Наименование объединения дополнительного образования что это значит

Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей

Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значитНаименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значитНаименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значитНаименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значитНаименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значитНаименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значитНаименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значитНаименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит

1) Право ребенка заниматься в нескольких объединениях одновременно и менять их по своему усмотрению.

2) Право педагога работать по образовательным программам одной направленности или по комплексным и интегрированным программам.

3) Зависимость численного состава объединения и продолжительности занятий от устава учреждения.

4) Право педагога на выбор формы занятия – коллективной или индивидуальной.

5) Право детей и родителей на создание благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

6) Право родителей на участие в работе детских объединений.

Выделяются следующие виды детских объединений детей: кружок (группа), клуб, студия, школа, ансамбль, театр, лаборатория, секция НОУ, совет.

Кружок – одно из первых объединений детей по интересам. Здесь происходит приобщение ребенка к углубленному изучению какого-либо предмета, к разным видам деятельности. Это, как правило, первая ступень закрепления интереса и потребности ребенка в конкретном виде деятельности. В кружке соединяется изучение предмета с возможностью общения по интересам, что делает необходимым для педагога разработку не только обучающей, но и воспитательной части программы.

Студия – творческий коллектив детей и педагогов, объединенный общей целью, задачами, ценностями совместной творческой деятельности. Это форма объединения чаще всего в художественном направлении деятельности (театральная, бального танца, изостудия, лепки и керамики и т.п.). Здесь обычно изучаются интегрированные учебные курсы, разные стороны того или иного вида искусства. Например, театральная студия предполагает изучение актерского мастерства, сценической пластики, основ мировой театральной культуры, культуры речи и т.п. В студии работает коллектив педагогов. Специфика этого детского объединения состоит в систематических творческих выступлениях, выставках, концертах, фестивалях, где не только демонстрируются достижения коллектива, но и происходит своеобразное творческое общение с подобными коллективами, являющееся стимулом дальнейшего развития.

Как отдельный вид детского объединения выделяется детский театр, который по специфике своей деятельности очень близок к студии. Он может быть организован не только в театральном виде искусства, но и в иных областях деятельности. Так, достаточно широко распространены театры моды, фольклорные театры, где работа по созданию моделей тесно переплетается с театрализованным показом костюмов.

Ансамбль – детское объединение, представляющее собой единый творческий коллектив, состоящий из групп исполнителей по отдельным видам искусства. Например, ансамбль песни и танца состоит из танцевальной группы, хора, оркестра. Ансамбль по характеру деятельности близок к студии. Их объединяет художественная направленность, творческий характер деятельности, участие в концертных, фестивальных программах, работа нескольких педагогов. Ансамбль – это часто разновозрастной коллектив, что накладывает отпечаток на воспитательную работу, характер общения педагогов с детьми и детей между собой. Спецификой работы ансамбля является большая репетиционная деятельность – залог высокого профессионального и исполнительского мастерства.

Клуб – объединение детей и педагогов в целях общения по интересам, связанным с культурой, искусством, политикой, техникой, спортом, досугом. Например, клуб юных парламентариев, лидеров, диско-клуб и т.п. В основе деятельности клуба лежат определенные принципы: добровольность членства, единство цели, самоуправление, совместная деятельность. В деятельности клуба активное участие принимают органы самоуправления. Клуб имеет свои правила, устав, программу деятельности, внешние атрибуты (эмблема, девиз, форма). Во главе стоит избираемый членами совет. Состав клуба не является постоянным. Для деятельности клуба характерно сочетание заседаний (занятий) и организация массовых акций, мероприятий по профилю деятельности.

Школа в структуре учреждения дополнительного образования предполагает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение какой-либо научной дисциплины. Например, школа раннего развития для дошкольников, коммерческая школа и т.п. Школа может иметь разные ступени обучения: начальное, основное, профессиональное. Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимообусловленных, преемственных программ одного направления, позволяющих детям заниматься на доступных уровнях. Перед школой стоят комплексные задачи допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки детей, поэтому спецификой школы в дополнительном образовании является наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, умения, навыки; обязательная промежуточная и итоговая аттестация; выдача итогового документа, подтверждающего уровень образования. Школа предполагает работу нескольких педагогов.

Секция научного общества учащихся (НОУ) – добровольное объединение старшеклассников, создающееся с целью изучения той или иной отрасли науки, исследования определенных научных проблем. Подразумевает научно-исследовательскую деятельность детей под руководством ученых, специалистов-практиков, педагогов дополнительного образования. В секции НОУ сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. Итогом работы старшеклассника является научное исследование, которое представляется на международных, российских, региональных олимпиадах, конференциях. Научное общество учащихся возглавляется советом – органом самоуправления, избранным из членов секций и филиалов НОУ. Совет позволяет старшеклассникам активно включаться в общественную работу и может рассматриваться как серьезный социализирующий фактор деятельности НОУ.

Лаборатория – коллектив старшеклассников или старших подростков, занимающихся прикладной областью научного знания или междисциплинарными исследованиями. По характеру деятельности близок к секции НОУ. Для реализации программы деятельности необходима лабораторная база, специальное оборудование.

Представленные детские объединения не исчерпывают всего многообразия деятельности учреждения дополнительного образования, но наиболее распространены в практике современной системы дополнительного образования детей.

Содержание программы

Каждая тема программы, обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается отдельно по схеме: цели и задачи, знания, умения и навыки, формируемые темой, теоретические вопросы, основные законы, закономерности, термины, понятия, содержание практической работы, основные практические задания, библиографический список для педагога и детей, дидактический материал, используемый на теоретических и практических занятиях.

План воспитательной работы, реализуемой программой.

Учебно-методическое обеспечение занятий.

Результативность программы (достижения детского коллектива в конкурсах, соревнованиях разного уровня, результаты диагностики, контрольных срезов и т.п.).

Экспертный лист оценивания образовательной программы дополнительного образования
1. Информационная карта программы

Ф.И.О. автора, квалификационная категория ___________________________________________________________________

– по характеру образовательной деятельности (обучающая, развивающая, коррекционная, воспитательная)_______________________________________

– по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный)________________________________________________

– тип программы (типовая, модифицированная или адаптированная, экспериментальная, авторская)______________________________________

– продолжительность освоения ______________________________________

– возрастная категория детей ________________________________________

2. Оценка программы

Наличие титульного листа_____________________________________________

– обоснование актуальности, новизны и основных отличий программы от других аналогичных или смежных профилю деятельности;

– преемственность и согласованность программы с образовательными программами общеобразовательной школы;

– взаимосвязь целей и задач (насколько цель содержит указание на предполагаемый результат); реализация в них идеи гармонического развития личности ребенка, его творческих сил и способностей; воспитание потребности в самообразовании;

– цели, определяемые для каждого года процесса деятельности (если программа долгосрочная);

– ведущие теоретические, педагогические идеи, подходы, концепции; степень научности и практической деятельности;

– общепедагогические принципы и специфические закономерности предмета изучения: научность, системность, доступность, динамичность и стабильность, связь теории с практикой;

– краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности;

– умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований;

краткое описание разнообразных форм работы с детьми: экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.;

– прогнозируемые результаты и критерии их оценки (что будут знать и уметь обучающиеся, где смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты в результате занятий и каким образом это определяется);

– средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.).

– обозначение основных тем учебного курса и их продолжительность по годам обучения;

– пояснение расчета годовых часов.

– полное раскрытие тем с указанием основных вопросов теоретического и практического плана;

– наличие форм самостоятельной работы для детей, занимающихся не первый год (доклады, проекты, исследовательская работа, рефераты и др.);

– соответствие содержания и форм возрастным и индивидуальным особенностям.

– дидактическое (карточки, наглядность задания);

– библиографический список по направлению деятельности для детей и для педагогов;

– наличие инструментария педагогической диагностики;

– результаты педагогической и психологической диагностики

Технологичность программы (доступность для применения в педагогической практике).

«Портфолио» в дополнительном образовании

«Портфолио» – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника, педагога в определенный период его обучения, профессиональной деятельности.

Сравнительная характеристика видов «портфолио»

ВидСодержание «портфолио»ПреимуществаОграничения
1«Портфолио» документовДокументированные индивидуальные образовательные и творческие достиженияМеханизм определения рейтинга достиженийНе дает предс-тавления о про-цессе работы
2«Портфолио»

Собрание проектных, исследовательских, творческих работ

Дает представле-ние о качестве работы, динамике, исследовательской активностиНе может быть использовано для определе-ния рейтинга работы
3«Портфолио» отзывовВнешние характеристики

качества исследовательской работы, самоанализ по результатам работы

Включает механизмы самооценкиСложность формализации и учета собран-ной информации

Учитывая достоинства и недостатки каждого вида «портфолио», оптимально использование комплексных видов «портфолио» (например, документов и работ).

Примерная структура «портфолио». «Портфолио» документов представлено в табл. 2.

Таблица 2.

ПозицииКомпонентыРезультаты
ОлимпиадыГородские

Для составления банка данных на воспитанников, педагогов методической службой образовательного учреждения делается карта достижений.

Карта индивидуальных достижений воспитанника

Ф.И.О. воспитанника (педагога)__________________________________

Источник

Учреждения дополнительного образования

Смотреть что такое «Учреждения дополнительного образования» в других словарях:

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним… … Педагогический словарь

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — – образовательные учреждения – дворцы, дома и центры детского творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов, центры традиционной культуры, народных ремесел и другие, обеспечивающие условия для личностного развития, укрепления здоровья … Терминологический ювенологический словарь

Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ … Официальная терминология

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, выходящие за пределы определяющих их статус основных образовательных программ в целях всестороннего удовлетворения образовательных… … Профессиональное образование. Словарь

Учреждение дополнительного образования — образовательное учреждение,реализующее дополнительные учебные программы различной направленности,выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Учреждение дополнительного образования детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

Центр дополнительного образования одарённых школьников — Центр дополнительного образования одарённых школьников … Википедия

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Энциклопедия права

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Большой юридический словарь

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — 2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется учреждение) тип образовательного учреждения, основное предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных… … Официальная терминология

Источник

Виды учреждений дополнительного образования

Виды учреждений дополнительного образования.

Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.

Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.

Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.

Выделяют следующие виды Центров:

Центр дополнительного образования детей;

Центр развития творчества детей и юношества;

Центр творческого развития и гуманитарного образования;

Центр детско-юношеский, детского творчества;

детский центр (подростковый);

Центр внешкольной работы.

Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);

Центр детский морской;

Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);

Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).

Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.

Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:

уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);

ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);

профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).

Выделяют следующие виды школ:

школа по различным областям науки и техники,

по различным видам искусств,

детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).

Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.

Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).

Выделяют следующие виды Дворцов:

Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;

Дворец учащейся молодежи,

Дворец пионеров и школьников,

Дворец юных натуралистов,

Дворец спорта для детей и юношества,

Дворец художественного творчества (воспитания) детей,

Дворец (Дом) детский культуры искусств.

Видами Домов могут быть:

Дом детского творчества;

Дом детства и юношества, учащейся молодежи;

Дом пионеров и школьников;

Дом юных натуралистов;

Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);

Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

Дом художественного творчества (воспитания) детей;

Детский дом культуры (искусств).

Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.

Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).

В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.

Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.

Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).

Станция юных натуралистов;

Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);

Станция детская экологическая (эколого-биологическая);

Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.

Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).

Источник

Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей

Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Смотреть картинку Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Картинка про Наименование объединения дополнительного образования что это значит. Фото Наименование объединения дополнительного образования что это значит

Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей

Кружок

Кружок – одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем – как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.

Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии – диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Студия

Первый смысл слова « студия » таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.

Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).

В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:

учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач

индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого « продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.

Ансамбль

Театр

Театр – творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Оркестр

Оркестр – группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.

Класс

Класс в системе дополнительного образования – это группа учащихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.

Школа

Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Учащиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.

Для школ характерны следующие отличительные признаки:

наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе

решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач

приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности

наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов

четко обозначенные условия набора и обучения

наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.)

организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом

наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.

В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:

приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.)

степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля)

ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей – инвалидов)

В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).

Мастерская

Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.

В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.)

приоритет целей обучения и предметно – практических задач

ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий

демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.)

Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.

Лаборатория

Лаборатория – детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.

Проектирование – ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории – развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.

Секция

Секция – объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.

Салон

Салон – объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.

Клуб

Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).

Кроме того, клуб решает задачи:

удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности

расширения кругозора по широкому кругу проблем

предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе

В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи – это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.

Главные принципы организации деятельности клуба

Добровольность членства

Самоуправление

Единство цели

Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой)

Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие)

Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически – преобразующая, рекреационная)

Отсутствие взаимного давления

Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера

Личностный комфорт

Ориентированность на перспективу

Широкие возможности для выбора единомышленников

В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т. д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)

Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)

Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же – председатель Совета клуба. Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.

Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.

Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально – техническую базу.

Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.

В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни – тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно – полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.

Планирование работы клуба – длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1 этап – анализ деятельности за прошедший период, который включает: выявление проблем (что не удовлетворяет в результатах деятельности?), выявление причин появления проблем, определение направления преобразований.

2 этап – постановка целей и задач на новый учебный год. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь к определенному времени.

Цель должна обладать свойствами:

Полнотой содержания

Контролируемостью ожидаемого результата

Временной определенностью

Реальностью

Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

4 этап – рассмотрение проекта плана, определение сроков исполнения и ответственных.

5 этап – утверждение плана на педагогическом или методическом совете.

Продуманная и целенаправленная организационная деятельность и общение в клубе (усилиями педагога, коллектива, учреждения и др.) как в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы и т. д.

Перспективной становится деятельность тех клубных объединений, где по каждому конкретному направлению соединяются самые разнообразные формы работы, учитываются и целесообразно используются возможности образовательных, культурно – просветительских, спортивных и др. учреждений.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба – быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.

Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган – информационный бюллетень, газету.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.

Типология клубов еще полностью не разработана, но уже сегодня их можно классифицировать:

по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно – политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т. п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи

по преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.

1) Учебные – лектории, клубы интересных встреч, т. е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.

2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)

3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т. п. по степени организованности: официальные, неофициальные.

В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *