Надеяться и уповать чем отличаются
Надежда, надеяться, упование, уповать
Полезное
Смотреть что такое «Надежда, надеяться, упование, уповать» в других словарях:
надежда, надеяться — ▲ вера, ▲ верить ↑ относительно, осуществление надежда вера в осуществление желания; ожидание осуществления чего л. положительного (нить надежды. луч надежды. большие надежды. добрая #. одна, единственная, последняя #. вся надежда на него. тайная … Идеографический словарь русского языка
Упование — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
Надеяться — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
Упование — Упование ♦ Espoir Часто служит синонимом слову «надежда». Пытаясь отделить одно от другого, мы почти всегда отдаем предпочтение последнему. Если надежда еще может претендовать на звание добродетели, то упование – не более чем страсть.… … Философский словарь Спонвиля
надежда — НАДЕЖДА, вера, ожидание, высок. упование, высок. чаяние НАДЕЖНЫЙ, верный НАДЕЯТЬСЯ/ПОНАДЕЯТЬСЯ, полагаться/положиться, гадать, устар. мнить, устар. льститься, высок. уповать, разг. сниж. чаять НАДЕЯТЬСЯ, рассчитывать НАДЕЮСЬ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия
Надеяться и уповать чем отличаются
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Отличие надежды от упования
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Не каждый верно ответит на вопрос: существует ли какая-то разница между тем, чтобы надеяться на Аллаха и уповать на Него?
Начнём с того, что и в Коране и в Сунне понятие упования на Аллаха встречается гораздо чаще, чем понятие надежды. Например, передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил:
«О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь, и благодаря Тебе веду споры. О Аллах, прибегаю к могуществу Твоему, ибо нет бога, кроме Тебя, от того, чтобы Ты ввёл меня в заблуждение; Ты — Живой, Который не умрёт, а джинны и люди смертны» (аль-Бухари, Муслим).
«Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он обязательно обеспечил бы вас средствами к жизни так же, как обеспечивает ими птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются в конце дня с полными» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Хадис достоверен. См. «Джами’у-ль-‘улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 2/496);
«Последними словами Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросали в огонь, было: «Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!»» (аль-Бухари); «покровитель» («ваки́ль») и «упование» («тава́ккуль») в арабском языке имеют общие корни.
Также в хадисе о семидесяти тысячах людей, которые войдут в Рай без отчёта, говорится, что они «не просят заговаривать их (т.е. лечить заклинаниями), не верят в дурные приметы, не делают прижигания, а уповают на своего Господа» (аль-Бухари).
Всевышний же Аллах сказал:
«И уповай на Живого, Который не умрёт…» (Коран, 25:58);
«На Аллаха пусть уповают верующие!» (Коран, 14:11);
«На Аллаха уповайте, если вы верующие!» (Коран, 6:23);
«…а приняв решение (, действуй), уповая на Аллаха» (Коран, 3:159);
«И кто полагается на Аллаха, тому Его будет достаточно» (Коран, 65:3);
«Поистине, верующие – это те, сердца которых испытывают страх, когда упоминают Аллаха, у которых умножается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (Коран, 8:2).
О надежде Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорили гораздо реже; самые известные примеры:
«Кто надеется на встречу с Господом Своим, пусть совершает благие поступки и не приобщает в поклонении Господу Своему ничего» (Коран, 18:110);
«В Посланнике Аллаха был прекрасный образец для вас – для тех, кто надеется на Аллаха и (спасение) в грядущий День (Суда) и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21);
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой (или желанием), и расходуют (на пути Аллаха) из того, чем Мы их наделили» (Коран, 32:16).
Отсюда мы заключаем, что понятие упования намного шире смыслом, чем понятие надежды. Точнее, упование на Аллаха подразумевает и надежду на Него. Человек, положившийся на Аллаха, верит в Него и Его совершенные качества (зрение, слух, могущество, милость, справедливость, мудрость и др.), а также в те обещания, которые Он дал рабам (например, в наступление Судного Дня):
«Воистину, Аллах не нарушает Своего обещания» (Коран, 13:31).
Надежда означает желание обрести нечто полезное и/или приятное, тогда как упование на Аллаха соединяет её с терпением и готовностью к бедам, ибо Аллах пообещал подвергать нас испытаниям (см. Зачем Аллах испытывает Своих рабов?). И, как сказали некоторые учёные нашей уммы:
«Упование на Аллаха – это смирение сердца перед Аллахом, предоставление себя Его воле и предопределению».
аль-Хасан аль-Басри говорил:
«Если раб уповает на своего Господа, он знает, что Аллах достоин его доверия» («аль-Хассу аля-т-тиджарати ва-с-сына’а» Абу Бакра аль-Халляля, стр. 180; «Джами’у-ль-‘улюм», 2/497).
Имаму Ахмаду принадлежат слова:
«В общем упование есть предоставление дела Аллаху, велика слава Его, и доверие Ему» («Шу’абу-ль-иман» аль-Байхакы, 2/57).
Такие люди понимают, что им не сбежать от судьбы, предначертанной Аллахом. С другой стороны, они не должны быть равнодушны к этой судьбе и особенно – к тому, что ждёт их после смерти. Они любят Аллаха и жаждут встречи с Ним в Раю, прикладывая для этого все усилия (см. также Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха, Ещё раз о предопределении), однако конечный результат их дел – как в этой, так и в будущей жизни – зависит только от Творца миров.
И да благословит Аллах пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Упование
Упова́ние — 1) основанная на вере надежда на Бога, доверительное отношение к Божественному Промыслу); 2) надежда на осуществление желаемого, «вера» в осуществление чего-либо в будущем.
Не является ли для христианина упование на посмертное воздаяние позицией раба или наёмника, но не сына?
На сегодняшний день на вооружении критиков христианской догматики и этики состоит и такой аргумент: все христиане — чрезвычайно корыстные люди.
Причём, (будто бы) их корысть проявляется даже тогда, когда они действуют во имя Добра на даже, казалось бы, совершенно бескорыстной основе (например, жертвуют скудные накопления на содержание лечебниц, монастырей, трудятся во Славу Божью без заработной платы, помогают бездомным и пр.), ведь в действительности даже формально бескорыстное христианское делание мотивировано сугубо корыстными интересами: стяжать блага в будущей жизни, унаследовать Царство Небесное, избежать адовых мук.
Так ли это? — Не так. Те вечные нетленные блага, к которым стремится христианин, составляют не предмет его корысти, а условия его будущего счастья. Между же греховной корыстью и стремлением к подлинному счастью лежит огромная, принципиальная разница.
Греховная корысть, как и любой грех вообще, противоречит естественным человеческим потребностям, естественным стремлениям человеческого сердца, тогда как стремление к счастью — напротив, естественно для всех без исключения людей. Ведь Бог создал человека не для вечной скорби, а для вечного блаженства. Христианское сознание соединяет понятие о высшем счастье с желанием радости богообщения и общения с ближним.
Христианин стремится к Богу как к Источнику жизни и радости, благ и блаженства. Корыстный же человек стремится не к Богу и не к Небесному счастью, но к земной выгоде.
Христианское доброделание обусловлено любовью к ближнему и связано с чувством отзывчивости. Греховная же корысть нередко зиждется на противоположной основе: на обожании земной выгоды, эгоизме, желании благ для себя в ущерб прочим людям (конкурентам, соперникам, просто нуждающимся).
Будучи сопряжено со скупостью и стяжательством, корыстолюбие способно втянуть человека в идолопоклонство — почитание маммоны, что оттолкнет его от Бога ( Мф.6:24 ). Стремление же к Царству Небесному не только не отталкивает человека от Господа, но и способствует укреплению союза.
Конечно, на первом этапе приобщения человека к церковной жизни может случаться, что его рассуждения о стяжании Царства будут иметь аналогию с доводами корыстолюбца: я буду делать то-то и то-то потому, что это сулит мне бесспорную выгоду.
Иногда эта стадия духовного взросления христианина условно и аллегорично именуется наёмничеством. Однако по мере духовного восхождения к Богу человек, как сын Божий по благодати, совершает добро, будучи движим самой любовью к добру, потому что может, умеет и хочет делать добро.
Может ли быть ложное упование на Бога (связанное с надеждой, что Бог спасает независимо от нашей жизни)?
Примеры надлежащего упования на Бога известны со времен Ветхого Завета ( Пс.61:8 ). Такое упование испытывали, например, Божьи пророки. Со времён создания Церкви Христовой упование на Бога является одним из проявлений христианской веры.
Чем более твёрдой является вера христианина, тем более сильным бывает и его упование. Однако, следует помнить, что упование упованию — рознь. Наряду с богоугодным упованием нередко встречается ложное. Правильное бывает обусловлено верным пониманием церковного учения о Боге и Его Промысле, тогда как ложное — ложно интерпретированным учением Церкви или незнанием этого учения, ложными, субъективными представлениями и надеждами).
Одна из наиболее распространенных на сегодняшний день форм ложного упования на Бога связана с уверенностью, что в конечном итоге все без исключения люди станут причастниками Царства Славы, вне зависимости от образа их земной жизни. Такая уверенность зиждется на воззрении, что поскольку Господь человеколюбив, благ, добр, милосерден, постольку Он не предаст на вечные, бесконечные муки ни одного человека, пусть даже этот человек, живя на земле, вёл отвратительную, богопротивную земную жизнь.
В своё время подобного рода учение отстаивал Ориген, но впоследствии оригенизм был осужден на V Вселенском Соборе. Из святых отцов Церкви мысль о спасении всех людей вообще высказывал Григорий Нисский. Согласно этой мысли, осужденные на адовы муки грешники под действием неугасимого адского пламени, которое, будет оказывать них врачующее действие, нравственно преобразятся и рано или поздно соединятся со святыми. Длительность пребывания грешников адском огне будет зависеть от степени их греховности.
Однако, несмотря на то, что святитель Григорий Нисский почитается Церковью как один из великих отцов, эта, высказанная им мысль не имеет общецерковного признания. Боле того, против подобных идей высказывался даже родной брат Григория Нисского, святитель Василий Великий, высказывался резко, подчеркивая, что они не соответствуют духу вероучения Церкви и способствуют грешникам успешнее отваживаться на грех.
Многие, страха ради или стыда человеческого, или ради того, чтоб угодить людям, не делают зла, – что одно и то же, как бы они делали его, как, наоборот, которые делают добро по таким же побуждениям, то же, что как бы и не делали его. Кто делает добро в угоду людям или по другой какой страсти, непотребен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помышлении иметь целию угождение Богу и славу Его, как учит святой Апостол Павел, говоря: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор.10:31 ).
преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 30
Отличие надежды от упования
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Не каждый верно ответит на вопрос: существует ли какая-то разница между тем, чтобы надеяться на Аллаха и уповать на Него?
Начнём с того, что и в Коране и в Сунне понятие упования на Аллаха встречается гораздо чаще, чем понятие надежды. Например, передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил:
«О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь, и благодаря Тебе веду споры. О Аллах, прибегаю к могуществу Твоему, ибо нет бога, кроме Тебя, от того, чтобы Ты ввёл меня в заблуждение; Ты — Живой, Который не умрёт, а джинны и люди смертны» (аль-Бухари, Муслим).
«Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он обязательно обеспечил бы вас средствами к жизни так же, как обеспечивает ими птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются в конце дня с полными» (ат-Тирмизи);
«Последними словами Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросали в огонь, было: «Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!»» (аль-Бухари); «покровитель» («ваки́ль») и «упование» («тава́ккуль») в арабском языке имеют общие корни.
Также в хадисе о семидесяти тысячах людей, которые войдут в Рай без отчёта, говорится, что они «не просят заговаривать их (т.е. лечить заклинаниями), не верят в дурные приметы, не делают прижигания, а уповают на своего Господа» (аль-Бухари).
Всевышний же Аллах сказал:
«И уповай на Живого, Который не умрёт…» (Коран, 25:58);
«На Аллаха пусть уповают верующие!» (Коран, 14:11);
«На Аллаха уповайте, если вы верующие!» (Коран, 6:23);
«…а приняв решение (, действуй), уповая на Аллаха» (Коран, 3:159);
«И кто полагается на Аллаха, тому Его будет достаточно» (Коран, 65:3);
«Поистине, верующие – это те, сердца которых испытывают страх, когда упоминают Аллаха, у которых умножается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (Коран, 8:2).
О надежде Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорили гораздо реже; самые известные примеры:
«Кто надеется на встречу с Господом Своим, пусть совершает благие поступки и не приобщает в поклонении Господу Своему ничего» (Коран, 18:110);
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой (или желанием), и расходуют (на пути Аллаха) из того, чем Мы их наделили» (Коран, 32:16).
Отсюда мы заключаем, что понятие упования намного шире смыслом, чем понятие надежды. Точнее, упование на Аллаха подразумевает и надежду на Него. Человек, положившийся на Аллаха, верит в Него и Его совершенные качества (зрение, слух, могущество, милость, справедливость, мудрость и др.), а также в те обещания, которые Он дал рабам (например, в наступление Судного Дня):
«Воистину, Аллах не нарушает Своего обещания» (Коран, 13:31).
Надежда означает желание обрести нечто полезное и/или приятное, тогда как упование на Аллаха соединяет её с терпением и готовностью к бедам, ибо Аллах пообещал подвергать нас испытаниям (см. Зачем Аллах испытывает Своих рабов?). И, как сказали некоторые учёные нашей уммы:
«Упование на Аллаха – это смирение сердца перед Аллахом, предоставление себя Его воле и предопределению».
Такие люди понимают, что им не сбежать от судьбы, предначертанной Аллахом. С другой стороны, они не должны быть равнодушны к этой судьбе и особенно – к тому, что ждёт их после смерти. Они любят Аллаха и жаждут встречи с Ним в Раю, прикладывая для этого все усилия (см. также Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха, Ещё раз о предопределении), однако конечный результат их дел – как в этой, так и в будущей жизни – зависит только от Творца миров.
И да благословит Аллах пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Словари
Рассчитывать на что-либо, возлагать надежду [надежда I] на что-либо.
Полагаться на кого-либо, быть уверенным в ком-либо.
Морфология: я наде́юсь, ты наде́ешься, он/она/оно наде́ется, мы наде́емся, вы наде́етесь, они наде́ются, наде́йся, наде́йтесь, наде́ялся, наде́ялась, наде́ялось, наде́ялись, наде́ющийся, наде́явшийся, наде́ясь
1. Если вы надеетесь на что-либо, значит, вы считаете, что это произойдёт, и в соответствии с этим строите свои планы.
Он надеялся на выздоровление. | Составители издания надеялись, что словарь поможет депутатам избавиться от непарламентских слов и выражений.
2. Если вы надеетесь на кого-либо, значит, вы доверяете ему.
Я надеюсь на вашу поддержку. | Мы надеемся на ваше сотрудничество. | Я надеюсь на вас!
3. Вы используете слово надеюсь, если хотите сделать своё высказывание более вежливым, мягким и менее категоричным.
Надеюсь, мы подружимся.
НАДЕ́ЯТЬСЯ, надеюсь, надеешься, несовер.
1. на что, с инф. или с союзом «что». Иметь надежду, рассчитывать на что-нибудь, возлагать надежду на что-нибудь. Надеяться на успех. Надеюсь завтра вернуться. «Не надеялся он его застать.» А.Тургенев. «Надеюсь, что они поймут, для чьей пользы я это делаю.» Писемский.
2. на кого-что. Полагаться на кого-нибудь, быть уверенным в ком-нибудь. На него вполне можно надеяться.
1. на что, с неопред. и с союзом «что». Рассчитывать на что-н., возлагать надежду на что-н. Н. на помощь. Н. вернуться к сроку. Н., что всё уладится.
2. на кого (что). Полагаться на кого-что-н., быть уверенным в ком-чём-н. Н. на друга.
3. надеюсь, вводн. Выражает уверенность. Вы меня, надеюсь, поняли?
| Будь надежен, оставайся надежен, напротив, значит: надейся, не сомневайся; но будь надежным, будь верен, не обмани. Надежность жен. свойство, качество надежного.
1. на что, с инф. или придат. дополнит. Иметь надежду, рассчитывать на что-л. Н. сдать экзамен. Н. на хорошую погоду. Н. на успех. Я надеюсь, что мы с вами ещё увидимся.
2. на кого-что. Полагаться на кого-, что-л., быть уверенным в ком-, чем-л. Н. на брата. Н. на крепость льда. Н. на благоразумие.
◊ Как на каменную гору наде́яться на кого-что (см. Гора́).
◁ Наде́юсь, в зн. вводн. сл. У тебя, надеюсь, всё уже готово.
1. на что, с неопр. или с союзом „что». Иметь надежду, рассчитывать на что-л.
— Он надеялся нажить большие деньги как адвокат. Достоевский, Идиот.
Но в глубине души она все же робко надеялась, что в следующее воскресенье он приедет к ней опять. Н. Чуковский, Балтийское небо.
| 1 л. ед. ч. наст. вр. наде́юсь
[Аркадина:] У тебя, надеюсь, все уже уложено? Чехов, Чайка.
Полагаться на кого-, что-л., быть уверенным в ком-, чем-л.
— [Бессонов] сказал только, что вы человек впечатлительный и увлекающийся и что я не могу надеяться на вас. Он просто сказал, что вы меня бросите. Гаршин, Надежда Николаевна.
— как на каменную гору надеяться
на что (устар. чего). Надеяться на помощь. Надеяться на скорое возвращение. Он никогда не надеялся ее взаимности (Чернышевский).
наде́яться, наде́юсь, наде́емся, наде́ешься, наде́етесь, наде́ется, наде́ются, наде́ясь, наде́ялся, наде́ялась, наде́ялось, наде́ялись, наде́йся, наде́йтесь, наде́ющийся, наде́ющаяся, наде́ющееся, наде́ющиеся, наде́ющегося, наде́ющейся, наде́ющихся, наде́ющемуся, наде́ющимся, наде́ющуюся, наде́ющеюся, наде́ющимися, наде́ющемся, наде́явшийся, наде́явшаяся, наде́явшееся, наде́явшиеся, наде́явшегося, наде́явшейся, наде́явшихся, наде́явшемуся, наде́явшимся, наде́явшуюся, наде́явшеюся, наде́явшимися, наде́явшемся
1. питать (или лелеять) надежду, не терять надежды, тешить себя (или тешиться) надеждой; льстить себя надеждой (книжн.); чаять (прост.); льститься (надеждой), мнить (устар.); уповать (высок.)
2. возлагать надежды, рассчитывать, делать ставку на кого, на что, иметь виды на кого, на что
быть уверенным в надежности кого-либо, чего-либо)
тешить себя надеждой
льстить себе надеждой
Syn: питать надежду, не терять надежды, тешить себя надеждой, уповать
Syn: доверять, верить, полагаться, доверяться, вверяться
Уповать, ожидать, чаять, предвидеть, предвкушать, предчувствовать, верить, полагать, обольщаться (ласкать себя, льстить себя) надеждой, питать надежду; полагаться, рассчитывать на кого, смотреть кому в рот, спекулировать на что, возлагать надежды (упования) на кого, вверяться кому.
Видеть что в розовом свете (цвете). Я шел на это. Понадеялся на него, как на каменную гору (стену). Чающие движения воды. «Будущее представляется мне в розовом свете». Дост. Мне всегда улыбалась мысль создать нечто особенное. Я оптимист..
В большинстве литературоведческих исследований по атрибуции для доказательства принадлежности анонимного сочинения тому или иному крупному писателю чаще всего ограничиваются лишь указаниями на совпадение или близость идей, даже без детального семантико-стилистического сопоставления и анализа форм их выражения. Именно таким образом приписана Белинскому значительная часть неподписанных рецензий в тех журналах, в которых он был руководящим критиком (см., например, т. 13 Полн. собр. соч. В. Г. Белинского, ред. В. С. Спиридонова, Л., 1948). Те же принципы применялись и по отношению к публицистическим статьям, в которых нашим литературоведам захотелось увидеть «руку» Салтыкова-Щедрина (см., например, т. 8 Полн. собр. соч. Н. Щедрина (М. Е. Салтыкова), М., 1937). Нередко на той же основе устанавливается авторство Герцена по отношению ко многим материалам «Колокола». Правда, иногда, кроме совпадения, сходства или близости идей, для большей убедительности мысли об авторстве какого-нибудь крупного писателя в отношении того или иного произведения в нем выделяются характеристические языковые приметы в виде единичных слов, оборотов, иногда даже грамматических конструкций (без глубокого конкретно-исторического обоснования их индивидуального своеобразия). Сюда относится одно из типичных рассуждений, задача которого доказать, что Н. Г. Чернышевский был автором напечатанного в № 64 герценовского «Колокола» от 1 марта 1860 года «Письма из провинции» за подписью «Русский человек»: «Чернышевскому свойственно употребление родительного падежа после глагола надеяться. Пример такого же употребления находим и в письме» (Берлинер Г. Н. Г. Чернышевский и его литературные враги, М.; Л. 1930, с. 78; см. сообщение Б. П. Козьмина «Был ли Н. Г. Чернышевский автором письма «Русского человека» к Герцену?» // Лит. наследство, № 25-26, М., 1936, с. 580). Далее цитируется то место из письма «Русского человека», где автор говорит о либералах, которые «еще надеются мирного и безобидного для крестьян разрешения вопроса». В подтверждение же, что Чернышевскому действительно была свойственна такая форма управления при глаголе надеяться, делается ссылка на его статью «Русская беседа и ее направление», откуда приведена, между прочим, такая фраза: «Нет, этого нельзя было надеяться (соч., т. 9. с. 213)» (там же).
Однако Б. П. Козьмин из факта неосведомленности наших литературоведов в области истории русского литературного языка делает странный вывод: «Этот пример служит яркой иллюстрацией того, с какой осторожностью надлежит относиться к «стилистическим особенностям» при установлении авторства. » (Лит. наследство, № 25-26, с. 580).
Между тем такое заключение не только нелогично, но и фактически неверно. Ведь история падежных конструкций с глаголом надеяться, привлекавшая внимание еще А. А. Потебни, филологом не может быть использована для показательной характеристики индивидуальных стилей русской литературы второй половины XIX века. Нельзя пренебрегать фактами истории языка и стилистики только потому, что литературоведы их не знают или не умеют ими пользоваться.
(Виноградов. О языке худож. лит., с. 306-309).