Надоела школа что делать
ГДЗ не поможет: что делать, если бесит учитель и школа вообще? 😩
Что делать, если одна мысль о походе на учебу вводит тебя в ступор?
Сложно найти человека, для кого школа прошла без каких-либо проблем, неудач и конфликтов. Скажу больше — это звучит фантастично. Школу мы проходим в тот период, когда формируется наша личность, привычки, характер. Мы познаем мир не только по предметам, но еще и через отношения с ровесниками и взрослыми 🤗
Иногда эти отношения насыщены конфликтами и неудачами. Особенно, когда дело касается подчинения, наказаний и действий, которые идут вразрез с правилами 😈 О, в каждом подростке живет бунтарь, даже в самой благопристойной отличнице. И даже таких учеников может раздражать школа, какой бы хорошей, современной и продвинутой она не была.
В этой статье я расскажу тебе реальные истории таких же школьников, как и ты. А еще покажу, что думают обо всем этом психологи. Как же тебе поступить, если отношения с учителями (или учителем) не строятся? Как избавится от мысли о том, что школа — сущее проклятье и «королевские игры», в которых ты обязательно проиграешь? Сейчас узнаешь 😘
📚 Урок 1. Разбираемся в себе
Взросление включает в себя контроль над своими эмоциями. Тебе нужно прочувствовать, что конкретно ты чувствуешь: лень, сезонный авитаминоз или реальное беспокойство, которое мешает сосредоточиться на учебе. Попробуй успокоиться накануне нового учебного дня и разобраться в плюсах и минусах своего обучения. Составь список, хотя бы у себя в голове: вот это меня бесит, эта достает, а это я в принципе не терплю. Так ты сможешь выпустить пар.
То, что ты испытываешь негативные эмоции в принципе — это не плохо. С этим согласна и психолог Вера Данилова, руководитель Школы осознанности и танца «Bellyrelax»: «Негативные эмоции нормальны, естественны, они сигнализируют о проблеме и призывают защищаться, а такое свидетельствуют о неудовлетворенности чем-то».
«Я так от всего этого устал»: за что дети не любят школу
Скандалы с учителями, ранний подъем и ненужные предметы — «Город» поговорил с пятью не отличающимися прилежанием учениками московских школ о том, что надо изменить в школе, чтобы туда стало приятно ходить.
Екатерина Федорова
14 лет, 9-й класс, СОШ №709
Фотография: Инна Лурье
Надо больше заниматься иностранными языками, строго спрашивать русский и математику, но по другим предметам уменьшить нагрузку и смягчить выставление оценок для тех, кому эти уроки не нужны. Меня достали эти контурные карты по истории и параграфы по 20 страниц, которые невозможно осилить. Программу по литературе нужно упростить: «Ревизор», «Старуха Изергиль», «Детство» — да я их только с переводчиком могу читать.
Каждый день я, как тупой баран, тихо и без возражений тащусь на учебу с огромным мешком за спиной. После седьмого урока волочусь на пересдачу наук, которые мне не даются. Я не биоробот, хоть и не из слабаков: отжимаюсь от пола минимум 40 раз. Я призер соревнований по капоэйре, пою в церковном хоре и танцую. Родители говорят, что я талант, а по оценкам меня можно только на помойку отправить, а уж по мнению одноклассников — в специнтернат для слабоумных за Урал, коробочки клеить. Но тем, кто, как роботы с автоматической памятью, получают свои пятерки, я не завидую. От них потом страдают люди во всем нашем обществе.
В школе с друзьями не ладится: как-то весь класс угрожал мне физической расправой, но после беседы с полицейскими и людьми из прокуратуры они успокоились, а учителя и психологи помогли решить конфликт. Сейчас у меня одна проблема: как не замучиться до смерти перед ГИА, чтобы пройти ее положительно, поступить в колледж и заниматься тем, что действительно нравится.
Наверно, проблема в том, что я не такая, как все: я не шляюсь с одноклассниками, не целуюсь с девочками, не толкаюсь, не ругаюсь матом, у меня нет парней, я не живу по их законам и не хочу дружить с дурными детьми. Я хочу выступать побольше на школьных концертах, рисовать и заниматься спортом. Еще мечтаю жить на море. Каждый год с родителями мы ездим в Болгарию. Я завожу там кучу друзей среди болгар, румын, немцев, голландцев, англичан — они воспринимают меня такой, какая я есть. Мы дружим по переписке, с одной японочкой уже 3 года общаемся. Я даже выучила песню на японском.
Еще я хочу, чтобы в школе появилось нормальное питание. Я сижу на спортивной диете и школьной ерундой питаться не могу, хотя она и положена мне бесплатно как ребенку из многодетной семьи. Еще неплохо бы ввести штрафы за нецензурные выражения, неприличный вид и национализм».
Иван Ефремов
11 лет, 5-й класс, СОШ №756
Фотография: Инна Лурье
«Учусь я плохо. Не знаю почему — почему-то не хочу. Вроде садишься делать, хочется сделать лучше всех, и тут начинаешь — и все, больше не хочется. Что делать? По математике мне не нравится зубрить сложные правила, лучше считать побольше. Это интереснее — задачки, практика. А зубрить так много правил дети не должны. В общем, слишком много всего на следующий день. Чтение, математика, русский — и так по кругу. А мне еще идти через день на баскетбол и пятиборье — это, конечно, небольшой отдых от школы. Хотя и там тоже нагружают. Я от этого всего так устал. Школу я никогда не прогуливаю, но пару раз так хотелось.
Уроки у нас очень длинные — пять штук по 45 минут. Я бы сделал их на пять минут меньше, на десять. Под конец урока я вообще не сосредоточен. Ну и начинаются они в 8.30 — это очень рано. Я встаю сонный и уже уставший, ладно хоть до школы идти всего пять минут.
Еще я бы сделал такой кабинет, где бы всегда сидел свободный учитель. Ты туда можешь приходить и спрашивать, если не понимаешь что-то по какому-то предмету — такой универсальный помощник.
Совсем в школе не нужна музыка — мне вот неинтересно, я ей вообще не увлекаюсь. Слушаю, только когда мне грустно. А на уроке мы даже не поем. Только обсуждаем музыкантов, композиторов — я уже даже не помню ничего.
Обязательно должен быть предмет, где можно сделать или разобрать радиоуправляемую машинку, большой компьютер или какую-то простую электронную штуку. Каждый ребенок должен уметь делать что-то электронное своими руками.
А об учителях ничего плохого сказать не могу — я людей не обсуждаю. Оксана Петровна Быкова — вела у меня все в начальной школе — вот она ничего».
Мария Лист
16 лет, экстернат частной школы «Золотое сечение»
Фотография: Инна Лурье
«Мой личный выбор — экстернат. Хочется уже поскорее закончить школу и не терять 2 года зря. Я думаю, что для моего возраста мне вполне достаточно образования, и получать новые знания я могу и за ее пределами. Не хочешь ходить в школу? Не надо! Многие гениальные люди ее не заканчивали: их заставляли быть как все. Я не гений, я обычная среднестатистическая девочка со своим миром в голове, но и мне не нравится, что нас учат одним правилам, одной истории, одному политическому устройству мира, чтобы сформировать определенные ценности и идеалы. Я не воспринимаю информацию из учебника как данность. Я была на нескольких уроках истории в американской школе под Вашингтоном, так вот у них те же события трактуются совершенно не так, как в наших книгах. Потом в старших классах вообще много лишнего. Зачем, допустим, мне, гуманитарию, зубрить физику, химию, алгебру и тригонометрию?
Больше всего меня напрягает ранний подъем по утрам, потому что до 11 часов на занятиях присутствует лишь мое тело, а мозг спит дома. А домашние задания — это повторение того, что уже было с утра на уроках, и эта «мать учения» отнимает у меня слишком много личного времени. С 7-го класса я фактически ничего не делаю, привыкла схватывать все на лету. Учителя этого не замечают, а я стараюсь выкручиваться на уроках. Родители воспитали меня самостоятельной, я сама отвечаю за свои поступки — невыполненное домашнее задание и дальнейшие проблемы. Кладя руку на сердце, признаюсь, что прогуливаю, потому что иначе мне не хватает времени для общения с друзьями, для элементарного здорового сна и моих хобби.
Есть занятия интереснее и увлекательнее школы. Я модель и актриса, пишу электронную музыку и занимаюсь баскетболом, бегаю. У меня плотный график, из-за него мне пришлось переехать в Москву из Курска и пойти учиться в частную школу, но, если бы не она, я бы смогла больше путешествовать и развиваться. Я очень хочу жить в Калифорнии, а точнее в Лос-Анджелесе, и там же учиться. Хотя я люблю свою страну, но мечтаю быть актрисой, а родина кино — это все-таки Голливуд».
Даниил Рубахин
17 лет, 11-й класс, ЦО №1460
Фотография: Инна Лурье
«В школе ты все время кому-то что-то должен-должен-должен. Такая атмосфера не располагает к обучению. Если бы можно было выбирать, я бы занимался историей, географией и биологией, музыкой — я играю на пяти инструментах, — но выбора нет, и желание учить что-либо пропадает.
Мне нужны не оценки, а опыт в рамках того, что мне интересно или могло бы заинтересовать. Так что я учусь плохо только бесполезным вещам. Я плохо воспринимаю теорию, а с практикой в школе беда. Еще одна беда — начало уроков в 8.15 утра. Какое может быть настроение, если ты вынужден просыпаться, когда на улице еще темно?
Я готовлюсь к поступлению в Восточно-Европейский институт психоанализа в Санкт-Петербурге. Мне нравится этот город, вуз ценится в профессии. У меня все получится: есть задатки аналитического мышления, я хорошо иду на контакт с людьми. Правда, с учителями не заладилось. Это вынужденное общение, я его не очень люблю. Они сами таким образом строят коммуникацию — на посторонние вопросы отвечают, что заняты или нет времени. С одноклассниками таких проблем нет, хотя соединять в одном классе 30 разных людей — это ужасно. Дебилы регулярно попадаются.
Из предыдущей школы меня выгнали: мне надоело ходить на уроки, вставать в 5–6 утра. Я ездил каждый день из Жулебино в центр, а тогда еще не было станции метро около дома, и я вообще не понимал, ради чего все это. Потом я решил собирать материал для будущей профессии. Для этого нужно было как можно больше общаться с разными людьми, поэтому я устроился бариста в кофейню. Уроки пропускал. Когда понял, что финальная контрольная по алгебре завалена, успел забрать документы за сутки до того, как меня решили отчислить. Родителям соврал, что надоело ездить и вставать так рано. Выписку с оценками якобы «забыл». Через пару месяцев признался, они сказали, что я дурак. Не могу с ними не согласиться».
Федор Степанов
15 лет, 9-й класс, СОШ №1101
Здесь нет фотографии Федора, потому что на съемку он не приехал, сообщив, что веселится на даче. — Прим.ред.
«Я плохо учусь, потому что неинтересно, но уроки я не прогуливаю — это мой принцип. Возможно, стоило бы разрешить не посещать уроки, материал которых ты уже знаешь. Хотя я сильно сомневаюсь в том, что свободное посещение будет работать. В этом случае ученики должны сделать выбор осознанно, а в нас это не воспитывают, потому что все обучение строится на том, что это просто надо. Как-то у нас шел факультатив по истории искусств. Его вел студент журфака МГУ. Никаких оценок и обязательных посещений, более того, урок проходил во время большой перемены, на которой все обычно выходят в магазин, едят и отдыхают. Но учитель вел так интересно, что класс всегда был полным, а главное, никто не отвлекался. Там была дискуссия, мы смотрели фильмы, читали стихи. Когда интересно, и свобода выбора начинает работать. Поэтому система оценок для учеников вообще не нужна. Я считаю, что принимать в вуз должны всех желающих, а потом уже отчислять по текущим результатам.
Пока я определяюсь, быть врачом, поваром или юристом, потому что люблю химию, хорошо готовлю, а еще лучше обманываю. В этом году решил взяться за ум, потому что смирился. Война с учителями может стоить образования и в дальнейшем работы, а так я хоть аттестат получу.
Раньше я учился в другой школе, потом родители развелись, и я переехал. Но в конце прошлого года еще со старыми одноклассниками мы поехали за город с ночевкой. К одной девочке, про которую нельзя ничего сказать, кроме того, что она хорошая, ночью пришли ребята из параллельного класса. Они были пьяные и остались у нее. Наутро наша классная их обнаружила, устроила скандал, кричала, что «затаскает ее по врачам», позвонила родителям. Этого ей было мало, и уже в школе она ее оскорбляла при всем классе. Благо родители у девочки были адекватные и нормально отреагировали. Но ей самой это далось тяжело, и она была вынуждена поменять школу. Разве учитель был прав?
Другой случай был с преподавательницей немецкого — она тоже любила оскорблять учеников. Одного парня довела до истерики, но он решил бороться за свои права и пошел к директору. Учительницу уволили. Я считаю, что это правильно, ученики тоже должны иметь право голоса, хотя в большинстве случаев в школе у нас его нет. Я ребенок, кто меня послушает? Разве что вы сегодня позвонили».
Что делать если достала школа? Училка, однакласники,ДЗ?
Друг, тебе марс точно не нужен. Гораздо нужнее русский язык надобном этапе.
А если ты школу называешь адом, поверь взрослому человеку: в универе школьные годы ты будешь вспоминать как рай. На работе, кстати, как рай будешь вспоминать универ.
Откуда они лезут блин, может свет на Пикабу выключить а?)
У меня такой же подрастает. Прошлым летом пристроил его в кафэшку. Выдержал он там ровно 2 дня. В этом году взялся за учёбу.
За такими детьми надо следить, а то палить начнёт. Видно же, не в себе парнишка.
Ложись спать скорее, через пару часов в школу вставать. И да, попроси русский язык дополнительно поставить вашему классу. Тебе прям оооочень надо. На данный момент чуть больше чем Марс и Луна
Брока это серьёзно, не запускай!
А про учителя, ну скажи ей что тебе видение было, и бог тебе велел изучать эту ересь, чтоб потом вести дискуссии с неверующими, и ты мог крыть их фактами!
Первый класс? Ничего, ты привыкнешь.
А включить смартфон и записать всю эту учительскую ересь, а потом выложить в ютьюб школьные правила запрещают?
Отвлеклись, сходи погуляй.
Поиграй в игры. Говорят есть интересная, забыл название. То ли красный омуль, то ли синий кит.
Какой класс? Можешь записать на диктофон и показать родителям, у меня так папа ходил физичку усмирять
Класс «я» уже существует
Фото реальной тетради из реальной школы.
Кажется, алфавит заканчивается.
Ну логично же ответил
Олимпиада по математике 3 класс
Как защитить учителя.
Здравствуйте. Столкнулась с такой проблемой и не знаю, чем можно помочь в данной ситуации. Может кто знает какие-нибудь действенные методы?
Школьный трындец
Недавно мне позвонила бабушка девочки с ДЦП, которая находится на домашнем обучении в этой школе. Просила к ним походить, позаниматься с ее внучкой русским языком. Оказалось, за первую четверть к ней учительница русского ни разу не пришла. Получается, зарплату человек за эту работу получает, но работу эту не выполняет. Потому бабушка готова платить мне за то, что ее внучка имеет право получать бесплатно. Полагаю, что из-за нехватки учителей ей действительно некогда, однако девочке в этом году экзамен нужно сдавать.
Что делать, если не нравится школа: 6 альтернативных вариантов
По данным ВЦИОМа, 82% россиян считают, что современное школьное образование не готовит детей к самостоятельной жизни. В 2019 году в дистанционной или семейной форме обучались уже более 100 тысяч школьников, и каждый год это число растет. Чаще всего родители делают такой выбор из-за недовольства негибким форматом обучения и уровнем школьной подготовки.
Если вас тоже посещали мысли об альтернативах школе, взгляните на несколько опций, которые мы подыскали.
📚 Семейное образование или самообразование
Для кого: учащиеся 1—11 классов
Учащиеся 1—9 классов могут учиться в формате семейного образования. Его выбирают родители, учитывая мнение ребенка, они же организуют учебный процесс и несут ответственность за подготовку к государственной аттестации.
Ученики 10—11 классов по закону могут сами решить, где и как учиться. Если хочется учиться вне школы, семейное обучение превратится в самообразование. Ответственность за усвоение программы уже будет лежать на ребенке.
Чтобы перейти на эти форматы, нужно:
1. Написать заявление в местное управление образования.
2. Написать заявление в нынешнюю школу.
3. Выбрать школу для прохождения аттестаций. Она может быть той же, что и была
📝 Заочное обучение
Для кого: учащиеся 1—11 классов
Если вариант с семейным образованием кажется слишком радикальным, можно перейти на заочное обучение. В этом случае ребенок может выборочно посещать занятия и кружки, приходить на консультации с преподавателями и школьные мероприятия.
Из возможных минусов: кроме государственных аттестаций придется также писать контрольные и проверочные работы, которые предполагает учебный план самой школы.
Переход на заочное обучение согласуется с директором школы, ребенок по-прежнему считается ее учеником
💻 Удаленное обучение
Для кого: учащиеся 1—11 классов на заочном, семейном образовании и самообразовании
Если за время пандемии вам понравилась школьная удаленка, то можно продлить удовольствие. Достаточно найти подходящую онлайн-школу и либо оформить заочное обучение, либо перейти на семейное образование. Разница в аттестациях: за графиком контрольных работ заочников следит школа, к которой они прикреплены, а если ребенок на семейном обучении — родители.
Услуги удаленного обучения предоставляют, например, «Фоксфорд» или «Интернет-урок»
⏱ Экстернат
Для кого: учащиеся 1—11 классов на семейном образовании и самообразовании
Экстернат — это форма аттестации, а не учебы. Поэтому он доступен любому школьнику на семейном образовании или самообразовании. Актуальнее всего эта опция становится в старшей школе: ученик может пройти программу двух лет за год и досрочно сдать ЕГЭ, чтобы раньше поступить в вуз или просто отдохнуть.
Готовиться к экзаменам можно самостоятельно, при помощи репетитора или в онлайн-школе
🏫 Частная школа
Для кого: учащиеся 1—11 классов на семейном образовании и самообразовании
Если в нынешней школе вас не устраивает учебный план или формат учебы, возможное решение — переход в частное учреждение.
Можно подобрать школу с оригинальными образовательными практиками или профильной подготовкой. Еще в частных школах обучение нередко проходит в небольших группах, что способствует более «мягкой» социализации.
Важно: с точки зрения закона это не школы, поэтому по бумагам родители переводят ребенка на семейное обучение. Некоторые школы сами договариваются с аккредитованными учреждениями, чтобы их ученики сдавали экзамены там. Но такое есть не везде — возможно, школу для аттестаций придется искать самостоятельно
👩🏫 Предуниверсарий
Для кого: учащиеся 8—11 классов
Подходит школьникам, уже определившимся с вузом для поступления. В предуниверсариях читают школьную программу, но с профильной подготовкой, а занятия ведут университетские преподаватели.
Предуниверсарии есть у многих крупных вузов, но формат преподавания различается от одному к другому. В лицее НИУ ВШЭ школьники учатся бесплатно и сами выбирают направление обучения — от математики до востоковедения. В Сеченовском университете учеба стоит 200 тысяч рублей в год, и готовят там только по медицинскому направлению
📖 Курсы Т—Ж
Еще материалы, которые помогут вам и вашим детям:
Юлия, напишите свой опыт. Думаю многим было бы интересно. Для меня первый вопрос: с какого класса комфортнее переходить на СО? Я планирую примерно с 5 класса так как предполагаю, что к этому времени у меня как раз накопится критическая масса вопросов у образовательному процессу и заведению. В начальных классах пока все нормально, но очень неудобна привязка к месту.
Константин, чем раньше тем лучше. Я работаю тьютором в Парк-школе (альтернативное образование) помогаю детям на СО подготовиться к аттестации и учу их учиться. С детьми кто не ходил в школу вообще намного проще выстроить мотивацию к обучению, чем с теми кто хотя бы в 1-м классе был. За год школы мотивацию порой убивают на корню, собираем по крупицам.
Юлия, спасибо, что обратили внимание, ошибку в вопросе поправили
Юлия, согласна статья некорректная. Мои на СО 6 лет, старший в 11 лет в 7 классе, младший в 8 лет в 4-м. Учатся пару дней в неделю и успевают сдавать все аттестации иногда и два класса за год проходят. Плюс кружки, спорт школы, музыкалка.
Юлия, мне интересно в каком возрасте легче именно ребенку перейти на дистанционку. Понятно, что дети разные, но мне кажется чем дальше, тем проще будет оценить и развить самомоьивацию, договориться, совместно принять решение и пр.
Как перестать тревожиться из-за бесконечной учёбы и окружающей обстановки
Учимся справляться со стрессом
В жизни современных школьников хватает стрессовых факторов: подготовка к экзаменам, домашние задания, внутренние перемены, а ещё — внешние факторы вроде новостей и окружающей обстановки. На фоне длительного и сильного стресса может возникнуть эмоциональное выгорание, которое нельзя игнорировать. От него страдает не только психика, но и физическое здоровье. Разбираемся, как справиться с выгоранием на учёбе.
Что такое синдром эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать. Выгорание — это своеобразный ответ на внешние жизненные факторы, защитная реакция организма, которая выражается в форме полного или частичного исключения эмоций.
Признаки эмоционального выгорания
Причины выгорания
Большая учебная нагрузка
Эта проблема чаще возникает в средних и старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз. Чрезмерная ежедневная нагрузка без расслабления и отдыха приводит к истощению организма.
Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны
Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения, которое выматывает не меньше самих занятий и увеличивает риск выгорания. Такое же негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.
Присоединяйтесь к домашней онлайн‑школе «Фоксфорда»
Неумение организовать своё время
Ощущение, что вы ничего не успеваете и не справляетесь, может возникать не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс. Сложности возникают при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов. Например, интернета, компьютерных игр, соцсетей, звонков и визитов друзей.
Постоянная необходимость осваивать новое
Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.
Отсутствие мотивации
Одна из самых частых причин эмоционального выгорания — снижение или потеря мотивации, отсутствие конкретных целей или разочарование в выбранных. Мотивация страдает, если приходится постоянно делать то, что не хочется, потому что так сказали учителя и родители или потому что «так положено». Если мы что-то делаем с интересом и увлечением, то расходуем меньше энергии, чем когда интереса нет. Отсюда и выгорание.
Избыток вынужденных социальных контактов
Детям постоянно приходится общаться не только с близкими по духу людьми, но и со всеми, кто окружает их в школе, на дополнительных занятиях, секциях и курсах, — это требует дополнительных затрат ресурса. Кстати, перегружать может не только офлайн-, но и онлайн-общение в соцсетях, чтение новостей или других «быстрых текстов».
Отсутствие поддержки
Риск выгорания повышается, если к учебной нагрузке прибавляются ссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.
Как преодолеть
Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже советы подойдут как для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.
Изменения
Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Можно сделать перестановку в комнате, изменить порядок утренних дел или расписание занятий, например, начать ходить в другую группу на курсах или в секции.
Снижение нагрузки
Старайтесь максимально разгрузить себя. Составьте список необходимых дел и занятий и ещё раз пересмотрите его, подумайте, какие дела можно исключить или делегировать кому-то другому, о какой помощи и кого вы можете попросить. Расставьте приоритеты, пользуясь матрицей Эйзенхауэра:
КАТЕГОРИИ ДЕЛ | СРОЧНЫЕ | НЕСРОЧНЫЕ |
---|---|---|
ВАЖНЫЕ | срочные и важные | важные и несрочные |
НЕВАЖНЫЕ | неважные и срочные | неважные и несрочные |
В первую очередь делайте важные дела, в том числе те, которые обычно откладываете на потом, тогда они не будут накапливаться и вызывать истощение. Неважные дела старайтесь отменить, перенести на более удобное время или делегировать. Есть и другие методики расстановки приоритетов, помогающие равномерно распределить учебную нагрузку, например пирамида Франклина.
Контроль над эмоциями
Есть много приёмов и техник, помогающих справляться с напряжением и тревожностью: дыхательные упражнения, медитация. Для регулировки своего состояния подойдут и простейшие психологические техники, например, фрирайтинг — спонтанное изложение в письменном виде на бумаге своих сиюминутных чувств. Хорошо подходят для расслабления занятия рукоделием или творчеством: вязание, вышивание, рисование, оригами.
Новые впечатления
Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для учёбы, но и для любимых занятий. Наполняя себя позитивными эмоциями, вы приобретаете новые силы для выполнения необходимых действий.
Хорошо помогают расслабиться и отвлечься от учебных забот совместные походы с одноклассниками в кино или театр, на экскурсию или в музей, участие в школьной самодеятельности или подготовке школьных праздников. Но не превращайте и эти занятия в обязанность, посещайте их только при условии, что вам это нравится.
Забота о себе
Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Здесь помогут правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, спорт, режим дня. Старайтесь, чтобы перекусы, снеки и фастфуд не превратились в вашу основную еду, вовремя ложитесь спать каждый день, принимайте витамины по назначению врача.
Налаживание отношений
Поддержка близких людей очень важна при профилактике выгорания, поэтому не пренебрегайте возможностью наладить контакт с родителями, не отгораживайтесь от них и не форсируйте конфликтные ситуации, особенно в те периоды, когда учебная нагрузка особенно высока. Проводите свободное время с семьёй, общайтесь и делитесь своими переживаниями или впечатлениями. Не фокусируйтесь на противоречиях, наоборот, ищите точки соприкосновения.
Что запомнить:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter