На войне как на войне чему учит произведение

На войне как на войне

Перечитывая повесть Виктора Курочкина

«На войне как на войне» Виктора Курочкина – одна из самых необычных русских военных повестей. На первый взгляд, ничего геройски необычного во фронтовых буднях экипажа самоходного орудия под командованием младшего лейтенанта Малешкина нет, включая фамилию и подвиг. Дочитаешь до конца и пожмешь плечами: разве это подвиг? Разве достанется ему оглушительное победное «ура»? И где же поверженные вражеские сотни? Ничего такого у Курочкина не бывает. Саня Малешкин становится героем почти незаметно, не то случайно, и, что самое главное – вынужденно. Заблудился в бою, угодил на своей самоходке в самое логово противника, а там какое геройство? В живых бы остаться.

Война и есть ситуация, где очень важно остаться в живых, а единственный верный способ добиться этого – уничтожить противника. Чем больше уничтожишь, тем выше вероятность выжить самому. Именно в этом базовый смысл всякой войны, если вообще искать какой-то смысл в войнах. Все же остальные «смыслы», включая и деление войн на справедливые и несправедливые, освободительные и захватнические – от лукавого. История не знает примеров «справедливой» войны, хотя бы потому, что человек, убивая, терпит непоправимый моральный ущерб. Принято ранжировать войны по числу убитых, тогда как главный показатель – это число убийц, победивших и выживших. Потому что в них останется семя дурной бесконечности – неизбежность новой войны.

Неизвестно, думал ли сам Виктор Курочкин об этом, когда писал военные повести и рассказы, но цену войне он познал на собственной шкуре, а потому старательно избегал высоких слов о ней. В ответ советская критика не признавала младшего лейтенанта Малешкина за героя – страна нуждалась в героях-идеологах, таких, кто сотни чужих жизней и свою в придачу положит на ура.

Вдова писателя, Галина Нестерова-Курочкина в воспоминаниях напишет:

В пылу литературных баталий и хулители повести, и ее защитники высказали немало интересных и метких замечаний. Но ни одна из сторон, по моему убеждению, не задела нерва «На войне как на войне». Споры затрагивали существенные моменты: герой Малешкин или не герой? имел ли автор право наблюдать за войной не из Верховной Ставки, а с позиции солдат и младших офицеров? можно ли через военные будни раскрыть героику народа-победителя? […] У меня сложилось впечатление: военная тема «На войне как на войне» заслонила ее толкователям весь простор содержания повести, обузила спектр их анализа. Критика на повесть «На войне как на войне» взглянула под углом вопроса: как мы победили? А писателя в момент создания повести в большей степени заботил вопрос: как нам жить дальше?

На войне как на войне чему учит произведение. Смотреть фото На войне как на войне чему учит произведение. Смотреть картинку На войне как на войне чему учит произведение. Картинка про На войне как на войне чему учит произведение. Фото На войне как на войне чему учит произведение

Курочкин, как и его герой Малешкин, воевал в ранге командира самоходного орудия. Больше того, знал он и истинную цену блокаде – работал на военном заводе в осажденном Ленинграде, едва не умер от голода, но уцелел, был вывезен в тыл, в Ярославскую область, в состоянии крайнего истощения. После восстановления попал на фронт. Ему было 20 лет. В начале победного 1945 года был тяжело ранен. После войны закончил юридическую школу, потом Литературный институт, работал народным судьей, журналистом. Не выжил писатель в эпоху, казавшуюся мирной. В 1968 году его, пьяного, жестоко избили милиционеры. После этого неравного боя он уже не оправился. Умер Виктор Курочкин в 1976 году.

Так совпало, что в том же роковом для Курочкина 1968 году повесть «На войне как не войне» экранизировал режиссер Виктор Трегубович. И, на первый взгляд, удачно. Во всяком случае, Михаил Кононов очень точно попал в образ Сани Малешкина. Однако легкий сдвиг в сторону героического режиссер допустил. Полковник Дей, в бою он не щадит ни себя, ни своих солдат, в фильме получил располагающую внешность Михаила Глузского, а с ней в придачу функцию сурового, но справедливого отца солдатам.

