Набивка фриза по трафарету масляная что это
Набивка фриза по трафарету масляная что это
К простейшим видам альфрейных работ относится нанесение рисунков с помощью трафаретов. Наиболее распространенным видом трафаретных работ является набивка фризов и бордюров, которыми отделывают верхние части стен и панелей.
Трафарет — это тонкий плоский картон с вырезанными отверстиями, совокупность которых составляет рисунок.
Существуют простые трафареты, служащие для набивки одноцветного рисунка и многокрасочные — для набивки рисунка в несколько красок. Многокрасочные трафареты представляют собой систему шаблонов, при помощи которых рисунок наносят на плоскость в определенной последовательности. Часто применяют так называемые обратные, контурные и другие трафареты.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Изготовление трафарета несложно, если на картон наносится рисунок в натуральную величину, но чаще рисунок требует увеличения. Наиболее распространенным является способ увеличения рисунка по клеткам. На имеющийся рисунок наносится
острым карандашом сетка из квадратных клеток произвольной величины.
На большом листе бумаги, предназначенном для увеличения требуемого рисунка, вычерчивается точно такая же сетка из квадратов, имеющих стороны, во столько раз большие, во сколько раз необходимо увеличить рисунок.
Рис. 1. Образец простого трафарета:
а — трафарет; б — полученный рисунок
Рис. 2. Увеличение рисунка по клеткам
Например, если в эскизе стороны клетки равны 0,5 см, а рисунок надо увеличить в три раза, то стороны больших клеток должны быть величиной 1,5 см. По увеличенной сетке вначале рисуют основные линии, после чего прорисовывают второстепенные детали. Для облегчения переноса рисунка клетки на обеих сетках нумеруют в одном и том же порядке. Это позволяет быстро находить тот или иной элемент рисунка на оригинале и изготовляемой копии в увеличенном масштабе.
Более совершенным и точным способом является увеличение и уменьшение рисунка при помощи пантографа или эпидиаскопа.
Тщательно проверив правильность нанесенного на картон рисунка и прорисовав четкими цветными линиями его различные части, приступают к вырезке трафарета.
Если на картон наносится рисунок в натуральную величину, то трафарет изготовляют так: на картон или плотную рисовальную бумагу переводят рисунок при помощи копировальной бумаги; прорисовав четкими линиями узор рисунка, намечают места подлежащие вырезке, затем картон или бумагу олифят или покрывают лаком. Когда олифа или лак высохнет, поверхность бумаги протирают тальком, чтобы предупредить прилипание шаблонов друг к другу; подготовленную бумагу кладут на твердое основание (обычно на стекло), так чтобы свет падал слева, и приступают к вырезке. Трафарет вырезают острым ножом, держа лезвие под углом к бумаге, чтобы тень от ножа не заслоняла узора. Круглые отверстия лучше вырезать специальными стальными пробойниками.
Если вырезается несколько рисунков для различных помещений, рекомендуется нумеревать их с первого номера, записывая себе в записную книжку номера трафаретов для соответствующих комнат жилого дома. Трафареты для многоцветных рисунков нумеруют дробью, где числитель показывает номер трафарета, а знаменатель — порядковый номер цвета, соответствующий последовательности применения трафаретов.
Размеры листов трафаретов выбирают так, чтобы они вмещали как можно большую площадь рисунка и были удобны в работе. Ленточные, наиболее простые трафареты, часто применяемые с филенками, делают длиной 60—80 см и шириной, соответствующей рисунку с полями вдоль него.
Большое затруднение вызывает составление углов ленточного орнамента. Чтобы определить, в каком месте рисунка удобнее всего сделать угол, пользуются небольшим зеркалом без оправы. Поставив зеркало на рисунок под нужным углом, передвигают его вправо и влево, как показано на рис. 168. Найдя наиболее удачную комбинацию угла, проводят карандашом вдоль края зеркала линию АБ. Наложив на рисунок кальку, переводят часть рисунка до угла (т. е. до намеченной линии). Построив по угольнику прямые углы в точках В и Г, перегибают кальку по линии угла так, чтобы построенные линии совпали с просвечивающими линиями верхней и нижней границ орнамента. Перевернув кальку чистой стороной кверху, переводят просвечивающий рисунок. Развернув лист кальки, получают рисунок угла.
Рис. 3. Составление углов при помощи зеркала
Набивку рисунка по трафарету производят трафаретными кистями или ручниками. При работе трафарет плотно прижимают к стене, на которой иногда отбивают намеленным шнуром две параллельные линии на расстоянии, равном ширине трафарета. При перестановке трафаретов надо придерживаться все время прямой линии. По краям шаблона есть прорези, которые служат для того, чтобы передвигать трафарет на строго определенные промежутки. Сняв трафарет со стены, его надо вытереть, чтобы не испортить работу при повторном накладывании. Сейчас же после снятия трафарета нанесенный рисунок подправляют (при необходимости) и делают подводку разрывов, если это предусмотрено условиями работы.
Рис. 4. Нанесение рисунка на поверхность с помощью трафаретов
При выборе трафаретов нужно всегда учитывать размеры помещения и высоту потолка. Так, в небольших комнатах с низким потолком делают вверху только бордюры; в комнатах с высоким потолком фризы.
С помощью трафаретов можно отделывать большие поверхности — стены или отдельные их части. Для этой цели трафареты делают с различной сложностью рисунка.
ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ: НАБИВКА ПО ТРАФАРЕТУ
Для переноса рисунка на стены применяют специальный шаблон, или трафарет. Поместите трафарет на стену и нанесите через его прорези краску, создав первый фрагмент рисунка. Затем переместите трафарет и повторите эту операцию. Для создания более сложных рисунков используйте краски разных цветов или трафаретов. Позаботьтесь о правильном сочетании цветов. На трафаретах имеются реперные метки или повторяющиеся элементы рисунка, облегчающие совмещение.
Набивка по трафарету позволяет украсить стену цветными узорами. Можно нанести на стенах под потолком бордюр или выполнить произвольные рисунки.
1 Для набивки горизонтального орнамента (фриза или бордюра) нанесите на стену горизонтальную направляющую линию, используя спиртовой уровень. За направляющую линию можно взять рейки для картин или дадо. Если потолок неровный, опустите узор ниже, чтобы дефекты были менее заметны.
2 Измерьте длину раппорта (повторяющейся части рисунка) и рассчитайте его переход со стены на стену. Начните в фокальной точке комнаты и двигайтесь к углам. Некоторые трафареты можно согнуть для работы в углу. Для других типов лучше чуть сместить рисунок, чтобы он закончился в углу. Нанесите на стену слабые карандашные реперные метки.
3 Приложите трафарет к стене, точно совместив с направляющими. Закрепите трафарет маскировочной лентой или нанесите на его обратную сторону аэрозольный адге-зив. Использование адгезива предотвращает подтекание краски под трафарет и повреждение рисунка при снятии трафарета.
4 Наберите немного краски с палитры на кисть и несколько раз прижмите щетину к листку бумаги, чтобы получить равномерный оттенок. Небольшого количества краски хватает надолго. Легкими ударами кисти начните заполнять краской отверстия в трафарете. Для создания световых бликов добавьте краску более светлого оттенка.
5 Отделите трафарет от стены и перенесите на новое место, точно совместив с направляющими и реперными метками. Нанесите следующий фрагмент узора. Периодически стирайте с трафарета краску бумажным полотенцем.
6 При использовании нескольких цветов сначала нанесите все элементы одного цвета и дайте краске высохнуть. Затем снова закрепите трафарет и нанесите элементы другого цвета. Чтобы избежать попадания краски на участки, предназначенные для другого цвета, можно заклеить соответствующие отверстия маскировочной лентой.
Использование штампа
Маленьким валиком равномерно распределите краску, полностью покрыв выпуклый контур.
Перед нанесением рисунка на стену отработайте требуемую силу давления на штамп на листочке бумаги.
ГЭСН 15-04-047-13
ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСН 15-04-047-13
Расценка не содержит накладных расходов и сметной прибыли, соответственно указаны прямые затраты работы на период 2000 года (цены Московской области), которые рассчитаны опираясь на нормативы 2009 года. Для дальнейших расчётов, данную стоимость необходимо умножать на индекс перехода в текущие цены.
Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1
Основанием применения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат являются ГЭСН-2001
№ | Наименование | Ед. Изм. | Трудозатраты |
1 | Затраты труда рабочих-строителей Разряд 4,3 | чел.-ч | 266,4 |
2 | Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ) | чел.-ч | 0,01 |
Итого по трудозатратам рабочих | чел.-ч | 266,4 | |
Оплата труда рабочих = 266,4 x 10,06 | Руб. | 2 679,98 | |
Оплата труда машинистов = 0,35 (для начисления накладных и прибыли) | Руб. | 0,35 |
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
№ | Шифр | Наименование | Ед. Изм. | Расход | Ст-сть ед. Руб. | Всего Руб. |
1 | 030954 | Подъемники грузоподъемностью до 500 кг одномачтовые, высота подъема 45 м | маш.-ч | 0,01 | 31,26 | 0,31 |
2 | 400001 | Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т | маш.-ч | 0,02 | 87,17 | 1,74 |
Итого | Руб. | 2,06 |
№ | Шифр | Наименование | Ед. Изм. | Расход | Ст-сть ед. Руб. | Всего Руб. |
1 | 101-1825 | Олифа натуральная | кг | 7,3 | 32,6 | 237,98 |
2 | 101-9840 | Краски для внутренних работ масляные готовые к применению | т | 0,0072 | 0 | 0,00 |
Итого | Руб. | 237,98 |
ИТОГО ПО РЕСУРСАМ: 240,04 Руб.
ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 2 920,02 Руб.
Посмотрите стоимость этого норматива в редакции 2020 года открыть страницу
Сравните значение расценки со значением ФЕР 15-04-047-13
Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta
Набивка фриза по трафарету масляная что это
3. Набивка трафаретов
Для нанесения на окрашенные поверхности стен и потолков различных узоров, начиная с самых простых и кончая сложными многоцветными, применяют трафареты (см. цветную вклейку). При этом способе рисунки наносятся на стены вручную (кистью) и способом аэрографии. Трафаретом можно набивать ленточные орнаменты в виде бордюров и фризов, ковров, стенных панно и т. д.
В малярных работах применяются трафареты:
1) прямой, с простым рисунком для одного цвета. После наложения трафарета на поверхность и набивки кистью краски по вырезанному узору получают точный отпечаток намеченного узора (рис. 30);
Рис. 30. Нанесение рисунка на стену при помощи трафарета
2) контурный, в котором гвоздем или шилом наносится лишь пунктирный контур рисунка. На стене рисунок припорашивается сухой краской через пунктир и по снятии трафарета закрашивается любым колером кистью от руки (рис. 31);
Рис. 31. Контурный трафарет, выполняемый припорхом
3) мостовой, со сложным узором и наличием «мостов» между вырезанными частями рисунка во избежание провала вырезанного контура.
Незакрашенные места, полученные на стене от мостов после набивки по трафарету, подправляются кистью или же закрашиваются через второй трафарет с вырезанными мостами, который вслед за первым накладывается на место по контрольным точкам (рис. 32);
4) обратный трафарет, в котором на картоне вырезаются полосы между контурами нанесенного рисунка, а сам узор в трафарете остается нетронутым (рис. 33). После набивки колера по вырезанным местам рисунок на стене воспроизводится за счет цвета самой стены, в то время как пространства между контурами рисунка затемняются или высветляются набитым колером (рис. 34).
Рис. 33. Обратный трафарет
При набивке трафарета вдоль карниза, филенки или края панели отбивают опыленным шнуром две параллельные линии по ширине данного шаблона. Для набивки узкого рисунка можно отбить только одну линию, так как в этом случае проще обеспечить правильное положение шаблона на стене, чем при широком рисунке.
Рис. 34. Рисунок, воспроизводимый обратным трафаретом
При набивке трафаретов в два, четыре и более цветов (рис. 35) необходимо иметь столько трафаретов, во сколько цветов набивается рисунок. Каждый последующий трафарет набивается после высыхания краски, нанесенной предыдущим трафаретом.
Набивку трафарета можно считать выполненной, когда исправлены от руки все недостатки и дорисованы нужные детали.
Разновидностью указанного способа является обычная набивка трафарета вручную колером, не отличающимся по цвету от основной поверхности, но другого состава. Например, по масляной окраске, сделанной под флейц, можно производить набивку трафарета масляным колером, который после высыхания дает матовую пленку краски. Такой же мягкий рисунок получается, когда по матовой масляной окраске набивается рисунок того же цвета, но сделанный колером, дающим глянцевую поверхность, т. е. красками, разведенными на натуральной олифе (см. главу IV).
Трафареты вырезаются из листового материала. Мастера обычно изготовляют их сами, пользуясь разнообразными рисунками. Простые по рисунку трафареты делают из плотной чертежной бумаги или тонкого картона на заданный размер. Выполнив на листе бумаги рисунок трафарета, бумагу покрывают олифой и высушивают. Иногда вместо проолифки лист бумаги покрывают светлым лаком.
Трафареты сложных рисунков, изготовление которых требует значительного времени, изготовляют из листов целлулоида или старых фотопленок больших размеров, применяющихся в рентгеновских кабинетах. Предварительно горячей водой с них смывают эмульсию. Работа по изготовлению трафаретов на целлулоиде имеет еще и то преимущество, что трафарет вырезается непосредственно по рисунку, который подкладывается под лист целлулоида.
Трафарет для потолочной и вообще любой розетки надо рисовать только для одной части розетки; при набивке трафарета его надо перемещать по кругу столько раз, сколько осей вращения и зеркальных осей имеет розетка.
Роспись «гризайль» под лепку. Наиболее сложной работой альфрейщика является выполнение рисунков на потолках, стенах и других конструкциях здания под лепные украшения, так называемая роспись «гризайль». Нарисованные таким образом детали орнаментов дают полное впечатление объемности (рис. 37). При этом необходимо знать законы распределения теней на рисуемой детали в зависимости от направления лучей света.
Рис. 37. Роспись выполнения под лепку
Рисунок для росписи «гризайль» делается в натуральную величину со всеми деталями, включая тени, что значительно облегчает работу по росписи (рис. 38).
Рис. 38. Последовательная отделка под лепку
Затем этот рисунок прокалывается гвоздем малого диаметра, и изготовленный таким образом точечный трафарет переносится на стену (см. рис. 31).
На расписываемой поверхности стены или потолка набивают точечный трафарет. Наметив контур лепного орнамента, его последовательно покрывают светлыми колерами, соответствующими цвету гипса (рис. 38, а и б).
Обычно контур лепки рисуется филенчатой или колонковой кистью, а все поле покрывается большим ручником. Фон обязательно окрашивается под флейц (рис. 38, в).
Следует отметить, что ни одна грань рисуемого лепного орнамента не должна прорисовываться в виде линий даже самой незначительной толщины; грани выделяются лишь накладываемыми вплотную к ним тенями из колеров более светлых тонов, которыми выявляется объем лепного орнамента (лист 46).
Окончательная роспись тонированной лепки заканчивается нанесением второй тени. Колер для этого делается темным. Он составляется из слоновой кости или сажи, разбавленной до нужной густоты белилами или мелом. Вторая тень, хотя и темная, никогда не делается из одной черной краски. Умелый подбор колеров для всех процессов в соответствии с густотой тонов обеспечивает получение сочных и вместе с тем мягких рисунков. Ширину полос второй тени делают в соответствии с величиной выступов лепки над основным полем по отметкам точечного трафарета либо на глаз. Последний способ раскладки теней применяется при рисовании сложных лепных деталей с криволинейными поверхностями, где первая и вторая тени имеют сложные очертания.
После высыхания колера оттеняют выступающие детали так же, как это делается на освещенных выступах; только в этом случае вместо светлого блика выступающие грани по первой тени подчеркиваются колером, который применялся для рисования второй тени.
Таким же способом отмечают наиболее темные места в углубленных деталях, подчеркивая их черным колером в виде отдельных коротких линий или точек. На рис. 39 показан оттушеванный под лепку сложный карниз.
Рис. 39. Оттушевка сложного карниза под лепку
Выполнять эти работы необходимо с учетом архитектурных ордеров (см. главу VII) и стилей, размеров стен и потолков и соблюдать в рисунках плавные переходы от одного тона к другому.
Набивка фриза по трафарету масляная что это
В декоративных целях верхнюю часть стены (фриз) украшают несложным рисунком или орнаментом (рис. 212). Для выполнения ритмично повторяющихся рисунков используют шаблоны (трафареты) — листы из плотной бумаги или картона с вырезанным рисунком (рис. 213).
Изготовление трафаретов. Рисунок подбирают из книг или альбомов, эскиз для изготовления трафарета переводят на прозрачную кальку. Для выполнения трафарета в натуральную величину вычерчивают квадратную сетку, такую же, как на эскизе, но увеличенного масштаба (рис. 214). Обозначив стороны клеток цифрами и буквами, на сетку трафарета переносят основные линии рисунка, а затем второстепенные детали. При этом предусматривают “мостики” (перемычки), придающие трафарету жесткость при вырезании рисунка.
При изменении ширины или высоты трафаретного рисунка квадратную сетку с эскизом (рис. 215) переносят на листы трафарета, увеличивая одну из сторон в горизонтальном или вертикальном направлении.
Рис. 212. Отделка фризов
а – рисунком; б – орнаментом
Рис. 213. Трафарет и рисунок, выполненный по нему
1 – трафарет; 2 – метки для установки трафарета; 3 разметки; 5 – рисунок, выполненный по трафарету
Рис. 214. Увеличение трафаретного рисунка по клеткам
а – эскиз рисунка на прозрачной кальке; б – увеличенный рисунок для трафарета; 7 – перемычки; 2 – участки, подлежащие вырезанию
Рис. 215. Вырезание трафаретного рисунка
1 – мостики; 2 – круглое отверстие, пробитое пробойником; 3 – узоры, вырезанные ножом
Трафарет с законченным рисунком с обеих сторон покрывают олифой или лаком, чтобы он не размокал при работе с водными составами. После высыхания на трафарете прорезают рисунок (рис. 216) скальпелем или острым ножом, подложив лист стекла. Круглые отверстия пробивают пробойником на деревянной подкладке. Хранят трафареты в папке, чтобы они не деформировались и, плотно прилегая к поверхности, позволяли получить четкий рисунок.
Виды трафаретов. По способу изображения рисунка трафареты различают:
прямые (рис. 217) с вырезанными отверстиями для рисунков бордюров и фризов, отличающихся по цвету от окрашенной поверхности;
обратные (рис. 218) с отверстиями фона вокруг рисунка, позволяющие получать изображение за счет цвета окрашенной поверхности;
одноцветные (рис. 219), например, рисунки, полученные при обратных и прямых трафаретах, имеют один цвет;
многоцветные (рис. 220), позволяющие получать рисунок в несколько цветов (оттенков). Каждый новый цвет (оттенок) выполняют по отдельному трафарету.
Набивка рисунка по трафарету. Рисунки бордюров и фризов, выполняемые по трафарету, композиционно увязывают с общей идеей оформления и назначением помещения.
Набивку трафаретов по поверхности, окрашенной неводными составами, выполняют неводными красками, по поверхности, окрашенной водными составами — водными колерами.
До начала работы по ширине фриза или бордюра намеленным шнуром отбивают две параллельные линии.
Рис. 219. Прямой одноцветный трафарет и рисунок, выполненный по шаблону
1 – трафарет; 2 – метки для установки трафарета; 3 – рисунок, выполненный по трафарету
Рис. 220. Многоцветный трафарет
а – трафарет для зеленого цвета; б – то же, для синего цвета; двухцветный рисунок
Рис. 221. Набор краски трафаретной кистью (а), отжатие излишков краски (б)
Рис. 222. Набивка трафаретного рисунка
1 – трафарет; 2 – метки для установки трафарета; 3 – линии разметки; 4 — рисунок, выполненный по трафарету; 5 – контрольные вырезы; 6 — трафаретная кисть
При набивке узких рисунков (вдоль карнизов или филенок) вместо отбивки линии используют филенку или кромку карниза.
Окрасочный состав для набивки трафаретов готовят более густой консистенции, чем для окрасочных работ. Это предупреждает потеки при выполнении рисунков. Работу ведут трафаретной кистью (рис. 221,а) или кистью-ручником небольшого размера с жестким коротким волосом. Кисть окунают в емкость с краской на 1/4 длины волоса, а излишки краски (рис. 221,б) отжимают о край емкости.
Для набивки рисунка (рис. 222) трафарет прижимают к поверхности, совмещая метки на нем с линиями разметки. Краску в прорези трафарета наносят короткими торцующими движениями. Длинные элементы рисунка прокрашивают продольными движениями кисти (от края к центру). После набивки на поверхности остается точная копия рисунка трафарета.
При выполнении многоцветных рисунков (см. рис. 220) каждый цвет набивают отдельной кистью после высыхания предыдущего рисунка. Под мостиками трафарета незакрашенные места закрашивают маленькими кисточками.
При перемещении трафарета треугольные вырезы на его торцах должны совпадать с линиями разметки (рис. 222). Предупреждают наслаивание элементов рисунка контрольные вырезы, входящие в состав трафаретного узора (см. рис. 222). По ходу работы трафареты периодически протирают тряпкой, удаляя остатки краски с тыльной стороны.
По окончании работы трафареты вытирают и просушивают. При длительном хранении их в развернутом виде накрывают фанерой и прижимают грузом.
Рис. 225. Приемы отделки набрыэгом
а – ударами кисти; б – щеткой