Монастырь что это история
Монастырь
Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих, объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители.
Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник, гостиник, больничный.
Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима.
Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в).
Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря:
«Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни.
Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) положенные в основу обета нестяжания.
Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:21 ) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Kop.7:32).
К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» ( Притч.11:14 ).
Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой Василий Великий в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития: «Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться… о братолюбии».
Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших заповедей Христовых – заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37-39 ). Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.
Истинные работники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как величайшую святыню, ею питаются, ею наслаждаются и в этом Имени имеют себе залог будущего блаженства. На имени Иисуса Христа содержится все: и вера наша Православная, и все церковное Богослужение, всякий чин, его обряд и порядок и все молитвенное последование, – и всякий христианин, моляся, обязан всенепременно возносить свою молитву к Единому Сыну Божию, иже Един есть Ходатай пред Богом за человеки ( 1Тим.2:5 ), и только к Нему и через Него бывает действенна наша молитва. Он Сам заповедал, говоря: «еже аще чесо просите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» ( Ин.16:23-24 ).
Господь Иисус Христос содержит и всю вселенную, и всю тварь видимую и невидимую, и всякое дыхание, а в особенности обвеселяет тех, кои носят сие наидражайшее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отдалили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Православная, и Церковь, и Богослужение, все Таинства и обряды, все духовное служение и самое Евангелие. Так нужно разуметь и о человеке: если не живет в нем Иисус Христос Своею благодатною силою, то там нет ничего духовнаго, – тут движется жизнь только душевно-телесная, по стихиям века сего, потому что корень и беспредельная полнота духовной жизни есть Иисус Христос, Которого и нужно возлюбить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь стараться о том, чтобы и имя Его вседражайшее водрузить в свое сердце и так, чтобы оно было там коренным, действующим началом и занимало господственное положение, чтобы по слову апостола, «не мы жили, а жил в нас Христос» ( Гал.2:20 ). От преискреннаго соединения сердца с Господом, когда Господь Иисус Христос творит в нас обитель Свою, ощутительно и действенно вселяется в сердце, и слышится Его Божественное присутствие ясно и осязательно, что называется, по словам Святых Отцов, живое Богообщение. И тогда Христос Бог, будучи Искупитель и Спаситель наш, нисходит в человека Своими Божественными силами, иже к животу и благочестию ( 2Петр.1:3 ) и как бы творит в нём для Себя постоянную обитель ( Ин.14:23 ), так что человек становится храмом Духа Божия ( 1Кор.6:17 ), церковью Бога Жива ( 2Кор.6:16 ). Един есть Дух с Господом ( 1Кор.6:17 ). Бог Любы есть. Пребывая в Любве в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает ( 1Ин.4:16 ); и еже живет – Богови живет ( Рим.6:10 ) и не тому себе живет, но живет в нем Бог ( Гал.2:20 ).
Христос есть тогда в человеке, еже хотети и деяти ( Фил.2:13 ). В это духовное состояние человек входит, если разуметь обыкновенный порядок течения дел, не вдруг, а уме в конце своих духовных подвигов и трудов. Оно составляет цель стремлений всякаго разумно живущаго монаха. Достигши сего, он: входит в свободу и покоится в Боге, носит в сердце своем источник живота – Самаго Господа Бога, – и сие есть несомненная надежда вечнаго спасения. (Схимонах Иларион: «На горах Кавказа»).
Пока монахи были лишь одиночки, так называемые анахореты, они спасались каждый по правилам, данным им отцами и их наставниками, но с появлением монастырей и многочисленного братства потребовался Устав, который мог бы регулировать монашескую жизнь в них и способствовать к лучшему освоению монашеского духа. Преподобный Пахомий Великий, подвижник 4‑го века, такой общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, Святителя Василия Великого, Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей)».
