Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить

Что входит в понятие «связная речь»

Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить. Смотреть фото Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить. Смотреть картинку Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить. Картинка про Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить. Фото Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить Елена Бабич
Что входит в понятие «связная речь»

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь — это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержании. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи —коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Связность монолога обеспечивается одним говорящими

Связная речь может быть, ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой говорится. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Развитие связной речи происходит постепенно вмесите с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

«Связная речь и познание мира» к семинару-практикуму «Культура речи педагога» «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА» Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей. Задачи: 1.

Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.

Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.

Связная речь ребенка дошкольного возраста Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с.

Связная речь у старшего дошкольного возраста с ОНР Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство, так как именно в период дошкольного детства происходит.

Консультация «Воспитание: устаревшее понятие?» За последние десятилетия ситуация в семьях кардинально изменилась. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись.

Источник

Связная речь, как лингвистическое и психологическое звено речи

Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить. Смотреть фото Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить. Смотреть картинку Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить. Картинка про Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить. Фото Наиболее сложной стороной речи является связная речь поясните чем это можно объяснить Галина Мануйлова
Связная речь, как лингвистическое и психологическое звено речи

Речь – это важнейшая творческая, психическая функция человека, один из видов коммуникативной деятельности, который использует человек для общения средством языка с другими членами языкового коллектива. Функции речи у дошкольника развиваются параллельно с мышлением. Они тесно взаимосвязаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Процесс овладения речью творческий и сложный, но необходимый для того чтобы ребенок как можно раньше начал говорить правильно и красиво.

Многие авторы давали свое определение понятия «связной речи». Рассмотрим некоторые из них.

«Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание» говорится в методиках Н. А. Стародубовой.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн- «это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Значит речь должна быть понятной собеседнику или слушателю.

«Связная речь-это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания» [12].

«Связная речь – это не только последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же совершенствует свою речь, учась мыслить», считал Ф. А. Сохин.

«Под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое», дает свое определение А. В. Текучев.

Основная функция развития связной речи у старших дошкольников – создание коммуникаций. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности и несмотря на различия, тесно связаны с друг другом. В научной литературе диалогическую и монологическую речь рассматривают противопоставляя. Диалогическая и монологическая речь отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, цепи речевых реакций, осуществляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов или в виде разговора или беседы двух, или нескольких собеседников, например, в игровой деятельности. Опирается диалог на общность восприятия участников, общность ситуации и знание темы речи. Главной особенностью диалога является чередование говорения с прослушиванием собеседников. Особенность диалогической речиу старших дошкольников является: отвлечение от темы, неумение составлять правильные вопросы, неумение слушать собеседника.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение каких-либо фактах реальной действительности, протекающее долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, то есть ответ. Монолог – это усложненный вид связной речи. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации, поэтому высказывание содержит более полную формулировку. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе текст должен иметь начало, продолжение и конец.

Обучение по развитию связной речи должно строится с учетом возрастных особенностей детей, так же важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка (индивидуально-типологические особенности, определенные наследственные особенности, интеллектуальные способности, эмоциональность, точность и правильность звукового и грамматического строя речи).

Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия «Связная речь» «Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста». Сущность понятия «связная речь» состоит в том что- связная.

Картотека игр по развитию речи «Развиваем речь, играя» для детей 5–6 лет «Чьи покупки?» Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Красивая речь» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Связная речь» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы с применением настольного театра».

Консультация для родителей по развитию речи на тему «Как развивать речь детей 4–5 лет» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные.

Консультация для родителей «Связная речь» Консультация для родителей » Совершенствование связной речи у дошкольников» Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем.

Проект по развитию речи в группе раннего возраста «Играем — речь развиваем» Тема проекта: «Играем — речь развиваем» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) «Речевое развитие» выделена как основная.

Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования. Речь – форма общения, опосредованная языком. Виды речи. Речь включает в себя.

Викторина по здоровому образу жизни «Слабое звено» Викторина по здоровому образу жизни в старшей группе «Слабое звено» Цели: 1. Закреплять знания о том, что главное в жизни человека – это.

Источник

Коррекционно–логопедическая работа по формированию связной речи у детей с ОНР и задержкой психического развития

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как развернутая связная речь теряет свою значимость, так как появляются другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Поэтому одно из важных направлений работы детского сада – речевое воспитание детей, в частности связной речи. Среди детей дошкольного возраста с речевым дефектом наибольшее распространение приобрела группа детей с общим недоразвитием речи. Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей.

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами грамматически правильно.

Коррекционно – логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников 5 и 6 лет включает два направления работы:

• Совершенствование познавательной сферы.

• Совершенствование речевой сферы.

Коррекционно – логопедическая работа осуществляется поэтапно.

1 этап – подготовительный.

Основной целью подготовительного этапа логопедической работы по воспитанию навыков нормированного построения высказывания является формирование психофизиологических предпосылок для обучения.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и грамматического строя речи, большое внимание уделяется расширению словаря, в особенности глагольного. Обогащение и активизацию словаря детей с ОНР необходимо осуществлять в процессе наблюдений за животными, явлениями природы, в ходе бесед по ранее проводимых наблюдениям, во время экскурсий.

Исходя из того, что у детей данной категории страдают такие высшие функции, как зрительное восприятие, внимание, память, мышление, поэтому на подготовительном этапе предлагаются упражнения, направленные на их развитие.

Вначале обучения необходимо строить работу с использованием реальных предметов, затем переходить к работе на речевом уровне с опорой на картинки, и лишь на поздних этапах обучения использовать исключительно речевой уровень.

На подготовительном этапе большое внимание уделяется развитию мнестических процессов, для чего используются следующие приёмы:

— включение наглядности в процесс запоминания (игрушки, картинки, реальные предметы).

— двигательное и речедвигательное сопровождение (например, произношение вслух, позднее шёпотом запоминаемого материала).

— игровые упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни слово» и другие.

На начальных этапах обучения рекомендуется добиваться от ребенка оречевления своих действий по ходу деятельности, и их оречевление осуществляется под руководством педагога и с его помощью.

Целями 2 этапа являются:

формирование навыка осмысления общего содержания картины;

развитие практического навыка построения связного высказывания

На этом этапе ведущей должна быть работа по формированию навыка построения связного высказывания. Значительное место в работе над развитием связной речи занимают задания, цель, которых является обучение ребёнка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, найти связи между предложениями:

— конструирование предложений из набора слов;

— окончание начатого предложения;

— установление логической связи между двумя – тремя предложениями.

Для составления рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картинки. В качестве эффективного средства формирования связной речи, основанного на механизме подражания, можно использовать прослушивание звучащего образа. Он представляет собой запись специально подобранных примеров связных устных высказываний.

Образец рассказа облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объём и последовательность изложения, облегчает подбор словаря. Наглядно это подкрепляется сюжетной картинкой, позднее – используются рассказы, отражённые в серии сюжетных картин.

Залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать). Прежде всего нужно помогать детям установить целую систему связей – пространственных, временных, цели, связи последовательности, причинно – следственных связей, установить взаимоотношения между объектами, персонажами, понять их мотивы, настроение (Дети тепло оделись, поэтому им не холодно, им нравится гулять).

На данном этапе работырекомендуется следующие игры:

• Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента.

• Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок.

В дальнейшем дети повторяют образец рассказа логопеда, при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Образец необходимо употреблять в совокупности с другими приёмами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли.

Постепенно дети всё больше привносят в рассказы элементы собственных высказывании, и логопед стимулирует их на оречевление отдельных действий сюжета.

Игры для отработки данного навыка:

• Чтение как специальный приём, создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказу, стихам.

• Игры на «воображение, связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.

Большое значение имеет создание условий для целого комплекса высказываний. С этой целью рекомендуется проводить ролевые игры, разыгрывать сказочных героев, взрослых (мама, врач, учитель и другие, то есть сделать установку на необычность, вводя таким образом в речевую деятельность добавочные мотивы, личностный смысл.

На продвинутых этапах можно использовать составление рассказа по частям. Например, по картине «Ждут в гости маленьких друзей» (из серии «Наши маленькие друзья») детям предлагается сначала придумать рассказ на тему «Подготовка к приезду гостей»: как ребята убирали групповую комнату, как подготовили небольшой концерт, какие приготовили подарки. Содержание картины облегчает составление такого творческого рассказа на эту тему, логопедпредлагает придумать дальше: кто приехал в гости к детям, как одеты гости, когда это было («Первое знакомство»). Завершает рассказ последняя часть – «Гости на празднике»: как приняли дети гостей, как их развлекали. Затем логопед может рассказать обо всём сразу.

Могут использоваться игры в «семантические абсурды», когда дошкольникам предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными.

3 этап – заключительный.

На данном этапе дети закрепляют приобретенные навыки правильного употребления связного высказывания, и навыки самоконтроля за правильностью установления связного высказывания.

Используемые упражнения построены по принципу от простого к сложному.

Примеры возможных вариантов заданий:

• Закончить рассказ методом добавления одного предложения с опорой на предметные картинки;

• Составить рассказ по картинкам на определенную тему;

• Самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок или по заданной теме;

• Составление рассказа на определенную тему с данными словами;

• Драматизация сказок и другие виды заданий.

Для формирования навыка самоконтроля за правильность высказывания можно предложить ребёнку сравнить составленный им рассказ а рассказами других детей, обосновать в речевой форме правильность установления логических связей.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей детей.

• Володина В. С. Альбом по развитию речи. –М. :ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 95с.

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003.- 320с.

• Журнал «Логопед» № 4 за 2004год

• Журнал «Логопед» № 2 за 2007год

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. » М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Источник

Методика развития устной речи

Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Иными словами, связная речь — это сложное целое, которое представляет собой две и более группы предложений, подчиняющихся единой теме и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом. Связная речь, так же как и предложение, служит целям коммуникации, но на более высоком уровне.

Связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую речь. Их объединяет единая целевая установка: выполнение функции общения. Вместе с тем каждая из этих форм речи имеет свои особенности.

Связность устного речевого сообщения достигается за счет использования лексико-грамматических и интонационных средств. К ним относятся: местоимения, местоименные наречия, союзы и союзные слова, частицы, видо-временные формы глаголов (морфологические средства); порядок слов, вводные слова, неполнота предложений, актуальное членение (синтаксические средства); повторы отдельных лексических единиц, фразовые синонимы (лексические средства); различные виды интонации (фонетические средства). Включение в текст этих языковых средств цементирует предложения, делает их взаимозависимыми, тесно связанными друг с другом.

Так, в тексте сказки “Маша и медведь” ( “Пошли девочки в лес за ягодами. Набрали ягод, пошли домой, глядь — одной девочки нет. Стали они аукаться — никто не откликается”) его ] связность достигается за счет использования одних и тех же 1 форм глагола (формы прошедшего и настоящего времени), наличия личного местоимения, инверсионного порядка слов, опущенного, но подразумевающегося (во втором предложении) подлежащего. В результате включения этих средств второе и третье предложения как бы сращиваются с первым, становятся коммуникативно слабыми, несамостоятельными.

Тексты, с которыми работают дети, могут быть различными по своим функционально-смысловым характеристикам. Различают следующие типы: повествование, описание, рассуждение.

Повествование — это сообщение о событиях и явлениях, развертывающихся во времени. Эти тексты имеют сюжет, действующих лиц, экспрессивно-эмоциональную окраску. Примерами подобных текстов могут служить “Волшебное слово” В. Осеевой, “Серая Шейка” Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Описание, как правило, не имеет сюжета и действующих лиц. В нем дается перечисление ряда признаков, присущих предмету, явлению, событию. В художественном описании, в отличие от научного, широко используются образные средства языка. Это придает описанию определенный эмоциональный настрой. Например, в книге для чтения (3-й класс) дано описание весны К. Паустовского, где использованы различные виды тропа, такие, как метафора ( “весело шумел лес”), сравнение ( “весна, как молодая хозяйка”), эпитеты ( “горячий ответ”) и др.

Рассуждение — наиболее “строгий тип” текста. В нем развивается и доказывается определенная мысль. По своей структуре и лексико-грамматическим средствам текст-рассуждение приближается к научному стилю речи.

В специальной (коррекционной) школе для формирования монологической речи в основном используются тексты описательно-повествовательного плана. Тексты-рассуждения по программе развития письменной речи составляются только в 8-м классе на доступном учащимся материале ( “Кем я хочу стать и почему”).

Однако элементы рассуждения, несмотря на сложность данного типа текста, можно вводить значительно раньше. Так, уже во 2-м классе, разбирая рассказ В. Осеевой “Кто хозяин?”, учащиеся по заданию учителя высказывают элементарное суждение о том, кто из мальчиков оказался настоящим хозяином и почему.

У школьников с ТНР нарушена и диалогическая и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.

Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое), и др.

Несомненно, что в старших классах речь учащихся становится более совершенной, но без систематической специальной работы этого оказывается явно недостаточно для того, чтобы она стала полноценным средством общения.

С целью создания оптимальных условий для развития устной речи детей с ТНР в 1—4-м классах предусматриваются специальные уроки, на которых формирование речи осуществляется в связи с изучением предметов и явлений реального мира. В содержание этих уроков входят сведения естествоведческие (сезонные изменения в природе, растительный и животный мир), обществоведческие (семья, город, деревня, транспорт и бытовые (посуда, обувь, мебель и др.).

Содержание уроков определяет выбор методов обучения. Основными являются наглядные и практические методы, благодаря которым дети всесторонне знакомятся с материалом: рассматривают, наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют, выполняют опыты и т.п.

Однако самой по себе наглядной и практической деятельности школьников с ТНР с изучаемым материалом еще недостаточно для того, чтобы они усвоили и переработали определенную информацию. Используются также словесные методы с целью направить внимание учащихся на рассматривание объектов, их сравнение, организовать действия с ними, побудить к высказываниям. При этом постоянно контролируется соответствие речи и деятельности.

Участие в познании окружающего мира, максимального количества анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств конкретизируют чувственный опыт детей, создают ту предметно-понятийную основу, на базе которой формируется связная речь.

Не меньшее значение для развития речи имеют уроки чтения и грамматики. Основой для речевой практики на уроках чтения становятся тексты произведений, проанализированные с учащимися, подкрепленные сопоставлением с их собственным опытом, рассматриванием картин, просмотром диаи видеофильмов, выполнением практических работ (создание макетов, рисунков, организация зеленого патруля, подготовка к весне скворечников и др.).

На уроках грамматики источниками развития связной устной речи являются грамматический, орфографический и синтаксический анализы текста, работа с картиной, уточнение представлений школьников после проведенной экскурсии или внеклассного мероприятия с целью подготовки к письменной творческой работе.

Работа, направленная на развитие связной устной речи, на любом из уроков русского языка начинается с упражнения учащихся в диалоге. Основной вид упражнений — беседа учителя с учениками. Ее форма может быть непринужденной, не стесненной строгими рамками полных ответов на вопросы. Вместе с тем, учитывая, что речевая практика детей с ТНР предельно ограниченна и что одним из условий построения связного высказывания является развернутая форма предложений, наряду с непринужденным разговором осуществляется постоянная тренировка школьников в полных ответах на вопросы. Вот почему начиная с 1-го класса учитель постоянно чередует требования полных и кратких ответов. От класса к классу ответы становятся более развернутыми, включающими элементы монологического высказывания из двух, трех и более предложений.

В процессе занятий важно также специально учить детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками — одна из форм выражения речевой активности. В связи с этим так важна организация диалогов типа “ученик—ученик” (школьники спрашивают друг друга о непонятных словах, задают вопросы по прочитанному тексту, предлагают своему товарищу задания орфографического или грамматического характера), “ученик-учитель” (ученики ставят учителю вопросы такого же характера, что и в диалоге типа “ученик—ученик”). Последний вид диалога, с одной стороны, вызывает дополнительную активность учащихся, с другой — предполагает восприятие детьми образцов ответа, которые дает учитель.

Работа по развитию описательно-повествовательной речи ведется параллельно с развитием диалога. После разбора текста или картинки по вопросам (диалогическая речь) следует связный рассказ самих учащихся.

В школьной практике используются такие виды связных устных высказываний: развернутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге; составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу; описание наблюдаемого объекта, явления.

В процессе работы над связной речью, как показали исследования СЮ. Ильиной, учащиеся с ТНР оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения связной речи. Учащиеся приобретают следующие умения:

§ отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;

§ определять тему высказывания;

§ выделять идею высказывания;

§ соотносить заглавие и содержание текста;

§ выбирать среди данных заголовков наиболее соответствующий теме или идее, самостоятельно озаглавливать текст;

§ находить части текста, относящиеся к вступлению, основному содержанию и заключению;

§ устанавливать количество информационных единиц в каждой структурной части текста;

§ определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице;

§ устанавливать логическую связь между частями текста и предложениями;

§ находить некоторые средства межфразовой связи, а затея и использовать их.

Усложнение работы по годам обучения происходит в плане увеличения объема материала.

Организация занятий по развитию связной речи должна отвечать ряду требований:

1. Создание соответствующих условий для возникновения у учащихся потребности говорить.

2. Работа над логикой высказывания.

3. Организация языковой основы для высказывания.

4. Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ.

5. Организация самого высказывания.

6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картинке, опорным словам, предложенной теме, заданному началу и т.д.

Руководство выполнением любого вида упражнений в связной речи обязательно состоит из следующих этапов: подготовка к высказыванию (целевая установка, мотивация речи детей), планирование изучаемого материала и, наконец, его оформление (лексическое, морфологическое, синтаксическое).

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1517 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *