Наехал на бордюр каско что делать
Наезд на препятствие: является ли случай страховым по КАСКО?
Чтобы у страховой компании не было повода отказать в возмещении, необходимо изучить правила страхования и действовать по закону. Одним из распространенных случаев обращения по КАСКО является наезд на препятствие. Как оформить такое ДТП правильно, чтобы страховая не смогла отказать в выплате?
Наезд на препятствие – это вид ДТП, произошедшее с участием одного автомобиля с неподвижным предметом или объектом. Это могут быть:
Определение в ПДД
В Правилах дорожного движения под препятствием понимается неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы), не позволяющие продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил.
Является ли случай страховым?
После наезда на препятствие, автолюбитель подает заявление в страховую компанию по факту повреждения автомобиля. В заявлении указываются:
Не каждый наезд на препятствие может быть признан страховым случаем. И обстоятельства происшествия играют большую роль в принятии решения страховой компанией.
По вине водителя или по причине плохого состояния дорог/открытого люка
В случае вины водителя, который не выбрал безопасную скорость движения и совершил наезд на препятствие, по КАСКО такие обстоятельства признаются страховым случаем. Неважно, совершено ли ДТП по причине плохого состояния дорог, открытого люка, плохо установленных сооружений – все покроет полис КАСКО.
При таких обстоятельствах у страховой компании есть право регрессного требования к собственникам этих объектов, но это уже не забота водителя. Доказывать причины произошедшего – удел владельцев полиса ОСАГО. Потому как в этом случае возникает шанс в судебном порядке взыскать компенсацию с ответственных за участок дороги. В случае с КАСКО – за все платит страховая компания.
Водитель не трезвый
Важную роль играет состояние водителя в момент совершения ДТП. Нахождение в состоянии наркотического, алкогольного опьянения является основанием отказа в выплате. Данное обстоятельство должно быть подтверждено документами ГИБДД:
Отказ от прохождения медицинского освидетельствования приравнивается к факту алкогольного опьянения.
Если водитель в момент наезда на препятствие находился в утомленном состоянии, и это подтверждают справки ГИБДД, страховым случаем это обстоятельство признано не будет. Утомленное состояние определяется сотрудниками ГИБДД, когда водитель уснул за рулем (п.2.7 ПДД РФ).
Движение задним ходом
В случае наезда на препятствие при движении задним ходом событие признается страховым случаем, если нет отягчающих обстоятельств. Например, нахождение в пьяном виде или утомленном состоянии.
Почему при одиночном ДТП страховая компания проверяет детальнее?
Для сотрудников службы безопасности страховой компании будет поводом для дополнительной проверки:
Если у страховой компании есть подозрения в мошенничестве, их служба безопасности будет проверять все документы, автомобиль с особой тщательностью. При спорных моментах, автомобиль может быть направлен на экспертизу – трасологию.
Оформление ДТП
Оформлять наезд на препятствие необходимо сразу после его происшествия. Без справок о ДТП соответствующих органов, страховая будет иметь формальное основание для отказа в выплате.
ГИБДД или участковый
В Правилах страхования указано, что событие должно быть подтверждено документами компетентных органов. В случае наезда на препятствие компетентными в принятии решения являются только сотрудники ГИБДД. Так как авто находилось в движении. Если бы машине причинили вред третьи лица, то нужно было бы обращаться к участковому.
Когда можно обойтись без справок?
В некоторых страховых компаниях клиентам по КАСКО предоставляется зеленый коридор. Это право обращения с заявлением о наступлении события, не подтверждая его документами из компетентных органов.
Типовые условия получения выплат без справок:
На этапе заключения договора этот вопрос необходимо уточнить у сотрудника страховой компании, попросить указать в Правилах страхования и подробно изучить.
На какую сумму можно рассчитывать?
Если событие признано страховым случаем и подтверждено сотрудниками ГИБДД, то страховое возмещение выплачивается в полном объеме собственнику или станции, производящей ремонт автомобиля по направлению страховой компании.
Если не оформлялись справки?
Размер максимального страхового покрытия определен в этом случае заранее в Правилах страхования. Если сумма ущерба превысит порог, получить сверх нее уже не удастся, так как для полноценной выплаты необходима справка, которая оформляется в момент ДТП. Поэтому, если нанесенный ущерб по предварительной оценке может превысить максимальный порог по выплате без справок, то лучше все-таки оформить произошедшее в ГИБДД.
При скрытых повреждениях
Скрытые повреждения при наезде на препятствие могут быть обнаружены позднее. Скрытые повреждения, обычно, связаны с состоянием подвески автомобиля и его агрегатов.
Если договор с франшизой?
При страховании авто по КАСКО, некоторые автолюбители подписывают договор с франшизой.
Будет ли учтен износ?
Износ деталей при выплате по КАСКО не учитывается. Исключение: в некоторых страховых компаниях в случаях полной гибели автомобиля учитывается износ деталей при выплате по тоталу.
Когда возможен отказ в выплате?
В правилах страхования отдельным пунктом указаны исключения из страхового покрытия. Часть этих исключений относятся ко всем застрахованным рискам, а не только к наезду на препятствие. Вот общие из них:
В страховым компаниях, где установлен денежный лимит по обращению без справок, в выплате возмещения отказывают в случае превышения этого лимита. Среди причин, по которым может быть отказано в выплате, отмечаются следующие:
Чтобы знать, заплатит ли страховая компания за ущерб, полученный в результате наезда на препятствие, необходимо изучить Правила страхования. Важные пункты среди них – страховые риски и исключения из страхового покрытия. От наезда на препятствие никто не застрахован, но если автомобиль застрахован по КАСКО, то ущерб будет возмещен.
Как быть с оформлением ДТП по КАСКО и наездах на препятствия? Какой пакет документов нужно собрать?
Зачастую водители не знают, как действовать после ДТП, потому что не изучают правила оформления страхового случая, описанные в полисе КАСКО.
Между тем от корректности заполнения документов, зависит успех получения страховой выплаты или направления на ремонт.
В статье мы рассмотрим, что такое ДТП по КАСКО, а также перечень страховых случаев.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что такое ДТП по КАСКО? Перечень страховых случаев
В отличие от ОСАГО (в чем разница между КАСКО и ОСАГО?), где в рамках страхового случая рассматриваются только дорожно-транспортные происшествия с двумя и более автомобилями, ДТП по КАСКО имеет более широкое значение, например:
Повреждение машины в результате любого из вышеперечисленных случаев считается дорожно-транспортным происшествием и является страховым случаем по КАСКО.
Какие документы нужно предоставить в страховую компанию происшествия?
Чтобы получить страховое возмещение, автовладелец должен предоставить в страховую пакет документов, необходимых для того, чтобы компания могла убедиться в достоверности произошедшего события. Как правило, перечень таких бумаг регламентирован правилами страхования, которые страхователь обязуется соблюдать, подписывая полис при покупке.
Список следующий:
Кроме бумаг, страховщик потребует предъявить к осмотру поврежденное транспортное средство, по итогам обследования будет составлен соответствующий акт. В нем указывают все дефекты, полученные машиной в результате ДТП, а также тип и объем работ, необходимых для их устранения.
Перед тем как подписать данный документ, нужно внимательно с ним ознакомиться, во избежание разногласий с компанией в дальнейшем.
Так эксперт сможет достоверно установить степень повреждения деталей кузова.
Справка о дорожном происшествии
Справка из госавтоинспекции имеет стандартную форму, утвержденную нормативными документами. В ней указывается данные водителей и принадлежащих им транспортных средств, а также обстоятельства произошедшего события.
Кроме того, в документ вписываются все повреждения автомобиля.
Рекомендуется проследить, чтобы инспектор указал наиболее полный список деталей, которые имеют механических повреждения в результате аварии.
Это делается, чтобы избежать в дальнейшем споров со страховой относительно объема ущерба.
Условия некоторых страховых полисов допускают получение выплат без оформления ДТП в ГАИ. В этом случае страховщик рассматривает заявленное событие, опираясь на обстоятельства происшествия, описанные автовладельцем в заявлении.
Как правило, не любую аварию можно оформить без справок из ГИБДД.
Условия таких выплат содержатся в правилах КАСКО и могут быть следующими:
Следует изучить обстоятельства происшествий, при которых допускаются выплаты без справок из компетентных органов. Поскольку, если водитель заявит таким образом событие, которое по правилам страхования должно было оформлено в ГИБДД, страховщик попросту откажет в выдаче направления на ремонт.
Каковы сроки обращения по КАСКО после ДТП?
Все действия страховой компании и автовладельца зафиксированы в правилах страхования, в том числе и срок обращения по произошедшему ДТП.
За это время водитель должен подать письменное заявление и приложить к нему имеющиеся документы. Если на этот момент водитель еще не получил все справки из ГИБДД, их следует довезти позднее.
Помимо заявления автовладелец должен уведомить страховую о ДТП любым доступным ему способом в самый кратчайший срок. В большинстве случаев водители звонят в офис компании прямо с места аварии.
Сообщив оператору о событии, страхователь получает квалифицированную консультацию и выезд аварийного комиссара, если это предусмотрено условиями договора.
Не стоит расстраиваться, о пропуске срока уведомления компании о страховом случае. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации срок исковой давности по договорам имущественного страхования составляет 2 года.
Таким образом, несмотря на условия, прописанные в договоре КАСКО, водитель может задержаться с уведомлением на несколько лет. Однако для такой отсрочки должны быть веские причины, а поврежденный автомобиль необходимо сохранить в том виде, в котором он был после аварии.
Как оформить КАСКО при ДТП – пошаговая инструкция
Регистрация ДТП по КАСКО не отличается от оформления обычной аварии. Действия водителей при столкновении устанавливают Правила дорожного движения, а именно п. 2.5 и 2.6.
Согласно этим пунктам автовладельцы обязаны:
Пригласят на место аварии аварийного комиссара и, если потребуется, эвакуатор. Поскольку после столкновения водители обычно находятся в стрессовой ситуации и могут забыть выполнить какие-нибудь действия, звонок в страховую станет лучшим выходом и с точки зрения своевременного уведомления о страховом случае, и с целью получения квалифицированной помощи.
В зависимости от условий страхования на место аварии выезжает аварийный комиссар. Его функцией является оказание поддержки страхователю и составление акта осмотра поврежденного автомобиля. Помимо этого, комиссар может:
Перечень услуг, оказываемых аварийным экспертом на месте ДТП зависит от программы страхования.
Как происходит оформление в случае наезда на препятствие?
Как быть с оформлением ДТП КАСКО при наезде на препятствие? В том случае, если в аварии нет второй машины, например, при наезде на дорожное ограждение или бордюр, и страховые правила позволяют зафиксировать событие без ГАИ, водителю необходимо лишь обратиться в компанию для получения направления на ремонт.
Если же по условиям договора страхования автовладелец обязан предоставлять справки ГИБДД на каждое ДТП, порядок действий будет точно таким же, как и при аварии с двумя участниками.
Как оформить страховой случай: порядок действий
Помимо ДТП автомобиль может быть поврежден и в результате других событий, являющихся страховыми случаями по КАСКО:
Наименование документа зависит от специфики события:
После сбора документов нужно, как и в случае ДТП, подать в страховую компанию письменное заявление с приложением всех бумаг, предусмотренных страховыми правилами.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.