Наименование муниципального района городского округа что это
Наименование муниципального района городского округа что это
Статья 2. Основные термины и понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 387-ФЗ, от 01.07.2021 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 22 ч. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Словосочетания «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
Отличия между муниципальным округом и районом, в чем разница
В январе 2019 года в Российской Федерации был принят закон, в котором предусмотрено образование 8 видов муниципальных образований, в том числе района и округа. Право утверждать, упразднять и видоизменять муниципальные образования возложено на субъекты Российской Федерации. В чем заключаются отличия муниципального округа от муниципального района?
Определение терминов
В Федеральном законе об организации местного самоуправления от 2019 года даны определения всех действующих видов территориальных образований.
Муниципальный район
Муниципальный район (МР) – это административно-территориальная единица, включающая в себя городские, сельские поселения и межселенные территории. Помимо общности территории их объединяет единая система местного самоуправления. Население МР прямым голосованием выбирает местные органы власти: законодательные и исполнительные.
В МР обычно входят небольшие, близко расположенные города, а также прилегающие к ним территории, предназначенные в будущем (по генеральному плану развития) для развития их инфраструктуры:
Сельские поселения – это одно или несколько территориально компактно расположенных сел, население которых может варьироваться от нескольких десятков до 10-15 и более тысяч человек. Границы сельского поселения из 2-х и более сел определяются, исходя из пешей доступности до административного центра в течение рабочего времени для всех жителей.
Межселенные территории, включаемые в границы МР, – это территории между сельскими поселениями данного муниципального образования, где проживает незначительное количество людей.
Муниципальный округ
Термин «муниципальный округ» (МО) применяется в 2-х случаях:
В первом случае МО созданы в Москве, С-Петербурге и Севастополе: 125, 81 и 9 соответственно.
Во втором случае МО создается вместо городских округов и районов, где при высокой плотности населения (в 5 раз выше среднего по РФ) в городах проживет менее 2/3 от численности городского населения. Реформа начата в 2019 году. На 01.01.21 было создано 121 подобное МО. В последующие 2 года будет преобразовано еще 27 городских округа.
Отличие между муниципальным районом и муниципальным округом
Разница между административно-территориальными единицами заключается в плотности населения и занимаемой площади. МО отличается меньшими размерами по сравнению с МР и большей плотностью населения.
Есть ли сходство?
Обе административно-территориальных единицы в своей основе имеют один и тот же принцип формирования: оптимизация территориального самоуправления. Оно может иметь исторически сложившиеся традиции взаимоотношений людей и местных органов власти. Или требовать реформирования из-за миграции, естественной убыли или прироста населения.
Примеры из жизни
Самая большая по занимаемой территории административно-территориальная единица в России – Таймырский Долгано-Ненецкий МР – 880 тыс. квадратных километров. Административный центр – город Дудинка. Всего в составе МР – 2 городских (Дудинка, Диксон) и 2 сельских поселения (Хатанга, Караул), 23 села, общей численностью 31,4 тыс. человек (на 01.01.2020).
Типы муниципальных образований
Любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих основных элементов:
1) территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
2) населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;
3) муниципальной собственности, выступающей в качестве материально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Ключевая идея закона – формирование на территории Российской Федерации двухуровневой системы местного самоуправления.
Закон выделяет три основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение.
В соответствии с законом о местном самоуправлении границы муниципального района устанавливаются с учетом:
1) необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района,
2) необходимости создания условий для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
3) транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.
До 1 января 2005 года в Ростовской области были приняты необходимые областные законы: установлены границы муниципальных образований, наделены соответствующим статусом поселения, муниципальные районы и городские округа.
При образовании новых территориальных структур учитывался и принцип пешеходной доступности до центра муниципального образования, и численность населения, и предполагаемая налоговая база. Если два малочисленных поселка расположены рядом, и позволяет инфраструктура, они объединялись в одно муниципальное образование.
В рамках муниципальной реформы на Дону создано 463 муниципальных образования: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 17 городских и 391 сельское поселение.
abcdpolk
abcdpolk
Так будет не всегда
Территориальные основы местного самоуправления (как институт муниципального права) представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления: формирования территории муниципального образования, установления и изменения его границ.
Тема 2. Территориальная организация местного самоуправления
— это деятельность населения, органов государственной власти и местного самоуправления по формированию территории муниципального образования, установлению и изменения его границ.
Муниципальное образование – это, прежде всего, территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление.
Вид (статус) муниципального образования и его границы устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Вопрос 1. Виды муниципальных образований:
(названия населенных пунктов и муниципальных образований вымышленные)
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.
С учетом плотности населения и доступности территории статусом сельского поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек. Таким образом, по желанию населения местное самоуправление может быть организованно и в небольшом (менее 1000 человек) населенном пункте, если он находится в труднодоступной или отдаленной местности, что не позволяет включить его в состав более крупного муниципального образования.
Перечень местностей, относящихся к территориям с высокой или низкой плотностью населения, устанавливается Правительством РФ. Например, Распоряжение Правительства РФ от 25.05.2004 N 707-р «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения».
2. Городское поселение – это город или поселок.
(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)
3. Муниципальный район – это несколько городских и сельских поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.
(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)
Границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.
Органы местного самоуправления (ОМСУ) муниципального района имеют более широкие полномочия, чем городские и сельские поселения. Например, организация школьного образования относится к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, решение о создании или ликвидация школ принимают ОМСУ муниципального района. Они же отвечают за их содержание. ОМСУ городских и сельских поселений подобные решения принимать не вправе, как и финансировать содержание школ из своего бюджета.
Обращаю внимание, что городской округ – это не округ в городе, не часть города. Напротив, городской округ – это, как правило, крупный город. Например, в Архангельской области статус городского округа имеют муниципальные образования Архангельск, Котлас, Коряжма и некоторые другие.
Например:
(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)
При этом, как указанно выше, в состав городского округа могут входить несколько населенных пунктов. Например, в состав муниципального образования «город Архангельск», помимо самого города Архангельска, входят поселки Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск и Талажский авиагородок.
Так, например, ОМСУ городского округа по своему усмотрению принимают решения о создании или ликвидации школ и обеспечивают их финансирование.
Городские округа не соответствующие этим требованиям должны быть преобразованы в муниципальные округа до 1.01.2025г.
Возможность создания двух вышеуказанных видов муниципальных образований появилась после внесения в 2014 году соответствующих изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Создание внутригородских районов с одновременным преобразованием обычного городского округа в городской округ с внутригородским делением целесообразно для больших городов, где есть необходимость упростить доступ граждан к местному самоуправлению и его органам.
В настоящее такой вариант организации местного самоуправления реализован в Челябинске, Самаре и Махачкале, которые получили статус городских округов с внутригородским делением, с одновременным созданием на их территории внутригородских районов, являющихся самостоятельными муниципальными образованиями.
Карта внутригородских районов г.Челябинска.
Необходимо пояснить, что территориальные округа города Архангельска (Октябрьский, Соломбальский, Ломоносовский и др.) внутригородскими районами не являются. Это не муниципальные, а административно-территориальные образования. Существующие в них администрации и главы – это не органы местного самоуправления, а территориальные подразделения администрации города Архангельска, который является единым муниципальным образованием, имеющим статус городского округа.
Однако, поскольку право на местное самоуправление предоставлено всем гражданам Российской Федерации, то территория указанных субъектов РФ также поделена между муниципальными образованиями. Так, на территории Москвы создано около 150 муниципальных образований. На территории Санкт-Петербурга – чуть более 100, Севастополя – 10 муниципальных образований.
Главной особенностью указанных муниципальных образований является то, что перечень вопросов местного значения, которые они уполномочены решать, установлен не Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а законами соответствующих субъектов РФ (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Подведем краткий итог:
Вопрос 2. Муниципальные образования Архангельской области.
— 19 муниципальных районов (Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Онежский, Пинежский, Плесецкий, Приморский, Устьянский, Холмогорский и Шенкурский)
Муниципальный район
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако.
Метрополитенский район (англ. metropolitan borough — метрополитенский боро) — единица административно-территориального деления Англии, является подразделением графств-метрополий. Созданы в 1974 по Акту местного самоуправления 1972 года, метрополитенские районы определены в английском законе как метрополитенские дистрикты (англ. metropolitan districts). Тем не менее, все из них были наделены королевскими хартиями, по которым они получали статус района (англ. borough — боро) (а в некоторых случаях.
С 31 мая 2018 года Пакистан разделен на 4 провинции, 1 федеральную столичную территорию и 2 территории Кашмира, административно подчиненных Пакистану.
Коммуна (нидерл. gemeente, фр. commune, нем. Gemeinde) — низшая административная единица Бельгии. Входит в состав провинции (Фламандский и Валлонский регионы) или непосредственно в состав округа (Брюссельский столичный округ). Коммуна может состоять из одного или нескольких поселений, не имеющих статус города, небольшого города и нескольких сельских поселений или одного большого города (во фламандском и валлонском регионах). Коммуны Брюссельского столичного района являются городскими районами.