Надеяться и уповать чем отличаются

Надежда, надеяться, упование, уповать

Полезное

Смотреть что такое «Надежда, надеяться, упование, уповать» в других словарях:

надежда, надеяться — ▲ вера, ▲ верить ↑ относительно, осуществление надежда вера в осуществление желания; ожидание осуществления чего л. положительного (нить надежды. луч надежды. большие надежды. добрая #. одна, единственная, последняя #. вся надежда на него. тайная … Идеографический словарь русского языка

Упование — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза

Надеяться — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза

Упование — Упование ♦ Espoir Часто служит синонимом слову «надежда». Пытаясь отделить одно от другого, мы почти всегда отдаем предпочтение последнему. Если надежда еще может претендовать на звание добродетели, то упование – не более чем страсть.… … Философский словарь Спонвиля

надежда — НАДЕЖДА, вера, ожидание, высок. упование, высок. чаяние НАДЕЖНЫЙ, верный НАДЕЯТЬСЯ/ПОНАДЕЯТЬСЯ, полагаться/положиться, гадать, устар. мнить, устар. льститься, высок. уповать, разг. сниж. чаять НАДЕЯТЬСЯ, рассчитывать НАДЕЮСЬ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Надеяться и уповать чем отличаются

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Отличие надежды от упования

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Не каждый верно ответит на вопрос: существует ли какая-то разница между тем, чтобы надеяться на Аллаха и уповать на Него?

Начнём с того, что и в Коране и в Сунне понятие упования на Аллаха встречается гораздо чаще, чем понятие надежды. Например, передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил:

«О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь, и благодаря Тебе веду споры. О Аллах, прибегаю к могуществу Твоему, ибо нет бога, кроме Тебя, от того, чтобы Ты ввёл меня в заблуждение; Ты — Живой, Который не умрёт, а джинны и люди смертны» (аль-Бухари, Муслим).

«Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он обязательно обеспечил бы вас средствами к жизни так же, как обеспечивает ими птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются в конце дня с полными» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Хадис достоверен. См. «Джами’у-ль-‘улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 2/496);

«Последними словами Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросали в огонь, было: «Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!»» (аль-Бухари); «покровитель» («ваки́ль») и «упование» («тава́ккуль») в арабском языке имеют общие корни.

Также в хадисе о семидесяти тысячах людей, которые войдут в Рай без отчёта, говорится, что они «не просят заговаривать их (т.е. лечить заклинаниями), не верят в дурные приметы, не делают прижигания, а уповают на своего Господа» (аль-Бухари).

Всевышний же Аллах сказал:

«И уповай на Живого, Который не умрёт…» (Коран, 25:58);

«На Аллаха пусть уповают верующие!» (Коран, 14:11);

«На Аллаха уповайте, если вы верующие!» (Коран, 6:23);

«…а приняв решение (, действуй), уповая на Аллаха» (Коран, 3:159);

«И кто полагается на Аллаха, тому Его будет достаточно» (Коран, 65:3);

«Поистине, верующие – это те, сердца которых испытывают страх, когда упоминают Аллаха, у которых умножается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (Коран, 8:2).

О надежде Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорили гораздо реже; самые известные примеры:

«Кто надеется на встречу с Господом Своим, пусть совершает благие поступки и не приобщает в поклонении Господу Своему ничего» (Коран, 18:110);

«В Посланнике Аллаха был прекрасный образец для вас – для тех, кто надеется на Аллаха и (спасение) в грядущий День (Суда) и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21);

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой (или желанием), и расходуют (на пути Аллаха) из того, чем Мы их наделили» (Коран, 32:16).

Отсюда мы заключаем, что понятие упования намного шире смыслом, чем понятие надежды. Точнее, упование на Аллаха подразумевает и надежду на Него. Человек, положившийся на Аллаха, верит в Него и Его совершенные качества (зрение, слух, могущество, милость, справедливость, мудрость и др.), а также в те обещания, которые Он дал рабам (например, в наступление Судного Дня):

«Воистину, Аллах не нарушает Своего обещания» (Коран, 13:31).

Надежда означает желание обрести нечто полезное и/или приятное, тогда как упование на Аллаха соединяет её с терпением и готовностью к бедам, ибо Аллах пообещал подвергать нас испытаниям (см. Зачем Аллах испытывает Своих рабов?). И, как сказали некоторые учёные нашей уммы:

«Упование на Аллаха – это смирение сердца перед Аллахом, предоставление себя Его воле и предопределению».

аль-Хасан аль-Басри говорил:

«Если раб уповает на своего Господа, он знает, что Аллах достоин его доверия» («аль-Хассу аля-т-тиджарати ва-с-сына’а» Абу Бакра аль-Халляля, стр. 180; «Джами’у-ль-‘улюм», 2/497).

Имаму Ахмаду принадлежат слова:

«В общем упование есть предоставление дела Аллаху, велика слава Его, и доверие Ему» («Шу’абу-ль-иман» аль-Байхакы, 2/57).

Такие люди понимают, что им не сбежать от судьбы, предначертанной Аллахом. С другой стороны, они не должны быть равнодушны к этой судьбе и особенно – к тому, что ждёт их после смерти. Они любят Аллаха и жаждут встречи с Ним в Раю, прикладывая для этого все усилия (см. также Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха, Ещё раз о предопределении), однако конечный результат их дел – как в этой, так и в будущей жизни – зависит только от Творца миров.

И да благословит Аллах пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Источник

Упование

Упова́ние — 1) осно­ван­ная на вере надежда на Бога, дове­ри­тель­ное отно­ше­ние к Боже­ствен­ному Про­мыслу); 2) надежда на осу­ществ­ле­ние жела­е­мого, «вера» в осу­ществ­ле­ние чего-либо в буду­щем.

Не явля­ется ли для хри­сти­а­нина упо­ва­ние на посмерт­ное воз­да­я­ние пози­цией раба или наём­ника, но не сына?

На сего­дняш­ний день на воору­же­нии кри­ти­ков хри­сти­ан­ской дог­ма­тики и этики состоит и такой аргу­мент: все хри­сти­ане — чрез­вы­чайно корыст­ные люди.

Причём, (будто бы) их корысть про­яв­ля­ется даже тогда, когда они дей­ствуют во имя Добра на даже, каза­лось бы, совер­шенно бес­ко­рыст­ной основе (напри­мер, жерт­вуют скуд­ные накоп­ле­ния на содер­жа­ние лечеб­ниц, мона­сты­рей, тру­дятся во Славу Божью без зара­бот­ной платы, помо­гают без­дом­ным и пр.), ведь в дей­стви­тель­но­сти даже фор­мально бес­ко­рыст­ное хри­сти­ан­ское дела­ние моти­ви­ро­вано сугубо корыст­ными инте­ре­сами: стя­жать блага в буду­щей жизни, уна­сле­до­вать Цар­ство Небес­ное, избе­жать адовых мук.

Так ли это? — Не так. Те вечные нетлен­ные блага, к кото­рым стре­мится хри­сти­а­нин, состав­ляют не пред­мет его коры­сти, а усло­вия его буду­щего сча­стья. Между же гре­хов­ной коры­стью и стрем­ле­нием к под­лин­ному сча­стью лежит огром­ная, прин­ци­пи­аль­ная раз­ница.

Гре­хов­ная корысть, как и любой грех вообще, про­ти­во­ре­чит есте­ствен­ным чело­ве­че­ским потреб­но­стям, есте­ствен­ным стрем­ле­ниям чело­ве­че­ского сердца, тогда как стрем­ле­ние к сча­стью — напро­тив, есте­ственно для всех без исклю­че­ния людей. Ведь Бог создал чело­века не для вечной скорби, а для веч­ного бла­жен­ства. Хри­сти­ан­ское созна­ние соеди­няет поня­тие о высшем сча­стье с жела­нием радо­сти бого­об­ще­ния и обще­ния с ближ­ним.

Хри­сти­а­нин стре­мится к Богу как к Источ­нику жизни и радо­сти, благ и бла­жен­ства. Корыст­ный же чело­век стре­мится не к Богу и не к Небес­ному сча­стью, но к земной выгоде.

Хри­сти­ан­ское доб­ро­де­ла­ние обу­слов­лено любо­вью к ближ­нему и свя­зано с чув­ством отзыв­чи­во­сти. Гре­хов­ная же корысть нередко зиждется на про­ти­во­по­лож­ной основе: на обо­жа­нии земной выгоды, эго­изме, жела­нии благ для себя в ущерб прочим людям (кон­ку­рен­там, сопер­ни­кам, просто нуж­да­ю­щимся).

Будучи сопря­жено со ску­по­стью и стя­жа­тель­ством, коры­сто­лю­бие спо­собно втя­нуть чело­века в идо­ло­по­клон­ство — почи­та­ние мам­моны, что оттолк­нет его от Бога ( Мф.6:24 ). Стрем­ле­ние же к Цар­ству Небес­ному не только не оттал­ки­вает чело­века от Гос­пода, но и спо­соб­ствует укреп­ле­нию союза.

Конечно, на первом этапе при­об­ще­ния чело­века к цер­ков­ной жизни может слу­чаться, что его рас­суж­де­ния о стя­жа­нии Цар­ства будут иметь ана­ло­гию с дово­дами коры­сто­любца: я буду делать то-то и то-то потому, что это сулит мне бес­спор­ную выгоду.

Иногда эта стадия духов­ного взрос­ле­ния хри­сти­а­нина условно и алле­го­рично име­ну­ется наём­ни­че­ством. Однако по мере духов­ного вос­хож­де­ния к Богу чело­век, как сын Божий по бла­го­дати, совер­шает добро, будучи движим самой любо­вью к добру, потому что может, умеет и хочет делать добро.

Может ли быть ложное упо­ва­ние на Бога (свя­зан­ное с надеж­дой, что Бог спа­сает неза­ви­симо от нашей жизни)?

При­меры над­ле­жа­щего упо­ва­ния на Бога известны со времен Вет­хого Завета ( Пс.61:8 ). Такое упо­ва­ние испы­ты­вали, напри­мер, Божьи про­роки. Со времён созда­ния Церкви Хри­сто­вой упо­ва­ние на Бога явля­ется одним из про­яв­ле­ний хри­сти­ан­ской веры.

Чем более твёр­дой явля­ется вера хри­сти­а­нина, тем более силь­ным бывает и его упо­ва­ние. Однако, сле­дует пом­нить, что упо­ва­ние упо­ва­нию — рознь. Наряду с бого­угод­ным упо­ва­нием нередко встре­ча­ется ложное. Пра­виль­ное бывает обу­слов­лено верным пони­ма­нием цер­ков­ного учения о Боге и Его Про­мысле, тогда как ложное — ложно интер­пре­ти­ро­ван­ным уче­нием Церкви или незна­нием этого учения, лож­ными, субъ­ек­тив­ными пред­став­ле­ни­ями и надеж­дами).

Одна из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных на сего­дняш­ний день форм лож­ного упо­ва­ния на Бога свя­зана с уве­рен­но­стью, что в конеч­ном итоге все без исклю­че­ния люди станут при­част­ни­ками Цар­ства Славы, вне зави­си­мо­сти от образа их земной жизни. Такая уве­рен­ность зиждется на воз­зре­нии, что поскольку Гос­подь чело­ве­ко­лю­бив, благ, добр, мило­сер­ден, постольку Он не пре­даст на вечные, бес­ко­неч­ные муки ни одного чело­века, пусть даже этот чело­век, живя на земле, вёл отвра­ти­тель­ную, бого­про­тив­ную земную жизнь.

В своё время подоб­ного рода учение отста­и­вал Ориген, но впо­след­ствии ори­ге­низм был осуж­ден на V Все­лен­ском Соборе. Из святых отцов Церкви мысль о спа­се­нии всех людей вообще выска­зы­вал Гри­го­рий Нис­ский. Согласно этой мысли, осуж­ден­ные на адовы муки греш­ники под дей­ствием неуга­си­мого адского пла­мени, кото­рое, будет ока­зы­вать них вра­чу­ю­щее дей­ствие, нрав­ственно пре­об­ра­зятся и рано или поздно соеди­нятся со свя­тыми. Дли­тель­ность пре­бы­ва­ния греш­ни­ков адском огне будет зави­сеть от сте­пени их гре­хов­но­сти.

Однако, несмотря на то, что свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский почи­та­ется Цер­ко­вью как один из вели­ких отцов, эта, выска­зан­ная им мысль не имеет обще­цер­ков­ного при­зна­ния. Боле того, против подоб­ных идей выска­зы­вался даже родной брат Гри­го­рия Нис­ского, свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, выска­зы­вался резко, под­чер­ки­вая, что они не соот­вет­ствуют духу веро­уче­ния Церкви и спо­соб­ствуют греш­ни­кам успеш­нее отва­жи­ваться на грех.

Многие, страха ради или стыда чело­ве­че­ского, или ради того, чтоб уго­дить людям, не делают зла, – что одно и то же, как бы они делали его, как, наобо­рот, кото­рые делают добро по таким же побуж­де­ниям, то же, что как бы и не делали его. Кто делает добро в угоду людям или по другой какой стра­сти, непо­тре­бен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помыш­ле­нии иметь целию уго­жде­ние Богу и славу Его, как учит святой Апо­стол Павел, говоря: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что тво­рите, вся во славу Божию тво­рите ( 1Кор.10:31 ).
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Слово 30

Источник

Отличие надежды от упования

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Не каждый верно ответит на вопрос: существует ли какая-то разница между тем, чтобы надеяться на Аллаха и уповать на Него?

Начнём с того, что и в Коране и в Сунне понятие упования на Аллаха встречается гораздо чаще, чем понятие надежды. Например, передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил:

«О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь, и благодаря Тебе веду споры. О Аллах, прибегаю к могуществу Твоему, ибо нет бога, кроме Тебя, от того, чтобы Ты ввёл меня в заблуждение; Ты — Живой, Который не умрёт, а джинны и люди смертны» (аль-Бухари, Муслим).

«Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он обязательно обеспечил бы вас средствами к жизни так же, как обеспечивает ими птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются в конце дня с полными» (ат-Тирмизи);

«Последними словами Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросали в огонь, было: «Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!»» (аль-Бухари); «покровитель» («ваки́ль») и «упование» («тава́ккуль») в арабском языке имеют общие корни.

Также в хадисе о семидесяти тысячах людей, которые войдут в Рай без отчёта, говорится, что они «не просят заговаривать их (т.е. лечить заклинаниями), не верят в дурные приметы, не делают прижигания, а уповают на своего Господа» (аль-Бухари).

Всевышний же Аллах сказал:

«И уповай на Живого, Который не умрёт…» (Коран, 25:58);

«На Аллаха пусть уповают верующие!» (Коран, 14:11);

«На Аллаха уповайте, если вы верующие!» (Коран, 6:23);

«…а приняв решение (, действуй), уповая на Аллаха» (Коран, 3:159);

«И кто полагается на Аллаха, тому Его будет достаточно» (Коран, 65:3);

«Поистине, верующие – это те, сердца которых испытывают страх, когда упоминают Аллаха, у которых умножается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (Коран, 8:2).

О надежде Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорили гораздо реже; самые известные примеры:

«Кто надеется на встречу с Господом Своим, пусть совершает благие поступки и не приобщает в поклонении Господу Своему ничего» (Коран, 18:110);

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой (или желанием), и расходуют (на пути Аллаха) из того, чем Мы их наделили» (Коран, 32:16).

Отсюда мы заключаем, что понятие упования намного шире смыслом, чем понятие надежды. Точнее, упование на Аллаха подразумевает и надежду на Него. Человек, положившийся на Аллаха, верит в Него и Его совершенные качества (зрение, слух, могущество, милость, справедливость, мудрость и др.), а также в те обещания, которые Он дал рабам (например, в наступление Судного Дня):

«Воистину, Аллах не нарушает Своего обещания» (Коран, 13:31).

Надежда означает желание обрести нечто полезное и/или приятное, тогда как упование на Аллаха соединяет её с терпением и готовностью к бедам, ибо Аллах пообещал подвергать нас испытаниям (см. Зачем Аллах испытывает Своих рабов?). И, как сказали некоторые учёные нашей уммы:

«Упование на Аллаха – это смирение сердца перед Аллахом, предоставление себя Его воле и предопределению».

Такие люди понимают, что им не сбежать от судьбы, предначертанной Аллахом. С другой стороны, они не должны быть равнодушны к этой судьбе и особенно – к тому, что ждёт их после смерти. Они любят Аллаха и жаждут встречи с Ним в Раю, прикладывая для этого все усилия (см. также Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха, Ещё раз о предопределении), однако конечный результат их дел – как в этой, так и в будущей жизни – зависит только от Творца миров.

И да благословит Аллах пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Источник

Словари

Рассчитывать на что-либо, возлагать надежду [надежда I] на что-либо.

Полагаться на кого-либо, быть уверенным в ком-либо.

Морфология: я наде́юсь, ты наде́ешься, он/она/оно наде́ется, мы наде́емся, вы наде́етесь, они наде́ются, наде́йся, наде́йтесь, наде́ялся, наде́ялась, наде́ялось, наде́ялись, наде́ющийся, наде́явшийся, наде́ясь

1. Если вы надеетесь на что-либо, значит, вы считаете, что это произойдёт, и в соответствии с этим строите свои планы.

Он надеялся на выздоровление. | Составители издания надеялись, что словарь поможет депутатам избавиться от непарламентских слов и выражений.

2. Если вы надеетесь на кого-либо, значит, вы доверяете ему.

Я надеюсь на вашу поддержку. | Мы надеемся на ваше сотрудничество. | Я надеюсь на вас!

3. Вы используете слово надеюсь, если хотите сделать своё высказывание более вежливым, мягким и менее категоричным.

Надеюсь, мы подружимся.

НАДЕ́ЯТЬСЯ, надеюсь, надеешься, несовер.

1. на что, с инф. или с союзом «что». Иметь надежду, рассчитывать на что-нибудь, возлагать надежду на что-нибудь. Надеяться на успех. Надеюсь завтра вернуться. «Не надеялся он его застать.» А.Тургенев. «Надеюсь, что они поймут, для чьей пользы я это делаю.» Писемский.

2. на кого-что. Полагаться на кого-нибудь, быть уверенным в ком-нибудь. На него вполне можно надеяться.

1. на что, с неопред. и с союзом «что». Рассчитывать на что-н., возлагать надежду на что-н. Н. на помощь. Н. вернуться к сроку. Н., что всё уладится.

2. на кого (что). Полагаться на кого-что-н., быть уверенным в ком-чём-н. Н. на друга.

3. надеюсь, вводн. Выражает уверенность. Вы меня, надеюсь, поняли?

| Будь надежен, оставайся надежен, напротив, значит: надейся, не сомневайся; но будь надежным, будь верен, не обмани. Надежность жен. свойство, качество надежного.

1. на что, с инф. или придат. дополнит. Иметь надежду, рассчитывать на что-л. Н. сдать экзамен. Н. на хорошую погоду. Н. на успех. Я надеюсь, что мы с вами ещё увидимся.

2. на кого-что. Полагаться на кого-, что-л., быть уверенным в ком-, чем-л. Н. на брата. Н. на крепость льда. Н. на благоразумие.

◊ Как на каменную гору наде́яться на кого-что (см. Гора́).

Наде́юсь, в зн. вводн. сл. У тебя, надеюсь, всё уже готово.

1. на что, с неопр. или с союзом „что». Иметь надежду, рассчитывать на что-л.

— Он надеялся нажить большие деньги как адвокат. Достоевский, Идиот.

Но в глубине души она все же робко надеялась, что в следующее воскресенье он приедет к ней опять. Н. Чуковский, Балтийское небо.

| 1 л. ед. ч. наст. вр. наде́юсь

[Аркадина:] У тебя, надеюсь, все уже уложено? Чехов, Чайка.

Полагаться на кого-, что-л., быть уверенным в ком-, чем-л.

— [Бессонов] сказал только, что вы человек впечатлительный и увлекающийся и что я не могу надеяться на вас. Он просто сказал, что вы меня бросите. Гаршин, Надежда Николаевна.

— как на каменную гору надеяться

на что (устар. чего). Надеяться на помощь. Надеяться на скорое возвращение. Он никогда не надеялся ее взаимности (Чернышевский).

наде́яться, наде́юсь, наде́емся, наде́ешься, наде́етесь, наде́ется, наде́ются, наде́ясь, наде́ялся, наде́ялась, наде́ялось, наде́ялись, наде́йся, наде́йтесь, наде́ющийся, наде́ющаяся, наде́ющееся, наде́ющиеся, наде́ющегося, наде́ющейся, наде́ющихся, наде́ющемуся, наде́ющимся, наде́ющуюся, наде́ющеюся, наде́ющимися, наде́ющемся, наде́явшийся, наде́явшаяся, наде́явшееся, наде́явшиеся, наде́явшегося, наде́явшейся, наде́явшихся, наде́явшемуся, наде́явшимся, наде́явшуюся, наде́явшеюся, наде́явшимися, наде́явшемся

1. питать (или лелеять) надежду, не терять надежды, тешить себя (или тешиться) надеждой; льстить себя надеждой (книжн.); чаять (прост.); льститься (надеждой), мнить (устар.); уповать (высок.)

2. возлагать надежды, рассчитывать, делать ставку на кого, на что, иметь виды на кого, на что

быть уверенным в надежности кого-либо, чего-либо)

тешить себя надеждой

льстить себе надеждой

Syn: питать надежду, не терять надежды, тешить себя надеждой, уповать

Syn: доверять, верить, полагаться, доверяться, вверяться

Уповать, ожидать, чаять, предвидеть, предвкушать, предчувствовать, верить, полагать, обольщаться (ласкать себя, льстить себя) надеждой, питать надежду; полагаться, рассчитывать на кого, смотреть кому в рот, спекулировать на что, возлагать надежды (упования) на кого, вверяться кому.

Видеть что в розовом свете (цвете). Я шел на это. Понадеялся на него, как на каменную гору (стену). Чающие движения воды. «Будущее представляется мне в розовом свете». Дост. Мне всегда улыбалась мысль создать нечто особенное. Я оптимист..

В большинстве литературоведческих исследований по атрибуции для доказательства принадлежности анонимного сочинения тому или иному крупному писателю чаще всего ограничиваются лишь указаниями на совпадение или близость идей, даже без детального семантико-стилистического сопоставления и анализа форм их выражения. Именно таким образом приписана Белинскому значительная часть неподписанных рецензий в тех журналах, в которых он был руководящим критиком (см., например, т. 13 Полн. собр. соч. В. Г. Белинского, ред. В. С. Спиридонова, Л., 1948). Те же принципы применялись и по отношению к публицистическим статьям, в которых нашим литературоведам захотелось увидеть «руку» Салтыкова-Щедрина (см., например, т. 8 Полн. собр. соч. Н. Щедрина (М. Е. Салтыкова), М., 1937). Нередко на той же основе устанавливается авторство Герцена по отношению ко многим материалам «Колокола». Правда, иногда, кроме совпадения, сходства или близости идей, для большей убедительности мысли об авторстве какого-нибудь крупного писателя в отношении того или иного произведения в нем выделяются характеристические языковые приметы в виде единичных слов, оборотов, иногда даже грамматических конструкций (без глубокого конкретно-исторического обоснования их индивидуального своеобразия). Сюда относится одно из типичных рассуждений, задача которого доказать, что Н. Г. Чернышевский был автором напечатанного в № 64 герценовского «Колокола» от 1 марта 1860 года «Письма из провинции» за подписью «Русский человек»: «Чернышевскому свойственно употребление родительного падежа после глагола надеяться. Пример такого же употребления находим и в письме» (Берлинер Г. Н. Г. Чернышевский и его литературные враги, М.; Л. 1930, с. 78; см. сообщение Б. П. Козьмина «Был ли Н. Г. Чернышевский автором письма «Русского человека» к Герцену?» // Лит. наследство, № 25-26, М., 1936, с. 580). Далее цитируется то место из письма «Русского человека», где автор говорит о либералах, которые «еще надеются мирного и безобидного для крестьян разрешения вопроса». В подтверждение же, что Чернышевскому действительно была свойственна такая форма управления при глаголе надеяться, делается ссылка на его статью «Русская беседа и ее направление», откуда приведена, между прочим, такая фраза: «Нет, этого нельзя было надеяться (соч., т. 9. с. 213)» (там же).

Однако Б. П. Козьмин из факта неосведомленности наших литературоведов в области истории русского литературного языка делает странный вывод: «Этот пример служит яркой иллюстрацией того, с какой осторожностью надлежит относиться к «стилистическим особенностям» при установлении авторства. » (Лит. наследство, № 25-26, с. 580).

Между тем такое заключение не только нелогично, но и фактически неверно. Ведь история падежных конструкций с глаголом надеяться, привлекавшая внимание еще А. А. Потебни, филологом не может быть использована для показательной характеристики индивидуальных стилей русской литературы второй половины XIX века. Нельзя пренебрегать фактами истории языка и стилистики только потому, что литературоведы их не знают или не умеют ими пользоваться.

(Виноградов. О языке худож. лит., с. 306-309).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *