Начальник игнорирует меня что делать
Что делает руководитель, если хочет вас уволить.
Итак, если руководитель не желает цивилизованно встретиться и решить возникшие вопросы и проблемы между вами, то он может действовать следующим образом.
1.Некоторые ваши обязанности и полномочия переданы вашему коллеге. Либо коллега стал частично или полностью дублировать ваш функционал.
2.Руководитель игнорирует все ваши предложения по работе и под любым предлогом отказывается встречаться, чтобы обсудить возникшие вопросы.
3.Вам ухудшают финансовые условия и условия труда в офисе.
4.По команде руководителя некоторые ключевые сотрудники стали избегать общения с вами.
5.Вас уже не приглашают на совещания руководителей, тренинги, корпоративные «тусовки» и зовут вашего подчиненного. Либо приглашают вас и вашего подчиненного на одно и тоже мероприятие, хотя оно изначально проводится только в кругу руководителей.
6.Вы уже не участвуете в обсуждении и выработке стратегических задач.
7.Вас под разными предлогами «отодвинули» от актуальных проектов. О новых проектах и говорить не приходится.
8.Вся ваша работа «раздражает» руководителя и он демонстративно подчеркивает, что вы не справляетесь со своими обязанностями. К этому подключились некоторые коллеги, склонные угадывать и поддерживать любое настроение босса.
9.Данные вам задачи постоянно корректируются, зачастую противоречат друг другу.
10.Вы «неожиданно» стали получать в большом объёме задачи в письменной форме с требованием отчитываться в такой же форме и в сроки, которые практически невозможно выполнить.
11.Вам неоднозначно дали понять, что профессиональная карьера в данной компании не имеет перспектив.
12.Вас лишили доступа к определенным папкам и документам в корпоративной сети.
13.К вам «неожиданно» стали поступать предложения по работе, хотя вы не занимаетесь поиском новой компании. Для правдоподобности вашим работодателем могут использоваться услуги знакомых кадровых и хантинговых агентств, которые вам предлагают очень «заманчивые job-offers-пустышки». Непосредственный руководитель провоцирует вас, чтобы был компромат на отсутствие вашей лояльности и «железобетонный» повод для увольнения. Или действительно подыскивают работу, чтобы мягко избавиться от вас.
Принимаются максимальные усилия для вашей дискредитации, как профессионала и создается образ нелояльного сотрудника и непорядочного человека. Если с вашим увольнением не согласно высшее руководство, для него готовятся «аргументы и факты», чтобы преодолеть их сопротивление.
PS Иногда все вышеуказанное делается искусной аппаратной «работой», а иногда в условиях жесткого моббинга.
Как управлять токсичными сотрудниками
Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.
Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.
Кто такие токсичные сотрудники
Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.
Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.
Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.
Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников
Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.
Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.
Игнорирует корпоративные ценности
Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.
Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.
Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.
В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.
Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA
Считает себя лучшим
Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.
Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».
Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
У него негативное отношение ко всему
Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.
Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.
Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.
Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.
Он постоянно все критикует
Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.
Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.
Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.
У него есть склонность к интригам
В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.
Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.
Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.
У него много активности, но мало результатов работы
Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.
Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.
Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.
Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
Он не принимает ответственность
В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.
Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.
Как бороться с токсичными сотрудниками
Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.
Ищите причины токсичного поведения
Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.
Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.
Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.
Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.
Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect
Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.
Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.
Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.
Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.
Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io
Дайте обратную связь
Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.
Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.
Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.
Будьте аккуратнее с ярлыками
Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.
Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.
Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.
Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.
Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly
Если не получается — расставайтесь
Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.
Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.
Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.
Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»
Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как работать с трудным начальником
Слишком многие работники сталкиваются с необходимостью работать с руководителем, который хуже, чем неэффективный, или просто плох.
