Наказание корректирует поведение воспитуемого тем что
Использование методов поощрения и наказания
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.
Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.
Пытаясь воздействовать на “трудного” ребенка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребенка, а другие решают прибегнуть к самому легкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике ни один из этих методов не дает положительного результата.
К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.
Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.
В Российской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала) наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности, т. д. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.
Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия родителям необходимо соблюдать некоторые принципы (на которые Ваше внимание будет обращено чуть позже) и индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.
Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение все: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.
Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают нам следующие принципы его использования:
Методы наказания как средство воспитательного воздействия
Реферат
Тема: « Методы наказания как средство воспитательного воздействия»
Виды и формы наказания…………………………………………………стр. 5.
Основные требования к применению наказаний……………………. стр. 7.
В настоящее время, вопрос о применении наказания является очень актуальным, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов.
О возможности и даже необходимости воспитания без наказания высказывали мнение многие педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский). Даже Б. Скиннер, один из основоположников теории воспитания как формирования поведения с помощью положительных и отрицательных подкреплений, выдвигает некоторые альтернативы наказанию в воспитании: вседозволенность, когда ответственность за поведение целиком перекладывается на самого воспитанника. А.С. Макаренко в этой многовековой дискуссии о правомерности использования наказаний вполне определенно сказал: наказание столь же обычный метод воспитания, как и все остальные. Без него воспитание невозможно. Нужно только обеспечить педагогически оправданное его применение в разумном сочетании с другими методами.
Таким образом, целью данной работы является, изучение наказания как метода педагогического процесса.
Задачи работы в том чтобы изучить виды и формы наказания, а также основные требования к применению наказаний.
П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого, спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание.
Детский психотерапевт В.Л. Леви относительно этого метода воспитания давал следующие рекомендации:
если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте;
срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;
ребенок не должен бояться наказания (его должно удерживать) от проступков огорчение, которое его поведение вызовет у близких, воспитателей;
Надо отметить, что любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.
Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у дошкольника потребность изменить свое поведение. Но наказание, ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания, ни физического, ни морального. В наказании не может быть подавленности, только переживание отчужденности, но временное и не сильное.
Средствами метода наказания выступают замечания воспитателя, игнорирование, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, минута тишины и тихое место. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны воспитателя.
Рассмотрим условия, при которых возможно использование наказаний в воспитании дошкольников.
Сочетание требовательности с уважением к воспитаннику. В основу применения наказаний в детском саду положено требовательное, но вместе с тем чуткое и внимательное отношение к личности. При применении наказаний воспитатели руководствуются принципом: как можно больше требовательности и как можно больше уважения к воспитаннику. Они стремятся объективно разобраться в совершенном поступке и справедливо, заслуженно наказать виновного. Какой бы поступок ни совершил тот или другой ребенок, не следует, оскорблять его, унижать человеческое достоинство. Целесообразно умело и тактично указать на недопустимость недостойного поведения.
Если дети знают, за что и почему они наказаны, они яснее представляют пути устранения недостатков. Поэтому, прежде чем наложить взыскание, следует поговорить с ребенком, потребовать от него объяснения по поводу совершенного проступка, выяснить мотивы, побудившие его совершить проступок, и обстоятельства, при которых он был совершен. Плохо, когда некоторые педагоги подходят к выбору мер наказания бездумно, механически.
Справедливое и осознанное наказание рассматривается дошкольником как необходимое средство поддержания дисциплины и порядка в группе. Поэтому опытные педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок испытывал чувство стыда за совершенный поступок и сознательно старался исправить свое поведение, преодолеть недостатки.
Наказания, как правило, применяются индивидуально по отношению к действительным виновникам. Опыт показывает, что наказание всей группы за нарушение порядка не достигает цели. Дети в таких случаях покрывают нарушителей. У них развивается чувство круговой поруки и неприязни к педагогам, которые наказывают не только нарушителей дисциплины и порядка, но иногда и неповинных в этом детей.
Чтобы наказания были справедливыми, необходимо наказывать лишь непосредственных виновников, совершивших тот или иной проступок.
Эффективность наказания в значительной мере зависит от авторитета воспитателя. Если педагог не пользуется авторитетом и доверием, то его замечания и порицания не дают нужных результатов.
Соблюдение педагогического такта. Воспитательный эффект наказания в значительной мере зависит от такта педагога, от его подхода к каждому ученику. Опытные педагоги, наказывая ребенка, не допускают резкости и грубости, унижающей человеческое достоинство. Они умело ориентируются в обстановке, сложившейся в связи с нарушением норм и правил поведения, и разумно применяют необходимые меры наказания.
Не оскорбляя личного достоинства воспитанника, следует вместе с тем в категорической форме осудить недостойное поведение и потребовать изменить его. В отдельных случаях замечание приобретает характер коллективного воздействия.
Иногда во время занятия, на экскурсии или прогулке дети проявляют неорганизованность, нарушают дисциплину и порядок. Может ли педагог не замечать это? Конечно, нет. Можно сделать замечание всей группе. Правда, опытные воспитатели не злоупотребляют этим. Ведь в группе есть дети, не виновные в нарушении дисциплины и порядка. Поэтому замечание обычно адресуется не ко всем, а лишь к провинившимся. Конечно, иногда нелегко их выявить. Но если группа представляет собой дружный коллектив, дети сами назовут нарушителей дисциплины и вместе с воспитателем осудят их недостойное поведение. Такое коллективное замечание будет более эффективным.
При осуждении отрицательных поступков следует осуждать конкретный поступок, а не личность в целом. При разрешении конфликтов между воспитателем и детьми не следует во всех случаях исходить из того, что « педагог всегда прав ». Иногда воспитатели проявляют бестактность по отношению к учащимся, несправедливо наказывают их.
Иногда дети допускают неоднократные нарушения дисциплины и не проявляют необходимых усилий к своему исправлению.
Если наказание поддерживают все дети, оно оказывает сильное воздействие на провинившегося ребенка, конечно, при условии, если он дорожит мнением коллектива.
Виды и формы наказания
Главным признаком, по которому считается целесообразным давать классификацию видов и форм наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку можно выделить следующие виды наказания:
— наказания, связанные с изменением в правах детей.
— наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
— наказания, связанные с моральными санкциями.
Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основные формы:
— наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
— наказания в форме экспромта.
Эта классификация, как и любая другая, в значительной мере условна.
Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций наказания, позволяет воспитателям в каждом конкретном случае выбрать такие виды и формы наказаний, их сочетания, которые наилучшим образом корректируют поведение детей.
Регулирование прав и обязанностей детей может с успехом использоваться в качестве наказания. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей. Наказания с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер воздействия.
Если сравнивать наказания, осуществляемые с помощью моральных санкций, с наказаниями, осуществляемыми путем регулирования прав и обязанностей детей, то нетрудно заметить, что первые в большей мере рассчитаны на развитие элементов самостимуляции. Поэтому применение таких наказаний целесообразно главным образом в развитом коллективе, обладающем определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким воспитанникам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на наказание такого рода.
При определенных условиях приносят пользу и наказания по логике «естественных последствий». Наказать, к примеру, детей, разбивших в группе стекло, тем, что заставить их заниматься в этом помещении, невзирая на минусовую температуру, было бы, возможно, и «логично», но, по меньшей мере, дико.
Применяя наказания, выражающиеся в том или ином ограничении, лишении по логике «естественных последствий», следует иметь в виду, во-первых, что нельзя лишать детей минимально необходимого для их нормального развития: еды, свежего воздуха, постельного белья и т. п.
Если логика «естественных последствий» диктует необходимость применения наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ребенка, то при использовании традиционных наказаний педагоги и детский коллектив выбирают такой момент, который будет способствовать получению наибольшего воспитательного эффекта. Таким образом, в целом эти наказания, будучи более сложными, могут приносить более заметный воспитательный результат.
Момент экспромтности, неожиданного, острого решения может иметь место и при использовании наказаний по логике «естественных последствий», и при применении традиционных мер наказание в форме экспромта всегда неповторим, строго индивидуален. Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект, они не могут быть закреплены с помощью традиции. Практика не знает случаев, когда однажды удавшийся прием использования наказания в форме экспромта был бы успешно повторен.
С.А. Калабалин, большой мастер экспромтного воздействия, рассказывал о том, как его попытки буквально повторить те или иные приемы, использовавшиеся в свое время А. С. Макаренко, приводили к неудачам. Думая однажды, как наказать воспитанника, укравшего буханку хлеба, Калабалин вспомнил, что давным-давно аналогичный случай имел место в колонии имени А.М. Горького. Тогда Антон Семенович заставил колониста, укравшего курицу, съесть ее перед строем голодных товарищей. С.А. Калабалин решил повторить этот прием и приказал провинившемуся есть перед строем украденную буханку хлеба. Однако желаемого эффекта это наказание не принесло. Парень тупо, равнодушно жевал, ребята, глядя на него, посмеивались и тихонько спорили между собой, съест или не съест. Зрелище было отвратительным, не было в нем ничего трагического, что в свое время произвело переворот в сознании колониста, наказанного Макаренко, и его товарищей.
Использование наказаний в форме экспромтов диктуется чаще всего такими обстоятельствами, когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнение коллектива, чтобы зафиксировать сознание воспитанников на каком-то внешне незначительном факте, имеющем, тем не менее, принципиальное значение.
Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных мер наказания в детском саду и семье. В числе их следует, прежде всего, назвать официально действующие в саду меры наказания воспитанников.
Наиболее распространенной мерой наказания является замечание воспитателя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной, особенно с маленькими детьми. Однако безлично-негативные замечания, которые порой делают некоторые педагоги, повышая в раздражении голос и приходя в состояние крайней нервозности, приносят обычно больше вреда, чем пользы.
В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику сесть на стул возле воспитателя. Такое наказание целесообразно в старших группах по отношению к непоседливым, несобранным детям. Сев на стульчик, находясь под пристальным взглядом педагога, привлекая к себе внимание всей группы, воспитанник невольно сосредоточивается, приобретает собранность.
Для ребенка длительное сидение попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда воспитатель не смотрит на него, возле него сидящий воспитанник начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия.
Следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников.
Основные требования к применению наказаний
А.С. Макаренко считал, что смысл наказания в том, чтобы погасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова.
это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю.
Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, поскольку в таком, коллективе высок уровень ответственности друг за друга.
Надо категорически исключить из воспитательной работы такие наказания, как оскорбление детей и физическое воздействие на них. Именно они, прежде всего, нарушают нормальные отношения между воспитанниками и педагогами и приносят наибольший вред в благородном деле воспитания детей.
Они могли бы расположиться следующим образом:
неудовольствие педагога, выраженное мимикой, взглядом, пластикой;
его косвенное отрицательное высказывание о проступке ребенка;
словесное замечание, содержащее отрицательную оценку;
обсуждение проступка в группе;
исключение из группы (класса, отряда, секции или команды) временное или постоянное. Впрочем, это наказание должно применяться только в крайнем случае, чрезвычайно редко.
Метод используется часто, но использовать нужно осторожно. Иногда метод приводит к психологическому наказанию (ребёнок не понимает, почему с ним не разговаривают).
1. Объяснить какое поведение неприемлемо.
2. Выйти из комнаты, сказав: «Я надеюсь, вы понимаете, что нужно делать?»
3. Сказать: «Мне не нравится что ты делаешь» и выйти.
Вывод: ребёнку нужно объяснить, какого поведения от него ожидают.
Не надо говорить: «Этого делать нельзя».
При замечании не надо объяснять ребенку, что он делает не так, достаточно обратить его внимание на себя.
1. Объяснить, какое поведение вы считаете неприемлемым.
2. Дать понять, что вы от него ожидаете.
Главное, применяя метод, не сформировать чувство вины!
Используется для того, чтобы ребёнок осознал неотвратимость наказания.
Способ применения: посиди на стульчике, успокойся. Ребёнок сам прерывает наказание. Не надо просить прощения. Не формируется чувство вины.
Любое наказание не должно вызывать не только физическую боль, но и психологическую. Наказание использовать только для того чтобы исправить поведение. Не надо применять разного типа наказания к одному и тому же ребёнку.
В процессе работы с ребёнком мы используем разные методы и приёмы позитивного и негативного характера. Всё это должно приводить к позитивным изменениям. Активно применять положительные способы стимуляции и максимально избегать негативного подкрепления (наказаний)
Методы и приёмы поощрения и наказания должны соответствовать возрасту ребёнка и психологическому этапу его развития.
Метод альтернатив хорошо срабатывает у подростков и сложно с малышами.
Метод игнорирования хорош для малышей и не подходит для подростков.
Метод естественных последствий подходит для детей младшего школьного возраста и неприемлем для малышей.
При выборе мер наказания следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка. На одного, например, хорошо влияет простое замечание, а по отношению к другому за тот же поступок иногда приходится применять более строгие меры. Это зависит от особенностей характера.
Любая мера воздействия применяется с учетом индивидуальных особенностей, условий, в которых совершен проступок, степени вины ученика и его желания исправиться. Так, если ученик хорошо осознал свою вину, извинился, его не обязательно наказывать. Важно разнообразить взыскания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Необходимо разъяснить детям, почему и за что они наказаны. Если это разъяснение убедительно, оно положительно влияет на поведение, и приходится реже прибегать к наказаниям. Сфера воспитательного воздействия воспитателя при этом условии расширяется. На детей влияет не только принуждение, но и убеждение.
Наказание, как правило, следует сразу же за проступком. Иначе оно не рассматривается ребенком, как органическое и неизбежное следствие нарушения требований педагогического и детского коллективов. Но иногда педагог, прежде чем наказать, предлагает ему подумать о своем поведении, оценить свой поступок и после этого прийти для объяснения, для беседы. Оно позволяет воспитаннику в спокойной обстановке осмыслить и оценить свой поступок, сделать из него необходимые выводы.
В детской практике наказания, к сожалению, не всегда достигают цели. Объясняется это серьезными ошибками в их применении. Иногда воспитатели применяют наказания наспех, необдуманно, без достаточных оснований. Не всегда они учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, и не во всех случаях преследуют определенные воспитательные цели, соблюдают педагогический такт. Далеко не все воспитатели при решении вопросов, связанных с применением наказаний, опираются на общественное мнение детского коллектива.
В каждом случае полезно разобраться в причинах совершенного проступка, учесть особенности ребенка, его положение в коллективе, его возраст. Например, такая мера наказания, как выговор, применяется в первую очередь по отношению к детям старшего возраста, так как младшие не в состоянии оценить и осознать всю серьезность этой меры наказания.
Умелое применение наказаний требует от воспитателя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ребенок нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению.
Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Психологическая структура наказания, как и педагогического воздействия в целом, охватывает все основные психические процессы формирующейся личности. Поэтому достижение планируемых воспитательных результатов использования наказания возможно лишь при условии, что педагогами будут учитываться и потребности развития личности, и формирование установки, и мотивационная сфера, и эмоции, и сознание, и деятельность, и отношения, возникающие в ее процессе.
Использование наказаний целесообразно лишь в условиях специфических психолого-педагогических ситуаций. Успешность реализации наказания зависит от умения педагогов анализировать эти ситуации, характеризовать их особенности, рассматривать их в тесном взаимодействии с индивидуально-личностными и возрастными данными своих воспитанников.
Эффективность использования наказаний зависит от логики их одновременного действия как средств педагогической коррекции; решающим моментом здесь является регулирование разнонаправленных по эмоциональному признаку отношений воспитанника в ситуации наказания. Характеристика ситуаций наказания по эмоциональной направленности отношений представляет собой психологическую основу анализа педагогических ошибок, совершаемых при использовании этих воспитательных средств.
Наказание корректирует поведение воспитуемого тем что
|
Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.
Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога.
Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога.
Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого).
Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок.
Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева.
Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода.