Наименование профессионального модуля что это
Структура профессионального модуля
Коды профессиональных, общих компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Суммарный объем нагрузки, час.
Объем профессионального модуля, час.
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Самостоятельная работа
Обучение по МДК
Практики
Всего
В том числе
ПМ.02.Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
Раздел 1 МДК.02.01.Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации
Тема 1.1. Классификация источников формирования имущества организации
Собственные источники формирования имущества. Заемные источники формирования имущества.
Тема 1.2 Учет труда и заработной платы
Порядок начисления заработной платы и ее учет. Правовые основы организации и оплаты труда в Российской Федерации. Виды, формы и системы оплаты труда. Первичные документы по учету численности работников, отработанного времени и выработки. Начисление заработной платы при различных видах, формах и системах оплаты труда. Особенности расчета средней заработной платы для начисления отпускных и пособий по временной нетрудоспособности. Порядок начисления премий и вознаграждений по итогам года. Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда. Удержания из заработной платы и их учет. Виды удержаний из заработной платы. Учет удержаний из заработной платы.
Тема 1.3 Учет кредитов и займов
Понятие кредитов и займов и нормативное регулирование их учета. Нормативное регулирование бухгалтерского учета кредитов и займов. Понятие кредитов и займов, их виды. Краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы. Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию. Привлечение заемных средств путем выдачи векселей. выпуска и продажи облигаций. Учет внутренних займов. Начисление и учет процентов по кредитам. Синтетический и аналитический учет кредитов и займов.
Тема 1.4 Учет уставного, резервного, добавочного капитала и целевого финансирования
Понятие и состав собственного капитала организации. Понятие собственного капитала организации, его состав. Уставный капитал организации, порядок его формирования и изменения. Учет уставного капитала и расчетов с учредителями. Учет формирования и изменения уставного капитала. Учет расчетов с учредителями. Учет резервного и добавочного капитала. Формирование и использование резервного и добавочного капитала. Учет целевого финансирования. Порядок поступления средств целевого финансирования.
Тема 1.5 Учет финансовых результатов
Понятие и классификация доходов организации. Нормативное регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности организации. Понятие доходов организации, порядок их признания в бухгалтерском учете. Классификация доходов (расходов) организации. Порядок формирования финансовых результатов деятельности организации по основным видам деятельности. Структура финансового результата деятельности организации. Порядок формирования финансовых результатов деятельности организации. Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности. Характеристика и учет доходов и расходов по прочим видам деятельности Порядок формирования финансовых результатов деятельности организации по прочим видам деятельности. Учет нераспределенной прибыли. Выявление и отражение в учете нераспределенной прибыли. Направления использования прибыли. Отражение в учете использования прибыли.
Раздел 2 МДК.02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации
Тема 2.1 Организация проведения инвентаризации
Тема 2.2 Инвентаризация внеоборотных активов
Порядок проведения инвентаризации основных средств. Порядок оформления результатов инвентаризации основных средств Порядок проведения инвентаризации нематериальных активов. Порядок оформления результатов инвентаризации нематериальных активов.
Рабочая программа профессионального модуля код. 00. Название основной профессиональной образовательной программы специальности (ей) 000000 Название специальности
«Безенчукское медицинское училище
Директор ГБОУ СПО БМУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
основной профессиональной образовательной программы специальности (ей) 000000 Название специальности
Зам. директора по УР
Техническая экспертиза: ФИО, должность СОКРАЩЕННОЕ НАЗВАНИЕ ОУ
Содержательная экспертиза: ФИО, должность СОКРАЩЕННОЕ НАЗВАНИЕ ОУ
Содержательная экспертиза: ФИО, должность, полное название ОУ СПО и/или
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 000000 Название специальности, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «00» месяц 2009 г. № 000.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности (ям) 000000 Название специальности (ей) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
2. Результаты освоения профессионального модуля 6
3. Структура и содержание профессионального модуля 9
4. Условия реализации профессионального модуля 15
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 18
Название профессионального модуля
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована хххххххххххххххххххххххххххххх текст хххххххххххххххххххххххххххххххххххх Указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки).
Рабочая программа составляется для ххххххххх перечисляются формы обучения хххххххххх.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Указываются требования к опыту практической деятельности, умениям и знаниям в соответствии с ФГОС по специальностям. Опыт, умения и знания указаны в ФГОС в таблице 3 «Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки», в графе «Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту».
С целью реализации требований работодателей и ориентации профессиональной подготовки под конкретное рабочее место, обучающийся в рамках овладения указанным видом профессиональной деятельности должен:
иметь практический опыт:
При наличии часов, выделенных на ПМ за счет вариативной часты ФГОС, указываются конкретизированные колледжем требования работодателей к опыту, умениям и знаниям.
В случае, если вариативная часть отсутствует, то после слов «Вариативная часть» ставится тире и пишется «не предусмотрено».
Если ПМ является вариативным, то после слов «Базовая часть» ставится тире и пишется «не предусмотрено».
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:
Указываются виды самостоятельной работы (работа над курсовым проектом, реферат, практическая работа, расчетно-графическая работа и т. п.)
Итоговая аттестация в форме (указать)
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов. Строчки в таблице удалять нельзя. В случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности в графе «Объем часов» пишется «не предусмотрено». Данные о количестве часов берутся из учебного плана по специальности.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности указать название ВПД, в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по специальности 000000 Название специальности:
Наименование результата обучения
Примечание: в таблице перечисляются ПК, указанные в графе «Коды формируемых компетенций» таблицы 3 «Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки» ФГОС по конкретной специальности и ПМ.
Название вида профессиональной деятельности (ВПД) и название ПМ одинаково. ВПД и ПК, формируемые у студентов в процессе овладения данным ВПД приведены в ФГОС в разделе V «ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ».
Вариативная часть профессионального модуля направлена на формирование дополнительных (вариативных) ПК:
Наименование результата обучения
В случае, если в ПМ не вводятся вариативные ПК, то информация о ПКв из рабочей программы удаляется.
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
Наименование результата обучения
Перечисляются ОК, указанные в графе «Коды формируемых компетенций» таблицы 3 «Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки» ФГОС по конкретной специальности и ПМ. Названия ОК указаны в ФГОС в разделе V «ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ».
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ указать название ПМ (по учебному плану)
Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Наименования разделов профессионального модуля
(макс, учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная работа обучающегося
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
в т. ч. лабораторные
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 5 заполняются жирным шрифтом, в 5 — обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 6, 7, 8 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта про-граммы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 7 и 8) должна соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практик)! (концентрированною) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов просрессионзльного модуля
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Производственная (по профилю специальности), часов если предусмотрена рассредоточенная практика)
работы и практические занятия, часов
в т. ч., курсовая работа (проект), часов
в т. ч., курсовая работа (проект), часов
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект (если предусмотрены)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 01. «Документирование хозяйственных операций и ведение индекс и наименование профессионального модуля бухгалтерского учета имущества организации».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ. 01 . «Документирование хозяйственных операций и ведение
индекс и наименование профессионального модуля
бухгалтерского учета имущества организации».
Код и наименование специальности (профессии) :
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
входящей в состав УГС: 38.00.00 Экономика и управление
Квалификация выпускника: Бухгалтер
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от « 29 » августа 20 16 г.
_________________ Бураганова Д.А.
____________________ 20___ г.
зам. директора по учебно-методической работе
__________ Свечников В.П.
____ _______________ 20____ г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 01. «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации».
разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,
входящей в состав УГС 38.00.00 Экономика и управление;
утвержденного приказом Минобрнауки России от28.07.2014г. №832, (зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014г. №33638);
профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»»;
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2016/2017 учебный год.
Бураганова Джамиля Атлыевна преподаватель экономических дисциплин РПЭК №2
Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы
___Мусаева Равганият Шагабутдиновна__________________________
Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы
© Бураганова _Джамиля Атлыевна ___________ 2016 г
наименование образовательной организации
ПМ. 01. «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации».
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля: ПМ. 01. «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации».
— является частью программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих) в соответствии с ФГОС СПО по специальности (профессии)_ 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,_ базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей (профессий) УГС 38.00.00 Экономика и управление, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
«Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) 1 :
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по должности 23369 «Кассир» в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
— документирование хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и котировку первичных бухгалтерских документов;
разбираться в номенклатуре дел;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов;
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций и расчетов.
основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
понятие первичной бухгалтерской документации;
определение первичных бухгалтерских документов;
унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
порядок оформление денежных и кассовых документов, заполнение кассовой книги;
правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
понятие и классификацию основных средств;
оценку и переоценку основных средств;
учет поступления основных средств;
учет выбытия и аренды основных средств;
учет амортизации основных средств;
особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
понятие и классификацию нематериальных активов;
учет поступления и выбытия нематериальных активов;
амортизацию нематериальных активов;
учет долгосрочных инвестиций;
учет финансовых вложений и ценных бумаг;
учет материально-производственных запасов;
учет материалов на складе и в бухгалтерии;
синтетический учет движения материалов;
учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
систему учета производственных затрат и их классификацию;
сводный: учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
учет потерь и непроизводственных расходов;
учет и оценку незавершенного производства;
калькуляцию себестоимости продукции;
характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг);
учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 312 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 240 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 160 часов;
объем времени вариативной части ППССЗ _ 52_ час.
самостоятельной работы обучающегося – 80 часов;
производственной практики 72 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Наименование результата обучения
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля: ПМ 01 «Д окументирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета»
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для ППССЗ)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
Раздел 1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование раздела профессионального модуля
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Документирование хозяйственных операций.
МДК 1. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.
Документирование хозяйственных операций.
Понятие бухгалтерских документов и их роль. Классификация бухгалтерских документов. Требования, предъявляемые к составлению документов. Унифицированные формы первичных бухгалтерских документов.
Проверка и прием первичных бухгалтерских документов. Группировка, таксировка и контировка первичных бухгалтерских документов. Исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах. Документооборот и его этапы. Правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации.
Оформление, проверка и прием первичных документов. Таксировка, контировка и группировка первичных бухгалтерских документов. Составление графика документооборота.
Разноска в учетные регистры (ведомость учета затрат).
Тема 1.2. Классификация и план счетов бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре. Финансовый и управленческий учет.
Разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.
Тема 1.3. Учет денежных средств и расчетов.
Учет кассовых операций и денежных документов. Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте.
Учет денежных документов.
Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах.
Учет операций по валютным счетам.
Учет расчетов с подотчетными лицами. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Формы расчетов.
Составление первичных кассовых документов и кассовых отчетов. Составление бухгалтерских записей по учету кассовых операций. Заполнение регистра учета кассовых операций.
Составление чеков, объявлений на взнос наличными, платежных поручений, платежных требований. Обработка выписок банка и составление бухгалтерских записей по ним. Составление бухгалтерских записей по специальным и валютным счетам.
Заполнение регистра учета операций по расчетному счету, специальным и валютным счетам.
Составление авансовых отчетов, бухгалтерских проводок и регистров учета расчетов с подотчетными лицами, с персоналом по прочим операциям, с покупателям и заказчиками.
Тема 1.4. Учет финансовых вложений.
Понятие, классификация и оценка финансовых вложений.
Учет финансовых вложений. Учет вкладов в уставные капиталы других организаций. Особенности учета долговых ценных бумаг. Учет резервов под обесценение вложений в ценные бумаги. Элементы учетной политики по финансовым вложениям. Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.
Составление бухгалтерских записей по осуществлению финансовых вложений по погашению, выкупу и продаже ценных бумаг.
Тема 1.5. Учет долгосрочных инвестиций.
Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций. Организация учета долгосрочных инвестиций. Учет затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования. Учет затрат на приобретение оборудования.
Учет приобретения внеоборотных активов. Учет затрат по модернизации и реконструкции объектов. Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности.
Составление бухгалтерских записей по учету долгосрочных инвестиций.
Заполнение учетных регистров по операциям, связанным с долгосрочными инвестициями.
Тема 1.6. Учет основных средств.
Понятие и классификация основных средств. Оценка и переоценка основных средств.
Документирование и учет поступления основных средств.
Учет амортизации основных средств. Способы амортизации основных средств.
Учет затрат на ремонт основных средств.
Документирование и учет выбытия основных средств.
Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств.
Оформление документов по поступлению основных средств. Открытие инвентарных карточек. Отражение на счетах операций по поступлению основных средств.
Расчет амортизации основных средств различными способами.
Отражение на счетах операций по ремонту основных средств.
Оформление документов по выбытию основных средств.
Отражение на счетах операций по выбытию основных средств и определение финансового результата от выбытия основных средств.
Отражение на счетах арендных операций.
Тема 1.7. Учет нематериальных активов.
Понятие, классификация и оценка нематериальных активов. Документация по движению нематериальных активов.
Учет поступления нематериальных активов. Учет амортизации нематериальных активов. Учет выбытия нематериальных активов. Элементы учетной политики по нематериальным активам. Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности.
Составление бухгалтерских проволок по поступлению, выбытию и начислению амортизации по нематериальным активам. Запись операций по учету нематериальных активов в регистры бухгалтерского учета.
Тема 1.8. Учет материально-производственных запасов.
Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов.
Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов. Учет материалов на складе и в бухгалтерии.
Синтетический учет поступления и расходования материалов. Учет транспортно-заготовительных расходов. Учет специального имущества. Учет резервов под снижение стоимости материальных ценностей. Элементы учетной политики по материально-производственным запасам. Раскрытие информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности.
Составление приходных и расходных документов по материалам.
Открытие и заполнение карточек складского учета материалов..
Составление реестра сдачи документов в бухгалтерию
Составление бухгалтерских записей и учетных регистров по поступлению и отпуску материалов.
Расчет транспортно-заготовительных расходов и отклонений фактической себестоимости материалов от учетной стоимости.
Расчет фактической себестоимости материалов.
Тема 1.9. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
Понятие себестоимости продукции и классификация производственных затрат. Учет и распределение основных затрат. Учет и распределение общепроизводственных расходов. Учет и распределение общехозяйственных.
Учет потерь и брака и от простоев. Учет расходов будущих периодов. Учет и распределение затрат вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств.
Учет и оценка незавершенного производства. Сводный учет затрат на производство. Элементы учетной политики по учету затрат на производство продукции. Раскрытие информации о затратах на производство в бухгалтерской отчетности.
Понятие о калькуляции и ее виды. Методы калькулирования себестоимости продукции: попроцессный (простой), нормативный, позаказный, попередельный.
Составление бухгалтерских записей по учеты затрат на производство. Составление ведомостей распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов
Составление бухгалтерских записей по учету потерь от брака и от простоев. Составление бухгалтерских записей по учету расходов будущих периодов.
Исчисление себестоимости продукции вспомогательного производства. Составление бухгалтерских записей по учету вспомогательных производств
Заполнение регистров учета затрат на производство.
Расчет себестоимости продукции при нормативном методе калькулирования.
Расчет себестоимости продукции при попередельном методе калькулирования.
Расчет себестоимости продукции при позаказном методе калькулирования.
Тема 10. Учет готовой продукции.
Характеристика готовой продукции и способы ее оценки. Документальное оформление движения готовой продукции. Учет готовой продукции на складе и в бухгалтерии.
Учет выпуска готовой продукции. Учет отгрузки и продажи продукции. Учет расходов на продажу. Элементы учетной политики по готовой продукции. Раскрытие информации о готовой продукции в бухгалтерской отчетности.
Составление первичных документов на выпуск и отгрузку готовой продукции.
Открытие карточек складского учета готовой продукции.
Составление бухгалтерских записей по учету выпуска готовой продукции, ее отгрузки, продажи и выявлению финансового результат от продажи продукции.
Решение ситуационных задач по учету выпуска и продажи продукции.
Заполнение регистров учета готовой продукции.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.
Самостоятельное изучение нормативных документов по бухгалтерскому учету (законов, положений, инструкций.)
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Учет операций по покупке и продаже иностранной валюты.
Учет денежных средств на пластиковых картах.
Учет переоценки основных средств.
Учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Учет лизинговых операций.
Учет деловой репутации.
Учет операций, связанных с осуществлением договоров простого товарищества.
Влияние амортизационной политики на финансовый результат организации.
Учет нормируемых расходов для целей налогообложения.
Метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции (метод директ-костинг).
Учет продукции (работ, услуг) при использовании счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»
Учет операций, связанных с предоставлением права на использование нематериальных активов.
Учет операций по совместной деятельности.
Производственная практика (по профилю специальности)
— ознакомиться с исторической справкой организации, ее организационно- правовой собственности, специализацией производства;
— ознакомиться со структурой аппарата бухгалтерии, с должностными инструкциями бухгалтеров. Составить схему структуру бухгалтерии;
— ознакомиться с организацией рабочей места бухгалтера;
— ознакомиться с учетной политикой организации и формой организации бухгалтерского учета;
— ознакомиться с графиком документооборота и организацией контроля за его выполнением;
— принять участие в проверке первичных бухгалтерских документов, их группировке, таксировке и контировке;
— изучить порядок разноски данных по сгруппированным документам в учетные регистры;
— ознакомиться с применяемыми способами исправления ошибок в документах и в учетных регистрах;
— ознакомиться с порядком передачи первичных бухгалтерских документов в текущий бухгалтерский архив, в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
— ознакомиться с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, применяемым в организации;
— изучить нормативно-инструктивный материал по учету основных средств, состав и классификацию основных средств, способы оценки и начисления амортизации основных средств в данной организации;
— изучить порядок отражения в учете организации поступления, амортизации, выбытия, ремонта и внутреннего перемещения основных средств;
— заполнить первичные документы и учетные регистры по учету основных средств в ручном или компьютером исполнении;
— ознакомиться с содержанием и порядком составления отчета о движении денежных средств;
— заполнить первичные документы и учетные регистры по учету денежных средств в ручном или компьютерном исполнении;
— изучить нормативно-инструктивный материал по учету расчетных операций (с дебиторами и кредиторами). Принять участие в составлении авансового отчета, платежных требований, платежных поручений;
— заполнить учетные регистры по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами в ручном или компьютерном исполнении;
— изучить нормативно-инструктивный материал по учету финансовых вложений. Понятие, классификацию и оценку финансовых вложений;
— заполнить первичные документы и учетные регистры по учету финансовых вложений в ручном или компьютерном исполнении;
— изучить нормативно-инструктивный материал по учету материально-производственных запасов, их классификацию и порядок оценки;
— изучить порядок учета материалов на складе и в бухгалтерии, синтетический и аналитический учет материалов;
— заполнить первичные документы и учетные регистры по учету материалов в ручном или компьютерном исполнении;
— изучить нормативно-инструктивный материал по учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, принципы, методы, систему учета и классификацию затрат на производство продукции;
— изучить состав затрат, включаемых в себестоимость продукции в данной организации, порядок учета расходов по элементам и калькуляционным статьям: непроизводительных расходов и потерь, незавершенного производства, затрат на производство и калькулирование себестоимости вспомогательных производств;
— принять участие в составлении калькуляции на один вид продукции, заполнить учетные регистры по учету затрат на производство продукции;
— изучить нормативно-инструктивный материал по учету готовой продукции и ее продажам, учетную политику организации в области оценки и определения выручки от продажи продукции;
— изучить порядок учета поступления и отгрузки (продажи) готовой продукции, учета расходов на продажу;
— принять участие в расчете фактической себестоимости выпущенной продукции и финансового результат от ее продажи;
-заполнить первичные документы и учетные регистры по учету готовой продукции и ее продажи в ручном или компьютерном исполнении;
— составить отчет о выполненной работе на практике.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
учебного кабинета: «Бухгалтерского учета и налогообложения»
лабораторий: «Учебная бухгалтерия»
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству студентов;
— рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
— компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Реализация программы модуля предполагает практику производственную.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест для практики:
— посадочные места по количеству студентов;
— компьютер с лицензионным программным обеспечением;
— комплект учебно-методической документации.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Закон Российской Федерации от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).
Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету Глинистый В. Д. и др.; отв. ред. А. С. Бакаев. М.: Юрайт.,2015г.
Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013.
Журнал «Налоговый вестник»
4.3 Общие требования к организации образовательной деятельности
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».
Перед изучением модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины:
«Основы бухгалтерского учета»,
«Документационное обеспечение управления»,
«Налоги и налогообложение».
4.4. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» и специальности «Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Педагогический состав: высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
— прием первичных бухгалтерских документов на любых видах носителей;
-проверка, группировка, таксировка и контировка первичных бухгалтерских документов;
-заполнение учетных регистров.
Текущий контроль в форме защиты практических занятий; контрольных работ по темам МДК;
Зачеты по производственной практике.
Комплексный экзамен по профессиональному модулю.
ПК 2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации
— знание типового плана счетов бухгалтерского учета;
— умение разрабатывать рабочий план счетов
ПК 3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
— составление первичных бухгалтерских документов по движению денежных средств;
— ведение кассовой книги;
— обработка выписок банка;
— заполнение регистров учета денежных средств
ПК 4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
— составление бухгалтерских проводок по учету средств в расчетах;
— составление бухгалтерских проводок по учету финансовых вложений;
— составление бухгалтерских проводок по учету долгосрочных инвестиций;
— составление бухгалтерских проводок по учету основных средств;
— составление бухгалтерских проводок по учету нематериальных активов;
— составление бухгалтерских проводок по учету материально-производственных запасов;
— составление бухгалтерских проводок по учету затрат на производство;
— составление калькуляции себестоимости продукции;
— составление бухгалтерских проводок по учету готовой продукции.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
— выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;
— оценка эффективности и качества выполнения
Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
— решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития
— эффективный поиск необходимой информации;
— использование различных источников, включая электронные
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
— работа на компьютерах
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
— взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных),за результат выполнения заданий
— самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
— организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
— анализ инноваций в области документирования хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;
Обеспечивать безопасные условия в профессиональной деятельности
— соблюдение техники безопасности
по профессиональному модулю – экзамен (квалификационный) в 4 семестре;
по МДК «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации . » – экзамен в 4 семестре;
производственная практика (по профилю специальности) – в 4 семестре.