Наконец то что то интересное
«Наконец-то» или «наконец то» – как правильно?
Для русских лексем характерно 3 варианта употребления на письме: дефисное, слитное, раздельное. Для слова «наконец-то» или «наконец то» корректным считается написание через дефис или в два слова?
Как пишется правильно: «наконец-то» или «наконец то»?
В контексте орфографической норме соответствует «наконец-то», а также «наконец, то» (обязательно с запятой).
Какое правило применяется?
Лексема «наконец-то» по своему значению аналогична слову «наконец». Это стилистически разговорный вариант. Оба слова трактуются как «после долгого ожидания».
«Наконец-то» образовано суффиксальным способом. К уже имеющемуся слову «наконец» присоединили частицу «то». В структуре слова она выделяется как суффикс. Для проверки дефисного написания можно полностью исключить «то», на смысле предложения это никак не отразится: прилетел наконец-то = прилетел наконец.
Вариант «наконец, то» говорит о том, что перед вами две абсолютно разные лексемы: вводное слово «наконец», выделяющееся запятой, и указательное местоимение «то» в форме единственного числа, среднего рода.
Примеры предложений
Сквозь деревья наконец-то показалась деревня.
Как хорошо, что мы наконец-то сдали все экзамены!
Наконец, то село, до которого мы ехали целых 3 часа, было перед нами.
Я нашёл, наконец, то здание, где нужно забрать водительское удостоверение.
как пишется наконецто
✔«Наконец-то» пишется через дефис.
►Отчего не слитно или раздельно?
Возникает вполне резонный вопрос: почему следует считать верным именно дефисное написание? Отчего нельзя написать «наконец то» или вообще в одно слово «наконецто»? На самом деле тут действует очень простое правило: частица «то» (наряду с «либо», «таки», «нибудь», «кое», «ка» и др.) ВСЕГДА пишется со словами через дефис.
Почему-то он решил спросить совета именно у меня.
Кажется, кто-то допрыгался.
Когда-то я тоже верил в добро и людскую непорочность, но жизнь открыла мне глаза.
Войдя в квартиру, я сразу увалился на кровать: «Наконец-то дома!»
✔Раздвоение слова
Есть и другая ошибка, которую часто допускают в этом сочетании, – разделение слова «наконец» на две части, и получается «на конец». Почему так писать нельзя?
Объяснение вроде того, что в русском языке эти два слова никогда не пишутся раздельно, будет неверным, поскольку такое написание встречается. Взгляните на примеры:
Во французском языке ударение падает на конец слова.
Он составил финансовый отчет на конец 2013 года.
Кто-то скажет: «А у меня Word подчеркнул эти слова! Может, их все-таки нужно писать слитно?» Во-первых, никогда не полагайтесь на Word как на беспрекословный авторитет или истину в последней инстанции. Это всего лишь компьютерная программа, выполняющая операции, заложенные в нее программистом, и, соответственно, думать она не умеет – эта функция по-прежнему остается за человеком. Во-вторых, в приведенных примерах правильно писать именно «на конец», потому что в данном случае это не наречие, а сочетание предлога «на» с существительным «конец».
Таким образом, приходим к выводу, что в сочетании «наконец-то» неправильно разделять слово «наконец», поскольку это наречие, а большинство наречий образовано путем сращения предлога с существительным.
✔Пунктуационные особенности
Для того чтобы понять, нужно ли выделять «наконец-то» запятыми, выясним семантическое значение данной лексемы. Такое ли большое значение имеет частица «то» при этом? Поймем, когда рассмотрим наречие без нее.
► Напоследок, в конце концов, в итоге:
Он долго молча смотрел мне в глаза и наконец заговорил.
Она десять лет жила на широкую ногу, пока наконец не спустила все свое состояние.
Присоединяет слова или предложения при перечислении:
Ты мог бы прислать письмо, позвонить или приехать наконец.
Связывает последовательность изложения мыслей, синонимично сочетаниям «и еще», «кроме всего»:
Еще не поздно извиниться; наконец, она не единственная девушка во вселенной.
Усиливает, подчеркивает эмоции:
Хватит, наконец, придираться!
Мне все, наконец, осточертело!
В первых двух случаях наречие не требует обособления, а вот в четвертом и пятом оно уже становится вводным словом, которое, разумеется, необходимо выделить запятыми.
Это что касается «наконец». Но мы еще не разобрались с тем, вносит ли частица «то» новый оттенок в значение этого наречия. Еще как вносит. Сочетание «наконец-то» выражает удовлетворение по поводу осуществления чего-либо. Смотрите примеры:
► Как же долго мы тебя ждали, наконец-то ты пришел!
Ну вот мы наконец-то и встретились!
Наконец-то он постригся!
Как видите, чаще всего исследуемое нами наречие употребляется в восклицательных предложениях, при этом его не нужно графически акцентировать на письме.
✔Наконец-то мы узнали, как правильно пишется это сочетание! Кратко подытожим: правописание наречия «наконец-то» предполагает слитное написание слова «наконец», наличие дефиса перед частицей «то» и не требует выделения запятыми.
Правописания словосочетания “Наконец-то”
Русский язык относится к одним из наиболее сложных мировых языков. Это подтверждается мнением большого числа иностранцев, которые даже при длительном изучении не смогли овладеть всеми тонкостями. Самыми сложными случаями является написание сложных слов или конструкции с частицами. Примером может стать наречение наконец-то. Как написать это слово, и какие нюансы существуют?
Правописание
Как пишется слово наконец-то? Это выражение попадает сразу под две орфограммы русского языка – правописание наречий и частиц с различными частями речи. Это приводит к тому, что возникает путаница.
Правило первое – написание наречий. Наречия пишутся слитно в двух случаях:
Как пишется выражение «наконец-то» в данном случае? Слитно, но это касается только первой части. Нельзя написать «На конец он сделал заявление», правильно будет «Наконец он сделал….». Случай предлога с существительным иллюстрирует следующая фраза «На конец рабочей недели всегда остается наиболее сложная работа».
Правило второе – использование частицы – то. Наконец-то, как пишется в этом случае? Только раздельно и только через дефис. Это правило русского языка.
Выделяется запятыми или нет?
Как правильно писать данное наречие? Наконец-то выделяется запятыми или нет?
При использовании данного слова в качестве наречия после и перед наконец то запятые не ставятся. Примером аналогичной пунктуации является использование таких слов, как «после всего, напоследок, в результате». Наречие выступает лексемой со значением присоединения или перечисления. Оно становится полноправным членом предложения.
Если конструкция используется как вводное слово, применяемое для связи мыслей, отражение последовательности их изложения, то наконец-то выделяется запятыми.
Еще один вариант применения этого наречия – экспрессивность при выражении собственных эмоций или мыслей. «Наконец-то он заявился!». При использовании в подобной синтаксической форме после наконец-то запятая не нужна.
Вводное слово или нет?
Сложность русского языка заключается в правильной трактовке синтаксического и лексического значения слова, что должно, по правилам, находить свое отражение пунктуационно. Подобное касается вводных слов, которые требуется обособлять на письме знаками препинания.
Если говорить о «наконец» это вводное слово или нет, то следует разобраться, когда данное наречие становится таковым.
В этих конструкциях «наконец» – это вводное слово, что будет проявляться на письме постановкой знаков препинания. Иногда бывает затруднительно определить точное смысловое значение. Помогает в этом использование частицы –то, что дает понять: наконец-то – вводное слово и его требуется писать правильно.
Также следует помнить, что художественная литература предполагает авторский стиль написания, когда писатель подобным образом старается выразить экспрессию, но не делает слово вводным.
Наконец-то: как писать и примеры
Резюмируя, можно сказать, что при решении, как пишется «наконец-то» слитно или раздельно, следует обратить внимание, каким членом предложения оно является. Наличие частицы «–то» предполагает написание исключительно через дефис. Форма «наконецто» будет грубейшим нарушением действующих правил.
«Наконец то» или «наконец-то»: как пишется слово?
Какой вариант выбрать: «наконец то» или «наконец-то»? Нужно помнить, что обе конструкции являются верными. Случаи применения того или иного варианта зависят от контекста и того, в качестве какой части речи используется. Рассмотрим свод правил и разберем конкретные примеры для закрепления теории. Также обратим внимание на неправильные вариации написания словосочетания, которые весьма часто встречаются в письменной речи. Стоит коснуться и случаев, когда рассматриваемая конструкция может быть выделена в тексте запятыми.