В фильм Трегубовича, откуда ни возьмись, явилась никогда не писаная Курочкиным сцена боя с гибнущими во множестве фашистами. В повести есть несколько описаний убитых немецких и советских солдат, чьи тела водитель самоходки замечает на лесной дороге. Но в остальном Курочкин не описывает врага, совсем. Вместо него – безличный и беспощадный рок, который принимает вид то чудовищного танка, то взрыва снаряда, то неразорвавшейся гранаты. Автор намеренно избегает кровожадных картин, и это удивительно для военной прозы.

А главное, режиссер оставляет Малешкина в живых. Вместо него приносит в жертву наводчика самоходки сержанта Домешека, его играет Олег Борисов. Погибает тот не случайно, как погибает в повести Малешкин, а геройски, выручая товарища в бою. Кинематографически этот ход, вероятно, и верен, но в повести Курочкина его представить невозможно – настолько он казался бы фальшивым. Фильм развернул необычную прозу в привычный советский героический, а по сути, милитаристский контекст. Так что поневоле подумаешь, что 1968 год стал дважды роковым для Виктора Курочкина.

Перечитал повесть и выбрал отрывок, где Саня Малешкин совершает свой первый, как бы пробный, подвиг.

Саня оглянулся. Домешек стоял сзади. Вид его испугал Саню. Вернее, он не увидел самого Домешека. Он увидел длинный белый, как у грача, нос и огромные белки, которые, казалось, вот-вот вывалятся из глазниц. Домешек протянул Сане руку:

– Что это? – спросил Саня.

Саня ничего не понимал, не понимали и Щербак с ефрейтором. Но всем вдруг стало страшно.

– Я проверял в сумках гранаты и не знаю как… вытащил чеку. – Домешек хотел улыбнуться, но вместо улыбки лицо его задрожало и сморщилось.

У Малешкина обмякли ноги, и все вокруг стало нереально маленьким и серым.

– Граната без чеки в сумке? – спросил ефрейтор.

Домешек кивнул и, схватившись за голову, сел прямо в снег.

– Почему же она не взорвалась? – вслух подумал Саня.

– Наверное, трубку взрывателя прижало. А то б она рванула. – И Бянкин зябко поежился.

– Что же теперь делать-то?

Саня по очереди посмотрел на своих ребят. Домешек сидел на снегу и тупо разглядывал ладонь, на которой лежала чека. Щербак, уставясь на самоходку, размазывал по лицу грязь. Ефрейтор Бянкин сворачивал цигарку и никак не мог свернуть: то просыпался табак, то рвалась бумага.

– Дела так дела, – протянул Бянкин; ему все-таки удалось свернуть папироску и закурить.

Малешкин взглянул на ефрейтора, который жадно глотал дым, и протянул руку. Бянкин отдал ему окурок. Саня затянулся, обжег губы и опять рассеянно спросил:

– Что же делать-то теперь, а? Если взорвется машина, нам всем… – и не договорил.

Впрочем, все поняли и молчали. И в этом молчании младший лейтенант Малешкин почувствовал, что теперь все зависит от него. Он командир, он за все в ответе. Саня закрыл ладонью глаза, стиснул зубы.

– Сержант Домешек, вы сейчас пойдете в машину и достанете ту гранату. Понятно?

Домешек скорее удивленно, чем испуганно посмотрел на командира, словно спрашивая: «Ты что, шутишь, лейтенант?» – и наконец понял, что это не шутка, а приказ.

Он поднялся, опустил руки и тихо по складам проговорил:

– Есть достать гранату.

С минуту он стоял, повесив руки и опустив голову, потом поднял ее, горько усмехнулся и пошел к машине. Когда он уже занес ногу на гусеницу, Малешкина обожгла мысль: если Домешек погибнет, ему тоже не жить. «Так зачем же и ему? Уж лучше один я». И Саня тихо позвал:

Домешек через плечо посмотрел на командира.

– Назад! – грубо оборвал его Саня.

Домешек пожал плечами и вернулся.

– Я сам… Понимаешь, я сам. – Саня отвернулся от наводчика, посмотрел на корявую сосну с перебитой макушкой. – В какой сумке она?

– Не знаю, лейтенант. Я ее не видел. Когда я увидал в руке чеку, все забыл, ничего не помню, словно по затылку бревном ахнули…

– «Кажется», «кажется»! Должен точно знать, – взорвался ефрейтор. – Лейтенант, давай я ее достану?

– Разрешите. Для меня эти гранаты раз плюнуть.

– Ефрейтор! – И Малешкин так посмотрел на заряжающего, что у того сразу отпала охота настаивать. Бянкин посоветовал лейтенанту снять фуфайку.

– Без нее удобнее, – сказал он.

Саня стащил фуфайку, бросил ее на снег, потом снял шапку и тоже швырнул, подошел к машине, вскочил на нее и взглянул в открытый люк. Оттуда на него дохнуло холодом. Он оглянулся на ребят, хотел улыбнуться, помахать им рукой, сказать что-нибудь доброе, но улыбки не получилось, рука не поднялась, и сказал он то, что надо было сказать:

– Отойдите от машины подальше. А то взорвется, и вам будет хана. – Последних слов Саня не хотел произносить, они сами неожиданно соскочили с его губ, и Малешкнн почувствовал, что он немеет от страха. – Господи, помоги! – прошептал гвардии младший лейтенант Малешкин и спустил ноги в люк, как в могилу.

Саня не помнил, как он разыскал гранату, как осторожно и цепко ухватил ее за взрыватель и вынул из сумки.

Когда Саня вылез из машины и вытер с лица пот, который был холоднее родниковой воды, он опять увидел мир, огромный и прекрасный, хотя над лесом висело сырое, тяжелое декабрьское небо. Саня поднял вверх гранату и закричал:

Ребята подошли и боязливо покосились на гранату, которую Малешкин так сжал, что побелели пальцы.

– Забрось ее вон туда, в кусты, – посоветовал Домешек.

– Вставить на место чеку. Вот и все, – сказал Бянкин, – Мишка, давай чеку. – Ефрейтор подул на чеку, обтер об ватник и подступил к командиру.

Малешкин протянул заряжающему руку с гранатой.

– Что же ты зажал дырку? Раздвинь пальцы!

– Не могу. – Саня спрятал гранату за спину.

– Почему? – удивился ефрейтор.

Бянкин попытался отобрать у Малешкина гранату.

– Ладно, черт с тобой. Держи крепче взрыватель.

– А ты что будешь делать? – испуганно спросил Саня.

Саня не успел сообразить, в чем дело, как Бянкин отвернул от взрывателя гранату.

– А теперь бросай взрыватель.

– В снег. Да чего ты боишься?

Саня бросил. Взрыватель, описав дугу, упал в снег. Все ждали взрыва, а его не было.

– Что за хреновина? – удивленно протянул Домешек.

Бянкин поднял взрыватель, подергал трубку.

Заряжающий с наводчиком принялись дико хохотать, к ним присоединился и Щербак.

Домешек схватил Малешкина за руку:

– Я по этому поводу расскажу анекдот…

Анекдота наводчик рассказать не успел: появился комбат и приказал выводить машину на дорогу.

Источник

Нравственный выбор на войне по повести В. Курочкина «На войне как на войне»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГБ ПОУ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ВОДНОГОТРАНСПОРТА»

Нравственный выбор на войне по повести В. Курочкина «На войне как на войне»

Смирнова Наталья Александровна

Преподаватель гуманитарных дисциплин

Рассмотрено и согласовано:

на заседании методической комиссии

Протокол № ___ от ____________ 2017

____________________ Е.В. Аграфенин

Они, шагнувшие в мирную жизнь в солдатских, сержантских, лейтенантских шинелях, принесли с собой в литературу знание и чувство непосредственных участников войны, сказали свое новое и сильное слово, мужественное и правдивое.

Поведать людям правду о войне – это был долг писателей – фронтовиков, среди которых и Виктор Александрович Курочкин, чья юность тоже была опалена войной. Будущий писатель сам пережил ужасы блокадного Ленинграда. Чуть не умер с голода в состоянии крайнего истощения. Лечился от дистрофии. После восстановления – фронт. Воевал в ранге командира самоходного орудия. Брал Берлин. Был тяжело ранен, но опять выжил. После войны работал народным судьей в сельской глубинке, корреспондентом в областной газете. Жил в эпоху, казавшуюся мирной. Но после последнего, неравного боя /его жестоко избили милиционеры/, он уже не оправился.

Имя Курочкина осталось в памяти как одного из самых самобытных представителей писателей военного поколения, хорошо известного читателям по пронзительной повести «На войне как войне», в жанре народной прозы, где суровая правда фронтовой истории всегда смягчается романтикой подвига, юмором, спасавшим людей в нечеловеческих условиях военного времени.

Повесть рассказывает о нескольких днях жизни на войне экипажа самоходной артиллерийской установки (СУ – 85); о взаимоотношениях молодого командира установки, вчерашнего деревенского паренька Саши Малешкинас экипажем.

Он – командир Саня Малешкин за все в ответе. Он не струсил полезть в самоходку, которая могла в один миг из «родного дома» превратиться в «огромную глыбу взрывчатки».

Ну и командира навязали! –

А командир-то ничего!

Сбылась его заветная мечта: его представили к званию Героя Советского Союза, и Саня стал настоящим боевым командиром.

Такой финал напоминает вновь: на войне как на войне.

«На войне как на войне» В.А. Курочкина – один из лучших примеров лейтенантской прозы, написанной со знанием войны и героики во всех аспектах.

Зачем писать о войне? Затем, чтобы знали все, что такое война, и как там, на войне, человеку. Затем, чтобы знали все, какова цена победы.

А для чего это нужно знать? Для того, чтобы не было войны, чудовищной, страшной, уносящей жизни людей.

Главная мысль автора: на войне, как и в жизни – все по-настоящему.

… В углу заплачет мать – старушка,

Слезу рукой смахнет отец,

И дорогая не узнает,

Какой танкиста был конец…

Эта «негромкая» проза и сегодня переворачивает душу.

Виктор Курочкин. «На войне как на войне». Изд. Эксмо, г. Москва, 2012 г.

Владимир Высоцкий. Песни. Стихотворения. Изд. Эксмо, г. Москва, 2015 г.

Данная методическая разработка предназначена в помощь преподавателям и кураторам для реализации основной профессиональной программы ППКРС/ ППССЗ на базе основного общего образования. Относится к разделу «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» учебной программы по дисциплине «Русский язык и литература. Литература», составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Она рассчитана на два учебных часа.

Имеет следующие цели:

освоение текста художественного произведения;

создание условий для прочтения повести, осмысления и усвоения ее содержания

Триединая дидактическая цель:

обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности, написание сочинений, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

развивающая: развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, устной и письменной речи;

воспитательная : воспитание духовно – развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма через знакомство с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Предварительное домашнее задание:

прочитать повесть В.А. Курочкина «На войне как на войне»;

ответить на вопросы по тексту

Структура урока: урок нестандартный.

повесть В.А. Курочкина «На войне как на войне» (у каждого учащегося)

Использованы фрагменты фильма «На войне как на войне».

плакат с фотографиями писателей – фронтовиков «Сороковые пороховые…»;

слова В. Высоцкого: «Война всегда нас будет волновать – это такая великая победа, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером»

фотографии кадров художественного фильма «На войне как на войне»;

запись темы: «Нравственный выбор на войне по повести В. Курочкина «На войне как на войне»;

эпиграф: «Ваша книга станет в ряд лучших художественных произведений мировой литературы о войне, о человеке на войне… Читал я Вашу книгу и ликовал, и смеялся, и вытирал слезы. Все удивительно тонко, достоверно, изящно, умно. И все – свое, Ваше я не почувствовал никаких влияний… Обаятельнейший, человечнейший Саня Малешкин имеет лишь одного предшественника – Петю Ростова…» А. Яшин

портреты В.А. Курочкина фронтовых лет;

выставка книг о Великой Отечественной войне;

запись: Виктор Александрович Курочкин. 1923 – 1976 гг.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне…

Преподаватель : Я держу в руках прекрасную книгу Виктора Курочкина «На войне

как на войне». Сегодня на уроке мы с вами вспомним героев повести и попытаемся понять, какими нравственными качествами обладали люди, совершив то, что не всякому по плечу, потому что сделали все, чтобы весной 1945 года пришел к нам мир, поэтому тема нашего урока будет следующая: « Нравственный выбор человека на войне (по повести В. Курочкина «На войне как на войне»). Эпиграфом послужат слова

П: Все мы с интересом смотрим фильмы и читаем книги о Великой Отечественной, забывая порой о том, что рядом с нами живут самые настоящие, не вымышленные участники тех событий. Мы не всегда осознаем, что пятьдесят с лишним лет назад эти седые, солидные люди с орденами и медалями были молоды так же, как нынешние

старшеклассники. Что помогло им, таким юным, не обученным военному искусству, выдержать все испытания? Разрешите вам представить наших гостей: ветеранов, тех, кто прошел через блокаду, тех, чьи родственники прошли через ужасы этого

(ИДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ)

П: Вступлением к беседе послужит прослушивание авторской песни В. Высоцкого «Только он не вернулся из боя».

(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ ВЫСОЦКОГО И ИДЕТ ВЕДЕОЗАСТАВКА)

П: Имя Виктора Александровича Курочкина незаслуженно обойдено вниманием как издателей, так и читателей. Писатель-фронтовик печатался у нас нечасто, и не все смогли познакомиться с его творчеством. В 1968 году режиссёр Виктор Трегубович снял кинофильм «На войне как на войне». Он заслуженно завоевал всеобщую зрительскую любовь: за драматизм и достоверность, за искренность и теплый юмор. Успехом фильм обязан замечательной игре актеров: О.Борисову, Ф. Одинокову, В. Павлову. И особой удачей режиссера было, конечно, приглашение на роль главного героя повести Сани Малешкина актера Михаила Кононова. Прекрасный фильм, заслуженный успех. Но мало кто помнит о его литературном первоисточнике.

«На войне младшему лейтенанту Малешкину пока что не везло. Вот уже полгода как он на фронте, а еще не выпустил по врагу ни одного, снаряда».

П: Почему это произошло?

Студент : Это произошло потому, что во время переправы через Днепр конец ствола пушки на Саниной самоходке обрубило осколком снаряда. Его машину оттянули в тыл менять пушку.

П: О чем горюет Саня? Вернемся к отрывку?

П: О чем мечтает герой?

П: А как складываются отношения Сани с начальством, другими офицерами, с экипажем самохдки?

П: Почему комбат Сергачев считает Саню «разгильдяем»?

П: Как складывались отношения Сани Малешина с экипажем?

П: Что можно добавить?

П: Читатель же в отличие от комбата Сергачева, сразу верит Сане. Верит в то, что, несмотря на простоватость, бесхитростность, некоторую дурашливость, в Сане Малешкине есть все качества, необходимые для того, чтобы стать настоящим командиром, настоящим бойцом. Какой факт убеждает нас в этом?

С: Эпизод с гранатой. Не случайно он включен в самое начало произведения. Так писатель сразу дает нам возможность убедиться в правильности наших представлений о Сане. Мишка Домешек проверял гранаты в сумке нечаянно вытащил чеку. Граната осталась там, в самоходке,

П: Прочитаем отрывок о размышлениях Сани в эту минуту.

П: И Саня решает послать в самоходку Домешека. Но внезапно меняет свое решение. Почему? Какой выбор делает младший лейтенант?

П: Интересно, как отреагировали на Санин поступок водитель Щербак и комбат Сергачев?

П: Что пережил Саня Малешкин, достав ту гранату, мы можем понять, прочитав следующий отрывок:

«Когда Саня вылез из машины и вытер с лица пот, который был холоднее родниковой воды, он опять увидел мир, огромный и прекрасный, хотя над лесом висело сырое, тяжелое декабрьское небо».

П: Еще один яркий эпизод в повести – уже не драматический, а скорее комический – с майором дядечкой. Как проявился характер сани в совершенно другой ситуации, когда самоходный полк остановился для отдыха в селе Высокая печь?

П: Признаем ли мы правоту Сани?

(ЗВУЧАТ СЛОВА ВЫСОЦКОГО О ВОЙНЕ)

П: Послушаем песню Владимира Семёновича и подумаем, что общего между двумя произведениями таких разных авторов:

(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ ВЫСОЦКОГО В ИСПОЛНЕНИИ СТУДЕНТА ГРУППЫ)

Бросьте скуку, как корку арбузную-

Парень лошадь имел и судьбу свою-

Интересную до войны.

Да! На войне-как на войне!

А до войны, как до войны-

Везде, во всей Вселенной.

Он лихо ездил на коне

В конце весны, в конце весны,

Но туманы уже по росе плелись.

Град прошёл по полям и мечтам.

Для того, чтобы тучи рассеялись,

Парень нужен был именно там.

Там, на войне-как на войне,

А до войны, как до войны-

Везде во всей Вселенной.

Он лихо ездил на коне

В конце весны, в конце весны,

П: Какая мысль выражена в стихотворении Высоцкого?

С: В стихотворении Высоцкого в лирической форме выражена та же мысль, что и в произведении Курочкина: боль автора за неиспользованные возможности, нерастраченные силы и непрожитые годы.

П: А что значит судьба – интересная?

С: Обычная судьба-жить и трудиться на своей земле, учиться, растить детей…Но война перечеркнула и ту, довоенную жизнь, и интересные судьбы.

П: А воевали-то очень молодые ребята, только что оставившие школьную скамью. Сколько лет Сане Малешкину? Лет восемнадцать, не больше. Поэтому, несмотря на то, что он командир и стремится соответствовать своему званию, он еще отчасти «играет в солдатиков». Чем отличается Санино восприятие происходящего от восприятия того же Бянкина, иои Домешека, или Щербака?

(СТУДЕНТЫ ЧИТАЮТ ОТРЫВОК)

«Санин экипаж словно чувствовал, что дело нынче будет серьезное. Когда Малешкин доложил им задачу, они переглянулись и, ничего не сказав, разошлись по своим местам. У Домешека с ефрейтором все было в порядке. Они свои обязанности знали, как говорят солдаты, туго. А Щербак заметался. Он схватил щуп и бросился замерять в баках масло. Масла оказалось сверх нормы, а Щербак нервничал».

П: Сане же было «одновременно и страшно и радостно. Боялся он не предстоящего боя, а за машину, за механика-водителя». Не спокоен, трусит Щербак, и нервничает даже опытный Пашка: «Я уж разучился бояться. Только на сердце тяжело. Словно На него каблуком наступили». Вспомним известные строчки Юлии Друниной:

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

. СТРАШНО НА ВОЙНЕ, ОЧЕНЬ СТРАШНО. ЭТО ПОДТВЕРЖДАЮТ СТРАНИЦЫ ПОВЕСТИ.

П: Жутко становится самоходчикам, когда они видят двенадцать наших танков, расстрелянных «фердинантами». Дочитаем отрывок.

П: Песня, вновь ставшая популярной в наши дни, во многих исполнительских вариантах звучит иронически. А какое исполнение в фильме?

С: В фильме исполнение особое, серьезное, трагически-сосредоточенное.

П: Находим эпизод в повести о том, что это была за песня?

«Это была любимая песня танкистов и самоходчиков. Ее пели и когда было весело, и так просто, от нечего делать, но чаще, когда было невмоготу тоскливо:

В углу заплачет мать- старушка,

Слезу рукой смахнёт отец,

И дорогая не узнает,

Какой танкиста был конец.

П: Перейдем к кульминации повести – изображению первого «и последнего!» боя младшего лейтенанта Малешкина. Как представлял себе Саня свою первую атаку? И как все происходит на самом деле?

Атака рисовалась Сани «стремительной, до ужаса захватывающей. «Самоходка на пятой скорости проносится мимо горящих танков,врывается в боевые порядки противника и всё уничтожает и давит. Потом поджигают и его машину. Саня смертельно ранен. Верный экипаж вытаскивает его из самоходки и несёт на шинели по глубокому снегу. А Мишка Домешен, смахивая слёзы, говорит: «На войне как на войне».

П: Как происходит в действительности?

В действительности же всё случилось иначе: «Саня плохо понимал, что происходит. Щербак повис на хвост впереди идущей машины. Тридцатьчетвёрка шла зигзагами, стреляя на ходу.за ней так же зигзагами вёл самоходку Щербак. Саня не видел поле боя: мешала тридцатъчетвёрка».

П: Как водитель реагирует на приказы Малешкина?

Подумаем, почему Саня – такой «зеленый», «необстрелянный», не военный – в сложных ситуациях находит единственно верное решение?

С: Сколько павших борцов полегло вдоль дорог –

Кто считал, кто считал!

Сообщается в сводках Информбюро

Лишь про то, сколько враг потерял.

Просто так, просто так…

Видишь в поле застыл, как подстреленный зверь

Весь в огне, искалеченный танк!

Где ты, Валя Петров?- что за глупый вопрос:

Ты закрыл свои танком брешь,

Ну а в сводках прочтём, враг потери понёс,

(СТУДЕНТЫ ПРЕПОДНОСЯТ ПОДАРКИ)

П: И еще мне хочется предложить почтить память тех, кто не дожил до светлого дня Победы, весны 45-го. Прошу всех встать.

(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА – DVD : ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ПАМЯТЬ»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *