Начинающему директору школы с чего начать
Право быть первым. Несколько советов начинающим школьным директорам
Сколько людей, столько характеров
Конечно, добиться одинакового отношения ко всем невозможно, тем более зная, что есть несколько групп учителей: добросовестные и не очень. Инициативные и те, кто только и ждет указаний, желающие прийти к тебе на помощь в любую минуту и наблюдающие со стороны с ухмылкой. А есть просто «плохие», от которых надо бы избавиться, да это не очень легко.
Короче, сколько людей, столько характеров и отношений. А ты один, и ты должен уметь находить общий язык со всеми. Каким бы ни был учитель, ты не имеешь права забывать, что должен относиться к нему как к человеку. Такое, разумеется, непросто, но если не получится, значит, надо задуматься: а способен ли ты быть руководителем?
К анализу уроков надо подготовиться так, чтобы все учителя, и хорошие и слабые, уходили от тебя с легким сердцем. Если на первых порах не получается, бери с собой наиболее опытного учителя, посоветуйся с ним, и только затем берись за анализ. Учитель такой же живой человек, со своими достоинствами и слабостями, которые надо понимать и щадить. Директор просто обязан знать как можно больше об учителе, постоянно общаться с ним. Уверяю, это очень поможет вам в работе. Конечно, директор тоже обычный человек, он поставлен руководить коллективом, преимущественно женским. Я опять возвращаюсь к мысли о том, что в коллективе есть разные люди: приятные и не очень приятные. Вот как быть с последними? Как строить отношения с ними? Исходя из своих ошибок, я бы хотел дать некоторые советы:
1. Будь с ними уравновешен.
2. Никогда не давай повода подозревать тебя в предвзятом отношении к кому-либо.
3. Не показывай своим видом, поведением, что тот или иной человек тебе неприятен.
4. Будь тактичен со всеми.
5. Не отвечай на провокационные действия и выходки, будь трезв и хладнокровен.
6. Не вызывай неприятного тебе человека на откровенную беседу о ваших взаимоотношениях, постарайся узнать, почему он недоволен ими, задумайся, а нет ли в этом и твоей вины.
7. Не стремись обязательно выставить на всеобщее обсуждение в коллективе твои взаимоотношения с кем-то. Иди на такой шаг только тогда, когда все другие меры исчерпаны, не дают эффекта и ты абсолютно уверен в своей правоте.
8. Если поведение учителя отрицательно сказывается на учениках, ты обязан проявить принципиальность и убедить учителя в том, что он не прав.
9. Не работай в одиночку. У тебя есть завуч, хорошие учителя, профком.
10. К крайним мерам прибегай только в тяжелых, неисправимых случаях.
Директор не должен выглядеть развязано, быть неопрятно одетым. Хорошо, если природа наградила его чувством юмора, но ни в коем случае не старайся возместить его отсутствие плоскими шуточками. И вообще не нужно стараться показывать себя более умным, всезнающим, чем ты есть на самом деле. Будь скромен во всем, умей слушать, прислушиваться, анализировать и делать выводы из услышанного.
Одним из решающих факторов становления взаимоотношений руководителя и коллектива является его умение сдержать свое слово. Человек, однажды не выполнивший обещанное, порождает сомнение в его обязательности, дважды повторивший это, уже не внушает доверия. Директор должен дорожить доверием коллектива в целом и каждого в отдельности. Тут нет места мелочам. Если не уверен в выполнении своего обещания, не нужно воображать из себя всесильного, всезнающего (а это случается с некоторыми), честно признайся, что не сможешь, но уж если ты что-либо обещал, то обязан выполнить. Например, ты договорился с учителем, что придешь к нему на урок, и вдруг звонок, вызов куда-то. Извинись и обязательно приди на урок к учителю. Это важнее всех вызовов, встреч.
Знать детей, уметь разговаривать с родителями
По роду своей деятельности директору не очень много приходится общаться непосредственно с учащимися, кроме некоторых классов, где он ведет уроки. Но знать учащихся, конечно, необходимо. В небольших школах это не проблема, знать в более крупных сложнее. Прежде всего надо знать детей из группы риска, из неблагополучных семей. И знать достаточно близко, ибо в основном директору приходится заниматься этими учащимися. Он должен разбираться в психологии таких детей, тогда много сумеет сделать для них, сумеет оградить их от вступления на путь правонарушений. Такая работа должна носить регулярный характер, но без навязчивого надзора. Если директор сумеет поставить себя в глазах такого ученика в положение равной собеседника, умного советчика, доброжелательного старшего товарища, уверен, детей с преступным будущим будет меньше.
Не секрет, что часто учителя используют тебя как пугал
Статья «Начинающему директору школы»
В статье даны рекомендации начинающему директору школы.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Начинающему директору школы»»
Статья. «Начинающему директору школы».
«Оптимальная работа школы невозможна без сильного руководства, эффективность которого зависит не только от личности директора, но и от того, насколько умело он побуждает к деятельности учителей».
Директору школы необходимо не только тщательно продумать всю систему мотивации деятельности подчиненных, но и постоянно иметь в виду проблемы мотивации при реализации других функций управления. При планировании деятельности школы целесообразно не только формулировать цели, задачи и порядок предстоящей работы, но и представить, захотят ли сотрудники выполнять намеченные планы и что надо сделать, чтобы вызвать и закрепить их стремление реализовать намеченное. При организации совместной деятельности нужно не только структурировать общую работу, детализировать задания, распределять ответственность, создавать рабочие группы или комиссии, принимать необходимые решения, давать распоряжения и указания работникам, но истимулировать труд подчиненных. Налаживая контроль важно искать возможности роста заинтерисованности сотрудников в успехе общего дела.
Механизм стимулирования связан с полным или частичным удовлетворением потребностей человека.
А. Маслоу американский ученый разделил потребности человека на несколько категорий.
1.Физиологические потребности, необходимые для выживания ( в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности).
2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем (в защите от физических и психологических опасностей, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и впредь).
3.Социальные потребности (в сопричастности с окружающими, привязанности и поддержке).
4.Потребности в уважении и самоуважении.
5.Потребности самовыражения (в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).
А. Маслоу разделил потребности и выстроил их от низших к высшим. Как известно низшие потребности требуют удовлетворение раньше, чем высшие.
Стимулирование через материальное поощрение удовлетворяет физиологические потребности учителя. Это заработная плата. Достойная заработная плата дает возможность не только содержать семью, себя, покупать еду, одежду, оплачивать услуги ЖКХ, но и удовлетворять духовные потребности: читать книги, пользоваться компьютером, посещать театры и кино …
Материальное стимулирование учителя ограничено. Учитель вынужден искать дополнительный доход. Администрация школы может дополнительно стимулировать учителя за счет директорского фонда.
Для того чтобы учитель мог работать эффективно, он должен получить определенную самостоятельность, автономность и ответственность в пределах своей компетенции.Что это значит? Все вопросы, связанные с преподаванием предмета, внеурочной работой, классным руководством, он должен решать сам. Вмешательство допустимо только в экстраординарных случаях, когда нарушаются законы и устав школы.
Директору следует постоянно демонстрировать и подчеркивать уважение к учителю и его работе. Необходимо считаться с мнением учителя, при случае подчеркивать именно его вклад в общее дело, напоминать о его успехах. Такие высказывания любого администратора уместны не только в присутсвии школьников, но и на педсоветах, совещаниях и при личном общении с учителем.
Важную роль играет стимулирующая роль административных воздействий. Желательно чаще отмечать полезную работу, проделанную педагогом, хвалить достойных, выносить благодарности.
Хорошие тоношения с директором настраивают учителя на активное сотрудничество с ним.
Полезным может быть обращение директора за советом к подчиненному. Учителю приятно видеть, что директор прислушивается к его предложениям, а директор не забывает отметить, что советы учителя помогли решить проблему.
Обычно происходит немного по- другому. Директор путает деловые отношения с приятельскими, например, награждая учителя не за выполненую работу, а за то, что он его близкий друг. Изменяет учебный план школы, чтобы увеличить нагрузку. Изменяет стимулирование в пользу более близких приятелей. Увеличивает нагрузку до нескольких ставок, не принимая новых работников.
Директор – учитель и воспитатель не только для школьников, но в определенной мере и для учителей.
«Прохожий, уйди из школы».
1.И.З. Глинка. Педагогический университет. Москва. Журнал «Химия в школе» №7 2004.
2.И.З. Гликман. «Стимулы обучения». Журнал «Химия в школе». №8. 2003.
С чего начать работу руководителю:
курс для молодого директора
Когда меня назначили начальником отдела, я совершенно не понимал, за какие дела браться в первую очередь. Но к концу моей истории Вы поймете, что лучше сразу обращаться к программам и приложениям, которые систематизируют работу на данной должности. Речь будет о планировщике LeaderTask:
Начнем мою историю
Мой первый день в должности руководителя
На новом месте ко мне вереницей подходили подчинённые: у каждого был вопрос, не требующий отлагательств. Вышестоящее начальство требовало отчётов. Начальники соседних отделов пытались подкинуть дополнительную работу.
Я закрылся в туалете, включил воду и долго смотрел на неё, пытаясь успокоить торнадо в мыслях.
У меня разболелась голова и домой я вернулся с красными глазами.
Пошаговый план для начинающего руководителя
На следующий день я с самого утра отгородился ото всех, чтобы подумать в спокойной обстановке. Буквально заперся в кабинете и отключил звук мобильника. Я хотел чётко осознать, что мне делать на новом месте и в какой последовательности.
Я сформулировал 8 шагов, которые нужно сделать начинающему руководителю, только что вступившему в должность.
Хочу поделиться своим пошаговым руководством.
С чего начать руководителю на новом месте
Шаг 1. Понять, что будет требовать от вас начальство
Обратитесь к вашему руководителю (руководителю департамента, направления, генеральному директору или собственнику) и выясните ответы на 3 вопроса.
Шаг 2. Понять, чем занимается каждый ваш подчинённый
Запросите у каждого подчинённого список работ, которые он выполняет. У каждой работы должна быть проставлена примерная длительность в часах или минутах.
Список работ должен быть письменным или же список работ Вы можете увидеть в программе LeaderTask. Этот список очень важен. Без него вы уже через день забудете, кто чем занимается в новом коллективе. Его можно наблюдать, в разделе «Поручено мной». Там все задачи, которые Вы поручили сотруднику.
Шаг 3. Собрать обратную связь от подчинённых по выполняемой работе
Молодые директоры редко делают такой шаг. Однако польза от него – колоссальная.
Создайте короткую анкету для сотрудников.
В начале анкеты напишите примечание:
Эта анкета предназначена только для меня (руководителя отдела). Она никому не будет передана. Я хочу найти слабые места отдела и устранить их, чтобы каждому работалось спокойнее и позитивнее.
Предназначение этой анкеты – выявить слабые места в отделе: слишком медленные работы, кольца ожидания, бесполезные работы, упаднические настроения и прочее.
Вам, как новому руководителю, может быть не видно многих подводных камней в новом коллективе. Да и честно говоря, не будет видно никогда. Нужно спросить у самих сотрудников, что им мешает, что бесит, какие работы отнимают слишком много времени. Гарантирую, что несколько открытий о работе отдела вы точно сделаете.
Второе по важности предназначение анкеты – выявить то хорошее, что сейчас есть в отделе. Понять, что держит сотрудников на местах и что их мотивирует.
Шаг 4. Назначить локальных руководителей в группах
Если в вашем подразделении есть сотрудники, выполняющие одинаковую работу, назначьте для каждой группы сотрудников локального руководителя (лидера).
Например, у вас может быть несколько менеджеров по продажам, дизайнеров, специалистов по поддержке и т.д.
Лидер – это сотрудник с самым высоким уровнем профессиональности. Дополнительно он является наставником для коллег.
Поле назначения руководителей внутри отела появится иерархия сотрудников.
Это нужно для повышения удобства в управлении. Чтобы обсудить какой-либо важный вопрос или донести информацию до ваших работников, вам потребуется поговорить только с руководителями групп. Это гораздо продуктивнее и быстрее, чем поговорить со всеми подчинёнными в отдельности.
К тому же из лидеров потом вырастают отличные руководители более высокого ранга.
Шаг 5. Ввести пятиминутную планёрку (летучку) по утрам
В планёрке должны участвовать только руководители групп. Если у вас все сотрудники занимаются различными работами, то должны участвовать все сотрудники.
Для чего нужна летучка:
На летучке каждый присутствующий отвечает на 3 вопроса:
Вы, как управленец, можете не отвечать на эти три вопроса. Главная ваша задача – следить, чтобы каждый сотрудник выдавал ежедневный результат, а также реагировать на возникшие помехи и сложности.
Дополнительно назначьте ответственного за планёрку. Он будет вести её в случае, если вас не будет на месте.
Также можно обсуждать совместные проекты в программе LeaderTask, если у Вас сотрудники работают на удаленном доступе.
Шаг 6. Установить на компьютер и смартфон систему управления делами
С настоящего момента программа для управления делами – ваш лучший друг и помощник.
В чём польза программы:
Делегирование (поручение заданий) поможет высвободить ваше рабочее время на более важные дела, например стратегическое планирование.
Рекомендую бесплатную специализированную программу для руководителей – ЛидерТаск. Программа очень простая. В ней вы сможете составлять списки дел, настраивать напоминания, управлять проектами и раздавать поручения.
Шаг 7. Записать все предстоящие дела в программу
Это будет ваш оперативный список задач.
Распределите задачи по конкретным дням. В день записывайте не более 5 задач. После выполнения задачи – отмечайте её выполненной в программе.
Такая система будет подталкивать вас выполнять все дела и в срок.
Через 2-3 дня вы обязательно прочувствуете, насколько приятно отмечать задачу выполненной.
Шаг 8. Создать информационную панель отдела
Как показывают исследования, команды добиваются значительно больших результатов, если каждый участник ощущает себя частью большого целого. Это значит, что каждый сотрудник осознаёт, что его работа очень важна и она помогает команде приближаться к цели.
Каждый сотрудник должен знать:
Чтобы показать прогресс достижения цели, используются информационные панели. Они представляют собой стенды, закреплённые на видном месте и отображающие динамику движения к цели.
В реальности панелью может служить:
Любая цель должна быть измеримой. В идеале цель должна выражаться в цифрах.
График движения к цели обычно вызывает азарт у сотрудников. Они начинают следить за изменениями, строить предположения «Успеем ли» и в конечном итоге задумываться, как выполнить работу быстрее, чтобы достигнуть цель досрочно.
Технология информационных панелей способствует быстрому сплочению коллектива.
Что делать новому руководителю после этих шагов
Вы выполнили первые шаги директора. Что делать дальше?
Узнайте подробнее о следующих направлениях развития отдела:
Надеюсь, вы быстро освоитесь в новом коллективе. А затем превратитесь из директора новичка в директора профессионала. И помните, что есть органайзер, который облегчит выполнение поручений и руководство для молодого директора. Руководить и управлять с ним будет легче!
Советы молодому директору школы
Дорогу осилит идущий. Очень своевременное и нужное решение принято Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области по поводу издания сборника эссе с рекомендациями и пожеланиями молодым директорам.
Воспоминания о своих первых шагах в должности директора также приводят к мысли о необходимости своевременной помощи «старшего товарища». К счастью, у меня был такой «старший товарищ», прекрасный наставник в лице заместителя директора по УВР, удивительного педагога и замечательного человека Шаболдиной В.А. И сегодня, по происшествии пятнадцатилетнего директорства (до этого – десятилетний стаж заместителя директора по ВР, затем двенадцатилетний – заместителя директора по УР), достигнув определенных высот на своем посту (говорю об этом без ложной скромности), считаю, что мне, как директору со стажем, есть чем поделиться с молодыми коллегами.
Но это будет не отчет о достижениях, не поучения, а размышления о профессиональных ценностях, об учителях, людях, не мыслящих в своей жизни без школы, о формировании настоящей профессиональной педагогической команды.
Ведь только с опытом появляется понимание, что никакой, даже самый продвинутый директор школы, ничего не может создать без учителя!
Мое глубокое убеждение: учитель – основной двигатель школьной организации, ее капитал.
Самая современная, оснащенная по последнему слову науки и техники, заново отремонтированная школа без креативного, информационно грамотного, заинтересованного, творческого педагога не будет способна к инновационному развитию, не сделает рывок на опережение.
И поэтому, молодому директору, расставляя акценты в своей профессиональной деятельности, приоритетным, на мой взгляд, следует определить направление по созданию профессиональной педагогической команды, учителей– единомышленников, а инвестиции, в первую очередь, направить на укрепление кадров, их обучение и развитие.
Убеждена, самым большим моральным стимулом для учителя является уверенность в своей нужности, значимости, востребованности.
На первом плане у директора должно быть именно уважительное отношение к сотрудникам, учет мнения каждого, понимание, защита учителя от необоснованной критики.
Об инновациях: глубоко ошибается тот руководитель, который считает, что любое нововведение будет принято и реализовано сразу же после его публичного обсуждения.
Как показывает опыт – это не так. К любому инновационному начинанию основная часть коллектива на начальном этапе всегда относится с осторожностью, а некоторая даже оказывает сопротивление. В данном случае необходимо создание творческой группы, убежденной в полезности и своевременности новшества, группы, которая будет постепенно внедрять инновационные идеи в сознание основной части коллектива и в идеале сделает их необходимыми для развития образовательного учреждения.
Об инициативности:
«Управленческая кухня» – очень важное направление в работе начинающего директора. И проблема здесь в том, что часто директор, а тем более неопытный, «зажимает» инициативу сотрудников своим поведением. Ему хочется, чтобы все решения были согласованы с ним, потому что боится, что они могут ошибиться, принять неправильное решение, которое повлечет за собой необратимые последствия. И эта позиция (лучше я сам!) является одной из самых частых причин неимоверной загруженности директора.
Дайте немного свободы и самостоятельности своим подчиненным! Это повысит чувство ответственности каждого за самостоятельно выбранное решение.
Об ответственности:
О контроле:
Это направление в работе директора чаще всего является слабым звеном. Привычка доверять своим сотрудникам – хорошее дело, но иногда необходима проверка, так как не все могут самостоятельно увидеть свои ошибки. Как поступить в таком случае, не унижая профессиональные чувства подчиненного? Можно иногда (если ошибки незначительные) просто их не «увидеть», чтобы не огорчить, не отбить желание работать. И вообще, по-моему, наказание – это крайняя мера для недисциплинированного педагога, и она, как правило не меняет ситуацию кардинально. Лучше помочь осознать неправильность поступка путем беседы, совета, но, к сожалению, нужно признать, что эта мера не всегда приводит к желаемому результату. И все же чаще поощряйте за хорошее, обязательно публично, в присутствии учащихся и родителей, представителей общественности!
Поощрение, материальное ли, моральное – огромный стимул в работе. К сожалению, иногда встречается и обратное: все меры воздействия, моральное и материальное стимулирование, не дают положительного результата. Чаще всего это единичные случаи и о них отдельный разговор. Но, несмотря на это, доверяйте и верьте, старайтесь чаще увидеть в окружающих хорошее, чем плохое, смотрите на своих коллег, как на людей, беспредельно преданных своей профессии. Будьте оптимистичным и жизнерадостным, а не замотанным повседневной суетой директором!
О профессиональной подготовке директора:
В последнее время кардинально изменились требования к современному директору образовательной организации. Теперь это менеджер, обладающий набором профессиональных качеств. А для формирования этих качеств необходима специальная управленческая подготовка. Не всякий хороший учитель (а часто именно он назначается директором) может быть хорошим управленцем. Поэтому, вступая в директорскую должность, нужно помнить о необходимости постоянного повышения своей квалификации.
Можно еще много давать советов. Как организовать эффективное участие родителей в жизни школы? Как привлечь к управлению школой государственные и общественные организации и сделать это управление неформальным? Кстати, опыт реализации этих направлений в нашем ОУ удостоен высоких оценок.
И еще один совет молодому директору: вам, как никому другому, необходимо участие в общественной жизни социума, активная жизненная позиция, которая даст вам высокое общественное признание. Убеждена, моему общественному признанию, да и имиджу школы в целом, во многом помог опыт участия в работе Общественной палаты при Губернаторе Новосибирской области, многолетняя работа в составе городского, а затем и районного депутатского корпуса.
Так что, мой молодой коллега, директорский стаж, профессиональный опыт – это не столько благо, сколько трудное бремя. Но, коли уж выбор сделан – вперед! А дорогу осилит идущий!