Накшбандийский тарикат что это такое

Тарикат накшбандия: не секта, а строгое следование Куръану и сунне Пророка ﷺ

Накшбандийский тарикат что это такое. Смотреть фото Накшбандийский тарикат что это такое. Смотреть картинку Накшбандийский тарикат что это такое. Картинка про Накшбандийский тарикат что это такое. Фото Накшбандийский тарикат что это такое

Тасаввуф корнями восходит к периоду Мухаммада

В 90-е гг. ХХ в. в России началось возрождение традиций тасаввуфа (суфизма). Сегодня в разных областях нашей страны имеются последователи различных тарикатов. Из традиционных суфийских направлений, распространенных в России, можно выделить тарикат накшбандийа-хусайнийа (туркестанская и северо-мавараннахрская ветвь муджаддидии) [1, с.98] и шазилийа. Главой (шейхом) тариката накшбандийа-хусайнийа с конца 80-х гг. до 2009 г. был Ибрахим-хазрат, среди учеников которого есть и татары. В Татарстане традиционные тарикаты постепенно приобретают все большую популярность, как среди обычных мусульман, так и среди духовенства. Следует подчеркнуть, что традиционные тарикаты способствуют распространению нравственных ценностей ислама и являются альтернативой различным экстремистским течениям. Изучение суфизма, его возникновения и развития в нашей стране заслуживают серьезного внимания.

Тасаввуф своими корнями восходит к периоду пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников. Это был век особо набожных, искренних людей, полностью обращенных к Аллаху, век непосредственного влияния почтенной личности досточтимого пророка (мир ему и благословение). Сподвижники буквально соревновались в подражании пророку (мир ему и благословение). Асхабы[1] и таби’ины[2], хотя и не назывались суфиями, но, по сути, являлись ими. Под суфизмом подразумеваются посвящение своей жизни Творцу и полная покорность Всевышнему во всех состояниях. Это и отличало последователей пророка (мир ему и благословение) в трех поколениях после него: сахабов, таби’инов и таби’ ат-таби’инов[3]. Эти три поколения считаются лучшими из мусульманских поколений. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие люди в моей общине – это моё поколение, затем – следующее за ним, а затем – следующее за ним» [6, с.29].

Когда появилось понятие суфи?

Когда ислам распространился среди многих народов и рас, появилась необходимость систематизировать наследие, которое осталось от пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Возникли исламские науки: фикх[4], таухид[5], наука о хадисах, а также тасаввуф, который изучает методы и способы духовного воспитания и приближения к Всевышнему Аллаху [6, с.30].

Считается, что первым человеком, которого назвали суфием был Джабир бин Хаййан (ум. в 767 г.), согласно другому преданию — Абу Хашим (ум. в 767 г.). Оба жили в Куфе. Таким образом, можно говорить о том, что это понятие впервые возникло в VIII веке в центре Ирака [8, с.17].

В IX–X вв. были написаны первые произведения тасаввуфа, начали применяться и распространяться первые понятия тасаввуфа. В этот период жили такие известные суфии как Аль-Харис аль-Мухасиби (781-857), Абу Язид Бистами (804-874), Аль-Джунайд аль-Багдади (ум. около 909 г.), Мансур Халладж (858-922) и др.

В конце ХII в. и последующие века появляются школы (машраб) или суфийские направления (тарикат): кадирия, ясавия, кубравия, накшбандия, шазилия, чиштия и др. Большинство тарикатов названо по имени своих основателей. Каждый суфийский тарикат имеет цепь преемственности духовных наставников (силсиля), которая восходит к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и его сподвижникам. Обучать тасаввуфу может только тот, кто имеет разрешение (иджаза) от предыдущего наставника. Создание системы разрешения на воспитание было неслучайным. Исламский ученый Ас-Суютый сказал, что вышеупомянутая система была организована для того, чтобы защитить религию от невежественных учителей [3, с.4].

Почему возникли различные тарикаты?

Появление различных тарикатов связано с методами воспитания пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Например, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) получил от пророка тихий (хафи) зикр, поэтому в тарикате накшбандия практикуется зикр про себя, зикр сердцем. ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) получил от пророка громкий (джахри) зикр, поэтому в тарикате шазилия и в некоторых других тарикатах практикуется зикр вслух. Правила совершения данных зикров передавались из поколения в поколение, от сердца к сердцу.

Цепочка учителей тариката накшбандия восходит к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Этот тарикат получил свое название в конце XIV в. от имени Мухаммада Бахауддина шаха Накшбанда Бухари (1318–1389), который возродил прежние традиции духовного воспитания. Накшбанд – это прозвище Бахауддин хазрата. Слово накш означает гравировка (украшение). Накшбанд – тот, кто занимается украшением сердца именем Аллах.

Бахауддин Накшбанд выступил против аскетизма, против отказа от мирских дел, призывал к труду и знанию. Сам прекрасный ткач и резчик по металлу, он на собственном примере показывал, как нужно работать и пользоваться плодами своего труда. Однажды его спросили: «В чем суть вашего тариката?» Он ответил: «Суть нашего тариката является «хальвет дар анджуман», то есть внешне пребывая с людьми, внутренне пребывать с Аллахом». Ему принадлежит такое изречение:

Дилл ба еру, Сердце – возлюбленному (Аллаху)

Даст ба кор. Рука – делу [2, с.125].

Подтверждением данных слов является аят Куръана, в котором сказано:

“мужчины, которых ни купля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, (полноценного) совершения намаза и выплаты закята. Они боятся (Судного) дня, когда перевернутся сердца и взгляды (от ужаса).” (Сура 24 «ан-Нур», 37 аят).

Принципы тариката накшбандия: какие они?

В методике духовного воспитания тариката накшбандия значимую роль играют одиннадцать принципов, состоящие из освобождения духа от негативных влияний и достижения совершенства личности. Первые 3 принципа сформулированы Бахауддином Накшбандом, а остальные ‘Абдулхаликом Гиждувани[6]. «Одинадцать основ» внесены во все первоисточники тасаввуфа [7, с.90-93]. Три принципа, сформулированные Бахауддином Накшбандом: вукуф-и замани, вукуф-и адади и вукуф-и кальби.

1. Вукуф-и замани: контролировать каждый свой час и оценивать его как приближение или отдаление от Аллаха. Суфий должен всегда правильно использовать каждое мгновение своей жизни, избегать пустой траты времени и чаще анализировать его ценность.

2. Вукуф-и адади: соблюдать количество зикра. Совершенный наставник задает определенное количество зикра своему ученику, исходя из его духовного состояния. Ведь для достижения требуемого результата необходимо определенное его количество. Поэтому, для того чтобы внимание ученика не рассеивалось во время зикра, и душа не наполнялась сомнениями, необходимо тщательно следить за количеством зикра. Ведь каким бы важным не было качество зикра, ограничение количеством оберегает сердце от различных сомнений и колебаний, которые в зикре, как и во всем другом, являются следствием чрезмерности. Ввиду всех этих причин, нужно стараться выполнять зикр, следя как за качеством, так и за количеством. Следить за количеством зикра не означает только заниматься счетом, а в рамках этого количества углубляться в зикр сердцем, и является не препятствующим, а, наоборот, способствующим фактором.

3. Вукуф-и кальби: постоянное поминание Аллаха в сердце. Это такое состояние души, при котором всегда ощущается присутствие Всевышнего Аллаха. Суфий должен держать под бдительным контролем свое сердце и проверять, чем оно занято в данный момент. Ведь основная цель зикра – осознание сердцем смысла зикра. Зикр – это не просто повторение определенных слов. Во время зикра нужно все внимание сердца концентрировать на поставленной цели.

Большинство ханафитских ученых – приверженцы суфизма

Тарикат накшбандия из Средней Азии получил широкое распространение во всем исламском мире, особенно в период Османского государства. Большинство ханафитских ученых по различным областям исламских наук были приверженцами тариката накшбандия. Например, суфийским наставником известного богослова ибн Абидина[7] являлся Халид Багдади[8].

Известными приемниками Бахауддина Накшбанда являлись Мухаммад Парса (ум. около 1420 г.) и Алауддин Аттар (ум. 1400 г.). Через них тарикат вышел за границы Средней Азии. Также большой вклад в развитие этого тариката внес величайший духовный наставник, богослов Ахмад аль-Фаруки Сирхинди, известный также как имам Раббани (1564-1624). Он возродил сунну пророка (мир ему и благословение), благодаря своим трудам защитил шариат от искажений. О таких ученых сказано в хадисе пророка (мир ему и благословение): «Аллах отправит этой общине (умме) в начале каждого столетия того, кто обновит религию» (Абу Дауд). Имам Раббани известен как «муджадид альфи сани» («обновитель второго тысячилетия»), от него возникла новая ветвь тариката накшбандия – муджаддидия.

Следует отметить, что один из самых известных трудов по тасаввуфу имама Раббани «Мактубат» (сборник писем, написанный на фарси), стал доступным для многих мусульман благодаря татарскому богослову Мухаммаду Мураду Рамзи (1855-1934), который перевел этот труд на арабский язык в священной Мекке [5, с.277]. Мактубат состоит из двух томов. В первом томе содержаться 312 писем, а во втором томе 122 письма. В данных письмах, которые были адресованы муридам (ученикам) имама Раббани, а также государственным деятелям поднимаются актуальные вопросы шариата, методы очищения сердца, воспитания души, говорится о взаимосвязи шариата и тариката. Из писем имама Раббани становится ясно, что тарикат – это не только набор зикров, а строгое следование Куръану и сунне пророка (мир ему и благословение).

Суфизм среди татар

Среди татар тарикат накшбандия начал распространяться в период Улуса Джучи во второй половине XIV века. Однако в это время все еще было сильным влияние тариката ясавия. Из источников известно, что в эпоху Казанского ханства татары получали духовное воспитание у накшбандийских шейхов в Средней Азии. Например, об этом говорит татарский поэт-суфий ХVII века Мавля Кулый. В своих хикметах он большое внимание уделяет накшбандийскому шейху Махдуми А’заму (1464–1542) и пишет, что у него было много муридов из татар.

В Поволжье тарикат накшбандия широкое распространение получает в XVIII – XIX веках. Среди последователей этого тариката мы можем назвать выдающихся татарских богословов, таких как Г.Курсави (1776-1812), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Ш.Марджани (1818-1889).

Последователи тариката накшбандия были и в советский период. Продолжателями этого пути являлись Зайнулла ишан Расули (1833-1917), после него Галимджан Баруди (1857-1921), затем Габдурахман Расули (ум. в 1950 г.). В г. Казани в 50-80-е годы шейхами тариката накшбандийа-халидия были Габделханнан хазрат Сафиуллин (ум. в 1973 г.) и Гарифулла хазрат Гайнуллин (ум. в 1984 г.). Гарифулла хазрат считается последним Казанским ишаном, после которого в Казани не осталось приемников [4].

Нияз хазрат Сабиров

Имам-хатыйб Апанаевской мечети,

кандидат истрических наук,

член Совета улемов ДУМ РТ

Список использованной литературы

[1] Асхабы – сподвижники пророка Мухаммада.

[2] Таби’ин – последователи сподвижников.

[3] Таби’ ат-таби’ин – последователи табиинов.

[4] Фикх («знание, глубокое понимание») — исламское право.

[5] Таухид (Единобожие) — наука, которая изучает вопросы веры.

[6] Абдулхалик Гиждувани (дата рождения неизвестна, умер 1199 или 1220) – духовный наставник, является десятым духовным звеном в золотой цепи преемственности шейхов тариката Накшбандия.

[7] Мухаммад Амин ибн Умар ад-Димашки более известный как Ибн Абидин (1784-1836) — исламский богослов, один из самых выдающихся мусульманских правоведов Османской империи. Автор более 50 трудов по фикху, тафсирам Корана, опровержению сект и течений. Его самая известная работа была «Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар» до сих пор считается лучшей книгой по ханафитскому мазхабу.

[8]Мавляна Мухаммад Халид Зияуддин Багдади (1779-1826) – учёный шафиитского мазхаба, ашарит, духовный наставник (муршид). Является 30-м духовным звеном в цепи преемственности шейхов тариката Накшбандия, основатель новой ветви Накшибандийского тариката — халидия.

Источник

Накшбанди

Содержание

Одиннадцать основ тариката от Гиждувани

Абдулхалик Гиждувани, будучи заочным (увейси) муршидом Шаха Накшбанда, занимает в Накшибандийском тарикате особое место. «Одиннадцать основ», которые он выдвинул как основные принципы тариката, внесены во все первоисточники тасаввуфа. И эти основы следующие:

В уединении есть слава. В славе таится погибель
Добро и успех – в джамаате, и то, и другое кроется в людях
Постоянное присутствие на сохбетах сохраняет истинный иман
В нашем тарикате малыми поступками можно достичь великих побед
Так как следовать сунне не легко, а наш путь – это путь сунны
(Шейх Бахауддин Накшибанд)

Алишер Навои назвал основы Накшбандия «путём довольствия малым».

Известные последователи

Тарикат получил огромное распространение в Средней Азии, на территории бывшего Османского халифата и в Индо-пакистане.

Современные шейхи

Известные последователи башкиры

Известные последователи татары

Известные последователи дагестанцы

Известные последователи карачаевцы

Золотая цепь преемственности Накшбандийского тариката

В суфизме важную роль играет преемственность — знания передаются от учителя к ученику. Традиционно принято возводить непрерывную цепь духовной преемственности через последовательность учителей-шейхов непосредственно к пророку Мухаммеду.

Духовная родословная Бахауддина Накшбанда

Данная цепочка принята в большинстве ветвей накшбандийского ордена, увайсийская ветвь в Пакистане придерживается другой версии — см. статью Накшбандийа-Увайсия.

Муджаддидийские ветви

Основатель — Ахмад Сирхинди (1564—1624). Известен также как Имам Раббани (премудрый имам) и Муджаддид (новатор, обновитель).

Хусайнийская ветвь

Последователи распространены в Узбекистане. Духовный лидер — Хазрат Хаджи Ибрахим Коканди, жил в Коканде.

Гафурийская ветвь

Последователи распространены в Пакистане. Духовный лидер — Шамсур Рахман аль-Аббаси, живет в Карачи.

Саифийская ветвь

Последователи живут в Афганистане, Пакистане и Иране. Духовный лидер — Ахунзада Мубарак.

Тахирийская ветвь

Последователи распространены в Пакистане. Духовный лидер — Мухаммад Тахир, живет в Аллахабаде.

Халидийская ветвь

Основатель — маулана Халид аль-Багдади (1776—1827).

Хакканийское братство
Братство Исмаил-Ага

Последователи этой ветви распространены в Турции. Лидер — Махмуд Устаосманоглу, живет в Стамбуле.

Чиркейская подветвь

Последователи этой ветви распространены в Дагестане. Духовный лидер — Саид Афанди Чиркейский, жил в Чиркее.

Примечания

Ссылки

Источник

Вирдовая структура Чечни и Ингушетии. Часть 1-ая. Накшбандийский тарикат.

Накшбандийский тарикат что это такое. Смотреть фото Накшбандийский тарикат что это такое. Смотреть картинку Накшбандийский тарикат что это такое. Картинка про Накшбандийский тарикат что это такое. Фото Накшбандийский тарикат что это такое

Вирдовая структура Чечни и Ингушетии. Часть 1-ая. Накшбандийский тарикат.

В начальный период советского разлома, такого рода личности как шейх Али Митаев, Мани –шейх Назиров, Солса-хьажи Яндаров, Юсуп-хьажи Кошкельдинский и другие попытались стать во главе общества раздираемого политической системой того периода.

Советская власть с самого начало объявила войну тем, кто был носителем ислама в обществе. Закрывая и уничтожая мечети, власть загоняла духовную жизнь чеченцев на уровень дома, Ислам ушел из публичных мест и переселился в семью, где высшей духовной инстанцией был старший по возрасту, не всегда “подкованный” во многих религиозных вопросах. Но именно таким образом Ислам не только не был вытеснен из жизни чеченского общества, а, наоборот, охватил все население. В условиях такого нелегального Ислама (“параллельного Ислама”, по выражению известного французского ученого Александра Беннигсена (1)) в Чечне прошла жизнь нескольких поколений.

В сегодняшней Чечне суфии составляют, по всей вероятности, примерно 90 % от всего населения. Однако нельзя на этом основании преуменьшать ту негативную роль, которую могут сыграть радикалисты в подрыве единства нашей веры, даже если они составляют всего несколько процентов от общего количества народа. Ибо это активное меньшинство, движимое своими интересами не только в Чечне, но и во всем северокавказском регионе, объединено жесткой дисциплиной, имеет большие финансовые возможности, и, самое главное, знает, чего хотят они добиваются, то есть власти.

Они представляют угрозу для многочисленных братств приверженцев суфизма, разрозненных и часто конкурирующих между собой, не признающих друг друга и в политическом отношении мало на что претендующих. Их слабость в вопросах теологии также может способствовать отходу части электората от них к радикалистам, и в первую очередь молодежи.

На сегодня в Чечне действуют два основных суфийских тариката – Накшбандия и Кадирия. Мы остановимся вначале на накшбандийском тарикате.

Накшбандийцев в Чечне, ошибочно считают меньше чем кадирийцев, но это не так. На самом деле много накшабандийцев участвуя в религиозной практике кадирийцев остаются последователями своего шейха. Вряд ли может кто–либо с уверенностью сказать, что их больше или меньше чем кадирийцев. По всей вероятности стоит говорить, о приблизительном равном количестве мюридов того и другого тариката.

История показывает, что отдельные известные устазы, шейхи и имамы появлялись в чеченском обществе в тот момент, когда ставился под угрозу сам факт существования народа: вспомним деяния шейха Мансура, имама Ташу-хьажи, имама Алибека-хьажи и др. Они появлялись тогда, когда наступал переломный момент в социальной и религиозной жизни чеченцев. Активность шейха Берсы, Бети-шейха, шейха Киши-хьажи проявилась тогда, когда народ должен был решить, какой из духовных путей выбрать. Они явились в тот момент, когда социальная и религиозная разобщенность чеченцев достигла предела, ставя под угрозу само их существование, когда людям необходимо было духовное руководство, дающее ориентиры. Благодаря этим шейхам и видным богословам, многие из которых до настоящего времени были неизвестны историкам, чеченцы и сохранились как народ. Они объединили уставших от бесконечных войн и гонений людей, вселяя в них веру во Всевышнего и надежду на лучшую долю. Ради веры в Аллаха и глубокой преданности своему народу они шли на виселицу и каторгу. Забывать об этом – значит не уважать людей, заслуга которых в том, что мы стали единым народом и остались мусульманами.

Впоследствии в конце XIX века в чеченском обществе были известные теперь в истории личности – это шейх Бамат-Гирей-хьажи Митаев (О1вда), Докку-шейх Шаптукаев, шейх Денни Арсанов, шейх Чиммирза, Юсуп-хьажи Кошкельдинский, и другие. Роль которых, сводилась укреплению и сплочению людей на фоне физического и духовного давления со стороны российской империи.

Накшбандийский тарикат – это одно из суфийских братств, широко распространенных на Кавказе, в Центральной Азии, Турции и на Ближнем Востоке. Его название восходит к имени его основоположника, одного из самых известных мусульманских деятелей не только суфизма, но и всего исламского мира, Бахаудина Накшбанди (1318-1389 гг.).

Для последователей данного тариката характерно мистическое учение, основанное на познании своего внутреннего “я” путем отказа от всего мирского. Приверженцы Накшбандийского тариката возводят свою силсилу к 632 г., к периоду жизнедеятельности имама Абу Бакра (572-634 гг.).

История накшбандийского тариката свидетельствует о его богатых суфийских корнях, которыми не всегда умеют пользоваться в Чечне. Для многих мюридов могила Бахаудина Накшбанди силсила мало что значит. Для них более важна роль самого шейха, а не его преемственность. В этом тоже особенность чеченского суфизма. Мюриды больше всего завязаны на своем устазе, и это для них и есть суфизм.

Основной практикой накшбандийского тариката является тихий зикр, совершаемый скрыто от непосвященных, главной формулой которого является бессчетное повторение про себя имени Бога.

Его последователи всегда подчеркивают, что верующий по-настоящему не должен выставлять напоказ свою набожность. Если он молится Всевышнему от всего сердца, то слова должны исходить из души, а не произноситься вслух. Громко произнесенная молитва, согласно накшбандийцам, теряет свою религиозную значимость.

Первым из суфийских шейхов, который определяется, как последователь накшбандийского тариката был чеченец из села Алды Ушурма, более известный как шейх Мансур.

Слишком коротким, хотя и ярким, был путь молодого шейха Мансура. Он, подобно комете, вспыхнувшей в небе и исчезнувшей, оставив после себя яркое свечение, сохранился в народной памяти больше как легендарный борец за свободу, чем как религиозный деятель. Ибо чеченцы того периода еще четко различали функции религиозного деятеля и воина. Он и поныне остается всеобщим любимцем, в честь которого слагают песни, исполняют назмы, называют его именем детей. Его чтит весь Кавказ независимо от вероисповедания. О нем слагают стихи в горах Балкарии, поют песни в Адыгее…

Среди накшбандийцев Чечни есть лидеры, авторитет которых был очень высоким, в том числе и среди кадирийцев. Это, прежде всего имам Ташу–хьажи Саясанский. Зиярат имама Ташу-хаджи. Он сочетал в себе все те черты, которые были дороги сердцу чеченца: он был шейхом, воином, философом и патриотом своего народа. Безусловно существовали, кроме того, другие известные и очень почитаемые чеченцами и ингушами личности: Абу- шейх, Докку-шейх, шейх Дени Арсанов, шейх Усман-хьажи, шейх Элах моллы и шейх Солса-хьажи.

Однако личность имама Ташу– хьажи, поднявшего в период военных действий с колониальной Россией многие социально-политические, религиозные (он делал попытку утвердить в качестве единого законодательства шариат) и даже экономические вопросы, некоторые из которых до сих пор не потеряли своей актуальности, является одной из главной политической и религиозной фигурой чеченского народа. Eго национальная принадлежность не имеет никакого значения на фоне его деятельности в роли имама и духовного лидера чеченского народа. Мюриды имама Ташу-хьажи, разбросанные по всей Республике, не ставят под сомнение передаваемые из поколения в поколение деяния своего устаза. Внешне ташу-хьажинцы различаются по красной повязке поверх головного убора. Назмы, распространяемые посредством аудиокассет, пользуются всегда спросом не только среди его последователей, но и у членов других вирдовых братств. Место захоронения имама Ташу-хьажи является обязательным для поклонения членами его вирдов. Но, как уже указывалось, его зиярат посещают все чеченцы независимо от того, вирдовой или тарикатской они принадлежности. По сути, его зиярат смело можно назвать одним из самых посещаемых религиозных мест в Чечне, наряду с зияратом Хеды в Эртане.

Не менее видным шейхом накшбандийского тариката является шейх Дени Арсанов. Шейх Денни Арсанов.Это очень колоритная фигура в истории Чечни и Ингушетии, человек, достигший духовного сана не из- за учености в области религии, а в силу неординарности своей личности, мужества, честности и глубокой порядочности. Он приравнивается к шейхам-къонах, то есть к “мужественным шейхам”. Шейх Дени Арсанов один из немногих чеченских шейхов, исключая шейха Киши-хьажи (Кунта-хьажи), последователи которого насчитывают довольно значительное число среди ингушей. География распространения влияния данного братства – это Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский и Сунженский районы. Зиярат находится в г. Урус-Мартан.Рядом с ним покоится его сын Багаудин (Баха), к которому также принято обращаться как к шейху. До недавнего времени, до своей кончины руководство вирдом осуществлялось Ильясом Арсановым.

Другой накшбандийский шейх из того же района является Солса-хьажи (Сулейман) Яндаров. похоронен в городе Урус-Мартане в 1929 году. Яркая личность, разносторонне образованный, он стремительно вошел в историю, оставив глубокий и неизгладимый. Советская власть не смогла заставить его быть своим орудием пропаганды, за что он и был в немилости у нее. Будучи богатым, в годы советской власти был разорен ею. Его мюриды и жители города Урус-Мартана и Чечни, до сих пор вспоминают его как святого праведного человека и восхищаются его жизненной стойкостью и непоколебимостью перед ударами, которые постигли его в последние годы жизни. Уважение он заслужил своей жизненной позицией, стремлением всегда быть полезным для того, кто был рядом с ним. Он стал зачинателем нового вирдового братства по линии Абу-шейха из Ташкичу. После его смерти на основе права силсилы его преемником во главе вирдового братства стал его сын шейх Абдул-Хамид Яндаров.

Из свыше 16 шейхов Надтеречья (ошибочно многие повторяют, что их только 12 шейхов из притеречья), 15 это представители накшбандийского тариката (это шейх Эллах-молла из Чанти-юрта, Сулим-шейх Гаджиев, шейх Мохмад-хьажи Гаджиев, шейх Усман-хьажи Хантиев, Кана-шейх Хантиев, Хаси-Молла, Эльбаздук-молла Темуркаев из Ломаз-юрта, Доку-шейх (Абдул-Азиз) Шаптукаев из Девкер-эвла, Дени- шейх Арсанов из Зебир-юрта, Мохмад–молла из Чулга-юрта, Хесамик-молла из Чулга-юрта, Абдул-Вахаб Куркаев из Чанти-юрта, Эдалсолт–мола из Али-юрта, Харон из Бамат-юрта, Абдул-Межид Догужоев из Бамат-юрта) многочисленных последователей имеет шейх Усман-хьажи, Доку шейх, и Дени-шейх. Единственный шейхом кадирийского тариката из этого региона Чечни является шейх Мохмад-хьажи Назиров, более известный как Мани–шейх.

Зикр вирдовых братств накшабандийского тариката.

Коллективный зикр осуществляется раз в неделю под руководством последователя шейха или его ближайших соратников или просто турка. На коллективных зикрах обсуждаются вопросы вирда, возможность оказания помощи нуждающимся и осуществления каких-то мероприятий под эгидой авторитета вирда. При этом всегда актуальным остается помощь лидеру или наследнику шейха. Основа данной практики, возможно, связана и с вечной оппозиционностью накшбандийцев к властям. Поэтому с самого начала зикр у них и стал таинством, скрытым от глаз не членов вирда или братства. Попав на территорию Дагестана и Чечни, накшбандийцы возглавили борьбу против колонизации Кавказа. Неудивительно, что в конце XVIII и первой половине XIX вв. все лидеры антиколониальной войны как в Чечне, так и в Дагестане были представителями данного тариката.

Хотя в период советской власти в Чечне значительно изменился климат вирдовых братств данного тариката, относительная их лояльность властным структурам обусловлена, по всей видимости, мощным прессингом на их лидеров, вернее на потомков их шейхов.

Отличительной чертой накшбандийского тариката является и то, что его мюриды не обязаны отрекаться от мирской жизни. Они не обязаны жить в обителях, могут иметь семьи, быть мирянами. В дальнейшем это сказалось на поведении мюридов. Их нелегко было различить среди населения, и поэтому вести против них враждебную деятельность со стороны властей всегда было трудно

Зикры накшбандийских вирдов Чечни мало чем отличаются друг от друга. Отличия заключаются в той или иной последовательности общих у них у всех элементов и в количестве повторений отдельного элемента (арсановцы, яндаровцы, ташу-хьажинцы. шаптукаевцы и другие).

Накшбандийцы не проводят зикр в открытых глазу постороннего местах, молитвенная практика считается “внутрисемейным” делом братства и не выставляется на обозрение.

Как не бывает правила без исключения, так и здесь нужно выделить накшбандийский вирд шейха Махма-хьажи (Молла) из Бачи-Юрта. Шейх Махма-хаджи Каратаев. Первое, что бросается в глаза, это сопровождение их зикра киванием головы, как делают это баматгириевцы и митаевцы. Однако их отличительной особенностью является то, что при этом они еще и размахивают широко руками. Это единственный вирд в Чечне из числа накшбандийцев, который свой зикр начинает, как и принято накшбандийцами, но по мере продолжения он переходит в громкий зикр и уже напоминает кадирийцев. Из накшбандийцев Чечни они единственные с громким зикром. Поскольку их устаз Мохмад-хьажи (Молла, шейх Махма-хьажи) Каратаев, по разным данным, совершал хадж в Мекку то ли 9, то ли 11 раз, можно предположить, что он опирался на ставшую ему известной практику других мусульманских общин. К примеру, такого рода исполнения зикра можно видеть в суфийских общинах Турции и в Ираке.Данный вирд географически очень локален, и его мюриды это в основном жители села Бачи-Юрт и близлежащих к нему сел.

По своей структуре все братства, они все почти однотипны, старший вирда (чаще всего член семьи шейха), его помощники (наибы), далее, вирд делится по селам, далее определяется турк (тысячник), который в свою очередь в зависимости от численности последователей своего шейха может иметь несколько помощников по кварталам (сотник или десятник). При этом иерархия очень номинально, так любой из мюридов в праве обращаться напрямую к своему шейху за разъяснениям того или ин6ого вопроса, если не удовлетворен разъяснениями сделанными турком. Авторитет представителя силсилы абсолютен, его действия не обсуждают, и уж тем более не могут быть определены как сомнительные. Именно, последний тезис, сводил на нет акции Советской власти, которая пыталась дискредитировать членов семьи того или иного шейха, так как последователи (мюриды) воспринимали это как вынужденную политику своего шейха с целью отвлечения внимания от себя властей коммунистического режима.

Силсила накшабандийцев чеченского ответвления.

1.Мухаммад (С.А.С)
2.Абу-Бакар –
3.Салман Персидский –
4.Касум, сын Абубакара –
5.Джафар,сын Мохмада –
6.Абу-Язиду Бастамскому –
7.Абдул-Хасану Харканскому –
8.Абу-Али Гармадийскому –
9.Юсуфу Гамаданскому –
10.Абдул-Халику Гуджуванскому (2) –
11.Ариф Рыфкирейскому –
12.Махмуд-Инджир Гафнавайскому –
13.Хазрат-Азмзан, Али Раматинскому –
14.Мохмад-Баба Самаскому –
15.Саид-Амиру Кулалейскому –
16.Мохмад Увасийском-Бухарскому –
17.Шейх Мохмад Бухарскому –
18.Якубу Чарскому-Хасарскому –
19.Хаваджа-Ахрар, шейху Абудл-Самаркандскому –
20.Мохмад-Загиду –
21.Дарвиш-Мохмаду –
22.Хаваджаки Самаркандскому-Амканакинскому –
23.Шейху Мохмад-Баки –
24.Ахмеду-Фаруки Сархандскому –
25.Мохмаду-Масуму –
26.Шейху Сайфудину –
27.Саид-Нур-Мохмаду Бадванскому-
28.Хабибулле марзужанскому –
29.Абдулле Дихлавийскому–
30.Халиду Сулайманскому (Халид Багдади) –
31.Шейху Исмаил Аль-Курдумири Ширванскому(3)
32.Хасмохмада Ширванского –
33.Мохмад Ярагинский –
Далее от шейха Ярагинского идут чеченские шейхи (не всегда стоит считать, что речь идет о национальности, мы имеем ввиду, что они жили и действовали в Чечне)

1.Абдул-Вахаб
2.Абсат-шейх
3.Абдул-Салам
4.Абу-шейх
5.ГIеза-хьажи
6.Дени-шейх
7.Докку-шейх
8.Махма-хьажи
9.Солса-хьажи и Абдул-Хамид Яндаровы
10.Суаип-молла
11.Сулим-хьажи
12.Ташу-хьажи
13.Умалат-хьажи
14.Умалат-шейх
15.Усман-хьажи
16.Элах-молл
При этом следует учесть, что есть чеченские вирды накшбандийского таркиата, которые ведут свою силсилу не от шейха Ярагинского, а в обход его линии, и это связано с именем шейха Джамалайла их Мекки.

1.Шамсуддин-хьажи из Шали
2.Абубакар-хьажи из Бердыкеля
3.Юсуп-хьажи из Кошкельды
4.Абдул-хьажи из Брагунов
5.Ахмад-Дука-хьажи (Абухан) Батукаев
6.Билу-хьажи из Урус-Мартана

Всего с накшабндийским тарикатом в Чечне связаны 109 шейхов, эвлийя и известных религиозных деятелей Чечни. История накшбандийцев в Чечне, это часть нашей с вами истории, а также и сегодняшняя действительность Чечни. Вряд ли стоит искать их погрешности, а следует отдать должное их шейхам, которые полностью отдали себя на служению народа. Своими помыслами они были всегда своим народом, они шли впереди своей братства и умирали чаще всего от рук властей, многие из них исчезли в застенках каземата ВЧК и на просторах сибирской каторги.

Последователи накшбандийского тариката в Чечне бережно хранят традиции своих шейхов, на руках сохранилось много тептаров оставленных их шейхами и ближайшими последователями того или иного шейха. Это клад, который до сих не исследован нашими историками, и ждет своего открытия много интересных дат и событий, зафиксированных и интерпретированных чеченскими хронологами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *