Надглазурная роспись фарфора что это
Мастер-класс по надглазурной росписи фарфора. Часть 1
Сразу оговорюсь, что это не совсем мастер-класс, а так, мастер-классик или, скорее, мое огромное желание еще раз рассказать про целый Мир надглазурной росписи фарфора (porcelain painting).
Конечно, научить надглазурной росписи дистанционно почти невозможно, научится только тот, кто уж оооочень хочет, как, например, я. В Европе и Америке, а также в Азии, мне кажется, росписью фарфора занимается больше людей, чем в России, а потому найти описание техники росписи на русском языке проблематично, но можно. Есть замечательные художницы, которые выкладывали и тексты и видео по росписи. Еще раз им огромное спасибо!
Итак. Сначала выбираем посуду для росписи. Фарфор. В данном случае нашла кружку производства Дулевского фарфорового завода с золотыми отводками. С ними наряднее и не надо самому делать эту золотую отводку!
Далее придумываем, что же хочется нарисовать на посуде, что бы картинка радовала. Меня радуют, например, крольчата.
Есть разные варианты переноса картинки на скользкую поверхность фарфора. Вот например простой вариант — обвожу на кальке понравившийся рисунок или свой эскиз, можно на просвет, как мы это делали в детстве, крикладывая лист с картинкой и калькой к окну. Затем с обратной стороны кальки нужно повторить, обвести рисунок мягким карандашом 5, 6 или 7B, или вообще заштриховать всю поверхность.
Вот. Фотография процесса перевода картинки на кальку:
А теперь я штрихую с обратной стороны кальки мягким карандашиком все линии:
Калька с рисунком готова. Затем подготавливаю поверхность фарфора. Она скользкая, графит просто так не ляжет на нее, поэтому нужно протереть живичным скипидаром кружку. Скипидар испарится, но не весь, его жирная составляющая останется виде тонкой жировой пленочки. Вот на него то графит ляжет как миленький!
Закрепляю кальку на кружке так, что бы картинка была расположена на поверхности кружки по моему замыслу, удобно читалась.
На малярный скотч. И в третий раз повторяем линии рисунка, можно снова карандашом.
А теперь открепляю кальку и вуаля — контуры кроликов на кружке!
Первый этап пройден.
Далее нужно подготовить краску на палитре для росписи. Краска хранится в виде порошка, затем живописцы по фарфору разводят её живичным скипидаром. Вообще медиумов много, но я поняла, что освою роспись со скипидаром, это один из надежнейших медиумов.
Все делают это немножко по-разному, но суть одна. Нужно смочить скипидаром порошок до консистенции сметанки. Согласна, термин сметана очень неоднозначен, но и мне было не легко! Пока поняла, попробовала и так, и эдак! А еще нужно скипидарное масло. О! Это кошмар. Я очень хотела его купить, но такую штуку в РФ не продают, как в прочем и многое другое. Его приготавливают сами — испарением скипидара, медленно в блюдечке живичный скипидар испаряется, пропитывая кругом всё, но не весь, менее летучие фракции остаются, это и есть скипидарное масло.
Я пыталась обойтись без него — эфирное масло гвоздики помогает подготовить краску к росписи, чтобы краска ложилась так, как надо. Но выпарив таки немножко скипидара до состояния масла, поняла — вещь!
Мастихином забираю из баночки горочку порошковой краски и кладу на палитру. У меня стеклянная палитра с матовой поверхностью, мне так больше нравится. Можно брать и обычное стекло, и белые керамические плитки, кому что нравится. Капаю живичный скипидар, растираю мастихином, потом добавляю эфирное масло лаванды или гвоздики, в зависимости от задачи — с лавандовым маслом роспись прозрачнее, с гвоздичным можно положить слой краски чуток потолще. Строго говоря в надглазурной росписи нельзя делать ни очень тонкие слои, ни очень толстые — тонкие слои после обжига в лучшем случае матовые, в худшем — стираются с поверхности фарфора, а толстые — после обжига могут отвалиться со слоем глазури. Это неисправимый брак.
И так много премудростей с этими слоями, мазками, что лучше, конечно, попасть на настоящий мастер-класс! Но у меня такой возможности не было. Зато мне доступна радость открытий!
Нужные цвета подготовлены на палитре. На это уходит какое то время. Ну, наконец то, настало время собственно росписи!
Беру специальную! кисть для росписи фарфора. Видите какая странная. Эти кисти вяжутся в ручную в городе Киров и возможно в Санкт-Петербурге. Я пыталась расписывать беличьими и колонковыми кистями для акварелистов, но это не то, не так хорошо и удобно, как со специальными кистями. Так. Тут на фото баночка со скипидаром, который нужен для промывки кисти. Спонж — нужен для тампонирования слоя краски, то есть для его равномерного распределения. Сложенное несколько раз бумажное полотенце — отличная вещь! Раньше на фарфоровых заводах использовали ветошь, да не абы какую, нужна не ворсистая, лучше лен. А теперь есть бумажные полотенца, у них точно нет ворсистости, хорошо впитывают скипидар. К слову все акварелисты теперь тоже снимают излишки воды об бумажные полотенца. Ну, если удобно!
Наношу тонким слоем краску, а затем спонжиком очень легкими прикосновениями тампонирую поверхность.
Получилось нежно-равномерно. Это первый слой росписи, шерстку и тени положу на втором слое росписи после первого муфельного обжига. Потому что на фарфоре ну не получается рисовать, как на бумаге. Бумага впитывает слои красок, фарфор — нет. Поэтому рисуют послойно, обжигая каждый слой росписи в муфельной печи.
В муфельной печи обжиг проводят при температуре 720-850 градусов Цельсия, в зависимости от характеристик красок. Это отдельный разговор, нудно-тонкий. Если Вы купите себе муфельную печь, то найдете информацию по обжигам, проведете пробные обжиги, и всё у вас будет хорошо. А еще есть вариант аренды печи, где вам обожгут вашу роспись.
Рисую крольчатам глаза. Блики — не закрашенные участки фарфора. Можно полностью закрасить кружок глаза и чистой кистью удалить краску с участков, где нужны блики.
Кролик до тампонирования:
Кролик после тампонирования:
Когда первый слой росписи готов, отправляю кружку в муфельную печь на обжиг. Обжиг процесс длительный. Вот фото кружки после первого обжига. Краска впеклась в глазурь, поменяла оттенки, стала глянцевой. Самое главное — прочно закрепилась на поверхности. Можно продолжать роспись!
Подглазурная и надглазурная роспись в керамике
В общем цикле производства керамических изделий фабричного и ручного производства декорирование является обязательным и очень ответственным этапом. Декорированные поделки принимают эстетичный законченный вид. От декора зависит художественное достоинство того или иного изделия. Несмотря на разнообразие технологий украшения керамики принципиально отличают два вида декора: рельефный и живописный. Рельефный декор еще известен, как скульптурный или налепливаемый. Живописный декор представляет собой роспись.
Под росписью подразумевается нанесение на глиняный черепок декоративных покрытий специальными красками, ангобами, глазурями, эмалями или люстрами. Способы же нанесения живописи делятся на ручные, механические и комбинированные.
Декорирование не рассматривается отдельно, как обособленный процесс, так как в нем особую роль зачастую играет обжиг, в результате которого краски, нанесенные на поверхность керамики, закрепляются на ней.
Материалы для керамической живописи
В лексиконе любого художника-керамиста есть такие понятия, как подглазурная и надглазурная роспись. Это ключевые понятия, однако, полноценно осветить вопрос о типах росписи можно только после рассмотрения сопряженных тем, в частности, необходимо пояснить, с какими материалами приходится работать при декорировании керамики. Ручная работа более сложная, чем автоматизированная, но именно руки мастера могут творить такие шедевральные элементы, как отводки, усики, ленты, арабески. Даже в фабричном производстве на определенном этапе допускается ручная работа.
Перед любой работой керамист должен предварительно подготовить материал, то есть, краску, которую он будет наносить на поверхность изделия. Сложность работы художника-керамиста заключается в том, что он вынужден работать практически «вслепую», так как не может контролировать создание задуманного эффекта, а видит результат своей деятельности только на финальной стадии.
Причина кроется в том, что в процессе обжига многие краски и глазури меняют свой цвет. Если одни краски становятся ярче, то другие, наоборот, приобретают матовость.
Специальный краситель, который вносится в краски и глазури для придания изделию нужного фона, называется пигментом. Надглазурные краски состоят из пигмента, который смешивается с флюсами. Флюс – стекловидное легкоплавкое вещество, служащее основой для краски. Именно флюс закрепляет краску на глазури во время обжига, придавая ей красивый блеск. Надглазурная роспись подразумевает нанесение краски на поверхность готовой глазури и последующий обжиг при температуре от 720 до 860 градусов.
Для создания подглазурных красок пигмент смешивают с глазурью. Подглазурные краски наносят на черепок, который прошел утильный обжиг или был хорошо высушен. Подглазурные краски покрываются глазурью и только потом обжигаются вместе с ней при температуре около 1300 градусов.
Люстры к красителям не относятся, однако они участвуют непосредственно в декорировании. Это тонкие переливающиеся пленки на поверхности глазури. Люстровый слой образуется путем введения в глазурь серебра, золота или платины.
Для декорирования также используются ангобы, представляющие собой смесь глины и красителя. Ангобирование дает сплошное покрытие, то есть, перекрашивание изделия в другой цвет. Ангобы наносят на глину в кожетвердом состоянии, то есть, эти красители относятся к подглазурным краскам. Сами глазури красителем не являются, однако некоторые из них после обжига приобретают определенный оттенок. Результат обжига зависит от вида примеси. Соли металлов способны давать оригинальные нежные оттенки.
Основные сведения о подглазурной росписи
Как было сказано выше, живописный декор формируется либо под глазурью, либо на ее поверхности. Это и есть основные отличия подглазурной росписи от надглазурной. Выбирая технологию подглазурной росписи, художник формирует изображение на неглазурованной поверхности черепка. Определено два типа ведения подглазурной живописи:
Роспись по утилю отличается тем, что краска наносится на черепок после его утильного обжига. Когда ведется роспись по сырой глине, то изделие не обжигается, а всего лишь подсушивается. Для работы с сырой глиной наиболее подходят водные растворы солей металлов. Их наносят на глину при помощи кисти. В данной технологии декорированием процесс созидания не завершается. Расписанный черепок обжигают утильным обжигом, покрывают глазурью и снова обжигают.
Подглазурная роспись обладает некоторыми преимуществами. Во-первых, она более прочная и долговечная. В процессе обжига краска сплавляется с частицами глазури, образуя пленку, которая не стирается с течением времени. Во-вторых, контур рисунка не образует рельефа, если этого не нужно. В-третьих, при помощи подглазурных красок можно создавать картинки с объемным эффектом.
Однако подглазурных красок, способных выдержать высокую температуру обжига, не так много, поэтому их палитра достаточно бедная. Популярной краской для подглазурной росписи является азотнокислый, сернокислый или хлористый кобальт, дающий после обжига синий цвет. Его используют при росписи китайского фарфора и Гжели.
Подглазурная роспись ведется непосредственно кистью, но краски можно накладывать и по предварительно подготовленному карандашом рисунку. При этом художник-керамист должен обладать не только техникой рисования, но и уметь устранять возможные дефекты. При использовании порошковых красок их растирают на стеклянной палитре, смешивая с водой до получения сметанообразной массы. При нанесении на черепок вода впитывается в него через поры, а краска закрепляется на поверхности. От мастера требуется предельная осторожность, так как краска частично впитывается в глину, поэтому всяческие исправления оставят после себя загрязненные пятна.
Инструменты подглазурной росписи
Перечень инструментов для проведения работ каждый мастер определяет самостоятельно. Обычно он пользуется следующими приспособлениями:
В зависимости от поставленных задач перечень инструментов может изменяться. Удобнее всего работы проводить на специальной вращающейся турнетке. Чтобы движения художника были точными, он должен организовать высокий и низкий упор руки. В технике подглазурной росписи, в отличие от надглазурной, необходимо учитывать более интенсивный расход краски, так как она частично впитывается в пористый черепок.
Приемы и способы подглазурной живописи
Ручной способ декорирования дает возможность осуществлять самые разные по сложности элементы, к которым относятся ленты, отводки, усики. Более простыми элементами являются орнаментальная роспись, контурный рисунок, в то время как сложными считаются пейзажи, портреты и тематические композиции. Художник должен формировать рисунок так, чтобы впоследствии не было никаких поправок.
Можно сказать, что подглазурная роспись – это занятие для тех мастеров, которые могут похвастать точным, уверенным мазком.
Живописный способ росписи требует особой квалификации. Необходимо знать технологию работы с красками и постоянно следить за качеством рисунка. Здесь опыт художника и его вкус играют важную роль. Живопись по утилю – наиболее популярный вариант ведения подглазурной росписи. Краска накладывается на обожженную поверхность, а затем покрывается глазурью и снова обжигается. Таким способом расписывают фаянс. У данного метода есть определенное преимущество по сравнению с росписью по сырой глине. Дело в том, что изделие в процессе утильного обжига приобретает высокую механическую прочность. Ни краски, ни глазурь не вызовут разрушения изделия в результате намокания.
Фарфор обжигается политым обжигом при более высокой температуре, поэтому подглазурная роспись для декорирования фарфора используется реже, так как не все краски могут выдержать такой высокотемпературный обжиг. Для фарфора хорошо подходят кобальтовые краски. Они особенно сочно раскрываются, если изделие повторно декорируется надглазурной росписью.
Живопись по сырой глине ведется сразу после просушки изделия. Сушка весьма условная, так как глина все равно находится во влажном состоянии. В качестве красителя используют водные растворы солей металлов. Глина покрывается эмалью, выполняющей роль грунта. На подвяленную поверхность наносится рисунок, причем художник должен орудовать кистью так, чтобы не допускать сильного нажима. Глицерин добавляется в краску для того, чтобы кисть не «присасывалась» к грунтовке. Глицерин замедляет процесс всасывания эмалью воды.
Работа художника начинается с простых рисунков. Низкий упор для руки удобен при декорировании плоских изделий (тарелок, плакет, панно). Один из приемов формирования контура рисунка основан на применении кальки. Бумагу накладывают на рисунок, который является образцом и иглой по периметру или контуру проделывают отверстия. Затем кальку прикладывают к поверхности изделия и припудривают угольным порошком. Частички порошка проникают сквозь отверстие и попадают на глину. Чтобы эффект был более отчетливо виден, используют марлевый тампон.
Более сложные композиции предварительно рисуются на бумаге, и даже раскрашиваются. Керамист должен учитывать форму керамической поверхности, возможность изменения тонов красок после обжига. Для этого можно выполнить контрольную палитру. Без предварительного контура формировать рисунок несколько сложнее. Художник должен накладывать краски не только точно, но и быстро. Используются следующие приемы:
Мазок
Мазок считается основной техникой росписи. На основе мазка выполняются портреты и пейзажи. Чтобы научиться работать, следует освоить технику нанесения правильных мазков. Начинающим керамистам не стоит пробовать свои силы сразу на глине. Лучше всего попрактиковаться на листе бумаги. Самая простая техника – рисование одним цветом. Вязкость краски для работы мазками должна быть средней. Более подробно техника набора краски на кисть, а также техника мазка приведена в специальной литературе.
Штамп
Основа для штампа сделана из каучука или из резины. При изготовлении штампа пользуются металлическим клише, с которого снимается гипсовый слепок. На поверхность гипса накладывается резиновая пластина, прижимается к ней и нагревается. В результате таких манипуляций появляется штамп. Обычно штампуют несложные узоры одного цвета. Штампы удобны тогда, когда необходимо сделать много одинаковых рисунков. Краску растирают по штампу шпателем, а затем штамп прижимают к черепку.
Несмотря на кажущуюся простоту, такая работа требует особой кропотливости. Места стыка нескольких штампов не должны быть видны.
Печать
Печатью является контурный рисунок. Его с помощью кальки переводят на стальную пластину и гравируют по контуру. Чем интенсивнее на рисунке краска, тем больше глубина гравировки. Область тени формируется точками или штриховкой. Для создания одного рисунка придется потратить достаточно много времени. Поверхность пластины покрывают краской так, чтобы она наполнила все углубления.
Далее на пластину с краской накладывается лист бумаги и прокатывается валиком. Незастывшая краска оставляет на бумаге след. На последней стадии увлажненную бумагу с еще незастывшей краской прикладывают к черепку, который обязательно должен быть смоченным водой. Таким образом, краска снимается с металлической пластины на бумагу, а затем с бумаги на черепок. Это определяет свойства и консистенцию краски. Она должна хорошо сниматься и не должна быстро сохнуть.
Зачастую художник окрашивает рисунок внутри контура дополнительно кистью. После такой раскраски понадобится дополнительный обжиг.
Задувка
Принцип аэрографии или пульверизации заключается в том, что краска напыляется на поверхность изделия через предварительно заготовленный трафарет. В краску для пульверизации добавляется декстрин. Консистенция краски должна быть жидкой. Трафарет делается из любой подходящей пластинки, в которой можно проделать отверстия. Из подручных материалов подойдет пищевая фольга.
Дефекты подглазурной росписи
Сложности в работе художника-керамиста поджидают на каждом этапе, в том числе, на этапе декорирования. Для подглазурной росписи характерны специфические дефекты, которые в ряде случаев можно устранить. В остальных же случаях лучше предотвратить нештатную ситуацию, чтобы изделие полностью не испортить. Первым характерным дефектом является отслоение краски от черепка. Подобная ситуация возникает по следующим причинам:
Следующий дефект проявляется в том, что глазурь словно скатывается с мест, где нанесена краска. Она ведет себя так, как вода на жирной поверхности. Причина такого явления заключается в неправильном подборе красок. Чересчур огнеупорные краски требуют добавления специального флюса. Подобный дефект будет наблюдаться, если в краску добавлено много глицерина.
Иногда наблюдается и обратный эффект, при котором растекаются краски.
Это означает, что они не выдерживают температуры обжига, так как являются легкоплавкими. Во-первых, необходимо перед началом работ ознакомиться со всеми характеристиками используемых материалов. Краски, содержащие оксиды кобальта или железа, считаются легкоплавкими. Во-вторых, можно исправить ситуацию, добавив в краситель примесь, содержащую оксид магния или оксид алюминия.
Основные сведения о надглазурной росписи
Надглазурную роспись керамисты со стажем применяют несколько чаще, чем подглазурным. Можно сказать, что этот способ декорирования керамики стал наиболее излюбленным. Есть несколько факторов, подчеркивающих достоинства надглазурного декорирования, что и объясняет приобретенную популярность метода.
Надглазурную роспись ведут ручным способом, но применяются и комбинированный способ, включающий в себя применение керамических красок, люстров и золота.
Важой отличительной особенностью надглазурной росписи является то, что краска наносится на глазурованную и обожженную поверхность. В качестве инструмента используется кисть или перо.
На заключительном этапе декорирования изделие обжигают, чтобы краситель сплавился с глазурью и хорошо на ней закрепился. Рисунок, сделанный поверх глазури, отличается не только рельефностью, но и четкостью, а также сочностью цветов.
Инструменты надглазурной росписи
Некоторые инструменты художника-керамиста для надглазурной росписи точно такие же, как и для подглазурной. Тем не менее, в любой литературе инструментарий для того или иного способа декорирования рассматривается по-отдельности.
Основным инструментом является кисть. К покупке кисти следует подойти очень тщательно. Идеальным вариантом будет кисть из беличьего волоса. Альтернативой служат кисти, в которых используется куний или коровий волос. Основное требование – волос должен быть эластичным и мягким. Он не должен оставлять рельефа на краске, а после прекращения нажима волос должен возвращаться в исходное положение. Если же планируется формировать мелкие элементы, то необходимо подбирать кисти и тонкими и вытянутыми наконечниками.
Качество рисунка зависит от состояния кистей, поэтому за ними нужно тщательно ухаживать.
Если кисть не понадобится в течение длительного времени, то ее смачивают в скипидарном масле и заостряют на палитре. Если же кисть в краске засохла, то отмыть ее поможет обычный спирт. Не каждый знает, что существуют определенные правила работы с кистью. Например, когда художник берет краску, он должен извлекать кисть из краски по отношению к себе. В таком случае волос не заламывается, и кончик кисти вытягивается, заостряясь.
Шпатель является универсальным инструментом. Им, к примеру, перемешивают порошковую краску и скипидарное масло. Шпатель чаще всего изготовлен из стали, хотя встречаются и экземпляры из пластика или резины. При покупке следует убедиться в эластичности шпателя, иначе он может быстро сломаться. Некоторые художники пользуются самодельными инструментами. Самодельный шпатель делают из металлической линейки, но необходимо помнить, что определенные виды красок реагируют с металлом, поэтому для самостоятельного изготовления инструмента рекомендуется использовать пластик.
Палитра – планшет, сделанный из стекла и служащий для приготовления и смешивания красок. Порошковые краски смешивают со скипидарным маслом. Палитру недаром делают из стекла, так как это наиболее подходящий материал, от которого краска хорошо отстает. Если же краситель будет прикрепляться к поверхности палитры, то после каждой смены краски ее придется тщательно промывать.
Для рельефной живописи применяются гравировальные иглы и резачки. Резачком можно сделать сквозной просвет в слое краски. Игла тоже нужна для выполнения просветов, но она позволяет провести более тонкие работы. Иглой еще можно удалять мелкие инородные частицы, случайно попавшие на поверхность изделия.
Для рисования современные художники используют графитовый карандаш. Его грифель смачивают в скипидаре, после чего при рисовании на керамике остаются четкие следы. Графитовым карандашом можно прорисовать более мелкие элементы, нежели жировым карандашом.
К дополнительным инструментам надглазурной росписи относятся: тряпка для красок, подставка под кисти, емкости для скипидара и готовых красок, турнетка.
Приемы и способы надглазурной росписи
Первым этапом надглазурной росписи является разработка эскиза. Данный этап отличается от работы в классической живописи, так как художнику приходится иметь дело со сферическими поверхностями.
Обращается внимание на расположение раскрашенных областей и линий. Традиционно композиции при росписи размещают в круге в треугольнике или других геометрических фигурах.
Надглазурная роспись чаще всего применяется в декорировании керамических тарелок, которые будут впоследствии служить настенным украшением. В терминологии керамиста дно тарелки называется зеркалом, а ее края – бортом. В качестве рисунка может использоваться абсолютно любой мотив. Он естественным образом вписывается в круг (дно тарелки). Наиболее популярные:
Сама непосредственная роспись начинается с того, что созданный на листе бумаги эскиз переносится на глазурованную поверхность. Сложные рисунки переносят при помощи кальки или копировальной бумаги. По контуру рисунка делают иглой проколы и присыпают угольным порошком, а затем этот порошок втирают специальным тампоном. Глазурь перед нанесением порошка предварительно смазывают скипидарным маслом. Сначала наносится основной контур, а затем уже по нему производится роспись. В более простых композициях художники делают роспись без контура.
На следующем этапе производится подготовка «контрольной» палитры. По технике работы с красками надглазурная роспись похожа на живопись по стеклу. Результат работы художника виден с каждым мазком. Надглазурные краски достаточно сочные и не меняют своего оттенка при обжиге. Но это утверждение не абсолютно. Есть некоторые краски, которые кажутся до обжига неприглядными и лишь только после высокотемпературной обработки приобретают свой естественный цвет.
Художник должен знать все об их свойствах. Начинающим керамистам рекомендуется такие краски мазками нанести на кафельную плитку и обжечь, чтобы воочию увидеть результат. Такая плитка называется контрольной палитрой. Контрольные палитры делают не только для чистых тонов, но и при смешивании красок.
Для непосредственной росписи керамики необходимо иметь общие представления о смешивании цветов. Далеко не все краски применяются в тех оттенках, в каких они поставляются изготовителями. У художника возникает необходимость подавить слишком яркие тона. Для этой цели в краску добавляют черный пигмент. Количество пигмента должно быть небольшим, так как черная краска достаточно активно подавляет яркость. Наиболее удачно смешиваются холодные тона. Сочетание и баланс таких красок подчиняется общим законам о цвете, хотя нередко эти законы подтверждаются только после обжига.
Усилить гармоническое впечатление позволяет метод лазирования. Он достаточно часто применяется художниками, работающими на масляных полотнах. В керамике же под лазированием подразумевается использование тонкого слоя жидкой лазури. В результате такого приема живопись приобретает некую уравновешенность. Особую выразительной рисунка можно получить за счет надглазурных фонов. Для их создания используют краски нежных тонов. Фон наносится пудрованием при помощи марлевого тампона.
В надглазурной росписи подавляющее большинство композиций наносится на обожженную глазурь, но бывает живопись и по сырой глазури. Обычно к подобной методике прибегают, когда нужно создать примитивный рисунок, состоящий из линий или пятен. В краски добавляют жидкую глазурь в качестве разбавителя, а затем обжигают изделие единым обжигом.
Дефекты надглазурной росписи
При ведении надглазурной росписи возможны следующие виды брака: