остался в памяти Некрасова навсегда: прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски» и единственно возможным для поэта стал путь «народного заступника».
Кроме анализа стихотворения «На Волге» рекомендуем обратить внимание на другие сочинения:
Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.
Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе.
Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.
В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.
Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей».
Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.
Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом.
«Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», — так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! На тобой не раздавался этот вой!».
Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда приди на помощь людям, если они в ней нуждаются.
Читайте также: «Тарас Бульба» образ в одноименной повести Н. В. Гоголя.