Как пишется правильно: «наконец-то» или «наконец то»?
Согласно орфографии, верными вариантами использования словосочетания являются:
Конкретная вариация изложения конструкции зависит от того, в виде какой части речи применяется слово «то». Если оно применяется в качестве частицы, то написание словосочетания «наконец-то» производится через дефис. Если «то» — местоимение, то конструкция пишется раздельно.
Других вариантов не существует. Если встречаются иные вариации, то значит, что они написаны с ошибками, и руководствоваться подобным вариантом не стоит.
Правописание слова «наконец-то» (наречие с частицей)
В рассматриваемом случае словосочетание «наконец-то» представляет собой наречие с частицей. Для собственной проверки потребуется вспомнить правило, в соответствии с которым «то» всегда пишется через дефис. Существуют схожие случаи с частицами «либо», «кое», «нибудь». Они также указываются в тексте через дефис. Например, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь.
Рассмотрим интересующую словесную конструкцию на конкретных примерах.
Примеры предложений
Использование наречия «наконец» с частицей «то» в предложениях выглядит следующим образом:
Чтобы правильно использовать рассматриваемую конструкцию, нужно или выучить правила, или составить себе небольшой чек-лист проверки. Со временем написание будет доведено до автоматизма и больше не вызовет затруднений.
Правописание слова «наконец то» (наречие с указательным местоимением)
Ошибки в правописании связаны и с тем, что частица «то» принимается за местоимение «то». Это неверно. Если частицу можно убрать из конструкции, а смысл при этом совершенно не изменится, то местоимение указывает на что-либо или кого-либо. Поэтому оно и именуется указательным. Просто так выбросить его из предложения без изменения смысла текста не получится. Местоимение «то» используется раздельно с наречием «наконец».
Примеры предложений
Закрепим рассмотренное правило на конкретных примерах:
В представленных предложениях видно, что «наконец» и «то» пишется раздельно. Кроме того, наречие выделяется запятыми. Разберем правила использования знаков пунктуации со словосочетаниями «наконец то» и «наконец-то».
Нужно ли выделять запятыми?
Рассматриваемая конструкция выделяется запятыми только, если играет роль вводного слова. Важно запомнить, в каких конкретных случаях применяются знаки пунктуации. Примеры:
Во всех остальных случаях знаки пунктуации не ставятся. Например: «Петя не знал, как ему избежать наказания, и пришел в себя только тогда, когда наконец-то вернулся в квартиру».
Ошибочное написание слова
Несмотря на то, что правильные варианты написания словосочетания запомнить достаточно просто, в конструкции часто делаются ошибки. Среди наиболее распространённых встречаются:
Все перечисленные варианты не являются верными. Чтобы писать рассматриваемое словосочетание верно, нужно или заучить правила, или составить для себя небольшой чек-лист проверки.
Заключение
Словосочетания «наконец-то» и «наконец то» часто вызывают затруднения в написании. На самом деле в их письменном употреблении нет ничего сложного. Главное, запомнить несколько правил.
Во-первых, если перед нами наречие с частицей, значит, рассматриваемая конструкция должна быть написана через дефис: «наконец-то».
Во-вторых, если интересующее словосочетание представляет собой наречие с местоимением, то оно будет выглядеть так: «наконец то».
Все иные варианты изложения конструкции «наконец-то» или «наконец то» в письменном виде являются неверными.
Словосочетание может выделяться в тексте запятыми в том случае, если играет роль вводного слова и выражает завершение какого-либо этапа или высшую степень раздражения, возмущения.
Наконец что-то интересное в кино
форма воды, билборды.
Понятно, это кино смотреть не стоит.
+100500. Дождусь когда в инете появится))
Трейлер выглядит, как очередное пафосное говно. Даже суперстар из Тор не может разбить в дребезги это впечатление
Почему фильм «Близкие контакты третьей степени» так называется?
Эти фильмы были практически первыми, в которых тема «первого контакта» была поднята с точки зрения мирных пришельцев. До этого в фантастическом кино инопланетяне в основном прилетали на Землю с целью захвата (привет, Уэллс). После, впрочем, это тоже было часто.
Сначала немного о том, как режиссёр смог снять настолько потрясающее кино. А потом и про степени контактов.
Почему же «третья» степень? Расскажу по порядку, по степеням:
И третья степень контакта с пришельцами фильма Спилберга точно соответствует классификации. Кстати, предложил её профессор астрономии Джозеф Хайнек, которого Спилберг привлёк к съёмкам в качестве консультанта по возможной внешности пришельцев.
Так что фильм «Инопланетянин», снятый Спилбергом в 1982 г., может смело называться «Близкие контакты шестой степени».
Смотрели эти фильмы? Какой больше нравится? Ставьте лайк, пишите в комментариях.
Что посмотреть : «Поиск» 2018 (обзор без спойлеров)
Это классный напряженный, пока еще свежий, фильм снятый в жанре скринлайф (то есть события происходят на экране и через звонки и сообщения наблюдается развитие сюжета). Главную роль в нем исполняет Джон Чо (уже вторая очень похожая роль, в которой я его встречаю, первая была в сериале » Экзорцист»), играющий овдовевшего Девида Кима.
Девид и его дочь Марго с трудом переживают уход из жизни любимой мамы и жены Пем, что сильно сказывается на их отношениях. Папе и дочке-подростку и в обычной ситуации тяжело найти общие темы и интересы, а в таком положении..сами понимаете.
А в один вечер Марго и вовсе пропала, оставив отца в полном замешательстве. Несмотря на то, что отец и дочка отдалились друг от друга, Девид уверен, что она не могла сбежать.
Папа берет оставленной дочерью дома ноутбук и погружается в ее тайную жизнь, о которой он ничего не знал.
Фильм поднимает вопрос о ценности семьи, любви родителей к детям и детей к родителям, о том, что очень часто родители не знают ничего о своих детях и о том, что о проблемах нужно говорить, а не замалчивать.
Отдельно хочу отметить, что, скорее всего, благодаря продюсированию Тимура Бекмамбетова интерфейсы и переписки переведены идеально (никаких странных слов, как в «Красной жаре» или «Идентификации Борна»).
Борис Андреев. Его любил народ
Почти 40 лет нет Бориса Фёдоровича, а фильмы с его участием до сих пор с удовольствием смотрят зрители нескольких поколений, восхищаются его талантливой, правдивой игрой, и сожалеют, что нет в нашем кинематографе достойной замены этому великому актёру. Одно время его в некоторой степени заменял Виктор Степанов, а сейчас место пусто, вакантно, и даже претендентов не видно…
«Мне кажется, что моя творческая жизнь сложилась очень удачно и интересно — говорил актёр. — Я как бы прожил две жизни. Одна — моя личная жизнь, жизнь человека, вторая — жизнь артиста, художника, жизнь в образах, жизнь в чужой жизни, если можно так выразиться».
Андреев родился в 1915 году в Саратове, семья была простой, рабочей, и он не мечтал о лучшей доле, сразу после окончания семилетки устроился слесарем-электромонтёром на комбайновый завод, пройдя полугодовые курсы. Потом без отрыва от производства учился в школе рабочей молодёжи и в те годы впервые посетил занятия заводского драмкружка, куда его привёл товарищ.
Увиденное неожиданно увлекло Бориса, он записался в группу и стал с радостью учиться актёрскому мастерству и технике речи. Очень скоро руководитель кружка, известный саратовский актёр Иван Слонов, отметил выдающиеся способности рослого парня и посоветовал ему поступить в театральный техникум. Андреев смог сдать экзамены, но учиться с самого начала было трудно – на заводе он работал в три смены, приходилось отпрашиваться, меняться, и зачастую сидеть на уроках после ночной.
Уже через пару месяцев такой учёбы единственным желанием Бориса было выспаться, он хотел спать постоянно и подумывал бросить эту затею. Слонов всё уладил, попросил заводское руководство предоставить Андрееву удобный график, и в оправдание пообещал, что тот станет великим артистом. Коллектив пошёл навстречу, и когда будущий актёр учился на выпускном курсе, его совсем освободили от работы и даже выплачивали стипендию из фондов предприятия.
«Я исполнял эту роль в течение сезона, — вспоминал сам Андреев. — Делал я её со всей искренностью души человека, влюблённого в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке».
Вскоре театр отправился на гастроли, и в Москве молодого актёра приметил знаменитый режиссёр Иван Пырьев. Он пригласил Бориса на пробы в свою музыкальную комедию «Трактористы» на роль Клима Ярко, но глядя на могучего парня понял, что ошибался — «Какой это герой-любовник?! Это же шалопутная человеческая особь! Он рожден для роли Назара Думы».
В итоге Андреев был утверждён на роль Думы, а Ярко сыграл Николай Крючков – он, и Пётр Алейников, которому досталась роль балагура и хулигана Савки, стали с тех пор самыми лучшими, закадычными друзьями Бориса. Они и в жизни были балагурами и хулиганами в молодые годы, коллеги очень любили их троицу, и называли её «святой».
«Это была первая его роль в кино, а сыграл он её очень уверенно, профессионально, с чувством меры, нигде не «пережимая», хорошо взаимодействуя с партнёрами. В нём сразу же обнаружился недюжинный актёрский талант» — вспоминал Николай Крючков.
Съёмки фильма проводились по большей части на Украине при участии киностудии им. Довженко, и после завершения работ над фильмом актёру предложили остаться в Киеве и приняли его в штат киностудии. Там он снялся в те годы в таких фильмах, как «Истребители», «Щорс», «Большая жизнь», «Богдан Хмельницкий», а с 1941 года киевская киностудия была эвакуирована, на время войны актёры были причислены к студиям Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Грузии.
Незадолго до начала войны Андреев был арестован за пьяную драку в гостинице «Москва», кроме того, он резко и нелицеприятно высказывался о руководстве страны – его посадили в СИЗО к «политическим» и готовились предъявить обвинение по «расстрельной» статье. Но через несколько месяцев Бориса выпустили, как говорили – по распоряжению самого Сталина, которых благоволил этому талантливому актёру после выхода на экраны «Трактористов».
Про загулы Андреева и Алейникова слагали легенды – говорили, что в «подпитии» Борис Фёдорович становился агрессивен и неуправляем, то витрину магазина разобьёт, то самого Пырьева чуть не покалечил, за то, что тот заставлял его переснять плохо сыгранный дубль. Многие считали, что актёру нельзя пить, это всегда приводило к печальным последствиям, и в итоге именно неконтролируемыми возлияниями Андреев подорвал своё богатырское здоровье – уже в 43 года у него случился первый тяжёлый инфаркт.
За военные годы актёр сыграл много хороших ролей, особенно понравились зрителям созданные им образы в картинах «Два бойца» и «Малахов курган». В 1944 году он приехал в Москву, устроился на киностудию «Мосфильм» и в Театр-студию Киноактёра, продолжил съёмки в фильмах. В конце 40-х он снялся в таких замечательных фильмах как «Сказание о земле Сибирской», «Встреча на Эльбе», «Кубанские казаки», «Падение Берлина», получил две Сталинские премии первой степени и был удостоен звания Народного артиста РСФСР.
В конце 50-х зрители стали замечать, что в творчестве Бориса Фёдоровича намечается новый этап, что это уже совсем не тот шальной и могучий русский богатырь, каким он был в ранее сыгранных фильмах. В 1954 году, в 39 лет он сыграл отца и деда большого семейства кораблестроителя Илью Журбина, воплотил психологически сложный и глубокий образ, но даже тогда это был ещё прежний Андреев. Перемены в его характере начались с картины Георгия Данелии «Путь к причалу», где Борис сыграл боцмана Россомаху.
Как говорил сам Андреев, что он как бы прожил две разные жизни, так и поклонники его таланта увидели двух различных артистов – в 60-х годах это был уже пожилой (хоть ему было чуть больше 45 лет), умудрённый опытом и годами человек. В последующих фильмах он всё больше раскрывался с другой стороны, достигал вершин своего мастерства, стал играть ещё гениальнее и мощнее, особенно оценили зрители его работы в таких фильмах тех лет, как «Дети Ванюшина», «Назначаешься внучкой», «Первый рейс», «Сергей Иванович уходит на пенсию».
С возрастом он стал сниматься меньше, часто отказывался от предлагаемых ролей, отговаривался театральными гастролями и занятостью в Союзе кинематографистов – членом которого и председателем актёрского совета он был с 60-го года. Возможно, сказывались последствия перенесённых инфарктов, возможно, накопленная усталость – именно тогда Борис Фёдорович начал жаловаться жене, что очень устал.
С Галиной Васильевной актёр прожил в счастливом браке больше тридцати лет, родил и воспитал прекрасного сына, ставшего доктором философских наук, профессором Московского университета культуры и искусств. Мало кто тогда знал, что женился Борис на первой встречной, поспорив со своим дружком Алейниковым. А дело было так — Пётр постоянно подшучивал над своим неженатым другом, который был очень стеснительным в отношениях с девушками, и как-то раз, когда они ехали в троллейбусе с киностудии, сказал ему: «Какая дура за тебя пойдёт, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало!».
Андреев вспылил, и сказал, что сейчас познакомится с первой же девушкой, которая войдёт в этот троллейбус и женится на ней – на том они и поспорили. Через пару остановок в транспорт вошла Галина, студентка музыкальной академии Гнесиных, и Борис, скрепя сердце, пошёл знакомиться.
Он проводил девушку до дома, попросил телефон, начал ненавязчиво ухаживать. Но вскоре казавшееся таким лёгким дело стало весьма затруднительным – отцом Гали оказался милицейский комиссар, который категорически отказался выдавать замуж за алкаша-актёра любимую дочь.
Борис едва не проиграл спор, спасло его то, что за время совместных прогулок и походов в кино, они с Галей искренне полюбили друг друга и она смогла уговорить строгого папашу.
Они поженились, и спустя некоторое время актёр понял, что и мечтать не мог о лучшей спутнице жизни – Галина отказалась от собственной музыкальной карьеры ради семьи, посвятила себя любимому мужу и единственному сыну. Дома всегда было чисто и тепло, вкусно пахло, и Бориса уже не тянуло проводить время в весёлых компаниях, он стремился больше времени проводить с семьёй.
В начале 80-х жена тяжело заболела, и он старался не отходить от неё, забыв обо всех своих болячках. У Галины обнаружили онкологическое заболевание, но она старалась держаться ради внука, которого очень любила. В апреле 1982 Борис Фёдорович вернулся с гастролей и почувствовал сильнейшее недомогание, но как всегда попытался отшутиться, однако сына насторожили его слова: «Ты знаешь, что-то я устал очень. Наверное, это конец». Отец был ещё достаточно молодой и крепкий, всего 67 лет, поэтому случайное высказывание показалось Борису Борисовичу полнейшей нелепицей.
сын Бориса Андреева
Но буквально через несколько дней ему позвонила мама, сказала, что отец постоянно спит, а когда просыпается, говорит какую-то ерунду, и она решила положить его в больницу. Друзей у актёра всегда было много, и они помогли организовать саму «Кремлёвку», а там родственников успокоили, сказали, что это обычное переутомление, нужен полноценный отдых и хороший уход.
Борис Фёдорович был очень начитанным и эрудированным человеком, он и сам обладал литературным даром и всю жизнь вёл своеобразный дневник – толстую кожаную тетрадь, куда записывал придуманные и услышанные шутки и афоризмы, которые сам называл «охренизмами» или «афористичным романом». Эти записи он взял с собой и в больницу, и там успел пополнить их несколькими уморительными шутками.
Дело вроде бы шло к выписке, в последний раз сын и жена навестили его уже в обычной палате, предвкушали, что скоро заберут домой. Актёр даже проводил их до выхода, несмотря на все возражения, стоял в дверях и смотрел как они уходят. Позже Борис Борисович понял, что это отец в тот момент уходил от них – поздно вечером того же дня им позвонили… В это не хотелось, не возможно было поверить…
Великий русский актёр был похоронен на Ваганьковском кладбище, хоть ему, как народному артисту полагалось Новодевичье. Но своё место на престижном погосте он давно отдал другу Алейникову – ведь у того не было звания, и такие почести не полагались, а Андреев очень любил Петра и устроил ему похороны по высшему разряду…
Борис Андреев и Пётр Алейников в фильме «Трактористы»
Седьмая печать или пособие по тому, как выиграть в шахматы со Cмертью, в условиях средневековой чумы
Обзор мой. Оригинал обзора возложен тут: седьмая печать. Критика текста приветствуется и, иногда, даже не осуждается.
О смерти хотя бы раз в жизни думали все, а те кто еще нет скоро будут. Это неизбежно.
Ты можешь сидеть, мирно вкушать ужин под деловитое брюзжание ТВ и обогащаться знаниями о брачном периоде самцов тюленей. Но в следующее мгновение ты можешь поперхнуться своим борщом, потому что твоему ребятенку втемяшилось именно сейчас спросить, а куда это подевался их хомяк Гоша?
Тут у тебя возникает дилемма.
1) Либо присочинить историю о том, как Гошу настиг кризис среднего возраста и тот, в поисках смысла жизни, вступил в иностранный легион. Прощальной же записки решил не оставлять, обещал вернуться.
Попутно предлагаю подумать над тем, в чем заключается смысл жизни по версии Бергмана, нужно ли этот смысл искать, и зачем стоит думать о смерти и религии. А еще в конце я тебе бонусом сообщу презабавный факт об одном из реквизитов фильма.
Завязка в фильме следующая. Рыцарь Антониус Блок, на пару с оруженосцем Йонсом последние 10 лет махали мечами и конечностями в крестовом походе. В какой-то момент смысла в сием действе стало немного, и поэтому они передислоцировали свои бренные кости обратно на родину в Швецию. Сразу после возвращения мирное возлежание парочки на берегу моря прерывает Ангел Смерти, который явился собственной персоной к Антониусу Блоку.
1) Пока они играют, рыцарь и его спутник находятся в безопасности;
Добавляем сюда весело гуляющую по Швеции чуму, приправливаем всеобщим психозом на этой почве, и делаем вывод, что ребята вернулись на родину как раз вовремя.
Первое, на что обращаешь внимание – это атмосфера. Средневековье у Бергмана очень детализированное и уместное. Оно приземленное, без лоска и стерильности, которыми напичканы современные фильмы. В «Седьмой печати» нет ни приключений, ни экзотики, ни замков, ни массовых актов употребления алкоголя с проведением рыцарских турниров в последствии. Даже классических боев на мечах не завезли, а Антониус Блок за весь фильм ни разу не достает меч из ножен.
Картину сняли на фоне типовых деревень и естественных пейзажей. Твои глаза сразу обращают внимание на покосившиеся дома, запущенные заборы, хаотично расставленные столы в таверне. Ты смотришь на детали одежды, на ее материал и функционал. Ты обращаешь внимание на повозку бродячего актера Юфа и на то, насколько удобно расположил в ней вещи ее владелец. Каждая подобная деталь выступает как часть пазла, в котором каждый новый фрагмент глубже погружает тебя в мир фильма.
Но Ингмар Бергман не упарывался в историзм. Детали его средневековья работают в первую очередь как художественный элемент и это простительно, не документалку ведь снимали. Подключив головной мозг и навык жмакания по ссылкам в интернете, можно найти ряд забавных исторических неточностей. Приведу краткий список:
> Крестовые походы закончились примерно в XIII веке, тогда как чума стала шляться по планете как минимум в веке XIV.
> Движения религиозных мазохистов или флагеллантство, если переводить с человечего на научный, в Швеции не было, но в фильме они есть. Весьма фактурные ребята, кстати.
> В церкви Тёбю есть фреска «Смерть, играющая в шахматы», которая послужила источником вдохновения для Бергмана. Нарисовал ее Альбертус Пиктор, узко известный в широких кругах художник, живший аж в XV веке. В фильме его играет Гуннар Ульсон, если это имя кому-то что-то говорит.
Рыцарь со товарищ, едут вдоль берега и ищут постоялый двор. Возможно ради отдыха, возможно ради последующих возлияний – это не суть важно. Тут Йонс видит человека, сидящего возле камня, и спрашивает его о постоялом дворе. Но незнакомец промолчал, продолжив мирно сидеть, не считая нужным отмахнуться от назойливых мух или погладить тощего пса, скулящего у его ног.
Оруженосец подходит ближе, чтобы растолкать человека, но резко отдергивает руку. Незнакомец валится на бок, и ты видишь его лицо. Лицо с выеденными глазницами и белым оскалом на частично обглоданном черепе. Не особо изменившись в лице, Йонс догоняет Антониуса, который задает ему вопрос.
Рыцарь: Ну что, показал он тебе дорогу?
Йонс: Не то, чтобы показал.
Рыцарь: Что же он сказал тебе?
Йонс: Ничего.
Рыцарь: Он что — немой?
Йонс: Нет, хозяин, немым я его не назвал бы. Он, напротив, был очень даже красноречив.
У меня возникает несколько мыслей насчет этой сцены. Она определенно нагнетает обстановку, очень дотошно и эмоционально передает настроения, царившие в те годы. Но в то же время — это критика христианства и стремления его последователей запугать людей смертью и карой Господней. Это предположение я не с потолка подобрал, кстати. Отец Бергмана был лютеранским пастором, хлеставшим розгами своих отпрысков за малейший проступок, а иногда и по приколу. (Рекомендую интересующимся глянуть его автобиографию Laterna Magica, кстати). После этого трудно винить мсье Ингмара за наличие определенных вопросов к людской природе, вере и небесному завхозу.
Этим вопросам Ингмар и посвятил фильм. Лицо Антониуса Блока бледное, напряженное и суровое. В его глазах остался лишь один простой вопрос: зачем? Зачем были эти смерти и страдания, зачем он претерпевал лишения в крестовом походе, во имя чего? Поход рыцаря выступает как бы символом бессмысленности всего того, что люди совершают во имя своей веры. Крестовый поход в фильме никак не показывают, а оруженосец лишь вскользь упоминает о всех ужасах их похождений в разговоре с художником Пинктором. Но тебе никакое описание не нужно, достаточно результата в виде опустошенной пары из оруженосца и рыцаря.
В своих поисках Антониус Блок одинок. Йонс давно решил все свои вопросы со смертью, у него более прагматичный взгляд на жизнь, в то время как другие персонажи вовсе не думают о таких сложных материях. Одному изменила жена, вторая убежала с бродячим актером, думать о смысле жизни не досуг, нужно решать свои проблемы. Через весь фильм хорошо прослеживается эмоциональное состояние Антониуса Блока, как оно сменяется сначала опустошенностью, потом муками поиска, позже радостью, умиротворением и страхом. Своеобразное визуальная репрезентация любого человека, озадаченного поиском.
Лучше всего идею фильма передает этот диалог:
— Смерть: Когда тебе надоест задавать вопросы?
— Рыцарь: Никогда не надоест.
— Смерть: Но ответа ты не получишь.
— Рыцарь: Часто мне кажется, что задать вопрос даже важнее.
Сколько бы мы не ругали судьбу, сколько бы мы не возносили молитв, мы никогда не услышим четкого ответа о том, что ждет нас в самом конце. Сколь бы много усилий мы бы не приложили, как много добра мы бы не совершили, мы не можем быть уверены в том, что за чертой мы обретем душевный покой. Более того, в одной из сцен фильм четко говорит о том, что перед смертью все равны. Она неостановима, никто не может ее избежать.
Но это не значит, что смысл жизни не стоит искать. Это нужно делать, задавать вопросы, стремиться узнать лично для себя, зачем мы живем. Наполнить нашу жизнь смыслом можем только мы сами. Для нас никто не готовил персональный План жизни, и ни одна гадалка или шаман не обладает достаточной компетенцией, чтобы решать за нас, что нам делать. Бергман, как он сам неоднократно признавался, очень боялся смерти. Но после съемок «Седьмой печати», все свои терки со страхом он для себя решил.
Смотреть фильм можно, но для этого нужно специфическое настроение и нужно будет делать скидку на возраст фильма. Я не описывал всех деталей фильма в этом обзоре. Их слишком много, а перегружать и без того нагруженный текст, как по мне, не имеет смысла. Будет лучше, если ты ознакомишься с фильмом самостоятельно, чтобы насладиться самостоятельным поиском деталей и смыслов.
На этом все, всем всего.