Зачем нужна нагрузочная вилка для аккумулятора и как ей пользоваться
Перед наступлением холодов многие желают защитить себя от неожиданностей, связанных с эксплуатацией ТС. Одна из таких – разрядившийся аккумулятор. Проверить его работоспособность поможет специальный датчик — нагрузочная вилка для аккумулятора. Рассмотрим подробнее, что она из себя представляет, как ей правильно пользоваться.
Для чего его используют
Нагрузочная вилка – это механизм, используемый для определения текущего процента заряженности источника питания. Подключив ее, вы сможете узнать, исправна ли батарея и можно ли ее использовать при последующей езде на автомобиле.
Дополнительно, в механизм встроен вольтметр. Он необходим для проведения бортовой диагностики.
Типы и виды автомобильных нагрузочных вилок
Эксперты разделяют нагрузочные вилки на несколько условных групп:
Основное различие в них – степень присоединяемой нагрузки.
Первая модель нагрузочной вилки, о которой мы хотим рассказать, используется для тестирования банок блока питания по отдельности. Важно понимать, что не все аккумуляторы предоставляют такую возможность исходя из своей конструкции.
Если вы обладатель именно такого аккумулятора, вам подойдет вилка модели НВ-1. В ее цепи используется вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения, а именно 3-0-3 вольта.
Механизм серии НВ-1 используют для тестирования щелочного источника питания с напряжением 1,2 вольта. Ее также применяют для проверки кислотных автоаккумуляторов. Напряжение последних должно быть 2 вольта.
Еще один вариант — более современные модели: НВ-03 или НВ-04. В их конструкцию входят:
Нагрузки можно подключать одновременно или раздельно. В первом случае можно проверять автоаккумуляторы емкостью до 240 Ач.
Планируя подключать их раздельно, будьте готовы к падению общего тока до ста ампер.
Помимо этого, модель НВ-03 имеет дополнительный функционал:
Одна из самых популярных моделей – Э107 УХЛ4. Устройство включает в себя вольтметр. Его шкала рассчитана на 20 вольт. Сопротивление нагрузки равно 0,1 Ома.
Использовать приспособление можно только в том случае, если вы не собираетесь нагружать его на более, чем на 100 ампер.
Как использовать прибор для проверки
Теперь давайте разберемся, как пользоваться нагрузочной вилкой. Алгоритм проверки источника питания достаточно прост. Главное условие – неукоснительно выполнять последовательность действий.
Этап 1 – Проверка напряжения при отключенной нагрузке
Сначала отключите нагрузку от всех элементов цепи прибора. Возьмите отсоединенный вольтметр. Измерьте уровень напряжения в автомобильном блоке питания.
Ниже расположена таблица, в соответствии с которой определяется процент текущего заряда:
Данные вольтметра, В
12,7
Процент заряда, %
Запишите полученные данные. После вам придется их соотнести с результатом другого измерения, речь о котором пойдет ниже.
Этап 2 – Проверка напряжения АКБ с подключением нагрузки
Теперь проведите аналогичные измерения, присоединив нагрузку к вилке. Присоедините вольтметр, подождите 5 секунд и снимите показания.
Соотнесите результаты с таблицей:
Данные вольтметра, В
10,2
Процент заряда, %
Помните, показатели необходимо снимать не позднее 5-ой секунды от начала измерений. В противном случае спираль, используемая в качестве нагрузки, может нагреться и сломаться, прихватив с собой все устройство целиком.
Если в результате теста, вами был выявлен недостаточный процент заряда аккумуляторной батареи, снимите ее и поставьте на подзарядку. После этого еще раз проверьте показатели, присоединив свой прибор.
Если при проверке без нагрузки показатель был выше, чем, когда вы ее подключили, это показывает на неисправность аккумулятора. А именно о недостаточной емкости батареи АКБ.
Для устранения неполадки необходимо провести дополнительную диагностику или обратиться на станцию технического обслуживания.
Как выбрать нагрузочную вилку
Купить нагрузочную вилку можно в любом автомобильном магазине или заказать из Китая на Алиэкспресс. Возникает только один вопрос: «Как не ошибиться с выбором техники?».
Шаг первый – определяем диапазон измеряемых напряжений вольтметром
Ранее уже упоминалось, на рынке существует несколько типов моделей. Они различаются диапазоном измерения напряжения.
Чаще всего встречаются следующие показатели:
Соотнесите показатели с инструкцией.
Шаг второй – выбор токовой нагрузки
В первую очередь нужно выбрать правильную токовую нагрузку, когда вы будете диагностировать свою батарею. Чтобы проверка была качественной необходимо, чтобы ток имел максимальное значение.
Но при этом не допускается превышение верхнего порога, указанного производителем в качестве рекомендованного.
В паспорте к вилке не всегда можно найти данный показатель. Да и вы вряд ли будете искать инструкцию к своему аккумулятору и смотреть, какое максимальный ток он сможет выдержать (речь идет о разрядном).
Поэтому мы рекомендуем придерживаться следующих значений:
Как самому сделать нагрузочную вилку
Еще один интересный вопрос, как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора своими руками? Изготовить ее можно из подручных средств. Главное правильно выстроить электрическую схему, проведя предварительные расчеты.
Один из самых простых способов изготовления:
После нам остается присоединить самодельную вилку к аккумулятору на пять секунд, вернув на место мультиметр. Снимаем показания. Сверяем их значения с таблицей, расположенной выше.
Другой простой способ:
Саморучно конструируя нагрузочную вилку, помните о следующем:
Увидеть наглядно всю последовательность шагов при проверке с участием механизма можно из видеообзора на портале YouTube
Как вы понимаете, не обязательно приобретать нагрузочную вилку. При желании ее можно сделать саморучно. Скорее всего все комплектующие вы отыщите у себя в гараже. Главное помните, какой бы механизм вы не использовали – самодельный или купленный в магазине, необходимо следить за показанием тока. Либо вся цепь может сгореть.
Нагрузочная вилка — как проверить аккумулятор правильно
Для того чтобы иметь в своём автомобиле исправный аккумулятор и рассчитывать на его многолетнюю службу, необходимо своевременно уметь его обслуживать. Одной из работ, связанных с его профилактическим обслуживанием, является проверка его при помощи нагрузочной вилки. Рассмотрим далее, как выполняются такие работы и что необходимо учесть при этом.
Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена
Чтобы понять принцип работы нагрузочной вилки, необходимо знать, для чего она нужна. Это специальный прибор, задача которого протестировать заряд аккумулятора как источника питания в различных режимах. За сравнительно небольшую плату его можно приобрести в любом из автомобильных магазинов.
Теперь посмотрим, из чего складывается конструкция этого тестера:
В целом, конструкция у разных моделей вилок принципиально одна и та же, но могут иметься небольшие отличия. Толстый провод обычно подводится к «плюсу», а «минус» закреплён на специальном кронштейне на задней крышке корпуса. Чтобы иметь возможность контролировать батареи с небольшой ёмкостью, достаточно одной спирали сопротивления, а более мощные АКБ тестируются приборами с парой спиралей. Желательно изучить мануал по эксплуатации, прежде чем приступать к тестированию устройства.
В каких случаях АКБ проверяется с помощью нагрузочной вилки
Этот тестер наверняка будет полезным тем автолюбителям, которые хотят продлить эксплуатационный ресурс своей батареи. Однако наибольшую ценность он представляет, когда приобретается авто на вторичном рынке. В этом случае нагрузочная вилка поможет установить основные характеристики батареи, чтобы понимать, когда её нужно будет заменять на новую.
Обычным мультиметром получить такие развёрнутые сведения не удастся. Для того чтобы иметь полное представление, потребуется нагрузка. Именно вилка способна имитировать реальный режим нагрузки.
Распространённые виды и типы нагрузочных вилок
Многие и не подозревают, что существуют различные виды нагрузочных вилок для зарядки АКБ. Они могут иметь электронный дисплей или же примитивный стрелочный циферблат. Ещё они бывают разных типов и отличаются между собой предназначением.
Наиболее распространены, особенно в прежнее время, аналоговый конструкции с вольтметром стрелочного типа. Могут измерять характеристики АКБ либо без нагрузки, либо с имитацией нагрузки запуска стартера. Как правило, их сила тока находится на уровне от 50 до 100 ампер.
Для того чтобы протестировать АКБ с нагрузкой от 125 ампер и более, есть смысл воспользоваться электронным устройством, наподобие вилки Ring RBA 15. Удобный интерфейс позволит пользователю легко настроить необходимые параметры, в том числе, значение тока холодной прокрутки. Эту характеристику устанавливают ещё производители батарей и подразумевают под ней такое количество ампер, которое способна выдать АКБ для запуска мотора при отрицательных температурах воздуха.
Замер напряжения на АКБ с помощью Ring RBA 15
Существующие на рынке тестеры могут отличаться между собой рабочим диапазоном и уровнем измеряемого тока. Кроме того, есть разные конструкции для кислотных или щелочных батарей. Однако самым ключевым отличием является то, на какую нагрузку они рассчитаны. Итак, наиболее популярные и удачные модели вилок следующие:
Особенности проверки что нужно учесть
Прежде чем начать снимать показания с тестера, следует научиться расшифровывать особенности замеров и правилам пользования. Итак, новичкам стоит взять на заметку следующие рекомендации:
Для проверок небольших АКБ будет достаточно вилки, оснащённой всего одной нагрузочной спиралью. А вот в случае с мощными батареями с большой ёмкостью понадобится уже пара спиралей. Самые распространённые модели нагрузочных тестеров способны проверять устройства с ёмкостью до 240 ампер/часов. Они имитируют тот уровень нагрузки, который возникает в момент запуска двигателя. Пусковая сила тока может доходить до 250 ампер.
Самые простые модели вилок нагрузочных, как правило, оценивают только уровень заряда батареи. Более сложные и дорогие разновидности могут оснащаться дополнительно амперметром. Это позволяет более тщательно протестировать характеристики не только самого АКБ, но и состояния электроцепи.
Как пользоваться нагрузочной вилкой — краткая инструкция
Научиться пользоваться нагрузочной вилкой вовсе несложно, и для этого не обязательно быть электриком. Берём в руки устройство и соединяем чёрный зажим с положительной клеммой АКБ, а красный, соответственно, с минусовой. Батарея в это время не должна быть под нагрузкой. На дисплей прибора будут выведены сведения о том, каким является текущее напряжение. Выбираем те критерии, которым должен удовлетворять аккумулятор в режиме «холодного тока», нажимаем на левую кнопку, после чего будет запущен процесс его тестирования.
Как только процесс будет завершён, на экране пользователь увидит результаты — они могут иметь форму одной из пиктограмм, которая скажет следующее:
Если проверка была выполнена правильно, то на экране предстанут сведения о технических характеристиках батареи. Исходя из этих параметров, можно будет сделать вывод о том состоянии, в котором она находится. Нормальное напряжение должно находиться в диапазоне от 12,6 до 12,9 Вольт. О полном разряде будет свидетельствовать напряжение ниже 11,5-12 Вольт.
Также необходимо проверить состояние АКБ под нагрузкой. Это позволит дать более полную картину, по итогам которой автолюбитель будет принимать решение о целесообразности замены нового аккумулятора.
Порядок действий будет следующим:
Во время нагрузки параметры будут несколько другими. Так, если напряжение превышает отметку в 10,2 В, значит, батарею можно считать исправной. О полном разряде будет свидетельствовать значение вольтметра менее 7,8 Вольт. Поэтому придётся в таком случае принудительно заряжать батарею и смотреть за показателями повторно. Если улучшений не наступит, тогда можно сдавать АКБ в утиль и приобретать новое оборудование.
Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора
Многим автолюбителям и невдомёк, что можно легко сделать нагрузочную вилку своими руками, не переплачивая за неё в автомагазинах. Этот прибор не раз сослужит свою службу в гараже при диагностике как источника питания, так и генератора.
Итак, для изготовления простого тестера на понадобится запастись:
Самодельный измеритель может быть рассчитан на 1 или 2 спирали. Как мы видим, собрать его в домашних условиях вполне реально, даже не имея соответствующей электрической квалификации. Одного сопротивления достаточно, когда замеры делаются для батареи с ёмкостью, не превышающей 100 Ач. В случае, если это значение больше, понадобится прибор с двумя спиралями.
Посмотрим, как будет выглядеть процесс изготовления поэтапно:
В качестве усовершенствования можно дополнительно разместить на одной и той же плате амперметр.
Батарея не держит нагрузку: что делать
Когда мы выполняем проверку батареи, используя для этого нагрузочную вилку, сначала напряжение снижается, а лишь после этого оно начинает возрастать. В тех случаях, когда продолжается падение, можно делать вывод о том, что АКБ вышла из строя и подлежит замене.
Тестирование автомобильного аккумулятора само по себе не является панацеей. В случае появления регулярных проблем нужно также тестировать всю бортовую сеть на предмет возможных утечек, а также проанализировать, в каком состоянии находится генератор. К примеру, нередко возникает необходимость в замене реле-регулятора, которая приводит к перезаряду или недозаряду автомобильной АКБ. Если своевременно не заменить его, то аккумулятор не отслужит предназначенный ему ресурс.
Сколько должен держать аккумулятор на автомобиле, зависит не только от его производителя, но в большей степени от срока его службы и окружающих температурных условий. Однако излишне частое его тестирование может навредить батарее и сократить срок её службы, поэтому злоупотреблять такими проверками не стоит. Кроме того, до начала тестирования АКБ не должна работать хотя бы 7-8 часов. Не стоит забывать делать перерывы между замерами по 5 минут минимум для того, чтобы успевали остывать нагревающиеся элементы. Во время проверки необходимо выкручивать пробки на обслуживаемых аккумуляторах.
Приглашаем читателей поделиться в комментариях после статьи имеющимся у них опытом проверки АКБ с использованием нагрузочных вилок или иного оборудования с этими функциями.
Есть множество способов проверить аккумулятор по различным критериям – ёмкость, заряд, плотность, но измерения могут производиться различными приборами. Одно из устройств, позволяющее максимально точно измерить показатели АКБ, без лишних проблем и ненужных действий – нагрузочная вилка. Пользоваться таким оборудованием умеют не все, поэтому необходимо знать, как правильно проверить аккумулятор вилкой.
Способ, в сравнении с измерением мультиметром, является более простым, и позволяет проверить автомобильный аккумулятор с нагрузкой и без. Это даёт полное представление, о работе и состоянии АКБ, при небольшой затрате времени и сил.
Вилка
Является прибором, с простой, но в то же время надёжной и безотказной конструкцией. Представляет собой вольтметр, выступающий в роли измерителя, и нагрузочный резистор, позволяющий испытывать батарею под нагрузкой.
Корпус состоит из штыря, корпуса и зажимного устройства, служащего для соединения с АКБ.
Узнай время зарядки своего аккумулятора
В некоторых нагрузочных вилках существуют дополнительные разъёмы. Они служат для увеличения нагрузки при необходимости. Имеется одна спираль, но когда появляется необходимость производить замеры АКБ большой ёмкости – количество спиралей может быть увеличено.
Эксплуатация и внешние факторы
Чтобы правильно проверить аккумулятор автомобиля нагрузочной вилкой, необходимо подключить клемму прибора к «плюсу» аккумулятора, а измерительный штырь прибора, подключается к «минусу».
Несмотря на всю лёгкость, необходимо изучить правила по эксплуатации прибора, которая идёт в комплекте с оборудованием.
При использовании необходимо помнить, что вилка имеет минимальный температурный режим в +20 о С, а АКБ не должен быть холодным. При несоблюдении требований возможен «глубокий разряд» батареи. Учитывая вышеперечисленные критерии нужно запомнить, что проверить аккумулятор автомобиля вилкой, не снимая его с авто (но этого делать, крайне не рекомендуется, и лучше снять АКБ), можно только в тёплом климате. При несоответствии температуры, лучше не пытаться снять показатели, не снимая батарею с АКБ.
Важно: нужно соблюдать все правила предосторожности и технику безопасности при эксплуатации устройства – несоблюдение может привести к травмам! Необходимо помнить, что штырь при подаче нагрузки, может нагреваться!
Проверка
Измерения нагрузочной вилкой проводятся в два этапа:
Без нагрузки
Позволяет проверить аккумулятор нагрузочной вилкой в состоянии покоя: измерить заряд и другие показатели аккумулятора.
Осуществляется в несколько шагов:
Внимание: если АКБ заряжен не полностью, то производить замеры с нагрузкой нельзя! Дальнейшие замеры проводятся только при 100% заряде!
Нагрузка
Проверка производится с особым вниманием. Чтобы не допустить ошибок, нужно изучить инструкцию по эксплуатации.
клеммы прибора и АКБ
Происходят замеры в следующем порядке:
Силовая вилка для АКБ
Внимание: снятие показаний с помощью вилки может отрицательно повлиять на состояние батареи из-за того, что создаётся дополнительная нагрузка.
Также стоит помнить, что при контакте штыря с отрицательной клеммой возможно искрение – это считается допустимым явлением.
Как произвести измерение аккумулятора нагрузочной вилкой, можно увидеть на видео.
Другие способы
Проверка аккумуляторной батареи
Существуют методы проверить аккумулятор без нагрузочной вилки: мультиметр или с помощью индикатора заряда, который устанавливается на большинство современных аккумуляторов.
Но измерение мультиметром не является самым точным, и поэтому при снятии показателей возможна погрешность, которая может привести к ошибкам в эксплуатации.
Индикаторы являются показателем более точным, чем измерение мультиметром, но их минус в том, что нельзя определить точный заряд АКБ. Индикаторы цветовые – поэтому, с их помощью, возможно, определить только несколько стадий заряда автомобильного аккумулятора, а не точное значение.
Итогом напрашивается вывод: несмотря на существование других способов измерения заряда АКБ, нагрузочная вилка – один из лучших инструментов. Без вилки замеры производить, возможно, но гарантировать точность вычислений и правдивость показателей тяжело. А это значит, что автовладелец может ошибиться, и вовремя не принять меры к устранению неполадок с аккумулятором, что приведёт к проблемам с эксплуатацией всего авто.
Инструкция по проверке аккумулятора нагрузочной вилкой
Принцип действия и устройство
Основная функция этого инструмента заключается в контроле напряжения. Измерение производится как под нагрузкой, так и при разомкнутой цепи ЭДС. Если разобраться, что такое нагрузочная вилка технически, то она включает вольтметр, резистор, выполненный в виде спирали сопротивления, к которым подсоединены два щупа. Выглядит эта конструкция, как небольшой металлический короб с проводами и зажимами:
С помощью тестеров определяются и другие параметры. Их количество зависит от укомплектованности конкретного аппарата. Для чего нужна и какую информацию может дать нагрузочная вилка:
Зажимы позволяют подключить прибор к клеммам автомобильной батареи или другим элементам электрической цепи. Принцип работы аппаратов, укомплектованных амперметром, подойдёт и для измерения силы тока. Но главная отличительная черта — это количество спиралей. Каждая обладает сопротивлением 0,1-0,2 Ом и рассчитана в 100 А. Когда она одна, можно проверять уровень заряда АКБ малой ёмкости, если две — большей. Также устройство разных моделей отличается по следующим характеристикам:
Тестеры создают такую же нагрузку, которая возникает во время запуска. Даже самая простая модель подходит для проверки аккумулятора ёмкостью до 190 А*ч. Этого хватает для анализа работоспособности АКБ большинства типов транспортных средств — от легковых до грузовых. Для любых условий можно найти оптимальную модель, благодаря их широкому ассортименту и многообразным дополнительным функциям.
Что представляет собой нагрузочная вилка?
Данный инструмент по праву считается одним из самых главных помощников автомобилистов, которые постоянно отслеживают состояние всех систем своего «железного коня». С помощью нагрузочной вилки водитель может легко определить работоспособность автомобильного аккумулятора, и всегда быть уверенным в том, что он не подведет его в самый ответственный момент.
Стандартная вилка простейшей конструкции – это большой по мощности нагрузочный резистор, оснащенный двумя щупами и вольтметром. Последний интегрируется в корпус из металла. К одному из выходов вольтметра (к минусовому) подключают стальной штырек, находящийся на тыльной поверхности прибора, к плюсовому выходу подходит провод (обычно он имеет довольно-таки большую толщину).
Кроме того, на задней части вольтметра имеется зажим, при помощи коего устройство подсоединяют к клеммам аккумулятора, и две гайки, к которым подключают нагрузочные сопротивления либо спирали.
В магазинах для автомобилистов в наши дни можно найти и более «навороченные» приборы для проверки аккумуляторов любых транспортных средств (не только легковых, но и грузовых). Такие современные приспособления позволяют тщательно проверить и проанализировать показатели каждого компонента электрической цепи машины.
Обзор, стоимость и правила подбора нагрузочных вилок
При покупке аппарата надо определиться с особенностями самой АКБ. Например, с тем как устроена батарея в плане соединения банок – внутреннего или внешнего. Первой подойдёт нагрузочная вилка с выносными контактами. Второй – с заострёнными, закреплёнными на корпусе. Когда требуется проверять аккумулятор небольшой ёмкости, подойдёт аппарат с токовой нагрузкой 100 А, если большей – 100/200 А. Далее представлено сколько стоят и чем отличаются самые популярные модели.
Таблица 1. Обзор с сравнение разных моделей нагрузочных вилок
У некоторых моделей указано две цифры в графе «сила тока». Что такое нагрузочная вилка с параметром 100/200 А? Это значит, в конструкции их резисторов предусмотрено по две спирали, которые включаются или по одной, или обе, при определённой ёмкости. У НВ-01 сила тока 100 А проверяется при 100 А*ч, 200 А – 190 А*ч. У НВ-2 и НВ-3 при 190 А*ч и 240 А*ч, соответственно. Чаще всего измерительный прибор стоит от 1500 до 3 тыс. рублей. Такой аппарат подойдет для проверки батарей, напряжение которых составляет 12 В, а ёмкость не превышает 190 А*ч. Если тестер нужен для простейшего контроля АКБ, тогда подойдёт самый экономная модель НВ-01, цена которой приблизительно 900 рублей. Стоимость более навороченных нагрузочных вилок для проверки аккумуляторов не превышает 4,5 тыс. рублей.
Орион НВ-01
Так как финансовый вопрос волнует многих покупателей данного прибора, сравним его с более дорогой моделью другого производителя. Нагрузочная вилка Орион НВ-01 стоит около 600 руб., а более серьезный прибор – Автоэлектрика Н2001 стоит 3650 рублей. Поэтому Орион НВ-01 чаще всего можно увидеть в руках автовладельцев.
В комплекте поставки нет самого ценного – инструкции, нет гарантийного талона. Как оказалось, инструкция напечатана мелким шрифтом на самой упаковке.
Перейдем непосредственно к конструкции. Какие плюсы и недостатки мы получаем за такую цену?
Конструкция нагрузочной вилки Орион НВ-01
Конструктивно вилка исполнена в осовремененном корпусе, но при этом использована простейшая технология «двух штырей».
Первый штырь (с буквой В) подключается к плюсу батареи. Это чисто вольтметр. На вольтметре мы увидим напряжение без нагрузки.
Второй штырь выполнен с заявленной нагрузкой 0,1 ом, что в подсчете примерно 120 А.
Имеется провод с крокодильчиком, маленьким, несерьёзным, но зачем в принципе больше.
На лицевой стороне корпуса имеется аналоговый вольтметр с диапазоном от 0 до 15В и возможностью калибровки показаний.
Наверно ни у одной нагрузочной вилки нет такого хорошего обзора внутренностей устройства.
Кто-то может сказать, что аналоговый вольтметр неточный. И действительно, при измерениях приходится приглядываться, цена деления 0,5В. К вилке нужно привыкнуть.
Как пользоваться нагрузочной вилкой Орион НВ-01?
Берём автомобильный 12-ти вольтовый аккумулятор, 60 А/ч. Провод с крокодильчиком подсоединяем к отрицательному токоотводу батареи.
Правый штырь (с буквой В) присоединяем к положительному токоотводу. На вольтметре наблюдаем показания
13 В. На самом деле напряжение аккумулятора чуть ниже (12,5 В — измерили электронным вольтметром). Это мы измерили напряжение разомкнутой цепи.
Затем левый штырь присоединяем на время не более 5 секунд к положительному токоотводу. На вольтметре наблюдаем показания 10,5 В. Затем снова производим измерение с помощью правого штыря и наблюдаем восстановление напряжения.
Да, точность измерений оставляет желать лучшего, но что мы можем требовать от устройства стоимостью всего 600 руб.
Если дополнить нагрузочную вилку самым простым цифровым вольтметром, купленным на Алиэкспресс за 50-60 рублей, то точность измерений будет просто «супер».
Обычного пользователя данная модель нагрузочной вилки устраивает по всем параметрам в плане домашнего использования.
В чём плюсы? Это цена, простая конструкция, открытый корпус, ломаться нечему.
Посмотрите видео: Проверка аккумулятора автомобиля нагрузочной вилкой.
Как пользоваться нагрузочной вилкой: краткая инструкция
Измерение тестером делится на два шага. Сначала считывают показания вольтметра без нагрузочного сопротивления, затем включив его. Результаты сравниваются, на этом основании делаются выводы о состоянии АКБ. Первая процедура проходит с подключением к обеим клеммам. Во второй значение получают только через 5 с работы измерительного прибора.
Подключаются нагрузочной вилкой в цепь ЭДС на обоих этапах одинаково. Контакт тестера подсоединяется к положительной клемме источника питания автомобиля, а отрицательный штырь – к минусовой. Затем можно снимать показания вольтметра. Второй шаг отличается только нагрузкой. Наглядно процесс показывает видео: https://www.youtube.com/watch?v=PrMGXTIncOc&app=desktop Проверка АКБ с внутренним и внешним соединением банок отличается тем, что во втором можно понять работоспособность каждого из этих элементов в аккумуляторе, а не только источника питания целиком. Быстрое падение напряжения говорит о его неисправности. Тот же вывод можно сделать, если показания вольтметра одной банки отличается от остальных больше, чем на 0,1 В. В остальном замеры оцениваются по следующей таблице.
Этап
Показания вольтметра, В
Степень заряженности АКБ, %
Первый (без нагрузочного тока)
Больше 12,7
100
12,5
75
12,3
50
12,1
25
меньше 11,9
0
Второй
больше 10,2
100
9,6
75
9,0
50
8,4
25
меньше 7,8
0
Таблица 2. Проверка АКБ нагрузочной вилкой. Показания и что они значат.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?
Для проверки напряжения на выводах аккумулятора нужен вольтметр. Однако вместо этих специализированных приборов проще использовать универсальные измерительные устройства — мультиметры. Кроме напряжения, они измеряют ток и сопротивление. В зависимости от способа индикации эти приборы делятся на две категории — цифровые и стрелочные. Если есть выбор, лучше купить цифровой мультиметр. Он проще и удобней в обращении.
Бортовые компьютеры современных авто также оснащены вольтметрами, которые отображают напряжение на клеммах батареи. Однако они подключены не напрямую к клеммам. Поэтому, из-за сопротивления контактов и проводки, показания бортового компьютера могут отличаться от напряжения на аккумуляторное батарее. На заведенном двигателе вольтметр на приборной панели показывает завышенное напряжение. Если мотор заглушить, прибор выдаст заниженные показатели.
Особенности измерения под нагрузкой
Применение нагрузочной вилки для проверки источника питания автомобиля при подаче тока ограничено. Во-первых, использование этого метода допустимо, только когда тестирование при разомкнутой цепи показало заряд аккумулятора 100%. Во-вторых, его нельзя часто повторять, так как это пагубно сказывается на состоянии батареи. Есть ряд важных условий при проведении процесса.
Зная как работает нагрузочная вилка, можно определить ряд характеристик АКБ и других элементов ЭДС. Использование требует соблюдения мер безопасности как во время, так и после процесса. В противном случае появляется риск навредить здоровью человека и состоянию батареи. Количество разных показателей во многом зависит от конкретной модели. Правильный выбор последней позволяет найти оптимальный вариант для проверки аккумулятора с любоыми характеристиками и в самых тяжёлых условиях.
Проверка АКБ без нагрузки при помощи нагрузочной вилки
Самая простая вилка позволяет обследовать уровень заряда батарей на 12 вольт, а также АКБ большей мощности. В первом случае используется одно нагрузочное сопротивление на вольтметре, во втором – оба. Схема проверки аккумулятора без нагрузки такова:
Полученные значения говорят водителю о том напряжении, которым характеризуется разомкнутая цепь батареи. Эти значения необходимо сравнить с нормативными для того, чтобы установить уровень заряженности (разряженности) аккумулятора. При показаниях вольтметра от 11,5 до 11,8 В АКБ находится в полностью разряженном состоянии, от 11,8 до 12,1 В – она заряжена примерно на 25 %, от 12,1 до 12,3 – зарядка на 50 %, от 12,3 до 12,6 В – на 75 %, от 12,6 до 12,9 В – на 100 %.
Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)
Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр.
Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.
Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.
Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.
Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.
Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.
Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.
Нагрузочная вилка для аккумулятора своими руками
Сегодня есть разные модели для проверки автомобильных АКБ. Однако если хочется сэкономить и помастерить, возможно собственноручно изготовить такую вилку. Сделанные кустарным методом изделия уступают по внешнему виду промышленным, но по функциональности – нет.
Вот как сделать нагрузочную вилку:
Важно, чтобы все компоненты самодельного прибора были в исправном состоянии. Если хотя бы один из таковых окажется ненадлежащего качества, все измерения могут оказаться неточными. Так что либо нужно сделать вилку не хуже промышленной, либо купить таковую в магазине.
В заключение, стоит отметить, что проверка аккумулятора нагрузочной вилкой – дело несложное, но ответственное. Важно знать особенности применения и как проверить АКБ таким способом. На всякий случай, стоит ознакомиться и с тем, как изготовить такое устройство собственноручно. И тогда проблемы с батарей удастся вовремя заметить. А это иногда жизненно важно.