Вы расстроены. Вы разочарованы. Вы несчастны. Вы демотивированы. Предложения босса оставляют вас равнодушным. Он агрессивен, вмешивается в работу, стремится все контролировать, придирчив и мелочен. Он приписывает себе заслуги за сделанную вами работу и сваливает на вас вину за неудачные проекты. Естественно, когда дела идут плохо, он пропадает без вести, никогда не хвалит и не приходит на встречи, которые сам же вам назначил. Под давлением он сразу перебегает в лагерь противника и не поддерживает вас в стремлении окончить работу.
Плохой начальник. Плохой до мозга костей. Недалекий начальник. Начальник, знающий, что он плох. Что же с ними (с трудными начальниками) делать?
Наши советы помогут вне зависимости от того, какой именно характер у вашего босса.
Неумышленно плохой начальник
Предположим, что ваш босс не знает, что он плох.
Так же, как в ситуационном лидерстве, определение «плохой» зависит от потребностей подчиненных, квалификации менеджера и от обстоятельств.
Менеджер типа «Руки прочь! Все сам!» может не понимать, что его неспособность задать направление движения или дать оценку совершенным действиям делает из него плохого босса. Он может считать, что он вдохновляет свой персонал. А вот менеджер, дающий слишком много указаний и вмешивающийся в мельчайшие детали (микроменеджер), скорее всего, сомневается в себе и не уверен в своих способностях руководить. Он может не понимать, что его многократные указания могут оскорбить компетентного, уверенного и самостоятельного сотрудника.
Есть менеджеры, не получившие достаточной подготовки и настолько перегруженные выполнением своей работы, что они не могут оказать поддержку сотрудникам. Вероятно, они слишком быстро получили повышение или их обязанности распространяются за пределы возможностей. Сегодня обязанности нередко возлагают на меньшее, чем раньше, число людей.
Как часто вы спрашивали, почему некоторые лидеры были назначены на нынешние должности? Наверное, часто. А что если ваш босс не так уж и плох? Что если все, что ему нужно, — это небольшое обучение методам руководства?
Мы знаем, что повышение может быть просто результатом награждения хорошего исполнителя. Вспомним Закон Паркинсона, утверждающий, что люди занимают посты на уровне своей некомпетентности. Этот закон живет и здравствует. Вот симптомы того, что вашему начальнику не повредит небольшой курс обучения:
— Он игнорирует классическое, проверенное временем клише: «Хвали публично, критикуй приватно».
— Он дает задание и не отслеживает выполнение.
— Он не поддерживает вас, когда дела идут плохо.
— Он думает, что все в порядке, в то время как это не так.
— Он постоянно заявляет, что воодушевляет вас, но это не так.
— Увязает в деталях и ему нужно все знать.
— Импульсивен в умозаключениях.
— Не силен в планировании, в определении приоритетов и в организации работ.
— Руководствуется принципом: «Если это чужая идея, значит это плохая идея».
— Отпускает саркастические замечания или провоцирует.
Или вот: начальник, не разделяющий ваших ценностей. Новое поколение работников в приоритеты вносит соблюдение баланса «жизнь-работа» и ожидает, что можно будет использовать время отпуска по своему усмотрению. Не все боссы разделяют эту точку зрения. А если ваши ценности не соотносятся с ценностями начальника, проблемы неизбежны.
И как с ним быть, с таким — не очень плохим?
Если вы пришли к заключению, что босс не зациклился на стремлении вам навредить, есть ли возможность улучшить ситуацию? Составьте список навыков, которых, на ваш взгляд, ему не хватает. Далее проранжируйте список от самых раздражающих качеств к наименее раздражающим. Выберите первые два или три из них. Это ваши горячие клавиши, в соответствии с которыми можно создавать стратегию. Не допустите, чтобы ситуация повторилась, застав вас неподготовленным. Самое плохое, что вы можете сделать, — это ничего не делать, надеясь, что ситуация рассосется сама собой.
Не стоит жертвовать своим здоровьем или самооценкой. Первой частью должна стать вежливая конфронтация. Но неумелый босс может не заметить, не распознать ваших усилий, и эта тактика может привести к обратным результатам. Ограничение контактов может вам персонально помочь, но обычно это не очень хорошо с точки зрения профессионализма. Тем не менее, увеличение дистанции между вами и начальником может быть временным решением.
Рекомендуемые схемы обращения с неумышленно плохим начальником
Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить — это не есть лучшее из лучшего;
лучшее из лучшего — покорить чужую армию не сражаясь.
— Поговорите с вашим боссом. Скажите ему, что нуждаетесь в его указаниях, обратной связи и поддержке. Будьте вежливы и сфокусируйтесь на ваших потребностях. Рассказывать начальнику о том, что он плохой, непродуктивно, и это не поможет вам достичь ваших целей.
— Поинтересуйтесь у менеджера, что вы можете сделать, чтобы помочь ему в достижении его целей. Обязательно внимательно все выслушайте и окажите, по возможности, требуемую помощь.
— Найдите наставника из числа других менеджеров или квалифицированных сотрудников, из тех, кто хорошо знает вашего нынешнего менеджера и может поделиться с ним опытом.
— Если вы предприняли эти действия, и ничего не помогло, найдите человека, с которым вы можете обсуждать ситуацию и здравому смыслу которого вы можете доверять. Будет лучше, если он не будет работать там же, где и вы.
— Пообещайте себе, что вы будете уделять время освоению и совершенствованию навыков лидера.
— Помните, что из лучших исполнителей не всегда получаются лучшие лидеры.
— Не переживайте, если вам пришлось пережить полную потерю самообладания с этим начальником. Пришло время применить новую стратегию: прощение. Укрепите силу духа и идите вперед, вооружившись уверенностью и профессионализмом.
— Начните поиск новых источников позитивных сигналов для того, чтобы самым лучшим образом делать свою работу. Всем нам нужно одобрение хорошо выполненной работы.
— Читайте и учитесь у экспертов. Но убедитесь, что вы читаете правильные материалы.
— Обратитесь к боссу вашего босса и попросите помочь. Или расскажите о сложившейся ситуации в отделе персонала. Понятно, что ваш начальник может никогда не простить вас, поэтому обязательно сделайте все возможное перед тем, как обратиться с проблемой в вышестоящие инстанции.
— Скорее всего, вы никогда не узнаете, что предпринял босс босса или отдел персонала для исправления поведения вашего плохого начальника. Это конфиденциальная информация. Но подождите некоторое время, чтобы результат действий мог проявиться.
— Если ничего не изменилось, невзирая на все ваши старания, и вы думаете, что проблема в том, что они не верят вам, соберите вместе сотрудников, которые испытывают те же трудности, что и вы. Придите всем коллективом к начальнику босса, чтобы помочь ему понять масштаб проблемы.
— Если вы думаете, что ваш босс не может или не хочет ничего менять, попросите перевести вас в другой отдел. Предполагается, что вам нравятся и сотрудники, и работа.
— Если перевод невозможен, ищите другую работу. Бегство всегда возможно. Поиск работы в зависимости от обстоятельств можно вести скрытно, а может сложиться так, что придется просто уйти.
Плохой начальник знает, что он плохой, и может открыто демонстрировать свои скверные качества
Если ваш босс хуже среднего и его недостатки не ограничиваются неумением давать указания и оценку действий, если это неприличный, унижающий людей и демотивирующий орущий агрессор, на такого начальника не жаль потратить время, чтобы от него избавиться. Но вам придется действовать осторожно, скрытно, не подвергая себя и свою карьеру опасности.
Итак: ваш босс из тех, кто агрессивен, оскорбителен, изменяет свои указания, обвиняет во всем окружающих, непристойно отзывается о вас — и так каждый день.
Вы вежливо спорите с начальником о его поведении — и никакого эффекта. Вы беседуете с отделом персонала, но они поднимают руки в бессилии. Работа делается, и верхи его любят. Вы возражаете: «Они никогда не видели его в действии. Поговорите с другими. Не только я жалуюсь».
Когда его видят руководители или сотрудники отдела персонала, он ведет себя прилично. И практически невозможно передать, что вы и ваши сотрудники переживаете каждый день. Этот босс на своем посту только год, те сотрудники, что ушли, не оставили свидетельств жалоб. Половина оставшихся сотрудников ищут другую работу.
Вам нравится ваша работа, ваша компания и сотрудники. Есть только одна проблема — начальник. Вы раздражены сверх меры. Вы испуганы, но терпеть больше не можете. И у вас остается простой выбор: или вы что-то предпринимаете, или вы уходите. Это все, что вам осталось.
Наверное, стоит попробовать заставить его уйти. Лучше всего устроить так, чтобы высшее руководство увидело вашего босса в действии, в том случае если вы знаете, что вышестоящий начальник уважительно относится к сотрудникам и не одобрил бы его обычный стиль поведения, если бы увидел.
Поэтому идеальным способом было бы устроить все так, чтобы начальник продемонстрировал публично свои худшие образцы поведения перед лицом начальства. Большой босс, конечно, слышал о плохом поведении этого господина, но до сих пор не понимал, насколько оно действительно плохо. Это очень сильное средство — заставить своего начальника продемонстрировать худшие образцы своего поведения перед большим боссом.
Если вы еще не набрались смелости или у вас еще нет четкого сценария, как выставить на общее обозрение худшие качества вашего начальника, выполните ряд необходимых предварительных действий:
— Проверьте, может быть, можно конфиденциально поговорить в отделе персонала. Попробуйте договориться о поддержке и о советах с их стороны в попытках исправить ситуацию. В вашей компании может иметься формальный процесс реагирования на жалобы. Работники отдела персонала могут знать этого очень плохого босса и посоветовать, как можно эффективно отвечать ему. Руководство может назначить коучинг для этого менеджера. Но, если ваше имя прозвучит в связи с этими действиями, плохой босс отомстит. В этом можно быть уверенным.
— Если вы член профсоюза или работаете на государственную организацию, обратитесь в представительство этих организаций. Могут быть условия контракта, следуя которым вы можете достичь лучших результатов.
— Документируйте каждый шаг, документируйте все. Документируйте каждый инцидент с плохим поведением начальника с датами и фамилиями свидетелей. Агрессивные боссы не всегда нападают на всех подряд. Вы можете оказаться в ситуации, когда вы в одиночку противостоите боссу, который невзлюбил именно вас. В таком случае нужно понять, почему вы стали мишенью плохого поведения.
— В дополнение к документированию, составляйте список проблем, с которыми сталкиваются сотрудники из-за босса, конспектируя каждый случай недостойного поведения. Если сотрудники согласятся, что маловероятно, попросите подписать эти свидетельства. Люди боятся потерять свою работу, для них ситуация может быть не столь драматичной, и поэтому они могут стремиться избегать конфликта.
— Постарайтесь наладить контакт с руководителем вашего босса. Нормальные рабочие отношения с руководителем босса помогут породить более серьезное отношение к вашим жалобам. Имея агрессивного босса, такого сорта взаимоотношения нужно развивать осторожно, иначе они могут стать еще одной причиной агрессии. Но, если при первом же разговоре с руководителем вашего босса, вы изложите жалобы, то вы не обретете много доверия.
— Подчиненный, пытающийся сбросить с поста своего плохого босса, вне зависимости от того, насколько этот босс плох, может потерять свою работу в случае проигрыша. Даже если вы на 100% правы, вы можете потерпеть поражение. Компания может поддержать босса. У компании были причины назначить его на руководящий пост. Вероятно, он имеет квалификацию и добивается желаемых результатов. И если вы единственная мишень, проще убрать вас. К тому времени, когда в компании поймут, что такому боссу всегда нужна мишень, вы уже будете далеко.
Можно ли успешно бороться с плохим боссом, зависит от ценностей вашей организации и от того, кого и за какие заслуги она ценит. Это зависит от культуры вашей организации и ценностей, которые она предлагает разделять. Есть еще переменные, которые служат аргументами вам и вашему боссу. Прав он или нет, но он босс, и, вероятно, его позиции прочнее ваших.
Известны случаи, когда подчиненные смещали босса, информировав топ-менеджмент о масштабах проблем, о грубом обращении с людьми, и уроне, причиняемом организации.
Что делает босса плохим?
Результаты опросов свидетельствуют, что плохое обращение с подчиненными часто принимает форму присваивания заслуг по выполненным работам, а некоторые боссы даже орут на подчиненных. Но чаще всего упоминается неумение давать четкие распоряжения.
Проводился опрос на тему «Что бы вы делали, если бы вам попался плохой босс». Большинство ответило, что они бы с ним побеседовали. Мы восхищены храбростью респондентов, но эти ответы заставили нас призадуматься.
Вот ответы респондентов на вопросы о плохих боссах.
Что делает менеджера плохим боссом? (в порядке убывания)
1. Менеджер дает недостаточно четкие указания.
2. Менеджер скупо хвалит или вообще не хвалит за достижения.
3. Менеджер нерешителен и легко меняет свои решения, находясь под давлением свыше.
4. Менеджер вмешивается в мелкие детали и придирается к мелочам в работе.
5. Менеджер принижает и подавляет персонал.
Какими чертами обладает плохой босс?
Ниже приведены самые топовые черты плохих боссов, выявленные по результатам опросов:
— Любит подхалимов, наушников и родственников, которые ему обо всем доносят. Заводят любимчиков и покрывают их некомпетентность. Игнорируют и дискриминируют тех, кто им не нравится.
— Не умеют разговаривать с людьми и даже могут не иметь ожиданий и целей. Плохие боссы часто меняют свои намерения и выводят этим из равновесия подчиненных. Плохие боссы часто меняют ожидания и сроки окончания работ.
— Злоупотребляют дисциплинарными мерами там, где простая позитивная беседа могла бы решить проблему. Плохие боссы игнорируют подчиненных, пока не возникает проблема, а потом спохватываются.
— Громко и грубо говорят с подчиненными, не слышат их. Не дают подчиненным времени и возможности для ответа на обвинения и для комментариев. Они запугивают людей и агрессивны по отношению к персоналу, допускают агрессию одних сотрудников по отношению к другим.
— Присваивают себе заслуги подчиненных. Плохой босс, не задумываясь, обвиняет во всех грехах подчиненных.
— Не может поощрять и вознаграждать сотрудников за достижения.
Далее в опросах идут менее распространенные недостатки руководителей. Итак, плохой босс:
— не соответствует своей должности по квалификации или опыту;
— не прощает ошибок, опять и опять возвращается к обсуждению негативных событий и постоянно выискивает ошибки подчиненных;
— не допускает конструктивных возражений и предложений по улучшению работы;
— не терпит несогласия подчиненных с его точкой зрения и других мнений по рабочим вопросам;
— непоследователен, не держит слова, нечестен;
— ему не хватает мужества при решении трудных проблем, хотя он знает, как следует поступать;
— своими действиями сеет разногласия между членами коллектива.
Опрашиваемые также отмечают, что многое в плохом поведении плохих боссов поощряется или, по крайней мере, игнорируется руководством плохих начальников.
В большинстве случаев, даже если компания верит вам и предпринимает должные меры, процессы ведутся в соответствии с принятой дисциплинарной политикой. И поэтому процесс потребует времени, а вам придется вытерпеть притеснения и мстительные действия, даже если топ-менеджеры и отдел персонала предупредили вашего начальника, что они не потерпят такого.