Что такое монастырь и монашество в православии
Духовное возрождение общества вызвало подъем интереса к православной вере, церкви, монашеству. Но многие из нас не знают, что такое монастырь и для чего в церкви существует институт монашества. Суть этого исторически малопонятного явления — в поиске непрерывного Богообщения, а также в подражании и уподоблении, насколько это возможно для человека, образу Господа Иисуса Христа.
Что такое монастырь
На Руси православная вера всегда занимала особое место в сердцах людей. Русскому человеку свойственно страстное влечение к небесному. Он не может отдавать себя полностью на благоустройство комфорта в земной жизни, как это делают европейцы. Этот мир для него тесен, несмотря на бесконечные пространства. Поэтому распространение монашества стало закономерным явлением на Руси. Повсеместно стали образовываться обители — как мужские, так и женские.
Итак, монастырь — это земное пристанище душ, ищущих уединения для:
Монастырские стены призваны оградить от любопытного вмешательства внешнего мира. Строгий устав внутри них управляет и поддерживает порядок в общине.
Происхождение слова
Невозможно переоценить влияние на христианство такого явления, как монашество. Всякий искренний христианин хотя бы раз в жизни думал о принятии иночества. Да и просто уставший от мирской суеты человек в сердцах говорит: «Все, ухожу в монастырь!». А кто-то так и делает.
«Монастырь» — от сл. monos, в переводе — «один, одинокий». Человек удаляется от общества и сам один в тишине возрастает духовно для того, чтобы быть ближе к Богу.
Монашество возникло как движение:
Однажды преподобный Арсений Великий в ответ на свою молитву услышал голос, нисходящий с небес: «Беги людей, и ты спасешься», что святой незамедлительно поспешил исполнить. Он без малейшего сожаления бросил все мирские блага, стал монахом — человеком, который живет один на один с Богом и только к Нему стремится.
Значение понятия
Уходящий в монастырь христианин ищет уединения. Но удаляется монах не столько от мира, сколько от страстей, наполняющих и искажающих жизнь людей. Монастырь – это главное поле духовной битвы со страстями, а основное дело его насельников — молиться и плакать за всех людей. По преданию, пока жив хоть один монах, мир будет стоять.
Идет такой период истории, когда становление на путь монашества расценивается как готовность к противостоянию всем тем негативным явлениям, которые процветают и укрепляются в нашем обществе. Свт. Игнатий Брянчанинов приравнивает монашеский подвиг к мученичеству.
Историческая справка
Монастыри стали появляться, начиная с 3-го века н. э. К этому времени строгая подвижническая жизнь среди христиан стала ослабевать. Верующие, у которых это вызывало неприятие, удалялись от мира и его соблазнов. Они селились в горах, пустынях. Подвижники стали называться отцами-пустынниками, отшельниками. В это время и зародилось плодовитое семя монашеской жизни, ее основные принципы. Первые ростки ангельского жития пробили себе путь в Египте.
4-5 век н. э. дал миру много известных подвижников благочестия:
Египет был лучше других регионов приспособлен к монашеской жизни. К концу 4-го века в «великой пустыне» уже насчитывалось более 5 тыс. монахов. Египту как будто самим Богом было суждено стать родиной монашества.
Следует заметить, что еще до начала 3-го века внутри христианских общин были аскеты и девы, посвятившие свое целомудрие Богу. Они постепенно старались удаляться от людей, сводя к минимуму связи с окружающим миром.
Один из отцов-пустынников, прп. Пахомий Великий, стал основателем первой киновии — монастыря общежительного типа. В нем объединились разрозненные жилища учеников Антония Великого, который положил начало анахоретному (отшельническому, пустынническому) монашеству. Преподобный обнес территории общины стеной, составил основные правила дисциплины, а также распорядок дня, в основе которого лежало чередование труда и молитвы. Тогда же и был написан Пахомием Великим первый монастырский Устав (318 г.)
Отшельничество начинает исчезать, а монастыри распространяются до Константинополя. На Западе они появляются вскоре после визита в Рим Афанасия Великого, который и познакомил его с традицией египетского монашества.
В Российской империи иночество распространилось почти сразу после принятия христианства, основателями его считаются прп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Одна из древнейших христианских обителей мира — монастырь Святой Екатерины в Иерусалиме, расположенный у подножья горя Синай.
Типы монастырей
На протяжении всей истории христианства сформировались разные уклады монашеской жизни. Одни из них изучены хорошо, о происхождении других мало известно.
Аббатство
Представляет собой католический христианский монастырь, находящийся во владении какого-либо монашеского ордена. Управляется аббатом (-иссой), подчиняется епископу или, в некоторых случаях, Папе Римскому. Бенедиктинское аббатство было первым и возникло в 6-м веке в Италии. Сам термин «аббатство» встречается в литературе, начиная с 9-го века.
Это были крупные и влиятельные монастыри, которые оказывали значительное влияние на общество, его религиозную, экономическую и светскую политику. Наиболее могущественные из них имели статус имперских. Покровителями и основателями аббатств обычно являлись люди знатные, богатые. Нередко в их числе оказывались короли, императоры, епископы.
Киновия
Одна из наиболее ранних форм организации монашеского уклада. Это монастырь общежительного типа, возникший в самом начале христианской эры. Все необходимое для жизни насельники киновии получают от настоятеля. В свой черед они обязаны трудиться, делают это безвозмездно. Плоды их деятельности принадлежат монастырю, монахи лишены права собственности, у них нет личного имущества. Первая киновия была основана прп. Пахомием Великим.
Идиоритм
Особножительный монастырь — особый вид православных обителей, противопоставляется общежительным. Здесь общее только место проживания и богослужение. Во всем остальном монахи живут по своему усмотрению, владеют личной собственностью, сами заботятся о своем материальном устроении. До недавнего времени особножитие было распространено на Афоне, но в последнее время сильно сократилось.
Подворье
Загородные монастыри могут иметь подворья на территории близлежащих населенных пунктов, крупных городов и столицы. Они создаются с целью сбора пожертвований, приема паломников, осуществления соответствующей хозяйственной деятельности. В состав входит храм и жилые помещения.
Небольшая по размерам и удаленная от крупных поселений монашеская обитель, принадлежащая более крупному монастырю. Как правило, имеет более строгий устав и закрыта для посещения посторонними. Монахи, живущие здесь, принимают на себя более трудноисполнимые обеты, например, затворничества и безмолвия.
Пустынь
Первоначально — это небольшая монашеская обитель, удаленная от основного монастыря, располагающаяся в безлюдном месте. Впоследствии может обрасти людьми и постройками, но слово «пустынь» сохраняет в своем названии.
Лавра
Монастыри особо крупных размеров, имеющие важное духовное или историческое значение. Имели особое положение и подчинялись непосредственно Патриарху либо Священному Синоду. Исторически сложилось так, что статус лавры могли присвоить только мужской обители.
Виды по типу подчинения
Все монастыри можно поделить также и по иерархическому подчинению. Всего есть три основных вида.
Ставропигиальные
Подчиняются непосредственно Святейшему Патриарху, который руководит ими через своего наместника. Призваны служить образцом внешнего благолепия и внутреннего благочестия другим монашеским обителям.
Епархиальные
Наиболее распространенный вид монастырей, управляемый епархиальным архиереем. Их открытие или, наоборот, закрытие происходит на основе решения Патриарха и Св. Синода РПЦ. Таким же образом назначается игумен (-ья).
Приписные
При наиболее благоустроенных монастырях, имеющих ставропигиальный вид подчинения, могут создаваться приписные монашеские обители. Они значительно меньше размером и количеством братии. Их возглавляет игумен, который подчиняется наместнику основного монастыря и Патриарху.
Структура монастырей
В структуру действующего монастыря входят обычно несколько церквей, колокольня, жилые корпуса, бытовые и подсобные помещения хозяйственного назначения. Первые монастыри на Руси были сформированы по греческому образцу. Но с возвращением Антония Печерского со Святой Земли (1051 г.), где он какое-то время вел подвижническую жизнь, стали формироваться обители, в основу которых был положен афонский устав и опыт хозяйственного устроения общин.
Подобно древним образцам со Святой Земли в монастырях развивается большинство отраслей сельского хозяйства:
В полеводстве используются передовые агрономические методы, современные с/х машины и оборудование.
Многие монастыри имеют собственные:
В числе предприятий могут быть небольшие заводики по производству свечей, кирпича, тротуарной плитки или чего-нибудь еще.
Практически в каждом монастыре есть своя мастерская, и, как правило, не одна:
В любой обители принимают гостей, поэтому есть паломническая или гостиница, возможно и наличие больницы, аптеки. Зачастую при монастыре действует церковно-приходская школа, дом милосердия.
Управление и смотрители
Возглавляет обитель священноархимандрит — правящий архиерей или Патриарх, если это ставропигиальный монастырь. Непосредственно управляет обителью наместник, им может быть архимандрит, игумен, иеромонах.
Каждый из насельников монастыря несет определенное послушание:
В женских обителях аналогичные послушания распределяются между сестрами. Отказываться от благословения на какие-либо определенные монастырские труды среди монашествующих не принято. Все воспринимается как от руки Божьей, и поэтому исполняется с радостью.
Игумения
Женскую обитель возглавляет игуменья, выбираемая из числа сестер. Если в самой обители достойных кандидатур не находится, правящий архиерей ставит своего человека. Игуменью можно отличить от других сестер обители по золотому наперстному кресту и праву давать благословение. Обращаться к настоятельнице можно следующим образом: «мать игуменья, матушка Неонилла (или другое имя) или просто матушка».
Духовенство
В мужских обителях церковные службы, требы проводятся силами монастырской братии: иеромонахов, иеродиаконов и прочих. Женские монашеские общины вынуждены приглашать к себе мирских священников, диаконов для обеспечения непрерывного богослужебного ритма.
Важное место занимает духовник обители. В мужском монастыре — это не обязательно должен быть старец, как в смысле духовных дарований, так и возраста. В женских обителях духовник, как правило, назначается из числа пожилых и опытных монахов.
Кто живет в монастырях
Избрать монашествующий путь может любой верующий, не имеющий семейных и прочих обязательств, перечень которых определен церковными канонами. Это высокое призвание, дорогу к которому указывает Сам Господь. Каждого человека он своим особым образом приводит на монашескую стезю.
Вступающие на этот нелегкий путь накладывают на себя узы обетов:
Борьба с грехом ведется монахом в течение всей жизни не из-за страха вечного наказания, а единственно из любви к Богу.
Формы монашеской жизни
Монашество в том виде, в котором оно существует сейчас, сформировалось не сразу. Оно прошло через разные формы, наиболее приемлемые в тот или иной период.
Отшельники
Это особый вид монашеского делания, к которому приступают только те, кто прошел искус в общежительных обителях, получив необходимую духовную практику и опыт.
Для реализации особых аскетических подвигов и молитвы такой инок может получить благословение наместника на уединенную жизнь. Монах остается жить в послушании у игумена, но освобождается от монастырских трудов и несколько удаляется от всей братии. Современное отшельничество — это чаще всего затворничество в пределах обычного общежительного монастыря.
Скитская жизнь
В небольшом монашеском поселении, удаленном от основного монастыря, жизнь, как правило, течет по более строгому уставу. Здесь больше возможностей для уединения и делания особых подвигов воздержания. Немногочисленность братии и отсутствие паломников создают все условия для внутренней молитвы, созерцания.
Общежительная
Наиболее распространенная форма иноческого жития. Здесь формируются условия, максимально способствующие духовному преуспеянию.
В первую очередь это:
Формируется дух единения и евангельской любви между братьями. Одновременно с этим является беспрекословное послушание игумену (-ье). Кроме того, присутствует общее богослужение, трапеза, место проживания и имущество, а также пожизненное попечение о всех членах общины.
Распорядок монахов
Центральным стержнем монашеской жизни служит церковное богослужение, которое, по слову свт. Василия Великого, есть «…напряженное, постоянное и неразвлеченное внимание к Тому, Кому служишь».
Монашеская жизнь включает в себя также:
Время нахождения монаха вне церкви проводится в непрестанной внутренней молитве. Это то, чем он живет и дышит, заповедь «…непрестанно молитесь…» воспринимается и выполняется им буквально. Монахи — это такие христиане, которые насколько возможно оставляют земные дела для более полного и глубокого занятия молитвой, чтобы ее посредством соединиться с Богом.
Как поступить в монастырь
Вступить на путь монашества можно в случае, если будет на то воля Божья. Находясь в миру, решение как следует обдумывается, взвешивается, испрашивается совет у духовника. Если этот период пройден, и христианин пришел в обитель в качестве трудника, пришло время сделать следующий шаг — испытать свое желание на прочность, а также самого себя на пригодность к монастырской жизни.
Необходимо пожить какое-то время в обители, выполняя различные послушания, знакомясь с укладом монастырской жизни. Но настоящая подготовка к монашеству начинается с принятия человека в число братьев (сестер) обители, когда трудник становится монастырским послушником.
Подготовка к монашеству
Нужно очень ответственно подойти к принятию решения об иночестве. Это не просто важный шаг, а, пожалуй, самый главный выбор в жизни. Поэтому всем вступившим на монашескую стезю дается испытательный срок. Его длительность определяется настоятелем обители — три года и больше. В старые времена срок мог растягиваться на десяток и более лет. В современных монастырях эта традиция встречается все реже и реже, зачастую и двух лет бывает достаточно. Но такое скороспелое монашество себя не всегда оправдывает.
Решение о постриге принимается очень взвешенно. Человеку, желающему вступить на монашескую стезю, предстоит пройти множество монастырских искусов. Если в результате всех испытаний послушник остался тверд в своем намерении, а также положительно зарекомендовал себя, — над ним совершается иноческий постриг.
Всего есть три степени монашества:
Иноческий постриг всегда был одним из основных православных обрядов, символизировал послушание и жертву Богу.
Богослужение
Постриг в первую степень монашества — рясофор, — сопровождается определенными молитвословиями, крестообразным пострижением волос. Имя может поменяться на новое или остаться прежним. Обетов при этом постригаемый не произносит, но само его решение встать на иноческий путь свидетельствует об обещании Богу жить непорочной жизнью. Он одевается в клобук и рясу (поэтому и рясофор), именуется рясофорным монахом или иноком.
При постриге в мантию (малую схиму), постригаемый приносит Богу обеты:
Также крестообразно состригается пядь волос и уже нарекается новое имя. Облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом или обычно — монахом.
Чин пострижения в великую схиму аналогичен, но проводится с большей строгостью и торжественностью. При этом также дается новое имя, схимническая одежда (куколь). Называют схимонахом или схимником.
Правила поведения в монастыре
Попадая в монастырь, необходимо оставить далеко позади все свои мирские навыки и пристрастия. Здесь царит свой особый мир, в котором действуют иные правила и законы.
Перед тем как отправиться в монастырь на послушание, желательно узнать, каковы правила для паломников, желающих помочь обители своим трудом:
На трапезу и к богослужению опаздывать нельзя, разве что только из-за выполняемого послушания и по благословению. Оскорбления и обиды, встречающиеся на общих монастырских работах, переносить следует смиренно.
Видео
В этом видеоролике можно увидеть, как живут монахини в женском православном монастыре.